Семинар-практикум с родителями: "Воспитание детей в семье казака, изготовление кукол" | Консультация (средняя группа) на тему: | Образовательная социальная сеть

: текстильные куклы в нашем кубанском уголке

Лариса Ез
Текстильные куклы в нашем кубанском уголке

(ручная работа)

В нашем новом детском саду появился маленький кубанский музей во главе казака Мартына. Его жена Клавдия была удостоена широкой кубанской грудью и шикарными,правда искусственными ресницами). Малыш их, а точнее люлька для младенца с балдохином, появилась в нашем уголке, примерно через девять месяцев после поселения самих казаков. Работа над куклами заняла у меня примерно два месяца и проходила довольно в терпеливом и воодушевлённом состоянии. Главной моей целью было, показать наглядно, современным деткам, быт и костюмы первых заселенцев Краснодарского края. Ребята нашей группы были просто в восторге от того, что такая красота появилась у нас. Разглядывая с большим интересом, они задавали всё больше и больше вопросов, тем самым активизируя исследовательско – познавательные процессы, а также получали информацию о малой родине. Родители детей были очень заинтересованны в обустройстве нашего уголка, и по этому привозили, всю уцелевшую кубанскую утварь со всех концов нашей Кубани-Матушки, Родины нашей. В целом,моя главная задача наглядно показать, как жили наши предки, во что одевались,какие отмечали праздники, традиции и обычаи, была полностью достигнута). В будущем планируется дополнить уголок старинной иконой и печью-мазанкой. но это позже). Так же знакомим с посудой и из чего она сделана, как накрывался стол в праздники и будни. Прошу вас оценить мою работу по достоинству. К критике отношусь вполне спокойно, а если получу профессиональный совет,то буду крайне признательна Вам)

Текстильные куклы в нашем кубанском уголкеСеминар-практикум с родителями: "Воспитание детей в семье казака, изготовление кукол" | Консультация (средняя группа) на тему:  | Образовательная социальная сетьСеминар-практикум с родителями: "Воспитание детей в семье казака, изготовление кукол" | Консультация (средняя группа) на тему:  | Образовательная социальная сетьСеминар-практикум с родителями: "Воспитание детей в семье казака, изготовление кукол" | Консультация (средняя группа) на тему:  | Образовательная социальная сетьСеминар-практикум с родителями: "Воспитание детей в семье казака, изготовление кукол" | Консультация (средняя группа) на тему:  | Образовательная социальная сеть

Публикации по теме:

Проект по приобщению детей к истокам культуры кубанских казаков «Кукла в кубанском костюме»
Проект по приобщению детей к истокам культуры кубанских казаков. подготовительная группа «Фантазёры» воспитатель: Л. Н. Макеева «Кто в куклы.

Проект «Кукла в кубанском костюме»
Проект по приобщению детей к истокам культуры кубанских казаков. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» – Народная мудрость Вид проекта:.

Конспект беседы «Куклы наших бабушек» с последующим изготовлением куклы
Цель: познакомить детей с русскими народными куклами, научить изготавливать детей куклу из ткани. Демонстрационный материал: куклы или картинки.

Конспект организованной образовательной деятельности «Растения в нашем уголке природы»
Организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности «Растения в нашем уголке природы» Программные.

Куклы своими руками для настольного театра сказки «Пых» и «Репка». Чулочные куклыКуклы своими руками для настольного театра сказки «Пых» и «Репка». Чулочные куклы
Для пробуждения у детей интереса к театрализованной игре, я сшила персонажей сказок «Репка» и «Пых». Дети с удовольствием играют чулочными.

Мастер-класс изготовления куклы «Первоклашка» по мотивам народной тряпичной куклыМастер-класс изготовления куклы «Первоклашка» по мотивам народной тряпичной куклы
Завтра девчонок и мальчишек, учеников и учениц вновь позовёт весёлый звонок за парты! Сегодня услышала, что уже третий год многие родители.

Мастер-класс шитые текстильные рыбки. Отличный материал для изучения цвета и размераМастер-класс шитые текстильные рыбки. Отличный материал для изучения цвета и размера
Для изготовления рыбок нам понадобится: лоскуты ткани любых расцветок (в моем варианте – белые, голубые, в горох и оттенки синего, синтепон,.

«На кубанском подворье». Познавательное развитие  (ФКЦМ, региональный компонент) (средняя группа)
Целевые ориентиры: ребенок имеет представление о домашних животных, знания об их назначении, и пользе для человека Приоритетная образовательная.

Развлечение для детей «Вечерок на кубанском хуторке»Развлечение для детей «Вечерок на кубанском хуторке»
Я предлагаю Вашему вниманию вот такое театрализованное музыкальное развлечение для детей. Задачи: -закрепить знания детей о творчестве,культуре.

Тряпичные народные куклы: традиции и современность. Мастер-класс старинной куклы «Кувадка»Тряпичные народные куклы: традиции и современность. Мастер-класс старинной куклы «Кувадка»
«Кто в куклы не играл – тот счастья не видал» В нашем ДОУ прошло очень интересное мероприятие для педагогов на тему: «Тряпичные народные.

Изготовление кубанской куклы – закрутки | конспекты занятий, оод | конкурсы для воспитателей / журнал «педагог доу»

Я приглашаю вас с родителями изготовить Кубанскую куклу-закрутку.

Ожидаемые ответы детей и родителей: «конечно, мы согласны», «с удовольствием», «нам это интересно»

– Берём лист бумаги формат А4 скручиваем в трубочку,  фиксируем ниткой и завязываем на узелок.

 – Взяли кусочек синтипона размером 3х3 см, скатали его в шарик, Этот шарик кладем на кусочек ткани белого цвета размером 20х20см.

Потом прикладываем на верхнюю часть трубочки, фиксируем ниткой и завязываем на узелок. Получилась голова. Оттягиваем противоположные углы белой ткани в стороны, фиксируем ниткой угол приблизительно на 1,5-2 см и завязываем на узелок нитку. Это получились «руки» куклы.

– Отложили то, что получилось в сторону.

– Берём любую цветную ткань размером 15х15 см, складываем попополам и стягиваем  нитку, проложенную внутри, на поясе. Это у нас получилась «юбка».

Еще про Тора:  Читать "Тайны славянских богов. Мир древних славян магические обряды и ритуалы. Славянская мифология христианские праздники и обряды" - Капица Федор Сергеевич - Страница 1 - ЛитМир

Можно одеть куколке на голову косынку.

–  Вот  и всё. Кубанская кукла-закрутка готова.

Мастер-класс по изготовлению казачьей шапки кубанки | консультация: | образовательная социальная сеть

Мастер-класс по изготовлению куклы би-ба-бо | материал по конструированию, ручному труду (старшая группа): | образовательная социальная сеть

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида №3» «Организация театрализованной деятельности» Мастер-класс по изготовлению куклы би-ба- бо Выполнила воспитатель Бугрова Н. В.

Слайд 2

Основные задачи организации театральной деятельности: Побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, поощрять участие детей в этом виде деятельности. Формировать умение и передавать мимикой , жестом, движения, основные эмоции.

Слайд 3

Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкий ребёнок станет более смелым и решительным, застенчивый – преодолеет неуверенность в себе. Все дети любят слушать сказки , но когда сказка оживает , когда герои начинают двигаться и разговаривать -для детей это настоящее чудо ! Театрализованная деятельность позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии

Слайд 4

Многие годы в нашей группе мы занимаемся с детьми театрализованной деятельностью и не перестаём удивляться, с каким интересом и удовольствием дети следят за яркими фигурками на ширме – это театр би-ба- бо . Такую куклу я предлагаю вам сделать своими руками.

Слайд 5

Вам потребуется : — бумага, карандаш и ножницы для выкройки; — флис для основы куклы; — контрастного цвета материал для аппликации (если ткань осыпается, можно укрепить её тонким флизелином или дублерином перед раскроем); — ножницы для ткани; — игла для ручного шитья и нитки в цвет основной ткани и в цвет материала для аппликации; — клеевой пистолет.

Слайд 6

Рисуем эскиз и строим выкройку. Сначала рисуем основу — симметричную «перчатку». Потом дублируем её, добавляем детали мордочки, лапок. Вырезаем из бумаги все детали выкройки.

Слайд 7

Выкраиваем 2 одинаковых детали «перчатки» из флиса , детали для аппликации (платок (2 шт.), фартук, нос, волосы) из контрастного материала. Деталям «перчатки» нужны припуски, деталям аппликации — нет.

Слайд 8

Детали «перчатки» складываем лицевыми сторонами внутрь и сшиваем по периметру. Выворачиваем. Можно пройтись несильно нагретым утюгом сквозь влажную ткань, расправляя швы и закрепляя припуски . На клеевой пистолет приклеиваем глазки

Слайд 9

Готово!

Семинар-практикум с родителями: "воспитание детей в семье казака, изготовление кукол" | консультация (средняя группа) на тему: | образовательная социальная сеть

Семинар-практикум с родителями: «Воспитание детей в семье казака, изготовление кукол»

Цель: Познакомить родителей   с укладом жизни казаков, расширять     представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Познакомить родителей  с народными куклами, бытовавшими в конце XIX  начале  XX веков на Дону, с историей возникновения куклы; многообразием материала, применяемого для изготовления кукол. Показать последовательность изготовления  Куклы-рванки и Пеленашки.  

Методические приёмы: рассказ воспитателя, показ способов действия, рассматривание и обследование образцов кукол, совместная работа.

Оборудование и материалы Иллюстрации костюмов казака и казачки;  сюжетные картинки с изображением казачьей семьи.

Лоскуты ткани; вата; нитки; выставка кукол-образцов из ткани; технологические карты Куклы-рванки и Пеленашки.

Ход семинара.

Воспитатель:

Ой, ты, Дон, ты наша Родина

Вековечный богатырь.

Дон, ты вольный и раздольный,

Разлился и вдаль, и вширь.

Про тебя, Дон, вспоминали

Наши деды и отцы.

Про твои станицы вольны,

                                         Про любимый край родной

– Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называют Малой Родиной. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Когда вы беседуете с детьми о семье, вы заучиваете пословицы и поговорки. И сейчас мы с вами поиграем в игру: «Узнай и назови пословицу по картинке»-показ картинок. 
1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»
2. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
3. «Когда в семье лад, не нужен и клад»
4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»

5. «Домой придешь- хлеб, соль найдешь»
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков. Следующая игра называется: «Путешествие в прошлое России» 
Ответы на вопросы из истории традиций и культуры России.

Еще про Тора:  Народная тряпичная кукла «Пасхальная голубка»

– Как называлось жилища казаков? (курень)

– Из чего строили куреня? (из камней, глины, камыша и соломы)

– Какое было главное занятие казаков? (военное дело, охрана границ земли русской)

– Чем занимались казаки, когда не воевали? (сеяли хлеб, разводили лошадей, коров, гусей, ловили рыбу)

Какое главное оружие донского казака (сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие) 

· В каком возрасте мальчика сажали на коня? (в 3 года)

· Какую работу по дому выполняла девочка казачка? (помогала матери убирать, готовить, нянчилась с младшими) .

Воспитатель: В казачьих семьях родители не  разводятся, не бросают  детей, родственники живут дружно и приходят  друг к другу на помощь.

Сейчас я вам расскажу о воспитание детей в семье казака.

Воспитание мальчика в семье казака.

 С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. Казак рождался воином, и  рождение мальчика было настоящей гордостью и радостью для казака, однако это означало, что буквально с раннего возраста малыш воспитывался не как обычный ребенок, а как воин. Игрушками ему служили, как правило, ружья и ножи, лук и стрелы, отец учил его стрелять с тех самых пор, как только ребенок мог удержать оружие в руках. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже вовсю разъезжал по степи в разновозрастной мальчишеской компании. А первыми словами малыша были не традиционные «мама» или «дай», а «нооо» и «пуу» – понукание коня двигаться и выстрел.

С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот (показ иллюстрации). Когда мальчику исполнялось 7 лет,  он собирал  свою постель и переходил из детской комнаты, в комнату своих братьев. Братья говорили ему: «Все! Учись служить. Чай ты не дитя, а полказака». 

Воспитание девочки в семье казака

Рождение девочки не праздновалось так широко, как мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку.

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

 Была и особая работа – нянчить младших! Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого.

Обычно в казачьей семье было 5-7 детей

Детей казаки воспитывали в трудолюбии, честном отношении к службе. Дети с 6-7 лет рано вставали, их приучали с раннего детства самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству, пришить пуговицу, поставить заплатку на одежду, забить молотком гвоздь, ухаживать за домашней птицей, полоть огород. Родители учили казачат добру, трудолюбию, послушанию. Девочек учили ведению домашнего хозяйства: шить, убирать дом, готовить еду.

Казаки были суровыми отцами: ласка, объятия и поцелуи в отношении детей были редкостью. Казаки даже детей своих никогда не брали на руки, хотя очень любили. При встрече после долгой разлуки, при прощании между собой казаки обнимались и прикладывались щеками.

Как и все дети девочки любили играть с куклами, но где их взять. Поэтому казачки делали кукол своими руками.  Кукла сопровождала людей практически в течении всей жизни. Для каждого события существовала своя или обрядовая кукла, или кукла-оберег.

Традиционно существовали народные куклы трёх видов:

— обереговая,

— обрядовая,

— игровая.

Отличительная особенность обереговой и обрядовой куклы – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось, как её отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это бы исказило душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась для обрядов. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов.

В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. С пяти лет дети начинали мастерить игрушки сами. Подражая взрослым, они учились владеть ножницами, швейной иголкой. Особенно популярной была тряпичная кукла. Первую куколку обычно для девочки делали взрослые – мама, бабушка.

Еще про Тора:  Значение драконов в китайской мифологии, внешний вид и традиции с ними связанные (3 фото видео)

По игрушке можно было судить о возрасте и мастерстве её хозяйки. Поэтому девочки, мамы и бабушки старались подобрать красивые лоскуты для одежды куколок. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. Тряпичные куклы, изготовленные из нового лоскутка, крёстные матери дарили на крестины, ко дню ангела – эти куклы скрепляли родовые узы. В семье, для своих детей, кукол «вертели» обычно из старого тряпья. И даже не по бедности. Считалось, что поношенная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала её ребёнку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землёй и вбирая, таким образом её силу, имели наибольшее сакральное значение. В старину лицо кукле не рисовали, так как считали, что она приобретёт душу и сможет навредить ребёнку. Такие куклы назывались безликими. Их делали из ткани, свернутой валиком, и поэтому называли закрутками. Первая кукла ребёнка, которую клали к нему в люльку  — была Пеленашка. Для неё обычно брали лоскуты старой заношенной одежды.

В древности куклы служили обрядовыми символами. Они участвовали в обрядовых заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. По этой причине тряпочки и нитки для изготовления кукол не резали ,а рвали.

Кукла Пеленашка

Технологическая карта №1

1Берём лоскут толстой ткани и скатываем трубочкой в руках; посередине заматываем ниткой, затем отступаем  от верха валика 4 см  и ещё раз перематываем нитками, обозначая голову.   Высота готовой трубочки должна быть около 10 см.

2. Складываем платок из квадратного лоскута размером 8 * 8 см и обтягиваем конец валика, концы платка расправляем и крест-накрест укладываем   на лицевой стороне куклы, затем закрепляем их узкой полосой тёмной ткани   и завязываем узлом на тыльной стороне.

3. Берём лоскут ткани, подкладываем его под куклу.

4. Пеленаем куклу, как младенца, затем готовую куклу перевязываем яркой тесьмой.

Кукла-рванка

Технологическая карта№2

1. Лоскут отбелённой хлопковой или льняной ткани сгибаем пополам, положив в центр «путанку» — моток из обрывков нитей.

2. Моток обтягиваем нитью и закрепляем – связываем двойным узлом.

3. Диагональ лоскута расправляем, на двух углах делаем подгиб ткани (1-1,5 см подворачиваем внутрь), отступаем 1см и делаем «манжеты» (ручки) скручиваем ниткой, закрепляем, концы связываем двойным узлом.

4. Лоскут обвиваем нитью посередине и стягиваем

5. Готовим два лоскута цветного ситца размером 10*10 см, складываем пополам и в каждый вкладываем небольшой моток путанки; обтягиваем вокруг и закрепляем ниткой; этой же нитью прикрепляем две «груди» к «рубашке».

6. Оставшимися концами нитей обматываем «рубашку» 2-3 раза под «грудью», а затем 3-4 раза крест-накрест между ними (получаем куклу, одетую в рубаху и яркий сарафан).

7. Поясом закрепляем передник куклы: берём лоскут 5*6 см, подгибаем на 1 см и в подгиб пропускаем пояс, обвиваем – скрепляем 2-3 витками, закрепляем двойным узлом сбоку.

8. Наряд куклы завершаем подвязыванием повойника и платка. Сначала складываем полоску ткани пополам и обтягиваем верхнюю часть головы куклы, концы закрепляем сзади. Платок повязываем так, чтобы был виден повойник, концы складываем крест-накрест под подбородком и скрепляем сзади двойным узлом.

Воспитатель: Хочется закончить нашу встречу такими словами

Я родом из Донского края

На свете нет прекрасней рая

Простор степей, простор песков

Великий и могучий Дон.

Любимый край степной…

 Любимый край Донкой

 и луг цветущий здесь весной…

 И степь Донская всегда со мной

 И вся вот эта красота …

 Казачья Родина моя !

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector