Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

Алэл — кетская кукла, хранительница домашнего очага. часть 1 — бэйбики

В своей публикации

про колыбели

я обещала рассказать о (теперь уже совсем малочисленном) народе, проживающем в Красноярском крае. Народ этот зовётся – кеты или енисейские остяки, енисейцы. Кет, в переводе — человек. Собственно, я хочу рассказать не столько об этом народе (это было бы слишком много для данной публикации), сколько о куклах-хранительницах рода, которые обязательно живут в каждой кетской семье.

Во всяком случае, жили всегда, — теперь многие представители этой народности ассимилировались, многие утратили свои древние обычаи и обряды, да и самих кетов осталось порядка тысячи человек. Удивительно, но в каждой кетской семье живёт деревянная кукла алэл. Впервые я узнала об этих куклах более десяти лет назад. Так случилось, что в мае 2004 года я слегла с радикулитом и попала на месяц в поселковую больницу. Мобильных телефонов тогда не было, интернета тоже. Это сейчас все лежат с планшетами и ноутбуками, а тогда, начав выздоравливать я, привыкшая всегда много читать, стала брать книги в небольшой больничной библиотеке. Эту библиотеку в начале девяностых годов подарил больнице рабочего посёлка Гусь-Железный один из пациентов. Конечно же, я читала не всё подряд, нашлись в этой библиотеке книги, которые меня ждали. С детства я любила читать об археологических раскопках, об этнографических путешествиях, и выбирала книги по этой теме. В числе других мне попалась очень интересная книга о народных верованиях, культах, шаманах и жрецах, о первобытной магии, тотемах и фетишах. Скажу честно, впечатление тогда на меня произвели лишь те главы, где описывались события, произошедшие с автором во время этнографической экспедиции в Красноярский край. Особенно меня заинтересовали алэлы. Алэл это небольшая вырезанная из кедра антропоморфная кукла, одетая в меховую национальную одежду кетов – сокуй. Когда подошло время выписки, я грешным делом хотела припрятать эту книжку, но воспитание не позволило. Дома конечно дел по горло, семеро детей, младшему только год, так что потихоньку стало всё забываться. Ну а с мужем впечатлениями поделилась. Назвала имя автора, — тогда ещё помнила, свежо было. Он сказал, что такой книги не видел, но автора знает, что-то читал, одна из его книг есть в домашней библиотеке и вообще, не переживай, может, найдём такую книгу. Но я как-то за пять – шесть лет забыла всё, — и автора, и название книги, и народность… помнила лишь алэлов, так они мне в душу запали. И время от времени пыталась вспомнить имя автора понравившейся книги, пытала мужа, — о ком это я спрашивала в таком-то году… у-у-у…!!!
В конечном итоге, когда у меня появился интернет, и я немного разобралась что к чему, а было это в 2009 году, через пять лет после описанных событий, я, конечно же, начала искать в интернете. Но, так как я почти ничего не помнила, я вводила в поисковик слово «алэл» и «алэлы». Но, ни гугл, ни яндекс меня не понимали, выдавая словосочетания типа «маки алели» или «парус алел», или что-то про Аллу, в основном про Пугачёву. Да и скорость интернета в то время у меня была неважная.
Пытаясь вспомнить какой народности принадлежат эти куклы, я перебрала все народы Сибири, поняла и вспомнила, что этот народ — кеты, теперь не забуду! Стала искать людей, которые писали о кетах, но тоже ничего тогда не нашла. Конечно, о кетах информация была, но никаких зацепок, совсем ничего не было того, что меня интересовало. А я очень хотела вновь увидеть и прочитать эту книгу. Но ничего не стоит на месте, интернет постоянно пополняется новыми материалами, поэтому надежду я не теряла.
Сейчас вот, пытаюсь вспомнить, какие народы живут по ту сторону Уральских гор. Их много. Обычно их называют – народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ненцы, энцы, ханты, манси, чукчи, якуты (саха), эвенки, эвены, нганасаны, долганы, кеты, тувинцы, хакасы, алтайцы (шорцы), нанайцы, буряты, тунгусы, нивхи, алеуты, эскимосы, орочи, — всё, больше вспомнить не могу! Нужно доставать «Атлас народов России». Так, остались: селькупы, юкагиры, коряки, удэгейцы, негидальцы. В общем, всех знала, кроме негидальцев, первый раз слышу. Ещё ительмены-камчадалы, тофалары… и это, скорее всего ещё не всё. Манси раньше называли вогулами, нанайцев гольдами, нивхов гиляками, и многие из этих народов называли самоедами, остяками. А ханты и манси вместе – обскими уграми.
В том же «Атласе народов России» читаю, что по языковой классификации эти народы относятся к уральской, алтайской, чукотско-камчатской, эскимосско-алеутской семьям, и только кеты, нивхи и юкагиры имеют изолированные языки. Причём кетский язык не похож ни на какой другой, это язык-изолят, не входящий ни в одну семью.
Время от времени я возвращалась к поискам и всё-таки после стольких лет они увенчались успехом!!! Я нашла и скачала книгу, так понравившуюся мне десять лет назад. И кроме этого нашла несколько изображений алэлов.
Книга называется «Шёпот земли и молчание неба», издана в 1990 году, автор Рудо́льф Фердина́ндович Итс (1928-1990) советский этнограф, специалист в области этнической истории Восточной Азии, Сибири, Дальнего Востока, по теории этнографии, профессор, доктор исторических наук, организатор и руководитель кафедры этнографии и антропологии исторического факультета ЛГУ, сотрудник, с 1982 года и до своей смерти заместитель директора по Ленинградской части Института этнографии АН СССР, член Союза писателей СССР.
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Вот отрывок из главы «Одеяние для деревянного человечка»: «Алэлы непременные, обязательные спутники и, по сути древних представлений, члены каждой кетской семьи.
Не может быть кетской семьи без алэлов. Алэл — женского рода. Из целого куска дерева искусно вырезано широкое лицо, руки, ноги, грудь. Обязательно старушка должна быть одета: и потому, что ей голой будет холодно, и потому, что быть голой неприлично. Как правило, их в семье бывает одна или две, а то и несколько. Эти старухи — помощницы семьи во всех ее делах: они охраняют жизнь и богатства семьи, помогают по дому, следят за детьми и скотиной — оленями, собаками. Алэлы, которых мы видели, все были очень старыми, потемневшими от времени, прокопченными в дыму чумного костра.
Часто украшают одежду алэла вышивкой бисером. Делают на лбу бисерную повязку, пропускают бисерную нить по подолу суконного халата или по голенищам унтов.
Хранятся алэлы в специальном берестяном туеске в укромном месте в чуме или доме, при перекочевках их возят с собой в санках-ящиках с домашним скарбом.
По понятиям кетов, алэлы чувствуют все, как люди. Им доступны жалость, обида, они знают горе и беды, а также и радость. Нередко их кормят, смазывают рот рыбьим жиром, оленьей кровью. Если человек не будет заботиться об алэлах, то семья останется без постоянных безропотных помощников и погибнет».
Единственное изображение алэлов в книге – не очень чёткая чёрно-белая фотография:
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Когда я, впервые после долгих поисков, нашла хоть какую-то информацию о кетах и об алэлах, помня, что это деревянная добрая старушка – оберег, помогающая семье по хозяйству и оберегающая от несчастий, я была удивлена, что на некоторых сайтах, где всё-таки нашлась хоть какая-то информация, алэлы были представлены в одном ряду с монстрами, бесами и мифическими существами. Причём на всех этих «сайтах» перепечатана информация о них именно из книги Рудольфа Итса, — везде одна и та же.
Сейчас появилось в сети много информации и о самих кетах и об их куклах-алэлах и о других антропоморфных оберегах.
Есть книга В.И.Анучина «Очерк шаманства у енисейских остяков», изданная в 1914 году, с иллюстрациями. Эта книга упоминается и в рассказе Рудольфа Итса о его экспедиции в 1958 году. Есть статья М.С.Баташева «Изображения семейно-родовых святынь у кетов» (предварительные результаты полевых исследований Красноярского краевого краеведческого музея в 1998-2004 годов) тоже с иллюстрациями. Но в этих изданиях были чёрно-белые рисунки, а я искала фотографии.
Кстати в книге Анучина «алэл» пишется как «алалт», ещё я встречала название «алэв», думаю, что это варианты услышанного, ведь язык кетов необычен. Часто встречается и название «алэл-бам», «бам» по-кетски старушка.
Рисунки алэлов из книги В.И.Анучина:
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
А это рисунки алэлов из статьи М.С.Баташева:
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Сотрудник Байкитского музея А.О.Кузенко в своей публикации рассказывает, что алэлы представлены в коллекциях разных музеев России и других стран: Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук (РАН), Красноярский краеведческий музей, Этнографический музей Томского университета, Краеведческий музей города Енисейска, музей в Новосибирске, Музеи народоведения в Гамбурге и Ляйпциге (ФРГ), Музей культур города Хельсинки. В Байкитском филиале Эвенкийского краеведческого музея хранится интересная, возможно, уже последняя коллекция подобных экспонатов подкаменно-тунгусских кетов.
Типичный алэл представляет собой антропоморфную деревянную фигурку, обычно высотой 15-30 см, и представляет собой атрибут культа семейных домашних охранителей. Алэл является для кетов святыней – покровителем очага, семьи. Это женский мифологический персонаж, которому приписывалась способность помогать при родах, в воспитании детей, ведении хозяйства. Кроме того, алэл охраняет семью от злых духов и нехороших людей. Алэл мог также предвидеть будущее — если хозяевам грозила опасность или смерть, он начинал выть, а вслед за ним особым воем выли собаки (В.И.Анучин. «Очерк шаманства у енисейских остяков»).
Алэлов использовали и при гадании. Фигурку брали большим и средним пальцами за голову, за то место, где должны быть уши, раскачивали и подбрасывали таким образом, чтобы он несколько раз перевернулся в воздухе. Если алэл падал лицом вверх, ответ считали благоприятным. Гадать мог только хозяин чума, старшая в семье женщина.
Фигурки вырезались из корня растущего кедра. Они отличались непропорционально большой круглой головой. На выступающем лбу и подбородке могли быть прибиты тонкие медные пластины. Туловище обтягивали шкуркой колонка, белки, медведя, соболя, бурундука. Фигурку обматывали лоскутками новой материи и подпоясывали ремешком с нанизанными бусинами. Бусами окаймляли край меховой обтяжки вокруг лица. В некоторых случаях на грудь алэла подвешивали круглую медную пластину, напоминающую изображение небесных светил в шаманских подвесках. Иногда это была старинная монета.
Хранился алэл в передней, чистой (по семантике) части чума — за очагом, в берестяном туесе или в специальных «нарточках»-косул (деревянном ящике с крышкой). Все обрядовые действия с алэлом (кормление, одевание, украшение), кроме фигур, связанных конкретно с шаманским культом, совершали женщины. Алэл передавался по наследству по мужской линии, обычно младшему сыну. При отсутствии прямых наследников мужского пола фигурку передавали другим родственникам-мужчинам. Если таковых не находилось, считалось, что дух покидает фигурку и она не имеет никакого значения, и её относили в укромное место в лесу.
Сейчас я покажу несколько рисунков из разных источников.
Алэл. Рисунок из книги Е.А.Алексеенко «Кеты»:
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.руТряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Две иллюстрации из книги Е.А.Алексеенко «Домашние покровители у кетов»:
1. Алэл. Камень. Ленинград. Музей антропологии и этнографии.
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
2. Изображение алэла, украшенного низками бисера и подвесками. Ленинград. Музей антропологии и этнографии:
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Алэл из кедра в одежде и без одежды. Ленинград. Музей антропологии и этнографии:
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
30 января 2020 года в музее Кемеровского государственного университета культуры и искусств состоялось открытие выставки «Культовые предметы народов Сибири» из фондов музея-заповедника «Томская Писаница». На этой фотографии среди других экспонатов в витрине — алэл в одежде из кожи и меха:
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
В 1970-79 гг. пермский художник Г.Г.Шадрин ежегодно проводил лето среди народов крайнего севера – хантов, манси, тунгусов, кетов, — изучал их быт, религию, эпос, собирал и записывал сказки и предания. За девять лет общения с народностью кето (кеты) Г.Г.Шадрин собрал уникальную коллекцию культовых принадлежностей, украшений, амулетов. Все предметы этой коллекции были подарены художнику людьми, в основном, очень пожилыми, которые очень доверяли ему. Впоследствии вся коллекция была передана художником в фонды Пермского музея.
Алэл «Бабушка» 19 век, Пермский краеведческий музей, передан в музей художником Г.Г.Шадриным:
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Следующее фото тоже из Пермского музея. Фигурки духа Алэла, семейного покровителя кетов, XVIII-XIX века:
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Это изображение (не помню, откуда взяла), но точно с какого-то сайта о монстрах, даже обидно за добрую старушку алэл:
Алэл - кетская кукла, хранительница домашнего очага
Вот ещё фото алэла, найденное мной в сети, это авторская фотография. Изображено только лицо. Фотограф Загуменнов Виктор. Россия, Эвенкийский АО, 1990 год:
Алэл - кетская кукла, хранительница домашнего очага
А эти фотографии с сайта Пермского музея. Алэл («дух охоты»). Первая половина XIX в. Дерево, кожа, мех,
сукно, стекло, кость. Пермский областной краеведческий музей:
Алэл - кетская кукла, хранительница домашнего очага
Алэл - кетская кукла, хранительница домашнего очага
У этой фигурки алэл голова значительно меньше, чем у традиционной:
Алэл - кетская кукла, хранительница домашнего очага
А на следующих трёх фотографиях ещё один тип алэл, с несколько удлинённым лицом, что нехарактерно для иконографии алэлов, лоб и нос вырезаны в одной выступающей плоскости, что встречается довольно редко:
Алэл - кетская кукла, хранительница домашнего очага
Алэлы из музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета:
Алэл - кетская кукла, хранительница домашнего очага
Евгения Алексеенко, автор книги «Кеты. Историко-этнографические очерки», принимала участие в той самой экспедиции 1958 года, о которой рассказывает Рудольф Итс. Вот что пишет Итс: «Кеты, их духовная культура, их жизнь, их судьба стали судьбой и жизнью Евгении Алексеевны Алексеенко, самого блестящего и талантливого исследователя этого народа, его прошлого и настоящего».
Книги Е.Алексеенко «Кеты. Историко-этнографические очерки», «Жизнь и смерть в представлениях народов Енисея», «Домашние покровители у кетов» и другие рассказывают о культуре, быте, истории и традициях кетов. В книге «Домашние покровители у кетов» Алексеенко пишет: «Кеты считали их (алэлы), как и огонь, живыми существами женского пола. Им приписывалось вечное существование и непосредственное влияние на судьбы женщин. Алэлы «держали» души живущих женщин и «отпускали» их после смерти (то есть после того как погибала одна из семи присущих человеку душ). Изготовляли алэлы из крени (корня) кедра (само дерево при этом не срубали, иначе считалось, что алэл не был бы живым). Величина их достигала 25-30 см, но встречались и более мелкие (до 15 см). За небольшим исключением они были однотипны по внешнему виду. Фигурки отличались непропорционально большой головой с плоским лицом и узким туловищем».
Из книги Рудольфа Итса «Шёпот земли и молчание неба»: «Мы узнали и поняли, что у кетов три вида деревьев выполняли разные жизненные функции, как будто они были живыми существами. Кедр был деревом мёртвых, ель — живых, берёза — связь с небом и солнцем. Ель или берёзу ставили снаружи чума у переднего места (напротив входа), гроб и крест при могиле делали из кедра. Нельзя было ошибиться, как нельзя перепутать жизнь и смерть, хотя дерево безмолвно и безжизненно. Кеты же считали, что дерево живёт, подобно людям. И в своей жизни выполняет разные функции, даже если оно — дерево смерти».
Надо отметить, что у кетов кроме алэлов существует множество культовых предметов антропоморфного типа.
Из книги Рудольфа Итса «Шёпот земли и молчание неба»: «- А это что такое? — я показал Харлампию на плоского железного человечка со стрелой, привязанного к шесту чума.
— О-о, — протянул Харлампий Петрович, — это моя ульвэй. По-вашему, болезнь, она не должна быть во мне, она не должна болтаться где попало. Её нужно крепко привязывать. А это, — он показал на комочек из ткани, тоже привязанный, но к другому шесту, — ульвэй моей хозяйки. Когда мы умрём, то мою ульвэй нужно выбросить далеко-далеко, а её — распустить или, ещё лучше, сжечь. За ульвэй мы не ухаживаем, только глядим, крепко ли они привязаны к шестам чума».
На этом рисунке оловянная фигурка ульвей:
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
А эта фотография из книги «Этносы енисейского меридиана». «Это доси, дети холой — хозяйки тайги, озера, дороги, вообще места, местности:
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Дось представлял собой тонкий столб, вкопанный в землю, верхушка которого похожа на голову человека. Доси — дети Холой. Холой изображали обычно на самой большой лиственнице. Холой необходимо постоянно подкармливать и одаривать, иначе она рассердится на людей и перекроет пути в тайге и на реках, отпугнет рыбу и дичь от охотников. Культовые предметы напоминающие кетские доси есть и у других народов Сибири.
Следующее фото начала 20 века из фондов красноярского музея. Доси на шаманском мольбище кетов:
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Сравните: изображение духов-покровителей «Семь Братьев».
Манси. ХМАО, река Нияю, приток реки Хулга Рисунок с фото В.И. Корниенко, 1975г:
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Изображение холой на лиственнице, фото из книги Алексеенко «Кеты». К сожалению, других фотографий холой нет.
Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру
Но это ещё не все кетские антропоморфные обереги…
Так как в одном топике вся моя работа не может быть опубликована, я разбила её на две части.

Еще про Тора:  Талисман для зачатия ребенка и беременности: оберег своими руками | МАГиЯ

Продолжение

Северная берегиня

Тряпичная кукла Северная Берегиня и её изготовление

О том, что кукла обережная говорит её название.

Вероятно, названа эта кукла так ещё до того, как появились именные праздники и куклы. Считалось, что она была распространена у народов северных регионов нашей страны, потому и получила такое имя.

Есть ещё и другое название Северной Берегини –

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector