Список славянских богов да духов и их значение в культуре язычников.

Авсень

Славянский бог осени — Авсень. Почитался покровителем мостов, переходных путей и любых жизненных изменений.Авсень, бог осени, перемен и мостов

Чествование Авсеня (Таусеня) приходится на день осеннего равноденствия, день когда урожай уже собран и настала готовиться к длинной и холодной зиме. После Таусеня (22-23 сентября) день идет на убыль, ночь и холод вступают в права.

Покровительство Авсеня распространяется на людей находящихся на жизненном перепутье. Помогает преодолеть трудности при переходе и изменении жизни. Сила символа Таусень играет большую роль в сохранении семьи и любви.

Банник

Славянские боги и духи как основа языческой культуры

Банник – хозяин бани, нейтральный персонаж, при хорошем отношении вреда не причинял.

Банник — это дух обитающий в бане и смотрящий за соблюдением порядка в вверенной ему территории. Считается что банник находится в подчинении и Велеса и связан с подземным миром. Откуда точно появился этот дух доподлинно не известно, однако по славянским поверьям банник не очень жаловал людей. Относится к злому духу способному причинить вред при нарушении банных ритуалов.

С одной стороны банник защищал людей при почтительном к нему отношении. С другой стороны мог напугать или «запарить» до смерти если люди неуважительно относились к хозяину бани.

Запретом для славян было шумное поведение в бане, париться в третий пар (все мылись в два захода), ночевать. Также под запретом было мыться после полуночи.

Белобог

В сфере влияния славянского Белобога находится добро, свет, честь и справедливость. Он не участвует в схватках но оберегает мир.Белобог - бог света

Белобог хранит принцы мироздания, основы жизни и миропорядка. Изображали его в образе светлого старца с длиной белой бородой и посохом в руках.

На помощь бога могут рассчитывать люди честно трудящиеся не обращающие внимание на всякого рода трудности и преграды.

Информацию о значении символа Белобога смотрите здесь.

Берегиня

Славянские боги и духи как основа языческой культуры

Берегиня – добрый дух помогающий во всем,оберегающий здоровье, благополучие и семью.

В славянской культуре Берегиня — это собирательный образ женской созидательной силы. Берегиня помогает сохранить здоровье, счастье, уют в доме. Изображалась в виде светлой девушки в светлых и зеленых одеждах. Обращаться могла славянки к берегине с любой просьбой.

Велес

Славянский бог трех миров — Велес обладал значительной магической силой. Является покровителем животных и магии. Обладает даром перевоплощения. Согласно мифам и легендам древней Руси, Велес в славянском пантеоне

В отличие от Перуна покровительствующего только сильным людям и властвующим, Велес помогал людям не зависимо от их происхождения и был почитаем во многих людских общинах.

Подробную информацию о Велесе можно почитать здесь.

кроме того на сайте собрана информация о оберегах обладающих силой Велеса:

Водяной

Славянские боги и духи как основа языческой культуры

Водяной – нейтральный персонаж, мог помогать, а мог и утопить.

Водяной в славянской мифологии это дух обитающий в водной стихии, символизирует опасность, относится к нечистой силе.

Образ водяного часто встречается в фольклоре разных народов.

Волколак

Славянские боги и духи как основа языческой культуры

Волколак – человек обратившийся в волка. Вред или польза зависело от характера колдуна или оборотня.

Волколак это человек-оборотень обернувшийся волком. Образ волколака присутствует во многих сказках, мифах и легендах. Раньше обращение в зверя было известно многим и чаще всего люди обращались именно серым хищником или медведем, были племена умеющие обращаться и в других животных либо птиц.

Считалось что сильный ведун легко может принять образ волка и повлиять на природные явления.

Даждьбог

Даждьбог - бог солнца и теплого света Даждьбог. Славянский Даждьбог покровительствовал земледельцам и всегда был в почете у славян. Символом бога солнца служит солнечный диск.

Идол Даждьбогу устанавливали на холме лицом к востоку либо юго-востоку. Изготавливали кумира исключительно из дерева. В дар несли перья птиц, мед, орехи.

Дажьбог

(Даждьбог, Дайбог, Дажбо, Даже, Daćbog (зап. слав.), Дабог, Даба, Даjбог (серб.), Dagbra (брит.), Митра (инд.), Мифра (ир.), Мгер (арм.), Атум-Ра (егип.), Peive (саам.), Чи-пас (морд.), Ош-Кече (мари.), Узил (этр.), Sol (лат.), Сварожич/Zuarasiz, Swayxtix/Suaixtix (прусс.), Дагда (ирл.), Lug (кельт.), Арэв (арм.), Тиват (лув.), Tiyat (палай.), Sūryā/Сурья (инд.), Царь Горох)

— Бог летнего солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога. Супруг Живы. Отец Орея — прародителя белых людей. Почитался на полудне.

  • Треба: блины, горох, холст, мёд, орехи, яблоки, говядина, свинина, оленина, конина, баранина, тетерева, коровай, узорные хлеба, рожь, пшеница, ячмень, яйца, вино, плоды, овощи, цветы, деньги.
  • Дни: 24 чрв; 3 срп; 8 срп; – лебеди.

Дворовой

Славянские боги и духи как основа языческой культуры

Дворовой – брат домового, хозяин двора.

Дворовой считается братом домового, в его сфере влияния находится двор. В отличие от дедушки домового дворовой следит за хозяйством и состоянием двора. Любимые животные дворового – собака да лошадь.

Еще про Тора:  Инфракрасный карбоновый обогреватель макар тор 1 в Москве купить недорого в интернет магазине с доставкой | 40NOG

Главная задача дворового — это защита скота и хозяйства от всякой нечистой силы и разорения.

Девана

ДеванаДевана Богиня охоты почиталась как богиня охоты и тесно связана с лесными зверями. Девана дочь Перуна и Додолы, жена Святобора имела крутой нрав и сложный характер. Своевольная, строптивая и красивая она была отдана замуж за Святобора с целью смягчения характера.

Обращались к богине охотники перед началом охоты. Девана следила за тем, чтобы не было бессмысленных и жестоких убийств. Охота должна быть только при необходимости.

Деление славянских богов на светлых и темных

При создании мир был разделен на 3 части: Явь — место жизни людей и стихийных божеств, Правь — мир Богов и Навь мир темных сил и умерших. В современном мире все судится более однобоко, тьма — зло, а свет — добро. В древневедической же культуре в почете были силы света и тьмы одинаково. Считалось что без темных сил не возможно существование мира, познание и совершенствование. Это необходимое условие гармоничного развития и движения. Смерть рассматривалась как переход на новый уровень.противостояние света и тьмы

Дивия

Славянская Богиня луны — Дивия была сестрой Хорса. Образ богини тесно связан с лунным светом, Дивия богиня луны

Главное предназначение дивии — освещение в ночное время. Пусть свет луны не сравним с солнечным, однако его достаточно чтобы найти путь во тьме ночной и суметь разглядеть что происходит вокруг.

Додола

Славянская богиня Додола (Перуница) связана с молнией, считается покровительницей летней небеснойДодола богиня охоты

Додола являлась дочерью Дыя: покровителя ночного неба и богатства и Дивии: богини луны.

Домовой

Славянские боги и духи как основа языческой культуры

Домовой – добрый дух, хранитель дома и здоровья семьи. Следит за порядком, борется с нечестью.

Домовой является добрым духом, хранителем дома, домашнего очага. Несмотря на то, что по некоторым представлениям домовой относится к нечисти, он защищает дом от проникновения злой силы. Домовой находится в свите бога Велеса он обладает магическими способностями, может лечить жителей дома, мудр и спокоен. Кроме домашнего хозяйства домовой может присматривать за детьми и животными. Однако если зверь какой не понравится хозяину, к дому не приживется.

Домовой любит когда в доме порядок а хозяева живут в мире и согласии, в противном случае может сердиться и пугать обитателей дома.

Заложные покойники

Славянские боги и духи как основа языческой культуры

Заложные покойники – неупокоенные души самоубийц и утопленников.

В славянской мифологии люди умершие не своей смертью и не обретшие покоя. Такие сущности возвращались на землю в виде разных сущностей описанных в мифах. Сам термин «заложные покойники» появился благодаря стараниям этнографа в XX веке.

Славяне же считали что обращаются заблудшие души в разного рода нечесть, в том числе и русалок.

Иерархия богов славянской культуры

Положение богов в культуре язычников распределяется в зависимости от старшинства и силы влияния на события мира.Славянские боги и духи как основа языческой культуры

Во главе всего значится Род, являющийся создателем вселенной и первых «старших» богов. Далее значатся Сварог — отец небесный и создатель тверди земной и Лада Богородица ставшая матерью Богов первого поколения, кроме того особняком стоят роженицы и Сварожичи, стоящие у истоков создания мира и борьбы за свет.

На первой ступени значатся Боги обладающие большим влиянием на происходящее в мире и особо почитаемые среди народа.

На среднем уровне иерархии расположились боги в сфере влияния которых находятся плодородие, сельское хозяйство, охота, рыбалка, ремесленничество, торговля, знахарство.

Внизу помощники богов разных уровней — духи. К духам относятся представители света и тьмы в одинаковой мере: домовые, овники, водяники, полуденницы, русалки и другие сущности.

Кроме того существует деление на силы света и тьмы, также есть боги более близкие к людям и наоборот не имеющие с народом точек соприкосновения.

Кикимора

Славянские боги и духи как основа языческой культуры

Кикимора – злой дух, по мелочам вредила людям, шумела, пугала.

Кикимора относится к мелкой нечисти обитающей рядом с людьми. Жить она может в доме, дворе, сарае и других подобных местах. По некоторым преданиям кикимора является родней домового, по другим в нее превращаются умершие и захороненные новорожденные. Дети проклятые родителями или убитые не рожденные дети.

Кикимора обычно вредит по мелочам, шумит, стучит, путает кудель с шерстью. В некоторых случаях может причинить вред здоровью живущих в доме, в некоторых случаях даже задушить.

Китоврас

Славянские боги и духи как основа языческой культуры

Покровительствовал князьям и дружинам. Почитали Китовраса как полубога обладающего огромной физической силой и способного развивать большую скорость в беге.

По мифологии славян Китоврас с помощью птицы Гамаюн построил небесный храм — храм солнца где жили боги из камня являющегося первоисточником всего сущего — камня алатырь.

Еще про Тора:  Славянские Боги, языческий пантеон славян

Леший

Славянские боги и духи как основа языческой культуры

Леший – хранитель леса. Если не нарушать правил поведения в лесу и не вредить – добрый дух.

Лесовик (или леший) относится к нейтральному духу в чьих владениях леса. Лешими подчиняются звери и птицы лесные. Также он способен влиять на погоду. По преданиям славян леший не зол и не добр. Он может помочь, а может и погубить. Все зависит от настроения хозяина леса и поведения человека на вверенной ему территории.

Лихорадка

Славянские боги и духи как основа языческой культуры

Злой дух приносящий болезнь.

Лихорадка относится к разряду демонов, может явиться в образе женщины, вселиться в человека и вызвать болезнь. Лихорадка является в образе 12 сестер, где каждая имеет свой облик и вызывает болезнь, жар, озноб, трясучку и т.д.

В славянской мифологии описано много случаев изгнания лихорадки в болота да леса после которого человек быстро выздоравливает.

Макошь

Богиня Макошь известна как великая пряха, вершительница судеб, покровительница магической силе, Мокошь - богиня судеб

Кумир (Чур) Макошь занимал важное место в каждом пантеоне, возле идола богини всегда был алтарь в виде колодца, куда и бросали женщины дары состоящие из предметов сделанных своими руками.

Хранительница магии, материнства, мудрости и женского счастья Макошь также считалась богиней плодородия.

Пантеон славянских богов

В древней Руси люди верили разным Богам и поклонялись им, приносили дары, обращались за помощью. В разных частях необъятной страны были свои кумиры, свой состав небожителей в которых верили и почитали особо. Даже списки богов принадлежащих к темному и светлому миру не были едины. В одном городе особо почитаем был Перун, в другом — Велес, в третьем большую славу воспевали Макошь или Ладе, тем не менее везде был свой состав, пантеон в котором устанавливались определенные кумиры.

Если посмотреть восточных и западных славян, можно встретить различие в именах богов и их составе. Попробуем сделать обобщенный список почитаемых божеств с описанием их сферы влияния на жизнь язычников. Были ли за каждым образом реально живущие люди — это еще один вопрос и откуда люди изначально получили те знания.

Перун

(Гром, Перен, Пярун (белор.), Перон, Паром (словац.), Perun (чеш.), Piorun (польск.), Pirwa/Perwa (хет.), Parjánya/Парджанья (инд.), Пурьгине-паз (морд. эрзя), Перкеле (фин.), Perkunas (лит.), Perkons (ла-тыш.), Паргнум/Паркунс/Перкунс (прусс.), Проно (балт.), Прохн (полаб.), Айке (саам.), Тооrа (фин.)

— Бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. Сын Сварога. Брат-соперник Велеса. Супруг Додолы. Отец Дивы, Ситиврата.

  • Деревья: дуб, граб.
  • Птица: орёл.
  • Треба: железо (оружие, подковы), вода, говядина, квас, яйца, красное вино, каша, пироги, баранина, жир, сало, борщ, орехи, молоко, дичь, пиво, мёд, венки, зерно, золото, курятина.
  • Жертва: бык, красный петух.
  • Дни: Первая весенняя гроза; 25 брз; 13 лпн; 21 лпн; 28 каждого месяца, четверг.
  • Праздник: на 27 день после Купалы.
  • Число: 8, 4.
  • Предметы: молот, обвитый гороховой соломой. 9 сил, 27 имён.
  • Цвет: красный, золотой, серебряный.

Погода

(Догода, Pogoda (польск.), Нот (греч.))

— Бог южного летнего ветра, хорошей погоды. Сын Стрибога.

  • Треба: сродни Стрибоговой.
  • Дни: 8 стж; 28 квт; 30 квт (?); 4 срп.

Подага

(Эвр (греч.))

— Бог восточного весеннего ветра. Сын Стрибога.

  • Треба: сродни Стрибоговой.
  • Дни: 5 квт; 28 квт (?).

Полудница

Полуденица (Полудница) относится к духу появляющемуся в пик жары в полдень на поле или перекрестке. Встреча с данным персанажем не сулила добра. Полудница — это дух агрессивно настроенный к людям. Считается что Полудница убивает младенцев и подменяет своими детьми которые в последующем растут злобными и всех ненавидят. Особо зло относится Полуденница к беременным женщинам и одиноко работающим земледельцам.

Образ полудницы может иметь 2 ипостасии: молодая девушка в прозрачных одеждах или в виде уродливо сгорбленной старухи.

Чаще всего Полуденница являлась в период созревания хлебов. По некоторым фольклорным источникам Полудница считалась хранительницей полей.

Кем на самом деле являлась Полудница не известно, возможно образ злого духа отнимающего жизнь появился во время христианизации и к культуре славян не имеет отношения.

Посвист

(Позвизд, Погвизд, Посвыстач, Похвисций, Pochwisciel, Poch-wist, Непогода, Борей (греч.))

— Бог северного зимнего ветра. Сын Стрибога.

  • Треба: сродни Стрибоговой.
  • Дни: 20 квт; 14 трв; 15 лст.

Провей

(Прове, Зефир (греч.))

— Бог западного осеннего ветра. Сын Стрибога.

  • Треба: сродни Стрибоговой.
  • Дни: вторник.

Рамхат

Бог Рамхат в славянской мифологии почитался как небесный судья следящий за соблюдением законов вселенной основанных на жизни и любви. Соблюдение заповедей оставленных богом ведет к процветанию рода, нарушение же карается его вырождением. Славянские боги и духи как основа языческой культуры

Еще про Тора:  Славянские обереги: их значение и описание амулетов Древней Руси, толкование Веды и других языческих талисманов, русские амулеты для женщин, защитные узоры, картинки

Является покровителем чертога вепря.

Русалка

Русалкой в славянской мифологии могли стать утопленные молодые девушки или умершие в русалью неделю. Славянские русалки изображаются в виде молодых девушек с длинными волосами в белых одеяниях или нагие. В русалью неделю они часто встречаются путникам по берегам рек и на опушках леса. Считалось что русалками становились девушки у которых «разбито сердце» несчастной любовью, поэтому и мстили они парням утаскивая их под воду.Славянские боги и духи как основа языческой культуры

Русалка с рыбьем хвостом появилась благодаря сказкам и фильмам в более позднее время. Исследователи мифов различают разные виды русалок: Ундины, Мавки, Вилы, Купалки, Лоскотэхи, Полуденницы и полуночницы могут также быть отнесены к русалкам.

Сварог

Сварог — отец небесный создал нашу вселенную, отделил небо и землю, подарил людям множество знаний Небесный кузнец

Известен Сварог еще как создатеь славянского коло — прообраза современного астрологического календаря. Где за основу было движение солнца.

Подробную информацию о небесном отце смотрите здесь.

Семаргл

(Огнебог, Огник, Агни (инд.), Pahhur/Agniš (хет.), Gabis (лит.), Гибил (шум.), Паникс (прусс.), Гирра/Гирру (аккад.), Игнис (лат.), Знич, Жиж (белор.), Сурт-кугу-юмо (марий.), Сефланс (этр.), Тул-он-кугу-юмо (марий.), Вулкан (лат.), ‘Ήφαιστος/Гефест (греч.), Сварожич, Zuarasiz (балт. слав.), Атар (ир.), Руевит, Rugievit, Rinvit, Симаргл, Семиглав, Семик, Сим-рьгль, Раклий, Паникс)

— Бог огня, огненных жертвоприношений, тепла, кузнечного дела, покровитель жертвенников. Бог-посредник между миром людей и миром Богов.

  • Треба: дрова, ватрушки, жир, благовония, баранина, хлеб (обязательно), зерно, масло, вино, молоко, орехи, каша.
  • Животное: красный петух.
  • Принадлежности: семиспиралевые жертвенники, семи лопастные подвески в виде перевёрнутых петушиных гребней.
  • Дни: 23 квт (Новый Огонь); 21 трв (?); 5 чрв; 24 срп; 3 врс (?); 7 лст; 21 день после смерти человека.

Троян

(Траян, Триян, Трояк (укр.), Третей, Третьяк, Диан Кехт (ирл.), Trzy (польск.), Trita Aptya/Трита Апья (инд.), Трита/Фрита (ир.), Фери-дун/Траэтона (ир.), Фаэтон (греч.), Тритон (греч.), Άσκληπιός/Асклепий (греч.), Эскулап (лат.), Тройчан, Трёхсын, Аурван (ир.), Dhanvantari (инд.), Аушаутс (прусс.), Даму (шум.))

— Бог здоровья, целебных трав, знахарства. Связан с огнём и водою. Сын трёх Богов (Сварога, Перуна, Велеса). Покровитель времени и пространства.

  • Треба: травы, молоко, конина, блины, цветы, полотна, полотенца, хлеб, яйца, зерно. 
  • Жертва: рыба.
  • Дни: 28 квт (?); 27 врс.

Упырь

В славянской культуре упыри относились к злобным духам несущим смерть. Являлись людям они в образе покойников с железными зубами. Достаточно одного прикосновения упыря к человеку и он умирает от неизвестной болезни.Славянские боги и духи как основа языческой культуры

По некоторым источникам упыри подобно вампирам выпивали кровь из людей и съедали их тело. Считалось что если упырь оставил тело, выпив кровь, мертвец мог стать упырем.

После принятия христианства упыри относятся к заложным покойникам, т. е. людям не крещенным и не получившим отпевание.

Чернобог

(Царнибу (балт.), Surt (сканд.), Сет (егип.), Керемет (удм.), Киреметь (чув.), Омоль (коми.), Куль (перм.), Куль-Отыр (манси.), Кынь-Лунг (хант.), Zcerneboch, Черняк, Ангро-Манью (ир.), Tiarnaglof, Церноглов (балт.), Čorny bóh (лужич.), Pekols/Patulas (прусс.))

— Бог Зла, лжи, несча-стья, ненависти, тьмы, ночи. Противник Белобога и Вышних Богов.

  • Требы: как Маре.
  • Воплощение: ворон, волк, лютый зверь.
  • Число: 3, нечётные чис-ла.
  • Предметы: серебряные усы на капи чёрного цвета, чёрная чаша.
  • Дни: 25/26 грд (ночь); 29 лтн; 2/3 срп (Тёмное Солнце); 2/3 врс (ночь).

Ярило

(Ярила, Яр, Ерыло (белор.), Ярцы, Эрил (лат.), Liekio (фин.), Yarri (хет.), Pergrubrius (прусс.), Арес/Эрос/‘Έρως (греч.), Герман/Джерман (болг.), Jарило (серб.-хорв.) Яровит, Herovito (балт.), Herilus (италийск.), ‘Έρως (греч.), Ярко, Телепинус (хет.), Тарку (арм.), Геркле (этр.), Геракл (греч.), Геркулес (лат.))

— Бог весеннего солнца, страсти, любви, деторож-дения, плодородия, скота, пивоварения, земледелия, ярости, войны, зверей. Супруг Ярицы (Ярилицы, Гермеруды (фрак.)). Её воплощение: девушка в белом, на белом коне, с ржаными колосьями в руке.

  • Треба: блины, оленина, конина, свинина, козлятина, курятина, говядина, узорный хлеб, пироги, печенье, лепёшки, семена, зерно, каша, молоко, яичница, пиво, цветы, ленты, овощи, мёд, чеснок, квас, пряники.
  • Предметы: Золотой щит.
  • Дни: 20 брз-23 брз; 15 квт; 23 квт; 27 квт; 5 чрв; 30 чрв; 20 срп.

«Есть также заблуждающиеся, которые пересчитывают богов, тем разделяя Сваргу. Они будут отвергнуты Родом, так как не вняли богам. Разве Вышень, Сварог и иные — суть множество? Ведь Бог — и един, и множествен. И пусть никто не разделяет того множества, и не говорит, что мы имеем многих богов.
И вот свет Ирия идёт к нам. И да будем мы достойны его!»
(«Велесова Книга», III 30/8)

Дополнение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector