Книга «правда или последствия»
Никогда я еще не читала три недели какие-то жалкие 150 страниц. А тут, несколько глав в начале прошли быстро, но нагнетание автором событий, мол, а дальше-то что будет; ой что будет; мне так жаль, что это случилось; а это ведь случилось; ах, если бы я знала… меня как-то отвадило от книги. Но все же, чуть ли не закрыв глаза, прочитала книгу, сейчас могу сказать, что автору бы по рукам надавать! Нет там ничего такого, что я себе в пылу воображения и такого нагнетания придумала!
Можете меня не любить, но я вас сейчас успокою – с Карин ничего не случится. Ничего, что вы можете подумать, прочитав: “Понимаю, что виновата. Понимаю, как плохо мы обошлись с Карин” или “Странно, что я так плохо знаю её. Даже после всего случившегося”. И почти в каждой главе будет нечто такое, что начнешь думать, что девочка или с собой покончила, или три “подружки” ее под парней подложили и ее изнасиловали там всем классом. Самое слабое, что думаешь, это о Чучеле (я о фильме) и о том, как девочку гнобили именно всем классом и безжалостно. Так вот, прекращайте об этом думать. Не будет там такого. Вы второго Чучела не получите.
Карин не гнобили классом. Ее гнобили в ее собственном семействе. Вот где психологу было бы развернуться. А в классе происходит обычная жизнь. Завистливая девочка. Девочка, которая хочет быть лучше всех и поэтому лицемерит. И девочка, которая никак не может принять решения. А также другие дети, которые чаще всего вообще не понимаю, что там происходит на парте “до”, только иногда улавливают запах страха или гнева.
Я с настороженностью отношусь к героям, о которых пишут “она/он никому в классе/подставь что-то свое, не нравилась(лся)”. Это ведь человек уже что-то такое успел сделать и как-то всем. Авторы порой начинают лицемерно блеять, что вообще-то это был хороший человек, просто зажатый весь, такой добрый и еще что-то в таком духе, но куда прикажете деть общую нелюбовь? Она не возникает вдруг, с утра или после обеда и как-то у всех разом. Так что вся эта жалостливость – это как оправдание чего-то своего в жизни.
Тут Карин тоже не любили, точнее ее игнорировали, с ней не дружили, потому что она в принципе для всего класса, какая-то серая масса. Ты не можешь дружить с нечтом. Но это самое нечто немного выделялось из толпы своим физическим строением. В свои двенадцать лет уже имело не маленькую такую грудь. И, видимо, у плоскогрудых вызывало зависть, хотя непонятно с чего… но оставим это на совести гормонов. И вот эта девочка, увидев возможность захватить чье-то внимание это делает.
Главная героиня книги, всеми лапами всю книгу от нее отбивается, отчего вгоняет себя в вину и в конечном итоге сдается и идет к Карин за помилованием.
Главную героиню вот мне жаль, потому что очень плохо не иметь решения. Плохо не понимать, что человек предающий – это не друг. Даже, если его “вернуть”, он в любой момент предаст, воткнет нож тебе в спину. Не важно какие у него были причины, свое истинное лицо он показал – все, это не друг. Тут возможно самой честной (по поведению и поступкам) была только Фанни. Это завистливая девочка, которая думает, что она звязда и очень хочет одного мальчика, которому такая девочка ни на что не надо. И она проявляет себя не скрываясь. Она хочет быть лучшей, значит для этого готова позволить команде проиграть, но доказать, что она лучшая. Она не может отомстить девочке, которая нравится мальчику (но это до поры, до времени, конечно), значит она будет мстить тому, кто рядом. И да, она выбирает слабых, не скрываясь. Так же как она не скрывает, что не будет прогибаться из-за “дружбы”, но мстить за то, что кто-то ее хотел лишить подвластного ей – будет. И странно было бы от нее неожиданно ожидать другого. Ну представьте, человек 100 раз тебе делал гадость, странно было бы ожидать, что на 101 он вдруг поступит иначе. От этого и странно, что Карин, соглашается пойти в рассадник зла, где ее точно попинают. Нам главная героиня логически пытается это объяснить, что мол, ой, это же она ради меня. А я вот так не думаю. Считаю, что ради себя. Потому что все что Карин делала, она делала ради себя. Исподтишка мстила, исподтишка добивалась дружбы. Все что она делает, она делает скрытно.
Но тут можно долго рассуждать о психологии. Я же хочу обратиться к конечному результату. И так, Карин один раз облили с головы до ног в школе, и она вернулась домой мокрая. Во второй раз, «самый страшный», она осталась без кофточки, потому что подростки играли в игру «Правда или последствия». Физически к ней никто не прикасался, на нее давили словесно. Могу понять, что и подобное давление имеет силу, но еще всегда можно было не только сказать «нет», но и встать и уйти. Нам не привели ни одного примера в желании Карин, быть в стае Фанни, значит у нее не было оснований не уйти. Но опять же чертова психология… Могу успокоить, кто сильно переживает, девочка не осталась голой, ей в этом помог подарок главной героине (кстати, неоценённый, что интересно). И вот этот случай (с без кофточки) решил судьбу Карин. Ее перевели в другую школу. Все – это конец истории. Мало того, с чего-то вдруг две подружки стали испытывать чувство вины. Отчего-то самая лицемерная особо сильное. Когда мы оставляли этих героинь у них все было в порядке. Как произошло такое изменение сознания мне непонятно.
Книга сама по себе не плоха. Тут есть очень крутая история именно с тем, как человек сам себя в вину вгоняет. Тут есть хорошая история с лицемерием. Опять же определение своей стаи, что важно не только в детстве, но и когда ты взрослый. Тут нет только концовки. Вот то, что должно было стать апогеем истории – не случилось. Не случилось внятного переосмысления, принятия решения. НИЧЕГО! А ведь именно это самое важное, когда ты показываешь подростку пути решения проблем, а не просто запускаешь в него, его же проблемами и ничего не объясняешь, он и так знает, как все это происходит, он не знает как из этого выбраться, чтобы не доводить, до “без кофточки”.
Хоть у меня и четверка стоит, но с большой натяжкой, за начало истории. А так…
§
Подростки жестоки, и не стать изгоем, не потеряв притом свое «я» очень и очень сложно и не всем по силам. Приходиться закрывать глаза на правду, делать то, с чем внутренне не согласен, и идти на откровенные подлости, – все ради того, чтобы не вычеркнули из круга доверия, не сделали изгоем и не направили агрессию и издевательства с кого-то другого на тебя. В такой ситуации, чтобы не отбиться от коллектива, и взрослые иногда делают неправильный, но более простой выбор – что уж говорить о подростках, у которых к тому же явно не все благополучно в семье, то есть нет надежного ДОМА, где тебя любят и принимают любым и где тебя всегда поддержат и помогут поверить в себя.
Подростки ведут себя так, как им и положено, только вот их игры заходя слишком далеко
– и хорошо еще, что это не заканчивается (на страницах книги, по крайней мере) непоправимой трагедией, после которой уже некому было бы сказать «прости» (я про тот момент, когда Карин в злополучном кружевном подарке, без блузки убегает от своих «друзей» – прямо под автобус?). Нора практически все время играет в опасную (для подростковой психики) игру, совершая поступки, на которые ее так или иначе подталкивают Сабина и Фанни: не готовая признать правду, она по сути выбирает последствия (что в итоге оказывается еще хуже), и затем пытается во всем разобраться, наконец-то честно признаваясь себе, нам и маме (то есть выбирает правду, потому что теперь с последствиями-то что-то нужно делать). Фанни, которая тоже, как и все подростки, боится остаться одна и к тому же не прочь стать лидером. Но она ничем не может выделиться и поразить воображение одноклассников, кроме своего очень уж благополучного (по сравнению с другими) финансового положения, не предполагающего, к сожалению, духовных ценностей (по ее поведению дома, отзывам о домработнице можно строить весьма печальные догадки). Сабина, которая почему-то изменила верной, настоящей подруге (да, так бывает) и тоже запуталась в этих подростковых играх с выяснением «кто круче», «кто благополучнее», «кто более классный». А ее участие в этой гонке взросления началось с нормального, обычного желания быть как все, не выделяться (у нее-то, на самом деле, именно с этим проблема, что знает только Нора).
За всеми этими детьми стоят взрослые, которые им либо излишне доверяют, забыв при этом научить, как жить. Например, мама Норы, которая больше всех остальных взрослых приблизилась к идеалу родителя – она любит своих детей, старается их понимать и поддерживать (что, согласитесь, для подростка ничуть не менее важно, чем новомодные маечки и джинсы). Но она все-таки и свою жизнь не смогла наладить, и одной тянуть троих детей очень и очень тяжело – невозможно все успеть, невозможно всегда быть супермамой, если сама все-таки не очень счастлива. Проколы в воспитании и уж тем более в проявлении понимания и любви неизбежны. Но, повторюсь, она старается, искренне старается, в отличие от всех остальных взрослых. В отличие от родителей Фанни, которые, я подозреваю, неслучайно остались «за кадром» – ощущение, что они полностью свели родительскую заботу к финансовым вопросам, устранившись от нравственных, воспитательных забот… (Впрочем, если бы им это сказали, они бы, скорее всего, очень удивились и решили бы, что я не в своем уме – у девочки же всё есть, ВСЁ и даже больше!). Родители Карин тоже «молодцы» – конечно, знать, как правильно сервируют стол, очень похвально, но зачем это девочке, у которой нет друзей и с каждым днем тают возможности удачной личной жизни при таких обстоятельствах? Ей важнее простое человеческое тепло, участие, понимание, одобрение… И любовь к чистоте и порядку, перешедшая в брезгливость (хотя после физры девочка все-таки не ходит в душ!) тоже уже перешла все разумные границы. И разве это признак воспитанности – дать понять Сабине, что она не умеет вести себя за столом, вместо того, чтобы попытаться поддержать хоть какую-то беседу? И вообще, они в курсе, что дочь растет, физически развивается быстрее своих сверстников, и, следовательно, ей нужно уже купить какие-то дополнительные предметы женского гардероба, а не делать из дочки посмешище… Хорошо хоть, догадались забрать ее из этой школы… Впрочем, уже поздновато – помните, как Карин пыталась получить дружбу единственной обратившей хоть какое-то внимание на нее одноклассницы? – Через шантаж.
Про семью Сабины вообще не хочется говорить… Странно, правда, как в этой милой стране, где детям слишком много позволяют и взрослых излишне ограничивают в вопросах воспитания, всем (и учителям, судя по всему) глубоко наплевать на практически беспризорную девочку, которая уже сейчас во всем подражает своей старшей сестре, а та, как известно, уже совершила непоправимое… Тут уже хоть правда, хоть последствия – все едино…
Меня еще удивили некоторые моменты в классе (как дети разговаривают с учительницей и как она реагирует на их провокационные реплики – либо не замечает, либо прекращает все вопросы с нелогичным личным мнением). Она лишь подтверждает мои подозрения, что с системой воспитания здесь что-то не так… А подростки – они самые обычные, нормальные подростки. Такие есть везде и всегда. Они просто пытаются повзрослеть и как-то самоутвердиться. Их ли вина, что взрослые не могут или не хотят им помочь…. Их ли вина, что им не хватило тепла и человечности дома, и они не успели этому научиться?
§
Почему некоторые люди не умеют себя защитить? И сразу сдаются?
Детская или подростковая война – самое ужасное, несправое и жестокое, что может быть в жизни юного человечка. Наверняка, в каждой школе, даже в каждом классе есть тот, над кем издеваются или гнобят. Никому не хотелось бы оказаться на его месте. Но школьные или классные “короли” не щадят их. Кто виноват, что складываются такие ситуация, в которых появляются сильные и слабые? Первые, потому что им надо как-то ставить себя в обществе, а нападение на другого – самый простой способ; или вторые, потому что не могут или не хотят защитить себя, дать отпор? Ведь стоит только показать свою слабость и тут же налетят обидчики. А может вовсе, виноваты старшие (учителя и родители)?
У Норы, можно сказать, замечательная жизнь. Она ждет не дождется, когда встретится со своей лучшей подругой Сабиной. Но за летние каникулы что-то произошло и девочки отдалились друг от друга. Точнее отдалилась Сабина, найдя себе новую подружку в лице Фанни – богатой девочки, которая щеголяет модной одеждой и мнит себя королевой. Конечно же Норе обидно и она всячески пытается влиться в их компанию. А тут, как назло, надоедливая Карин, с которой никто не хочет дружить, набивается в подруги. Что бы вы сделали на месте Норы: пытались вернуть дружбу или обратили бы внимание на девочку-изгоя, рискуя самой стать изгоем класса? Конечно ответ очевиден. Но как часто, стремясь влиться в коллектив, стать такой же, как все, мы причиняем боль другим? И стоит ли это того?
Чем-то мне близка эта ситуация. Когда-то и я была на месте Норы – лучшая подруга вдруг сблизилась с другой девочкой, а я осталась за бортом. Единственное различие на мою дружбу никто не претендовал и пришлось искать подруг вне класса. Но чувства главной героини – боль, обида, стремление занять место Фанни – мне знакомы.
Смотря на обложку книги, кажется, что тебя ждет развлекательное чтение о жизни подростков, но не тут то было. Она слишком яркая и обманчивая. Этот роман заставляет задуматься, вспомнить о своих школьных годах. Единственное, что меня разочаровало – это финал. Не люблю, когда не договаривают.
§
Почему некоторые люди не умеют себя защитить? И сразу сдаются?
Детская или подростковая война – самое ужасное, несправое и жестокое, что может быть в жизни юного человечка. Наверняка, в каждой школе, даже в каждом классе есть тот, над кем издеваются или гнобят. Никому не хотелось бы оказаться на его месте. Но школьные или классные “короли” не щадят их. Кто виноват, что складываются такие ситуация, в которых появляются сильные и слабые? Первые, потому что им надо как-то ставить себя в обществе, а нападение на другого – самый простой способ; или вторые, потому что не могут или не хотят защитить себя, дать отпор? Ведь стоит только показать свою слабость и тут же налетят обидчики. А может вовсе, виноваты старшие (учителя и родители)?
У Норы, можно сказать, замечательная жизнь. Она ждет не дождется, когда встретится со своей лучшей подругой Сабиной. Но за летние каникулы что-то произошло и девочки отдалились друг от друга. Точнее отдалилась Сабина, найдя себе новую подружку в лице Фанни – богатой девочки, которая щеголяет модной одеждой и мнит себя королевой. Конечно же Норе обидно и она всячески пытается влиться в их компанию. А тут, как назло, надоедливая Карин, с которой никто не хочет дружить, набивается в подруги. Что бы вы сделали на месте Норы: пытались вернуть дружбу или обратили бы внимание на девочку-изгоя, рискуя самой стать изгоем класса? Конечно ответ очевиден. Но как часто, стремясь влиться в коллектив, стать такой же, как все, мы причиняем боль другим? И стоит ли это того?
Чем-то мне близка эта ситуация. Когда-то и я была на месте Норы – лучшая подруга вдруг сблизилась с другой девочкой, а я осталась за бортом. Единственное различие на мою дружбу никто не претендовал и пришлось искать подруг вне класса. Но чувства главной героини – боль, обида, стремление занять место Фанни – мне знакомы.
Смотря на обложку книги, кажется, что тебя ждет развлекательное чтение о жизни подростков, но не тут то было. Она слишком яркая и обманчивая. Этот роман заставляет задуматься, вспомнить о своих школьных годах. Единственное, что меня разочаровало – это финал. Не люблю, когда не договаривают.
§
А что выбираете вы? Правду или последствия? Вполне невинная игра в юношеских жестоких руках превращается в орудие пытки для некоторых игроков. И что самое страшное, это не выдумка, не глупая фантазия Анники Тор. По всему миру детки шалят, и от их шалостей временами стынет кровь.
Наверное, каждый человек знаком с таким явлением, как жестокость детей. И я не исключение. И от этого тема книги не может не задеть за живое, не может оставить равнодушной. И хочется таких деток как Карин, взять под свое крыло, укрыть, защитить и научить. А еще у меня растет сын. Ему сейчас 7 лет. Он только – только начинает вливаться в социум и учится жить и взаимодействовать в нем. И я, как каждая мама, волнуюсь за него: справится ли, найдет ли общий язык, сумеет ли. Я, конечно, его стараюсь научить, подсказать, рассказать, но ведь этого мало, ведь еще есть то, от чего мы не зависим: характер, темперамент, личные свойства. Пока что он молодец, справляется, не всегда, но в основном все у него получается. Но мне все равно страшно, ведь это только начало, а как будет дальше никому не известно. Но я буду стараться быть для своего ребенка другом, что бы не упустить момент, когда может быть все пойдет не так, и тогда я смогу помочь или хотя бы подсказать. Да, наивная, наверное я, что на это надеюсь, но все равно не перестану верить в то, что у меня получится. А вот у него в классе есть мальчик – добрый, хороший, общительный, но слегка полный, и дети, не замечая всего хорошего в нем, начинают его дразнить, насмехаться, обзывать. Это ужасно, что маленький человечек, начинает быть изгоем потому, что он не такой как все. Это было всегда, и есть, и будет, и ничего с этим поделать нельзя. Можно конечно, в конкретном случаи, записать Максима в спортивные секции, научить драться, заодно и лишний вес уйдет, но ведь таких детей полно в каждой школе. И узнать наперед какой ребенок станет «белой вороной» трудно. У детей найдется миллион причин, что бы унизить, побить, обозвать. А еще отдельно хочу сказать о педагогах. Не знаю, как у других, но в моей школе, педагоги никогда не вмешивались в жизнь класса. Они прекрасно знали, что над некоторыми детьми весь класс издевается, но предпочитали молчать и делать вид, что ничего не происходит. Они спокойно, отчитав урок, уходили в учительскую и там занимались своими педагогическими делами. Должно было бы случиться что-то ужасное, чтобы они хоть как-то отреагировали. Ужасное в прямом смысле, с милицией, скандалом на весь город т.п. Но ведь так не должно быть!!! Должна быть хоть какая-то реакция с их стороны. Конечно, это не решает проблемы, ведь многое происходит и за пределами школы, но и быть пассивными тоже нельзя быть.
6 класс обычной шведской школы. Уже не дети, но еще и не взрослые. Как и в каждом классе, кому-то досталась роль лидера, кому-то роль изгоя, а кто-то играет роль простого наблюдателя. Это такой возраст, когда остро чувствуется все, и дружба, и любовь, и предательство. Это мы, взрослые, уже научились управлять своими чувствами, научились быть сильными, выносливыми и то не всегда нам это удается. А у них все на грани. Вот и Нора, ради дружбы с подругой Сабиной, готова на все. Она еще не понимает, что друзья бывают разные, что если она предала и нашла себе другую подругу, то грош цена такой дружбе. Да, она не понимает и просто хочет вернуть себе дружбу Сабины, чтобы было как раньше, только они вдвоем. Ведь вместе уже долгих 10 лет. Но слишком сильный противник у Норы. Красивая, избалованная, богатая, не по годам развита Фанни. И совсем случайно, или не случайно, в их борьбу попала, девочка-изгой – Карин. Она тоже хотела дружить, ей также нужна была подруга, и она всем сердцем тянется к Норе и ради дружбы с ней тоже идет на многое. Вот такой запутанный клубок нелегких подростковых взаимоотношений. И что самое ужасное, до детей никому нет дела. Родители Сабины, Норы, Карин, Фанни заняты ЛИЧНЫМЫ проблемами, совсем не обращая внимания на своих детей. У них разные заботы, и разные судьбы, но их объединяет одно общее – им наплевать на собственных детей. Родители Фанни постоянно в деловых поездках, и 12-летний ребенок живет сам по себе. Естественно, имея такую свободу, да еще неограниченную сумму денег, можно позволить себе все, что душе угодно. Мама Сабины, алкоголичка и от нее трудно ждать какого-то участвия в жизни дочери. Норы мама тоже хороша. Она конечно наиболее симпатичная и моментами искренне интересуется жизнью детей, но все равно у нее на первом плане ее отношения с мужчиной Феликсом. Много вечеров подряд Нора гуляла в парке с ребятами и мама никогда не поинтересовалась с кем она и чем она занята. Маму Карин вообще, на мой взгляд, кроме мужа, ничего не интересует. Главное, что бы в доме было все так, как он требует. Печально, что часто самые родные люди, которые должны защищать и направлять, своим поведением наоборот подталкивают их к ужасным поступкам.
Уверенна, я к этой книге еще не один раз вернусь. И рекомендую ее всем, у кого подрастают дети. Читайте ее, и время от времени перечитывайте.
§
Сначала я, как и большинство читателей, схватила с полки всю тетралогию про Штеффи и Нелли и, конечно, была в диком восторге. Уже несколько месяцев спустя заметила этот вызывающий черный кружевной лифчик на жутком кислотно-розовом фоне и, естественно, особо не задумываясь, взяла его домой.
Первое впечатление – по сравнению с тетралогией весьма проходная книга.
Сюжет прост, как все гениальное: класс, в котором учатся девочки, как сейчас принято называть, “альфа” и “омега”, то есть популярная и “крутая” и девочка-изгой. А между ними мечется главная героиня: вроде бы, с одной стороны, она с детства дружит с альфой, но, с другой, испытывает жалость и сочувствие к омеге. На этом фоне и происходят всяческие истории, которые обычно творятся в жизни подростков всех времен и народов: там украла плеер, тут нахамила, здесь покурила, а где-то вообще влюбилась. Ну и старшее поколение не отстает: кто-то из родителей ломает свою жизнь, кто-то пытается построить что-то новое, а кто находится в вечной стагнации – так автор создает еще один слой реальности.
И вот я расправилась с этой книгой за два часа. А потом книга стала расправляться со мной. Дело в том, что после пары часов запойного, полного удовольствия, чтения я задумалась: о чем вообще читала? До сих пор думаю, по правде. И вот к чему пришла:
Среди прочих аспектов автор затрагивает одну очень животрепещущую тему, актуальную еще со времен далекого детства, когда в первый раз читали “Маленького принца”: мы в ответе за тех, кого приручили. Воспитанный человек вообще стремится делать добро, потребность у него такая. Причем как “добро” он такие вещи не воспринимает, просто восстанавливает мировой баланс неприятностей и приятностей: проводил бабушку до подъезда, помог сумки донести, показал дорогу, оставил чаевые и проч. и проч. Только не всем хочется потом нести ответственность за такие свои поступки. Вы скажете, какая там ответственность? А вот представьте: идете вы себе домой мимо какой-нибудь теоретической пятиэтажки, и вдруг слышите окрик. Кричит с балкона старушка, мол, постой! Мне так одиноко, не с кем поговорить, ходить не могу далеко, зайди ко мне на чай. И что вы сделаете? Пойдете с ней гонять чаи? Или, например, не все из нас решатся подойти к пьяному бомжу, лежащему на асфальте, и поинтересоваться у него, как дела и не нужна ли помощь. Вот так всегда.
И главная героиня Нора сталкивается с той же проблемой, только с другой стороны: ей жаль толстую Карин, над которой все смеются, она даже как-то “одноактно” занимается благотворительностью, например, обедает с ней за одним столом или дает свою куртку, когда той нечего надеть. Но Нора не собирается с ней дружить, потому что это эмоционально тяжело – Карин в классе все травят, да к тому же, могут же у Норы быть свои проблемы и дела, в конце-то концов?
История развивается по всем канонам и доходит до своей кульминации: Нора больше не может юлить и бегать меж двух огней, причем ей нужно сделать выбор не только в ситуации с Карин, но и дома, с мамой, и с другими одноклассниками, – в общем, что называется, обложили со всех сторон. Так оно и в жизни бывает: если долго тянешь, приходится принимать решения сразу по нескольким делам, а это ой как непросто.
Развязка тоже хороша, оставляет пространство для фантазии.
Резюмируя, хочу сказать, что книга просто замечательная: читается легко и быстро, увлекает, хорошо оформлена, ставит нужные вопросы. Кроме того, она реалистичная, довольно откровенная и честная, что, безусловно, привлекает читателя. В общем, если бы мне вдруг снова стукнуло тринадцать, я была бы в восторге от этой книги. Да что там, я в свои “преклонные” 25 от нее в восторге. Вывод: всем тринадцатилетним девочкам – читать и смело рекомендовать!
§
Шведский идиотизм. Самая умная (среди всех, не только детей, но и родителей с учителем) – это собака Кука.
Куки лежала рядом со мной. Положив голову мне на колени, она смотрела на меня своими умными глазами.
«Не обращай на них внимания, — казалось, говорила она. — Не переживай».
Бледное шведское солнце не в состоянии вырастить живых людей, поколения Мио-Мио и Эмиля из Леннеберги сошли на нет, остались одни Калле Блумквисты. Концовка произведения содрана один в один с концовки “Чучела”, но это единственное видимое сходство. Вместо трепещущего дедушки Юрия Никулина мы видим перед собой маму-маразматичку Карин. Она тоже вырастила толстенькое брезгливое чучело, которое всех ненавидит, подбрасывает другим ворованные плееры и пытается шантажировать главную героиню Нору. Только ни мама, ни дочка не вызывают ни симпатии, ни жалости – так, немного брезгливого безразличия. Довелось бы им всем ознакомиться с содержанием “Чучела” Железникова – пришли бы в ужас и поняли, что занимаются чепухой со времен Полтавской битвы.
По окончании событий, описанных в книге, мама Норы выдержала недолго – нет, курить-то она перестала, зато начала пить и колоться. Нашла себе сразу двух мужиков по имени Феликс, которых стала приглашать в гости одновременно. Кален же повесилась на том самом пресловутом черном бюстгальтере на площади города и , проходящие мимо люди, с усмешкой обращали внимание на то, что “малышке все равно лифчик не по размеру”.
Все дети в произведении ущербные. Нора, которую мама гоняет за сигаретами, трется в ее присутствии пупком о мужиков и обсуждает с ней “как лучше сиски торчат”(которых у дочери еще нет).
Она стояла передо мной в своем красном платье с вырезом почти до пупа и требовала, чтобы я думала о других. Кто из нас взрослый — я или она?
Сабина, которая тоже растет без отца, голодает и мать ее вообще ведет асоциальный образ жизни. Отмороженная мажорка Фанни, родители которые не попадаются нам на глаза, но несложно представить – что там и как. Ну, и Кален – местное чучело – мы должны ее пожалеть типа? Как говорила одна моя знакомая – “Поцелуй ее в толстую сиску”. Ущербность передается детям по наследству, в семье и генетически. Со всей ответственностью заявляю, что во всем, что присходит в этом произведении виноваты родители детей. Плюс училка, которая не только не пользуется никаким уважением среди учеников, но и позволяет себе фразы типа
— Почему она всегда остается в классе? — надула губы Фанни. — Это несправедливо.
— В жизни не все устроено по справедливости, — отрезала Гунилла.
Ее системе ценностей абсолютно нечего противопоставить детям, очевидно у нее тяжкие семейные проблемы у самой.
Еще несколько слов о шведском маразме.
Нет ничего более идиотичного, чем женский футбол. С его помощью, очевидно, девочки пытаются определить – кто из них мужиковатее. Для чего этим супервидом спорта заставляют их заниматься – русскому человеку не понять.
Шведская национальная забава “Правда или последствия” имеет свои корни где-то в специальных школах для умственно неполноценных детей. Если вы не выбираете “последствия”, когда вас заставляют без трусов прыгать по лужам, то это означает, что вы гений и вам тут же вручают документ о высшем образовании. Хотя, если судить по взрослым из этой книги, то возможно, что и сразу ученую степень. Ее-то наверняка вручат, если выбрав “правда”, вы умудряетесь сказать что-то кроме неудобной правды, то есть вы не настолько тупы, чтобы не суметь складно соврать.
В общем и целом произведение о девичьих детских страхах, желании быстрее повзрослеть, отрастить сиски побольше и покрыться ранней волосатостью. Схоже с терзаниями овцы, что родилась не лошадью и теперь переживает, что в результате пойдет не на колбасу, а на шашлык.
Повествование блеклое, скучное, шведское.
Может быть интересно педагогам в разрезе – “как не быть такой как Гунилла”.
Может быть интересно родителям в разрезе – “какими родителями не нужно быть”.
Детей к этой книге не заманить никак.
Если на секундочку написать все вышеизложенное рукой женщины, то можно сделать выводы о том, что отсутствие отцов плохо влияет на воспитание дочерей. Следовательно, виноваты во всем как всегда мужики.
А если охарактеризовать “Правду и последствия” Анники Тор четко, емко и лаконично, то достаточно одного слова “БАБЫ”.
§
Почему некоторые люди не умеют себя защитить? И сразу сдаются?
Детская или подростковая война – самое ужасное, несправое и жестокое, что может быть в жизни юного человечка. Наверняка, в каждой школе, даже в каждом классе есть тот, над кем издеваются или гнобят. Никому не хотелось бы оказаться на его месте. Но школьные или классные “короли” не щадят их. Кто виноват, что складываются такие ситуация, в которых появляются сильные и слабые? Первые, потому что им надо как-то ставить себя в обществе, а нападение на другого – самый простой способ; или вторые, потому что не могут или не хотят защитить себя, дать отпор? Ведь стоит только показать свою слабость и тут же налетят обидчики. А может вовсе, виноваты старшие (учителя и родители)?
У Норы, можно сказать, замечательная жизнь. Она ждет не дождется, когда встретится со своей лучшей подругой Сабиной. Но за летние каникулы что-то произошло и девочки отдалились друг от друга. Точнее отдалилась Сабина, найдя себе новую подружку в лице Фанни – богатой девочки, которая щеголяет модной одеждой и мнит себя королевой. Конечно же Норе обидно и она всячески пытается влиться в их компанию. А тут, как назло, надоедливая Карин, с которой никто не хочет дружить, набивается в подруги. Что бы вы сделали на месте Норы: пытались вернуть дружбу или обратили бы внимание на девочку-изгоя, рискуя самой стать изгоем класса? Конечно ответ очевиден. Но как часто, стремясь влиться в коллектив, стать такой же, как все, мы причиняем боль другим? И стоит ли это того?
Чем-то мне близка эта ситуация. Когда-то и я была на месте Норы – лучшая подруга вдруг сблизилась с другой девочкой, а я осталась за бортом. Единственное различие на мою дружбу никто не претендовал и пришлось искать подруг вне класса. Но чувства главной героини – боль, обида, стремление занять место Фанни – мне знакомы.
Смотря на обложку книги, кажется, что тебя ждет развлекательное чтение о жизни подростков, но не тут то было. Она слишком яркая и обманчивая. Этот роман заставляет задуматься, вспомнить о своих школьных годах. Единственное, что меня разочаровало – это финал. Не люблю, когда не договаривают.
§
Почему некоторые люди не умеют себя защитить? И сразу сдаются?
Детская или подростковая война – самое ужасное, несправое и жестокое, что может быть в жизни юного человечка. Наверняка, в каждой школе, даже в каждом классе есть тот, над кем издеваются или гнобят. Никому не хотелось бы оказаться на его месте. Но школьные или классные “короли” не щадят их. Кто виноват, что складываются такие ситуация, в которых появляются сильные и слабые? Первые, потому что им надо как-то ставить себя в обществе, а нападение на другого – самый простой способ; или вторые, потому что не могут или не хотят защитить себя, дать отпор? Ведь стоит только показать свою слабость и тут же налетят обидчики. А может вовсе, виноваты старшие (учителя и родители)?
У Норы, можно сказать, замечательная жизнь. Она ждет не дождется, когда встретится со своей лучшей подругой Сабиной. Но за летние каникулы что-то произошло и девочки отдалились друг от друга. Точнее отдалилась Сабина, найдя себе новую подружку в лице Фанни – богатой девочки, которая щеголяет модной одеждой и мнит себя королевой. Конечно же Норе обидно и она всячески пытается влиться в их компанию. А тут, как назло, надоедливая Карин, с которой никто не хочет дружить, набивается в подруги. Что бы вы сделали на месте Норы: пытались вернуть дружбу или обратили бы внимание на девочку-изгоя, рискуя самой стать изгоем класса? Конечно ответ очевиден. Но как часто, стремясь влиться в коллектив, стать такой же, как все, мы причиняем боль другим? И стоит ли это того?
Чем-то мне близка эта ситуация. Когда-то и я была на месте Норы – лучшая подруга вдруг сблизилась с другой девочкой, а я осталась за бортом. Единственное различие на мою дружбу никто не претендовал и пришлось искать подруг вне класса. Но чувства главной героини – боль, обида, стремление занять место Фанни – мне знакомы.
Смотря на обложку книги, кажется, что тебя ждет развлекательное чтение о жизни подростков, но не тут то было. Она слишком яркая и обманчивая. Этот роман заставляет задуматься, вспомнить о своих школьных годах. Единственное, что меня разочаровало – это финал. Не люблю, когда не договаривают.
§
Книга подарена мне издательством на Раздаче на лайвлибе, спасибо.
От прочтения этой книги у меня остались очень смешанные чувства. Они такие смешанные, что я даже не знаю толком, как вместить их в отзыв.
С одной стороны, книга мне не понравилась. Потому что когда я читаю литературу о подростках, я люблю, чтобы все было четко разделено на “черное” и “белое”, на “правильно” или “неправильно”. Для меня хорошая книга о подростках – это когда написано так, что душа поет (вот, например, предыдущая книга мною прочитанная – “Танец маленького динозавра” – у меня душа пела, да еще как!). Люблю, когда от книги о подростках внутри все щемит, по-хорошему так щемит. От этой не щемило. А было тяжело. ОЧЕНЬ тяжело было читать. Мне до глубины души была противна главная героиня Нора. “Маленькая тварь”, – так и думалось мне про неё, потому что в своих бессвязных поступках она предала всех: и бывшую подругу, и будущую, и врага, и маму, и поклонника. Маленькая гаденькая девчонка (в книге “Динка” была такая же маленькая тварька – девочка Муха из гимназии). Ложь, воровство, предательство, лицемерие – началось с малого, но завертелось так, что маленькая Нора уже только одну за другой делала ошибку за ошибкой, пакость за пакостью. И зачем? Чтобы быть, как все, или, наоборот, не быть, как все?
Она хотела быть в “компании”, хотя искренне ей никто из этой компании не нравился. С другой стороны, когда “компания” травила Карин, Норе это было неприятно. Вот он, этот жуткий переходный возраст, эти такие злые девчонки-подростки, про которых я сейчас (пафосно назвать это можно “с высоты возраста”) думаю: “Безмозглые соплячки”… А когда-то и сама была такой же безмозглой.
И вот тут появляется другая сторона моего отношения к книге, когда я вдруг вспомнила свой собственный переходный возраст. У нас в классе была полноватая девчонка, и она все время ходила в школу в валенках (что-то там с почками у неё было, поэтому ей нельзя было простужаться). И вот у нас в классе тоже ведь была “компания”. И они очень дразнили девчонку эту за валенки, ну просто житья ей не давали. Она столько раз плакала, а потом, по-моему, вообще куда-то перешла учиться. И вот мне тогда ведь ни разу не пришло в голову заступиться за эту девчонку. А потом я еще вспомнила, как в другой школе я училась, и я сама была объектом не то чтобы травли, но мне плохо очень было, потому что надо мной смеялись за глаза и в глаза и со мной ЦЕЛЫЙ год почти никто в классе не разговаривал. И насмешки подлые за спиной были, такие обидные, когда ты девочка-подросток… Помню, я почти каждый день приходила из школы и плакала. Хорошо, что моя мама додумалась и через год перевела меня в другую школу, там я нашла настоящих друзей и была очень счастлива. Но ведь не у каждой девчонки есть такая мама-молодец, как у меня.
И вот хочется, конечно, маму Норы упомянуть. Сначала напишу, что моим первым побуждением является желание её осудить, потому что такая дама-финтифлюшка, нарожавшая ТРЕХ детей, но за ними толком не смотрящая, думающая больше, как задом перед Феликсом покрутить, не может не вызвать у меня чувства негодования. Но с другой стороны, как женщина и как мать, я понимаю её в том, что с рожденим ребенка жизнь женщины не заканчивается, и хочется и любить, и быть любимой, а не только памперсы менять и дневники проверять. Но в данном случае очень многие проблемы Норы связаны именно с тем, что её мать была занята чем угодно, только не своей средней дочерью, вовремя не поговорила с ней, не выслушала дочь, не помогла. Хотя всякий родитель знает, что дети – это ведь особый мир, любишь их, но ведь в голову им не залезешь, можно и не уследить, когда у них там все поплохеет… Правильно говорил Экзюпери: “Зорко одно лишь сердце”. Вот этой сердечной зоркости маме Норы не хватило. Так что сильно я её не осуждаю, но все же не надо рожать ТРЕХ детей, если дети – это не смысл твоей жизни. В этом случае и одного хватит. Хотя, конечно, это не мое дело.
Так что книга, скорее, хорошая, раз она, даже не понравившись, вызывает такую бурю чувств и мыслей в душе. Прочитать стоит. Но я её больше читать не буду. Пожалуйста, не обижайтесь те читатели, у кого эта книга – любимая. Я еще после “Острова в море” почувствовала, что Анника Тор – не мой писатель.
§
Внимание! Возможны спойлеры!
“Тема сисек раскрыта” – так назвали раздачу этой книги, в которой я, правда, не выиграла, но это неважно, тем более, что и сиськи в итоге тоже оказываются не самым главным.
В принципе, все достаточно просто: была девочка Нора, у нее была подруга Сабина, и все было замечательно, да однажды подругу увела нехорошая девочка по имени Фанни. И осталась Нора одна, со своими проблемами, где не только ветренная Сабина, но и стремящаяся сдружиться неуклюжая Карин, отсутствие внимания со стороны сильной половины класса и человечества, проблемы в отношениях с матерью. В принципе, если вдуматься, это более-менее стандартный набор проблем девочки возраста Норы, хотя и вариации бывают.
По части психологии описываемых персонажей Анника Тор весьма реалистична и молодец. Вот Нора: мне она кажется весьма неуверенной и поддающейся, и в этом она естественна. Понятно, что Норе хочется вернуть дружбу Сабины. И по поводу Карин Норе трудно прийти к какому-то окончательному решению. Сначала ее немного раздражает “малахольность” и беззащитность Карин, но потом Нора осознает всю жестокость травли Карин, и осознание у нее это приходит параллельно с чувством вины за свои поступки. Но у Норы не хватает поначалу сил определиться и встать на защиту Карин, себя и справедливости вообще. С другой стороны, Нора не была прямым обьектом травли (если не считать момента в игре), им была Карин, А на долю Норы выпало чувство вины и за свой поступок, и за отношение к Карин.
По части “поддаваемости” с Норой схожа и Сабина. Не могу сказать, что она мне совсем не понравилась. В отличие от Фанни, с которой все ясно, настолько она нарисована отрицательной (вредной, задавакой, а в итоге – и жестокой), Сабина тоже неуверенная. И можно понять, что ей хочется дружить с крутой Фанни больше, чем с нервной и терзаемой своими тревогами Норой. Но влиянию Сабина поддается еще сильнее, чем Нора, и если Нора в итоге нашла в себе силы признать “я виновата”, докричаться до матери и в итоге пойти к Карин, то как все закончилось с Сабиной, так и не ясно, признает ли она себя травительницей или останется сопровождать Фанни.
Ну и третий персонаж – это травимая Карин. И ее понимаем, потому что Анника Тор хорошо нарисовала такую забитую девочку, у которой есть “изъян”-повод для травли (в случае “Правды или последствий” – не по возрасту большая грудь), которой хочется с кем-нибудь дружить (с Норой), и на чью долю в итоге выпадает школьное испытание в виде издевательств одноклассников.
В рецензиях прочитала про сравнение с “Чучелом” и вот думаю, так или не так. С одной стороны, и там, и там детская жестокость, с другой стороны – слишком уж различаются герои. Затравленная Карин и неуверенная Нора – это не то, что сильная, честная, порывистая и прямо-таки светящаяся (в моем восприятии) Лена Бессольцева. Фанни с ее низкими моральными принципами – не как одноклассники Лены. Хотя и в “Чучеле” огромную роль играли и неуверенность, и страх признания в проступке тех или иных одноклассников Лены. Так что оставлю этот вопрос решать лично для себя всем тем, кто еще прочитает “Правду или последствия”.
“Правда или последствия” написана простым языком и читается быстро. Но Анника Тор хорошо умеет не растекаясь мыслью по древу расписывать эти повседневные беды и переживания подростков. И все это очень, очень естественно, так что можно сказать “Верю!”
§
После прочтения книги у меня остался один вопрос – за что люди любят её? Да, конечно же, книга о девочке, отличающийся от других, книга о травле в школе, книга о жестокости подростков и меня задеть может, но что-то пошло не так. Но все это написано так неправдоподобно, в чем-то старо, картонно и, хоть и о жестокости, чрезмерно сладко, что ввело меня в ступор и, конечно же, к толпе любителей не причислило.
Сильнее всего бросалась в глаза безумная шаблонность персонажей, я видела уже их всех и не один раз. Немного примеров:
– Мать гг. Курящая разведенка, в n-й раз провалилась в любовь, с детьми ничего сделать не может, они плывут по течению сами.
– Сабина и Фанни. Знакомьтесь, местные стервы! Одна из них богатая, избалованная отличница, у неё все хорошо. А вон та слева раньше была лучшей подругой гг, но нам же нужен хоть кто-то, немного отличающийся от добрых и злых по мнению автора персонажей. И да, её мама пьянствует беспробудно.
– Карин. Дети, пожалейте её! Счастливая обладательница крупной груди (кстати, автор думает, что у современных детей в двенадцать лет грудь как с горошину, а ещё волосатость в некоторых местах отсутствует, наивная), из-за этой же груди её и надо жалеть, ага. Также Карин травят в школе и унижают как только могут. Мозгов у девочки меньше куриных, а в дуэте с редкостной мстительностью получается взрывная смесь.
– Родитель Карин. Деловые, чопорные и следящие за каждым шагом дочери люди приближающиеся к времени, предназначенном для распития чайного гриба и распускания сплетен на лавочках. Эти экспонаты встречаются не так часто. И на том спасибо!
Нора, многоуважаемая гг, тоже особыми качествами не отличается. В начале – кто бы мог подумать? – она тянется к мадмуазелям стервам, а после ужасного поступка перебегает на сторону Карин.
Ах да, ещё есть замечательный владелец лавки, он продаёт сигареты детям.
Меня достаточно сильно за дело то, что в 100 страницах книги мне затерли до дыр и так уже затертую тему. Ощущение как-будто я птенец, и мама перед тем, как покормить меня, тщательно пережевывает червяка, чтобы дорогой ребёнок смог принять пищу. Для птенца это, несомненно, необходимо, но мне в жизни чуть ли не переваренная информация поможет вряд ли.
Пожалуй, настало время закругляться. Кому советовать эту книгу я не знаю, можно потратить своё время на что-то более качественное.
Книга помогает подростку преодолеть отчуждение
— Швеция поддерживала нейтралитет, но, тем не менее, Вторая мировая война касалась и ее тоже. С одной стороны, она участвовала в программе помощи беженцам. С другой, по ее территории ехали немецкие поезда в Норвегию. Вы родились в 50м году и относитесь к первому послевоенному поколению. Было ли ваше детство “послевоенным”? Вы чувствовали на себе отголоски войны?
— Полагаю, что абсолютное большинство тогдашних детей никак не чувствовали себя принадлежащими к “послевоенному” поколению. Они что-то знали скорее по рассказам родителей, например, что кофе покупали по талонам, а папу мобилизовали, чтобы усилить войска на границе с Норвегией. В отличие от стран, непосредственно затронутых войной, в Швеции такого сильного ее влияния не было, и шведское население не столкнулось с сильной психологической травмой.
Правда, для меня ситуация несколько отличалась. Я происхожу из еврейской семьи, мои родные со стороны как отца, так и матери, те, кто жил в европейских странах, погибли. Среди наших знакомых были и те, кто прошел концлагеря и выжил. И, в то же время, на тему войны разговаривали крайне мало. С детьми о ней не говорили совсем, видимо, стараясь уберечь от впечатлений.
— Полвека назад Швеция была гомогенным по своей культуре и национальному составу государством. Вы родились в Швеции, это ваша родная страна, и, в то же время, вы были той самой темноволосой еврейской девочкой, “другой”. Со стороны сверстников, светловолосых шведов, чувствовали ли вы нетолерантное отношение, или, может быть, наоборот интерес, как к представителю другой культуры?
— Если говорить о моих одноклассниках, через какое-то время после знакомства они об этом совершенно не задумывались. Если проявляли какое-то повышенное внимание, то как раз в позитивном ключе. Например, девочкам-одноклассницам очень нравилось заплетать мне косы, у меня были черные длинные волосы.
— Конечно, ваша тетралогия важна не только историческим контекстом. В первую очередь, наверное, это история о том, как вообще тяжело быть подростком, чувствовать себя иным, чужим. Как вы думаете, может ли так называемая янг-эдалт литература, книги, написанные специально для подростков, затрагивающие тему одиночества и отчуждения, стать настоящей поддержкой в трудный момент? Заменить старшего товарища?
— Я бы сказала, что все подростки проходят через ощущение отчуждения, все чувствуют себя другими, чужими. Именно в этом возрасте идет, с одной стороны, поиск собственной личности, индивидуальности. А с другой стороны, подросток хочет быть, как все, чувствовать себя частью чего-то общего, объединяющего.
И есть множество книг, которые написали взрослые, пережившие этот сложный период, подтверждающих, что не стоит отчаиваться, все наладится. Вместе с тем, мне кажется, не надо проводить строгую, резкую грань между книгами для взрослых и книгами для подростков. Я думаю, что тинейджеры вполне могут читать книги для взрослых.
Что касается ситуации моей героини, понятно, что она ощущает свою чужеродность: она прибыла из другой страны, говорит на другом языке, да и выглядит иначе. Ее внешность отличается от типичных блондинистых шведских детей. В 50-60е годы шведское общество было действительно весьма однородным по этническому и национальному составу.
Сейчас темноволосый человек в Швеции уже не привлекает к себе особого внимания, общество стало мультикультурным, и я считаю, что это только к лучшему. С другой стороны, мне очень важно было показать Штеффи не только, как чужеродный элемент в новой для нее среде, но и как обычную девочку-подростка.
Одну и ту же историю я каждый раз пишу по-новому
— В ваших книгах часто затрагивается тема обстоятельств, влияющих на человека. Что, на ваш взгляд, берет верх: человек и его воля или все-таки мир и обстоятельства?
— Вопрос этот весьма не прост. Я, наверное, смогла бы ответить так: и то, и другое. Понятно, что обстоятельства всегда оказывают очень сильное влияние на нас, особенно, когда речь идет о таких драматических ситуациях, как война, бегство. Понятно, что не всем обстоятельствам мы можем оказать сопротивление. А то, как отдельно взятый человек справляется с обстоятельствами, зависит от того, что это за личность.
В частности, поэтому я сестер Штеффи и Нелли изобразила, как двух разных людей. Штеффи весьма похожа на меня, на ту, какой я была в детстве и юности: она застенчива, явный интроверт, много думает и размышляет. В то время, как Нелли — экстраверт, нацелена на действия, она реагирует на события именно действием.
Это, конечно, связано и с возрастом девочек. Штеффи, когда она попадает в Швецию, 12 лет, она на пороге юности, как раз в том возрасте, когда начинаются серьезные размышления о своей жизни и будущем. Нелли гораздо младше, и ей пока еще присуще детское свойство спонтанно реагировать на происходящие события, не особенно задумываясь о том, к чему это приведет.
Я бы сказала, что у человека есть свобода воли, но есть и рамки, в которых эта воля может осуществляться.
— Вы написали двадцать книг для детей и юношества, и три книги для взрослых.О чем вы рассказывали читателям после истории Штеффи и Нелли?
— Как правило, я пишу об исторических событиях, но речь всегда идет о той истории, которая имеет непосредственное отношение к современности. Я думаю, что и сейчас, например, когда читаешь книги о Штеффи и Нелли, невозможно не провести параллели с той катастрофой с беженцами, которая у нас происходит.
События происходят в 19 веке, и книга посвящена гендерным стереотипам: что бывает, если мальчик одевается в девичье платье, а девочка ведет себя, как мальчишка. Это тоже очень актуальная тема.
Моя следующая книга, она выйдет в Швеции осенью, еще дальше углубляется в прошлое. Речь идет о легендах и мифах Древней Греции в обработке. И хотя рассказы, описанные в ней, передавались друг другу несколько тысяч лет назад, вопросы, которые в них поднимаются, актуальны и сейчас: кто — свой, кто — чужой, какие гендерные стереотипы нами владеют, и какие социальные роли мы играем и присваиваем друг другу.
Я думаю, для любого писателя это достаточно характерно: он постоянно возвращается к одному и тому же набору тем. Можно сказать, что он пишет одну и ту же историю, но каждый раз по-новому.
— Расскажите о двух других ваших книгах, переведенных на русский язык, “Маяк и звезды” и “Правда или последствия”. Одну из них вы, если не ошибаюсь, писали в соавторстве с мужем. А за другую получили в 1997 году премию Августа Стриндберга.
— Эти две книги, которые вы упомянули, очень разные. “Правда или последствия” писалась в тот же период, что и тетралогия, в 90-е годы. Речь идет о девочках, которые учатся в 4м классе обычной стокгольмской школы. В то время, когда я начала работать над этой историей, моей собственной дочери было 11 лет.
В нашем классе было две девочки, пользовавшиеся популярностью среди других детей и решавшие, что и как будет. Была также девочка, которую никогда не брали в компанию. И множество девочек примерно как я, скромные и застенчивые. Как это частенько бывает, мы, молчаливое большинство, никогда не осмеливались возразить, когда эти две лидерши решали, например, не брать ту девочку-изгоя в компанию, или ей не позволялось играть с другими.
При этом, никто из нас самих не был уверен, что завтра, например, они не станут издеваться над нами или не позволят принять участие в игре. И когда я увидела, что в классе моей собственной дочери происходит примерно то же самое, я решила написать об этом книгу. Тему эту я уже затрагивала в самой первой книге, “Остров в море”, когда писала, как издеваются, преследуют Штеффи. Но в первой книге это была побочная тема, а в книге “Правда или последствия” отношения между девочками являются лейтмотивом.
“Маяк и звезды” — совсем иная книга. События в ней разыгрываются примерно сто лет назад. Здесь два главных персонажа, брат и сестра. События происходят частично в Гетеборге, частично на островке. Это крошечный остров, в котором есть место только для маяка и домика смотрителя. Когда мама главных героев книги переезжает к смотрителю на остров, туда же попадают и брат с сестрой.
Здесь опять речь идет о детях в трудной жизненной ситуации, об их мечтах о более светлом будущем, о тоске по прежней жизни. Книга действительно написана мною в соавторстве с супругом, который не является литератором, но тем не менее, любит писать книги. Кроме того, ему очень нравятся маяки, он прекрасно разбирается в том, как они устроены и как работают. Я же в этом вообще ничего не понимаю.
Важный вопрос: как вдвоем писать одну книгу? Мы сделали так: главных персонажей двое, это мальчик и девочка, нас тоже двое. И я писала те куски, где рассказ ведется от лица сестры, Гленды, а мой муж писал о том, что касалось брата, Эрика. Для того, чтобы не вышло в конечном итоге два разных повествования, мы, написав каждый свой кусок, обменивались и затем уже редактировали на общий лад, одним языком. Я думаю, что теперь никто из читателей, включая нас самих, не сможет различить, какой кусок кем был написан.
— Вы помните тот момент, когда осознали, что ваша мечта сбылась, вы — писатель?
— Да. Я держу книгу, вышедшую из печати, самый первый экземпляр, и на ней написано мое имя, Анника Тор. Вот оно.
Беседовала и записала Настя Дмитриева