Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

Как расстаются с куклой оберегом

Славянские куклы-обереги

Обережные куклы нельзя изготавливать с плохими мыслями, хранить где-попало и выкидывать, как обычный мусор.

Обережная кукла – это нечто большее, чем обычная детская игрушка. Такая кукла требует к себе трепетного отношения по всем параметрам. Ее нельзя изготавливать с плохими мыслями, хранить где-попало и выкидывать, как обычный мусор.

Наши предки передавали самодельные талисманы из поколения в поколение, практически не выкидывая их. Однако в некоторых случаях это приходилось делать. Более того, иногда уничтожение амулета было обязательным действием.

В каких ситуациях нужно избавляться от оберега:

  1. Он износился. Это больше относится к тканевым оберегам, чем к соломенным. Потрепанная ткань или вылезшая из нее ниточка не считаются серьезным препятствием к использованию. Но когда оберег буквально распадается на глазах, так, что его невозможно починить, лучше расстаться с ним.
  2. Перестал работать. Куклы, изготовленные с целью отводить от человека или его семьи беду, приходят в негодность быстрее других. Внешне они могут быть как новые, но внезапно перестают работать. Такое случается, когда амулет принимает на себя мощный удар отрицательной энергетики, нанесенный злым колдуном. В этом случае следует положить его в соль, чтобы очистить. Или попробовать провести ритуал очистки огнем, но делать это нужно очень осторожно, чтобы не начался пожар. Если очищение не помогло, остается лишь один выход – закопать в земле или сжечь.
  3. Среди народных кукол встречались и те, что требовали обязательного уничтожения после выполненной ими миссии. Например, Желанница. Когда она воплощала сокровенную мечту человека в жизнь, ее сжигали.

Зная об этих славянских обычаях, вы сможете легко ориентироваться в том, как прощаться с куклами-оберегами.

Но здесь важно не забывать о некоторых особенностях:

  • Перед сожжением или закапыванием попрощайтесь с куколкой. Это может быть привычный нам разговор или мысленная беседа. Скажите спасибо за все хорошее, что она вам принесла.
  • Обращайте внимание на свои эмоции при расставании. Если куклу не хочется отпускать, скорее всего, ее время еще не пришло. Очистите оберег от негатива и продолжайте использовать. С амулетом, выполнившим свою миссию, прощаются с легким сердцем, без сожаления.
  • Кукол, помогающих притягивать богатство, благополучие или любовь, не обязательно полностью уничтожать. Можно распустить, использовав материалы для других целей. С защитницами от болезней, колдовства и несчастья, так поступать нельзя. Их сжигают как можно дальше от дома.

Расставаться с полюбившимися оберегами, принесшими счастье, грустно и больно. Но делать это необходимо. Не храните поврежденные или переставшие работать амулеты на память, ведь таким образом вы будете способствовать задержке негатива около себя.

О традиционной хантыйской кукле, с мастер классом. — бэйбики

В этой статье я кратко раскажу о хантыйской кукле, о которой мне довелось узнать в этнографическом музее г. Советский, округа Югра.

Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

У хантов помимо своей особенной игрушки существует так же определённая культура игры. Первая кукла у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой хантыйской девочки имеется свой мешочек для рукоделия, где хранятся принодлежности для шитья, лоскуты, и мешочек, в котором хранятся куколки с их нарядами. Девочка начинает сама изготавливать куклу с 5 лет, при этом размер куколки не должен превышать размера её ладони, и не быть меньше мизинца (маленькая кукла применяется в поминальной практике), таким образом куколка как бы растёт вместе со своей хозяйкой. На мой взгляд в этом есть практическая польза, ребёнок тренирует мелкую моторику, не знаю правда осозновали ли это древние ханты.
По хантыйской традиции считается, что кукла больших размеров похожа на человека, а повторять образ человека, копировать его черты запрещено, иначе кукла может принять душу этого человека, так же нельзя повторять чужих кукол (в этом я вижу тоже полезный психологический аспект воспитания). Поэтому создание кукол полностью контролируется старшими родственницами. Игра с куклами разрешена только в светлое время суток, по окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани от куклы расправляются и хранятся самостоятельно.
Главная особенность такой куколки, это её временность, то есть, куколки меняются-одежда остаётся.

Куклы изготавливаются из различных материалов, они изображают людей, деревья, растения, которые часто наделены какими либо элементами человеческой одежды, например платком. Глядя на куклу, можно сказать, какой женщиной вырастет сделавшая ее девочка.
Могут присутствовать элементы дерева — сосновые или кедровые шишки, из них изготавливаются куклы — шишки. Они представляются духами-покравителями кукольной семьи. В фольклоре ханты существует метафора, где шишки обозначают смену человеческих поколений: «Когда настанет время, посыпятся кедровые шишки, сосновые шишки…» Такая форма является иллюстрацией представлений о рождении нового поколения людей.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Существует две категории кукол, наиболее часто изготавливаемых девочками ханты, – «куклы-растения» и «куклы-люди».

Сейчас мы сделаем куклу-дерево.
Куклы-деревья делаются из ткани, сложенной в 2-3 слоя, толщина зависит от вида дерева. Ткань скручивается валиком и складывается пополам таким образом, что бы нижняя часть образует импровизированные ноги и делает фигуру устойчивой. Характерная черта этой группы кукол-наличие длиннх волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева.
Характерной чертой этой группы кукол является наличие длинных распущенных волос из ниток, по цвету напоминающих крону дерева.

Мы с вами сейчас сделаем куклу Берёзку.

Нам понадобиться:
1)квадрат белой ткани (у меня был только габардин, с ним неудобно, лучше выбрать хб)края я обметала на машинке, чтобы не ремошился.
2)иголка
3)нитки, одна-которой будем сшивать тело куклы, я взяла чёрную, и никтки на волосы кукле, я взяла две зелёные разных оттенков, что бы передать оттенки кроны берёзки
4)прямоугольную картонку, в моём случае это будет пластиковая карта. Она нам понадобиться в изготовлении волос
5) ножницы

Еще про Тора:  Народные куклы обереги | Журнал Ярмарки Мастеров

Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

1) начинаем скручивать лоскут ткани с двух сторон к середине, сразу скажу, мне пришлось с габардином повозиться, потому что когда один край закручивался, другой распускался, пришлось пустить в ход зубы.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Свернули, теперь сгибаем пополам таким образом.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Затем сшиваем иглой по бокам в двух местах, оставляя одну треть для обозначения головы, плюс тело и ноги.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
У нас должно вот что получиться. (Из-за того чтоя взяла габардин, у меня получился достаточно толстый ствол, это берёзка-толстушка, но можно взять и потоньше)
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Оставшейся чёрной ниткой я решила добавить текстуру.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Теперь наматываем нити на карточку или картонку вдоль.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
С одной стороны запускаем иглу и продеваем нитку.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Затем завязываем нитку так, что бы собрать и зафиксировать нити, которые будут служить в качестве волос нашему деревцу.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
А сейчас нужно обрезать нитки с противоположной стороны.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Теперь получившиеся волосы просто пришиваем, той же ниткой которой связывали их, к макушке деревца и куколка-берёзка готова!
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

В игре куклы-деревья всегда неподвижны, они могут только стоять и выполнять функцию декорации.

Куклы-ягоды в игровом пространстве малоподвижны, в основном они находятся в сидячем положении – сидят, «расправив вокруг себя подол платья». Эти куклы не имеют волос, их головы полностью покрыты платками, соответствующими цвету созревшей ягоды.

Ярким персонажем является кукла-ягода Пансэмэли (клюква). Это болотная ягода. Ягоду эту ханты берут весной, тогда она более сладкая, чем осенью. Согласно хантыйской сказке, «Клюква» – самая трудолюбивая ягодка. Она занимается рукоделием, готовит, следит за хозяйством и, вообще, без дела сидеть не привыкла. Её постоянной соседкой является травяная куколка – Помсавэли («Травы пырея косичка»), это парные персонажи одной сказки.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Чтобы сделать куклу-клюковку, нам потребуется:
1) Лоскут ткани желтого или коричневого цвета — что будет символизировать цвет почвы севера (там песка много)
2) Лоскут зелёного цвета, это болото, на котором растёт клюква.
3) Треугольный лоскут красного цвета, цвета спелой ягодки.
4) Кусочек ватки для головы куклы
5) Нить

Итак, берём зелёный лоскут и кладём его перед собой как квадрат, а на него кладём желтый, но уже ромбом.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Кладём в серединку кусочек ваты и плотно обжав вложенную вату, затягиваем нитью, фиксируя ее двойным узлом, концы нити не убираются, на них в конце, можно будет повесить бусинки.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Теперь берём красный треугольник, кладём его на головку клюковки и завязываем, полностью закрывая «лицо»
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Обкручиваем длинные концы треугольника вокруг головки, «с зади», с той стороны, где торчит задний краешек косынки.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
И наконец завязываем концы косынки на 2 узла со стороны «переда», то есть «лица» закрытого тканью.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Затем расправляем зелёные и жёлтые края ягоды, что бы посадить её на «болото».

Вот такая куколка-клюковка и куколка-берёзка у нас получилась(клюковка у меня была уже сделана, я снимала её косынку, что бы показать как завязывать)
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Эти куколки служат как декорации для игры, как обереги, они восходят к древним формам религии, когда человек верил в то, что за любым деревцем, любым цветочком стоит какой то дух, который может повлиять на его судьбу.

Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Куклы — «страшилки», изображения сверхъестественных персонажей, у ханты – уже не игрушка, а способ и форма выражения недовольства, несогласия, своего рода брани: они берут на себя речевые функции. В традиционной культуре этого народа, в «нормах» детского общения запрещено обзывать другого ребёнка, и совсем недопустимо дурно отзываться о взрослом человеке. Поэтому «обзывание» берёт на себя кукла-страшилка. Когда не слушаются младшие братья и сестры или старшая сестра упрямится, то в ответ показывается, а взрослым незаметно подбрасывается, страшилка. Детям запрещалось мастерить и показывать кому-либо такие куклы – так же, как и у нас запрещается употреблять неприличные выражения.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Кукла-страшилка «Пор-нэ» (лесная, подкорневая женщина) является по существу идолом, фигуркой духа, хантыйской бабой Ягой. Такую куклу мастерят в тайне от взрослых. После игры её невозможно разобрать, потому что она состоит из разрезанных лоскутков. Взрослые, обнаружив игрушку «Пор-нэ», очень ругали своих девочек.
(из журнала «Югорское детство»)

Куклы-люди (сох пакыт) выполняются не только из ткани, но также из природного материала: травы, шкурок мелких зверьков, крылышек, хвостов и перьев птиц. В последнем случае персонаж имеет значение какого-либо животного или птицы.
Также функцию куклы могут выполнять подушка и платок. Платок сворачивают, имитируя младенца, а подушку повязывают платком, изображая дитя в люльке.
Такими игрушками, в основном, пользуются маленькие девочки 3-4 лет, которые еще не могут самостоятельно шить.
Кукла в роли игрушки очень подвижна, её можно неоднократно переодевать, изображая различные действия. В каждый игровой период она оригинальна, имеет собственные и нарицательные имена. Куклы представляют все категории населения: младенцев, мальчиков, девочек, мужчин и женщин, стариков и старух. Возрастные категории указываются нарицательно: ко – юноша, пырс ко – старый, но опрятный человек, пырс ики – неряшливый старик, аувэли – хорошенькая девчоночка, аувэль инки — озорная, быстрая девчонка, паэрл инки – мальчуган, пар пэрри – неряшливый, ленивый мальчишка. Игрушки, изображающие мальчиков, могут иметь имена по названию зверей: Плэнки – Мышь, Кучер ики – Бурундук, Ок ики – Лиса. Кукол называют и описательно по среде обитания персонажей: Нёрм нэ – Бора молодая женщина и Нёрм ики – Бора старик, Воч нэ – Городская женщина и Воч ики – Городской старик.
Основная черта куклы – кратковременность её существования. После окончания игры куклу необходимо разобрать.
С помощью платка можно выделить возрастные особенности куколки. Чем больше у нее открыто лицо, тем она старше.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Есть также кукла в очень красивых нарядах и украшениях из бисера. Это — Кукла в наряде (Айвит сикм ярнаснат) она изображает мастерицу, одетую в красивые наряды, чтобы показать их гостям. По преданию, такая Солнцеподобная, Луноподобная девушка в красивом наряде пришла из мира богов и показала женщинам новую моду.
Хантыйская кукла «Акань». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
«Кукол-мужчин» в основном шьют из меха и кожи. Ткань используют для туникообразных рубах из плотной ткани и платков-накомарников. Для основы – кукольной формы – используют грубую плотную ткань, сатин или сукно.

Еще про Тора:  Материал по конструированию, ручному труду: Мастер-класс для педагогов кукла-оберег: «Капустка» | Социальная сеть работников образования

По сути, кукол-людей делают почти так же, как клюковку или дерево. Тела делается так же как у клюковки-ткань кусочек ватки обматывается нитью, и на голову пришиваются волосы сделанные по принципу изготовления волос для куклы-дерева, то есть в моём мастер классе мы выполнили эти два основных элемента, остаётся только одежда для куклы и причёска, что видно по фотографиям, тоже достаточно легко изготавливается. Так что смело можно занять своих детей созданием таких игрушек, главное следить что бы не укололись.

В статье использовались так же фотографии коллекции «Куклы Нёрым-ях» (болотного-народа) Сургутского краеведческого музея.

Орнаментальное искусство нанайцев | журнал ярмарки мастеров

Острие воображенья –
Мой волшебный яоко.
Мысль – до головокруженья
Улетает далеко.

И дыханья не хватает,

И не знаю до сих пор,
Как на шкурах проступает,
Появляется узор.
Силуэт дракона, тигра,
Птицы, травы, дерева…
Я пока что не постигла
Ложь и правду волшебства.
А пока я постигала,
Очутился далеко,
Сотворил чудес немало
Мой чудесный яоко.
Вижу я на рыбьих шкурах
Очертанья сопок хмурых,
Утки плюхнулись на плёс,
Рыбка в озере играет,
К Древу жизни подбегает
С молодым лосёнком лось…
Я склонилась над узором,
Занята извечным спором,
И понять мне нелегко:
Я ли это рисовала
Или дремлющий устало
Мой волшебный яоко?

Анна Ходжер

Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли. В прошлом нанайцы были известны в литературе на русском и других европейских языках как гольды.

Орнамент нанайцев имеет долгую историю развития, его истоки уходят в эпоху неолита.

Многие века орнамент для нанайцев служил не столько декоративным средством, сколько древней знаковой системой, концентрирующей в себе широкие знания всех предшествующих поколений о мире и обществе.

По характеру и содержанию элементов орнамент нанайцев можно разделить на три основные группы: геометрический, растительный и спирально-ленточный.

Геометрический орнамент нашел применение на изделиях из бересты, в плетении из лозы и ткани, в резьбе по дереву.

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 1

Геометрический орнамент. Фрагмент ковра. Ткань, аппликация, вышивка.

Растительный орнамент тоже мало распространен. Модификации его достаточно ограничены. Как правило, композиция строится на мотиве бесконечно бегущей тонкой линии, ответвления которой оканчиваются трилистником. Исполняются эти простые изящные узоры исключительно в технике вышивки и используются только в декорировании повседневной одежды.

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 2

Растительный орнамент. Чулки на вате «доктон». Ткань, аппликация, вышивка.

Основу же амурского орнаментального искусства составляют спирально-ленточные мотивы, которые, в свою очередь, можно классифицировать на абстрактные и зооморфные. Двух одинаковых композиций найти невозможно. При всем многообразии видов орнамента, бесчисленном количестве его мотивов и композиций образованы они предельно малым числом элементов. Основными элементами нанайского орнамента являются спираль, зооморфные изображения и узкая лента или линия. Спираль присутствует везде, на предметах любого назначения и в любом материале. Любовь к этому орнаментальному элементу, конечно, вызвана не столько причинами эстетического свойства, сколько очень важным для мировоззрения амурских жителей каноном.

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 3

Спирально-ленточные мотивы. Ткань, аппликация, вышивка.

Вторым элементом нанайского орнамента являются зооморфные образы. Изображение зверей, птиц, рыб вплетены в основную канву спирально-ленточных узоров столь искусно, что вычленить их общей композиции невозможно. Почти всегда они стилизованы, но при этом сохраняют характерные движения, позы и характеры животных, зафиксированные тонкой наблюдательностью художника – исконного лесного жителя – охотника и рыболова. Следует отметить одну важную художественную особенность изображения животных в нанайском орнаменте. В большинстве случаев художник рисует их профильный силуэт. Это относится к изображению птиц (кроме орла), лесных животных (оленя, изюбра, зайца, соболя и т.д.), рыб. Мелкие представители фауны – пресмыкающиеся и насекомые (ящерицы, лягушки, пауки, черепахи, стрекозы, бабочки и др.) – фиксируются взглядом художника сверху, как бы распластанными.

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 4

Зооморфный орнамент. Ткань, аппликация, вышивка.

Третьим элементом, выполняющим, чаще всего, функцию объединения элементов в единую, целостную систему, законченный мотив, является узкая лента или линия. Лента, придает нанайскому орнаменту очень важное, определяющее качество – непрерывность.

Следует особо выделить композицию свадебного халата «сикэ» и композицию халата из кожи рыб «амири.» Особенностью этих видов одежды является, неизвестное в искусстве других народов, расположение основной орнаментальной композиции на спинке изделия.

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 5

Халат женский свадебный сикэ. Ткань, аппликация, вышивка.

В композиции спинки свадебного халата «сикэ», как правило, выделяются две орнаментальные зоны, разграниченные по горизонтали. Верхняя половина заполняется мозаикой из разноцветных тканей в форме чешуек, ромбов, полос, внутри которых вышиваются различные элементы орнамента: зооморфные и бессюжетные спирально-ленточные. А нижние полы халата заполняются двумя симметричными изображениями Родового Древа.

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 6

Халат женский свадебный. Фрагмент. Ткань, вышивка.

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 7

Халат женский свадебный сикэ. Ткань, аппликация, вышивка.

Наглядным примером действия основных принципов композиционного построения в нанайском искусстве является праздничный халат из кожи рыб «амири», который входил и в комплект свадебного костюма. Композиция спинки этого халата находится в точном соответствии с его конструкцией. По всем конструктивным срезам – плечевым, боковым, пройме и подолу – проходят орнаментированные полосы контрастного к основному полю цвета, создавая своеобразную раму для основной композиции орнамента.

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 8

Фрагмент халата женского праздничного амири. Рыбья кожа, аппликация, вышивка.

Полосы орнамента халата «амири», закрывающие все швы и крайние срезы изделия, замыкают одежду, делают ее непроницаемой для злых духов, создают особый микромир, коим и является традиционный костюм каждого этноса.

Еще про Тора:  Конспект открытого занятия для дошкольников «Куклы-обереги, их значение в жизни людей». Изготовление тряпичной куклы. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Цветовые решения всегда подчиняются неписаному правилу: цвет должен способствовать выявлению орнамента и обогащению эмоционально-художественной образности произведения.

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 9

Халат женский. Рыбья кожа, аппликация.

Одна из самых художественно и интеллектуально насыщенных форм традиционной культуры нанайцев — комплекс свадебного костюма. По глубине семантики, богатству декоративного убранства, сложности и масштабности образа нанайский свадебный костюм – явление уникальное. Дело в том, что костюм юной нанайской невесты с головы до пят был воплощением внешнего облика и внутренней сущности грандиозного по силе и космического по масштабу мифологического существа – Дракона. Это – самый значительный и могущественный образ нанайской мифологии. Он синтезирует в себе две главные природные стихии: водную-земную и огненную-небесную, являясь, таким образом, Богом планеты. Кроме этого, Родовое древо, вышитое на спинке свадебного халата «сикэ» олицетворяет Мировое древо жизни и выражает идею трехъ-ярусной вертикальной структуры Мироздания. Верхняя часть изображения принадлежит небесной сфере. Свидетельством этому служит цветок или стилизованное изображение солнца, венчающее древо, и птицы на ветвях – души будущих детей невесты. Ствол и ветви соответствуют земному пространству и символизируют прочность и древность рода, а корни — подземному миру «буни», миру предков.

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 10

Фрагмент подала женского свадебного халата Сикэ

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 11

Халат женский свадебный. Фрагмент подола спинки. Ткань, вышивка.

Ключевым символом приамурской мифопоэтической традиции, кроме рассмотренных выше Дракона и Мирового Древа, является образ птицы. Птица выступает и как тотем некоторых нанайских родов, и как помощник шамана и как символ души не родившихся еще детей, она – знак Неба, Верха в структуре Мироздания. У основания Древа Жизни, всегда изображались два лесных копытных животных. Вероятно, олени или лоси. Копытные животные – представители Среднего, земного мира и должны располагаться у ствола дерева.

Кроме птиц и оленей в орнаментально-сюжетный комплекс Родового Древа на свадебном халате сикэ входили изображения животных Нижнего мира, подземного и подводного: лягушки, рыбы, змеи, ящерицы и др. Они располагаются в корнях Древа Жизни, в овалах, образованных переплетениями корней. Эти изображения фиксируют третий уровень пространственно-временной структуры Мироздания.

Свадебный обряд.

К свадебному обряду готовились заранее. Свое приданное девушка вместе с матерью или бабушкой начинала шить сразу, как только усваивала уроки вышивки. Множество узоров, вышитых на кусочках ткани, складывалось в берестяные коробочки. Халатов, в которые невеста облачалась в день свадьбы, должно было быть не менее пяти, и надевались они один на другой. Верхний свадебный халат орнаментировался особенно богато.

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 12

Наряд невесты дополнялся оригинальной шапочкой и расшитой узорами обувью — унтами.

Нарядный воротник из тяжелого шелка с аппликацией или вышивкой, с отделкой мехом, металлическими подвесками или бусами служит декоративной деталью к свадебному халату. Поверх халата передник с металлическими подвесками-оберегами (три килограмма). Последним надевается красивое серебряное украшение. Все действие сопровождаются песнями на нанайском языке.

В последние десятилетия свадебные нанайские халаты шьют, как правило, из шелка, но еще в начале XX века их изготавливали из рыбьей кожи.

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 13

Халат амири женский и на девочку. Рыбья кожа, аппликация, вышивка.

И сейчас на халатах орнамент, состоящий из соприкасающихся друг с другом крупных полукружий. Он символизирует рыбью чешую. Это панцирь так же защищает девушку от злых духов, что нередко норовят напасть исподтишка.

Не менее заботливо украшалось свадебное одеяние жениха. Ярким, красочным орнаментом покрывался весь костюм.

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 14

Халат мужской. Ткань, вышивка.

Мать и сестры заблаговременно, прилагая все свое умение, готовили художественные детали орнамента к наряду сына и брата. Они нашивали их на шелковый короткий халат с разрезами по бокам, выделяя и подчеркивая красоту вышитых узоров орнамента умело подобранными узенькими кантами и разными по ширине полосками из однотонных цветных тканей. Не менее нарядными были и ноговицы и богато орнаментированный широкий праздничный пояс.

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 15

Рукавицы женские и ноговицы мужские. Ткань, вышивка.

Шапка с вышитым верхом и унты с меховой мозаикой довершали убранство жениха.

В отличие от костюма с символическими узорами, в который невеста наряжалась только раз в жизни, наряд жениха извлекался из сундука от случая к случаю.

После третьего визита к будущим родственникам родители жениха возвращались домой и начинали готовить свадьбу.

Орнаментальное искусство нанайцев, фото № 16

Мужская одежда.

В день отъезда невесте заплетали волосы и особым способом укладывали на голове, ровным пробором делили на две части, в прическу вплетали три полоски материи — две черные и одну красную.

Невеста просила благословения родителей, прощалась с подругами. Мать и отец собирали ее огниво, кресало и трут, чтобы разжечь собственной огонь. Отец давал ей копье, чтобы отпугивать духов, которые попробуют помешать ей в супружеской жизни.

Она шла, расчищая дорогу копьем, и никто не мог преступить ей дорогу…

Жених встречал ее у своего дома, и — новые ритуалы.

Информация взята из книги А.С. Киле. Искусство нанайцев: вышивка, орнамент. Традиции и новации. Из интернет-источников.

Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector