Скандинавские боги | Риордан Вики | Fandom

Loka táttur[]

Лока Таттур или Локка Таттур (сказка, или þattr Локи) – фарерская баллада (Corpus Carminum Færoensium 13D), которая является редким примером появления скандинавских богов в фольклоре.

В балладе фермер проигрывает пари с великаном, которого в некоторых стихах зовут Скримир, который требует в уплату его сына. Фермер спрашивает сначала Одина, затем Ханираи, наконец, Локи , могут ли они помочь ему. У Одина за ночь вырастает поле зерна, и он прячет мальчика, как одно зерно на топоре посреди поля.

https://www.youtube.com/watch?v=eWaXnAMiy9g

Мальчик боится, потому что рука великана касается определенного зерна, но Один зовет его к себе и возвращает родителям, говоря им, что он выполнил задание. Ханир заставляет семь лебедей пролететь над проливом; мальчик-перо в середине головы лебедя. Но великан хватает одного лебедя и отрывает его голову от туловища, и мальчик боится, потому что именно это перо торчит изо рта великана.

Ханир зовет его к себе и возвращает, и его работа окончена. Локи велит фермеру построить лодочный сарай с широким отверстием и прикрепить к нему железный кол. Затем он идет на пляж, где стоит на якоре лодка, гребет в море, забрасывает на дно утяжеленный крючок и ловит камбала.

Он хочет, чтобы мальчик был зернышком в середине икры рыбы. Великан ждет Локи на пляже, спрашивая его, где он был всю ночь. Он говорит ему, что мало отдыхал, все время греб по морю, и они вместе отправляются на рыбалку. Великан забрасывает удочку и ловит трех камбал; третья черная, и Локи просит его отдать ему эту рыбу.

Великан отказывается и начинает считать икру, думая найти мальчика в одном зерне. Мальчик боится, потому что конкретное зерно выжимается из руки великана. Локи подзывает его к себе и говорит, чтобы он сидел позади него и не позволял гиганту видеть его, а когда они доберутся до берега, спрыгнуть на пляж так легко, чтобы он не оставил следов на песке.

Когда великан вытаскивает лодку на сушу, мальчик выпрыгивает и стоит перед ним; великан преследует его, но погружается в песок по колено. Мальчик бежит так быстро, как только может, в лодочный сарай своего отца; великан, преследуемый по горячим следам, быстро вонзается в отверстие; железный кол входит ему в голову.

Lyngbye предшествовал Локе Таттур со Скримслой (Corpus Carminum Færoensium 90C), которая, по-видимому, рассказывает более раннюю часть истории. Он называет монстра “скримсли” и указывает, что ставка была сделана на шахматную партию.

Skáldskaparmál[]

Skáldskaparmál (древнеисландский “язык поэзии”) является третьим разделом Эдды и состоит из диалога между Эгиром, етунном, который является одним из различных олицетворений моря, и Браги, скальдическим богом, в котором переплетаются как скандинавская мифология, так и рассуждения о природе поэзии.

Приводится происхождение ряда кеннингов, и затем Браги представляет систематизированный список кеннингов для различных людей, мест и вещей. Затем Браги переходит к более подробному обсуждению поэтического языка, в частности, хэйти, понятие поэтических слов, которые не являются перифрастическими, например “конь” для “лошади”, и снова систематизирует их. Этот раздел содержит многочисленные цитаты из скальдической поэзии.

Асгард – мир скандинавских богов

Главное семейство богов скандинавской мифологии – асы. Они живут в особом мире – Асгарде – и воздвигли там для себя много прекрасных чертогов. Дворец главного скандинавского бога Одина, Валаскъяльв, украшен серебром и стоит в нем престол Хлидскъяльв, с которого видны все миры.

Битвы и войны[]

  1. Рагнарёк
  2. Войны асов и ванов
    1. Война асов и ваниров
  3. Война с Ётунами

Бог бальдр

Сын Одина от Фригг, Бальдр, живет в чертоге Брейдаблик, в котором нет места никакому злу. Как ни почитают асы Одина и Тора, но даже о них отзываются порой не очень лестно, вспоминая их слабости и недобрые дела. Лишь о Бальдре в Асгарде говорят только хорошее.

В скандинавских мифах бог Бальдр прекрасен лицом и телом и так светел, что его словно окружает сияние. Бальдр – самый добрый, самый мягкий, самый честный и справедливый среди асов. Но ему на роду написано, что все его справедливые и мудрые решения не исполнятся.

Бальдра любят не только асы, но и ваны, альвы, люди. И даже великаны не желают ему зла. А люди назвали «Ресницами Бальдра» нежный цветок с белоснежными лепестками, растущий в Мидгарде. Бог Бальдр женат на прекрасной и доброй Наине, родившей ему сына Форсети. Когда Форсети вырос, он стал самым мудрым судьей из всех живших в этом мире.

Бог Бальдр почитался не только в Скандинавии, но у всех древнегерманских племён.

Бог локи

Имена: скандинавское — Локи (Loki) , германское — Логе (Loge)

  • Главная стихия: бушующее пламя
  • Цвет: красный
  • Тотемные животные: лосось, тюлень, лиса
  • Цели воззвания: обман, разрушение
  • Руны для работы: Дагаз

Локи — один из самых загадочных персонажей скандинавской мифологии. По-видимому, это очень древний бог, возникший задолго до асов и ванов. Не исключено, что ещё в каменном веке ему поклонялись как богу огня. В таком случае этот изначальный, милостивый Локи должен принадлежать к классу великанов.

Свидетельства этого сохранились в скандинавских мифах, где родителями Локи называются великаны Лаувейя и Форбаути. Позднее Локи приобрёл ряд негативных черт; та же участь постигла и большинство великанов — представителей старшего поколения северных богов.

По-видимому, Локи связан с двумя другими стихийными божествами: Кари (воздушным великаном) и Хлером. Хлер соотносится с водой, так как его отождествляют с Эгиром — великаном, повелевающим морской стихией и женатым на морской великанше Ран. Все эти персонажи относятся к древнейшему слою северной традиции.

Последующие поколения северных народов наделили Локи жестокостью и коварством. Действительно, Локи — трикстер и катализатор перемен, но его отрицательные свойства я считаю христианским наслоением. Превратив Бальдра в некий северный эквивалент «Иисуса скорбящего» и обременив Одина атрибутами Яхве, христиане сочли, что им необходим ещё и «дьявол». И на эту роль был избран злокозненный Локи.

Внимательно изучая мифы, можно обнаружить в характере Локи и ряд положительных черт. К примеру, его похождения в Свартальвхейме, откуда Локи вернулся с чудесными дарами — молотом для Тора, копьём для Одина и волшебным кораблём для Фрейра, — достойны всяческих похвал, ибо он не присвоил все эти магические предметы себе, а раздал их асам.

Таким образом, Локи не привязывается ни к каким ценностям. Он — катализатор, вызывающий перемены, но не подверженный их воздействию. И всё же практику обращения к Локи я не поощряю — несмотря на то, что схожие предостережения, относящиеся к Одину, лично меня никогда не останавливали.

Локи — отец трёх чудовищ: Фенрира, Ёрмунганд и Хель (Хель — это, по-видимому, искажённый вариант Хольды) . С другой стороны, он же рождает Слейпнира — чудесного жеребца Одина. Слейпнир — единственный на свете конь, способный путешествовать между всеми девятью мирами.

Между прочим, Слейпнира Локи рождает, приняв облик кобылы, то есть приходится ему не отцом, а матерью. Чудовищные же его дети появились на свет от союза с великаншей Ангрбодой, в котором Локи выступал в мужской роли. Таким образом, Локи — оборотень, способный принимать обличье животных и менять пол.

В более поздней, негативной своей ипостаси Локи подстраивает убийство Бальдра, и этот поступок кладёт начало цепи событий, ведущих к Рагнарёк. Не исключено, опять же, что мрачная скандинавская версия мифа о Рагнарёк, завершающаяся тотальным уничтожением мира, сложилась сравнительно поздно, а в первоначальном варианте этого мифа боги побеждали и сковывали великанов.

Стихия Локи — бушующий, неукротимый огонь. Его цвет — ярко-красный. В современных понятиях Локи можно назвать олицетворением ядерной энергии. В психологическом плане Локи — это импульсивный, разрушительный, незрелый аспект человеческой природы. В мифах говорится, что некогда Локи и Один заключили между собой клятву побратимства, так что Локи можно определить и как «теневую сторону» Одина. Оба эти бога считаются коварными и непредсказуемыми.

Бог ньёрд

Имя: Ньёрд (Niord)

  • Главная стихия: вода
  • Цвета: синий, голубой, серый, зелёный
  • Магическое орудие: топор
  • Цели воззвания: процветание
  • Руны для работы: Феху, Лагуз

Ньёрд, как и Фрейр, соотносится с западом. Его стихия — вода, ибо Ньёрд — бог моря. Цвета его — цвета морских вод. Ньёрд ассоциируется с Нертус, которая считается его женой или сестрой. Ньёрд — один из ванов, отец Фрейра и Фрейи. Он помогает рыбакам, которые обращаются к нему с мольбами о богатом улове.

Более того, Ньёрд — покровитель всех богатств. Его эзотерический титул — «безупречный правитель людей». Одна из его функций — примирять людей между собой. Тем не менее, когда ваны одержали верх в войне против асов, именно Ньёрд первым вонзил свой боевой топор во врата Асгарда.

Бог один

Имена: скандинавское — Один (Odin) , английское — Воден (Woden) , голландское — Водан (Wodan) , германское — Вотан (Wotan)

  • Главная стихия: воздух
  • Дополнительная стихия: вода
  • Цвета: сине-фиолетовый, тёмно-синий, вайда
  • Числа: девять, три
  • Тотемные животные: конь, ворон, волк, орёл, змея
  • Личные печати: валькнут, тридискил (tridiskil)
  • Ипостаси: Один, Вили и Ве; воин, шаман, странник
  • Магические орудия: копьё, посох, кольцо
  • Цели воззвания: мудрость, оккультные знания, оккультная власть, невидимость, война, врачевание
  • Руны для работы: Ансуз, Гебо, Вуньо, Эйваз, Отила, Дагаз

Обычно для воззвания к Одину следует обратиться лицом на север, хотя в отдельных операциях Один сопоставляется с иными сторонами света.

По своему происхождению Один — на удивление скромное божество. В самой древней форме он фигурирует в верованиях материковых германцев как яростный грозовой великан по имени Воде, собирающий души умерших. Его очень боялись, но культ его не был широко распространён.

В этой своей древнейшей ипостаси Один дошёл до нас как легендарный предводитель Дикой охоты. Как бог мёртвых он позднее стал ассоциироваться с магией, тайнами, колдовством и рунами. По всей очевидности, он вытеснил Тюра и занял его место в качестве Небесного Отца, переняв при этом некоторые его атрибуты.

Первоначально Тюр был богом войны, а Водан — покровителем тех областей, которые мы сейчас называем «оккультными». Один по-прежнему ассоциировался с мёртвыми даже в позднюю эпоху викингов. Классический его облик (по крайней мере, у меня на родине, в Голландии) — мудрый старик, архетипический маг наподобие толкиеновского Гэндальфа.

С войнами и битвами он стал соотноситься лишь позднее. Это следует понимать, как отражение перемен в общественном укладе северных народов. Конунги и ярлы стали почитать Одина как своего покровителя, хотя изначально он был народным божеством. В голландской провинции Гронинген вплоть до девятнадцатого века было принято оставлять после жатвы на поле соломенного человечка — в честь «старика», как по-свойски называли Водана.

В центре скандинавской картины мира находится Мидгард - срединный мир

Бог тор

Имена: скандинавское — Тор (Thor) , английское — Тунор (Thunor) , голландское — Донар (Donar) , германское — Доннер (Donner).

  • Главная стихия: огонь
  • Дополнительная стихия: земля
  • Цвет: красный
  • Число: четыре
  • Тотемные животные: козёл, бык
  • Личные печати: свастика, солнечное колесо, щитовой узел
  • Магические орудия: молот, пояс, рукавицы, колесница, перуны, клятвенное кольцо
  • Цели воззвания: защита плодородия земли, хорошая погода, сила
  • Руны для работы: Уруз, Турисаз, Райдо, Совуло

Взывая к Тору, следует обратиться лицом на юг. Тора часто призывают в свидетели клятвы. Его супруги — Ярнсакса и Сив.

На первый взгляд может показаться, что Тор соответствует Марсу или, как утверждает Алистер Кроули в «Книге 777», Аресу и Гадесу. Однако предложенное Кроули соотнесение с Гадесом нельзя не признать ошибочным: если в скандинавской мифологии и найдутся аналоги этого божества, то таковыми будут Один и Хель, дочь Локи.

Другое соотнесение — с Аресом или Марсом, — кажется вполне очевидным, так как всем три эти бога связаны со стихией огня. И всё же между Тором, с одной стороны, и Аресом — с другой наблюдаются весьма важные различия, сбрасывать которые со счетов мы не имеем права.

Главное из них состоит в том, что безусловно связанную с Аресом планету Марс невозможно поставить в соответствие Тору, так как Тор — сын богини земли Ёрд и именуется «Сыном земли». Поэтому Тор тесно связан с ростом растений и особо покровительствует всем земледельцам. В сущности, Тора следует признать богом плодородия. Молот Тора символизирует мужскую силу и плодовитость.

Еще про Тора:  Тату славянские обереги - значение для мужчин и женщин, фото | КРИМИНАЛЬНЫЕ АВТОРИТЕТЫ ВОРЫ В ЗАКОНЕ |

Другое отличие Тора от Ареса заключается в том, что Арес — агрессивный бог, архетип воина, а Тор при всей своей силе и воинской доблести — не агрессор, а защитник Асгарда и Мидгарда. Тор — миролюбивый по натуре, дружелюбный и добродушный персонаж. Он даёт волю гневу лишь тогда, когда находящимся под его опекой угрожает опасность. Он — друг и защитник людей.

Тора часто представляют простоватым и недалёким. Но это — поверхностное суждение. Если рассматривать этого персонажа с позиций современного оккультизма, то в одном из мифов о Торе мы обнаружим глубокую тайну. Я имею в виду широко известный миф о том, как Тор лишился своего молота, составляющий часть эддической «Песни о Трюме».

Пробудившись однажды, Тор увидел, что молот его исчез. Укравший его великан Трюм пообещал вернуть молот только при условии, что ему отдадут в жёны Фрейю. Хеймдалль придумал хитроумный план: он посоветовал Тору переодеться в платье Фрейи и скрыть лицо и бороду под свадебным покрывалом. Тор последовал совету и, явившись в сопровождении Локи в Страну великанов, убил Трюма и вернул себе молот.

В чём смысл этого мифа? Тор — самый мужественный и героический из богов. Это типичный боец, в отличие от полководца-Тюра и политика-Одина. Кроме того, Тор — покровитель плодородия и плодовитости, что сближает его с Фрейром. Молот Тора символизирует его мужественность.

Этот-то атрибут и похищает великан Трюм. Кроме того, руна Турисаз тесно связана с великанами. В сущности, великана Трюма можно интерпретировать как «тень» Тора. Для Тора единственный способ вернуть молот — переодеться женщиной, и не просто женщиной, а самой богиней любви Фрейей.

Бог тюр

Имена: скандинавское — Тюр (Tyr) , английское — Тиу (Tiw) , голландское — Зио (Zio) , германское — Зиу (Ziu) .

  • Главная стихия: огонь
  • Дополнительная стихия: воздух
  • Цвета: пурпурный, тёмно-красный
  • Числа: единица
  • Личные печати: руна Тейваз
  • Магические орудия: щит, шлем, меч
  • Цели воззвания: правосудие, битва, скрепление клятв
  • Руны для работы: Тейваз, Райдо, Дагаз, Совуло, Манназ

Образ Тюра зародился ещё на заре индоевропейской истории. Древнейшее имя, под которым он был известен в общегерманский период, — Тейваз (Teiwaz) — сохранилось в футарке как название связанной с ним руны. Известны ещё два имени богов, восходящие к тому же протогерманскому периоду:

Воданаз (Wodanaz) и Турисаз (Thurisaz) . Все эти имена оканчиваются на –az. Можно предположить, что суффикс –az — это ранняя форма более позднего ass или, в англосаксонском варианте, oss. Слово ass означает «бог, божество». Попробуем соотнести эти данные с другими божественными именами.

Во-первых, рассмотрим имя «Воданаз». Wuot, его древнейшая форма, означает «ярость» или «буря». Таким образом, Wodenaz — это «яростный бог бури». Thurs означает «великан» (это значение сохранилось и в современном исландском языке). Так как – az означает «бог», то имя Thurisaz следует перевести как «бог-великан», что весьма точно описывает личность Тора.

Бог улль

Имена: скандинавское — Улль (Uller) , английское — Вульдер (Wulder) .

  • Главная стихия: снег.
  • Ипостаси: северное сияние
  • Магические орудия: лук, «славные ветви» (wuldortanas) , клятвенное кольцо
  • Цели воззвания: охота, клятвы, поединки
  • Руны для работы: Эйваз, Вуньо

Бог фрейр

Имена: скандинавское — Фрейр (Frey) , английское — Фреа (Frea) , германское — Фрох (Froh) , датское — Фроди (Frodi) , шведское — Фрикко (Fricco).

  • Главная стихия: земля
  • Дополнительные стихии: вода, воздух
  • Цвет: красновато-коричневый
  • Тотемные животные: медведь, конь, пчела
  • Ипостаси: «рогатый бог»
  • Магические орудия: меч, оленьи рога, корабль Скидбладнир
  • Цели воззвания: мир и благоденствие, изобилие, снятие оков
  • Руны для работы: Феху, Йера, Эваз, Ингуз, Ансуз

Фрейр — правитель Альвхейма, мира светлых альвов, ведающих ростом растений. Фрейр — северный аналог «рогатого бога», покровителя плодородия; главная его отличительная черта — большой эрегированный фаллос. К нему обращаются с мольбами о мире и благоденствии.

Сторона света Фрейра — запад. Ансуз причислена к рунам Фрейра по той причине, что одно из её традиционных предназначений — снятие оков, а к Фрейру взывают с той же целью. Обращаясь к Фрейру, поворачиваются лицом на запад и, как правило, одновременно взывают к его сестре-близнецу Фрейе.

Фрейр — бог летнего солнца и самый благородный из богов. Его меч — магический пылающий меч, сражающийся по собственной воле, — единственная в мире защита от огненного великана Сурта, черноликого родича Локи, который в конце времён придёт с юга и вступит в борьбу с богами на стороне разрушительных сил.

Однако Фрейр отдаёт свой меч отцу Герд в качестве выкупа за невесту, а отец Герд вручает его Сурту. Этим мечом Сурт и уничтожит девять миров в день Рагнарёк. Меч, который Фрейр отдаёт врагу, может символизировать плодородие. В последней битве Фрейр выходит на бой с Суртом, вооружившись оленьими рогами. Из всех скандинавских богов именно Фрейр стоит ближе всех к Пану и Цернунну, которых почитают в викканской традиции.

Бог хеймдалль

Имена: Хеймдалль (Heimdal) , а также Риг (Rig) в одной из песней «Старшей эдды»

  • Главная стихия: вода
  • Дополнительная стихия: огонь
  • Цвет: ярко-белый
  • Тотемные животные: баран, тюлень
  • Магическое орудие: рог
  • Цели воззвания: защита, обучение
  • Руны для работы: Кеназ, Манназ, Дагаз

С моей точки зрения, Хеймдалль принадлежит к классу ванов, так как он связан с Фрейей и, следовательно, с Ньёрдом. Его титул — «сияющий ас». Магическое орудие Хеймдалля — рог Гьяллархорн. Протрубив в этот рог, Хеймдалль возвестит о начале Рагнарёк и призовёт асов и эйнхериев на битву.

Хеймдалль славится острым слухом: он слышит, как растёт трава и овечья шерсть. Согласно мифам, рог Хеймдалля спрятан под корнями ясеня Иггдрасиль. Но не исключено, что в действительности здесь идёт речь не о роге, а о слухе, что хорошо согласовалось бы с образами двух других богов, приносящих себя в жертву, — Одина и Тюра.

Можно предположить, что Хеймдалль тоже совершил акт самопожертвования, стоивший ему уха, — подобно тому, как Один пожертвовал глазом, а Тюр — рукой. Миф, повествующий об этом, утрачен, но, вероятно, в нём объяснялось, каким путём Хеймдалль обрёл свой тончайший слух (ведь и Один, пожертвовав одним глазом, стал всевидящим) .

Хеймдалль — посредник между Асгардом и Мидгардом. К нему можно взывать о защите и о помощи в изучении рун. Хеймдалль — страж радужного моста. В данном контексте — для обретения знаний — взывать к Хеймдаллю следует с помощью руны Кеназ. Кроме того, Хеймдалль как «сияющий ас» помогает пролить свет на любую тайну — к примеру, прояснить чьи-либо скрытые побуждения.

Взывать к Хеймдаллю как учителю можно и с помощью руны Манназ, так как именно Хеймдалль обучает рунам людей. Дагаз же способствует «путешествиям» в Асгард и вообще облегчает перемещение между мирами. Будучи солярным божеством, Хеймдалль ассоциируется с зарёй нового дня, а потому взывать к нему следует обратившись лицом на восток.

Богини

  • Фригг – верховная богиня, супруга Одина, покровительница семьи, любви, провидица, защитница людей.

    Фригг

  • Ёрд – мать Тора, олицетворение священной земли.
  • Эйр – богиня милосердия, покровительница целительства.

    Эйр

  • Гевьон – богиня земледелия, покровительница девственности.

    Гевьон

  • Сага, Гна и Фулла – асиньи, прислужницы и наперсницы Фригг.

    Сага, Гна и Фулла

  • Фрейя – прекраснейшая из прекрасных, богиня из рода ванов, покровительница плодородия, урожая, божество любви и красоты.

    Фрейя

  • Съёвн – богиня, помогающая влюблённым, покровительница любовных отношений и дружбы.
  • Ловн – асинья, отвечающая за заключение браков.
  • Вёр – всезнающая богиня интуиции и мудрости, «всевидящее око».
  • Вер – богиня истины и брачных обязательств.
  • Сюн – защитница от воров.
  • Идунн – божество вечной молодости.

    Идунн

  • Хлин – богиня, отводящая от людей травмы и опасности.

Богиня фригг

Жена Одина в скандинавских мифах – богиня Фригг. В стране богов, Асгарде, Фригг обитает в чертоге Фенсалир. Там живут и ее служанки. Самую главную из них зовут Фулла. Повелительница асов считает Фуллу своей названой сестрой и доверяет ей самые тайные мысли.

Фулла выглядит совсем юной и носит длинные распущенные волосы, повязанные золотой лентой. Другую свою служанку, Хлин, Фригг обычно посылает охранять людей, которых хочет уберечь от какой-либо опасности. А еще одна служанка, Гна, переносит вести от богини Фригг к Одину, когда тот уходит странствовать. В этих случаях Гна берет коня своей хозяйки, Ховварпнира, скачущего по воздуху, воде и земле с необыкновенной быстротой.

Богиня Фригг, прядущая облака

В региональном кодексе[]

Хельга
  • Хельгаквида Хундингсбана I или Вельсунгаквида (Первая поэма Хельги Хундингсбана, Первая поэма Хельги Хундингсбана, Первая Поэма Хельги Хундингсбани)
  • Хельгаквида Хьервардссонар (“Ложь Хельги, сына Хьерварда”, “Ложь Хельги Хьервардссона”, Поэма Хельги Хьервардссона)
  • Хельгаквида Хундингсбана II или Вельсунгаквида в форне (Вторая книга Хельги Хундингсбана, Вторая книга Хельги Хундингсбана, Вторая Поэма Хельги Хундингсбани)
Цикл Нифлунга

Вальгалла

Рядом с Валаскъяльвом расположена и Вальгалла – чертог, в котором, согласно скандинавской мифологии, обитают воины, павшие в бою. Все они – приемные дети бога Одина, поэтому его называют и Отцом Павших.

Эти воины, эйнхерии, весь день проводят в военных играх. Они сражаются, калеча и убивая друг друга, но вечером их оживляют, залечивают их раны валькирии.

Валькирии – это прекрасные девы, которых бог Один посылает на землю, когда там идут битвы. По скандинавским мифам, воинственные девы, родственные норнам, на боевых конях незримо слетаются на поле боя и приносят победу тем, на кого укажет Один.

Если же ему безразличен исход сражения, валькирии сами решают, кто должен победить. Они же выбирают, кому пасть в битве, и возносят убитых на небо.

Вальгалла

На пирах в Вальгалле валькирии подносят угощение героям-эйнхериям. Пиры эти длятся до утра, и каждый день повар эйнхериев Андхримнир готовит мясо гигантского вепря Сэхримнира, который затем вновь появляется в своем прежнем виде. Этого угощения хватает на всех, собравшихся в Вальгалле, хоть и обитают там все воины, павшие в битвах от начала мира. Когда же придет ему конец, этих воинов поведет в бой сам Один, и тогда покажется, что их мало.

Вечная юность богов скандинавии

Только опыт и мудрость накладывают свой отпечаток на некоторых старших асов. Так, бог Один обычно выглядит красивым и величественным мужчиной средних лет, а странствовать среди людей любит в образе седобородого старца в синем плаще и низко надвинутой шляпе.

Вид Одина во время его путешествий

Являясь же к девушкам или женщинам, чью любовь он хочет завоевать, бог Один часто принимает образ двадцатилетнего юноши, и в таком виде он неотразим.

А вот бог Нъёрд всегда выглядит прекрасным юношей, не старше своего сына Фрейра.

Мифы о скандинавских богах читайте в специально посвящённых им статьях нашего сайта

По пересказу скандинавских мифов, сделанному Е. Л. Кувановой

Визуализация[]

Данная мифология погибла в 1123 году. Единственная из Германских мифологий, которая более-менее точно описывается в Сагах и у которой есть визуальное изображение. Стоит учитывать, что это самая поздняя из высоких мифологий.

  • Боги и люди в одежде аналогичны людям той эпохи, иногда носят доспехи, как Один. Это видно на камнях, гобеленах и в устных описаниях.
  • Существуют схематически изображённые миры (Асгард, а именно Вальгалла), однако намного лучше описываются миры в сагах – из них ясно, что большинство домов – деревянные чертоги, аналогичные чертогам того времени – например, даже в асгарде некоторые крыши из соломы. Подробно описываются Асгард, Утгард, Хельхейм, средне и косвенно (например, упоминается, что по Свартальвхейму можно скакать 10 дней, хотя, возможно, имеется в виду не по прямой) – Ётунхейм, Свартальвхейм. Описания миров разнятся от эпохи к эпохе – например, ранний Хельхейм показан как мир вечной осени, а поздний – совсем иначе.

Героические песни[]

После мифологических поэм “Кодекс Региус” продолжает героические рассказы о смертных героях, примерах германских героических легенд. Героические сюжеты можно рассматривать в Эдде как единое целое, но они состоят из трех слоев: история Хельги Хундингсбани, история Нибелунгов и история Йормунреккра, короля готов.

Еще про Тора:  Шкатулка со стихами о Куклах / Разное. Интересное / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол

Они, соответственно, скандинавского, немецкого и готического происхождения. Насколько можно установить историчность, Аттила, Йормунреккр и Бринхильдр действительно существовали, считая, что Бринхильдр частично основан на Брунгильде Австрийской, но хронология в стихах была изменена на противоположную.

Гильфагининг[]

Гильфагининг (древнеисландский “обман Гильфи”) следует за Прологом в Прозаической Эдде. Гильфагининг имеет дело с созданием и разрушением мира скандинавских богов и многими другими аспектами скандинавской мифологии. Раздел написан в прозе с вкраплениями цитат из эддической поэзии.

Глава богов скандинавии – один

Сам Один, единственный из всех скандинавских богов, не нуждается в еде, поэтому на пирах в Вальгалле он бросает мясо своим волкам, а сам пьет вино или мед. Мед – это опьяняющий напиток, который течет из вымени козы Хейдрун, обычно гуляющей по крыше Вальгаллы и объедающей листья с тех веток Иггдрасиля, до которых может дотянуться.

Один (у древних германцев – Водан) и его братья, Вили и Ве, были рождены во время сотворения мира Бором, сыном прародителя богов Бури, и великаншей Бестлой. По сказаниям скандинавской мифологии, Один и его братья убили прародителя великанов, жестокого Имира, и создали из его тела земную твердь, из крови – океан, а из черепа – небосвод.

Затем Один с братьями соотворили Девять миров, где должны были жить отдельно друг от друга боги-асы, боги-ваны, люди, великаны, альвы (эльфы), цверги (гномы), тролли и мёртвецы (девятым был возникший раньше мир пламени). От связи бога Одина с различными женщинами родилось большинство богов-асов.

В Скандинавии было сложено много мифов о боге Одине. Известнейшие из них – мифы о том, как Один установил смену дня и ночи, как он искал мудрость и научил людей писать рунами.

Дверги[]

Список основных Двергов следующий:

  • Альвисс
  • Андвари
  • Биллингр
  • Броккр
  • Дейнн
  • Дуринн
  • Дурнир
  • Двалинн
  • Эйтри
  • Фафнир
  • Фьялар и Галар
  • Гэндальф
  • Hreiðmarr
  • Литр
  • Моцогнир
  • Norðri, Suðri, Austri and Vestri
  • Ótr
  • Реджин
  • Синдари
  • Сыновья Ивальди

Для полного списка имеется статья Список Двергов

Источники[]

По скандинавской мифологии осталось невероятно мало источников. Причём все письменные источники были написаны уже после исчезновения этой мифологии как религии и христианизации, так что сами представляют сомнительную каноничность. У скандинавов не было одной-единственной принятой каноничной системы мира, а так же каноничной религиозной книги – хотя, вне всякого сомнения, авторы пользовались некими более обширными источниками, которые до нас не дошли.

Йотуны[]

Йотуны делятся на:

Горные великаны

  • Хюррокин
  • Хрунгнир, Грунгнир

Морские великаны

  • Ран
  • Эгир
  • Герд
  • Хюмир
  • Бабка Хюмира
  • Бара
  • Блудухадда
  • Бюлгья
  • Дуфа
  • Хефринг
  • Химинглэва
  • Хрэнн
  • Кулга
  • Унн

Инеистые великаны

Ледяные великаны

Огненные великаны

Вихревые великаны

Здесь были приведены лишь те Ётуны, раса которых более или менее точно указывается и намекается. Для многих Йотунов раса неизвестна или сомнительна – Например, Логи считается некоторыми Огненным йотуном из-за сил огня, а из-за нахождения в Утгарде – Ледяным. Для списка всех йотунов см. Список Йотунов.

Космология[]

В представлении древних скандинавов, мир состоял из 9 миров. Точное их перечисление не встречается абсолютно нигде. Первоначально были среди пустоты Гуннингапа Муспельхейм и созданный после него Нифльхель. Мидгард был создан после того, как боги убили Мимира, а из разных частей его тела создали разные аспекты Мидгарда, мира людей.

Позже были созданы и остальные миры. Мир – не столько измерение в современном понимании, сколько королевство. А тот же Нидавеллир и Альфхейм, возможно, сами по себе являются лишь чертогами. Вопреки расхожему мнению, Вальгалла – не мир, а лишь чертог в Асгарде, так что в более широком смысле, некоторые мёртвые попадают в Асгард, а там уже находится Вальгалла.

Кто такие боги в скандинавской мифологии

Боги подразделяются на два типа. Первые – это асы. Они могут быть как мужчинами, так и женщинами. Также именно асы обладают властью над всеми мирами, а руководит ими Один. Что касается второго типа, то к ним относятся ваны. В их числе божества, отвечающие за плодородие.

Несмотря на то что они являются древнейшими скандинавскими богами, свое главенство им пришлось отдать в руки асов в ходе серьезных войн. Стоит отметить, что представители одного типа могут перейти на сторону другого. В список скандинавских богов входят двенадцать мужчин и четырнадцать женщин.

Мифические существа

Помимо богов и богинь, в скандинавской мифологии описано много других самых разных существ. Все они обладают необычной внешностью и имеют свои уникальные способности:

  1. Турсы – это великаны с внешностью простых людей. Зоной их ответственности являются природные явления, способные разрушить мир. По своим характеристикам турсы бывают нескольких видов. Чаще всего встречаются огненные и горные, также есть каменные и вихревые. Особое место занимают етуны и инеистые. Именно к их роду относится Имир, – существо, породившее жизнь.
  2. Альвы – духи природы. К ним относятся маги, колдуны, волшебники, обладающие такой уникальной особенностью, как вечная молодость. Все они принадлежат к разным сторонам. То есть часть альвов являются темными, другая же находится на светлой стороне.
  3. Норны – так называют богинь судьбы. Всего их три, и именно их силами определяется будущее мира. Первая из них Урд, которая несет в себе значение судьбы. Вторую зовут Верданди – становление. Скульд – третья богиня, чье имя означает долг. Три богини являются олицетворением трех времен – прошлого, настоящего и будущего.
  4. Валькирии – воинственные девы. Их всего тринадцать. Их основной задачей является сопровождение павших воинов по пути в Вальхаллу. Исход битвы также может быть решен по их желанию. После того как воины умирают, валькирии высасывают их души.

Все эти существа играют очень важную роль в скандинавской мифологии. Без них понимание картины того мира будет неполной.

Мифические чудовища

Как правило, все животные скандинавской мифологии пугающие и творящие недобрые дела. В список таких чудовищ входят:

  • Ермунгард – это змей, поражающий своими огромнейшими размерами. Местом его обитания являются воды океана, омывающие со всех сторон Мидгард.
  • Гарм – устрашающий пес, несущий службу у ворот царства мертвых.
  • Слейпнир – мощная лошадь великого Одина. Она очень сильная и выносливая. Ее отличительной особенностью является наличие восьми конечностей.
  • Фенрир – гигантский волк. За свою жестокость и кровожадность, животное было заковано в цепи. К сожалению, удерживать его вечно у асанов не получилось. И согласно преданию, именно его руками был повержен великий владыка девяти миров Один. После этого убийства животное также было предано смертельному наказанию.
  • Фафнир – самый известный дракон скандинавской мифологии. Его основной целью является защита несметных богатств Нибелунгов.

Внешность каждого из этих чудовищ отличается своей самобытностью. Все они имеют внушительные размеры и ужасающие глаза.

Модель мира в северной традиции

Скандинавская мифология сложна и разнообразна. В основе представлений о Вселенной лежат девять миров, соединенных мировым деревом, называемым Иггдрасиль. Миры расположены в трех сферах: на небе, земле и внизу, под землей. Они включают в себя страны и местности, населенные не только людьми и богами, но и многочисленными мифическими существами.

В центре скандинавской картины мира находится Мидгард – срединный мир, расположенный на земле посреди огромного океана. Вокруг Мидгарда, в соответствии со сторонами света, лежат четыре мира:

  • обитель великанов-ётунов Утгард, или Етунхейм, – на востоке;
  • Ванхейм, населенный богами плодородия ванами, – на западе;
  • ледяной мир Нифльхейм – на севере;
  • знойный мир хаоса Муспельхейм, населенный огненными великанами, – на юге.

Мидгард через радужный мост соединяется с Асгардом – миром богов-асов, находящемся на небе. Между Асгардом и Мидгардом находится мир духов, прекрасных альвов и фей – Люсальвхейм.

Под землей лежит мир гномов Свартальвхейм и преисподняя, мир мертвых Хельхем.

Не в региональном кодексе[]

  • Бальдр драумар (Мечты Бальдра)
  • Гроттасенгр (Песня Мельницы, Песня Гротти)
  • RígsþUla (Песня Рига, Песня Рига, Список Рига)
  • Хиндлулйод (Стихотворение Хиндлы, История Хиндлы, Песня Хиндлы)
    • Вельуспа в скамме (Краткое Вельуспа, Короткое Пророчество Провидицы, Короткое Пророчество Провидицы) – Это стихотворение, иногда представленное отдельно, часто включается в качестве интерполяции в Hyndluljóð.
  • Свипдагсмаль (“Баллада о Свипдаге”, “Лежание Свипдага“) – Это название, первоначально предложенное Бугге, на самом деле охватывает два отдельных стихотворения. Эти стихи являются поздними произведениями и не включены в большинство изданий после 1950 года:
    • Грогалдр (Заклинание Гроа, Заклинание Гроа)
    • Фьельсвиннсмаль (Баллада о Фьельсвиде, История Фьельсвида)
  • Храфнагалдр Одинс (Песня Ворона Одина, Песнь Ворона Одина). (Поздняя работа, не включенная в большинство изданий после 1900 года).
  • Гуллкарсльод (Поэма Гуллкара). (Поздняя работа, не включенная в большинство изданий после 1900 года).

Норнагест[]

История Норна-Геста, – легендарная сага о скандинавском герое Норнагестре, иногда называемом Гестром, и англицизированном как Норна-Гест.

Sonatorrek – легенда скальда про свою жизнь. В неё вплетены мифологические мотивы.

Orkneyinga saga – историческая сага. Интересна мифологическими вплетениями и фактами.

Hversu Noregr byggdisk – историческая сага. Интересна мифологическими вплетениями и фактами.

Норны

Три богини судьбы, которые определяют судьбы мира. Их имена, Урд, Верданди и Скульд, в переводе означают «судьба», «становление» и «долг». Они олицетворяют прошлое, настоящее и будущее. Связаны с состояниями Луны: Урд – молодой месяц, растущая Луна, Верданди – полная Луна, Скульд – убывающая Луна.

Нъёрд и фрейр

В Асгарде живут и другие сыновья Одина от разных матерей. Среди них наиболее знамениты Видар, Хермод и Хёд, который слеп от рождения. Но и все другие боги-асы почитают Одина как своего отца. Локи, Нъёрд, Фрейр и Фрейя зовут его своим приёмным отцом.

Нъёрд и его дети принадлежат не к асам, а к другому роду скандинавских богов –ванам. В Асгард они попали после прославленной скандинавских мифахвойны асов и ванов. Нъёрд и его дети охотнее всех других богов откликаются на мольбы людей. Нъёрд управляет огнем, водой и движением ветров. Поэтому его считали своим покровителем мореходы и рыбаки Скандинавии.

Живет Нъёрд на берегу моря во владениях, именуемых Ноатун. Его сын Фрейр умеет вызывать дождь, поэтому люди молятся ему об урожае. Бог Фрейр (у древних германцев – Фро) – отважный воин, но он не любит, когда в Мидгарде начинаются войны. Фрейр помогает людям сохранять мир, хоть это ему не часто удается – ведь сам Один, повелитель асов, любит сражения и недаром зовется Сеятелем Раздоров.

Один и его место в мифологии

В скандинавских эпосах Одина считают верховным богом. Также его часто называют прародителем асов, хотя есть мнение, что не все асы пошли от него. Что касается его потомков, то у великого Одина было шестеро детей. Все они были мужского пола и рождены от четырех разных женщин.

Женой Одина была лишь одна из них, звали ее Фригг. Эта богиня покровительствовала любовным делам, браку и продолжению потомства. Также она имела дар провидения и знала, какая судьба ожидает каждого человека. Эти знания она всегда держала в себе и никому не рассказывала.

Отличительной особенностью внешности Одина является отсутствие у него левого глаза. Согласно преданию, его он отдал в дар за один необычный напиток из источника знаний и мудрости. Благодаря тому прекрасному питью Один стал еще мудрее, а звание самого самоотверженного бога он получил после того, как прибил себя к дереву мира.

Но это приключение было не единственным в его жизни. Так, в один из дней Один решил позаимствовать без спроса у гномов напиток, предрасполагающий к поэзии. Уходя от погони, он принял тело птицы и в процессе полета частично растерял питье. Оставшуюся жидкость Один передал Браги, который делился напитком с истинными королями рифмы. Растерянные же капли, по приданию, породили на земле много известных поэтов.

Перечень мужских божеств

Список скандинавских богов и их значение приведен ниже:

  1. Один – раньше руководил военными делами. Сейчас занимает пост руководителя асов и дает начало своему знатному роду. Он является самым мудрым и отважным. Он всегда одерживает победу и владеет волшебной силой.
  2. Тор – громовержец (скандинавский бог грома). Стоит на защите как богов, так и представителей человеческой расы.
  3. Тюр – древнейший из всех богов скандинавской мифологии. Список его достижений можно перечислять бесконечно. Он отвечает за военные действия и доблесть воинов. Его отличительной чертой является отсутствие одной руки.
  4. Браги – творческий представитель мира скандинавских богов и существ. Областями его власти является поэзия, мудрость и красноречие.
  5. Бальдр – самый красивый из всех божеств. Он царствует над светом и весной.
  6. Хеймдалль – хранитель великого дерева всех миров. Он обладает способностями провидения.
  7. Хед – бог с дефектом зрения. Он ничего не видит, и поэтому однажды, не подозревая того, убил красавца Бальдра. Областью его покровительства является зима.
  8. Видар – главенствует над природой, возрождением и обновлением.
  9. Вали – покровитель растительного мира.
  10. Улль – именно он научил людей использовать лук и передвигаться на лыжах. Областью его власти является охота.
  11. Форсети – справедливый и мудрый бог правосудия.
  12. Локи – потомок великанов-етунов. За свое коварство заслужил звание бога обмана и предательства.
Еще про Тора:  КАКАЯ РУНА ВАМ ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЕТ... - Познавательный сайт ,,1000 мелочей" - 19 октября - 43633936547 - Медиаплатформа МирТесен

Также есть такие асы, которые не имеют четких функций, поэтому их даже не вносят в список богов скандинавской мифологии.

Песни о богах[]

  1. Прорицание вёльвы (Völuspá)
  2. Речи Высокого (Hávamál)
  3. Речи Вафтруднира (Vafþrúðnismál)
  4. Речи Гримнира (Grímnismál)
  5. Поездка Скирнира (För Skírnis)
  6. Песнь о Харбарде (Hárbarðsljóð)
  7. Песнь о Хюмире (Hymiskviða)
  8. Перебранка Локи (Lokasenna)
  9. Песнь о Трюме (Þrymskviða)
  10. Речи Альвиса (Alvíssmál)

Песни о героях:[]

  1. Песнь о Вёлунде (Völundarkviða)
  2. Первая Песнь о Хельги Убийце Хундинга
  3. Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда
  4. Вторая Песнь о Хельги Убийце Хундинга
  5. Пророчество Грипира
  6. Речи Регина
  7. Речи Фафнира
  8. Речи Сигрдривы
  9. Отрывок Песни о Сигурде
  10. Первая песнь о Гудрун
  11. Краткая Песнь о Сигурде
  12. Поездка Брюнхильд в Хель
  13. Вторая Песнь о Гудрун
  14. Третья Песнь о Гудрун
  15. Плач Оддрун
  16. Гренландская Песнь об Атли
  17. Гренландские Речи Атли
  18. Подстрекательство Гудрун
  19. Речи Хамдира

Племя асов[]

Основные представители племени Асов:

Боги
  • Бальдр
  • Браги
  • Деллингр
  • Форсети
  • Хеймдалль
  • Гермодр
  • Höðr
  • Хнир
  • Ítreksjóð
  • Lóðurr
  • Локи
  • Máni
  • Meili
  • Мир
  • Моди и Магни
  • Один
  • Одр
  • Тор
  • Týr
  • Уллр
  • Váli
  • Видарр
  • Вили и Ве
Богини
  • Бил
  • Эйр (валькирия)
  • Фригг
  • Фулла
  • Гефджон
  • Гердр
  • Gná
  • Hlín
  • Iðunn
  • Илмр
  • Irpa
  • Лофн
  • Нанна
  • Ньерун
  • Rán
  • Риндр
  • Sága
  • Сиф
  • Сигюн
  • Sjöfn
  • Skaði
  • Сопля
  • Sól
  • Син
  • Þorgerðr Hölgabrúðr
  • Þrúðr
  • Vár
  • Vör

Племя ванов[]

  • Фрея
  • Фрейр
  • Герсеми
  • Гулльвейг
  • Хносс
  • Квасир (в некоторых источниках)
  • Ньердр
  • Сестра-жена Ньерда

Подразумевается, что это правители народа Ванов, а так же было много рядовых граждан- Ванов.

Для более полного описания см. Список Скандинавских Богов

Предметы[]

  • Мьёльнир
  • Гунгнир
  • Глейпнир
  • Скидбладнир
  • Драупнир
  • Брисингамен
  • Гуллинбурсти
  • Мегингъёрд
  • Ярнгрейпр
  • Лединг
  • Дроми
  • Леватейн
  • Балмунг
  • Брисингамен
  • Дроми
  • Eitr
  • Гьяллархорн
  • Глейпнир
  • Грамм
  • Гринхорни
  • Læðingur
  • Тюрфинг
  • Колодец Урд
  • Нагльфар
  • Шлем Ужаса Хреймдара
  • Меч Хротти
  • Кольцо богатства
  • Золотые волосы Сиф

Пролог[]

Пролог – первая часть из четырех книг в Младшей Эдде, состоящий из эвгермизации христианским видением Скандинавской мифологии: Скандинавские боги описываются как Троянские воины, которые покинули Трою после падения этого города. Согласно Прозаической Эдде эти воины поселились в северной Европе , где их считали божественными царями из-за их превосходной культуры и технологий. Церемонии поминовения, которые позже проводились на их могилах, выродились в языческие культы, превратив их в богов.

Список мест, претендующих на звание мира[]

  • Нифльхейм – иногда может отожествляться с Хельхеймом или Нифльхелью, но есть множество аргументов против их отожествления.
  • Нифльхель – упоминается отдельно от Хельхейма. Один посещает это место, что, учитывая то, что из Хельхейма нельзя выбраться, и что там был лишь его сын, указывает на то, что это отдельный мир или локация.
  • Хельхейм – иногда может отожествляться с Нифльхеймом или Нифльхелью, но есть множество аргументов против их отожествления.
  • Муспельхейм
  • Ётунхейм
  • Альвхейм – может считаться лишь чертогом.
  • Свартальвхейм – Иногда может отожествляться с Нидавеллиром.
  • Нидавеллир – может считаться лишь чертогом. Иногда может отожествляться с Свартльвхеймом. Так же называется Муркхейм.
  • Ванахейм
  • Асгард
  • Утгард – иногда помещается в Ётунхейме. В разных источниках, может входить или не входить в систему 9 миров.
  • Мидгард
  • Андланг – малый мир, не входящий в систему 9 миров.
  • Видблаин – малый мир, не входящий в систему 9 миров.
  • Манхеймур – мир, существовавший до асгарда и впоследствии уничтоженный. Не входит в систему 9 миров.
  • Хель – иногда так упоминаются владения Хель. Скорее всего, тождественен Хельхейму.
  • Неизвестно, где живёт Эгир. Возможно, море считалось отдельным миром.
  • Окольнир – в прорицании вёльвы перечисляется рядом с Нидавеллиром.

Список мифов[]

Скандинавская мифология изначально была устной, как и большинство её мифов, которые имели много вариантов. Однако до нас дошли лишь варианты в двух Эддах – старшей и младшей. Эдды были написаны уже после исчезновения язычества, и описывали лишь красивые стихи и рассказы, которые, скорее всего, не были каноничными и сильно исказились за много лет без язычества. Так же одна и та же рукопись имеет несколько вариантов.

Способности, ограничения и слабости[]

У скандинавских богов экстремальное долголетие, нечеловеческие физические способности и различные магические силы. Так как скандинавские боги физические существа, они могут иметь детей со смертными.

  • Молодость от яблок: скандинавские боги быстро постареют и ослабнут, если не будут регулярно есть Яблоки Молодости богини Идунн.
  • Смертность: скандинавских богов невероятно сложно убить, но они, в отличие от греко-римских богов, не полностью бессмертны. Многим богам предначертано погибнуть во время Рагнарёка, дня гибели богов. Вот некоторые существа и оружие, способные убить скандинавского бога:
    • Другие боги, так как Локи и Хеймдаллю предназначено убить друг друга.
    • Сурт, владыка Муспелльхейма, ему предназначено убить Фрейра Сумарбрандером.
    • Фенрир, чудовищный волк, которому предназначено убить Одина.
    • Гарм, окровавленный пес и страж Хельхейма, ему предназначено убить Тюра.
    • Ёрмунганд, мировой змей, который должен убить Тора.
    • Ветка омелы, убившая Бальдра.
    • Мьёльнир, молот Тора, которым Тор несколько раз грозился убить Локи.

Тор и его супруга сиф

Тор является самым первым ребенком великого Одина. Его появление на свет стало результатом связи верховного бога с великаншей Ерд. Тор находится в законном браке с красавицей Сиф. Ее привлекательность поражает всех жителей девяти миров. Сиф называют второй красавицей Асгарда после Фрейи.

В браке с Тором Сиф родила дочь Труд. Но Тор оказался таким же плодовитым и полигамным, как его отец. Поэтому у громовержца есть еще двое незаконно рожденных детишек. Первого сына Магни ему родила любовница Янсакса, а о матери второго сына Моди информации нет. Живет семья Тора в самом роскошном дворце Асгарда. В их распоряжении 540 различных залов.

Три главные ваны

Как говорилось ранее, ванами называют божеств древнейшего рода. Их, безусловно, очень много, но трое из них заслуживают отдельного внимания:

  1. Ньерд – ван, покровительствующий морской стихии. Он защищает моряков и оберегает рыбаков. Ему неоднократно присваивают статус бога плодородия.
  2. Фрейр – миротворец. Его основным направлением является лето и урожайность.
  3. Гулльвейг – колдунья, чьи чары, как правило, направлены на сотворение злых дел.

Стоит отметить, что и Фрейя по своему происхождению является ваной. Но в далекие времена она перешла к асам. Именно она научила свой новый народ азам волшебного дела.

Фрейя – скандинавская богиня любви

Прекрасная богиня Фрейя, которую скандинавская мифология почитает наравне с Фригг, охотнее всего помогает людям в делах любви. И сама Фрейя часто влюбляется, откликаясь на ту страсть, которую пробуждает во всех богах и альвах мужского пола. Только великанов богиня не любит.

Но самую сильную страсть испытывает она к одному из асов по имени Од. Она даже согласилась стать его женой и родила ему двух дочерей-близнецов, Хносс и Герсими. Эти имена значат «сокровище» и «драгоценность», потому что девочки так же ослепительны, как и их мать.

Богиня Фрейя

Говорят, что Од разлюбил свою жену из-за ее многочисленных измен, а она после этого полюбила его еще сильнее.

Од любит странствовать по свету, а в Асгард возвращается редко и ненадолго. Фрейя плачет, когда муж уходит, плачет, когда он долго не возвращается, а слезы ее превращаются в золото. Иногда богиня сама уходит, чтобы искать мужа в дальних странах, но чаще – утешается любовью с другими.

Фрейя живет во владениях, которые зовутся Фолькванг, а ездит в колеснице, в которую впряжены две огромные кошки, ее любимицы.

Хаттаталь[]

Хаттатал (древнеисландский “список стихотворных форм”) – последний раздел прозаической Эдды. Раздел составлен исландским поэтом, политиком и историком Снорри Стурлусоном. В основном используя его собственные сочинения, он иллюстрирует типы стихотворных форм, используемых в древнескандинавской поэзии.

Хеймдалль – страж богов

Бог Хеймдалль, сын Одина от девяти матерей, живет недалеко от моста Биврёст, на краю неба. Жилище его называется Химинбьёрг. Хеймдалль охраняет радужный мост. Он избран стражем богов потому, что почти не нуждается в сне, зорко видит и днем и ночью, слышит все, что только можно услышать, даже как растет трава.

Хронология[]

В начале времён, когда мир состоял лишь из бездны Гуннингап, в нём лежали 2 первых мира – огненный Муспельхейм и ядовитый, ледяной Нифльхейм. По некоторым источникам, Муспель появился раньше.

В Нифльхейме находился колодец Кипящий Котёл (Хвергельмир), из которого вытекало 12 рек Эливагара (Свёль, Гуннтра, Фьёрм, Фимбультуль, Слид, Хрид, Сюлг, Ульг, Вид, Лейфт, Гёлль, Вимур).

Когда ядовитые ледяные глыбы Нифльхейма попали в Муспельхейм и растаяли, из него образовался инеистый великан по имени Имир.

Его кормила молоком корова по имени Аудумла. когда прошло 3 дня,был создан Бури – первый человек , но не предок ныне живущих.

У него Мимира был сын Бор (Бёр).

Его жена – Бестла, дочь Бельтара (великана).

У Бора родились первые асы – Один, Вили и Ве.

Асы убили своего деда, Имира, и из разных частей его тела построили Мидгард.

Мясо великана стало землёй, кровь – мировым океаном, кости – горами, зубы – валунами и камнями, череп – небом, мозг – облаками, волосы – травой, а брови его превратились в гигантскую стену, защищающей Мидгард от монстров.

В крови погибли практически все Инеистые Йотуны, а те, кто выжили, стали жить в созданном мире под названием Ётунхейм, а зваться Ледяными великанами.

Позже боги создали из искр Муспеля солнце и звёзды.

Чем божества похожи на людей

Скандинавские боги и существа имеют огромное количеств черт, присущих только людям. Эти сходства встречаются как во внешности, так и в чертах характера. Также поступки и поведение людей частично переняты богами викингов. Список имен скандинавских божеств максимально, похожих на людей, открывают Один, Тюр, Тор и Хеймдаль.

Именно они были склонны к совершению подвигов, к смелым поступкам и храбрым решениям. По сравнению с иными мифологиями, у викингов все божественные герои имели собственные психологические портреты. Стоит отметить, что эту особенность нельзя встретить больше ни у кого.

Еще одной характерной чертой представителей девяти миров является жертвенность. В качестве доказательства данного утверждения можно привести ряд примеров. Так, Один пожертвовал свое око Мимиру. Локки же, защищая свой мир, распрощался с невинностью по доброй воле.

Глаз Тюра также является жертвой в пользу пса Гарма. Данная особенность скандинавской мифологии создала ряд трудностей при переходе жителей Дании, Норвегии и Швейцарии к христианству. Они считали, что Христос обладает такими же чертами, как и божества викингов. В связи с этим перестроиться на новую веру жителям скандинавских стран было крайне сложно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector