Мифы в картинах Великих художников – Yvision.kz

Боттичелли. Весна

Боттичелли весна с расшифровкой
Боттичелли. Весна (путеводитель по картине). 1482 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли первым в истории европейской живописи (после древних греков и римлян) стал изображать мифологических героев.

Мифологические картины Боттичелли иногда нелестно называют живописными комиксами. Герои стоят в ряд. Между собой не взаимодействуют. Осталось только облачка с их речью добавить.

Но именно Боттичелли первым спустя 1,5 тысяч лет стал изображать мифы. Так что ему можно.

К тому же такое расположение в ряд не мешает той же «Весне» Боттичелли быть одной из самых прекрасных картин в мире.

Ещё «Весна» – одно из самых загадочных полотен. Существует множество его интерпретаций. Я выбрала ту, которая лично мне кажется наиболее правдоподобной. И дополнила ее своими собственными размышлениями.

О картине читайте в статье «Весна» Боттичелли. Главные герои и символы шедевра».

Тициан. Вакх и Ариадна

Вакх и Ариадна Тициан
Тициан. Вакх и Ариадна (путеводитель по картине). 1620 г. Национальная лондонская галерея

После Боттичелли в Эпоху Возрождения мифы изображали многие художники. Но самым плодовитым был Тициан.

Его мифы уже совсем другие. Это уже конкретные истории, как «Встреча Вакха и Ариадны на острове Наксос».

Ещё это порывистые движения, как прыжок бога виноделия с колесницы к ногам красавицы. Это выраженные в позах эмоции, как например, удивление и испуг Ариадны. А ещё реалистичный пейзаж, который является фоном для героев.

О картине читайте в статье «Вакх и Ариадна. Главные герои и символы шедевра Тициана».

Рубенс. Персей и Андромеда

Рубенс Персей и андромеда
Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду (путеводитель по картине). 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

После Тициана мифологические картины окончательно вошли в моду. Художники следующих поколений усвоили все уроки великого мастера. Но сильно усложнили композиции.

Тот же Рубенс буквально «сталкивал» своих героев телами. И перед нами – уже невероятное переплетение рук, голов и ног.

Именно поэтому нам так сложно наслаждаться мифологическими картинами 17 века. Мало того, что сюжеты не всегда известны, ещё и всех героев нужно разглядеть.

Но одну такую работу Рубенса я очень подробно разобрала. Читайте о ней в статье «Персей и Андромеда. Главные герои и символы картины Рубенса».

Итак, золотое время мифологических картин – это 16-17 века.

В 18 веке их немного потеснили вполне земные и милейшие красотки рококо.

А к концу 19 столетия их вытеснили реализм и импрессионизм. Мифы окончательно вышли из моды.

Но мифологические картины по-прежнему висят в музеях. Ведь они являются очень важным культурным пластом. И лишь небольшие пробелы в наших знаниях мешают полноценно ими наслаждаться.

Надеюсь, я немного Вам помогла в них разобраться. А значит очередное посещение музея принесёт Вам гораздо больше удовольствия.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

А.-т. лоуренс

Живописец из Голландии, работал в Великобритании. Получил хорошее образование в родной стране. Особенности и характерные черты его работ сформировались под влиянием итальянской живописи. Главная тематика картин в мифологическом жанре – культура и мифы Древней Греции и Рима.

В 18 – 19 века

Характерно, что во времена 18 – 19 веков резко возрастает интерес к истории античности, особенно – Римской империи. Сказочно-мифологический жанр приобретает политический подтекст, становится частью идеологии правителя определенного государства. Например, во времена Третьего рейха были популярны тевтонские легенды, мифы.

В 20 веке

В начале 20 века возродился интерес к народному творчеству, этническим мотивам, нюансам национальных культур, поэтому былинный жанр становится популярным. На рубеже 19 и 20 веков появились новые мотивы – культура коренных народов. Художников интересовала культура индейцев, африканцев.

Символисты и авангардисты начала 20 века стремились переосмыслить направление, отказаться от догматичности и академизма в пользу индивидуализма и модерна.

В. васнецов

Мастер русской реалистичной живописи, творил в былинном направлении. Сказочные сюжеты и темы из мифов доминируют в его творчестве: «Сирин и алконост», «Иван Царевич и серый волк», «Витязь на распутье». Былины, ставшие основой для работ живописца, являются известными примерами славянской мифологии и преданий.

Еще про Тора:  Кирин-Тор — История World of Warcraft, Hearthstone и Heroes of the Storm

В.а. бугеро

Художник-академист из Франции. Имел хорошее образование, находился под влиянием итальянской живописи. Занимался выполнением картин на заказ. Картины Бугеро получали неизменно высокие оценки критиков: «Молодость Бахуса», «Нимфы и сатир».

Г. моро

Известный живописец из Франции, его работы являются лучшим примером изобразительного искусства конца 19 века в Западной Европе. Работы: «Венера, рожденная из пены», «Странник Эдип».мифологическая живопись

Ге н.

Русский художник, реалист, портретист, мастер религиозной и мифологической живописи. Его творчество объединило академические черты и влияния символизма. Картины: «Суд царя Соломона»¸ «Сад Гесперид».мифологическая живопись

Є. берн-джонс

Английский художник, творивший, согласно эпохи Ренессанса. Религия и міфологія – главные сферы интереса живописца. Работы: «История Персея», «История Пигмалиона», «Битва Персея с драконом».

Значение

Представители мифологической живописи стремились передать особенности легенд и былин разных стран при помощи индивидуального стиля. Тематика мифов популярна до современности.

История

Отличается от религиозного жанра отсутствием библейского элемента в тематике картин. Былинно-сказочные сюжеты присутствовали в творчестве художников Западной Европы, России, США. Большинство примеров картин средневекового периода принадлежат к мифологическому или религиозному направлениям исторической живописи. Характерными чертами также является склонность насыщать реальные сюжеты сказочными, мифологическими деталями.

Мифологические картины для современного зрителя

Когда Вы находитесь в музее, Вы вряд ли долго задерживаетесь у картин с мифологическими сюжетами. По одной простой причине.

Мы мало знакомы с мифами Древней Греции.

Да, мы знаем Геракла. Слышали о Персее и Андромеде. И назовём пару античных богов вроде Зевса и Афины.

Но кто сейчас сможет похвастаться, что прочитал хотя бы «Одиссею» Гомера? Я сама прочла ее лишь в 30 лет.

А если Вы не понимаете сюжет картины, насладиться ей будет сложно. Потому что возникнет барьер в виде недоумения «А кто все эти люди?»

А вот если сюжет понятен, то живописные особенности картины как бы сразу раскрываются перед нашими прозревшими глазами.

Эта статья – небольшой сборник мифологических картин.

Я помогу Вам сначала разобраться в их героях и символах. А затем мы вместе насладимся всеми достоинствами этих шедевров.

Мифы в картинах великих художников

Разнообразие сюжетов, которые встречаются у художников  огромно. Порой это бывают религиозные истории, иногда бытовые сцены, но особую роль в творчестве многих живописцев сыграли именно античные мифы и легенды. В данной подборке собраны самые известные картины и мифы, над которыми корпели знаменитые творцы.

«Рождение Венеры»

Венера, она же Афродита, богиня любви, была рождена из морской пены. Когда кровь верховного бога Урана попадает в море, то море пенится и из него  появляется Венера, прекрасная, златокудрая богиня.  Сандро Боттиччели взял этот сюжет за основу своей картины, нарисовав Венеру, которая прибывает на ракушке к берегу. Бог Зефир, дует на раковину, чтобы Венера быстрее оказалась на земле. Рядом с ним жена Флора,  встречает же новую богиню одна из граций.

Мифы в картинах Великих художников - Yvision.kz

«Нарцисс у ручья»

Красота порой может быть губительной, как для самого человека, так и для тех, кто его окружает. Миф о Нарциссе, молодом и красивом герое, который был слишком горд. Когда его полюбила нимфа Эхо и была отвергнута, как и многие до нее,  богиня Немесида решила наказать самовлюбленного и холодного юношу. Нарцисс, который до этого никогда не видел себя, во время охоты нагнулся к реке и влюбился в свое отражение. Он не мог уйти и страдал, так как любовь его была безответной. Он умер на берегу, не в силах покинуть реку, а на его месте вырос цветок Нарцисс.

Еще про Тора:  Славянские обереги: виды, значение, правила выбора

Микеланджело да Караваджо по-своему написал историю Нарцисса. Несмотря на миф, художник отразил  в реке уже постаревшего юношу, как бы намекая, что внешняя красота недолговечна.

Мифы в картинах Великих художников - Yvision.kz

«Пряхи. Миф об Арахне».

Арахна была умелой и талантливой ткачихой, мастерство которой признавали люди вокруг. Как-то у девушки возник спор с самой Афиной  кто лучшая в мастерстве прясть. Арахна вызвала богиню на состязание, но в итоге проиграла. За самонадеянность, Афина превратила Арахну в паука.

Диего  Веласкес создал свою картину «Пряхи», опираясь  на этот сюжет. Что интересно, в картине присутствуют две сюжетные линии, на первом плане само состязание Арахны и богини Афины, которая приняла образ старухи, на втором плане уже кульминация, когда Арахна проиграла, а перед ней предстала Афина во всем своем могуществе.

Мифы в картинах Великих художников - Yvision.kz

«Геракл побеждает Лернейскую гидру»

Геракл один из самых популярных мифологических персонажей. Полу бог, получеловек, который совершал добрые поступки и помогал людям.

Геракл знаменит своими двенадцатью  подвигами, один из которых связан с Лернейской гидрой – чудовищем с телом змеи и девятью головами дракона. Геракл сразился с гидрой, но отрубая голову, на ее месте вырастали две. Тогда на помощь к нему пришел друг и верный спутник Иолай, который прижигал шеи гидре, чтобы головы больше не вырастали. Так совместными усилиями, герои одолели одно из самых опасных чудовищ.

Франсиско де Сурбаран изобразил атакующего гидру Геракла, позади мы можем видеть и Иолая, который держит подожженную ветвь, готовый в любой момент прижечь шею чудовищу.

Мифы в картинах Великих художников - Yvision.kz

«Персей и Андромеда»

Персей, герой одолевший медузу Горгону, которая обращала всех вокруг в камень, возвращался обратно домой. По пути он увидел прекрасную девушку Андромеду, прикованную к столбу у моря. Ее должны были принести в жертву морскому чудовищу, чтобы задобрить богов. Персей вступился за Андромеду, окрыленный любовью к ней, он убил чудовище, тем самым спас и девушку, и все ее королевство.

Питер Пауль Рубенс изобразил счастливый финал двух влюбленных, когда Персей после сражения оказывается рядом с Андромедой. Рядом с ним и конь пегас, и маленькие ангелы, которые являются как бы свидетелями всего происходящего, и богиня Славы, которая венчает героя лавровым венком.

Мифы в картинах Великих художников - Yvision.kz

«Орфей и Эвридика»

Орфей – талантливый и знаменитый певец и музыкант, который своими сладкими речами и мелодией мог воздействовать на   людей и даже богов. Его возлюбленная Эвридика была ужалена змеей и умерла. Орфей последовал за ней в Тартар, в царство Аида. Он предстал перед Аидом и его женой Персефоной. Орфей спел о своей любви к Эвридике и растрогал Персефону. Аид же под влиянием жены согласился отпустить Эвридику, но при условии, что  Орфей за весь путь из Тартара ни разу не оглянется. К несчастью Орфей не удержался и оглянулся и его возлюбленная исчезла.

Рубенс изображает в своей картине момент, когда Орфей уводит Эвридику, но уже сейчас видно, что он хочет оглянуться и посмотреть здесь ли его любимая. Эвридика же спокойна, она словно кидает последний взгляд на богов, уверенная, что вот-вот вернется к жизни. На троне восседает Аид с женой Персефоной. Аид обеспокоен, не каждый день он отпускает из своего царства людей, а Персефона словно предчувствует трагедию, она в черном одеянии и встревожена. Совсем незаметен на первый взгляд и Цербер, трехглавый пес, в самом низу картины.

Мифы в картинах Великих художников - Yvision.kz

«Похищение Европы»

Европа, игравшая на берегу со своими подругами, пленила своей красотой Зевса. Он превратился в быка и похитил девушку, увезя на своей спине через море.  Зевс привез Европу на остров Крит, где впоследствии и поселилась девушка, родив Зевсу трех сыновей.

Несмотря на то, что в мифе Европа была напугана и тянулась руками к своим подругам, в картине Мартин де Воса она скорее безмятежна, спокойно взирает на берег, где как раз таки и происходит тревожное действие. Подруги Европы машут руками, а ангелы суетятся в небе.

Еще про Тора:  Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Мифы в картинах Великих художников - Yvision.kz

«Даная»

Как известно Зевс был очень любвеобилен, еще одной его возлюбленной стала Даная, дочь аргосского царя Аксирия, которому было предсказано, что он погибнет от рук своего внука. Именно поэтому Аксирий запер Данаю от чужих глаз,  и лишь старая служанка присматривала за принцессой. И все же Зевс смог узнать о Данае и проник к ней в виде золотого дождя. От их союза впоследствии и родился герой Персей.

Тициан Вечеллио изобразил в картине Данаю, на которую падает золотой дождь в виде Зевса, служанка же ловит монеты, подкупленная золотом.

Мифы в картинах Великих художников - Yvision.kz

«Вакх и Ариадна»

Ариадна, полюбившая героя Тесея, помогла ему победить Минотавра и сбежала вместе с ним, однако была оставлена на острове Наксесе. Именно там ее увидел бог Вакх, он же Дионис,  и влюбился. Спустя время Ариадна ответила взаимностью, забыв о Тесее. На острове Лемносе они сыграли свадьбу.

В картине Тициана видно отчаявшуюся Ариадну, которая простирает руки к морю, где вдали виднеется уплывающий корабль. Вакх же появляется в окружении своей свиты :сатиров и зверей. Он словно парит, направляясь к Ариадне, очарованный ее красотой.

 

Мифы в картинах Великих художников - Yvision.kz

«Амур и Психея»

Психея была царской дочерью, о красоте которой говорили везде и всюду. Афродита же обозлилась на Психею, так как люди стали больше восхвалять красоту земной девушке, а не богини. Она приказала своему сыну Эроту вселить Психее любовь к безобразному существу. Этим существом стал Эрот, который поначалу скрывал свою личность и внешность, но после был раскрыт.

Адольф Уильям Бугро изображает Психею и Амура очень нежно. Оба героя красивые, прекрасные и влюбленные.  Так как Психея в дальнейшем станет бессмертной богиней, олицетворяющей душу, именно поэтому она так же изображается с крыльями бабочки.

Мифы в картинах Великих художников - Yvision.kz

 

Н. пуссен

Один из ярчайших живописцев Франции 17 века, представитель барокко в живописи. Картины: «Похищение сабинянок», «Триумф Нептуна».

Особенности жанра

Сказочные и мифологические мотивы – важная тематика изобразительного искусства. Характерные черты полотен:мифологическая живопись

  • Динамичность сюжета;
  • Реалистичность передачи образов;
  • Яркость, внимание к деталям;
  • Насыщенность сюжета, многообразие образов;
  • Особое внимание перспективе, объемности изображения.

Наиболее яркие работы жанра представлены творчеством Рафаэля, Ботичелли, Мантеньи, Джорджоне. Благодаря Пуссену, Рубенсу, Веласкесу, направление активно развивается в 17 – 19 веках. Каждый мастер делал акцент на определенном аспекте передачи образов:

  • Рубенс и Пуссен пытались воплотить идеализированный образ героя, победителя, бога.
  • Веласкес и Рембрандт поставили акцент на попытках сближения мифологического, сказочного образа, с реальной жизнью. Мифологические и былинные образы не являются идеалом.
  • Буше акцентирует внимание на помпезности, насыщенности, торжественности события, изображенного на полотне.

Основой направления считается идеализация образов. Мифологический жанр – это возвышенное искусство, преимущественное соблюдающее нормы античной эстетики.

П. батони

Представитель рококо и неоклассики из Италии. Особенности его живописи – детализация, высокий уровень внимания к деталям. Батони известен картинами в аллегорическом и мифологическом направлениях: «Сладострастие», «Диана и Купидон».мифологическая живопись

Ренессанс

Во времена Ренессанса живопись приобрела аллегорический смысл, а религиозные и былинные сюжеты стали символичными. Представители Возрождения ставили на первое место определенные морально-этические проблемы, которые пытались решить при помощи живописи, делали попытки объяснить сущность явлений и процессов, используя былинную тематику работ и мифологических героев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector