Конспект занятия славянские куклы-обереги
Сценарий мероприятия «Славянские куклы-обереги»
Цель: приобщение дошкольников к истокам народной и национальной культуры, художественно-прикладному искусству.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать уважение к традициям, к культуре, к устному народному творчеству
воспитывать уважение к истории
Развивающие:
Развивать познавательную активность, внимание, коммуникативные качества
Развивать интерес к обычаям и традициям русского народа
Обучающие:
расширять представления детей о народных куклах, их разнообразии и назначении
Обогащать и активизировать словарный запас
Предварительная работа:
Знакомство с понятием «музей», «мини-музей», «экспонаты».
Чтение пословиц и поговорок
Изучение литературы, просмотр презентаций и видео по теме «народные куклы»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
(ВХОДЯТ ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ В КОСТЮМАХ)
Видео «Славянские куклы»
1 ребенок: Здравствуйте, гости дорогие
(кланяются, прижав руку к сердцу)
Веселья вам, да радости!
Давно мы вас поджидаем
Занятие наше начинаем.
2 ребенок: Приглашаем вас о жизни
Славянской побольше узнать,
Чем душу свою согревали, понять.
Что жить помогало и что защищало.
3 ребенок: Для этого нужно в сундук заглянуть. Мне его моя бабушка подарила и всё время твердила: «Береги его, внученька, для души в нём добро хранится. Я сберегала его и теперь вам покажу, что в нём. Давайте заглянем (достаёт куколку).
– Это же куколка!
Воспитатель: Друзья мои, вы догадались, о чём речь пойдёт?
Дети: о куклах
Воспитатель: Правильно. А вы любите играть с куклами? (Ответы детей) А с какими куклами вы играете? (Ответы детей).
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о необычных куклах, а куклах-оберегах. Как вы думаете, что такое оберег? (Ответы детей)
Воспитатель:Правильно оберег – это предмет для защиты. Оберег – спасает человека от опасностей, болезней, помогает в хозяйстве. Поэтому люди делали себе такие обереги сами. Часто в виде кукол. Кукла берегла человека, её так и называли: оберег или берегиня.
А теперь мы можем с вами сказать, о каких куколках пойдёт сегодня речь на нашем с вами занятии.
Дети: О куклах – оберегах.
ВИДЕО “КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ”.
4 ребенок: Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная
5 ребенок: В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берем этих кукол в руки –
Оживают истории звуки…
Воспитатель:На Руси испокон веков деревенские бабушки мастерили кукол, чтобы ребёнок не скучал и не плакал, пока работает мать. Кукла почиталась с глубокой древности и до наших дней, это одна из самых известных детских игрушек. На Руси в каждой семье было много кукол.
И сегодня мы познакомимся с куклами – оберегами, и расскажем об их предназначении.
6 ребенок:КУКЛА «ПЕЛЕНАШКА» (звучит спокойная русская мелодия)
Пеленашка – это и кукла и оберег, и первая игрушка новорожденного. В старину, женщина, которая ждала рождения ребенка, делала и клала Пеленашку в колыбельку, а потом рядом с ребеночком, чтобы она оберегала его от злых духов.
Чтоб малыш спокойно спал,
мама отдыхала, кукла духов на себя
злобных отвлекала.
ТАНЕЦ «КОЛЫБЕЛЬНАЯ»
7 ребенок: А я познакомлю вас с КУКЛОЙ «КРУПЕНИЧКОЙ» (звучит мелодия) –
Куколка “Крупеничка” (другие названия “Зернушка”, “Горошинка”) – это оберег на сытость и достаток в семье, на хозяйственность. Эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.
В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья.
Если куколка была худа, значит в семье беда. А что бы зерна было много, нужно было ещё и очень много трудиться.
Крупеничка прислала вам из прошлого пословицы, да вот только пока шагала, через века последние слова в них потеряла.
Воспитатель:Поможем восстановить:
– От скуки бери дело…. (в руки)
– Маленькое дело лучше большого … (безделья)
– Была бы охота – заладится любая (работа)
– Поспешишь людей (насмешишь)
– Глаза страшатся, а руки (делают)
– Где хотение, там и ….(умение).
8 ребенок: А я расскажу вам о кукле – обереге «ПОДОРОЖНИЦА». (звучит мелодия)
Эта кукла – оберег путника в дороге. Сборы в дорогу и сегодня сопровождаются многими приметами, обычаями и суевериями (присесть на дорожку, возвращаться плохая примета). Подорожница – это рукотворный ангел – хранитель тела и души, который изготавливали древние славяне.
Уважаемые гости, кукла – оберег «Подорожница» к нам пришла не с пустыми руками, а с посланием из прошлого. У неё есть мешочек, а в него в старину клали путнику в дорогу зёрнышек, нитки, золу, монетку и горстку родной земли.
Воспитатель: Давайте подумаем, что в далёком прошлом могли означать эти символы:
Зерно – является символом сытости путника в дороге.
Нитки – для того, чтобы путник всегда мог найти дорогу домой
Зола – несёт тепло домашнего очага.
Родная земля – даёт силы в дороге.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
9 ребенок: Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда
Что сами рукотворно создавали.
10 ребенок: У обрядов на Руси множество заветов
И один из них – шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
11 ребенок: Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
12 ребенок: Не особенно хитра лыкова наука,
В деревенском житие для семьи – порука.
Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили,
Непременно куклы те дареными были.
13 ребенок: Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха.
Воспитатель:Чем дольше женщина играет в куклы, тем дольше она остаётся молодой и здоровой. Но каждая девочка, женщина всегда мечтает быть счастливой. И последняя кукла-оберег«Кукла на счастье», по преданию может нам помочь стать счастливей.
Обереги не могут быть сделаны для себя, поэтому давайте мы подарим их нашим гостям.
(дети берут обереги с сундука и становятся полукругом)
Пусть счастливый оберег
Всех вас охраняет.
Дарит радость, шутки, смех
Ярким солнышком играет!
Чтобы в душах теплота
Добротою покоряла
Детских взглядов чистота
Словно радуга сияла!
ДАРИМ НАШИМ ГОСТЯМ ОБЕРЕГ – ПТИЦУ СЧАСТЬЯ. (ПОД МУЗЫКУ)
Воспитатель:Ребята, что больше всего вам понравилось на занятии и что нового вы узнали для себя. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
В наше время славянская кукла-оберег возрождается и возвращается, и мы с вами тоже принимаем в этом участие.
§
Консультация для воспитателей
«Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному»
«Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребёнка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту. А красота – ложь» (Э.Межелайтис).
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
В дошкольном возрасте процесс познания ребёнка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые…педагогов настораживает тот факт, что они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры… а ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и – эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?
Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью любви и красоты, пропуская их через вою душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей.
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», – говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать красотой, прекрасным! Природа, произведения искусства, литература – все это может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях!
Очень важно понять, что не воспринятая красота не действует, она как бы, не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, не восхититься ею. В таком случае красота не действует на нас, не делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, претворять в жизнь.
В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, первый шаг к развитию восприятия. Направить взгляд ребёнка – произнести призывное «Смотри!»- одна из важных задач воспитателя. Без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребёнку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.
Развивать внимание можно на самых обычных предметах и самыми обычными простыми способами:
Поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребёнок;
Предложить ребёнку, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента;
Каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т.д.
Планомерное развитие в детях внимания наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, что эстетической развитости.
Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Мы помогаем ребёнку выразиться (выдохнуть) в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет.
Говоря о воспитании красотой, нельзя не казать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.
Задача взрослого – создавать условия для возникновения, радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда любить и помнить только те места, где они испытали те прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом – это проверено жизнью.
Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что несет в себе красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут их развитие и образование.
Условия для воспитания у растущего человека эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
Внутреннее убранство помещений детского сада и деткой комнаты дома, где живет и воспитывается ребенок, окраска всех поверхностей(стен, потолков, пола) должны быть покойных тонов, нежелателен диссонанс общего фона с мебелью, игрушками, произведению искусства, детского творчества.
Все книги, игрушки, предметы и материалы для разных игр должны соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей, быть доступны детям и радовать их не только своей сутью, но и внешним видом.
Очень продуманно в детские помещения надо подбирать произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства, ведь они важнейший фактор в воспитании эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
В детском саду и дома должны быть красивые комнатные растения, аквариум рыбками; на участке детского сада должны расти деревья, кусты, трава, цветы.
Одежда воспитателей, родителей и детей должна быть эстетической, чистой.
Таким образом, умело созданные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребёнка к прекрасному не только в детском саду, но и дома помогут детям развить художественно-эстетические чувства и способности, а также будут развивать у ребенка интеллект и творчество.
Афоризмы о красоте
«Держа в руках скрипку, карандаш, кисть, человек не способен совершить плохого» (украинская народная мудрость)
«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям. От красивых мыслей – к красивой жизни. А от красивой жизни – к абсолютной красоте» (Платон)
«Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания» (В.А.Сухомлинский)
«Лишите мир красоты – и вы лишите его половины нравственности, половины ее правил»(Ж.Жубер)
«Созерцание красоты любого рода, выводя нас за пределы нашего собственного «Я», пробуждает в нас способность к самопожертвованию» (Б.Констан)
«Красота – это законченное выражение добра; добро – законченное выражение красоты» (Р.Тагор)
«Красота – это улыбка на лике земли, улыбка для всех, и нужно лишь иметь глаза, чтобы видеть ее, и настроение, чтобы чувствовать» (Дж.Голсуорси)
«…Если ребенок вырастил розу (нарисовал, вылепил, сделал аппликацию…) для того, чтобы любоваться ее красотой. Если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, – он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность» (В.А.Сухомлинский)
«Если вы сумеете научить ребёнка в младенческие. Отроческие годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств»(В.А.Сухомлинский)
§
Конспект открытого занятия для дошкольников «куклы-обереги, их значение в жизни людей». изготовление тряпичной куклы. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – маам.ру
Александра Парфенова
Конспект открытого занятия для дошкольников «Куклы-обереги, их значение в жизни людей». Изготовление тряпичной куклы
Автор конспекта совместной деятельности с дошкольниками: Воспитатель, МКДОУ – детский сад № 459 комбинированного вида
Парфенова Александра Эльчиновна
Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Цель: развитие интереса к истокам народного творчества.
Развивающая предметно-пространственная среда: занятие проходит в группе, столы с материалом для изготовления тряпичных кукол на каждого ребенка,демонстрационный материал: стенд с тряпичными куклами.
Планируемый результат: ребенок овладевает умением изготовления тряпичной куклы, развито творческого мышления, памяти, наблюдательности, интереса к памяти предков, своей истории.
Вводная часть (теоретическая часть)
Задачи Содержание Образовательная область, вид деятельности Формы реализации Средства реализации
Создать эмоционально-положительный настрой.
Познакомить с разнообразием народных кукол-оберегов, их значением в
жизни людей;
Рассказ воспитателя: Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол “крутили”, пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Познавательное, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Рассказ-беседа.
Показ тряпичных кукол.
Стенд с различными тряпичными куклами,
аудиозапись рн музыки.
Практическая часть (деятельностный этап)
Задачи Содержание Образовательная область, вид деятельности
Формы реализации Средства реализации
Познакомить с особенностями изготовления куклы-оберега
Обучить изготовлению тряпичной народной куклы-оберега
Развивать познавательный интерес, воображение, глазомер, мелкие мышцы
пальцев рук.
Воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать
эстетический вкус.
Изготовление каркаса куклы В центр белого квадрата выкладывается кусочек поролона, обкручивается ниткой, завязывается на несколько узлов, нитка обрезается (такой техникой обрабатывается все затяжки на кукле). Получилась голова.
Разложить заготовку так, чтобы получился треугольник с головой в центре широкой стороны. Потянуть за будущие ручки – за два противоположных от головы кончика. В каждом из будущих рукавов тщательно разровнять внутри подгибку. Край угла (будущую ладонь) подогнуть внутрь 2-1,5. С лицeвой стороны обкрутить ниткой будущую ладонь, отступив на 0,7-0,5 см от крaя. Повторить с другой рукой.
Изготовление сарафана куклы. По принципу головы делается грудь, она же – передняя часть сарафана. Берется 2 квадрата из цветной ткани, в них заворачивается в центре по кусочку поролона. Кусочки берутся одинаковые, меньшего, чем голова, размера.
Обе груди приматываются к талии так, чтобы спереди была имитация двух параллельных бретелей сарафана, идущих по плечам.
Третий квадрат из цветной ткани складывается сначала треугольником, потом снова квадратом так, чтобы все срезы оказались на двух сторонах маленького квадратика.
Квадрат обрезными краями вниз, углом со сложениями наверх приматывается к талии так, чтобы край поднимался над талией нa1,0-1,5cм
К талии спереди накладывается фартук лицевой стороной вниз. Нижний край прямоугольника на 1 см заходит ниже талии, обкручивается ниткой. Затем фартук пускается, разворачиваясь лицевой стороной.
Оформление головы куклы 1. На голову повязывается лента, на затылке скрепляется 2-3-мя узлами, кончики обрезаются.
Широкий край платка подгибается внутрь, повязывается вокруг шеи «по-старушечьи». На затылке завязываются два узла, кончики платка расправляются.
Художественно-эстетическое, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Рассказ воспитателя.
Показ воспитателя.
Непосредственно изготовление куклы (параллельно с детьми)
1 Три квадрата из красивой натуральной ткани размером 25х25 см.
2 Один квадрат белой х. б. ткани 25х25 см. для головы и туловища.
3 Красивый кусок ткани для фартука (я приготовила его заранее).
4 Ткань для косынки 15х15 см.
5 Полоска красного цвета для красоты (повойник). У меня готовая тесьма.
6 Красные х. б. нити. У меня “ирис”
7 Наполнитель вата или синтепон.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Задачи Содержание Образовательная область, вид деятельности Формы реализации Средства реализации
Побуждать детей к общению со взрослым, формировать умение высказывать свои умозаключения. Дети переходят в игровую зону, садятся с воспитателем на ковер.
Воспитатель: Любой ребенок, независимо от возраста, верит в чудеса. И не только верит, но и создает их своими руками.
Возьмите куколку. Вот теперь счастье в ваших руках и вы его создатели.
Послушайте,что она вам говорит:
Я – кукла. Берите. И в дом свой несите
И пусть на столе, на стене, на диване
Я вам улыбнусь, когда захотите
Теплее и радостней жизнь ваша станет.
Куда бы Вы не направились и где бы не находились, всегда общайтесь со своей куколкой, и тогда Счастье и Радость непременно будет с Вами. При общении с куклой происходит высказывание своих желаний или горестей, мечтаний и тайн, и все произнесенное вслух способно сбываться или уходить навсегда, главное — точно сформулировать свои желания.
Как маленькие солнышки
Куколки стоят
И глазками невинными
На вас сейчас глядят
Вы кукол не бросайте
Вы их не обижайте
Пусть будут они вечно
В доме вашем жить
Тепло, добро и счастье
Ваше сторожить!
Познавательное развитие
Речевое развитие, социально-коммуникативное; Игровая, коммуникативная деятельность
Беседа (обсуждение получившихся кукол).
Художественное слово
Тряпичные куклы