Как сделать куклу оберег. Для чего предназначены обереги.

Методическая разработка (6 класс) на тему: методическая разработка занятия {amp}amp;quot;традиционная народная кукла. изготовление куклы-оберега{amp}amp;quot; | социальная сеть работников образования

СПб ГКУЗ

                                           «Детский санаторий «Берёзка»

СОГЛАСОВАНО: ………………

Заместитель главного врача по УВР

СПб ГКУЗ «Детский санаторий «Берёзка»

Денисова Ю.А.

Тема занятия: 

«ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-ОБЕРЕГА.»

Инструктор по труду: Епишена Н.В.

2020

Конспект занятия на тему: «Традиционная народная кукла. Изготовление куклы-оберега»

Дата проведения: 28 ноября 2020 г.

Возраст: 12-13 лет.

Цель: систематизировать сведения о традиционной народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах, научить изготавливать куклу-оберег – Вепсскую куклу.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с историей появления народной куклы, с обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол; научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол – «Вепсскую куклу».
  • Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса воспитанников к истории народного творчества, творческого потенциала обучающихся.
  • Воспитательная: создать условия для привития уважения к народным обычаям и традициям; приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей; воспитание аккуратности, усидчивости, настойчивости в достижении цели.

Тип занятия: формирование новых знаний.

Методы обучения:

  • Наглядный;
  • Словесный – рассказ, беседа;
  • Практический – изготовление изделия в соответствии с заданием.

Форма организации деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Оборудование и методическое оснащение:

  • ПК, мультимедийный проектор, экран;
  • презентация «Традиционная народная кукла»;
  • выставка «Традиционная народная кукла»;
  • инструкционные карты по изготовлению вепсской куклы;
  • музыкальное сопровождение:

«Красно солнышко» — сл. Шаферан И., муз. Аедонитского П., «Красный сарафан» — сл. Цыганова Н.Г., муз. Варламова А.Е.

Инструменты и материалы: ножницы, лоскуты белой и разноцветной ткани размером 20х20 см для головы и сарафана, лоскут цветной ткани 5х7 см для передника, красные нитки «ирис» для обмотки деталей, синтепон, тесьма, кружево, ленточки.

Объект труда: Вепсская кукла.

Педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • музыкальная терапия.

Межпредметные связи: история, математика, технология, музыка.

Подготовительная работа:

  • подобрать интересные факты о русской народной кукле;
  • изготовить образцы народных кукол;
  • создать слайдовую презентацию;
  • оформить выставку «Традиционная народная кукла»;

Ожидаемые результаты:

  • усвоение знаний о традициях русского народа;
  • умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол-оберегов;
  • умение изготавливать традиционных народных кукол по старинным технологиям.

Структура занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к занятию. Мотивация.
  2. Вступительная часть. Актуализация. Тема. Цель.
  3. Новый материал: теоретическая часть (история кукол; виды кукол)
  4. Практическая часть (индивидуальная, коллективная и работа в парах с обучающимися):
  • техника безопасности;
  • работа с инструкционными картами;
  • физкультминутка;
  • самостоятельная работа (изготовление и оформление куклы).
  1. Итог занятия:
  1. демонстрация, обсуждение работ;
  2. вывод по занятию.
  1. Рефлексия.
  2. Уборка рабочих мест и кабинета.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитанники входят в кабинет и рассаживаются.

Приветствие воспитанников.

— Здравствуйте, ребята, мне очень приятно видеть вас на занятии.

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и пожелаем друг другу хорошего настроения, успехов, удачи. Молодцы, садитесь, пожалуйста.

Мотивация.

— На столе у вас находятся рабочие материалы, которые мы будем использовать на занятии.

Хочется надеяться, что знания, полученные сегодня, вам пригодятся в будущем.

  1. Вступительная часть. Актуализация. Тема. Цель.

Актуализация. Возрождение традиции.

Сегодняшний интерес к народной традиционной кукле необычайно велик. Ведь народная традиционная кукла является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная в магазине пластмассовая. Нам следует сохранять свою многовековую традицию создания куклы. И понятен интерес к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так уютно засыпать.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии?

(Ответы детей).

Учитель: правильно, о кукле. Обратите внимание на выставку кукол. Как вы думаете, какие это куклы?

(Ответы детей).

Учитель: конечно же, это традиционные народные куклы.

Слайд 1. Тема нашего занятия: «Традиционная народная кукла».

Слайд 2. Цель: «Систематизировать сведения о традиционной народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах; научить изготавливать куклу-оберег – «Вепсскую куклу».

Учитель: ребята, к выставке мы с вами ещё вернёмся.

Хотите больше узнать о традиционной народной кукле?

(Ответы детей).

Учитель: тогда, отправимся путешествовать в мир традиционных народных кукол, познакомимся с историей возникновения кукол и научимся изготавливать их так, как делали наши прабабушки.

  1. Новый материал. Теоретическая часть. Презентация «История кукол».

Учитель: Послушайте слова А. Д. Синявского:

Слайд 3. «Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,

И дети перестали бы походить на родителей,

И народ бы рассеялся пылью по лицу земли».

А. Д. Синявский («Голос из хора»).

Автор подчёркивает значение и важность традиционной народной куклы, как для детей, так и для народа в целом.

Кукла пришла к нам из первобытных времён.

Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным, страшным и пугающим для него. С неба лилась вода, стрелами падал огонь (дождь и молния). Вода смывала и уносила жилища, людей, посевы. Молнии убивали людей и скот, поджигая дома. Солнце сжигало всё засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задался вопросом: «А кто всё это делает»? И нашёл для себя ответ: «Конечно, это были высшие и могущественные существа – боги». И вот люди подумали, а что, если создать изображения богов и дать им имена? Тогда можно будет знать, у кого просить помощи и защиты, кому поклоняться. Так появились боги. Чаще всего изображали богов в виде человеческих фигур. Это были деревянные идолы, паяцы, затем чучела. Наверное, это и были самые первые куклы в истории человечества! Люди верили им, поклонялись, надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первобытных людей.

Слайд 4. Славянские древние боги.

Учитель: когда люди просили о чём-то богов, то они обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Но, однажды кому-то пришло в голову предложить в жертву вместо живого человека – куклу. Взяли полено, обрядили его в платок, сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла жизнь человеку.

Разным богам стали приносить в жертву разных кукол-чучел. А взамен просили здоровья, урожая, любви.

Материалы для их изготовления брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпицы…

Слайд 5. Куклы, которые участвовали в обрядах жертвоприношения, имели свои имена: Кострома, Купавка, Ярило, Масленица и другие.

Учитель: ребята, а кто знает, как назывались эти куклы одним общим словом?

(Ответы воспитанников).

Учитель: правильно, обрядовые.

Виды кукол.

Слайд 6. Условно, все многообразие кукол можно было разделить на три вида: обрядовые, обереги, игровые.

Учитель: мы уже знаем, что обрядовые куклы – это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках. По завершению обряда их сжигали на кострах, топили в воде, разбрасывали по полям.  

В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребёнка. После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения. Отцу ребёнка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «кувадку».

В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозлённые духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевлённые образы людей вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленатую куклу. После родов куклы обязательно сжигались во время обряда очищения.

К концу 19 века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от козней злых духов.

Слайд 7. Куклы «Кувадки»

За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу-оберег в колыбель. Та обогревала кроватку и уберегала от сглаза. После рождения эти куклы висели гроздьями над колыбелькой, охраняя сон малыша. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно в кроватке было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и весёлые они заменяли погремушки.

Слайд 8. Куклы «Мартинички»

Обрядом «заклинания весны» начинался цикл весенне-летних праздников в русской деревне. Наряду со сложными ритуальными действиями, в которых главными участниками были дети и молодёжь, обязательным атрибутом являлись маленькие нитяные куколки. Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол называли «Мартиничками». Их вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал весенний ветер.

Слайд 9.  Кукла «Десятиручка»

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла «Десятиручка» (многоручка) помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина всё успевала и всё у неё ладилось.

Куклы-обереги – важная часть народной культуры. Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или играли, они всегда были очень сильными помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков.

Обережные куклы сами по себе делятся на несколько категорий. Существуют те, что защищают ребенка от болезней или сглаза; обереги для молодых девушек или парней; для беременных женщин; для защиты благополучия семьи и так далее.

Слайд 10. При изготовлении куклы-оберега существуют некие правила, нормы, которые передаются из поколения в поколение столетиями вместе с приёмами их изготовления.

Итак, прежде всего у куклы не должно быть лица. Наши предки верили, будто только безликая кукла может служить во благо. В обратном случае, в неё через глаза может вселиться злой дух. Поэтому понятно, что у обережных кукол, особенно у тех, которые предназначались детям, никогда не рисовали лицо. Иногда на нём вышивали крест. (Крест обладает мощным охранным действием).

Для лица обычно использовалась белая ткань, что символизировало светлые помыслы и намерения творящего.

При изготовлении куклы никогда не использовали иголки или ножницы, всё должно приматываться либо привязываться. Более того, ткань тоже нужно не резать, а рвать. Не зря другое название таких кукол – «рванки».

Ещё одним основоположным принципом создания кукол считалось неучастие мужчин в этом процессе. Только женщины как берегини рода и смотрительницы традиций могли совершать этот ритуал.

За работу надо садиться с позитивными мыслями, в хорошем настроении и перенести эти чувства в своё творение.

Для куклы-оберега из ткани нужно обязательно использовать натуральный материал. Хорошо, если это будет ношеная ткань, но только если с ней связаны хорошие воспоминания, то есть позитивная энергия.

Существуют правила насчёт узлов и мотков при создании куклы-оберега. Количество узлов и мотков должно быть нечётным. Моток нужно наматывать по часовой стрелке, как говорится посолонь.

Кукла должна быть сделана за один присест. Нельзя растягивать процесс на весь день, а тем более на несколько дней.

Слайд 11. Кукла «Пеленашка»

Первая кукла, которая появлялась в люльке у ребёнка – «Пеленашка». Внешне она была копией свёртка с младенцем и предназначалась для того, чтобы духи их перепутали и не навредили ребёнку. Она оставалась в колыбельке до тех пор, пока ребёнка не крестили, после этого он вставал под защиту креста.

Слайд 12. Кукла «Неразлучники»

Кукла «Неразлучники» – это свадебная кукла, которая дарилась молодожёнам и символизировала их долгие, крепкие отношения. Она делалась на одной общей руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. С появлением у молодой пары детей, плечи кукол раздвигались, и на общей руке вешались маленькие нитяные куколки. Сколько в семье детей, столько куколок на руке.

Слайд 13. Кукла «На счастье»

Самая юная и обаятельная кукла отличалась длинной косой, символизирующей долгую и беззаботную жизнь. Сама куколка маленькая (4 -5 см), она крепко стоит на ногах, опираясь на косу. Чем длиннее коса, тем большую защитную силу имеет берегиня. По поверью, в женских волосах жизненная сила.

Игровые куклы

Игровые куклы не имели никакой магической функции, они служили, как понятно из названия, детям для игр. Этих кукол мастерили своими руками с выдумкой и любовью. Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сестры. С пяти лет каждая девочка могла сделать себе куклу сама. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – беде не миновать. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе, и. т д. Таким образом, в играх воспроизводился знакомый быт многочисленной крестьянской семьи, усваивались сложные устоявшиеся внутрисемейные отношения.

Кукол бережно хранили и никогда не выбрасывали. Кукла, на самом деле, выполняла очень важную роль. С помощью неё из поколения в поколение передавался веками накопленный жизненный опыт.

Слайд 14. Кукла «Зайчик на пальчик»

Первая игровая кукла, которая появлялась у ребёнка – «Зайчик на пальчик». Уходя из дома, родители надевали на пальчик зайчика, чтобы он играл им и не скучал. А ещё эта куколка способствовала развитию у малыша хватательного рефлекса и мелкой моторики.

Слайд 15. Кукла «Стригушка»

«Стригушка» – это детская игровая кукла. «Стригушки» были широко известны в старину, их делали из природных материалов: травы, сена, лыка, соломы и т. п.

«Стригушка» умела плясать. Если её поставить на стол и осторожно постучать по нему руками, весёлая и послушная куколка будет двигаться и крутиться.

Упомянутыми куклами не исчерпывается огромный пласт традиционной русской культуры – изготовления народных кукол. Это лишь малая часть из того многообразия, которое существовало.

  1. Практическая работа. Презентация «Технология изготовления куклы-оберега – Вепсской куклы».

Сегодня мы с вами попробуем изготовить одну из самых распространённых тряпичных кукол — Вепсскую куклу. Кукла названа в честь создавшего её народа. Вепсы – один из народов, принадлежащих к финно-угорской языковой группе. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающей на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с северорусскими.

Эта кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью. Это образ замужней женщины. Её большая грудь символизирует способность прокормить всех. До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в неё клали эту куклу. А после рождения вешали над ребёнком как оберег. Она сопровождала ребёнка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», т. е. не рвалась, портилась. Делалась она из старых вещей матери, причём без использования ножниц и иглы – это правило соблюдалось при изготовлении оберегов, чтобы жизнь ребёнка не была «резаная и колотая».

Учитель: Ребята, традиционные русские куклы выполнялись без прикосновения режущих и колющих предметов. Мы же с вами отступим от правила и воспользуемся ножницами.

Чтобы наше занятие прошло успешно, повторим технику безопасности при работе с ножницами.

Инструктаж по технике безопасности.

(Дети повторяют правила работы с ножницами).

Работа с инструкционными картами (установление последовательности изготовления куклы).

Слайд 16. Технология изготовления «Вепсской куклы».

Для работы нам понадобится:

— инструкционные карты по изготовлению Вепсской куклы;

— лоскут белой х/б ткани 20×20 см;

— 3 лоскута разноцветной х/б ткани 20×20 см;

— лоскут ткани для косынки;

— лоскут ткани для фартука;

— синтепон;

— х/б нитки красного цвета (сам по себе красный цвет несёт в себе обережную силу);

— ножницы.

Учитель:

— делит учащихся на пары для работы (с целью оказания помощи друг другу при завязывании узелков);

— инструктирует учащихся о ходе работы, используя презентацию, на слайдах которой изображены этапы работы;

Физкультминутка

Сасостоятельная работа (изготовление и оформление куклы).

Слайд 17. Технология изготовления Вепсской куклы

Шаг 1. Изготовление головы куклы.

В середину белого лоскута вкладываем кусочек синтепона, формируем голову и обматываем красной нитью три раза, делаем тройной закреп. Заготовке придаём форму туловища, сложив её по диагонали. Углы, находящиеся по сторонам заготовки, – это ручки, углы, смыкающиеся снизу, — туловище.

Слайд 18.

Шаг 2. Оформление ручек. Сложить уголки ткани вовнутрь, сделать тройную обмотку, закрепить ниткой на три узелка.

Шаг 3. Оформление туловища. Соединить нижние концы заготовки, трижды обмотать ниткой, закрепить на три узелка.

Слайд 19.

Шаг 4. Подготовка груди. Аналогично изготовлению головы куклы с использованием двух разноцветных лоскутов 20×20 см.

Шаг 5. Соединить детали груди с туловищем куклы, также примотав нитью.

Слайд 20.

Шаг 6. Готовим заднюю часть сарафана. Сложить третий лоскут ткани 20×20 см дважды по диагонали.

Шаг 7. Соединяем деталь сарафана сзади, приложив её к линии груди вниз уголком, сматываем.

Слайд 21.

Шаг 8. Приложить лоскутик фартука на лицо кукле лицевой стороной вниз, примотать нитью, сделать закреп, нить можно оторвать.

Слайд 22.

Шаг 9. Одеваем кукле косынку. Концы косынки крест на крест выводим на затылок и закрепляем на узелок.

«Вепсская кукла» — оберег готова!

Слайд 23.

  1. Итог занятия:

Демонстрация выполненных работ, организация выставки, обсуждение результатов. Отмечаются интересные решения в оформлении куклы.

Учитель: ребята, а теперь вернёмся к выставке «Традиционная народная кукла». Какие куклы здесь обрядовые, обереги, игровые?

(Ответы воспитанников).

Вывод по занятию.

Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.

 В этом главная ценность традиционной народной куклы.

  1. Рефлексия:
  1. Что нового вы узнали сегодня на занятии?
  2. Чему научились?
  3. Какие трудности испытывали?
  4. Как удалось справиться с затруднениями?
  5. Где вы можете применить свои куклы;
  6. Хотелось бы вам научиться изготавливать другие куклы?
  7. Уборка рабочих мест и кабинета.

Список используемой литературы.

1. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2020.

2. О.Я. Воробьева Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Волгоград: Учитель, 2009.

Список электронных источников.

https://mytor.ru/shkola/tekhnologiya/library/2020/11/18/urok-masterstva-russkaya-narodnaya-kukla-izgotovlenie-kukly 

http://www.pribaikal.ru/cheremhovskij_item/article/2603.html

https://club.osinka.ru/topic-19576

https://infourok.ru/konspekt_netradicionnogo_uroka_master-klass_po_predmetu_izobrazitelnoe_iskusstvo_na_temu-182007.htm 

More from my site

Еще про Тора:  Мастер-класс «Традиционная национальная тряпичная кукла-закрутка». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector