Подробный мастер-класс: шьем очаровательное платье для куклы | Журнал Ярмарки Мастеров

Кукольное платье: маленькие хитрости и секреты (часть 1)

sir_1Когда я о них обмолвилась, многие стали интересоваться, какие же такие секретики? Но все “по пунктам” разложить сложно. Во-первых, часто нужен подробный иллюстрационный материал. Во-вторых, какие-то “мелочи” вообще тянут на отдельную тему (скажем, банты или складки). В-третьих, всего сразу и не вспомнишь. Поэтому буду иногда писать  частями и – простите великодушно! – немного бессвязно.

Это не догмы, а мои личные наблюдения, которые иногда хочется систематизировать прежде всего для самой себя. Какие-нибудь преподаватели курсов кройки и шитья наверняка найдут массу огрехов в моих терминах и описаниях, но надеюсь, вы меня поймете ))
Знаете, чем принципиально отличается костюм для куклы и для человека? Человек – двигается, и ткань меняется, струится, спадает, и тд. Кукла – неподвижна, поэтому ей никогда не пойдет платье из тонкого шелка, например, ниспадающее по фигуре; ей противопоказан “вытянутый”, как селедка, силуэт (и вообще все прямое и буквальное).
MI1nov189612
Не случайно они так любят плотное хлопчатобумажное многослойное нижнее белье. У уважающей себя куклы три обязательных предмета: широкие панталончики, пышная нижняя юбка, отделанная по низу кружевом-воланом, и еще рубашечка.
Ну а совсем “по канону” еще носят шелковый или хлопковый корсет.
В старину нижнее белье  всегда еще немного подкрахмаливали.
Надетое на такой гарнитур платье ВСЕГДА будет смотреться лучше и эффектнее, чем на кукле без белья или с неполным его комплектом. Плюс правильный силуэт самого платья, хотя бы немного расширающийся книзу … Кстати, хороший тон – когда кружево нижней юбки чуть-чуть выглядывает: это нарядно и придает дополнительный объем.
Вообще ОБЪЕМ для кукольного платья и умение правильно его чувствовать и создавать – одна из основных вещей в этом деле.

Скажу странную и может крамольную вещь: даже выкройка –  не самое главное.
В свое время я гонялась за старинными кукольными выкройками, искала совсем старые, настоящие-принастоящие, самые сложные и “многообещающие”. Но они не были волшебной палочкой-выручалочкой. Более того, часто упиралась в странные загадки. Например, окружность шеи была необычайно мала и не пропорциональна костюму. Или длина плеча явно “зашкаливала”. Однажды показала эти выкройки хорошему профессиональному конструктору женской одежды. Она объяснила, что, видимо, их специально как бы не заканчивали, чтобы швея подгоняла длину плеча и окружность шеи под размер своей куклы.
И хотя хорошая выкройка, конечно, не помешает,  буквальное следование ей – неверный подход в принципе и далеко не главный секрет хорошего платья.
Когда была возможность видеть настоящие старинные кукольных платьев и вертеть их в руках, – это были самые ценные уроки.
Вот, например, один такой секрет.  Многие самые сложные и “навороченные” костюмы были созданы на  основе… простой рубашки из белого или однотонного цветного хлопка или подкрахмаленной марли, которая потом становится частью платья. Ну да. Просто рубашка, расширенная книзу. На нее постепенно нашивались разные части платья,  складочки или оборки, и так далее. Часто – абсолютно по наитию, чтобы ткань как бы “заминалась”, ложилась в складки – непроизвольно, прихотливо, и вдохновенно-красиво (о прекрасной “неправильности” французского кукольного костюма – отдельный разговор. Сделать такое платье – как нарисовать картину). Этот принцип я встретила в оригинальном костюме редчайшей и дорогущей  куклы А.Т. (Тулье). Все шелковое великолепие было нашито на голубую хлопчатобумажную плотную и мягкую ткань:
dr_2dr_3dr_1

Кстати, саму куклу “при  всем параде” можно увидеть на главной странице моего сайта – она его талисман ).
… Другой способ просто и быстро смастерить нарядное платье – сымитировать отрезной по талии фасон, использовав косой крой (это тоже важно: косая в нашем деле способна творить чудеса). Вариантов – множество, все зависит от нашей фантазии. Вот один конкретный пример.

У меня в магазине сейчас есть кукла в оригинальном  платье ручной работы. Ткань – смесь льна и шелка, довольно жесткая.
Давайте рассмотрим его поближе. Вот общий вид спереди и сзади:

f_1f1_7

Сшито оно необычайно просто. Высокая кокетка (примерно до середины линии груди) – с тремя заложенными книзу складочками (и впереди, и сзади, для создания объема) выкроена по прямой продольной нити.  Сначала закладываете складочки, потом выкраиваете кокетку. А вся широкая нижняя часть – отрез по косой. Он пришита в сборку к низу кокетки, потом присборен ниточкой на линии талии – так, чтобы впереди  ткань давала объем на груди и за счет косого кроя, и за счет ленточки-пояса. И чтобы появилась иллюзия отрезного по линии талии платья. Кроме того, косая обыгрывает полосатый рисунок ткани.
f1-2f1_5

Юбка украшена двумя рядами выкроенных по косой оборок, которые пришиваются с отступом сверху примерно на 7-8 мм:  тогда верхняя часть оборки дает еще дополнительный объем и украшение.  Нижняя оборка пришита к подолу с подгибом.
Это сделано не случайно: во-первых, экономия ткани, а во-вторых, подгиб придает жесткость и позволяет юбке держать красивую пышную форму.
f1_4f1_3

Рукав выкроен довольно широким, но чтобы он выглядел более изящно (фонарик и снизу заужен), швея над выкройкой не парилась: под мышками просто прихватила ниточкой. Кстати, эти очаровательно-небрежные, но уместные “прихваты ниточкой” на рукавах (невозможные в человеческом костюме) у кукол встречаются часто, и готовый рукав  принимает нужный облик.
Наконец, комплект белья из плотной хлопчатобумажной ткани довершает образ… Такое платье подойдет как немецкой, так и французской кукле.
f1_6f1_8

§

Снимок экрана 2022-07-09 в 20.18.48Одна из наиболее полных и интересных коллекций знаменитых кукол Ленчи была собрана в Америке в семье голливудской знаменитости Сидни Шелдона (1917-2007).
Он родился в Чикаго, но  родители были выходцами из-под Одессы. Карьеру начал в 1937 году в Голливуде: писал сценарии к фильмам. Затем сочинял мюзиклы для бродвейских постановок,  сценарии для многочисленных телесериалов.  В 1970 году Шелдон написал свой первый роман “Сорвать маску”, получивший премию Эдгара По. Его произведения изданы тиражом более 300 млн.экземляров и переведены на 56 языков, по его сценариям снято 25 фильмов. Его имя присутствует на голливудской Алее звезд и занесено к Книгу рекордов Гиннеса. Оно стало синонимом слова “бестселлер”, так как Шелдон считается самым переводимым автором в мире.

Его третьей и последней женой в 1989 году стала бывшая актриса и фотомодель Александра  Костофф (болгарка по происхождению). Несмотря на большую разницу в возрасте, оба жили общими интересами и увлечениями.
Еще до свадьбы Александра показала будущему мужу свою коллекцию антикварных кукол. Как она объясняла, толчком послужил интерес к дизайну, а также старинным необычным вещам.  Именно по ее инициативе супруги начали коллекционировать ярких и неповторимых кукол Ленчи.si_1

si

“Сидни не просто поддержал меня, он сам не на шутку увлекся этим, так как ценил искусство во всех его проявлениях – говорит Александра.  – И он ставил искусство кукол в один ряд с писательством, рисованием, пением. Он понимал их красоту. Когда мы находили новых Ленчи,  оба подолгу рассматривали их и  восторогались деталями, выдумкой, по-настоящему артистическим воплощением. Сидни всегда говорил, что они сделаны с  редким и щедрым талантом, дарованным от Бога”.
За эти годы  они собрали около 450 лучших экземпляров, выпущенных известной фирмой в период ее расцвета – 1920-1930-е годы. В коллекции представлены практически все основные серии, “спортивные” куклы, куклы в национальных костюмах, а также куклы, посвященные реальным персонажам. Поскольку рассказать подробно обо всей коллекции невозможно, остановимся на последних.
Гордость собрания – уникальнейшая кукла Ленчи, выпущенная всего в нескольких экземплярах, – Рудольфо Валентино.
Aмериканский актер немного кино, итальянец по происхождению, которого называют “первым секс-символом Голливуда”, – Рудольф Валентино в свое время был невероятно популярен. Он умер в возрасте 31 года в 1926 году, и его последней ролью стала роль сына шейха в одноименном фильме. Ленчи отрегаировала на это событие почти мгновенно: в 1927 году появилась кукла Рудольф Валентино в восточном костюме высотой 74 см.

val_1val_2

В 1920-е годы Ленчи проявляла большой интерес к артистам кино и сцены. В 1920-х была создана кукла Марлен Дитрих. Первый успех пришел к актрисе как раз в тот период времени, когда Ленчи была на пике популярности. Но и она сама любила Ленчи, и всю жизнь хранила у себя несколько любимых кукол. Кстати, многние ранние Ленчи с самого начала создавались как дорогие, высокого качества талисманы и были ориентированы на “взрослый” рынок.
Однажды директор фильма “Голубой Ангел” подарил ей фетрового африканского мальчика (Ленчи 112-й серии)  и азиата с фонариком. Марлен Дитрих считала их своими талисманами и все время держала  на туалетном столике, а в одном из писем называла азиата “мой маленький китаец”. Эти куклы появлялись с ней в кадре не только в “Голубом Ангеле” (1930), но и  в фильмах “Марокко” (1930), “Обесчещенная” (1931). Дочь актрисы вспоминала, что она всегда первыми распаковывала их при переездах и первыми доставала из чемодана, когда куда-то приезжала. На фото ниже – кукла Марлен Дитрих и она сама с куклами.

Md1md_7

В левой руке она держит азиатскую характерную куклу Ленчи с оригинальным деревянным фонариком, которая сегодня хранится в Берлинском музее Марлен Дитрих. Стоит ли говорить, что супруги Шелдон долгое время мечтали найти точно такой же экземпляр, и в конце концов им это удалось.  Вот эта кукла в кадре фильма “Марокко”  и аналогичный экземпляр – из коллекции Шелдон.
md_6

md_91

Марлен Дитрих – не единственная легенда, удостоенная внимания Ленчи. Среди них – французская актриса и певица, художественный руководитель Мулен-Руж невероятно жизнерадостная Мистенгетт (Жанна-Флорентина Буржуа) , считавшаяся символом Парижа; чернокожая танцовщица Жозефина Бейкер в своей знаменитой банановой юбочке (кстати, сама Жозефина тоже была поклонницей Ленчи и собирала ее кукол), испанская актриса Ракель Мельер, которой Александр Вертинский посвятил песню “Из глухих притонов Барселоны”, а Сара Бернар назвала величайшей актрисой Европы. Вот фотографии этих известных женщин и их кукльное воплощение – в том же порядке, как перечислены. Только испанская актриса представлена здесь портретом кисти своего соотечественника Соролья, так как именно по этому портрету Марчелло Дудович – скульптор, работавший для Ленчи, – создал модель Ракель в виде салонной куклы.
Снимок экрана 2022-07-09 в 01.02.16mis

Baker_BananaBeker

Mellerra

Звезда немого кино канадского происхождения, создательница кинокомпании UNITED ARTISTS Мэри Пикфорд
тоже была увековечена Ленчи в виде салонной куклы в туфельках на каблучках.

mary

mary-Pickford

В коллекции супругов Шелдон есть также редкие куклы – исторические личности. Среди них – Моцарт, Мария Антуанетта, Наполеон и другие. Вот как выглядят эти персонажи в фетровом облике:

Снимок экрана 2022-07-09 в 20.21.17

manap

… Когда журналисты просят Александру Шелдон назвать одну из своих самых любимых кукол Ленчи, она показывает “куклу с куклой”. Ей кажется, что она выражает суть коллекции, которую она собрала вместе со своим мужем.Снимок экрана 2022-07-09 в 20.12.54

§

cat-1066_311Первые куклы, связанные с Россией, появились во Франции в середине 1880х годов благодаря фирме  Jumeau. Интерес к русской культуре выражался  в куклах, наряженных в русские национальные костюмы.
Так, одна из  фарфоровых красавиц Jumeau 1886 года  была одета в шелковый костюм, повторявший наряд девочки на старинной русской фотографии.
Лучшие  модистки Парижа создавали костюмы для кукол по мотивам русских нарядов.

Журнал LA MODE ILLUSTREE публиковал даже выкройки кукольных русских костюмов для  маленьких швей, мастеривших платья для своих подопечных (рисунки из этого журнала, приведенные ниже, – 1892 года).

rus_3rus_2

Снимок экрана 2022-09-13 в 22.22.12Снимок экрана 2022-09-13 в 22.29.06

Фирма JUMEAU по-своему выразила свою признательность и уважение русскому императору Александру Третьему, который в конце 1880-х годов способствовал сближению двух стран и в 1891 году подписал  русско-французское политическое соглашение.
В 1892 году всего в нескольких экземплярах была выпущена кукла “Александр III” (см.ниже слева) – возможно, она предназначалась в качестве подарка высоким французским или русским сановникам, и сегодня встречается крайне редко.  У нее классическое лицо Жюмо, на затылке -маркировка DeposeТетеJumeauBteSGDG11 и подпись художника.

rom_4rom_1

Чтобы достичь пропорции, более приближенной к реальной “взрослой” человеческой фигуре, решили использовать голову на один размер меньше, чем тело.
Несколько условный костюм (точнее, военно-морская форма)  был сшит полностью вручную с исключительным мастерством и шиком: фуражка, эполеты, белая рубашка с  черным шелковым галстуком, темно-зеленые брюки, плотная черная шерстяная двубортная тужурка с широкими лацканами, золотыми полосками и с дорогими алмазными звездами, черный кожаный ремень с пряжками в виде львиной головы,  кожаные остроносые ботинки  на каблуках. С особым мастерством выполнен кортик – скорее всего, знатоками-оружейниками по специальному заказу.
Но как царю – без царицы? В этой роли снова Jumeau, только уже модная кукла с кожаным телом и также условно-русским придворным костюмом, 1880- е годы (см.сверху, справа).

… Визит во Францию в октябре 1896 года сына Александра III – Николая II и его семьи – проходил очень пышно и торжественно. Это событие должно было укрепить русско-французский союз, и французы праздновали его как собственный национальный праздник.
В честь визита Романовых было выпущено много качественной сувенирной продукции, и, конечно, кукольных и игрушесных дел мастера не остались в стороне. Так, например, выглядели дешевая игрушка и дорогой музыкальный автомат на одну тему: пожимающие друг другу руки Николай Второй и Феликс Фор.

jouet_0639_002

В витринах игрушечных магазинов красовались куколки в русских костюмах и военной форме с эмблемами русских и французских флагов.

rus_1rom_2

Не осталась в стороне и знаменитая компания LAMBERT, выпускавшая музыкальные автоматы с куклами Bebe Russe. Большой популярностью пользовался автомат с головкой Jumeau – в кокошнике, русском костюме и с чайным набором на подносе. Причем, этот автомат имеет много вариантов костюма, так как супруга Ламберта давала швеям задание создавать разнообразные наряды (см. фото ниже слева).

rom_5Было выпущено довольно много экземпляров, и сегодня эти автоматы еще можно найти. Правда, к сожалению, не всегда в хорошем состоянии.
К счастью, в частной коллекции сохранился уникальный автомат Ламберта Жюмо с “русским яйцом”, из которого выглядывает заяц. Этот автомат  был выставлен в качестве лота в лотерее, организованной друзьями фрако-русского альянса во время визита Николая Второго  в военный лагерь Шалон 9 октября 1896 года. До наших дней “дожил” даже лотерейный билет номер 184 с надписью “Шалон, 9 октября 1896 года”, который представлял автомат Ламберта в оригинальной деревянной коробке.
538

Особое умиление французской публики вызывала малышка Ольга, которую родители взяли с собой в поездку. Именно в честь годовалой дочери русского монарха  французская фирма Lanternier  зарегистрировала в 1896 году торговую марку BEBE OLGA ,и к визиту высокого гостя во Францию приурочила выпуск  недорогой маленькой куклы  Bebe Olga с коробочкой приданого: платьями, бельем и аксессуарами. У куклы на затылке выгравирована маркировка компании Лантернье –  L.C.
olga

§

Подробный мастер-класс: шьем очаровательное платье для куклы | Журнал Ярмарки МастеровЭтот пост –  своеобразное продолжение темы, затронутой в предыдущем. Совсем другая история и эстетика, однако не менее интересное переосмысление русского костюма и образа русской куклы итальянской фирмой Ленчи.

Как известно,  ЛЕНЧИ  была основана в 1919 году Еленой  Кёниг и ее супругом Энрико Скавини. И всего через несколько лет, в каталоге 1925 года, представлявшем первых будуарных кукол, одной из лучших в этой серии  была модель 187 редкого большого размера (почти метр!) “Русская Танцовщица”. В ее наряде фирма  впервые использовала яркую аппликацию, нашитую на платье нарочито “видными” крупными цветными стежками.

Даже тонкая льняная белая рубаха была также украшена фетровыми зигзагообразными полосками. Сзади на роскошном кокошнике красовался черный двуглавый орел – прощальный привет канувшей в небытие Российской империи. Особым шиком отличались  сафьяновые сапожки на каблуках с богатой ручной вышивкой.

Еще про Тора:  Славянские чертоги и их значения: по дате раждения

Конечно, это не воспроизведение, а интересная интерпретация русского костюма, навеянная русскими балетами с костюмами Бакста и самой эпохой арт-деко.

Подробный мастер-класс: шьем очаровательное платье для куклы | Журнал Ярмарки Мастеров

Подробный мастер-класс: шьем очаровательное платье для куклы | Журнал Ярмарки Мастеровu7_9

Подробный мастер-класс: шьем очаровательное платье для куклы | Журнал Ярмарки Мастеров

Подробный мастер-класс: шьем очаровательное платье для куклы | Журнал Ярмарки Мастеров

У этой голубоглазой красавицы была не менее эффектная пара – мальчик-танцовщик в фуражке и высоких сапогах.

rl_3

А вот так они выглядели вместе в каталоге Ленчи 1925 года-

Подробный мастер-класс: шьем очаровательное платье для куклы | Журнал Ярмарки Мастеров

Одинокие будуарные куклы (без пары) в русских костюмах  – модель Катенька в высокой шапке и Соня (1925-1926-е годы) с невероятным рисунком на юбке в виде огромной бабочки. Если придираться, Соня, правда, больше смахивает на какую-нибудь татарочку, но для итальянцев – это та же Россия.

Подробный мастер-класс: шьем очаровательное платье для куклы | Журнал Ярмарки МастеровПодробный мастер-класс: шьем очаровательное платье для куклы | Журнал Ярмарки Мастеров

Когда Ленчи представила 300-серию кукол с детскими лицами, они сразу завоевали необычайную популярность из-за очень качественной скульптуры лиц, выражение которых, как признавалась сама Елена Кёниг, она “подсмотрела” в работах скульпторов Фландрии 17 века.
300-я серия была впервые представлена в 1926 году. А в 1930-м  на свет  появилась пара в русских костюмах, напоминавших наряд будуарных. 44-сантиметровые куклы были также одеты в яркие сложные костюмы ручной работы. Рыжеволосый мальчик серии 300/48 (кстати, вторые цифры после серии обозначают модель костюма) и девочка с косами 300/49. Мальчик часто встречается без пары белых фетровых перчаток, так как они просто затыкались под пояс и со временем  терялись.

Куклы очень редкие,и  особенно трудно найти сразу двух – девочку и мальчика вместе.

Подробный мастер-класс: шьем очаровательное платье для куклы | Журнал Ярмарки Мастеров

У девочки под вуалью “спрятан” двуглавый орел, и оба щеголяли в роскошных сафьяновых сапожках с вышивкой.

Подробный мастер-класс: шьем очаровательное платье для куклы | Журнал Ярмарки МастеровПодробный мастер-класс: шьем очаровательное платье для куклы | Журнал Ярмарки Мастеров

Подробный мастер-класс: шьем очаровательное платье для куклы | Журнал Ярмарки МастеровПодробный мастер-класс: шьем очаровательное платье для куклы | Журнал Ярмарки Мастеров

“Русская” кукла стала также украшением коллекции Ленчи под названием “Фетиши”. Это  маленькие куклы – мифологические, смешные или необычные персонажи – служили чем-то вроде талисмана.

§

03cВ парижской букинистической лавке нашла очень старую детскую книгу  L’EDUCATION DE LA POUPEE (Образование куклы) – Париж, 1861 год.

Купить не решилась:  дорого. Антиквар хоть в цене не уступал, оказался хорошим человеком и позволил отфотографировать хотя бы иллюстрации.
Надеюсь, вам тоже будет интересно посмотреть.

Так выглядит обложка:

03
Jules Baric (1825-1906) – известный французский иллюстратор  и карикатурист. Между прочим, иллюстрировал Мопассана и  других известных авторов, печатался во многих  журналах, в том числе и сатирических. В 1860 году основал первую в истории Франции газету газеты для детей от 5 до 15 лет, издал несколько альбомов и книг для детей со своими рисунками.

Ну а дальше смотрим картинки с краткими пояснениями (кстати, небезынтересно обратить внимание на костюмы и цвета).
04
Ясно без перевода: туалет мадмуазель Куклы.
05
Прогулка мадмуазель Куклы (обратите внимание на высокомерный взгляд в сторону неказистых ребятишек)
06
Но ее высокомерие наказано: несмотря на красоту мадмуазель Куклы, встречаются еще более красивые куклы
07
После прогулки на свежем воздухе – угощение. Но наша кукла оказалась невоздержанна в еде и…
08
наказана за гурманство изгнанием в темную комнату.
09
Мадмуазель Кукла просит прощения у своей маленькой мамы.
010
Кукла прощена и допущена к уроку чтения, который кажется ей скучным…
019
Она оставляет свою книгу и бежит играть
020
Кукла открывает клетку с кроликами
011
и убегает за ними в сад.
013
В саду она срывает самые красивые цветы, и…
014
беззастенчиво лжет своей маленькой маме, что это дело рук … кроликов.
015
Ох, наша бедная кукла сурово наказана за лень, неповиновение и ложь.
Все эти грехи большими буквами написаны у нее на спине, и с такой табличкой она вынуждена ходить по улицам.
016

После этого наша кукла явно начала исправляться:  вот дает милостыню бедняку, чтобы тот купил себе пирог.
017
Она стала умной и прилежной, за что получила вознаграждение от маленькой мамы   в виде куклы, о которой наша мадмуазель Кукла давно мечтала.

§

fgqОсобенно люблю то, чем я занимаюсь, когда получаю такие письма, как сегодня.
Покупательница из Канады купила у меня недорогую французскую куклу SFBJ. Я написала, что сейчас в отъезде, а кукла – в Питере. В принципе есть, кому отправить, но предпочла бы сделать это сама и была бы признательна за ожидание. В ответ – теплейшее письмо с готовностью ждать, сколько угодно, лишь бы я сделала так, как мне удобнее и спокойнее. И… рассказ  об ушедших родителях, о куклах, старые семейные фотографии.

Ее зовут Барбара. Родители – немцы, после свадьбы в 1954 году уехали в Канаду, где через год родилась Барбара.
“Отец умер, мама осталась одна, а три года назад она тяжело заболела, и я временно оставила мой дом и мужа в Орегоне, и практически переехала  Рочестер – это в западной части штата Нью-Йорк, чтобы ухаживать за ней, поддерживать и быть рядом. Я очень благодарна жизни за то, что смогла провести с ней последние годы…
Куклы мне всегда нравились, но по-настоящему открыла для себя этот мир только после того, как у мамы нашли рак и мы знали, что жить ей осталась недолго.
Когда мама была маленькой, в 1934 году кузина подарила ей куклу и сделала  фото.

b_1
Мама всегда  берегла эту фотографию, но сама кукла не сохранилась: младшая сестра сломала ее…
В прошлое Рождество (мы еще не знали, что оно будет последним для мамы: она умерла в апреле) я решила сделать ей какой-то особый подарок, который бы  по-настоящему ее удивил. Я долго сидела в интернете и пыталась найти куклу, похожую на ту, что была на снимке.
Пока искала, погружалась в другой мир, смотрела на счастливые кукольные лица и отвлекалась от грустных мыслей. Наконец нашла очень похожую, но она была в плохом состоянии и требовала ремонта. Но я купила ее,  отдала реставратору, нашла парик, переодела и надела на кукольную шею кулончик с маминой фотографией в детстве.

b_2b_5

Мама была потрясена до глубины души и так улыбалась, что я поняла: мне удалось сделать ее счастливой на Рождество! Она говорила, что в тот момент, когда получила от меня этот подарок, чувствовала то же самое, что и в далеком  1934 году. В их маленьком городке все жили бедно, ни у кого не было таких кукол, и получить ее казалось  невероятным счастьем и удачей.

b_3
С тех пор я как-то иначе стала смотреть на кукол, получая особое наслаждение просто от того, что  вижу их.
А еще они мне напоминает мое собственное детство. Родители несколько раз привозили меня на летние каникулы на свою родину в Германию, где осталась их семья. Там мне тоже подарили куклу, и у меня сохранилась  фотография с ней.

b_4
У меня были короткие светлые волосы, и я с восторгом смотрела на немецких девочек, которые носили длинные толстые косы.
Несколько лет я терпеливо отращивала длинные волосы к следующему приезду, но когда мы снова вернулись в Германию, девочки уже все ходили стриженые, и только я одна была с косами :))
Я прикрепила несколько снимков, которые относятся к моему рассказу. Спасибо за ваше внимание”.
Письмо заканчивалось словами: “LIfe is full of turns. We just never know. But the best part of life are the relationships along the way!”
(Жизнь полна сюрпризов никогда не знаешь, что ждет за поворотом.Но лучшая частьжизни  – это связи, возникающие на пути!)
По-моему, замечательно сказано…

§

Но вернемся к выставке, которая вполне вписывается в нашу кукольную тему, так как эпоха Второй империи (1852-1870) – расцвет лучших кукольных парижских фирм и кукольной моды, которая использовала те же новые роскошные ткани и следовала тенденциям своего времени, а фирма Брю и вовсе сделала куклу с лицом императрицы Евгении.  Не случайно на выставке целая витрина посвящена модной кукле и ее гардеробу.
Полное название  -“Безумие текстиля: мода и декорация Второй Империи”.  Представлено около двухсот экспонатов: ткани, картины, одежда, мебель с обивкой. Многие из этих вещей принадлежали императрице Евгении и кузине Наполеона Третьего принцессе Матильде Бонопарт.

sanstitre-41sanstitre-81com_9

Императрица обладала безупречным вкусом, который проявляла и во внимании к  тканям. Она лично выбирала образцы не только для платьев, но и для обивки мебели, и ее предпочтения оказали большое влияние на декоративный стиль того времени.
Толчком для беспрецедентного развития текстильной и швейной отрасли стало бурное развитие промышленности, создание первых искусственных красителей и печать на тканях. Они обогатились новыми  и порой неожиданно  яркими цветами и фактурами, богатыми  орнаментами, да и сам процесс выпуска ускорился.
Благодаря техническим новшествам и появлению в Париже первых больших универмагов, полки которых были заполнены рулонами хлопка, бархата, шелка, шифона,  вышитого полотна, ткань стала символом богатства и комфорта, ею буквально бредили, так что слова о “безумии” текстиля вполне соответствуют духу той эпохи.

folie-textile-mode-decoration-sous-second-emp-L-gksxtzcom_8

Большие  объяемные кринолины женских нарядов требовали до 4-х метров ткани! Ее также в огромных количествах использовали в украшении стен и мебели, в драпировках, занавесках, покрывалах, накидках, скатертях и т.д.  Все это требовало дополнительных аксессуаров – разного рода отделок, кружев,  лент и проч.
На выставке представлены любопытные картины с декоративным убранством комнат  того времени. Драпировали даже лестницы, часы и зеркала!

com_5
com_7
folie-textile-mode-decoration-sous-second-emp-L-fFM2aUfolie-textile-mode-decoration-sous-second-emp-L-r19EcOfolie-textile-mode-decoration-sous-second-emp-L-fFM2aU

Конечно, наблюдается, мягко говоря, некоторый перебор, но по краскам – интересно. Хотя вот с розовой спальней, где в тошнотворно розовый шифон завернуто все пространство, все-таки смириться не могу, хотя это своего рода пример, как стремление  к изменениям и новизне порой сопровождалась элементарным мещанством.
Каждый регион во Франции специализировался на определенной ткани: лучший  хлопок  делали в Руане, лен и бархат – в Лионе, шерсть – в Реймсе, и тд.

Художники создавали необычайной красоты богатые декоративные рисунки с разнообразными цветами, фантастическими животными, птицами, переплетенными узорами, полосами, восточными орнаментами, даже с портретами и картинами. 

folie-textile-mode-decoration-sous-second-emp-L-fwEaOFsans_titre-1sanstitre3-1
com_11

Echantillonsfolie-textile-mode-decoration-sous-second-emp-L-Qeel5R

В зале, где выставлены  наряды императрицы Евгении и принцессы Матильды, – большая застекленная витрина, в центре которой – модная французская кукла с гардеробом. Но сама кукла почему-то… не атрибутирована! Честно говоря, меня это  впечатлило:  выставка серьезная, любая ткань – с описанием фабрики, где она была сделана. А тут достаточно было обратиться в парижский музей кукол. И даже в каталоге просто написано: “кукла с фарфоровой головой и деревянным телом”, 1870-е годы”. Скорее всего, Борруа, высотой примерно 45 см. Здесь представлен ее оригинальный гардероб с платьями на разные случаи жизни,а также с набором аксессуаров: зонтики, перчатки, шляпки, сумочки и прочие мелочи.
В окружении богатых образцов тканей и манекенов в роскошных платьях она явно “в своей компании”.

d_1

13-52636513-52636613-526362

com_10
com_2
Кстати, интерьеры самого дворца – своеобразное продолжение выставки, так как имеют прямое отношение к Наполеону Третьему и Евгении. Богатые шторы, прекрасная зеленая библиотека, роскошные спальни… И за всем этим – “запах” времени, который так приятно вдыхать.
ph_3com_3
ph_2

§

§

Без заголовкаЯ получила это необыкновенное приглашение еще летом, в июне. Так странно… Семь лет назад приехала в Париж брать интервью у Франсуа Тэмера – лучшего в мире эксперта по антикварным куклам. Это была авантюра чистой воды: я только прикрывалась своей журналистской профессией, на самом деле просто хотела с ним познакомиться. Конечно, интервью потом опубликовала, но  даже мечтать не могла о том, что произошло: дружба с этим человеком многое открыла и очень помогла в моем  только-только начинавшемся тогда антикварно-кукольном деле… И вот прошло семь лет.  В июне  (как раз в это время была в Париже ) звонит Сами Один,  директор парижского музея кукол, с которым познакомилась уже позже – может, через год после Тэмера.  Говорит, мне с Вами надо  пересечься -поговорить, я буду по делам в районе Османского бульвара, если вам удобно, подойдите к метро.

Когда мы встретились, пошел дождь, и он завел меня в первое попавшееся кафе, взял две чашки кофе и понес к угловому столику. Я села и почувствовала, что сейчас произойдет нечто особенное. Знаете, почему? Потому что на этом же самом месте, именно за этим же столиком, семь лет назад я встретилась с Тэмером.

Без заголовкаСами Один начинает рассказывать, какую необыкновенную выставку они откроют в конце октября, приуроченную к Празднику кукол, который проводит клуб музея. Мероприятие закрытое, только по приглашениям: приедут самые известные коллекционеры кукол со всего мира, эксперты и проч. И по этому случаю он сейчас сам лично выбирает дилеров, которых пригласит для профессионального участия в празднике. Поскольку публика будет взыскательная и особенная, дилеры – только эксклюзивные. И вот  хочет позвать меня – и на праздник, а главное – как дилера.
Сказать, что я ушам своим не поверила – ничего не сказать. Чувство странное такое, как будто что-то нереальное с тобой происходит.
Спрашиваю: “Но ведь есть американские дилеры с заоблачным выбором дорогущих и редчайших кукол”, куда мне?!” Улыбается: “Нам важно не количество, а вкус в представлении кукол… И потом я наблюдал за вами все это время: мне нравится, когда прослеживается путь”. Честно говоря, даже покраснела до ушей…
Через месяц мы подписали соглашение, но я практически никому об этом не говорила: боялась, что все сорвется. Знаете, как это бывает.

Но пока ничего не сорвалось. Зато другая напасть. Радость и гордость сменили жуткий страх и волнение.
Один знает про мои платья, и я думаю, это сыграло не последнюю роль в его решении пригласить меня. Но я практически ничего не успела сделать! Обшила полностью только пару кукол, а сейчас и вовсе простыла и работать в полную силу не получается. Короче, сама не представляю, какая там у меня будет выставка…
Вот, кстати,  этим двум французским красавицам сшила платья, и среди других (увы, немногочисленных) кукол-участниц они поедут “на бал” 
Paris Fête de la Poupée.

 ed2_1ed33
Paris Fête de la Poupée пройдет с 24 по 26 октября в небольшом отеле квартала Марэ  Les Jardins Du Marais.
24 числа вечером – прием по случаю открытия праздника и новой долгожданной выставки в парижском музее кукол 
Poupées de Mode du Second Empire (“Модные куклы эпохи Второй Империи”).
25 октября очень насыщенная программа:
весь день отдан для выступлений  известных экспертов и исследователей истории кукол. Вот некоторые темы:  “Роль женщин в парижской кукольной индустрии”, “Куклы в искусстве”, “Старый французский фарфор”, “История Урэ”, “Роль квартала Марэ в кукольной индустрии периода Второй Империи”.
26 октября – выставка-продажа только для участников. Как написано в приглашении, “кукольные антиквары  были тщательно отобраны и приглашены из США и Европы. Каждый из них – эксперт в своей области и будет рад рассказать о куклах, которых продает, а также помочь в идентификации куклы по вашему запросу” ( Private antique doll show and sale, exclusively presented for registered guests of the “Paris Fête de la Poupée”. Antique doll dealers have been carefully selected and invited from the US and Europe.These dealers, each an expert in their own right, will be willing and happy to discuss the dolls they have on display or mystery dolls that you may wish to have identified. Antique dolls, doll clothing and accessories will be
offered for sale).

Ждите отчета. Постараюсь, по возможности, все отфотографировать, описать и изложить. Надеюсь, для нас всех это будет интересно.
В любом случае – даже если я буду там выглядеть слабенько – все равно здорово, что российский антикварный кукольный дилер впервые официально приглашен в качестве дилера, да еще на таком уровне. И я хочу сказать огромное спасибо за это также и всем вам. Всем, кто меня поддерживал, помогал, кто покупал у меня кукол на полном доверии ко мне, от кого я получала столько тепла и  отклика, без кого в принципе ничего бы у меня не вышло. Так что это событие – не только моя маленькая победа, это наша общая с вами радость и заслуга. Вот написала, а внутри кто-то негомонный толкается: вот-вот, и всех подведешь, не оправдаешь… Ладно, будь что будет. Держите за меня кулачки, пожалуйста))

Еще про Тора:  Мои куколки в чувашских костюмах | Журнал Ярмарки Мастеров - Мой Тор

§

Previous Entry | Next Entry

Без заголовкаЯ получила это необыкновенное приглашение еще летом, в июне. Так странно… Семь лет назад приехала в Париж брать интервью у Франсуа Тэмера – лучшего в мире эксперта по антикварным куклам. Это была авантюра чистой воды: я только прикрывалась своей журналистской профессией, на самом деле просто хотела с ним познакомиться. Конечно, интервью потом опубликовала, но  даже мечтать не могла о том, что произошло: дружба с этим человеком многое открыла и очень помогла в моем  только-только начинавшемся тогда антикварно-кукольном деле… И вот прошло семь лет.  В июне  (как раз в это время была в Париже ) звонит Сами Один,  директор парижского музея кукол, с которым познакомилась уже позже – может, через год после Тэмера.  Говорит, мне с Вами надо  пересечься -поговорить, я буду по делам в районе Османского бульвара, если вам удобно, подойдите к метро.

Read more…Collapse )

§

Маленькие мамы” второй половины 19 века учились обшивать своих кукол с помощью выкроек, которые появились в детских журналах того времени – таких, например, как La poupee modele. При этом ребенок как бы отражался в кукле: очень часто девочки  мастерили одежду для нее, используя свои старые платья, из которых выросли. Но, конечно, дорогие куклы заслуживали большего, и иногда получали в подарок роскошные аксессуары, обувь, великолепные  наряды и изящные безделушки, продававшиеся в модных кукольных магазинчиках, которых в эпоху Наполеона III в Париже было множество.

vs_14

Самые именитые и богатые родители могли себе позволить подарить дочери куклу, одетую лучшими паржикими модными домами класса люкс.  Например, даже от  Чарльза Ворта, как вот это великолепное бальное платье из шелкового сатина, представленное на выставке.

vs_15

Однако куклы времен Второй империи очень редко служили манекенами для какого-то определенного модного дома (как было раньше, во времена “пандор”). Теперь  это  скорее исключение.  При Наполеоне III кукла из манекена превращается в учителя, проводника, друга, помогающего на практике осуществить идеи и умения, изложенные в модных журналах, открывающего детям тайны мира моды.
Похоже, таким учителем модная кукла Второй империи остается до сих пор, помогая постигать стиль, приемы шитья и вкусы того времени. Не случайно вторая половина выставки в музее кукол посвящена результатам  20-летнего труда американки Сильвии Мак Нейл, создвшей копии более 200 предметов – платьев, шляпок, муфточек, носочков и перчаток для своей роскошной  Урэ. Специально к этой выставке она издала книгу, где опубликовала фотографии всех этих вещей.

vs_19vs_20

vs_26
После того, как гости ознакомились с выставкой, для нас накрыли небольшой фуршет, и директор музея Сами Один откупорил первую бутылку шампанского. На французский манер, без пышных речей. Люди начали общаться между собой, и мое главное приобретение в процессе неформальной части – знакомство с легендарной фигурой французского кукольного мира Monique Couturier (Кутюрье – это такая фамилия). Моник – многолетний и главный специалист, эксперт и исследователь истории куклы Блюэтты и ее гардероба, автор многих книг и статей на эту тему. Мы обменялись координатами, и я надеюсь снова встретиться с  мадам Кутюрье и поговорить подробнее о главном деле ее жизни.
Сфотографировала ее с директором парижского музей кукол Сами Одиным, который очень дружен с Моник и даже называет ее своим ангелом-хранителем.

7001
А я, в свою очередь, подобные слова искренне сказала самому Сами, когда он выдал мне карточку участника фестиваля-праздника кукол.

7007-h_1

Только вот на табличке было написано ILMIRA STEPANOVA, FRANCE. Когда я спросила, почему Франция, он честно ответил: “Не знаю…” Потом решил сделать комплимент: “Ну… наверное, потому что вас знают во Франции!”. В утешение привязал ко мне шарик и сделал фото на память. Про шарик я  потом совершенно забыла, – так и шла по парижским улицам, но никто не обращал на меня внимания, как будто так и надо. Хороший город Париж: все радостное – нормально, и не вызывает удивления…

—————————————————————————————
P.S. Для тех, кто хочет посмотреть еще немного фотографий с открытия выставки – см.ниже.

§

§

art_9Второй день праздника Paris Fête de la Poupée был посвящен выступлениям  авторов книг и исследователей по разным аспектам кукольной истории. Всего этих выступлений было пять, и сегодня мы хотя бы коротко и конспективно  с ними ознакомимся.

№1. История KIMPORT

Первая лекция Лоретты Нардоне, исследователя и секретаря UFDC, была посвящена куклам американской компании Kimport. Если честно, лично я к ним совершенно равнодушна. Но c интересом посмотрела  старый документальный фильм про Международную Колониальную  Парижскую выставку 1931 года, имеющую отношение к истории Кимпорт.   Тогда в Париже были выстроены огромные сказочные дворцы с драконами, по улицам водили слонов и верблюдов,  всюду стояли велканьи кадки с заморскими растениями.  Кукольный мир так тесно связан с историей, что “по случаю” всегда приоткроется нечто неожиданное.
Владельцы небольшого семейного бизнеса
McKim Studios, занимавшиеся лоскутными одеялами, отправились в 1931 году в Париж на эту выставку с двумя маленькими дочерьми. Девочки были в восторге от  кукол, одетых в национальные костюмы, и родители купили им несколько кукол в качестве сувениров. Кто бы мог подумать, что это станет началом большого успешного дела!

col

По приезду предприимчивые родители увидели, что эти куклы привлекают внимание не только их чад, но и многих других детей и даже взрослых (тогда вообще был большой интерес к изучению обычаев  народов мира). Так появилась идея выпускать кукол в национальных костюмах различных стран. При содействии Департамента торговли США начали искать художников за границей, которые могут изготавливать кукол. Американские консульства помогли наладить такие контакты, и к началу 1933 года  был опубликован первый каталог.

kimdraw2_99lgkimport_85k6

Куклы в национальных костюмах разных стран  стали пользоваться большим спросом не только в Америке, но и за границей. Основатели фирмы гордились, что дают работу многим художникам из других государств, которые, в свою очередь, пропагандируют культуру своей страны.

kimportkim
2997kimportlargerus
При этом компания Кимпорт применяла  весьма грамотный маркетинг, основные инструменты которого действуют и сегодня. Например, именно она впервые стала предлагать кукол с возможностью выкупа в рассрочку. Покупатель  мог вернуть куклу, если она ему не понравилась.  Первой начала устраивать “путешествующие  выставки-продажи” ( ездили со своими куклами по всей Америке) и первой стала выпускать недорогую газету для коллекционеров кукол “DOLL TALK”.
Но началась Вторая мировая,появились трудности с ввозом иностранного товара. Пришлось сосредоточиться только на продаже американских и антикварных кукол, и дело потеряло прежний размах. Наследство  перешло к сыну, а в 1985 году бизнес и вовсе прекратил свое существование.

Однако  иметь самое общее представление о компании Кимпорт  следует хотя бы потому, что их “чулочных”   кукол (cloth dolls) иногда ошибочно принимают за поздних Ленчи. А еще их кукол в русских костюмах иногда атрибутируют как сувенирных “наших” (фото сверху справа). Или происходит обратное: наших “чулочных” выдают за американских. Вообще-то у Кимпорт обычно пришивалась бирочка (синий овал), но она не всегда сохраняется.

№2. На дне кукольной чашки

Теме старого французского фарфора была посвящена лекция Маргарет Кинкэйд, американского эксперта и дилера.
Старинный миниатюрный кукольный фарфор – один из любимых аксессуаров коллекционеров кукол. Большая часть  небольших фарфоровых фабрик, выпускавших эти изящные вещи, с 1750 до конца 1870-х была сосредоточена вокруг Парижа: их насчитывалось более тридцати. Некоторые художники, сотрудничавшие с маленькими фабриками, выпускавшими кукольную посуду,  хорошо известны своими работами в Лиможе и Севре, которые тоже, конечно, не обходили вниманием кукольную тему.
“В то время было популярно разнообразие стилей, поэтому собирать кукольные сервизы того времени очень интересно, – говорит Маргарет. – Иногда поражает тончайшая работа – бывает, на дне кукольной чашки нарисован, например, крохотный цветок”.
В ее семье сохранился  миниатюрный  туалетный набор в оригинальной коробук, который купил ее дедушка в Париже на Османском бульваре для своей маленькой дочки – будущей мамы Маргарет. Он был довольно простой, но изящный, с тонкой зеленой окантовкой  (фото внизу, слева).

Снимок экрана 2022-11-01 в 13.46.30cc
Маргарет не поленилась и привезла в Париж некоторые из экспонатов своей коллекции – они в таком состоянии: будто их только что вынесли из парижской кукольной лавки.

f_1
cat-1111_051
c8b7739446504943457d41d096c1561e

Кроме того, что эти изящные предметы когда-то воспитывали вкус и радовали своих маленьких владельцев, они обучали девочек искусству сервировки стола.
А сегодня такой набор украсит и разнообразит любую кукольную коллекцию.

№3. Кукольные отражения

Тему “Куклы в искусстве” представляла Жанет Гула, Вице-президент американского клуба коллекционеров UFDC. “Если вы знаете, – говорит она, –что дети18-го и19-го векачасто имели только одну куклу, котораябыла ихспутникоми другом на протяжении всего детства,вы лучше поймете тузначительную роль, которуюиграликуклыв жизниребенка и почему живописцы так часто изображали их вместе.
Она попыталась выяснить, какие именно куклы, каких фирм запечатлены на известных портретах в руках у детей. Среди многих прочих примеров приводилось несколько полотен русских художников (прямо-таки готовая тема для искусствоведческой диссертации по “неохваченной” у нас теме!).  Кстати, Жанет считает, что русские живописцы может быть даже чаще других изображали кукол.
Вот лишь несколько примеров. “Портрет великой княжны Марии Николаевны” кисти Маковского. В руках у русской княжны – французская кукла-бебе Франсуа Готье (Francois Gaultier), модель Scroll-mark (маркировка этой модели F. G. “в свитке”).

makse
А это Андрей Рябушкин (1861-1904) “Девочка с куклой”.  Рядом с девочкой – модная французская кукла фирмы Rohmer.
rrrr
В качестве иллюстрации к теме выступления была продемонстрирована и фотография семьи последнего российского императора. Как заметила Жанет, у детей Николая Второго – самые распространенные  в то время,  качественные, но недорогие немецкие куклы.

art_10
Французская художница Берта Моризо  (“Маленькая девочка с куклой”) изобразила  редкую французскую куклу Шмидт (Schmitt & fils):

art_8

Список можно продолжать долго: материала у Жанет хватит, наверное, на целую книгу…

№4. Женское соперничество

Коллекционер с 30-летним стажем  Линн Муррэй рассказала о кукольных фабрикантах – женщинах, которые жили в одно время, во второй половине 19 века, даже работали в буквально в 300 метрах друг от друга на Османском бульваре, и которые стали настоящими звездами золотого века кукол. Речь идет о мадам Ромер и мадам Урэ. Обе они не имели детей, прожили  длинную и насыщенную жизнь, но между собой никогда не дружили. Более того, Урэ подала в суд на Ромер, и эта тяжба оказалась довольно длинной и сложной. На картинке слева – кукла Урэ, справа – Ромер. (ктстати, есои кому-то интересно, у меня есть пост об Урэ  – см. тут: http://mytor.ru/14389.html, а подробнее о Ромер как-нибудь еще непременно напишу).

j_1

Аделаида Урэ первая создала модели с гутаперчевыми телами определенных пропорций. Эти куклы выпускались очень небольшими партиями и стоили очень дорого, так как процесс их создание был весьма трудоемким, а отливки создавали лучшие скульпторы. Но при этом отбоя от заказчиков не было. Леонтина Ромер позаимствовала идею, но создала свою технологию, преимуществами которой являлась более дешевая цена и прочность материала: она использовала оценикованное дерево, в отличие от хрупкой гутаперчи.На картинке ниже слева- Урэ, справа- Ромер. На крайней справа – та же Ромер, но одетая. Ее куклы начали получать медали на международных выставках и тоже стали пользоваться популярностью. Мадмуазель Урэ попыталась приструнить соперницу, но та все-таки выиграла многолетний суд. Однако кукол “типа Урэ” выпускать прекратила.
Сегодня мало кто помнит об их соперничестве, время все расставило на свои места. Урэ по -прежнему одна из самых дорогих, желанных и, увы, редких кукол. Куклы Ромер очень ценятся и считаются одними из лучших французских модных, но все-таки дешевле и встречаются чаще. Однако Ромер с оцинкованным покрытием тела – может быть еще большая редкость, чем Урэ, и стоит почти столько же. До наших дней в основном дошли куклы с кожаными телами и фарфоровыми руками, как на последней фотографии внизу.

vvff
roemer_gl

№5.  LANVIN
Небольшой рассказ Лори Сантамура, исследователя и автора книг из США, был посвящен работам известного французского модного дома Ланвен. Точнее, детской одежде, которую создавала  Жанна Ланвен в  начале 20 века. Дело в том, что эти модели в то время многие девочки копировали для своих кукол, и потому имя Ланвин с ними связано. Не случайно даже мастерскую мадам Ланвен украшали куклы и игрушки. Обратиться к детской теме подтолкнула дочь модельера Мари-Бланш.

lanvin
lanvin.1

lan

§

pro_79Третий, последний день праздника Paris Fête de la Poupée был посвящен выставке-продаже около двадцати дилеров из Европы и Америки.
… Это было мое первое в жизни участие в “заграничном” закрытом мероприятиии в качестве приглашенного дилера: почетно, конечно, но слишком ответственно, волнительно, и просто, между нами и честно говоря, страшно. Но когда я сообщила об этом в ЖЖ, неожиданно получила столько искренних поздравлений, поддержки и теплых слов, что даже временами не могла удержать слез, честное слово. Все страхи и волнения ушли: я больше не чувствовала себя в одиночестве. Как-то поверила, что все само собой будет нормально ))
Огромное вам всем за это спасибо и низкий поклон!

Сразу хочу поделиться может быть главным впечатлением того дня – снимок совершенно случайный, я просто фотографировала зал, но когда увидела, что было в центре, эти полные детского удивления  глаза – обалдела. Старушка в голубой шляпке – французский коллекционер кукол. По-моему, она невероятная. Светловолосая дама рядом со старушкой – известный французский дилер по имени Мари Лен. Работает в основном с американцами.

ab1_2pro_93

 С Мари Лен мы знакомы несколько лет, но как-то шапочно. Я ни разу даже у нее ничего не купила. А вот на фото слева – коллекционер и дилер Франсуаз, которую я нежно люблю,  и которая стала моим проводником и другом в мире кукол.  Франсуаз абсолютно не знает английского, и это из-за нее я непонятно как заговорила по-французски. Просто она делилась вещами, которые мне были близки, и я начинала ее понимать.  Она показывала  и разрешала фотографировать такие платья, которые не смогу увидеть никогда и нигде… Она отдавала мне дорогих кукол на полном доверии, часто даже без аванса. Без нее мне было бы трудно преодолеть некий барьер даже в профессиональном смысле… Она знакомила меня с французскими коллекционерами, отдавая “явки и пароли”. Она так аристократично выбирает кукол, с таким вкусом и разнообразием, что на многое начинаешь смотреть ее глазами.
Когда проникаешь вглубь этого мира, понимаешь, насколько он закрыт, иногда за семью печатями, и многих его тайн никто никогда и не узнает… Между прочим, это именно Франсуаз нашла куклу Урэ, принадлежавшую Гюго, и несколько лет держала у себя. И только она знает ее историю, и кто  когда ею владел, но это по разным причинам  остается “за скобками”. Она не любит рассказывать все-все (вообще человек немного закрытый, непубличный). А когда отправила эту Урэ на американский аукцион, тут пошло-поехало… Она вообще часто подолгу держит кукол, а когда продает что-то особенно дорогое ее сердцу, то очень избирательно. Например, ее сын вырос с Полишинелем Жюмо, сидевшим у него в детской. Сын вырос, и она решила продать Полишинеля, но предлагала его избирательно. Я была ужасно рада, что  смогла  тогда найти покупателя у нас, и сейчас это чудо живет в России, где так мало подобных вещей.  Пусть немного “не в тему”,  но хочется показать вам эту удивтельную редкую  куклу. Справа – тот самый Полишинель ее сына, а слева –  стенд Франсуаз, точнее его часть, на празднике кукол.

Еще про Тора:  Таблица сочетания рун и их значение: расшифровка комбинации рун

pro_84pa5_1

… Выставка-продажа открывалась для гостей праздника в 10 утра, а участники должны были приехать к семи. Я опоздала всего минут на 10, но многие более опытные дилеры уже давно были там, выстроили свой стенд и побежали осматривать, что  у коллег.  Скупали друг у друга редкости, так что первые сливки к самому началу были сняты )) Потом все смеялись, что между собой купили больше, чем посетители.
Кстати, на одном из стендов европейского дилера  у меня произошла  встреча … с “бывшей моей” куклой Урэ, которую продала два года назад одной американке. Но… вот это да! Теперь она стоила  на 9 (девять!) тысячи евро дороже, зато приобрела сундук с  дополнительными платьями, сумочками, аксессуарами. Кукла переоделась, поменяла парик, который точно ей больше идет, но ее родное платье  стояло рядом. И даже с бантиком, который я пришила на талии, когда нашла старинную ленту точно такого же цвета. Приятно было почему-то встретить свой бантик 🙂 Чтобы не быть голословной, вот моя фотография этой куклы и фото с выставки-продажи.

h1pro_9

Продажи вообще шли так себе. У кого-то не купили ни одной куклы, у кого-то две-три. В основном гости закупались кукольными аксессуарами и нарядами.
Я продала вот этих двух:  модную улыбающуюся Брю и Жюмо с закрытым ртом (обе были одеты накануне в результате спешного ночного шитья).

do3_glsm_1

Еще взяли почти все платья и много кукольных аксессуаров (специально полгода копила). А самым первым ушел  удивительный экспонат, который сама встретила впервые в жизни: почтовый детский набор 1880 года в родной коробке. С игрушечными письмами, штемпелями и даже деньгами…  Даже сфотографировать не успела.
Вообще, подводя итоги, скажу честно: я не была в числе лучших, но и не была на последних местах. Конечно, чтобы из среднего ряда переместиться в первый, нужно иметь больше разнообразных интересных редких вещей (не только кукол, но и околокукольных), однако и это еще не все. Надо уметь представлять свою выставку. На лучших стендах куклы буквально “жили”: сидели в старинных креслах, сопровождались разнообразными аксессуарами, платья продавались в красивых коробках… Я, конечно, прекрасно понимаю, сколько огромного труда, времени и трат за  этим стоит, но сказка того стоит…
Еще было приятно превращаться из виртуальной персоны в реальную: меня узнавали, некоторые американские дилеры были, оказывается, моими клиентами.  Увидев мою визитку, бросались обниматься: ой, Вы респектфулбиар?? (по названию моего англоязычного сайта). Приятно было увидеть многих “живьем”. Например, давним покупателем моих платьев была Линн из Норвегии. В жизни оказалась чудесным интересным человеком. В молодости работала моделью в Париже, сейчас у нее адвокатская контора в Осло, а главное – свой частный музей кукол, который она собирала 25 лет. Если кто-то из вас соберется в Осло, дам контакт.
Что касается впечатлений от публики, в основном это были богатые американские глубокие пенсионерки очень преклонного возраста. Конечно, не стопроцентно, но значительная часть. Кукол рассматривали взыскательно, но без блеска в глазах. Знали, чего хотят (первым делом спрашивали Урэ,  раннего Штайнера, Брю, модных с деревянными телами).  Довольно равнодушно проходили мимо кукол “второго ряда”. Всегда торговались (ни одной даже самой недорогой мелочи без торга не брали). Вообще смотрели на кукол как на приятный глазу товар.
И тут я вспомнила НАШИХ… Если бы я могла, я бы в вашу честь просто гимн сочинила.
Мы с вами вместе пока еще не так образованны, конечно, в “кукольно-историческом” смысле. Но столько ЛЮБВИ, вкуса (и к самим куклам, и к деталям, и к кукольному костюму) я не встречала, как у наших. Это правда. Многие из вас не называют себя коллекционерами,  говорят: “я просто люблю старинных кукол”, но это ведь и есть – главное. Когда  насмотришься, как некоторые американцы одевают своих кукол, волосы дыбом встают, а когда вижу, с какой любовью и трепетом многие из вас фотографируют, одевают своих подопечных, как тонко чувствуют этот волшебный хрупкий мир и его красоту, все встает на свои места, и хочется работать, рисковать и идти с вами дальше.
… А теперь – просто смотрим картинки с выставки-продажи парижского праздника кукол (две последние фотографии – это мой скромный   стенд).
И будем надеяться, что наши с вами кукольные праздники еще продолжатся.

pro_92
pro_89

pro_95

pro_86pro_90

pro_2

pro_83

pro_5
pro_80

pro_94
pro_82

pro_76pro_1

pro_3pro_85pro_4

pro_6
Описание моих двух стендов. Снимок сверху, слева-направо:  Jumeau с закрытым ртом (продана), дальше в синем большая –  Steiner, рядом со Штайнером маленькая модная Жюмо, сразу за Штайнером модная Doleac, дальше салонная Ленчи – испанка, рядом с ней в роховом- модная Barrois, чуть ниже в розовом с черными полосочками модная Жюмо (продана), рядом с костюмом с синими полосками – улыбяющаяся модная Брю (продана), и в углу возвышвется  раняя Готье.
На снимке ниже, также слева направо: в уголке притулилась немецкая куколка 1860 года (продана), далее старинные французские сани-карета с немецкой куколкой, французский механически  й автомат – полишинель с барабаном. в черной шляпе – Simon&Halbig с телом Гесланд, рядом с ней тоже S&H, далее Жюмо с открытым ртом. Сидит в полосатом розовом R&D, временно уехала с сайта на переодевание. Между нами, скоро появится в другом наряде. На выставке пришлось за нее крснеть: простовата одета. Маленькая справа от нее – очень старая немецкая механическая кукла, почти не вошел в фото французский велосипедист  (тоже механический), на лошадке – француз, но винтажный, 1950-х годов.
pro_7
Напоследок – фото на память с директором Парижского музея кукол Сами Одином…
9

Подробный мастер-класс: шьем очаровательное платье для куклы | журнал ярмарки мастеров

А любите ли вы играть в куклы? Почти все девочки просто обожают играть в куклы, делать им необыкновенные прически и наряжать в прелестные одеяния! Даже уже взрослые “девочки” бывают совсем неравнодушны к этим милейшим созданиям. Я предлагаю вам мастер-класс при помощи которого, вы сможете сшить прелестное платье для куколки, будь то куколка вашей дочери, внучки или племянницы, или, что тут говорить — ваша любимая куколка, которая стоит в самом прелестном уголке комнатки и день за днем радует вас! Платье будет добротным, очень даже подходящим для игры!

У моей доченьки есть замечательная подружка, правда комплект одежды, который шел с ней, больше подходит для осени, а сейчас такие замечательные летние деньки: жарко, солнышко вовсю светит. Поэтому решили мы сшить нашей куколке летнее одеяние, конечно же, очаровательное платьишко. Почему МЫ, да потому, что моя дочурка постоянно мне “помогала”, я думаю, многие понимают о чем я говорю, поэтому мастер-класс я снимала в течение 3-х дней, “тихими часами”, поздними вечерами, хотя при желании и наличии свободного времени можно управиться и за 1 день!

Хочу поделиться с вами своим подробным мастер-классом по шитью платья для куклы.

Немного волнуюсь, но надеюсь на вашу поддержку.

Нам необходимы следующие материалы и инструменты:

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 1

  • кукла (кукла может быть любого роста). Мы шьем платье на куколку ростом 32 см;
  • ткань для платья и подкладки. Подойдут любые небольшие лоскутки ткани, лучше брать натуральные ткани, с которыми легко работать и приятно детям потом будет играть. В нашем случае, я беру для верха платья 100% хлопок наимилейшей мятной расцветки с мелкими розочками, для подкладки – ситец;
  • нитки х/б в тон ткани;
  • хлопковая тесьма или кружево;
  • кнопки мелкие, у нас металлические;
  • ножницы;
  • английские булавки;
  • бумажная калька;
  • карандаш;
  • швейная машина (я думаю, это не обязательный пункт, при желании можно повторить все вручную).

Итак, начнем!

  1. Выкройка.

Для начала, нам необходимо “построить” выкройку нашего будущего платья. Для этого берем нашу куколку и плотно накладываем на нее кальку, чтобы калька закрывала тельце, шею, и прорисовываем. Платье у нас будет без рукавов, поэтому рисуем примерные линии плеча, горловины, проймы, длину предполагаемой полочки, линии боковых швов. Вот, что получилось.

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 2Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 3

Теперь дорисовываем нашу выкройку “на глазок” .

Сладываем по середине, вырезаем. Таким образом получается наша выкройка полочки платья.

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 4Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 5

Таким же образом я сделала выкройку спинки изделия, а также, так как у нашей куколки не было трусиков, я сделала и выкройку трусиков (сначала передней части, потом задней части, а далее просто соединила).

Вот такие выкройки у меня получились:

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 6

2. Раскрой:

Из основной ткани:

  • перед со сгибом, 1 деталь;
  • спинка , 2 детали;
  • 1 полотнище для юбки, в нашем случае я беру 12 см. шириной и 60 см. длинной. Для кукол других размеров измеряем сантиметром от талии до желаемой длины, а ширину берем произвольную, в зависимости от пышности юбки;
  • 1 завязка, в нашем случае длиной 56 см. шириной 4 см, концы делаем скошенными. Для кукол другого размера измеряем ширину талии и прибавляем длину, что бы хватило на завязывание банта сзади;

Из подкладочной ткани:

  • перед со сгибом, 1 деталь;
  • спинка , 2 детали;
  • 1 полотнище для юбки, в нашем случае я беру 8 см. шириной и 100 см. длинной. Для кукол других размеров измеряем сантиметром от талии до желаемой длины, а ширину берем произвольную, в зависимости от того насколько пышная будет юбка.

Припуски на швы по всем срезам и на подгибку низа платья и подкладки — 0,5 см.

Наклыдываем наши выкройки на ткань, прикалываем в нескольких местах, чтобы не съехало, вырезаем, не забываем про припуски

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 7Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 8

3. Пошив изделия:

Выполнить плечевые швы платья и подкладки. Швы разутюжить.

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 9Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 10

Сложить лицевыми сторонами друг к другу верхнюю часть платья и верхнюю часть подкладки, сколоть в нескольких местах. Стачиваем по линии горловины изделия, а также по линиям пройм.

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 11Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 12

Припуски по линиям горловины и пройм срезаем близко к швам, в местах скруглений немного надсекаем, чтобы после выворачивания линии горловины и пройм не натянулись. Выворачиваем на лицевую часть. Отутюживаем.

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 13Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 14

Единой строчкой стачиваем боковые швы платья и подкладки, накладывая боковую часть полочки платья на боковую часть спинки платья и боковые части полочки и спинки подкладки соответственно. Отутюживаем. Можно уже и примерить, что у нас получается 🙂

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 15Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 16

Теперь берем полотнища юбки платья и подкладки, т. к. у меня есть оверлок (замечательная машинка), я обметываю боковые срезы и низ полотнищ, если оверлока нет, можно обметать зигзагом на обычной машине, или просто обрезать зигзагообразными ножницами, чтобы края не сыпались. Ну а если вы шьете вообще вручную, можно не переживать и не обметывать (все швы одежды, которая идет в комплекте вместе с куклами — не обметана).

Далее я беру хлопковую тесьму, отмеряю соотвественно длине полотнища юбки платья и притачиваю ее к низу (лучше и проще сделать это на данном этапе). Далее мы присбариваем полотнище юбки платья по верхнему срезу, а именно прокладываем 2 паралельные строчки при слабом натяжении верхней нити, стягиваем по нижним нитям, потянув одновременно, в таком случае получаются ровненькие сборки. Тоже самое проделываем и с полотнищем юбки подкладки.

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 17Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 18

Складываем юбку с верхом платья лицевыми сторонами, подкалываем , а юбку подкладки складываем с верхней частью подкладки соответственно, подкалываем, не доходя до боковых швов примерно 1 см, припуск по боковому шву юбки отвернуть на изнаночную сторону и подколоть (см. фото ниже).

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 19Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 20

Стачиваем детали верха изделия и юбки. Обрезаем лишние нити, удаляем проложенные для сборки швы. Вот такой результат мы уже можем увидеть 🙂

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 21Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 22

Конечно, я уже примеряю еще неготовое платье на куклу, ведь мне так нетерпится уже увидеть результат, по-моему, очень миленько получается 🙂

Теперь необходимо проложить строчку, соединить низ обтачки спинки из основной ткани и из подкладочной. Для этого припуск шва талии отвернуть вниз и проложить строчку от шва талии до шва обтачки спинки.

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 23Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 24

Подрезаем уголок наискось, выворачиваем. Припуски шва талии откладываем наверх. Утюжим. Должен получиться ровненький уголок, тоже самое проделываем и с другой стороны.

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 25Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 26

Далее нужно соединить платье и подкладку изделия, я прокладываю строчку с лицевой стороны точно в линию шва талии, предварительно сметав эти части для более точного результата. При желании можно аккуратненько проложить ручную строчку с изнанки изделия по линииям швов талии между платьем и подкладкой.

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 27Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 28Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 29

Далее на полотнищах юбок платья и подкладки выполняем средний задний шов, оставив вверху разрезы длиной 2 см. Припуски швов разутюжить, припуски разрезов заутюжить на изнаночную сторону.

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 30Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 31

Вот, что мы получаем. Потайным швом сшиваем оставленные разрезы соответственно подкладка с платьем, как видно на фотографии. Утюжим.

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 32Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 33

Вот такой результат проделанной работы. Припуск по нижнему срезу платья заутюжить на изноночную сторону, отстрочить, тоже повторяем с нижним срезом подкладки.

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 34Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 35Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 36

Вдоль левого края застежки пришиваем верхние части кнопок, вдоль правого края — нижние.

Шьем завязку.

Складываем вдоль, лицевой стороной внутрь основную ткань. Стачиваем короткие срезы и продольный, оставляя отверстие для выворачивания. Выворачиваем, отверстие зашиваем потайным швом, отутюживаем завязку. Подшиваем потайным швом к боковым швам платья.

Вот и все!

Платье готово!

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 37Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 38

Хочу еще раз показать вам изнаночную сторону изделия. Чтобы завершить летний образ нашей куколки, помимо платьишка я быстренько соорудила небольшие аксесуары: сшила на оверлоке трусики по имеющейся выкройке, сделала повязку на голову и склеила летние шлепанцы!

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 39Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 40

Вот такой замечательный комплектик у нас получился!

Я думаю, куколка будет в востоге!

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 41

А вот и она, наша новая летняя феечка, в перестном платье машет вам “Привет!”.

А моя доченька уже оценила новый наряд, с большим удовольствием пыталась стянуть что-нибудь, будь то повязочка или шлепок 🙂

Сзади завязываем вот такой бант!

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 42

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 43

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 44

Вот наша куколка во всей красе!

Подробный мастер-класс шьем очаровательное платье для куклы, фото № 45

Надеюсь, вам понравится мой мастер-класс.

Я пыталась наиболее подробно словами и с помощью фото донести до вас информацию, и надеюсь, у меня это получилось. Данный мастер-класс участвует в конкурсе мастер-классов, если он вам понравился, прошу нажать “Нравится”!

Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector