Информация
для учителя
I
Задачи обучения
1.
Рассказать детям о свитках Торы: как их пишут, как украшают, где как хранят.2. Объяснить ученикам, что Тора рассматривает еврейский народ как единую семью
– с ее особыми традициями и обычаями.3. Организовать активное участие детей в празднике Симхат Тора.
II.
Что такое Симхат Тора и как этот праздник связан с Суккот?
Суккот
длится семь дней, и сразу же после него наступает Шмин
ацеретн Симхат Тора Таким образом, все эти праздники мы празднуем
течение девяти дней. В эти дни соблюдаются обычные праздничны ритуалы
зажигание свечей, кидуш, молитвы
в синагоге и чтение определенных отрывков из Торы.
III.
Что мы празднуем в Симхат Тора?
Этот
праздник отмечается в день, когда прочитана заключительная часть Торы
из книги Второзаконие (Дварим), После этого начинается следующий
цикл чтения Торы – с книги Бытие (Берешит).
Весь свиток Торы – от начала до конца – прочитывается в синагоге
за год: каждую субботу читают недельную главу из Торы (парашат
а-шавуа).Празднование этого события – окончания чтения Торы – началось в Вавилонии, где
и родилась традиция годового чтения свитка Торы В Торе этот праздник не
упоминается.
IV.
Как отмечают праздник Симхат Тора?
Симхат
Тора начинается
вечером с зажигания свечей дома. После этого мы идем в синагогу. Во время
праздничной молитвы из арон а-кодеш
достают свиток Торы, и молящиеся семь раз обходят синагогу
со свитком.
Эта праздничная процессия – акафот
– сопровождается танцами и песнями; маленькие дети несут в
руках флажки с изображением свитков Торы или игрушечные свитки, которые
они сделали сами в детском саду.Симхат Тора – единственный день в году, когда Тору читают вечером, и эту честь предоставляют
наиболее уважаемым членам общины.
V.
Существуют ли особые традиции для детей, кроме участия в пении и танцах
во время процессии?
Когда
рождается мальчик, то на церемонии брит-мила
представители общины благословляют его и желают ему расти,
изучая Тору и чувствуя себя частью еврейского народа. В праздник Симхат
Тора существует прекрасный обычай вызывать утром к Торе всех
детей, не достигших возраста бар-мицва. Это называется на иврите коль а-неарим (все дети). Над головами детей
держат талит, и они вслед за одним из взрослых произносят благословения.
VI.
Над какими вопросами следует подумать, планируя занятия по этой теме?
*
Возможно, дети видят свиток Торы впервые в жизни. Поэтому очень важно,
чтобы они почувствовали значительность этого события.* Как помочь детям понять, что значит Тора для еврейского народа* Симхат Тора – веселый праздник.
Его нужно организовать так, чтобы дети эти почувствовали.* Все, что мы делаем в этот праздник, свидетельствует о нашем особенном отношении
к Торе (мы встаем, когда открывают арон а-кодеш, целуем свитки Торы; танцуем
со свитками).
VII
План изучения темы
1.
Посетите с детьми синагогу и покажите им свиток Торы.2. Если это невозможно, постарайтесь принести свиток Торы в школу.3. В крайнем случае принесите в школу книги, в которых есть иллюстрации с изображением
свитков Торы4.
Сделайте флажки к празднику Симхат Тора для акафот.6. Устройте празднование Симхат Тора и организуйте акафот
в классе Соберите детей в круг и станцуйте с ними.
Соберите
детей под талит, чтобы произнести
благословение “алия ле-Тора”.Затем прочтите первую недельную главу из книги Берешит. Угостите детей сладостями в честь
нового цикла чтения Торы.
VIII.
Словарь
Сефер
Тора – свиток Торы.Алия – возвышение, слово происходит
от глагола “лаалот” .
подниматься Употребляется, когда мы имеем в виду духовный подъем человека
– “подняться к Торе”, “подняться в Иерусалим”, “репатриироваться
в Израиль” (алия ле-Торз, алия
ле-Иерушалаим, али*, ле-Исраэль)Коль а-неарим – все дети Это особое
благословение детей, не достигших возраста бар-мицваАкафот – праздничные шествия со свитком Торы, сопровождаемое танцами и песнями,
восхваляющими мудрость Всевышнего и его ТорыСофер-сгам – переписчик Торы, тот, кто пишет свиток ТорыАрон а-кодеш – место в синагоге, где хранятся свитки ТорыЯд – буквально – рука, указка,
обычно с изображением руки, которой пользуются во время чтения ТорыКетер – декоративная корона для Торы
IX
Дома
В
Симхат Тора следует пригласить в синагогу учеников вместе с
родителями. Перед этим можно пригласить родителей в школу ипопросить кого-нибудь из них рассказать,
как они отмечали этот праздник в годы, когда преследовались люди, соблюдавшие
нашу традицию Если вы собираетесь организовать празднование Симхат Тора в школе обязательно пригласите
родителей, чтобы они приняли участие в этом праздникеВ Торе много внимания уделено подробному описанию наших праотцев Это говорит
о том, что родословная человека (кем были его деды прадеды) – очень важная
часть его биографии Симхат Тора – как
раз подходящее время для начала работы над генеалогическим древом семей
ваших учеников.
ОБРАЗЦЫ
УРОКОВ
На
первом уроке дети знакомятся с праздником Симхат
Тора, его традициями и обычаямиНа втором уроке они получают информацию о свитках Торы, кто их пишет, как они
оформлены, где хранятся.
Урок
1
СИМХАТ ТОРА
Цели
1 Продолжить составление праздничного календаря месяца Тишрей2. Показать детям свитки Торы и рассказать им, что в течение года в синагогечитают свиток Торы от начала до конца. 3.
Объяснить, что значит Тора в жизни еврейского народа и что символизирует
праздник Симхат Тора. 4. Организовать празднование Симхат Тора в классе – с акафот, сопровождаемыми танцами и пением,
пригласив на праздник детей, их родителей и родственников.
Подготовка к заданию 1Если возможно, организуйте посещение синагоги; если такой возможности нет, покажите
детям свитки Торы или фотографии (рисунки) с изображением свитков Торы.
Принесите на урок Пятикнижие (Хумаш).
Для проведения урока необходимо следующееталит (чтобы держать его над головами детей в классе во время алии
коль а-неарим) материалы для изготовления флажков и украшений
для свитков Торы.
Этапы урока
1. Попросите детей открыть страницу Симхат Тора в своих учебниках. На этой странице
они найдут миниатюрный календарь месяца тишрей, на котором этот день отмечен как праздник. Чтобы повторить
изученное в классе за последние недели, нарисуйте на доске чистую страницу
календаря и попросите детей отметить на ней даты, соответствующие праздникам,
которые они уже отпраздновали в этом месяце (Рош а-Шана, Йом кипур и Суккот).Предложите детям нарисовать соответствующие каждому из этих праздников символы.
Повторите песни, которые они выучили к праздникам. Сообщите детям, что
осенние праздники подходят к концу и завершаются особым праздником, называемым
Симхат Тора.2. Что такое Симхат Тора?Прочитайте диалог Милы и Лени.Симхат Тора – это Радость Торы.
Чтобы почувствовать эту радость, мы сначала должны понять,
что такое Тора и какова ее роль в жизни еврейского народа.Задайте детям вопрос: “Что такое Тора?” Прочитав диалог Милы и Лени,
дети смогут ответить на этот вопрос.Спросите детей: “Что вы знаете о Торе?”
Примеры правильных ответов В Торе нашла отражение история еврейского народа; Тора очень важна для еврейского
народа; Тора – Святая Книга; в Торе изложены основные законы жизни людей;
в Торе описывается происхождение еврейского народа и т.д.Если дети не смогут дать правильные ответы, еще раз покажите Хумаш
и свиток Торы, обратив особое внимание на самые важные сведения.
Потом задайте вопросы:- Кто дал нам Тору?- На каком языке она написана?- Как выглядит эта книга?- Маленькая она или большая?3. Покажите детям свитки Торы или рисунок с их изображением.
Попросите, чтобы
дети описали, что они видят. Почему свитки “одеты в необычную “одежду”?
Какие символы вышиты на чехлах? Есть ли на них серебряные украшения?Почему свитки Торы так украшены?Что можно узнать о Торе, глядя на свиток Торы?Выслушайте все ответы и запишите их на доске либо попросите учеников записать
наиболее интересные ответы.
Ваша задача – пробудить у детей живой интерес
к Торе.4. Попросите детей снять чехол со свитка Торы, чтобы они могли увидеть свиток.Используя указку (на иврите – яд), покажите детям текст Торы.
Объясните,
как пользуются указкой.Обратите внимание детей на то, что мы не прикасаемся к строчкам текста Торы,
а пользуемся особой указкой. В чем причина такого почтительного обращения
с Книгой книг?Объясните детям, что в свитках Торы написано, как мы стали еврейским народом.
В течение многих веков евреи изучают Тору, чтобы знать свою историю. Спросите
детей, есть ли у них в семье альбом с фотографиями бабушек, дедушек и
других родственников. Рассматривали ли они эти фотографии вместе с другими
членами семьи? Рассказывали ли родители об их далеких предках?Тора – это своего рода наш общий семейный альбом.
Только вместо фотографий она
содержит текст, рассказывающий историю нашей еврейской семьи с момента
сотворения мира. Весь наш народ – это однасемья. Очень важно, чтобы дети это поняли.Одна из особенностей Торы состоит в том, что она рассказывает, почему именно
еврейский народ избран Б-гом и какие задачи Он на него возложил.
После
получения этой информации дети могут начать разговор о Всевышнем. Дайте
им возможность задавать любые вопросы обсуждать их между собой. Вы можете,
умело направляя эту дискуссию конце объяснить, что в Торе описана история
взаимоотношений Б-га еврейского народа, и, когда они станут изучать Тору,
они лучше узнают поймут, что такое Всевышний.5.
Начните разворачивать свиток Торы и спросите детей, где начало свитка и где
конец. Дойдя до конца книги Дварим, спросите детей: ближе к началу или
к концу свитка находится этот раздел?Объясните детям, что мы приблизились к концу годового цикла чтения Торы.
Каждый
год, закончив чтение Торы, мы сразу начинаем читать ее сначала. Мы празднуем
это событие, и праздник этот называется Симхат Тора. Слово симха означает счастье и радость, а Симхат Тора – это радость Торы, радость,
которую мы испытываем при изучении этого Источника мудрости.6.
Задайте ученикам вопросы:* Если бы вы захотели организовать вечер Торы, как бы вы это сделали? * – Запишите
ответы детей. Предложите им представить себе, что они хотят отметить свой
день рождения. Спросите их:* Где бы они хотели устроить такой праздник?* Кого они хотели бы пригласить?* Когда они планируют его устроить?* Что они сделают, чтобы праздник получился веселым?Теперь расскажите детям о традициях праздника Симхат Тора (акафот вокруг синагоги, сопровождаемые
песнями и танцами; взрослые танцуют со свитком Торы, а дети – с флажками
и игрушечными свитками; угощения и сладости для детей).7.
Подготовьтесь к празднованию в классе Симхат Тора: сделайте флажки и игрушечные
свитки; приготовьте (с помощью родителей) торт “Симхат
Тора”; разучите танцы и песни к этому празднику.8. Празднование Симхат Тора в
классе:* проведите краткую беседу с родителями.
Используя наводящие вопросы, подведите
детей к объяснению смысла праздника и значения Торы в жизни еврейского
народа;* пригласите учеников принять участие в акафот в классе;* развернув талит, попросите родителей
произнести благословение коль а-неарим, когда все дети соберутся под
ним;* скажите благословение, которое произносят при чтении Торы в синагоге (алия
ла-Тора)* пусть дети повторят за вами заключительное благословение;* прочтите отрывок из последней недельной главы Торы – парашат
а-шавуа* в заключение праздника пригласите учеников к празднично накрытому столу с
легким угощением, после чего дети и родители вместе примут участие в акафот
с песнями и танцами.* Если среди родителей, дедушек или бабушек учеников вашего класса найдутся
люди, которые захотят поделиться своими воспоминаниями о праздновании
Симхат Тора, это было бы
очень интересно.