Славянская мифология: существа и боги, описание их особенностей, основные течения

Белбог

Персонаж прежде всего западнославянской мифологии, воссозданный на основе материалов из «Славянской хроники» немецкого автора Гельмгольда и анализа топонимики в польских и лужицких землях. Также исследователи ссылаются на фигуру Белуна — покровителя счастливого случая в белорусском фольклоре.

Верховным божеством в славянском язычестве данного региона признан Святовит, чей культ детально описан в хрониках. Будучи воплощением вселенского добра, он противостоит злому Чернобогу. Поэтому Белбог описывается прежде всего как ипостась Святовита.

Впрочем, некоторые исследователи считают данную фигуру вымыслом и плодом кабинетной мифологии. Дуалистическое противопоставление добра и зла не нашло отражения в верованиях других славянских стран, а борьба Белбога и Чернобога слишком похожа на конфликт Бога и дьявола в христианстве.

Западная

В западнославянских землях судьба древних мифов и верований оказалась неоднозначной. Приняв католицизм, чехи и поляки оказались в орбите немецкого культурного влияния — вплоть до утраты языка и самосознания. Сильнее всего этот процесс проявился у лужичан и балтийских славян-полабов, ныне полностью исчезнувших. Однако именно их артефакты дали самый бесценный материал для исследования.

Христианизация, шедшая параллельно с онемечиванием полабов, затянулась надолго. В 1168 году под натиском датских рыцарей-крестоносцев пала Аркона — крепость на Балтике, бывшая последним оплотом славянского язычества в Европе. Большое святилище было уничтожено, однако хронисты составили его детальное описание, а также собрали немало сведений об обрядах и вере балтийских славян.

Именно на западе славянского ареала языческий пантеон обрел наиболее развитые формы. Главным здесь считался Святовит— покровитель войны и победы. Его идол имел четыре лица, направленные в разные стороны.

Языческие храмы и сословие жрецов существовали исключительно в землях западных славян. Их восточные и южные собратья устраивали капища и святилища в лесных чащах, на полянах и возвышенностях, а культовая архитектура развития не получила.

Святовит считался воплощением добра и также именовался Белбогом, ему противостоял Чернобог, источающий зло. Другая важная фигура — Триглав. Он занимал важное место в мироздании, удерживая в равновесии небо, землю и подземный мир. Сохранились подробные описания этого идола, имеющего три лица, а в польском Щецине ему был посвящен храмовый комплекс.

Некоторые исследователи считают, что культ Триглава прослеживался также у южных славян, проживавших на землях нынешней Словении. Главным женским божеством у полабов являлась Жива, одновременно ее почитали поляки и лужичане. За военное дело отвечали семиликий Руевит, чей идол стоял в храме Арконы, и Яровит, одновременно покровительствовавший плодородию.

Древний мифологический сюжет о борьбе со змеем нашел отражение в поверьях поляков. Сохранилась легенда о драконе, которого в разных версиях побеждает местный правитель, его сыновья или даже простой ремесленник.

История появления и развития

Долгое отсутствие у народа развитой письменной культуры сильно затрудняет исследование древних верований, обрядов и мифов дохристианского периода. Однако на основе фольклора, летописных свидетельств, церковных поучений против язычества, византийских и арабских источников ученым удалось воссоздать картину мира наших далеких предков.

Становление мифологии славян как самостоятельной системы было процессом длительным и постепенным. При распаде индоевропейского языкового и культурного единства произошло отделение славянской ветви. Этот период ученые датируют I-II тыс. до н. э.

В I тыс. н. э. мифологическая система получила законченные черты, а вместе с утратой племенной общности приобрела местные особенности и отличия. После крещения Руси языческая мифология становится своего рода материальной основой для христианства, которое у славян порой обретает черты, не встречающиеся у других европейских народов.

Прародина наших далеких предков и места их дальнейшего расселения находились на перекрестке торговых путей и миграций многих народов. Исследователи говорят о сильном влиянии кочевых соседей на местные верования — так, ряд божеств имеет иранское происхождение, как и само слово «бог». Последнее утверждение оспаривается некоторыми лингвистами, которые полагают, что термин не заимствован напрямую, а развился отдельно из общего древнего корня. Обнаруживаются также сюжеты и персонажи, имеющие соответствия в германо-скандинавских мифах и сагах.

https://www.youtube.com/watch?v=Xc0edTZONko

Ярко выраженный индоевропейский характер славянских мифов и религии очевиден. Он прежде всего проявляется в фигурах громовержца, воплощающего одновременно и воинский культ, божествах Солнца, созвездия Близнецов, неба, земли и потустороннего мира. Образы богинь и Матери-Сырой Земли также имеют параллели в мифологии других народов.

В процессе христианизации старые фигуры иногда получают новое наполнение. Так, Илья-пророк, летящий на небесной колеснице и мечущий гром и молнии, взял на себя функции Перуна. В сказках и поверьях вместе с фольклорными персонажами теперь появляются христианские святые, Богородица и Иисус Христос. В появившихся позднее христианских образах Ильи Муромца и Георгия Победоносца, побеждающих змея, находят более древние языческие корни.

Еще про Тора:  Славянские обереги | Руническая мастерская

Светлые божества

Белобог – олицетворяет собой мощь, ум и познания, которыми обладают все светлые Божественные Силы. Выступает Светлой ипостасью Рода Всевышнего. Не персонифицируется. Род Всевышний совместно со Сварогом и Ладой образуют Великий Триглав Божественных Сущностей. Род создаёт Сварога с Ладой, рождая нашу физическую Вселенную.

Сварог – является самым значимым Божеством, Творцом нашего мира, а также мужской ипостасью Рода. Воплощает Собой Божественную творческую Природу. В Явном мире зримый образ Сварога – Небеса. Приходится Отцом всем Светлым Божествам. К области покровительства Сварожьего относятся брачные союзы, гармонизация физической реальности и создание новых небесных тел (планеты, звёзды).

Лада – Богиня, ответственная за лад, гармоничность, любовь и проявления нежности. Является женской, светлой ипостасью Рода, приходится супругой Сварогу. Именно Ладе отведена роль Матери Светлых Божеств и всего насущного. Лада воплощает собой Божественную Любовь. Следит за тем, чтобы в семейных союзах всегда присутствовала любовь, чтобы в семье появлялись детки, так как сама произвела на свет 12 Сварожичей.

Ладобог – ипостась Сварога, воплощает собой неразрушимые лад с упорядоченностью. Вызывает у мужчины нежность к своей женщине и желание создавать лад в физической реальности. Бог любви у славян.

Матерь Сва Слава – является ипостасью Божественной Лады, а также опекуншей и покровительницей воинов. Воплощает в себе несгибаемость, честь и чувство достоинства. Сва Слава уносит на своих крыльях тех, кто погиб в бою, на Луга Сварога, чтобы они могли войти в Полк Перуна. А когда происходит битва – богиня летает над полем, обеспечивая защиту своим потомкам.

Числобог – Бог, который отвечает за прошедшее, теперешнее и грядущее. Контролирует, чтобы изменялись промежутки Сварожьего Дня. Кроме того, Числобог выступает великим учителем, помогающим людям в усвоении точных учений.

Замунь – Божественная Мать, ипостась Лады, приходится матерью любому приплоду и богатству, материальному благополучию славян. Ею был создан Млечный путь (речка, текущая из Вырия). В Явной реальности проявляется в виде плодородной земли и коровы.

Велес – выступает Богом мудрости и материальных благ, Светлым проявлением Рода Всевышнего в реальности Нави, царём и защитником иных миров, оберегающим Навь и Явь от Злых Существ. Велес позволяет развитым людям постигать мудрость, а ещё обучил наших пращуров получать урожай с земли. Бог плодородия у славян.

Макоша – женское божество, защищающее рожающих, контролирует стоячую (беременную, спокойную) воду. Она помогает женщинам благополучно разрешаться от бремени, а витязям – даёт законы чистой крови. Приходится Матерью Доле и Недоле, защищает нашу планету.

Дажбог – славянский бог Солнца, выступает родоначальником и защитником Славян. Дажбог с помощью своего Божественного Света создал жизнь в водной стихии на планете Земля. Покровительствует земной реальности, удерживаемой им в бездне Вселенной. Творит Божественные Законы Прави, предназначенные для людей, подаёт всякие жизненные блага.

Дана – женское Божество земной воды. Олицетворяет собой текучесть водной стихии. Дана – воплощение потенциальной плодовитости, разных богатств, приходится супругой Дажбогу.

Световит (также называется Святовитом, Свентовидом) – воплощает в себе четыре лика Дажбога (Божич, Ярило, Семиярило, Сивый Яр). Западные славяне чтят Световита, как воина света, покровительствующего воинскому искусству.

Жива – является Богиней жизни, дарующей людям духовное и физическое здоровье. Также это Богиня плодородия у славян и божество весны. В ней собрана жизненная сила и способность исцелять, а также сила оплодотворять.

Хорс – это мужское божество ночного света Солнца (который отражается в Луне). Хорс олицетворяет собой верность, хранит Ведогнь, отвечает за поддержание Света Рода, когда наступают тёмные времена.

Веста – женское Божество Вечерней Зари, отвечает за просветление, девичью мудрость и непорочность, а также за любовь и умение прощать. Приходится дочерью Дажбогу и супругой Хорсу.

Стрибог – становится Божеством ветров и земного пространства, воздушной мощи. Олицетворяет собой переменчивость и движение.

Доля – Божество, несущее ответственность за особенности человеческого бытия. Доля разукрашивает человеческие жизни поочерёдно, то светлыми, то тёмными нитками. Олицетворяет Божественное провидение, дочерь Макоши.

Ярило – выступает весенней ипостасью Дажбога, Божеством юношеских побед, ярения. Также Ярило – славянский бог плодородия и изобилия.

Леля – представляет собой весеннюю ипостась Лады, приходясь ей дочерью и невестой Яриле. Леля оказывает свою помощь и покровительство возлюбленным, молодым и старым парам, выступает источником любви.

Купайло-Семиярило – летняя ипостась Дажбога. Обеспечивает душевное и физическое очищение, гармонизирует влюблённые пары, ему присуща сила оплодотворять и помогать достигать поставленных целей.

Еще про Тора:  История и особенности русской тряпичной куклы | Журнал Ярмарки Мастеров

Сивый Яр – осенняя ипостась Дажбога, Бог, ассоциирующийся с семейным достатком, хлебами и домашней скотиной. Олицетворяет хозяйственность и получение опыта.

Рожаница – Богиня, помогающая при родах, хранит славянские семьи и поддержание домашнего огня в них.

Перун – славянский бог войны, грома и молний. Воплощает собой справедливый суд, истину и честное сражение. Перуну в славянском пантеоне отведена роль Божественного Покровителя воинов, воеводы Полка Перунова – Небесного Воинства (образуется душами умерших русичей, защищавших Божественный мир от Зла).

Додола – женское божество, отвечающее за небесные воды, постоянно рождающее воителей для Полка Перунова. Она имеет вид беременной женщины с длинными кудрями, бродящей по природным местам и благословляющей на лёгкие роды.

Божич – зимняя ипостась Дажбога, выступает Божеством новых начинаний, несущим весь спектр позитивных эмоций. Приходится сыном Ладе. Олицетворяет собой начало движения и мощь новизны.

Семаргл – Бог огня у славян, которому отведена роль Божественного гонца, приносящего жертвы для Сварога. Воплощает собой стадию перехода из физического в духовное.

Ушас –  Божество Утренней Зари. Ушас помогает девочкам, символизирует непорочность, Божественную благосклонность, даёт начало всему положительному и счастливому. Данное Божество выполняет особый возрастной ритуал для малышек, кому исполнилось 3 года, благословляет развитие в них женского начала, обучает славянской магии.

Огнь (именуется также Агни, Сварожичем) – выступает светлым Богом родового огнища, ипостасью Сварога в жилище всех православных родноверов. Олицетворяет собой спокойствие, счастье, комфорт.

Тёмные древнеславянские боги

Славяне славят Великий Многопроявный Род со всеми его светлыми образами, но Тёмных Сущностей также следует уважать. О Светлых Божествах известно намного больше информации, чем про их Тёмных собратьев. Некто называет их совокупностью всей злой энергии нашей планеты, кто-то – именует смертью, иные считают, что они имеют разрушительную силу и призваны уничтожить нашу Вселенную.

Можно повстречать утверждения, что Тёмные славянские Божества представляют собой сущностей иных реальностей. Якобы они завоёвывают Землю с целью создать на ней свой собственный мир.

Предлагаю выяснить, что по этому вопросу говорится в Славянской Родной Вере. Чем является метафорическое «зло» в ней? Хочется сразу отметить, что изначально такое слово отсутствовало в нашей речи. Вместо него использовали слова «худо» (аналогично слабости, немощи) либо «зело» (чрезмерно). Получается, что понятие «зло» ассоциируется с чрезмерностью с одной стороны либо недостатком с другой.

Каждое Божество представляет собой проявление (ипостась). К примеру, Перун ассоциируется со справедливостью, Стрибог – с передвижениями, Морок – с фобиями. Но разве возможно, чтобы в Боге присутствовал избыток чего-либо, ведь он является максимально наполненным определённой энергией и многомерным?

Безусловно, понятия «зла» и Богов совершенно не совместимы! Род состоит из Белобога и Чернобога, он удерживает баланс Вселенной, чтобы в ней не было ни избытка чего-то, ни недостатка.

А человек, как существо отнюдь не совершенное, лишь растёт и развивается, чтобы достичь Божественного абсолюта. И крайне значимо, чтобы рост и развитие осуществлялись гармонично, всесторонне. Чтобы не было ни «зело», но и не «худо».

Арии (предки славян) – представляют собой солнечную нацию. Вследствие чего культ светлых Божеств более популярен и приемлем для нас. Однако, это совершенно не обозначает, что не следует интересоваться тёмными аспектами Рода. Его обратные стороны проявлены в виде Чернобы. Мара с Мороком выступают мужским и женским проявлениями тёмных аспектов Рода, его неизвестным, скрытым состоянием. Они аналогичны бессознательному нашего мира.

Давайте же теперь познакомимся поближе с тёмными Богами Руси.

Чернобог – олицетворяет собой чёрную силу, воплощает все Тёмные Божества. Является безличностной сущностью.

Мара – ей удостоена роль повелительницы Нави, а ещё Хозяйки смерти, супруги Морока, антипода Лады. Выступает только Ликом гибели, но не самой гибелью. Мара – предвещает беды и различные несчастья, хранит неведомые тайные знания. Может проявляться, как светлокожая черноглазая девица в белоснежном одеянии, имеющая тёмные волосы и серпы в руках либо как ужасная старуха в чёрной одежде с косою.

Морок – приходится супругом Маре и отцом Божествам Тёмным. Становится обратной ипостасью Сварога, его антиподом (Сварог –  ассоциируется со светом, Морок – с тьмой). Олицетворяет собой патологии, холод и ложь. Наполняет души человеческие тьмой и неведаньем. Посылает испытания для тех, кто имеет много сил, устраняя тех, кто слабее.

Морок предстаёт перед людьми, как бесконечная тьма, мрак. Ассоциируется с наиболее жуткими фантазиями, морочливыми предрассудками, мешающими людям жить нормальной жизнью. Данная сущность не признаёт договоров и ничем не подкупается.

Еще про Тора:  Славянский оберег Макошь - значение амулета богини Макоши

Морена – выступает дочерью Морока с Марой. Лишает людей жизненных сил, когда они забывают о почтении законов Прави и начинают заниматься Кривдой. Также выступает тёмным духом водной стихии, отнимающий силы.

Недоля – дочерь Макоши, сестрица Доли, представляющая её антипод – способна погубить людей, идущих против Божеств и Рода. Портит жизнь различными несчастными происшествиями, проблемами и хворями.

Вий – выступает Божеством-хранителем Пекельных реальностей, властителем нечистых сил, предводителем упырей. В Явной реальности он не способен видеть. Вий устраивает смертоносный ветер – смерч, уничтожающий всё вокруг.

Блуд. Его задача – заманить родновера на окольную тропинку, путь разрушения  Обычаев и Истины. Именно имя этого Тёмного Бога образует слово «ублюдок» — значит, ребёнок, появившийся на свет от неправедного мужского и женского союза.

Душевное и физическое Солнце-Свет обладало важнейшим смыслом в жизни наших предков: оно даровало им жизнь, радость. Но, несмотря на это, у пращуров хранились и принимались сведения про Тёмных Божеств. Ведь они представляют собой не отделяемую частицу Кола Живоявленья. Знания сохранились и до наших дней.

К примеру, нам известно о вечной борьбе Белобога с Чернобогом, которая держит Мир и дарует нам возможность жить. Недопустимо возносить хвалу Белобогу, пороча в тоже время Чернобога, ведь подобное абсолютно неверно. У наших пращуров отсутствовала боязнь перед Тёмными Божествами, но они опасались их, постигали их энергию, дабы не оказаться под их воздействием. Позже, когда наблюдался упадок Ведического знания – их пытались задабривать.

Но никогда славяне не забывали про Чернобожичей, помня и про то, что мы с нашими родными являемся Детьми Солнца. А познания о Тёмных Божествах нужны нам, чтобы уметь вовремя замечать их признаки присутствия в собственных жизнях и своевременно возвращаться к Свету.

А без Тёмных Божеств физическая жизнь в Явном мире была бы нереальной. Отталкиваясь от этого, несправедливо будет относиться к Чернобожичам, как к силам зла, ведь в действительности зла нет. А познать свет без  тьмы – невозможно. Необходимо помнить про Чернобу, но не забывать про своё Светлое происхождение и идти по Светлому пути.

Такие они старославянские Боги. В завершение предлагаю вам просмотреть тематический видеоматериал:

Marissa

Южная

На Балканах славянские племена очень рано оказались в области культурного влияния Рима и особенно Византии, а потому первыми приняли христианство. Сведений о местных божествах сохранилось немного, в основном в записях греческих авторов. Но на основе их данных и местной топонимики можно говорить о культе Перуна, как ключевого божества в эпоху вторжения на Балканы, и обожествлении сил природы — в византийских текстах они упоминаются как «демоны» и «нимфы».

Существа и боги низших ступеней пантеона из мифологии южных славян известны гораздо лучше. Главная особенность здесь — тесная интеграция (объединение) в общебалканский культурный ареал, поэтому обнаруживаются параллели и общие сюжеты с мифами и поверьями греков, румын и албанцев.

Смена годового цикла воплотилась в образе Бадняка, даже сегодня этот день отмечается путем сожжения полена на ритуальном костре — своего рода символические похороны. Его сын Божич символизирует приход нового года, а после смешения языческой обрядности с христианским календарем это имя стало у сербов термином, обозначающим день Рождества.

Женские божества, лесные и водные духи в целом сходны с аналогичными существами в поверьях других славян. Однако змееподобная Ламия, демоны-караконджулы и иные святочные нечистые духи явно заимствованы у соседей-греков. Возможно, через посредство дако-римлян пришел к славянам и Троян — антропоморфный демонический герой, имевший своим прототипом одноименного римского императора и даже нашедший отражение в древнерусском «Слове о полку Игореве».

Но самая известная южнославянская мифическая фигура — это мертвецы, пьющие кровь живых. Поверье о нечистых или заложных покойниках получило на Балканах наибольшее развитие, заняв прочное место в низшей демонологии. Вампир имеет общие черты с другими местными кровопийцами, румынским стригоем и албанской штригой, и соответствует восточнославянскому упырю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector