Представления египтян о структуре человеческой личности. – Мировоззрение – 7 февраля – 43846917078 – Медиаплатформа МирТесен

Древние столицы египта: мемфис и фивы

«Белые стены» древнего Мемфиса

Откуда произошло название мемфиса

Название древнего Мемфиса происходит от пирамиды фараона Пепи I в Саккаре, которая называет Меннуфер (в переводе с греческого «хорошее место») или коптского «Менфе». Изначально город назывался Инеб-Хедж, что означает «Белая стена». Некоторые историки предположили, что его название отражает исторический период в жизни государства. «Анк-Тави» – «то, что связывает две земли». На самом деле Мемфис находился между Верхним и Нижним Египтом.

Cтолица Египта Мемфис была основана около 3100 г. до н.э. фараоном Менесом, объединившим Верхний и Нижний Египет. Сначала Мемфис представлял собой крепость, из которой Менес контролировал прохождение земляных и водных маршрутов между Дельтой и Верхним Египтом. Отсюда он мог наблюдать обстановку в Нижнем Египте. Ко времени правления III династии Мемфис стал занимать важное место в политической и общественной жизни государства.

Древний Мемфис фотоДревний Мемфис фото

Из источников стало известно, что Менес основал город, создавая дамбы, чтобы защитить район от наводнений Нила. В последствие Мемфис стал религиозным и одним из важнейших космополитических центров мира. Когда Геродот посещал город в V в. до н.э., когда империей правили персы, он отметил, что в поселении проживает много греков, финикийце, евреев.

Судя по размеру некрополей, город был огромный. Гробницы расположены на протяженности 19 км вдоль западного берега Нила. К ним относятся захоронения Дашуре, Саккары, Гизы, Абусиа, Завьет эль-Ариер, Абу Раваш.

Очень сложно представить реальный возраст этого поселения. В конечном счете только Рим переживет Мемфис как город, который переживает период расцвета в течение нескольких лет. Сегодня обнаружить точные границы административной единицы достаточно сложно. Некоторые считают, что он находился первоначально в северной части, затем на юге. Сложно отследить историю города, которому более 3000 лет.

Сегодня часть города представляет руины, другая осталась под сельскохозяйственными полями местных деревень. Все что мы знаем о древней столице было прочитано в папирусах и заметок Геродота, посетившего Мемфис.

Например, ряд папирусов указывает на решение Эхнатоном в Мемфисе таких важных для жизни граждан вопросов, как хлебопечение. Другие повествуют об отказе Тутанхамона поклоняться культу Эхнатона и указаны города, где необходимо огласить этот указ.

Нил, Луксор

Нил, Луксор

Луксор — древняя столица египта фивы

Город Луксор несколько тысячелетий назад представлял собой древнюю столицу Египта Фивы. Другое название – Васет. Центр политической власти находился в 500 км от современного Каира вдоль реки Нил. Название «Луксор» происходит от арабского «Аль-Уксур», что означает «укрепленный». Оно в свю очередь возникло от латинского «castrum», так назывался первый римский форт, построенный на этой территории.

«На восточном берегу реки, под современным городом Луксор, лежат останки древнего города, который в период с 1500 до 1000 г. до н.э. занимает важнейшее место с жизни древних египтян. Его население достигало 50000 человек», — опубликовал заметку Наджел Гетерингтон в книге «Достопримечательности Долины Царей».

В древности город был известен как дом культа Амона, который ассоциировался с представителями династии фараонов. Во время периода Нового царства в Египте с 1550 по 1050 г. до н.э. было принято делать гробницы для царей в Долине Мертвых. В это время в столице были построены массивные сооружения, в их числе Карнакскй храм, Луксорский храм, Долина цариц и усыпальница – храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

«Из всех древних городов Египта, ни один не достиг славы Фив», — писал египтолог Раша Сулейман в книге «Фиванские гробницы Старого и Среднего царства. — «Город Фивы является одним из крупнейших сокровищниц, вмещающих многочисленные архитектурные памятники, включенные в список всемирного наследия».

Фотография Тиб, Карнак, 1851

фотография Тиб, Карнак, 1851. Музей Метрополитена, Нью-Йорк.

Фивы: египет древнего царства

В научных исследованиях Недели и Гетерингтона содержатся сведения о том, что есть доказательства наличия жизни в Луксоре более 250000 лет назад. Сулейман отмечает, что в период Древнего Царства, около 2650-2150 г. до н.э., когда уже были построены пирамиды в Гизе, Фивы уже служили районным центром для администрации. С началом Первого промежуточного периода древний город Луксора стал столицей Древнего Египта.

Доподлинно неизвестно, что произошло дальше, но последующие династии перенесли столицу в Фивы. Однако долгое время Мемфис сохранял свою религиозную значимость.

Во время правления греческой династии центр империи находился в Александрии. Город потерял свое значение. Окончательно Мемфис исчез из истории Египта с приходом мусульманских завоевателей 641 году, когда они создали новое поселение рядом с городом Фустат, который сегодня является частью Каира и называется Старый Каир или Коптский Каир.

Гробница фараона Египта Шепсескаре фотоГробница фараона Египта Шепсескаре

Один путешественник в XII в. сказал:

«красоту его руины его можно созерцать часами. Такой они дивной красоты, что самый красноречивый человек не смог бы описать ее».

Во время прихода Мамлюка, дамбы, которые сдерживали разливы Нила, пришли в упадок иМемфис был медленно покрыт илом.

Развалины города Мемфиса до сих пор можно увидеть рядом с небольшой деревней Мит Рахина. Считается, что в столице поклонялись языческому идолу Птаху, который греческий период ассоциировался с Гефестом.

Остатки храма Птаха, граничащие с деревней Мит Рахина, вероятно, представляли один из лучших храмов Древнего Египта. Сегодня в хорошем состоянии находится только часть руин, обнаруженных египтологом Флиндерсом Петри в 1908-1913 годах. Они представляют храм Рамзеса II с колоссам и Алебастровым Сфинксом. Рядом находится зал разрушенного дворца Априс к северу от храма Птаха.

Доподлинно неизвестно, что произошло дальше, но последующие династии перенесли столицу в Фивы. Однако долгое время Мемфис сохранял свою религиозную значимость.

Во время правления греческой династии центр империи находился в Александрии. Город потерял свое значение. Окончательно Мемфис исчез из истории Египта с приходом мусульманских завоевателей 641 году, когда они создали новое поселение рядом с городом Фустат, который сегодня является частью Каира и называется Старый Каир или Коптский Каир.

Во время прихода Мамлюка, дамбы, которые сдерживали разливы Нила, пришли в упадок и Мемфис был медленно покрыт илом.

Представления египтян о структуре человеческой личности. - Мировоззрение
 - 7 февраля
 - 43846917078 - Медиаплатформа МирТесенНаходки древнего Мемфиса в Египте

Развалины Мемфиса до сих пор можно увидеть рядом с небольшой деревней Мит Рахина. Считается, что в столице поклонялись языческому идолу Птаху, который греческий период ассоциировался с Гефестом.

Храмы фив: культура древнего египта

Остатки храма Птаха, граничащие с деревней Мит Рахина, вероятно, представляли один из лучших храмов Древнего Египта. Сегодня в хорошем состоянии находится только часть руин, обнаруженных египтологом Флиндерсом Петри в 1908-1913 годах. Они представляют храм Рамзеса II с колоссам и Алебастровым Сфинксом. Рядом находится зал разрушенного дворца Априс к северу от храма Птаха.

Объединение государства произошло при царе Небхепетре Ментухотепе около 4000 лет назад. Его гробница была найдена недалеко от городского поселения в местечке Дейр эль-Бахри. Некрополь включает долину с дамбой около 1200 метров в длину.

К этому времени началось строительство Карнакского храма. Расцвет города будет продолжаться на протяжении всего периода Нового царства с 1550 по 1050 г. до н.э. Большинство царей были похоронены в Долине царей. Гробницы для принцев и принцесс было принято возводить в соседней Долине цариц. Было построено несколько погребальных храмов.

Храм Луксор на восточном берегу реки Нил служил местом просоединения Орет фестивалей в Древнем Египте. Его колонны были установлены при фараоне Аменхотепе III (1410 – 1372 г. до н.э.). Позже он будет соединен с Карнаком через Аллею Сфинксов.

«Праздник проходил возле статуи Амона, его жены Мут и их сына Хонсу. «Когда процессия достигала Луксорского храма, их радостно встречали танцоры, певцы и музыканты», — пишет египтолог Пэт Ремлер.

Осирис, Карнакский храм. Древние ФивыОсирис, Карнакский храм. Древние Фивы

Религиозное значение города фив

Город стал столицей Египта в период Нового царства, здесь находился царский некрополь и было построено множество храмов, во многом по религиозным причинам.

Он считался домом культа Амона, происхождением от которого гордились представители семьи фараонов.

«Амон часто указывался как отец царей Египта. Когда царица Хатшепсут пришла к власти, она написала историю о своем рождении от союза Амона и ее матери Яхмос на стене храма – усыпальницы в Дейр эль-Бахри», — пишет Ремблер в своем труде.

Долина царей в фивах

Долина царей была местом погребения большинства правителей периода Нового царства. Большая часть из была разграблена, кроме гробницы Тутанхамона, которая была обнаружена командой Говарда Картера в 1922 году.

Еще про Тора:  Тор: Рагнарёк (2017) – Фильм Про

Выбрано это место в качестве некрополя по нескольким причинам. По-первых, долинах выходила к берегам реки и была окружена скалами, что учитывалось при проведении окультных обрядов. Известняк, заполнявший местность, сформированный миллионы лет назад от проливных дождей, не крошился и был отменного качества. Возвышающаяся над долиной гора, Аль-Курн (по-арабски «Рог»), напоминала египтянам пирамиды.

Раскопки в Долине ведутся каждый день. Захи Хавасс, бывший министр древностей Египта, недавно в лекции в Королевском музее Онарио в Торонто, заявил:

«Гробница Тутмоса II и Рамзеса VIII еще не найдены. Также до сих по неизвестно, где находятся мумии цариц XXVIII династии (1550 – 1292 г. до н.э.)»

Рядом с гробницами строили погребальные храмы. Самый известный из них находится в Дейр аль-Бахри – царицы Хатшепсут. Он украшен тремя колоннадами террас, которые ведут к святилищу. Главной достопримечательностью храма являются рисунки, изображающие путешествие по морю египтян в далекую страну Пунт.

Гробница Нефертари, ЛуксорГробница Нефертари, Луксор

Долина цариц древних фив

Некрополь цариц расположен недалеко от Долины царей и служил местом захоронения для принцесс и принцев, государственных чиновников. Сегодня в этом районе найдено около 100 гробниц.

Самой впечатляющей из них является усыпальница Нефертити, жены Рамзеса II, которой он построил храм рядом со своим в Абу-Симбел.

Гробница Нефертари по структуре похожа на те, которые были раскопаны в Долине царей. Ее рисунки, выполненные на белом фоне, представляют лучший пример египетской живописи. Потолок расписан звездами и текстами из Книги Мертвых. Одной из самых интересных иллюстраций является картина с Нефертари, играющей в настольную игру «Сенет» с целью победы над потусторонним миром и обретением спасения.

Гробница Нефертари, Долина ЦарейГробница Нефертари, Долина Царей

Древний город египта – дейр эль-медина

Поселение между Долиной царей и Долиной цариц принято называть Дейр эль-Медина. Это место древние египтяне считали священным и называли Сет Маат — «Место Истины».

В ней жили государственные служащие, каменотесы, чертежники и художники, которые готовили проекты для строительства гробниц их правителей. Некоторые из них были иностранцами, но всех объединяла принадлежность к среднему классу. Место это было неблагоприятно для проживания. Здесь не прорастало ни одного дерева. А деревню окружали бесплодные скалы, отражающие тепло солнца пустыни.

Заселена Дейра была во время Нового царства. Об этом сообщается в ряде папирусов. Большой прирост населения был отмечен после прихода к власти Рамзеса III (правил с 1186 по 1155 г. до н.э.) Рабочие устроили ему бунт, и исследования подтвердили, что он был убит по заговору собственной охраной.

Город Амарна, Древний ЕгипетГород Амарна, Древний Египет

Приход к власти эхнатона и строительство амарны

Большую часть истории Древнего и Нового царства Фивы оставались столицей Египта. Примерно в 1350 г. до н.э. к власти пришел Эхнатон (Аменхотеп IV, он же фараон Неферхеперуре Аменхотеп). Он перенес столицу в город Ахетатон, что означает «Горизон» («Диск Солнца»)Амона. Впоследствии он был назван Амарна или Эль-Амарна.

Царь был известен как ерестик, потому что он провозгласил верховенство культа солнечного диска солнца Атона. И запретил поклоняться другим идолам. Фараон приказал закрыть храмы, где поклонялись Амону.

Город древнего Египта Амарна назван в честь Ахетатона. Эхнатон изменил свое имя на Аменхотепа, чтобы отразить свои религиозные воззрения. Его супруга Нефертити, разделяла его взгляды.

После смерти Эхнатон вернулся к религии Амона и переехал обратно в столицу Египта Фивы.

К XII династии принадлежал и Аменемхет III, который велел выкопать озеро Мери, а подле него построить дворец

ИСТОРИЯ ЕГИПТА

Статуя аменемхета iii в эрмитаже, санкт-петербург.

Лабиринт со своею надгробной пирамидой. Но уже во время следующей Фиванской династии, XIII, в Египте опить возникли смуты и междоусобия, которыми воспользовались соседние с Египтом кочевые семитские племена Сирии и Аравии: они совершили нашествие на Египет, произвели в нем большое опустошение и завоевали его, за исключением южной части, или Фиваиды. Эти варвары сделались известны под общим именем гиксосов (пастухов); но главе их находилось воинственное

ИСТОРИЯ ЕГИПТА

ru.wikipedia.orgГиксосы

ханаанское племя хеттов. Владычество гиксосов продолжалось около четырех столетий; оно было тяжко для египтян, особенно жрецы терпели от них сильные гонения.

Впрочем, с течением времени грубые завоеватели подчинились влиянию

египетской культуры и цари их усвоили себе обычаи египетских фараонов.

(Иосиф, сын Иакова, был главным вельможей при дворе одного из последних царей этого племени, по имени Апе-пи. тогда же

и братья его переселились в Египет.) Между тем в Южном, или Верхнем, Египте не затухала борьба против владычества гиксосов. Наконец один из фиванских фараонов, по имени Амо-зис (Яхмес I), победил гиксосов и изгнал их почти из всего

Египта. Некоторое время остатки их храбро оборонялись в своей столице, городе Аварисе (в Нижнем Египте), и выговорили себе право свободного отступления; в числе 240 000 человек они удалились со своим имуществом в Палестину.

Источники: http://bibliotekar.ru/polk-8/index.htm

http://drevniy-egipet.ru/drevniye-stolitsy-yegipta-memfis-i-…

Первые цивилизации: древний египет

На вершине социальной иерархии находился фараон, который был абсолютным монархом страны и обладал полным контролем над её ресурсами.

Он был верховным военачальником и главой правительства и принимал важнейшие военные, религиозные, экономические и судебные решения, кроме того, ему принадлежали все земли.

Фараон считался воплощением бога Гора. Начиная от царей V династии, он считался также сыном Ра, бога солнца.

Фараоны имели много жен и сыновей. Его главная жена, могла быть его сестрой или одной из её дочерей.

Queen Ahmose Nefertari, wife of pharaoh Ahmose

Ниже фараона и его семьи в социальной пирамиде стояли писцы и чиновники– так называемый «класс белой юбки» (или господствующий класс), из-за белых льняных одежд, которые служили знаком их положения.

Ниже знати стояли жрецы, врачи и инженеры со специальной подготовкой в своей области.

Жрецы управляли храмами, культами и религиозными праздниками, были советниками фараонов и пользовались землёй, налоговыми льготами и авторитетом.

Писцы взимали налоги, писали законы, определяли стоимость земли, копировали стихи, песни и рассказы, писали письма, проводили переписи населения и подсчитывали продовольственные запасы, производство сельскохозяйственной продукции, площадь пахотных земель, коммерческую деятельность, потребности дворца, и т. д.

Под правящим классом находился доминирующий класс. Первыми в нём шли солдаты, получившие услуги и продукты, захватывая трофеи, но они никогда не поднимались на высокие должности в армии.

Ниже них находились ремесленники– ткачи, художники, парикмахеры, повара, флотские, гончары, скульпторы, ювелиры, кузнецы и т. д.

Представления египтян о структуре человеческой личности. – мировоззрение – 7 февраля – 43846917078 – медиаплатформа миртесен

(по египетской Книге Мёртвых).

http://se.uploads.ru/MPfv6.jpg

Посвященные Древнего Египта считали, что человек – это многомерное существо, которое имеет семь оболочек (из которых были поименованы пять), соответствующих семи уровням его существования.

Первая оболочка человека (др.-егип. Сах) – его вещественное тело, видимая часть человеческого существа. Она является лишь малой частью того, что на самом деле представляет собой человек. Главное назначение оболочки Сах – входить в соприкосновение и взаимодействие с вещественным, телесным миром и действовать в нем. Для этого она снабжена кожей, чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями, кровеносными сосудами и многим другим.

По состоянию и виду тела посвященный мог судить о состоянии остальных оболочек человека. Чистый Сах здорового человека являлся следствием его духовной чистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты энергетических оболочек.

Чистое тело могло со временем загрязниться и стать ритуально нечистым, а загрязненное тело могло быть очищено. Египетские посвященные полагали, что загрязнения в духовных оболочках в конце концов проникают и в вещественное тело, где проявляются в виде физических недугов. Очистить Сах можно было употреблением более чистой пищи и питья, проведением обрядов ритуального очищения при помощи воды, солей натрия, воскурений, мазей, а также очищением духовных оболочек при помощи молитв, заклинаний, гимнов и т. п.

Вторая оболочка человека (др.-егип. Ку, позд.-егип. Ка, Кэ) представляла собой его жизненную энергию, эфирное тело, энергетический двойник человека, душу-двойник. Из современных понятий более всего этому соответствует термин “биополе”.

Ка – это, с одной стороны, совокупность психических ощущений живого человека, а с другой – Ка неразрывно связано с личностью, индивидуальностью умершего, его телесными и духовными чертами.

     
Посвященные могли узреть Ка в виде цветного, радужного сияния вокруг вещественного тела. Обычно вещественное тело и энергетический двойник человека не разлучаются. Но при слабом здоровье, сильном нервном потрясении или возбуждении эфирная оболочка Ка может частично покинуть тело Сах. В результате этого человек впадает в полубессознательное состояние или транс.

Незадолго до смерти, когда энергетическому двойнику Ка становится неуютно в вещественном теле Сах, он может выйти из него. (В этом заключено удивительное явление привидения-двойника – многие видят своих двойников перед смертью.)

Еще про Тора:  Кукла мужчина своими руками – Народные куклы мальчики для мини музея «Русская изба» своими руками. – – Центр искусcтв и творчества Марьина Роща

     
После смерти человека его Ка может находиться в потустороннем мире, чтобы встретить там умершего, направляющегося к своему Ка. Они оба пребывают в мире ином, вместе с тем Ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего.

Боги также имели Ка. Бог Птах имел свое Ка в святилище Мемфиса. Бог Ра имел 14 Ка – по мужскому и женскому аспекту на индивидуально отраженную энергию каждого светила (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна).

Третья оболочка человека (др.-егип. Би, позд.-егип. Ба, Бэ) сущность человека, то, что называют “жизненной силой”, душа-проявление, оболочка подсознания, которую в современной литературе нередко именуют “астральным телом”.

Ба образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций. Ба с удивительной быстротой меняет свою форму под влиянием каждого воздействия ощущений, чувств, желаний и мыслей.

     
В Древнем царстве считалось, что Ба обладают только боги, цари и первосвященники, то есть великие посвященные.

     
Ба мыслилось как нечто отдельно существующее только после смерти великого посвященного. Ба изображалось в виде сокола с головой человека. Полагали также, что Ба – это энергия, которая оживляет изваяние или фетиш бога, или мумию (при этом Сах и Ба мыслились связанными тесными узами).

     
Когда сущность (Ба) отделяется от тела (Сах), последнее впадает в сонное оцепенение.

Посвященные египтяне могли по своему желанию совершать в виде Ба странствия в различные места и даже в мир иной.

Ба образуют мир иной душ и мир сновидений. Более того, именно Ба умершего обладало способностью переселяться в другие тела, переходить в другую вещественную сущность.

Боги тоже имели свои души Ба, нередко несколько. Бог Pa обладал семью Ба, астральными энергиями семи светил (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна). Кроме того, планета Марс считалась Ба Гора (Красный Гор), Юпитер – Ба Гора и Ба Сета, Сатурн – Ба быка Гора.

Неподвижные звезды и созвездия также рассматривались как Ба богов. К примеру, созвездие Ориона считалось Ба Осириса (особенно Пояс Ориона), созвездие Большого Пса (звезда Сириус) – Ба Исиды. 36 звездных деканов воплощали Ба определенных богов.

     
Иногда один бог считался Ба другого бога. В частности, Ра именуется в текстах Ба Нуна, Апис – Ба Птаха, Сокарис – Ба Осириса.

Четвертая оболочка человека (др.-егип. Иб, позд.-егип. Эб) душа-сердце, вместилище человеческого сознания (для сравнения более всего подходит современное понятие “ментальное тело”).

     
Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобразами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвященных, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб это бессмертная душа.

     
Средоточием человеческого сознания египетские посвященные считали сердце. Отсюда – единое именование для двух понятий: “ментальное тело” и “сердце”. После смерти человека Эб возвращается к своему всеобщему первоисточнику – Эб бога Осириса.

     
Эб рассматривалось как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на Загробном Суде Эб могло стать опасным свидетелем, дать богам неблагоприятные показания о земной жизни умершего. Ведь Эб фиксирует запись всех добрых и злых мыслей человека.

Пятая оболочка человека – также Эб, душа-причина или надсознание (ближайшее современное понятие: “причинное или кармическое тело”). Душа-причина бессмертна, передает информацию в следующие воплощения в виде неосознанных устремлений. Она ответственна за место и время рождения человека, все его врожденные телесные пороки и заболевания.

     
Именно душа-причина позволяет человеку родиться в определенной семье, роде, племени, народе, товариществе и государстве, с членами которых у нее были связи и в прежних воплощениях.

Шестая оболочка человека – также Эб, душа-смысл или самосознание; по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни.

     
Если душа Эб (сознание) загрязнена злыми мыслеобразами, то они препятствуют душе-смыслу (самосознанию) воспринять бесконечность сознания, как облака и мгла препятствуют Солнцу (Оку Уджат) воспринять поверхность Земли.

Седьмая оболочка человека – дух (Ах), часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает “светлый, просветленный, освещенный, блаженный”.

     
Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно все, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех ее видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ.

     
Ах – один на всех. Этот дух защищает от зла: злых мыслей, слов и деяний, перекрывая его источник плотными заслонами причинной оболочки.

     
Дух-Ax есть и у богов. Чаще всего упоминается Ах (дух-душа) Осириса, Гора, Ра, а также собирательная множественность духов-душ или душ-духов инобытия, которые гостеприимно или враждебно встречают различные виды душ умершего (его Ка, Ба, Ах).

Дух Ах изображался в виде хохлатого ибиса.

http://se.uploads.ru/xJaNE.jpg

После смерти человека все его оболочки (Ка, Ба, Эб, Ах) отделялись от тела (Сах) и покидали его на 70 дней. Пока на земле парасхиты и бальзамировщики превращали Сах в мумию, энергетические оболочки странствовали в воздушном надземном пространстве, поднимались в высшие сферы, достигали Луны, Планет и Солнца.

В этот промежуток душа Ка время от времени возвращается к своему телу и следит за правильностью выполнения всех обрядов родственниками и бальзамировщиками. В противном случае Ка умершего будет оскорблено и превратится в злого духа-двойника (привидение), который будет вечно преследовать свой род, насылая бедствия на головы потомков.

     
Душа-Ба после смерти покидала тело-Сох и, выпорхнув через рот, отлетала на Око Ра, то есть на Солнце, где и находилась все 70 дней, до дня похорон. В это время жрецами совершался обряд поисков Ока Уджат.

Возвращенные к своему Сах души Ка, Ба, Эб и Ах обеспечивали магическое Воскресение умершего. Воскрешению, “второму рождению” умершего, способствовали амулеты скарабея и Ока Уджат. Все богини, связанные с деторождением (Исида, Хатхор, Рененутет, БЭС, Таурт, Месхент и Хекет), принимали участие во втором рождении умершего.

     
Воскреснув, покойный приходил к Вратам Дома Осириса, Первым из западных (Хенте-Аменте), у которых он должен был назвать по имени и сказать заклинания стража, привратника и глашатая. Имена их соответственно были: “Тот, кто следит за огнем”, “Тот, кто склоняет лик к земле, имеющий многие лики” и “Подающий голос”.

     
Миновав эти Врата, усопший выходил на две извилистые тропы, разделенные Огненным озером с мысами и заливами, где его подстерегали чудовища, злые духи и прочие бедствия. Пройти по тропе мимо озера могли только посвященные, которые знали заклинания и имена всех опасностей. Непосвященные становились добычей злых духов и теряли свое Сах.

По пути умерший должен был перейти 14 холмов, символизирующих 14 душ-Ка бога Ра. Незнание имен и заклинаний какого-либо божества на любом из холмов приводило к утрате умершим его души-двойника (Ка). Это вновь вовлекало душу-Ка в круг земных воплощений.

     
Семь пристанищ-арит символизировали 7 душ-Ба бога Ра. В ариту мог войти только тот, кто знал имена стражей, привратников, глашатаев каждого из 7 пристанищ. Не помнящий имен и заклинаний мог потерять в одном из пристанищ свою душу-Ка, которая там и оставалась до следующего воплощения.

Так как у каждого пристанища было по три охранительных божества, то, соответственно, имелось по три пилона с воротами. Пройти 21 пилон мог лишь помнящий все имена и заклинания.

     
Только миновав все вышеперечисленные препятствия, энергетические оболочки Ка, Ба, Эб, Ах умершего достигали зала Загробного Суда Величественного Чертога Двух Истин. Вход в центральный неф этого Чертога также требовал знания имен стража, привратника, глашатая, заклинаний ворот, створок, косяков, засовов и даже пола.

Войдя в центральный неф Чертога, умерший представлялся богу Ра и присутствующим богам, которые вершили Загробный Суд.

http://se.uploads.ru/QLDpo.jpg

     
Среди богов непременно присутствовали боги Великого Сонма (Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Гор, Исида, Нефтида, Хатхор, Сет, бог божественной воли Ху и бог разума Сиа) и боги Малого Сонма (42 бога, по количеству областей-номов Египта). Умерший произносил оправдательную речь перед каждым из сонмов.

Еще про Тора:  Славянские обереги и их значение: описание старославянских амулетов и талисманов

     
Собрание богов включало Великую Гелиопольскую Эннеаду, то есть “девятку”, куда входили Ра-Атум и восемь богов, ведущих свое начало от Атума: Шу и Тефнут, Геб и Нут, Нефтида и Сет, Исида и Осирис; Мемфисскую Триаду: Птах, Сехмет и Нефертум; Великую Огдоаду, то есть “восьмерку” богов, которые олицетворяли стихии: мужские божества с головами лягушек и их женские пары с головами змей – Хух и Хаукет, Нун и Наунет, Амон и Амаунет, Кук и Каукет; Малую Эннеаду (42 бога).

     
Произнеся приветствие Ра и богам, умерший в своей “исповеди отрицания” отрекался от всех грехов. Он перечислял 42 греха и клятвенно заверял богов, что не совершал их и не виновен. Тем временем боги Тот и Анубис взвешивали душу-сознание (Эб) умершего на Весах Двух Истин. На одну чашу клали Эб, на другую – перо богини справедливости Маат. Если умерший лгал, отрицая свой грех, указатель весов отклонялся. Если же чаши Весов оставались в равновесии, умершего признавали “правогласным”.

     
После исповеди отрицания всех грехов умерший должен был обратиться к Малому Сонму богов, назвать по имени каждого из 42 богов и произнести “вторую оправдательную речь”.

Когда собеседование заканчивалось, вперед выступали дух-хранитель Шаи, богиня Месхент, богиня доброй судьбы Рененутет и душа-проявление умершего Ба. Они свидетельствовали о характере покойного, его добрых и злых мыслях, словах и делах.

     
Богини Нейт, Нефтида, Исида и Серкет-скорпион выступали с оправдательной речью в защиту покойного.

     
Приняв во внимание результаты взвешивания души-Эб Тотом и Анубисом, свидетельства души-Ка покойного, доводы обвинителей Месхент, Шаи, Рененутет и защитников Исиды, Нефтиды и Нейт, Великая Эннеада выносила вердикт.

     
Если приговор был обвинительным, то сердце умершего отдавалось на съедение ужасной богине Амме (“Пожирательнице”), чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила. Если приговор оказывался оправдательным, все оболочки умершего отправлялись в Святая Святых Храма Двух Истин, к престолу Осириса.

Умерший целовал порог, благословлял части двери и нефа Святыни, и представал перед Осирисом, восседавшим в окружении Исиды, Нефтиды, Маат, писаря Тота и четырех сыновей Гора в цветке лотоса.

Тот объявлял о прибытии умершего, очищенного от всяких грехов и причисленного к лику святых. Побеседовав с прибывшим милостиво, боги отправляли его в Обитель Вечного Блаженства (Поле Тростника, или Поле Удовлетворения) в сопровождении духа-хранителя Шаи. Путь в обитель блаженных духов (Ах) преграждали последние Врата, которые следовало назвать по имени и произнести заклинания бога-хранителя.

     
С точки зрения посвященного, суть этих иносказательных описаний состоит в следующем.

     
Преодоление Первых Врат Дома Осириса означает окончательную смерть, в то время как невозможность миновать их предполагает либо выход из клинической смерти, либо состояние оцепенения, комы или летаргического сна. Это преграда лишь для тела-Сах и души-Ка; остальные души легко преодолевают этот предел.

     
Первая череда испытаний (две Тропы у Огненного озера) имела своей целью либо вернуть душу-тело (Сах) умершего в круг земных воплощений, либо избавить его от них. Опасности и чудовища, овладевающие Сах, символизируют возвращение Сах в земной мир, то есть обретение нового тела. Успешное прохождение Троп избавляет Сах от нового воплощения в телесном облике.

     
Вторая череда испытаний (14 холмов и их божества) имеет целью определить дальнейшую судьбу оболочки Ка (души-индивидуальности). Неудача при прохождении этих испытаний ввергала душу Ка в новое воплощение на Земле в определенный месяц в виде мужского или женского существа. Успешное прохождение 14 холмов избавляло душу Ка от возвращения в земную юдоль.

     
Третья череда испытаний (7 арит и 21 пилон) имела целью решить участь души-проявления Ба. Если душам умершего не удалось войти в какое-то из пристанищ, то душа Ба оставалась в предыдущей арите. Она обрекалась на вселение в нечто вещественное на одном из семи священных светил (Солнце-Земле, Луне-Земле, Сатурне, Венере, Юпитере, Меркурии и Марсе). Успешное прохождение 7 арит освобождало душу-Ба от вселения в тела на планетах.

Четвертое испытание (Загробный Суд, взвешивание души-Эб, то есть сознания, самосознания и надсознания-причины) определяло участь трех энергетических оболочек, включая оболочку судьбы (того, что сегодня обозначают понятием “карма”).

     
Иносказательное пожирание души-сердца (Эб) чудовищем Аммой означает возвращение души Эб в круг переселения душ, скорее всего, соединение этой души с отставшими на прежних этапах испытаний душами Ба, Ка и Сах.

     
Успешный вход в Святая Святых Храма Двух Истин знаменует обожествление умершего, уподобление его духа (Ах) блаженным духам богов (те же Ах). Дух может остаться среди родственных ему духов Сонма Богов и стать соучастником их бытия.

     
Если же дух Ах преодолел Последние Врата на пути к Полю Удовлетворения, то он обретет вечное блаженство, не познает более мук переселения из тела в тело и избавляется от страданий воплощения.


Таким образом, при обращении с живым или мертвым человеком надо было принимать во внимание все семь его оболочек. Немалое внимание египетские посвященные уделяли и подлинному имени (Рен) и тени (Шуит) человека.

В Египте смерть была не концом жизни, а только ее началом. Египтяне верили, что тело – Сах – лишь одна частица нашей личности. А есть еще шесть, и они не умирали вместе с телом. Во-первых, это два Ка человека: точная копия тела и его тень. Копия умней своего хозяина и часто вела с ним беседы. Если человек беседовал сам с собой, то он говорил со своим Ка – “внутренним голосом”. Вторая часть Ка – черная тень – была злобной. Она оставалась сторожить мумию и гробницу. Третью часть называли Ба – это птица с женским лицом. Славяне звали ее Алконостом, Гамаюном или Сирином. Для Ба хранили мумию. Если Ба не вернется, то человек не оживет.

Похоже, египетские посвященные указали и точное место обитания блаженных душ – Солнце. “Мистический опыт” позволил им высказать эту дерзновенную истину, на что еще не скоро отважится европейская наука (если отважится вообще).

Возвращение энергетических оболочек человека, возникших в результате преломления и преобразования все того же солнечного излучения, к своему первоисточнику, пока не подлежит научному доказательству. Несмотря на то что уже почти столетие эмпирическая наука осознает явление энергии Солнца, преобразующейся на Земле в другие виды энергии, как основу существования и развития не только общей циркуляции атмосферы, водного режима суши и моря, но всей органической природы, экспериментальное изучение этого явления все еще топчется вокруг пресловутых “биополей” и не дерзает приблизиться к сокровенной тайне “духа”.

     
Такова древнеегипетская концепция посмертной участи душ, поражающая своей сложностью и детальной разработанностью. Ее создателями могли быть лишь великие посвященные.

Однако даже простой народ Древнего Египта, совершая отправление культа мертвых, не впадал в крайний примитивизм материалистов-египтологов. Строя погребальное “жилье”, принося продукты и напитки (либо их “магические” заместители), древний египтянин был далек от мысли, что мумия непосредственно будет потреблять их.

     
Заупокойная литература всех времен египетской истории, даже вполне “низовая”, говорит о том, что душа-двойник Ка умершего потребляет не сами заупокойные приношения, а насыщается их душами-двойниками. Ка умершего ест не хлеб, а Ка хлеба, пьет не пиво, а Ка пива. Душа-проявление Ба и душа-сердце Эб вообще удовлетворяются не заупокойными подношениями и дарами родственников, близких и друзей, а их благочестивой и нелицемерной памятью, заботой об умершем, их ритуальной чистотой и отсутствием злого умысла.

Александр Шапошников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector