Творческий проект Куклы обереги в истории России

Творческий проект куклы обереги в истории россии

Тема исследовательского проекта

«Куклы обереги»

Оглавление

Ведение………………………………………………………………..

Основная часть………………………………………………………

Авторский анализ…………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………..

Введение

Данная тема мне показалась интересной потому, что кукла это самая древняя и популярная игрушка. Ведь именно куклы могут рассказать нам о истории нашего народа о традициях, о истории русского костюма.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Именно эта тайна куклы, ее магия и стала мне интересна.

Цель исследования: Изучение истории кукол оберегов и применение их человеком в своей жизни

Задачи: Познакомиться с историей возникновения кукол оберегов.

Изучить виды кукол-оберегов и технологию изготовления.

Изготовить несколько кукол оберегов и научить изготавливать таких кукол своих товарищей.

Исследовательский момент: Выявить информированность современных детей по теме наших исследований.

Актуальность:  В настоящее время изучение истории своего народа актуальна и важна для каждого человека, так как свою историю нужно знать. Ведь именно на знании истории своего народа, строится будущее.

Гипотеза: на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Объект исследования: традиционная русская кукла-оберег

Предмет исследования: Процесс изготовления традиционной куклы.

По времени изучения- проект краткосрочный.

Основная часть.

История оберега:

Слово оберег, исконно славянское. Если посмотреть словарь В.Даля, то оберег-заговор, зачуранья слова и обряд порчи, наговор, нашепты для разрушения или недопущения вредных чар, талисман, ладан, от порчи, сглаза. На протяжении всей истории России ни один дом не обходился без оберегов. В изготовлении оберегов использовались растения, натуральные ткани, миниатюрные предметы домашнего обихода: топор, ложка, лапти. С течением времени менялись предметы, ткани, но основная цель оберегов оставалась -это защита своего дома, своих близких от сглаза, порчи, болезни.

И сейчас во многих домах есть обереги – это могут быть подковы, висящие на стене в прихожей, или венички, или домовой из холщового мешка, упрятанный в укромное место. В век современных технологий, компьютерной техники, мобильных телефонов, скромная куколка-закрутка вносит в наше жилище частичку живой души, оберегая и соединяя нас с нашими предками.К уколки не всегда считались исключительно детскими игрушками. Наши предки древние славяне придавали таким ручным поделкам особое значение и называли их куклами оберегами. Подобные изделия были призваны защищать дом и всю семью от различных темных искусств, каждому случаю соответствовала своя куколка.

Такие славянские поделки были в нескольких единицах в каждом доме и чаще всего их передавали по наследству как ценную реликвию. Они могли легко отвести сглаз и порчу, излечить больного и защитить слабого. Славянские куклы охраняли дом и днем и ночью от всяческих несчастий.

Выполнялись они в различном исполнении, в зависимости от умений изготовителя и приписываемых им защитных функций. Но существовало и одна общая для всех кукол черта: они никогда не имели лица.

Этот факт объяснялся тем, приобретая черты и становясь полноценной куклой, она могла подвергнуться воздействию черных сил. В таком случае славянские куклы уже несли негативную энергию в дом, вместо того, чтобы защищать его.

Кроме того, изготовитель чаще всего, рисуя лицо кукле, неосознанно придавал ему сходство с определенным человеком. Это, в свою очередь, значительно снижало защитные свойства оберега и привязывало такую куклу к этому человеку. Для образца такой куколки подобная роль сулила неприятности и перенос на него всех невзгод с оберега.

Кроме защиты славянские куклы обереги несли в себе и другие функции:

Определенные виды таких кукол оберегов могли оказывать помощь в быту и хозяйстве.

Если вам требовалась устроить личную жизнь или решить какие-либо разногласия между супругами, то на помощь также придет обережная куколка.

Каждому празднику и важному событию в жизни любого человека соответствовала своя кукла, которая обязательно должна была присутствовать в доме в этот день.

по назначению — игровые, обрядовые и обереги;

по способу изготовления – сшивные и несшивные (закрутку);

по образу – куклы-крестьянки и куклы-барыни.

Виды кукол:

Существовало очень много кукол оберегов, каждая из которых отвечала за определенную жизненную ситуацию. Мы перечислим самые популярные из них, магия которых поможет сделать и нашу современную жизнь немного легче и безопаснее:

Зольная куколка. Предназначалась для оберегания семейного благополучия, являлась хранительницей очага.

Кукла Крупеничка. Также являлась хранительницей дома. Гарантировала сытость семьи и ее обеспеченность.

Кукла Травница-кубышка. Защищала от дурного глаза, чистила и хранила правильную энергетику, как в доме, так и на всех членах семьи.

Кукла оберег Пеленашка. Такую куколку будущая мать создавала для своего еще не родившегося малыша.

Неразлучники-куколки. Две оберега, соединенных в одну куколку. Подобная защита предназначалась молодоженам на свадебную церемонию.

Кукла Желанница. Универсальный оберег, способный исполнить ваше самое заветное желание.

Кукла Десятиручка. Эта куколка, кроме защитной функции, еще и помогала молодым хозяйкам по домашним делам.

Кукла День-ночь. Такой оберег предназначался для жилища, чтобы ваш дом имел круглосуточную защиту в любое время суток.

Куколка Толстушка. Такой оберег делали близкие родственники для женщины, когда та не могла долго зачать ребенка.

Кукла Подорожница. Такой оберег предназначался тому, кто отправлялся в дальнюю дорогу, где ему непременно требовалась помощь.

Зольная кукла

Такая кукла, способная защитить дом в целом и каждого ее члена семьи от темной магии, была обязательным оберегом в каждой древнеславянской семье. Изготавливали ее из небольшой горсти домашней золы: отсюда пошло и ее имя.

Зола смешивалась с различными веществами, придававшие ей прочность, и скатывалась в виде шарика. Такой круг служил головой Зольной кукле, остальная часть оберега исполнялась, как было заведено, из ткани и нитей. Семейная защитница была единственной куклой обережницей, не имевшей волос и головного убора.

Зольная куколка передавалась от поколения к поколению по женской линии. Этим она олицетворяла единство семей и помогала молодой хозяйке учиться бережно охранять семейный очаг.

Также такой оберег изготавливали из золы, если требовалось покинуть старый дом и переехать в новое жилище. В виде такой куколки с собой уносилась семейная сила огня и золы из прежнего обиталища.

Кукла крупеничка

А такую куколку было необходимо изготовить самой хозяйке дома, чтобы обеспечить сытость и материальное благополучие своих близких. Крупеничке отводилось самое почетное место в доме, которое обязательно должно было находиться на виду. Чаще всего ее обиталищем становилась гостиная или кухня.

Крупеничка считалась самой главной обережной куклой любого дома.

Для ее изготовления, помимо ткани, использовалось и зерно. Его небольшая горсть ссыпалась в маленький мешочек, который представлял собой тело куколки. Когда наставало время посевной, то первой горстью, засевавшей поле, ставало зерно из обережной славянской куклы. А после сбора хорошего урожая в нее вкладывалась новая горсть свежего зерна. Таким образом, оберегу приносилось подношение, взамен чего она всегда оберегала семью от голода.

Такая куколка всегда изготавливалась полной и круглой, так как считалось, что если Крупеничка худа, то достатка в доме не будет.

В современных условиях можно заменить зерно на любую крупу, главное, не забывать периодически использовать ее для приготовления пищи. Взамен следует сразу же насыпать нового подношения.

Кукла Кубышка

Такая поделка оберег также должна была обязательно присутствовать в каждом доме, чтобы оберегать его от негатива со стороны. Кроме того, Кубышка отвечала за благополучную атмосферу внутри самой семьи и чистый воздух в доме.

В процессе ее создания мастерица использовала сушеные ароматные и лечебные травы, которые источали приятный запах. Их зашивали в тельце Кубышки-травницы, которая непременно создавалась пухленькой. Считалось, что так она имеет наибольшую силу. Периодически травы заменялись на новые, что позволяло поддерживать силы оберега.

Размещали такую куклу непременно в прихожей, над входной дверью. Там она могла наилучшим образом защищать дом от чужих негативных мыслей. Полагалось, что если человек, имеющий злые намерения, приходил под таким оберегом, то его мысли очищались и не проходили в дом.

Еще про Тора:  Славянские обереги и их значение: защитная сила предков

Также подобная Кубышка-травница располагалась возле самого незащищенного члена семьи, например, маленького ребенка. В этом случае она помогала уберечь малыша от сглаза и порчи.

Кукла-пеленашка

Такую куколку плела своими руками девушка, когда узнавала что ждет малыша. Внешне она напоминала маленького ребеночка, завернутое в пеленки.

Лежала Пеленашка до самых родов в детской люльке, согревала место для малыша. А после появления его на свет сопровождала дитя постоянно, пока его не крестили. Считалось что в этот период малыш наиболее нуждается в защите от черной энергии.

После крещения такой оберег прятался на хранение, но извлекался на свет в том случае, если дите заболевало. Тогда Пеленашке предстояло забрать со своего подопечного всю хворь.

Кукла неразлучники.

Такой оберег было принято дарить на свадьбу молодым. Мастерили подобную куклу в виде двух отдельных изделий, соединенных общей рукой. Неразлучники символизировали сплоченность новой семьи и взаимопомощь.

Кукла желанница

Такой оберег помогал нашим предкам в исполнении желания. Ограничения не было, но исполнить Желанница могла только одну мечту.

Для это требовалось, что бы мастерица во время выполнения куколки думала исключительно о своем желании, а по завершении работы встала перед большим зеркалом с оберегом в руках и трижды произнесла мечту вслух.

Кукла травница

Такую куклу использовали, чтобы излечить человека как от физической болезни, так и от духовной проблемы. Сделать ее следовало больному человеку самостоятельно, своими руками. При этом в процессе работы, следовала мысленно перенести свою проблему на куклу, поверить что теперь она не в вас, а в обереге.

Кукла подорожница

Если близкий вам человек был вынужден отправиться в далекий путь, ему непременно следует смастерить своими руками куклу Подорожницу. Такой оберег делается в виде куколки с небольшим узелком в руках. Он способен защитить от всех неприятностей, которые могут повстречаться в пути, главное взять ее с собой.

Правила изготовления кукол

Несшивную куклу-оберег (закрутку) вертели из ношеной материи, так как считалось, что она хранила энергию рода (родовую силу).

Кукол бережно хранили, в иных домах их накапливалось до ста штук. Рваные, нерезаные края лоскута пророчили хозяйке куклы целостность без изъянов.

Красный цвет означал жизнь и здоровье, оберегал.

Белый цвет выражал одухотворение и чистоту помыслов хозяев.

Куклу — берегиню вертели без применения иголок, ножниц, клея, чтобы не нанести вред тем, чьё здоровье и благо она будет хранить, ткань лишь рвалась и связывалась.

Куколки -берегини всегда делались с белым лицом – для того, чтобы через эту куколку нельзя было перенести злые мысли и поступки на её владелицу.

Ниточки обрывались руками или перекусывались зубами, а если что и надо было обрезать, то сначала резали, а потом уже прикладывали к куколке.

При изготовлении куколок ни в коем случае не допускалось присутствие мужских энергий в помещении, где происходило таинство.

Собирались девушки, женщины, садились за стол и работали, напевая и разговаривая о своём, о девичьем.

Самым важным при изготовлении куколок была не сама техника, а именно образы, которые вкладывались в этот процесс. Например, пальчиками крутит голову куколке мастерица, а про себя приговаривает: «светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью». Делает кукле грудь и вкладывает в неё образы счастливого материнства, достатка в семье, доброты владелицы .Поэтому такие куклы могли делать только тем, кого мастерица любила и от души добра хотела – себе, мужу, дочери, сыну, сестре и так далее. Если в процессе работы над куклой что-то не ладилось – нитка не там оборвется вдруг, или никак ровно не получается расправить какую-нибудь складку – говорили: «несчастье на куколку придёт, а меня (или имя того, кому делался оберег) обойдёт». По окончании работы, по старому крестьянскому обычаю, дабы избавиться от какой-нибудь напасти, куколку три раза поворачивали против часовой стрелке, приговаривая: « отвернись злом, повернись добром».

Обращаться с куколкой надо очень бережно, помня о её высоком предназначении – хранить здоровье, дух, благосостояние, любовь и всё, что Вы ещё захотите у неё попросить.

Глава 2. Основные этапы работы

Этап

Описание этапа проекта

Результат

Изучение литературы и интернет ресурсов по данной теме

В течении недели изучалась литература по теме и интернет ресурсы. Общая информация сохранялась и оформлялась.

Написание исторической справки о куклах оберегах.

Иследовательская деятельность

Изучение вопроса о роли оберегов, о знании видов оберегов. Изучался вопрос о наличии оберегов в доме. Так же проведение опроса – какие обереги более ценны, изготовленные своими руками, подаренные или купленные.

Результаты анкетирования.

Подбор материалов для изготовления оберегов.

Изучались сво-ва ткани и ее расцветка. Выбиралась ткань соответствующая для изготовления изделия.

Набор ткани для изделия

Изучение мастер-классов в сетях интернета.

Изготовление куклы

Изготовленная кукла оберег

Определение стоимости изделия и его экологичности.

Расчет стоимости материалов

Смета изделия

Проведение мастер-класса для своих товарищей в классе и в объединении.

Разработка технологической карты для занятия, презентаций для мастер-класса, книжки –брошурки с информацией для учащихся совместно с педагогом.

Подведения итогов проектной деятельности

Глава 3. Практическая часть

Практическая часть моего проекта включает:

Исследовательскую деятельность ( проведение анкетирования среди учащихся)

Практическую деятельность- изготовление куклы-траницы, проведения мастер-класса для учащихся объединения.

3.1 Исследовательская деятельность.

На данном этапе меня интересовал вопрос, о том знают ли учащиеся объединений о куклах оберегах, о их разновидностях, о роли кукол в жизни человека. Так же мне нужно было узнать о том, есть ли у кого-нибудь дома такой оберег. Так же мне необходимо было узнать актуально ли на данный момент значение оберегов для людей.

Для этого совместно с моим педагогом мы разработали ряд вопросов, на которые предложили ответить учащимся из объединений «Бисероплетение», «Рукодельница», «Тестопластика», «Арт-студия», «Мармелад», а так же учащимся 6 класса МОУ СОШ № 22, в котором непосредственно проходит моя деятельность. Таким образом я старалась охватить учащихся творческих объединений, которые непосредственно связаны с декоративно-прикладной деятельностью, а так же ребят, которые к прикладному творчеству не имеют ни какого отношения.

Результаты моего исследования показали:

Подавляющее большинство опрошенных верит в приметы и домовых. У многих дома оказались такие предметы с функцией оберега- подковы, домовые, венички. Эти данные показывают, что наша гипотеза о том, что обереги не утеряли в современное время своё значение, верна. Большинство людей верят в силу оберегов и пользуются ими. И, как и тысячи лет, назад обереги в нашей жизни присутствуют.

Но также, большое кол-во опрошенных не знают о куклах оберегах, а также о их значении. Мои сверстники не верят в обережную силу кукол-оберегов . Я считаю, что это связано с незнанием истинного значения того или иного оберега, поэтому в своей работе мы решили рассказать об оберегах, которые охраняют и оберегают от несчастий наш дом, создать презентацию по данной теме и подготовить информационные брошуры, а так же провести мастер-класс.

Анкета-опросник «Что вы знаете о оберегах»

Дорогой друг ! Просим ответить на наши вопросы:

В каком объединении вы занимаетесь…………………………………….

Сколько Вам лет…………………………………………………………….

Вы верите в приметы и обереги?………………………………………………………………….

Есть у вас дома обереги?……………………………………………………

Какие обереги у Вас дома?…………………………………………………

Знаете ли Вы значение своего оберега?……………………………………………….

Изготавливали Вы обереги своими руками?………………………………………

Какие обереги Вам нравятся больше: покупные или изготовленные своими руками……………………………………………………………….

Знаете ли Вы, что есть куклы обереги?………………………………………………

Хотели ли Вы сами изготовить куклу оберег………………………………………………………………………

Спасибо за уделенное нам время!

3.2 Практическая часть.

Выбор материалов

Материалом для изготовления куклы служит хлопчатобумажная ткань с ярким печатным рисунком. Новую ткань покупать не надо, можно использовать остатки ткани после раскроя изделий. Для верхней части куклы нужна белая хлопчатобумажная ткань, а для нижней — выбираем яркие кусочки из остатков материи.

Дополнительные материалы: нитки, тесьма, шитьё, цветная узкая лента, синтепон или вата.

Изучение мастер-классов в сети интернет.

В сетях интернет очень много информации о куклах оберегах, а так же большое кол-во предложенных мастер-классов. Предложенные мастер-классы в сети интернет, которые мне показались более понятными:chudopredki.ru8240-kak-sdelat-kuklu-obereg-…,toysew.rukukly/obereg-svoimi-rukami-shit.html,grimuar.ruОберегиКуклыКуклыобереги

Инструменты и приспособления

Для работы понадобятся :

Еще про Тора:  Куклы обереги: славянские, своими руками, пошаговый мастер-класс.

— утюжильная доска, утюг, пульверизатор; нитки х/б № 50 или лавсан № 60 ножницы; линейка, мелок, простой карандаш;

Эколого — экономический расчет

Изготовление кукол оберегов — экологически чистое производство, что очень важно в данное время!:

нет вреда окружающей природе;

нет выбросов в окружающую атмосферу;

нет вреда здоровью;

материалы из натурального сырья.

Изготовление кукол оберегов — производство с самой низкой себестоимостью:

использование остатков цветной хлопчатобумажной ткани после раскроя;

использование ниток, тесьмы, лент, кружева, синтепона имеющихся в наличии;

затраты на белую х/б ткань составили 16рублей (0,5м Х32руб.)

работы выполнялись в дневное время

Кукла-травница

1.Этап

Приготовьте из цветной ткани квадрат

25х25 сантиметров.

Затем сверните квадрат на 4 части и обрежьте углы, для того, чтобы получился круг.

2.Этап

Соберите ткань по кругу сметочным швом.

Затем набейте синтепоном деталь юбки.

3. этап

Делаем голову. Отрежьте квадрат 20х20. Положите в центр шарик ваты. Сформируйте голову , ручки и туловище из ткани.

4. этап

Заделайте ручки и туловище. Обвяжите ручки и туловище красной нитью.

5.Этап

Делаем грудь кукле. Нужны кусочки ткани 15х15. Положите синтепон в центр квадрата и затените ниткой. Затем свяжите мешочки вместе.

6. Этап

Связываем грудь и тело вместе. Связываем вместе юбку и туловище .куклы.

7. Этап оформляем фартук и косынку кукле.

Проведение мастер-класса

Для проведения масте-класса, мы совместно с педагогом, разработали презентацию по исторической справке о куклах оберегах, а так же презентацию с мастер-классом «Изготовление куклы-травницы». Для учащихся была разработана также технологическая карта, по изготовлению куклы.

Вот, что у нас получилось:

Выводы и результаты:

Цель и все поставленные задачи нашего проекта, мы выполнили. Я узнала историю кукол-оберегов, узнала много нового о предназначении кукол-оберегов, их роль в жизни предков. Научилась своими руками изготавливать кукол-оберегов. Выяснила для себя, что и в наше время куклы-обереги актуальны, их делают очень, многие , а так же многие желают сделать этих кукол своими руками для себя и для своих близких.

В ходе своего проекта познакомила с историей тряпичных кукол-скруток своих одноклассников и учащихся объединения «Арт-студия». Провела мастер-класс «Изготовление куклы-травницы». Мастер-класс был очень интересен детям и они увидели, что такие куклы обереги несложно изготавливаются и не требуют больших затрат.

Я считаю, что даже в наш компьютерный век современным детям нужно знать о истории своего народа, о обычаях своего народа. В наше время создание кукол -оберегов возвращается в жизнь, людьми увлеченными традициями своего народа. Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».

Используемая литература и интернет ресурсы:

Тряпичные куклы. Автор Т.М.Ткачук, М.:АСТ:Полиграфиздат,2020

Оригинальные куклы своими руками А.Зайцева. –М:Эксмо,2020

Делаем куклы/Пер. с ит.-М.:Издательство «Ниола-Пресс»,2020

www.krupenichka.ru

http://www.oxanafa.ru/narkykla/

http://slovarozhegova.ru

http://www.rukukla.ru

ttp://odonw.ru/forum/27-98-1

http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/slavjanskie-kukly-oberegi.html

http://ped-kopilka.ru/

§

§

Воспитывающая среда детского учреждения должна создавать условия для возникновения и укрепления у детей чувств преданности, верности, любви к малой Родине, к России. Самореализация детей в условиях ЦДТ №5 предполагает:

• осознание целей и знания предлагаемых видов деятельности для личностного

саморазвития;

• учёт осознанности каждым ребёнком своего «Я»;

• учёт возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих

обеспечению самореализации подростка;

• создание ситуации успеха.

Целью патриотического воспитания является развитие у молодёжи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и готовности ких активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

• утверждение в сознании и чувствах молодёжи патриотических ценностей,

взглядов и убеждений;

• уважение ккультурному и историческому прошлому России, к традициям;

• воспитание преданности и любви ксвоему народу.

Не научив ребёнка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нём патриота.

Гордость за свой народ, глубокое чувство любви кРодине, готовность защищать её в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев — все эти качества воспитываются и прививаются в детстве.

«Я видел свою воспитательную задачу в том, — писал В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям», — чтобы детям было дорого всё созданное старшими поколениями, всё добытое и завоёванное в тяжёлой борьбе за свободу и независимость Отечества, за счастье трудящихся».

А.Н.Толстой писал: «Родина наша — колыбель героев, огненный горн, где
плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь».

Хотелось бы верить, что нынешнее подрастающее поколение будет таким же
крепким морально и физически. В этом свою положительную роль сыграет
патриотическое воспитание учащихся.

Занятия в учебных объединениях Центра детского творчества №5 представляют собой совокупность прикладных, духовных ценностей, создаваемых и используемых нами в целях физического развития молодого человека, укрепления его здоровья, способствуют воспитанию гражданина как личности.

Педагогическое сопровождение приобретает всё более значимую роль в воспитании личности учащихся, включает в себя поддержку и помощь по стороны педагога, стимулирующего самостоятельность и самовоспитание.

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учётом возрастных особенностей учащихся в образовательном, соревновательном и внеучебном процессе.

§

Использование ИКТ при обучении декоративно-прикладному искусству

Использование ИКТ при обучении декоративно-прикладному искусствуоткрывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению. У  педагога появляется
возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса, широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации творческой работы оьучающихся.

Чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе PowerPoint. Эта программа дает  педагогу неограниченные возможности для творчества и для более эффективного средства повышения уровня познавательной активности. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Варианты
использования презентаций в работе с обучающимися:

1. Проведение презентаций на  занятиях при объяснении нового материала:
заранее созданная презентация заменяет  демонстрационный материал при объяснении нового материала, способствуя фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.

2. Наглядная демонстрация процесса (построение  схем, таблиц, пошаговая
инструкция ),  который невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

3. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов: подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада; создание фотоальбомов как
отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.

4. Совместное изучение источников и материалов  по программе
(например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных
энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.) Особое место в МУП занимали фрагменты из учебных, документальных фильмов и телепередач. Включение в презентацию видеофайлов   наиболее целесообразно, когда невозможно   непосредственно наблюдать изучаемые объекты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (изменение в природе, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. Д).

5. Для закрепления материала. Сначала ребята знакомятся с легендой. Затем выполняют работы, какой им видится легенда. И на последнем этапе рассказывают легенду, используя свои работы.

6. На этапе контроля и самоконтроля. Детям предлагается возможность самим проверить свои знания. Причем, если ответ не верный, можно вернуться и исправить ошибку. Тем самым урок освобожден от страха.

Еще про Тора:  Руны обреги: значение и применение талисманов на теле в виде татуировок для мужчин и женщин

После занятий с видео дисплейным терминалом (ВДТ) необходимо проводить
гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте.

С учетом психологических особенностей детей на первоначальном этапе обучения  целесообразно применять метод игровых
ситуаций, предусматривающий активное использование познавательных дидактических игр, способствующих выполнению

различных учебных заданий. Игры для детей младшего возраста «четвертый лишний». По теме изделия из бисера, ребят в
игровой форме знакомят с насекомыми, затем плетут насекомое из бисера.

Корректировка и тестирование знаний:

Систематическая проверка знаний большого числа проверяемых приводит к необходимости автоматизации контроля, использованию компьютерной техники и соответствующих программ проверки знаний. Компьютерное тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в образовании все большее применение. Одним из его достоинств
является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля, и получение результатов практически сразу по завершении контролирующего теста. Результаты автоматизированного тестирования лучше поддаются анализу, чем субъективно выставляемые оценки.

Программы для создания тестов —  MiniTes; ExeTest-SL.

Имея в арсенале работы учебные тренажеры  по  декоративно-прикладному творчеству  (созданные самой или позаимствованные у коллег-педагогов в Интернет-сообществе), мы  можем подготовить   занятие,

учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся (дифференцированный и индивидуальный подход). А они у наших детей действительно разные. Ребенку дается возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники.

Одним из способов внедрения новых информационных технологий на занятиях по декоративно-прикладному искусству является использование компьютерных программ как средств создания узоров для бисероплетения, вышивания и вязания. В настоящее время существуют графические редакторы, позволяющие создавать собственные узоры и преобразовывать понравившиеся изображения (фотографии, рисунки) в схемы для
бисероплетения, вышивания и вязания. Примерамитакихпрограммявляются Beads Wicker, Biserhelp, Win-Stitch, Pattern Maker, PCStitch, Bead Work.

Современные методы обучения с использованием информационных технологий должны быть направлены на развитие и формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных ценностей, на изучение наследия народных традиций нашей культуры.

Совершенствование процесса обучения в дополнительном образовании поможет сохранить культурное наследие наших предков и одновременно введёт детей в мир современной науки и техники, активизируя связь между прошлым, настоящим и будущим.

В конечном итоге, дети могут превратить свой компьютер в творческую мастерскую, создавая свои авторские, творческие изделия и проекты, основанные на знаниях народных традиций.

§

Воспитательные мероприятия как средство формирования общекультурных компетентностей учащихся

(из опыта работы объединения по интересам

«Реставрационное и переплётное дело»

Гомельского городского центра дополнительного образования детей и молодёжи)

Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни.

Платон

Наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Актуальность проблемы культуры и воспитания «человека культурного» в современном обществе вызвана глобальными изменениями в политической и экономической жизни общества.

Анализ ситуации свидетельствует о сравнительно низком уровне общекультурной компетентности всего населения (в том числе политического класса, бизнес-сообщества, управленческого звена). По существу в стране произошла никем незамеченная «тихая» гуманитарная катастрофа, причём её понижающие тенденции остаются в силе до настоящего времени.

Причина подобного явления объясняется тем, что во «взрослую» жизнь стали вступать поколения, чья юность проходила в период начала реформ, в период перехода на рельсы рыночной экономики. Когда на первый план выходили проблемы «выживания» (то-есть реализации жизненно важных потребностей), а не духовно-нравственные проблемы личности.

Общекультурная компетентность, будучи сложным понятием, требует от педагогов на данном этапе развития общества, разработки действенных способов формирования и воспитания подрастающего поколения.

Остановимся на самом понятии общекультурная компетентность. Под общекультурной компетентностью личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Общекультурная компетентность направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Существует множество способов формирования общекультурной компетентности.

Приоритет отдаётся воспитательной работе. Именно воспитательная работа создаёт развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.

Усилия педагога по воспитанию и обучению ребят в рамках работы учреждения дополнительного образования напрасны, если воспитательные действия не будут поддержаны самой жизнью.

Поэтому одной из важных задач любого объединения по интересам становится осмысление организованного и неорганизованного воздействия на ребёнка окружающей социальной среды, а также уменьшение её отрицательного влияния.

К главным признакам педагогических воспитательных технологий относятся: педагогическая цель, построение взаимодействия педагога и учащихся, позволяющее проектировать педагогический процесс, наличие и использование диагностических средств.

Применение подобных технологий даёт возможность педагогу глубоко включаться в субъект-субъектные взаимоотношения, требует проявления умения стать для своих учащихся образцом нравственного, культурного поведения и отношения к окружающему миру.

В данном аспекте уместно высказывание доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики Московского института открытого образования Н.Е. Щурковой: «…роль педагога при восхождении ребёнка по ступеням культуры не сводится к роли поводыря или тем более корректора, наказывающего за отклонение от нормы. Она очерчивается широко: он – соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора в нелёгком движении вперёд и выше».

В воспитательном процесе при выработке осознанного нравственного выбора учащихся целесообразно использовать такие виды педагогических ситуаций, как диагностирующие (на первоначальном этапе), формирующие (развивающие необходимые компетентности), закрепляющие (контролирующие).

Традиционно воспитательная работа в объединении по интересам осуществляется по основным семи направлениям:

духовно-нравственное воспитание;

гражданско-патриотическое воспитание;

учебно-исследовательская деятельность;

формирование здоровьесберегающего пространства;

профилактика асоциальных явлений;

профориентационная работа;

профессиональное воспитание.

Примером работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в данном объединении стала организация встречи, посвященной 30-летию катастрофы на ЧАЭС.

Героем этого мероприятия стал Русаков Александр Иванович, который принимал непосредственное участие в ликвидации последствий данной катастрофы, являясь на тот момент сотрудником органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Ребятам понравилась беседа. Они задали много вопросов и получили на них исчерпывающие ответы.

Приближается очередная годовщина Великой Победы. Для чествования ветеранов Великой Отечественной войны учащиеся объединения изготовили сувенирные блокноты с праздничной символикой и вручили их на уроке мужества, проходившем на базе комнаты школьника по улице Косарева 13.

С целью профилактики асоциального поведения, а также духовно-нравственного воспитания детей и подростков налажена работа с представителями русской православной церкви. Настоятель храма Святого Архистратига Михаила отец Анастасий проводит занятия в воскресной школе по формированию навыков поведения подростков в общественных местах, уважительному отношению к старшим, недопущению сквернословия. В ходе данных занятий учащиеся задают интересующие их вопросы, приобщаясь тем самым к истокам духовной и православной культуры.

Данный храм является достаточно древним. Он был построен по ходатайству епископа Могилёвского Варлаама на средства Священного Синода в 1909 году.

В данный момент это единственный действующий храм, вывезенный из зоны Чернобыльской катастрофы и восстановленный на новом месте. Он является своего рода памятником тем населённым пунктам Беларуси, которые исчезли с карты после 26 апреля 1986 года.

В рамках воспитательной работы затронут вопрос профессиональной ориентации учащихся. Учитывая специфику данного объединения, важной составляющей профориентационной работы являются встречи с работниками полиграфической сферы: типографий, центров оперативной полиграфии.

В этой связи была организована встреча с работником оперативной полиграфии, переплётчицей 5 разряда Третьяковой Татьяной Эдуардовной.

Она провела ряд бесед и поделилась секретами профессионального мастерства работы переплётчика. Качество и быстрота выполнения работы произвела на учащихся неизгладимое впечатление.

Приведённые примеры дают возможность достигать хороших результатов по развитию общекультурной компетентности учащихся.

Современность привносит в воспитательный процесс постоянные коррективы, но система дополнительного образования готова принимать вызовы действительности и находится в постоянном поиске продуктивных воспитательных технологий, потому, что воспитание не терпит небрежности.

3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector