Богини
название | Значение имени | Заверенные консорты и сексуальные партнеры | Заверенные детей | Аттестации |
---|---|---|---|---|
Baduhenna (латинизированный Германский) | Badu- , может быть родственны прото-германском * badwa- смысл «бой» . Вторая часть имени -henna может быть связано с -henae , которая появляется обычно в названиях матрон . | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Тацита Анналы |
Бил (древнескандинавского) | Оспариваемые | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Проза Edda |
Бейла (древнескандинавского) | Предлагаемый в качестве связанных с «коровой», «боб» или «пчелы». | Byggvir | Никто не засвидетельствовано | Поэтическая Эдда |
Эир (древнескандинавского) | «Мир, помилование» или «помощь, милосердие» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Поэтическая Эдда , Проза Edda |
Eostre (Старый английский) | «Восток» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | De temporum Ratione |
Фрея (древнескандинавского) (см список имен Фрейи более) | “Леди” | Фрейр , ODR | Hnoss , Gersemi | Поэтическая Эдда , Эдда , Heimskringla , Sörla скандинавская прядь |
Фригг (древнескандинавского) | Производная от индоевропейского корня , означающего «Любовь» | Odin (консорт), Вили , Vé | Бальдр | Поэтическая Эдда , Проза Эдда , Деяния данов , Historia Langobardorum , второй Мерзебурга Incantation |
Fulla (древнескандинавского) | Возможно, «обильный» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Второй Мерзебурга Incantation , Поэтическая Эдда , Проза Edda |
Gefjun (древнескандинавского) | Относящиеся к «давать» | Скьёльд , неназванные ётуны | Четыре волы | Проза Edda , Инглинги сага , Völsa скандинавская прядь , |
Gersemi (древнескандинавского) | «Сокровище, драгоценность» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Heimskringla |
Gerðr (древнескандинавского) | «Огороженная в» | Фрейр | Fjölnir ( Heimskringla ) | Поэтическая Эдда , Эдда , Heimskringla |
Гна (древнескандинавского) | Возможно , связано с древнескандинавского Gnæfa , что означает «проецировать» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Проза Edda |
Гюлльвейг (древнескандинавского) | Оспариваемые | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Поэтическая Эдда |
Hariasa | Возможно , связано с именем Валькирия Herja или значением «богини с большим количеством волос» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Камень из Кельна , Германия ( CIL XIII 8185) |
Hlin (древнескандинавского) | Возможно , связано с древнескандинавского термином hleinir , сам , возможно , означает «защищает» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Поэтическая Эдда , Проза Edda |
Hnoss (древнескандинавского) | «Сокровище» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Проза Edda |
Hretha (Старый английский) | Возможно, «знаменитый» или «победоносный» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | De temporum Ratione |
Ilmr (древнескандинавского) | Потенциально связанные с древнескандинавского ilmr , мужское существительное означает «приятный запах» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Проза Edda , скальдическая поэзия |
Идун (древнескандинавского) | Возможно, «вечно молодой» | Браги | Никто не засвидетельствовано | Поэтическая Эдда , Проза Edda |
Irpa (древнескандинавского) | Возможно, в связи с «темно-коричневый» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Сага о йомсвикингах , Njáls сага |
Лофн (древнескандинавского) | Потенциально, связанные с «Хвала» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Проза Edda |
Нанна (древнескандинавского) | Возможно , «мать» из Нанна , или потенциально связанных с nanþ- , что означает «дерзкий один» | Бальдр | Форсети | Поэтическая Эдда , Проза Эдда , Деяния данов , Chronicon Lethrense , Setre Comb |
Nerthus (Latinized германского, от прото-германского * Nerthuz ) | Latinized форма какого древнескандинавского ньёрд выглядела бы примерно 1 CE. | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Germania |
Njörun (древнескандинавского) | Возможно , связанно с скандинавским богом ньёрдом и римской богиней NERIO | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Поэтическая Эдда , Эдда , скальдическая поэзия |
RAN (древнескандинавского) | «Кража, грабеж» | Ægir | Девять дочерей | Поэтическая Эдда , Эдда , Friðþjófs сага Гинс frœkna |
Ринд (древнескандинавского) | Возможно , связано с * Vrindr | Один | Вели | Поэтическая Эдда , Проза Эдда , Деяния данов |
Saga (древнескандинавского) | Возможно, «видеть» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Поэтическая Эдда , Эдда , скальдическая поэзия |
Sandraudiga (латинизированный Германский) | «Она, которая окрашивает песок красного цвета.» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Северный Брабант камень |
Сиф (древнескандинавского) | «Зять-отношения» | Тор | Þrúðr , улль | Поэтическая Эдда , Проза Edda |
Sigyn (древнескандинавского) | «Победоносный Подружка» | Loki | Нара, Narfi и / или Väli | Поэтическая Эдда , Проза Edda |
Sinthgunt (древневерхненемецкий) | Оспариваемые | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Во-вторых Мерзебурга Incantation |
Сьёфн (древнескандинавского) | “Любить” | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Проза Edda |
Скади (древнескандинавского) | Возможно , связано с Скандии . | Улль , Odin , однажды ньёрд . | Смингр | Поэтическая Эдда , Эдда , Инглинги сага |
Снотра (древнескандинавского) | «Умный один» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Проза Edda |
Sól (древнескандинавского), Сунна (древневерхненемецкий) | “Солнце” | Glenr | Второй Мерзебурга Incantation, Поэтическая Эдда , Проза Edda | |
Syn (древнескандинавского) | “Отказ” | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Проза Edda |
Tamfana (латинизированный Германский) | неизвестный | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Germania , Tamfanae крестец надпись |
Þrúðr (древнескандинавского) | “Мощность” | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Поэтическая Эдда , Эдда , Карлевский рунический камень |
Þorgerðr Hölgabrúðr (древнескандинавского) | Буквально «Невеста Þorger Hölgi в» | Никто не засвидетельствовано | Hölgi, возможно, другие | Сага о йомсвикингах , Njáls сага , Skáldskaparmál , Сага о фарерцах |
Vár (древнескандинавского) | «Возлюбленный» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Поэтическая Эдда , Проза Edda |
VOR (древнескандинавского) | Возможно, «осторожные один» | Никто не засвидетельствовано | Никто не засвидетельствовано | Проза Эдда»„Поэтическая Эдда Thrymsvitha“ |
Zisa | Возможно , связано с * Тюру | Никто не засвидетельствовано | Возможно , Тир через лингвистические связи | Кодекс Monac , Кодекс Emmeran и Suevicarum гегит Scriptores |
Общегерманский пантеон. всеобщая история религий мира
Общегерманский пантеон
Германские божества были прежде всего богами природы. Как уже отмечалось, Тацит выделял среди богов германцев триаду наиболее почитаемых, называя их римскими именами: Меркурий, Марс, Геркулес. По мнению одних исследователей, этими богами были Вотан, Тиваз и Тор, другие считают, что, кроме Вотана и Тиваза, в триаду входил Фрейр.
Из разных источников нам известны имена многих богов. Каждое племя или народ имели своего главного бога: так, швабы назывались циувари (слуги Циу), фризы почитали Форсеша, как хранителя права в их народе. Во многих случаях эти боги в то же время являлись и предками княжеских родов. Тем не менее за более чем тысячелетие, отделяющее эпоху Тацита от времени исследователя шведского язычества Адама Бременского и исландского писателя Снорри Стурлусона, только имена трех-четырех божеств упоминаются таким образом, как будто в них заключен весь германский божественный мир. Наиболее часто упоминаются двое: бог бури Вотан, которого в Скандинавии называли Один, и бог грома Тор (южногерманский Донар).

Древняя вышивка. В центре Тор с молотом Мьелльниром, справа от него Фрейр
В более ранний период важную роль играл Тиваз, бог законности, но у северогерманских народов его потомок Тир переместился на второй план. Одновременно более видную роль стал играть бог плодородия Фрейр, вместе со своим женским аналогом Фрейей или без нее. С распространением отдельных богов в германском мире мы знакомимся главным образом из названий мест. Так, известно, например, что Тор был главным богом Норвегии, Фрейр – Швеции. К этому этнографическому распределению богов, вероятно, относится также упоминавшаяся противоположность между асами и ванами.
Образ бога Вотана (Вуогана), которого Тацит называет Меркурием, в Южной Германии почти не встречается, но в англосаксонских родословных именах он фигурирует на первом плане, так же как и в племенном сказании лангобардов. Вотан считался божеством бури, вихря. Одновременно он являлся богом умерших, владыкой подземного царства, впрочем, эти две стороны не исключают одна другую. С Вотаном было связано и поныне существующее в Германии предание о «дикой охоте» – разъезжающей в воздухе или проносящейся вихрем по небу толпе мертвецов, которая первоначально не имела никакого отношения к Вотану, но потом стала считаться его свитой.

Ф. фон Штассен. Ваны следуют в Асгард
Вероятно, в более поздний период частых межплеменных войн Вотан (скандинавский Один) выдвинулся на ведущую роль среди богов. В северогерманской мифологии культ Одина исповедовали настоящие викинги, вожди и воины. Один царствует в Валгалле, огромном светлом доме, стены которого сложены из щитов, а крыша – из копий:
«На плечах Одина сидят, вцепившись когтями в его синий плащ, два черных ворона… Каждое утро они пролетают над миром и сообщают Одину, где плывут драккары викингов, где начинается битва, а Один посылает туда валькирий. За спиной Одина бьет всеми восемью копытами конь Слейпнир, что значит «скользящий». В мгновение ока восьминогий Слейпнир переносит Одина на землю. Там он время от времени сходит с коня, закутывается в свой синий плащ, надвигает на лоб широкополую шляпу и стучится в какой-нибудь дом. Горе тому хозяину, который нарушит закон гостеприимства. Вот почему по всей Скандинавии путники смело входят в чужие дома. Они знают: им дадут кров, пищу, питье и место для сна, а утром с миром отпустят в дальнейший путь».
Один – бог-воин, решающий судьбу сражений. Посланные им валькирии – воинственные девы, дающие победу, – собирали павших в бою героев в Валгаллу, где дни проводятся в битвах, а ночи в пирах. У Одина только один глаз (второй он отдал за глоток из источника мудрости и понимания); девять дней и ночей он провисел на всемирном дереве – ясене Иггдрасиль, чтобы научиться читать спрятанные руны. Как видно, Один был не только воителем, но и рассудительным и мудрым волшебником, странствующим в разных видах, знатоком рун, богом скальдов. С ним был связан целый цикл преданий о поэтичности, героических подвигах, перемене облика и даже смерти.
О главном боге грома, Торе, рассказывается во многих песнях Эдды. Первоначально его почитали в Норвегии и Исландии, но известен он был также и немцам под именем Донара. Его символом был молот, который применялся в свадебных обрядах и в качестве защитного знака, подобно тому как христиане использовали знак креста.
Археологические памятники свидетельствуют, что во многие языческие могилы клали молот. Тор был полон энергии и неизмеримой силы. И если правители и знать считали своим покровителем Одина, то простым людям приятнее была защита Тора. Он оберегал богов и людей от козней великанов и злых черных карликов. Тор был вооружен боевым молотом Мьелльниром:
«Этот молот Тор выковал себе сам. Великаны не раз пытались похитить грозное оружие, но молот имел чудесное свойство всегда возвращаться к хозяину. Так что победить Тора невозможно. Тор редко передвигался пешком, потому что предпочитал ездить в повозке, запряженной козлами. Козлы были тоже чудесные. Вечером хозяин сдирал с них шкуры, варил мясо в котле и плотно ужинал, один или в компании с людьми, бросал кости на шкуры, а потом ложился спать. К утру кости становились на свои места, шкуры сворачивались и козлы как ни в чем не бывало стояли в упряжке, поджидая бога для дальнейшего путешествия»[10].

Один на своем престоле

Ф. фон Штассен. Похищение Фрейи
Во многих легендах Тор ассоциируется с Локи, странным, одновременно притягательным и отталкивающим хитрецом и обманщиком. Локи (и его двойник Лодур) был богом огня; имя его значит «оканчивающий». Именно коварство Локи привело к смерти Бальдра, сына Одина, прекраснейшего из богов, считавшегося богом солнца. На это указывает его эпитет «лучезарный». Само же имя Бальдр значит «господин».
Первоначально главным богом у германцев был, вероятно, бог неба Циу, или Тиу, Тиваз, с образом которого мы позднее опять встречаемся под именами Ирмина, Эра или Сакснота. В северной мифологии он сильно отодвинут на задний план; здесь он – бог меча, Тир, однорукий ас. Среди остальных образов северной мифологии некоторые, по-видимому, первоначально играли более важную роль, чем впоследствии. Таков Хемдалль – сияющее божество света, страж богов, который ежедневно сражается с Локи. Таков также Генир, прежде, наверное, бывший одним из главных богов, вероятно, близкий к Хемдаллю.
Существование культа Бальдра, Хемдалля, Локи и некоторых других богов почти не доказано. Главными богами германского культа были Вотан (Один), Тор (Донар) и на севере также Фрейр. Последний, повелитель дождя и солнца, почитался как бог плодородия. Отцом его скандинавы называли могущественного Ньерда, владыку ветра и моря.
Германские богини так мало индивидуализированы, что их всех вместе долгое время считали формами одной богини земли. Однако это предположение не соответствует действительности. Например, Фрейя (Фригг), сестра Фрейра и супруга Одина, несомненно, является преимущественно богиней воздуха или неба. В своих главных функциях и в отношениях к рождению и смерти, к посеву и жатве, к прядению и ткачеству богини так же или совсем не являются богинями земли, или являются таковыми только очень косвенно. Во всяком случае, при их ничтожном индивидуализировании очень трудно решить, представляют ли Ринда, Герда, Менглод в Эдде, немецкие богини Перхта, Гольда и многие другие самостоятельные образы или же это побочные формы, имена одной или немногих главных богинь. Более всего индивидуализирована северная Фрейя; но она, вероятно, представляет собой образ, созданный скальдами, которые придумали женскую фигуру, соответствующую Фрейру, и перенесли на нее все то, что первоначально относилось к другим богиням.

Л. Уар. Наказание Локи
Формирование общего пантеона богов у германцев, как и у других народов, стало отражением, а отчасти и средством объединения племен. Но, начиная с середины I тыс. н. э., традиционные языческие верования стали отступать под натиском монотеистического христианства. Первыми германцами, принявшими христианство, были готы (вторая половина IV в.). В V в. приняли христианство бургунды и франки, в 600 г. – англосаксы, затем постепенно другие немецкие народы и позднее всего – уже в IX в. – саксы. Скандинавы сделали первый решительный шаг только около 1000 г. благодаря Кнуту в Дании и вследствие постановления исландского альтинга в 1000 г. Швеция же приняла христианство только в начале XII в.
Тем не менее новообращенные народы сохраняли в своих легендах, преданиях и нравах так много языческого, что христианская церковь вынуждена была пойти на уступки и узаконить некоторые старые обряды, придав им христианский внешний вид. Пережитки традиционных верований сохранились в фольклоре германских народов, в преданиях о троллях, гномах, ундинах и разных чудовищах. Любопытно, что боязливость эльфов, о бегстве которых рассказывают некоторые сказки, отдельные исследователи пытались объяснить сознанием того, что с принятием христианства их царство должно окончиться.
Древние языческие верования германцев были частью подсознательного процесса формирования современной Европы и иногда всплывали на поверхность – как в случае, когда немецкие национал-социалисты искусственно реанимировали мифологию, придав ей новый, совершенно другой смысл.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.