Символы времени

Время так быстротечно… символы времени и жизни в искусстве

Ванитас/ Vanitas — «суета, тщеславие» — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий …

Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas

«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!».

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений

COLLIER, Edwart Vanitas Still-Life 1705
 (700x545, 70Kb)

UTRECHT, Adriaen van Vanitas Still-Life with a Bouquet and a Skull 1642
 (700x546, 50Kb)

CLAESZ., Pieter Vanitas with Violin and Glass Ball 1628
 (698x413, 44Kb)

BAILLY, David Self-Portrait with Vanitas Symbols 1651
 (699x510, 55Kb)
Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.

RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon Vanitas

 (690x699, 195Kb)

VINNE, Vincent I Laurensz. van der Vanitas with a Royal Crown after 1649
 (589x698, 136Kb)

PEREDA, Antonio de Vanitas
 (699x568, 59Kb)
Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.

COLLIER, Edwart Vanitas Still-Life
 (700x672, 92Kb)
Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.

RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon Vanitas Still-Life

 (578x698, 43Kb)
Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености.

MIGNON, Abraham The Nature as a Symbol of Vanitas 1665-79
 (699x564, 49Kb)

STEENWIJCK, Harmen Vanitas Still-Life 1640
 (699x551, 36Kb)
Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.

ROESTRAETEN, Pieter Gerritsz van Vanitas Still-Life
 (574x699, 50Kb)
Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».

BRUYN, Barthel Vanitas Still-Life
 (580x699, 45Kb)

CLAESZ, Pieter Vanitas Still-Life 1630
 (700x508, 50Kb)
Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.

COLLIER, Edwart Self-Portrait with a Vanitas Still- Life 1684
 (700x669, 209Kb)

COLLIER, Edwart Vanitas Still-Life 1697
 (605x699, 137Kb)

BOEL, Pieter Large Vanitas Still-Life 1663
 (700x551, 201Kb)
Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.

Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в

 (699x596, 105Kb)
Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.

HALS, Frans Young Man with a Skull (Vanitas) 1626-28

 (700x671, 175Kb)
Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.

HEEM, Cornelis de Vanitas Still-Life with Musical Instruments after 1661

 (700x640, 93Kb)
Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.Песочные и механические часы — быстротечность времени.Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon Vanitas Still-Life
 (699x558, 72Kb)

RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon Vanitas Still-Life
 (700x666, 156Kb)
Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.Глобус, как земли, так и звездного неба.Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.

RIBERA, Jusepe de The Penitent Magdalen or Vanitas 1609-11
 (555x699, 29Kb)
Красные сургучные печати.Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.

TRECK, Jan Jansz. Vanitas Still-Life 1648
 (700x661, 99Kb)
Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.

Юриан ван Стрек, ок. 1670
 (581x686, 127Kb)

ROESTRAETEN, Pieter Gerritsz van Vanitas Still-Life
 (699x586, 54Kb)
Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают
Символы времениАРТ АРТель, Оригинал записи целиком в дневнике АРТ_АРТель

Дар богини сешат

«Рисуночное общение» не закончилось вместе с доисторическими временами – наоборот, это было только начало. Изобретя государство и общественный строй и ощутив потребность фиксировать свою речь на письме, человечество продолжило активно пользоваться рисунками, наделенными символическим смыслом, – а кое-где положило их в основу своих алфавитов.

Так, например, случилось в Древнем Египте.Египтяне именовали свою письменность почтительно – «слова бога» – и полагали, что получили ее в дар от богини Сешат – облаченной в шкуру леопарда покровительницы письменности. Иероглифы использовались не только в религиозных целях – они применялись и для записи решений правителей, и в корреспонденции купцов, и в самых обыкновенных письмах. Впрочем, со временем для «мирских» нужд создали более простую и гораздо менее монументальную иератическую азбуку.

Египетские иероглифы были в ходу более четырех с половиной тысячелетий. Последняя иероглифическая надпись датирована 394 годом н. э. – она сделана через три года после того, как византийский император Феодосий Великий, в ведении которого находились и египетские земли, повелел закрыть все языческие храмы в империи.

Египетские иероглифы – родные дети все той же пиктографики. Первыми появились обозначения вполне конкретных понятий: круг с точкой посередине символизировал солнце, несколько треугольников в ряд – горы. Иероглифами они стали, обретя более абстрактные значения.

Солнечный круг сделался символом дня (так как солнце светит только днем), а горы – символом расположенных за ними чужеземных стран. Постепенно сложилась огромная и довольно запутанная система, состоящая из идеограмм (иероглифов, обозначающих понятия) и фонограмм (значков для записи отдельных звуков), а также детерминативов – условных обозначений грамматических категорий, всего порядка 800 знаков, бытовавших во времена Древнего, Среднего и Нового царств.

Впрочем, и это далеко не предел. На закате египетской древней истории, в период греко-римского владычества, жители долины Нила использовали более 6000 иероглифов.Окружив свою систему письменности священным ореолом, египтяне ввели в заблуждение первых исследователей тайн египетских начертаний – древних греков.

Геродот, Страбон, Диодор и Гораполлон полагали, что за каждым из иероглифов скрывается сложное религиозно-философское понятие. Однако расшифровать их значения никому из них не удалось. Первые более или менее успешные попытки предприняли арабские историки IX-X веков.

Ближе всех к разгадке подобрался тогда Ибн Вахшия – благодаря тому что был знаком с языком коптов, потомков египтян. Окончательно стена непонимания между древними египтянами и учеными-египтологами была разрушена в XIX столетии. В 1799 году французский исследователь Франсуа Шампольон в ходе наполеоновской экспедиции в Египет обнаружил так называемый Розеттский камень – гранодиоритовую плиту с надписями на двух языках, древнеегипетском и греческом.

На сопоставление надписей ушло два десятилетия – и в 1822 году Шампольон в монументальном труде «Описание Египта» представил объяснение практически всех знаков египетского алфавита. Позже он попытался составить грамматику и словарь языка империи фараонов – впрочем, не добился особых успехов.

От петроглифов к смайликам

Так или иначе, все современные алфавиты и другие системы письменности восходят к рисуночному письму. Но если в начертаниях китайских иероглифов мы еще можем разглядеть изображения зданий, воинов и небесных тел, то угадать рисунки за тенями букв европейских азбук практически невозможно.

Однако и буквы, которыми написан этот текст, – далекие потомки древних рисунков. Вот только с уверенностью сказать, в каком колене и кому именно родственниками они приходятся, наука пока не может. Известно, что кириллица родилась из греческой азбуки, в основе которой лежит письмо древней Финикии, – а дальше следы теряются во мраке истории.

Предками финикийского алфавита объявляют то сирийскую псевдоиероглифическую письменность Библа, то критские иероглифы, а то и вовсе египетскую иероглифику. Возможно, разгадка когда-то будет найдена, однако сейчас это звучит чрезмерно оптимистично – слишком большое расстояние отделяет нас от авторов древних наскальных рисунков.

Сегодня на Земле существует единственный народ, до сих пор пользующийся пиктографической письменностью, – наси, живущий в китайской провинции Юньнань на самой границе с Тибетом.Сокровище народа наси – донгба, пиктографическая азбука, включающая от полутора до двух тысяч символов.

Донгба имеет «высокое» предназначение – с ее помощью жрецы записывали сакральные тексты. Людей, знающих донгбу, осталось всего несколько десятков – и все они весьма преклонного возраста, а значит, донгбе суждено исчезнуть на наших глазах. Более молодые наси предпочитают использовать насийскую слоговую письменность геба или адаптированную для нужд их родного языка латиницу – а то и вовсе учить китайский или английский, чтобы затем покинуть малую родину.

Впрочем, пиктографику рано отправлять на свалку истории. Человеческая культура склонна развиваться по спирали – и сейчас, когда последняя пиктографическая азбука готова покинуть реестр живых языков, общение при помощи рисунков переживает новое рождение.

Теперь пиктографика не атрибут древних культур – а достояние западной цифровой современности. И мы активно ею пользуемся.Когда всемирная паутина только начала опутывать земной шар, большинство предполагало, что интернету суждено стать не более чем эдакой глобальной библиотекой – хранилищем огромного количества разнообразной информации, которую каждый в мгновение ока сможет вывести на экран своего компьютера.

Причем информации в большей степени текстовой. Еще десять лет назад мало кто из обитателей (или, вернее сказать, гостей) веб-пространства мог позволить себе канал, способный «переваривать» большие потоки графики или тем более видео. Десять лет назад интернет в основном читали.

Теперь это в первую очередь пространство для общения.Критики-традиционалисты утверждают, что уход в интернет заставил людей меньше общаться «в реале». Их оппоненты возражают: благодаря всемирной сети стало возможно общаться с гораздо большим количеством людей, а само киберобщение пришло на смену другим дистанционным каналам коммуникации – письмам, телеграммам и телефонным разговорам.

Вероятнее всего, истина в этом споре, как обычно, лежит где-то посередине. Однако интернет действительно изменил человеческое общение, задав его новые рамки. Правило первое: «Краткость – сестра таланта»; оно же может быть сформулировано расхожим выражением, распространившимся в Рунете лет пять назад: «многабукаф, ниасилил».

Еще про Тора:  Амулеты со звездой: Эрцгамма, звезда Хаоса, звезда Давида и другие

Человек, подключенный к веб-каналу, сталкивается с лавиной самой разнообразной и не всегда структурированной информации. Он готов опустить руки перед этим нескончаемым потоком – и потому просит собеседников быть по возможности краткими. Закон языковой экономии, сформулированный лингвистами еще в прошлом столетии, в киберсреде работает с утроенной силой.

Однако даже упразднение большинства знаков препинания, многочисленные интернет-аббревиатуры и сокращения слов не всегда приводят к желаемому результату – поскольку талантом изъясняться кратко и емко отмечены далеко не все пользователи всемирной паутины.

И тут изможденное киберчеловечество вспомнило про картинки.Сегодня любая социальная сеть похожа на почтовое отделение в канун праздника: пользователи активно обмениваются картинками-открытками. Но если раньше изображение на лицевой стороне открытки являлось лишь красочным дополнением к словам, написанным на обороте, сегодня сама картинка становится высказыванием.

Адресат, получив ее, нажимает кнопку «Like» в знак одобрения – и отправляет картинку в ответ. Или делится полученным со своими виртуальными друзьями. Слова из этого процесса могут быть и вовсе исключены – с появлением «лайков» в социальных сетях, как утверждают аналитики, количество оставляемых текстовых комментариев сократилось в разы.

Для того чтобы отправить яркую картинку в качестве признания в любви, нужно совсем немного времени – стоит лишь найти подходящее изображение и послать его адресату. Чтобы написать впечатляющий текст на ту же тему, может потребоваться не один час.

Многие склонны считать такое общение лишь суррогатом, обменом готовыми матрицами. Однако это процесс, по всей видимости, неизбежный. Во всяком случае, потребность дополнить свое высказывание картинкой человечество ощутило еще в эпоху текстового интернета.

Эта потребность породила смайлики – псевдографику, которая имитирует мимику. Смайлики изготовлены по рецепту «каши из топора» – изображения лиц, символизирующие весь спектр человеческих эмоций, составлены из знаков препинания, букв и других символов, имеющихся на клавиатуре.

«Дедушкой» смайлика можно считать Владимира Набокова. В 1969 году в интервью газете «Нью-Йорк таймс» он заметил: «Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографский знак, обозначающий улыбку, – какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос».

Однако датой рождения смайлика все же признается 19 сентября 1982 года. В этот день американский программист Скотт Фалман отправил своему коллеге письмо, в котором и были впервые употреблены два самых распространенных смайлика. «Предлагаю использовать вот такую последовательность символов для обозначения шутливых сообщений: :-).

Лингвисты относят смайлики к паралингвистическим, невербальным средствам языка – таким, как темп речи, интонация, мимика или жесты. Собственно, смайлики и призваны заменить их в ситуации, когда собеседники не видят и не слышат друг друга.

Постепенно арсенал смайликов расширился. Кроме обозначающих собственно эмоции – от улыбки и смущения до раздражения, недоумения или гнева – сложились самые диковинные комбинации. Поцелуй, сердце, кошачья морда, цветок розы, конфета и даже Гомер Симпсон – все это можно «нарисовать» при помощи клавиатурных символов.

Примечательно, что, хотя в свое время у смайликов появилось подлинно графическое воплощение – так называемые «желтые колобки», – оно осталось в прошлом интернета. Клиенты социальных сетей продолжают пользоваться «классическими» символьными комбинациями.

Сегодня человечество пытается вернуться к истокам – к красочному фундаменту Вавилонской башни, на развалинах которой впоследствии выросло пышное древо живых и уже умерших языков. Быть может, это попытки сломать стену непонимания, окружающую современного человека?

Отражение пространства и времени в древних символах (на примере знака рюрика)

УДК 910:911, 930 ББК 63.4

Г.Н. Паранина

ОТРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В ДРЕВНИХ СИМВОЛАХ (НА ПРИМЕРЕ ЗНАКА РЮРИКА)

Знаки Рюриковичей могут быть расшифрованы как отражение времени и пространства. Подобно многим другим знакам и знаковым системам они генетически связаны с северным лабиринтом-гномоном и несут в себе его элементы. Особенности геометрии суммы дневных теней гномона отражают движение светила на небосводе и характеризуют специфику астрономических периодов от суточной до годовой размерности. Знаки ориентации в пространстве-времени используются в создании географического образа территории – его положения в системе навигации. В древних символах отражены основные законы природы – цикличность и отражение.

Ключевые слова:

Гномон, закон отражения, знаки Рюриковичей, календарные знания, лабиринт, природная основа знаков, солярные знаки, цикличность природных процессов.

Содержание знаков Рюриковичей имеет широкий спектр толкований. Исследователи видят в них воинскую эмблему (якорь, шлем, секиру или топор с двумя лезвиями, лук со стрелой); геральдико-нумизматические изображения (светильник, хоругви, церковный портал, птицу: норманнского ворона, голубя, сокола-рерика); государственную эмблему (трезубец, часть византийского скипетра, державу, скифский скипетр); монограмму (руническую или византийскую), геометрический орнамент (византийский, скандинавский, восточный, славянский), церковно-христианскую эмблему (христог-рамму), по непонятным причинам использованную до принятия христианства святославом. Знак связывают как с севером, так и с югом (Боспорское царство). В нем находят подтверждение противоречивые гипотезы происхождения династии (скандинавская, ободритская). Есть мнение, что он служил тамгой – символом княжеской собственнос-

ти и полномочий… Дискуссия развивается в сфере гуманитарного знания, в то время, как природной основе знаков, выражающих менталитет язычества, уделяется недостаточно внимания.

Нами показано происхождение знаков и знаковых систем от элементов лабиринта-гномона и геометрии теней, наблюдаемых в течение дня или года, и отражающих специфику выделяемых периодов [9]. Календарно-астрономическое содержание имеют и знаки рюрика, в которых есть сходство с лабиринтами. рассмотрим би-спиральное каменное сложение Тройе-борг (рис. 1А). Периоды года здесь выделены диаметрами кругов, фиксирующими изменения полуденной высоты солнца. Две спирали решают проблему одинаковой длины полуденной тени между днями солнцестояний (хотя 7 витков спиралей классического лабиринта достаточно, если 5 из них использовать дважды). Концы

А

Б

В

Рис. 1. А. Лабиринт Тройеборг в Швеции; Б) лабиринт на кносских монетах; В) тамга Рюрика на

монете князя Владимира [3].

ю о

ее ^

о с^ О

Рис. 2. Древнейшие знаки Рюриковичей: А – печать Изяслава Владимировича, Б – подвеска из Пскова [2, 15].

спиралей – обратные азимуты восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний: зимнего – в центре, летнего – на периферии. Вертикаль – географический меридиан, горизонталь – параллель, маркер равноденствий, граница теплой и холодной половин года, а в субарктическом и арктическом регионах – темной и светлой.

совокупность суточных теней ассоциируется с рогами быка или крыльями, по-разному ориентированными в течение года: в летнюю половину года рога направлены вниз, угол между ними – вверх (Д), зимой – наоборот (V). В дни равноденствий, когда солнце встает на востоке, а садится на западе, сумма теней за день ложится широтной полосой. По мнению Р.В. Паранина, технологию календарных наблюдений передает библейская мудрость «время разбрасывать камни, и время собирать камни…». Материалом из каменных куч, расположенных, как правило, рядом с лабиринтами, отмечалось ежедневное перемещение положения обратных или прямых азимутов восходов и заходов, фиксировалась длина полуденной тени. После летнего солнцестояния, камни, выложенные в первую половину года, один за другим возвращались назад. На монетах и печатях (рис. 1Б, В, рис. 2) каменный круг отмечался «ожерельем жемчуга», а в мифологии породил представление о множестве глаз солнца, которые можно считать (о синонимами астрономического визира. ™ Среди знаков Рюриковичей откровенностью прорисовки элементов ориен-ш тирования выделяется печать Изяслава (5 Владимировича (рис. 2, А). Вертикальный

предмет с перекрестьем – гномон, от него диагонально отходят тени восходов и заходов Солнца в дни астрономических кульминаций: вверх – зимнего солнцестояния, вниз – летнего. Перевернутая Па в качестве двузубца заключает всю совокупность годовых позиций, а вместе с гномоном образует трезубец. Южное направление, с которого начинается годовой цикл календарных наблюдений, указано стрелкой, под которой изображен типичный астрономический визир – понижение в рельефе, в котором солнце появляется из-за горизонта. Точки по краю демонстрируют деление круга на отрезки – дни. Деление всего круга на градусы можно наблюдать на широте 66°33г, где тень предмета на восходе/заходе за полгода проходит 180°, а повороты в дни солнцестояний занимают по 2-3 дня. В иерархии представленных здесь миров гномону принадлежит верхний, по центру его подставка – омфал или трон, где солнце садится и встает, ниже – открывающийся бутон, глаз (в лабиринте эта часть южного сектора называется входом).

Надпись печати разбивается на три части: RAN TAL OS. Началом следует считать верхние три буквы, две из которых сливаются с тенью гномона утром первого дня нового года (в некоторых формах тамги особая роль этого направления отмечается крестом, ключом, изломом). Прочтение в целом отражает цикличность – движение вокруг оси. Однако верхнее сочетание букв разбивается крестообразным гномоном на RA и N, которые обозначают главные составляющие наблюдения движения: Солнце и Гномон. Заметим, что первая буква в

названии этого инструмента – приобретение позднее, еще в средневековых описаниях лабиринтов над точкой, традиционно отмеченной в центре, можно встретить пояснение на латыни – «номон опустить здесь», где первое слово не переводится, что указывает на его именное значение. С учетом детализации получается «Солнце гномон круг ось», где эквивалентные по смыслу пары расположены диагонально.

В ранних знаках (рюрик, Игорь, Святослав) и по линии Ярополка зубец-гномон отсутствует, что создает фигуру двузубца, которая, по общему мнению, использована в оформлении кремлевских стен. По другой линии, начиная с Владимира, третий зубец является обязательным элементом, различаясь по характеру навершия. В 1606-1612 гг. вертикальная ось с шишкой между орлиных голов появляется в государственных гербах как образ трезубца, символизирующего не только принадлежность власти, но древность календарной традиции региона. Двуглавый орел, полученный в наследство от Византии и несущий в парных симметричных элементах ту же календарную символику (головы и лапы фиксируют крайние положения Солнца, крылья – линию равноденствий), очевидно, моложе, что отражается в натурализме изображения.

Анализ изображения на псковской подвеске Х в. (рис. 2Б), где двузубец дополнен ключом, развивает предложенное нами понимание знаков рюриковичей, т.к. гномон является одновременно ключевой и сакральной деталью инструмента ориентирования. Кроме того, на рисунке четко показан узловой момент, соединяющий зубцы-овалы. В петле, огибающей горизонталь, можно видеть обобщенный образ ночного погружения в подземный мир. Генетическая связь изображений рис. 2 позволяет отождествлять этот момент с зимним коловоротом, а зубцы – с годовыми циклами визирования восходов и заходов Солнца. При обратном визировании (по тени предмета) область, относящаяся к восходам, располагается на западе (в левой половине изображения), туда и указывает ключ, который при соотнесении с понятием Солнца является принадлежностью его дома – Севера. Петлеобразная форма ключа указывает на циклический характер работы, а размеры всех циклических элементов символа воплощают представление о масштабе ритмов: максимальные – годовые, минимальный -суточный, коловорот – до 2 суток. На выделение зимнего солнцестояния указывают

визирные направления срезов на зубцах и европейская календарная традиция.

Исследования показали, что гномон широко представлен в символике власти и мудрости всех времен и народов. В форме жезла, скипетра, кадуцея, копья он часто встречается в изображениях с палеолита до наших дней. В мифологических сюжетах победа (например, над змеем) подразумевает разгадку тайны и установление иерархии, основанной на признании превосходства, а знаки могущества, как правило, не связаны с оружием. Чаще других встречается посох: Новгородский, на бос-порских монетах, у Зевса, возможно, посохи египетских богов, вавилонских царей и др. более древние. Возможно, многочисленные примеры присутствия деревянных тростей на современных гербах Карелии также восходят к достижениям астрономо-геодезической культуры каменного века. Так, на гербе города Костомукши изображен древний тотемный знак карел – рудо-искательская лоза в руках первопроходца (рис. 3). Призванный отразить древние традиции, герб включает элементы ориентирования: основные направления географического пространства – знак в виде четырехугольника вверху, основные вехи времени – диагональные пересечения рук и ветвей. Знаки вертикального движения Солнца, созданные чередованием светлых восходящих и темных нисходящих стрелок по верхнему краю, могут отражать суточный ритм; излом голой ветви вниз, уравновешенный восходящей стрелкой живого листа, входящего третьим элементом в центральную, самую светлую фигуру герба – трезубец, – соответствует началу годового цикла. Золотые крест и ладони -символы трех положений Солнца.

Еще про Тора:  Врата в колодец Тора (история и легенды, фото)

Рис. 3. Герб Костомукши [14].

А Б

Рис. 4. А – наскальные изображения Беломорья (Старая Залавруга), Б – египетский Анкх [1].

Параллели с наследием солярных культов различных регионов Земли прослеживаются в выборе преобладающего цвета (зеленый – цвет жизни и Осириса), изображении живого листа на сухой ветке – символа возрождения (кадуцей), композиции рисунка, построенного на пересекающихся треугольниках. Косой крест (Х), соответствующий солнцестояниям, используется как символ годового цикла (возрождения, плодородия), а прямой крест отражает пространство. В наиболее лаконичной форме основные ориентиры пространства и времени представляет Андреевский флаг, в восьми направлениях которого воплощено их единство – основа навигации.

Связь древних культур доказывает присутствие знака, похожего на египетский «анкх», в петроглифах Белого моря, датируемых III-II тысячелетиями до н.э. (рис. 4). Беломорский вариант отличается утолщенным вертикальным лучом и похож на восьмерку. На организующее значение фигуры человека в сюжете петроглифа указывали многие исследователи, но непонятный предмет в руке и присутствие змеи, символизирующей знание, соотносились с трактовкой петроглифа как группы сцен магической охоты [1; 11; 12; 13], в которой Ю.А. Савватеев увидел годовую последовательность хозяйственных действий. Календарный смысл «непонятного знака» объясняет такая структура северного лабиринта, где над буквой Т выделяется круг, соответствующий полярному дню. Следовательно, симметрично расположенная темная часть обозначает поляр-

ную ночь и зиму, а горизонтальная линия между ними, как и в других календарях-лабиринтах, – граница двух основных сезонов, линия равноденствий. Осенний сезон в сюжете петроглифа уже обоснован исследователями на фенологической основе. Добавим к этому, что на день равноденствия указывают южное направление знака движения, образованного цепочками оленей и кораблей, область контакта жреца со знаком и опущенное положение рук, выражающее нисходящее движение, осень. Беломорский знак рисует образ черного солнца и раскрывает его загадку как понятия, обозначающего феномен полярной ночи – когда на небе видна Луна, отражающая свет Солнца, скрытого от глаз.

Древнейшие версии анкха в Египте имеют форму восьмерки с петлями в перпендикулярных плоскостях. Солярный культ Древнего Египта представляет широкое поле для сопоставлений. Внимания заслуживает знак петли, поворота. В Египте «все то, что солнце огибает» обозначалось иероглифом шеен-кольцо (рис. 5А, в когтях сокола). Графически он представляется как веревка со скрещенными концами, образующими прямую касательную к кольцу, что символизирует вечность и безграничность. Соседство ключа-анкха, указывает на посещение Солнцем своего дома, а полуденное мощное светило размещено над головой богини. Символика основных положений Солнца применялась позже на греческих вазах в сочетании с изображением лабриса – топора Зевса (рис. 5Б). Очевидно, двурогий и двусторонний топор отражает всю совокупность

Рис. 5. А – солнечный сокол (Богиня Нехбет), Б – лабрисы на античной вазе [15].

годовых теней – календарь, а длина древка согласуется с величиной тени при разных положениях Солнца. Характер насечек на древке отражает принципы периодизации времени с помощью гномона, который поднимается над лабрисами на одну высоту. Отметим сходство топора с Т-образным основанием анкха.

Образ птицы – весьма популярное символическое порождение гномона. Имя «со-кол» отражает движение вокруг оси, приуроченность кругу наблюдений и вертикальному предмету, который служит хищникам часто посещаемым в течение дня наблюдательным пунктом. Известным аналогом этого распространенного в Европе символа является солнечный соколого-ловый бог Египта Гор (Хор), сын Осириса и Изиды, олицетворяющих соответственно солнце и знание. Считается, что Осирис есть заходящее Солнце, поглощаемое мраком по имени Сет. Исида-Луна вбирает в себя и хранит лучи Солнца, а Гор – восходящее Солнце – мстит за отца, рассеивая темноту. В знаменитом египетском треугольнике со сторонами 3х4х5 Гор и понятие времени отождествлялись с гипотенузой, которая связывает вертикальную ось и тень (родителей), являясь частью солнечного луча. Изменения его положения, фиксированные тенью оси-гномона, создают рисунок крыльев. Соколиный облик имеют так же солнечная богиня Нехбет и часто сама Изида.

Нельзя не заметить, что головной убор богини похож на трезубец (рис. 6). Ступенчатая пирамида в центре – трон Изиды, –

символ совершенного знания. Перья птицы под ним могут обозначать совокупность теней. Примечательна история создания из слюны Ра (яичный белок?) и пыли (глина?) змеи (лабиринт?), с помощью которой Изида получила от бога Солнца ра сокровенное знание, очевидно, идущее глубже, чем деление дня на утро, полдень и вечер, а года – на весну, лето и зиму, принятые в Древнем Египте. Возможно, это солнечные часы и календарь, а известное участие бога ночи Тота в его уточнении – добавление к солнечным мерам времени циклов ночных светил.

Рис. 6. Изида [5].

В описании культа Изиды есть и другие аргументы в пользу гномона, как основного инструмента, например, золотой жезл, связанный с рождением Гора. Известно, что фаллические символы были наиболее чтимы в таинствах этого культа, но не следует забывать слова Плутарха, что все элементы египетской религии следует понимать аллегорически. У Диодора Сицилийского рассказ об этом культе следует за изложением космогонических идей.

На постаменте статуи Изиды в городе Саис высечены слова: «Я – все, что было, что есть и что будет…». Похоже на Движение и Время – его отражение, что объясняет симметричность имен в этом солярном культе. Имена богини: Изида, Исида, Ай-сис, Асет, Сотис, Исис (ISIS), Ist, что переводится как «древняя» или «истина». Симметричны слова (г)номон, (О)сирис, Изи(с), а также имена супругов Осирис – Исис. Определенная симметрия выявляется элементами сюжета, работающими как бы в противофазе. Так, глаза Гора, могут символизировать прямые визиры восходов и заходов Солнца. На это указывает, в частности то, что один из них потерян в борьбе с темными силами, и именно он, проглоченный правителем нижнего мира Осирисом, помогает ему возродиться к новой жизни. Антагонистами являются Изи-да и Сет, также создающие равновесие. Сет с вытянутым туловищем и головой осла (длинные уши = рога/крылья) делит и разбрасывает тело Осириса – Изида собирает. Изида оставляет статуи мужа в номах т.е. разделяет свет по направлениям, Сет обходит их. Возможно, имя богини обозначает «равенство», глубинный смысл открывается лишь на основе изучения геометрии теней. Так, математическое моделирование солярной графики привело древних математиков к фундаментальным обобщениям, до сих пор не утратившим научного значения.

Анализ показывает, что знание основных законов природы – причина сходства их символического выражения в солярных знаках. Это относится к обозначению крайних положений Солнца 1 – I – OS и 2 -S – TAL, а так же эквивалентных понятий, связанных с инструментами наблюдения тени: копье – I и веревка – S. Сюда можно добавить и трактовку знака Поднепровья (VI в.) как Тропы или Времен Трояна из «Слова о полку Игореве», отражающих трёхчастное строение мира – Явь, Навь и Правь, которая находит подтверждение в наблюдении света: его появление и исчезно-

вение создают мировой порядок, естественную основу прогнозов и правил. Сегодня бинарная система кодирования и передачи информации широко применяется, а физики шутят, что «1» – ничто, «2» – все, в 3-х они неразрывны и неслиянны. Очевидно, эта истина всегда была доступна пониманию.

Сравнительным анализом выявляются параллели на уровне лингвистического и мифологического аспектов моделирования природы. Например, тождественность корневой основы в словах IST и «истина». Если содержание истины в солярных культах – цикличность и отражение, то «ис туна» – это Повторение Пути Солнца от момента его рождения, где «ту(н)» означает «нет», «тьму», мир «по ту сторону» и в этом значении входит в состав слов «в туне», «туннель», «тундра». Объяснить чередование и—у, занимающих в фонетической модели Г. Вирта экстремальные позиции (и – вверху годового цикла, у – внизу), можно по принципу «противоположности сходятся». Следует отметить, что модель хорошо объясняет указанные позиции, взятые по отдельности, в частности огласовку первой буквы праалфавита «I», вошедшей в языки мира со словами, обозначающими «начало»: «ирис» (Рай), «исток». Применение «S» для заходящего Солнца согласуется с образом змеи, символизирующей цикличность: в лабиринте, кадуцее и др. Древность использования корня IS(T) на Севере Европы находит подтверждение в языках, где это глагол в значении «быть» – основа устойчивых лингвистических конструкций. В русском язуке ему соответствует редко употребляемое «есть» (устаревшее «еси»).

Черты сходства символических систем разных регионов побуждают к выводам генеалогического характера, в то время как генетические связи могут быть нелинейными, восходящими к одному источнику. Кроме того, любая хронологическая последовательность страдает неполнотой данных. В любом случае, факты древности традиции наблюдения времени с помощью гномона в северных лабиринтах и возраст наскальных изображений календарей, исключают возможность объяснения заимствованием. Народы таежной зоны, в совершенстве владевшие обработкой дерева, речной и морской навигацией, за один сезон могли по рекам и морям пройти путь от полярного круга до тропика. Встречное движение встречало объективные трудности: выбор речной магистрали, волока на водоразделе, движение в условиях белых

ночей, когда ориентиры звездного неба недоступны для наблюдения. Недаром Пифею, прошедшему этот путь (возможно благодаря источникам информации, связанным с культом Аполлона, к которому, судя по имени, он имел отношение), не поверили современники.

Понимание знака Рюрика как образа пространства обеспечивает анализ абстрактных, обобщенных его форм в сравнении с похожими орнаментами разного времени. На древних рязанских монетах находят изображение тамги ромбической структуры, получившей трактовку «засеянное поле». Однако этот знак, похожий на квадратную или ромбическую оконную раму, часто встречается в древних петроглифах неземледельческих районов Северной Норвегии и Сибири. Есть свидетельства его использования для ориентирования по Солнцу в Казахстане [6]. Л.С. Марсадолов рассматривает подобный знак в святилище Акбаур Южной Сибири (I тыс. до н.э.) в контексте возможностей ориентирования [4]. Исследователи подчеркивают связь его средневекового варианта – «татарской тамги» со скандинавским стилем Урнес и отмечают, что в древнерусском искусстве «плетенки» применялись задолго до появления Золотой Орды и часто встречаются в удаленных от нее районах.

По нашему мнению, основной мотив тамги древнерусских монет и росписи Кремлевских соборов (рис. 7) представляет собой орнаментальную прорисовку солярных знаков, отражающих порядок времени и организацию пространства, и может быть представлен как совокупность знаков движения (объемные сердцевидные стрелы), пересекающихся в вертикальной и горизонтальной плоскостях. На рис. 7-2 и 7-4 они образуют косой крест, варианты 1, 3 и 5 (рис. 7) показывают их схождение в центре, – точке установки гномона, так-

Еще про Тора:  Главная - Детский мир Беерот Ицхак

же можно видеть само Солнце (3) или его поворот (1) на момент начала нового годового цикла. По такому же принципу может быть расшифрован известный буддийский знак вечности.

Астрономическая первооснова знаков не мешала их последующему географическому применению, следовательно, в направлении стрелок может быть закодировано пересечение широтных и меридиональных трансконтинентальных путей Русской равнины. Астрономические и географические аспекты на значительной территории могли соотноситься как инвариант и вариации, а отраженные в знаках элементы движения – характеризовать роль территории в пространственной над-системе.

Большое количество материала работает на идею единого геокультурного пространства, в котором узловыми точками были надежные элементы системы пространственно-временной навигации (астрономические обсерватории, визиры), объединенные в единый каркас линейными элементами (водные пути, волоки). Топонимы объектов регионального масштаба отражали положение в этой системе, а направления движения закреплялись в названии путей. Древние топонимы/гидронимы указывали основные пространственные ориентиры – стороны света, поэтому содержат в основном солярные корни, первичное значение которых уже утрачено. Недавние названия более подробны и понятны: «Из Варяг и Греки», «Великий Восточный путь» и др.

Можно предположить, что изобразительные средства, появившиеся в лабиринте-гномоне, стали основой докартогра-фических образов пространства в эпоху, когда знаковой была не граница территорий (она еще не оформилась и не была закреплена), а форма навигационного кар-

Рис. 7. Тамги древнерусских монет (1, 2) и элементы росписи колонн Успенского собора Кремля (3—5) [7].

1

2

3

4

5

АБ Рис. 8. Образы пространства: А – карта типа Т-О; Б – тамга [10; 2].

каса. На это указывает сходство карт типа Т-О, известных с VIII в., и структуры бис-пирального лабиринта (рис. 1А, 8А). Схема древних путей, соединяющих Белое море, Ладогу и Балтику, имеет форму т-образного перекрестка с двумя зубцами. С востока – Онега, Онда, Туломярви, Тулокса и др. С запада р. Вуокса, Финский и Ботнический заливы. От о. Валаам – южное направление движения по озеру и реке Волхов. Эти векторы географического пространства отражены в виде обращенной к югу волны (рис. 8Б).

Очевидная роль Северного Прила-дожья в этом знаке не обозначена, но картографические и геральдические источники от средних веков и до наших дней выявляют ключевое значение названной территории. Именно в этом месте на картах обозначено название земли, простирающейся в широтном направлении от моря до моря – Карела; изображение скрещенных клинков, сохранившееся на старых гербах Карелии свидетельствует, что здесь решался вопрос доминирования в регионе, и ею владел сильнейший. Помимо контроля перекрестка трансконтинентальных путей, важным преимуществом этой территории можно считать рудные богатства и красоту природы. Если ее имя выводить из корня кар – «камень», то следует признать, что скалистое Северное Прила-дожье по энергии рельефа не имеет аналогов во всей фенноскандии. руды металлов добывались и обрабатывались с энеолита до начала ХХ в. разработка строительного

материала высочайшего качества активно велась до и после основания северной столицы россии – Санкт-Петербурга.

Мегалиты сакрального центра Вотто-ваара показывают, что занимались здесь не только ремеслом, войной и торговлей. Древнейшие знания, отражающие культуру каменного века и эпохи раннего металла, до сих пор хранит народ, не забывший традиций под напором христианства. Это отразили поговорки, приписывающие местному населению колдовство, с чем можно согласиться, если понимать кол как гномон, круг и Солнце. Многочисленные и самые крупные озера Европы, навыки ремесел и навигации… Будет ли эта земля приглашать на княжение из-за моря? В какой-то мере ответ на этот вопрос дает недавняя история отношений со шведами.

Эта территория может претендовать на право считаться одной из древних загадочных Туле/Фуле, последняя из которых лежит на северном пределе суши. Водный путь на север здесь имеет две ветви: через Балтику и через Белое море, которое славится солярными культовыми комплексами Соловецких островов и Кузовов. Недавняя находка экспедиции секции научного туризма РГО под руководством С.В. Голу-бева – каменный трон на о. Олешине – еще одно доказательство связи древних культур. Трон указывает южное направление в мегалитическом комплексе острова. Знаки, выбитые на нем, подтверждают это визирное значение. Трон на средневековом новгородском гербе, на наш взгляд, отра-

жает традицию причастности к древней мировой системе ориентиров и геокультурному пространству, крайние точки которого уже названы. На тесные контакты частей света указывал В.И. Паранин [8].

Попытка выделения родины культа может опираться на информационный анализ природных процессов и их знаковых вариаций в разновозрастных пластах материальной и духовной культур. На родине следы древних культур сохраняются, прежде всего, в народной массе. На чуждой почве знание носит закрытый, элитный характер и постепенно деградирует без интеллектуального, духовного и природного источников, обеспечивающих информационную проточность, т.к. «закрытая» система склонна к вырождению.

Вероятно, наиболее точные копии окружающей реальности дают органы чувств и инструменты, чувствительные к

изменению ее параметров. Сохранению и передаче этой информации способствуют адекватная система знаков, обобщающая образы, отражающие природный процесс. Упрощение образа в знаке на этом этапе – кодирование, сворачивание информации без потери содержания. Следующий этап – моделирование на основе образов и знаков, – производит модели II и III порядка, т.е. модели моделей. Современные семиотические системы, впитавшие в себя достижения языческой культуры, по своей сути относятся именно к этому типу. К сожалению, по мере удаления от природной основы теряется не только рациональное качество, но и нравственная составляющая, которая изначально соответствовала наиболее целесообразному типу социо-природных и социальных отношений. Язычество в этом контексте предстает как модификация понятия «начало».

Список литературы:

1. урина Н.Н. Мир глазами древнего художника Карелии. – Л.: Наука, 1967. – 120 с.

2. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. Изд. 2-е доп. – М.: Высшая школа, 1974. – 264 с.

3. Керн Г. Лабиринты мира. – СПб.: Азбука-Классика, 2007. – 430 с.

4. Марсадолов Л.С. Астрономический аспект грота Акбаур на Западном Алтае // Астрономия древних обществ. Материалы симпозиума. – М., 2000. – С. 228-234.

5. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. – 173 с.

6. Мошанова А.Ж. Солнечные часы в Казахстане // Солнечные часы и календарные системы народов СССР. Серия «Проблемы исследования вселенной». Вып. 10. – Л., 1985. – С. 103-113.

7. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Империя. Русь, Турция, Китай, Египет. Новая математическая хронология древности. – М.: Факториал, 1996. – 752 с.

8. Паранин В.И. История варваров. – СПб, 1998. – 184 с.

9. Паранина Г.Н., Паранин Р.В. Северные лабиринты как астрономические инструменты в соотношении с образцами мифологии и символами культуры // Общество. Среда. Развитие. – 2009, № 4. – С. 120214.

10.Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов: Исследования средневековой науки и традиции в Зап. Европе. – М.: Наука, 1988. – 477 с.

11. Залавруга. Археологические памятники низовья реки Выг. Ч. 1. Петроглифы. – Л.: Наука, 1970. – 443 с/

12.Савватеев Ю.А. Вечные письмена (наскальные изображения Карелии). – Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2007. – 458 с.

13.Савватеев Ю.А. Наскальные изображения Фенноскандии (охотничьи традиции). Автореф. на соиск. уч. степ. д. историч. наук. – М., 1985. – 36 с.

14. Хенинен А. История города Сортавала. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://henmen.net/russian. htm

15.Чернов А.Ю. В Старой Ладоге найден герб Рюрика? – Интернет-ресурс. Режим доступа: www.chernov-trezin.narod.ru.

1 Эта буква (мог быть и £ – знак суммы) согласуется с солярным корнем пе (в словах Петр – камень и Пейве – бог света).

Пентаграмма

Древний символ гармонии и женского начала.

В одной из самых популярных книг 21 века «Код Да Винчи» писатель и культуролог Ден Браун устами антагониста профессора Лэнгдона повествует истинное значение пентаграммы или пентакла — пиктограммы в виде пятиконечной звезды, в которой каждая линия равна по своей длине всем остальным.

Этот символ является одним из самых могущественных образов, который на протяжении тысячелетий во многих культурах считался божественным либо магическим. Если нарисовать пентаграмму и провести в ней все диагонали, то они автоматически делятся на сегменты, соответствующие знаменитой «божественной пропорции».

Именно по этой причине пятиконечная звезда всегда была символом красоты и совершенства и ассоциировалась с Венерой, богиней красоты, а также со священным женским началом. Ввиду патриархальности большинства религий мира о связи пентаграммы с Венерой и женским началом попросту стали забывать.

Пентаграмме очень не повезло из-за секты садистов в 1980-е гг.

В связи с тем, что в 80-90-е года 20 века по всему мира прокатилась волна шокирующих ритуальных убийств, совершенных в рамках секты, именовавшей себя сатанистами, где перевернутый пентакл использовался в качестве основной символики, люди начали бояться этого знака, ассоциируя его не с чем иным, как с сатанистами и зверскими убийствами.

Знак гармонии человека и стихий.

Пентаграмма является древнеславянским универсальным оберегом. Кулон в виде пентакла восточно-славянские знахари по сей день рекомендуют носить где-нибудь на себе (под одеждой в качестве кулона или в кармане) в качестве универсальной защиты от сглаза и порчи.

Свастика

Самый пострадавший мирный символ.

Древний международный символ солнца, который встречался по всей территории Евразии и являлся универсальным оберегом и знаком солнца, был навсегда втоптан в грязь фашистами первой половины 20 века и их лидером Адольфом Гитлером. Во имя этого знака были убиты миллионы людей. Едва ли знаку солнца удастся реабилитироваться в ближайшие 100-200 лет.

Именно он навсегда вселил ненависть к почитаемому в Древней Руси символу солнца.

В вымышленной вселенной книг о Гарри Поттере английской писательницы Джоан Роулинг есть такой персонаж, как злой маг Грин-де-Вальд, который желает поработить весь мир и убить большое количество не угодных ему социальных групп (в особенности немагов).

Являющийся Дамблдору в мечтаниях Грин-де-Вальд в исполнении Джонни Деппа.

Часослов 1801 года

Богослужение в христианстве также состоит из определенных частей, которые зависят от времени. Подробно вся процедура регламентирована в специальной книге – «Часослове». В ней изложены рекомендации о том, какие тексты следует читать в зависимости от времени суток.

Образ времени проявляется даже в том, что одну из разновидностей православной церкви называют «часовней». Это строение не имеет традиционного алтаря, но у него есть все остальные атрибуты обычной церкви.

В христианской культуре, которая не связана напрямую с религией, также используются образы времени. Например, очень часто в изобразительном искусстве Средних веков появлялся образ скелета, который незримо сопровождает людей в минуты наслаждения жизнью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector