Апокалипсис натальи гончаровой
Давайте его порасшифровываем вместе, в искусстве авангарда это не так просто сделать, как разглядывая средневековые миниатюры.
Photo: © Tate Photography (Matt Greenwood)
Интересно, что не помню, был ли этот цикл собран на московской выставке Гончаровой, которая была в 2021 году (пишут, что был). Почему не помню — понятно: вещи с первого взгляда не запоминаются как единый цикл (только по колориту), они сложные для понимания. И если ты не знаешь, что это, то просто посмотришь на яркие пятна и пройдешь мимо.
Если же сюжет тебе знаком, то надолго залипнешь, наоборот.
“Жатва” – это изначально 9-частный полиптих, созданный в 1911 году.
Сохранилось 7 частей.
В Третьяковке 3, в Центре Помпиду 2, в Костроме 1 и в Омске 1.
Две работы пропали. Мы знаем их названия: «Город, заливаемый водой» и «Царь», к последнему существует рисунок.
Цикл назвается именно “Жатва” (а не “Урожай”, как иногда переводят обратно с английского), потому что это совершенно новозаветная Жатва Божья, в которой он собирает наши души.
***
Самый узнаваемый из сюжетов “Апокалипсиса” в этом цикле Гончаровой: Блудница Вавилонская на Звере Багряном.
Вот классический пример трактовки, на гравюре из Лютеровской библии.
А вот как написала ее Гончарова, очень эффектно.
Дева на звере. Костромской музей-заповедник
У меня, к сожалению, нет каталогов Гончаровой. Если у кого-нибудь они есть на руках, пофотографируйте мне аннотации, интересно, что люди пишут.
В данном случае вызывает вопрос название “Дева на звере”. Если оно авторское, то надо думать, почему Гончарова, хорошо знавшая писание, так странно назвала картину. Какая ж это дева? (девственница). Это шлюха вавилонская. В “Апокалипсисе” есть приличные женщины: Жена, облеченная в солнце и настоящая дева — Невеста-Церковь.
Если это позднее название, данное другими людьми, то кто-то просто ошибся.
Также ошибаются те, кто пишет в описании “она едет на трехглавом звере”. Нет, она едет, как положено по уставу, на 7-главом Звере багряном, просто в кадр попали вот только три головы. Это не змей-горыныч.
Рисунок. 1911. Бумага, графитный карандаш. Коллекция М.Салиной и С.Кривошеева
Вот у нее еще гравюра есть 1914 года на эту же тему. Из серии «Мистические образы войны».
Парный блуднице — более загадочный товарищ с посохом.
Пророк, ГТГ
Ежели цикл “Жатва” посвящен “Апокалипсису”, что очевидно, то получается, это — один из Двух свидетелей Божьих из 11-й главы.
Они пришли прорицать и проповедовать, такие могущественные, посланные Богом, но вышел Зверь из Бездны и убил их. Почему тут не 2 пророка, а 1 — непонятно, зато Зверь (змей) в наличии).
Старообрядческая иконография
Следующий сюжет из 14-й главы “Апокалипсиса”. Там в видении Иоанну является Христос с серпом в руках, сначала он жнет хлеб:
И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.
Сцена жатвы — это аллегория Суда Божьего (который мы в подробностях скоро увидим в следующих главах “Апокалипсиса”). Образ взят из пророка Иоиля, который говорит о том, что суд близок такими словами: «Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела» (Иоил. 3,13) и Евангелий: «Когда же созреет плод, — говорит Иисус, — немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мар. 4,29); и в притче о пшенице и плевелах
Гравюра из Лютеровской библии
Гончарова сосредтотачивается на серпе, который уподобляется небесному светилу месяцу. Она не показывает нам, что косарь — это ангел.
Однако в небесах такие нетипичные являения (черная звезда, всполохи), что можно попробовать догадаться, что это о чем-то нехорошем (то есть о Страшном суде над нами).
Урожай (Жатва), Омский музей
Есть гравюра-аналог
Напротив висит следующий эпизод из той же 14-й главы: после жатвы хлеба ангел обрезает гроздья винограда, которые бросают в великое точило гнева Божьего.
И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.
Также это относится к строке из 19-й главы, когда происходит Второе Пришествие Христа. Который одновременно скачет на белом коне, и выдавливает виноград в предназначенном для этого оборудовании, ссылаясь на предыдущий эпизод, указанный мной: Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
Рисуют это так (миниатюра 13 века)
Гончарова избавилась от всех ненужных деталей, сосредоточившись только на крупном плане ног Бога.
“Ноги, мнущие виноград” (Центр Помпиду)
И это мы должны понимать, что сие — ноги именно Бога, Иисуса Христа, а виноград, который он давит — это гроздья гнева Божьего, неверующие и грешники, которые будут наказаны. Поэтому засовывать эту картину в реферат “Стилевые тенденции русского бытового жанра начала XX…”, друзья мои, не особо уместно.
В верхнем ярусе самое интересное по центру. Это сцена Снятия Шестой печати (6-я глава).
И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.
Эта сцена традиционно изображается с падением метеоритов.
Гравюра из Библии Василия Кореня, 17-й век
Гончарова ее трактует по своему, как будто ангелы кидают камни собственноручно.
Ангелы мечущие камни на город, ГТГ
(К нему сюжетно примыкало утраченное полотно “Город, заливаемый водой”.)
Обрамляют это полотно две птички: “Павлин” (Центр Помпиду) и“Феникс” (ГТГ).
Глеб Поспелов пишет, что причины из включения автором в цикл загадочны. Могу с ним согласиться, куда уж мне в калашный ряд.
Теоретически эти птицы могут символизировать то же, что и обычно: самомнение-тщеславие и возрождение после гибели (воскрешение души). Тогда их место в цикле понятней.
При этом в цикл не включается написанный ею годом ранее, в 1910-м, классический апокалиптический
Старец с семью звездами. (Апокалипсис), ГТГ
Нет, точно тут чего-то с названиями. Какой он “Старец”? Это Бог, конкретно Бог-Отец.
Сюжет называется “Видение Сына Человеческого”, он из 1-й главы:
Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая во́лна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.
Гончарова написала его очень канонично и узнаваемо: тут и семисвечник, и звезды в руке. Меча из уст только нету.
Миниатюра 16 века
Если у кого из вас получится найти, нагуглить, отсканировать рисунок её “Царя” из этого цикла к утраченной картине, несите пожалуйста в клювике, буду благодарна. Наверно, он был центровым, изображая Христа Пантократора?
***
Итак, теперь давайте посмотрим на этот цикл, узнавая, что там нарисовано:
это картины про Страшный Суд, про то, что мы грешники. Про то, что за нами придут и нас будут судить по грехам нашим, нашему тщеславию. Возмездие неотвратимо, и оно придет за нами в пламени, метеоритном дожде и палящем солнце. Ангелы будут метать камни с небес, города будут разрушены. Души наши будут гореть в вечном огне и только праведникам суждено будет возродится. Иисус Христос будет топтать грешников в чане, как виноградарь грозди, и кровь будет вытекать из этого точила, как виноградный сок. Шлюха Вавилонская, торжествуя, наглая и надменная, сосуд греха, будет смотреть на нас свысока. Праведник-пророк, который будет пытаться спасти нас, будет пожран Зверем из Бездны. Ангелы будут жать души праведников серпом, как колосья: и только в этой из картин, да еще в “Фениксе”, есть какой-то намек на позитивное окончание этой истории хоть для кого-нибудь. Режущий глаза огненно-синий колорит подчеркивает беспокойство этого рассказа. Это “Апокалипсис”, часть первая, страшная.
Так что говорить, что этот цикл “выполнен по мотивам книги Откровение Иоанна Богослова”, как мне тут попадается, это совсем не понять эти картины. Это не “мотивы”, это активная переработка имеющейся классической иконографии, и глубокое погружение в сюжет, очень тщательная иллюстрация. Один из лучших и любопытнейших вариантов трактовки Апокалипсиса в ХХ веке, и весьма близкий к тексту, в отличие от многих других мастеров этого столетия.
***
И все это вы сможете понимать самостоятельно,
коли осилите мой иллюстрированный альбом “Апокалипсис в искусстве“.
Кто еще не приобрел, то рекомендую.
UPD: спасибо kry_katrin
Она пишет, что “в каталоге выставки в ГТГ 2021 года картина “Дева на звере” действительно фигурирует именно с таким названием. Аннотации нет. В литографиях цикла “Мистические образы войны” название такое же. Мне кажется все-таки, что это не ошибка. Кстати, дарю раскрашенный вариант гравюры “Дева на звере” из этого альбома.
(Взят из каталога выставки Гончаровой в ГТГ, 2021)
Название “Старец с семью звездами”, похоже, тоже авторское, поскольку оно фигурировало еще на дореволюционных выставках.
Аннотация из каталога ГТГ:
UPD2
вот прислали с выставки Тейт:
Гравюры из МОМА от vlmm
§
Жуткий слепец — mytor.ru
Почётный житель зловещей долины, отличительной особенностью которого является слепота. Может быть слепым прорицателем, который не смог совладать со своим даром и сошёл с ума. Может быть плодом бесчеловечных экспериментов или кошмарных пыток, в ходе которых и лишился глаз, или жертвой страшной обезображивающей болезни. Может, наконец, быть просто жутким прохожим. Чаще всего встречается в различных хоррорах и тёмном фэнтези.
- Грайи из легенды о Персее и Медузе Горгоне. В двух голливудских экранизациях — педаль в пол.
- Гоголь, «Вий» — с фитильком и одновременно педалью в церковные подвалы, так как не слеп, но не может видеть без посторонней помощи из-за гипертрофированных век, зато когда ему их поднимают — видит сквозь магическую защиту. За жуть поручится умерший от неё Хома Брут.
- Киплинг, «Мировая с медведем»: слепота Матуна еще меньшее из зол, медведь оставил его практически без лица. Теперь он побирается, сначала за плату предлагая снять повязку, потом прося дополнительную плату, чтобы надеть ее обратно.
- Умберто Эко, «Имя розы» — Хорхе из Бургоса.
- «Дом в тысячу этажей» Яна Вайсса — Орсаг.
- «Остров сокровищ» Стивенсона — Пью.
- В фильме 1982 г. цензура пощадила зрителей и убрала крупный план лица (с пробкой вместо глаза, но и показанного с лихвой хватает). Впрочем, данный персонаж во многих экранизациях выглядит устрашающе.
- Педаль в пол давит версия 1990 г. с Кристофером Ли.
- В мультсериале 90-х он так вообще вполне живой колдун, и начальник Сильвера.
- Его же «Похищенный» — коварный слепой нищий Дункан Маккей, не однажды обвинявшийся, как оказалось, в разбое и даже убийстве.
- В фильме 1982 г. цензура пощадила зрителей и убрала крупный план лица (с пробкой вместо глаза, но и показанного с лихвой хватает). Впрочем, данный персонаж во многих экранизациях выглядит устрашающе.
- «Властелин колец» — днём назгулы видят лишь тени.
- «Дом, в котором…» — Слепой может производить и такое впечатление: неестественно длинные и как будто автономные пальцы, неопределяемый возраст (а что вы хотите от Ходока и вообще оборотня), а уж его умение драться и в особенности обращение с ножом и подавно выжимает педаль в пол.
- Вадим Панов, «Тайный город» — Зорич (глаза в Афганистане душманы выкололи). К жутковатой внешности прилагается и соответствующий характер, да и напрямую отыгрывать троп бывший военный ещё как умеет.
- Впрочем, перед нами не просто военный социопат. Перед нами человек с каким-то очень вывернутым комплексом неполноценности. Он самостоятельно дослужился до генерала чуть ли не до тридцати, воюя в горячих точках… и при этом абсолютно уверен в своей полнейшей бесполезности на гражданке. Единственный навык, которым ему приходит в голову зарабатывать до встречи с Анной — это игра на бильярде.
- Метавселенная Рудазова — великий мастер Джонатан, Чёрный Слепец. Высший Маг, преподаватель в Академии Деорга, по совместительству — психопомп.
- Князь Пустоты — кишаурим, колдуны-жрецы Одинокого Бога (местный Аллах местных арабов), выкалывают себе глаза, когда заступают в должность. Пустые глазницы вместе с грозной репутацией создают соответствующий эффект.
- Дюна — в «Мессии Дюны» таким становится Пауль Атрейдес, когда ему выжигает глаза камнежогом (ядерным оружием). Зловещие пустые глазницы вкупе с его провидческим даром, который заменяет ему зрение, делают его ещё более грозным.
- Ги де Кар, «Чудовище» — слепоглухонемой Жак Вотье, ложно обвиненный в убийстве.
- «Не с этой Земли» (Not of this Earth, 1957) — Пол Джонсон без очков выглядит как предмет статьи. Но на самом деле — зрячий пришелец, да еще и псионик.
- Ясудзо Масамура, «Слепое чудовище» — безумный скульптор Митио.
- «Лабиринт Фавна» — Бледный человек.
- «Не дыши» — главный злодей, отставной слепой ветеран. Его жертвы, впрочем, являются преступниками, которые не побрезговали ограбить старика-инвалида — и, в большинстве своем, жалости не вызывают.
- «Звёздные войны. Скайуокер: восход» — Палпатин и так не красавец после сражения с Винду, а с бельмами на глазах и вовсе давит педаль в пол.
- «Бегущий по лезвию 2049» — Ниандер Уоллес, глава мегакорпорации имени себя, воспринимающий мир через сенсоры роботов. Манера не говорить, а проповедовать усиливает производимое им жуткое впечатление — перед зрителем предстаёт поехавший в край обладатель комплекса бога.
- Картина Питера Брейгеля-старшего «Притча о слепцах»: слепцы не просто жуткие сами по себе, но и, как принято у искусствоведов считать, символизируют человеческую «слепоту» — глупость, неумение думать своей головой, в общем, панургово стадо.
- Вождя гуситов Яна Жижку, после того, как он потерял зрение окончательно, враги называли «Страшным Слепцом».
Внешность | |
---|---|
Лицо и голова | Альбинос • Анимешная внешность • Без лица • Бледный, как смерть • Большой лоб • Безликий персонаж (Безликая массовка) • Временно появляющиеся уши • Золотая фикса • Вытянутая морда (Щучье шячло) • Детская щербинка • Какая отвратительная рожа! • Квадратный подбородок справедливости • Кельтский тип • Морда кирпичом • Нечеловеческая мимика/Безумная мимика • Неясно-смуглый • Облик Горлума • Облик Орлока • Облик Чезаре • Остроухий • Поломанные уши, сломанный нос, набитые кулаки • Подростковые прыщи • Рот не на том месте • Серьёзная мина — плохой человек • Тёмные круги под глазами • Торчащие клыки • Уши-крылья • Юношеские веснушки • Яркий представитель тёмных сил Улыбка:Брекеты • Клыкастая улыбка • Кошачья улыбка • Мерзкая улыбочка • Улыбка Гуинплена |
Глаза | Взгляд: Бегающий • Взгляд в никуда (Печальные безжизненные глаза) • Глаза навыкате • Немигающий • Убийственный • Щенячий Дефекты зрения: Без глаз • Всегда закрытые глаза • Глаза не на том месте • Искусственный глаз • Одноглазый крутой • Очкарик (Злобный очкарик) • Прикрывает один глаз • Слепой (Жуткий слепец • Они выкололи мне глаза • Прелестная слепая девушка • Слепой прорицатель • Слепой самурай) Цвет глаз: Голубые • Зелёные • Золотые • Карие • Красные • Серые • Синие • Тёмно-синие • Фиолетовые • Чёрные • Неоднозначные (Бесцветные рыбьи глаза • Глаза переменного цвета • Глаза разного цвета • Коровьи глаза) Фантастические: Бездонные чёрные глаза • Белые глаза без зрачков • Белые глаза с чёрными зрачками (Глаза-бусины простака) • Блестящие серебряные глаза • Вертикальные зрачки • Множество глаз • Облик Кецилия • Светящиеся глаза • Фасеточные глаза Прочее: Глаза и волосы одного цвета • Глаза — зеркало души • Глаза Тарэмэ vs Глаза Цуримэ • Какие красивые глаза! • Простить за красивые глаза • Шляпа прикрывает глаза |
Волосы | Цвет волос: Блондины (Белые волосы, тёмная кожа • Белые волосы, чёрное сердце • Все любят блондинок • Золотая шевелюра зла • Золотые волосы, золотое сердце • Ледяной блондин • Солнечная блондинка • Тупая блондинка) • Брюнеты (Безучастная темноволосая девушка • Волосы цвета воронова крыла • Готический брюнет/Готическая брюнетка/Готическая Лолита • Жгучий брюнет/Жгучая брюнетка • Прекрасная белоснежка • Чёрные волосы, чёрное сердце • Умная брюнетка) • Шатены (Мягкий шатен) • Рыжие (Герои любят рыжих • Огненная шевелюра — огненный характер • Рыжее солнышко • Рыжие волосы, тёмная кожа • Рыжий-бесстыжий • Счастливое семейство рыжиков) • Седина (Поседеть за одну ночь • Седая прядь) • Прочие (Блондин и брюнетка vs Брюнет и блондинка • Блондинка, брюнетка, рыжая • Застенчивая синеволосая девушка • Розоволосая конфетка Причёска:Аккуратные локоны vs Буйные кудри vs Гнездо на голове • Аристократические спиральные пряди • Армейский ёжик • Ахогэ • Брутальный лысый (Лысая женщина) • Брутальный хайер • Волосы-воздухозаборники • Волосы закрывают глаза • Волосяные антенны • Длинная шевелюра — роковой мужчина • Длинноволосый симпатяга • Драматическая смена причёски • Жизнерадостные хвостики • Заучка с косичкой • Ирокез • Короткая стрижка — сильная женщина vs Длинные волосы — это женственно • Крутая косичка • Лысый, как череп • Материнская косичка • Мудрая плешь • Невероятно длинные волосы • Непрактичная грива • Оданго • Печальная грива • Каре двадцатых • Сёнэн-причёска • Позорная плешь • Практичный «хвост» • Спиральные локоны • Строгий пучок • Цветок в волосах • Экстравагантная причёска • Японская прямая чёлка Брови:Густые брови крутизны • Монобровь Борода:Борода многогрешная • Вечная трёхдневная щетина • Злобная козлиная бородка • Крутой бородач • Маскировочная борода • Мудрая борода • Печальная борода • Удобная борода Усы: Прочее:Бакенбарды крутизны • Волосатая грудь |
Фигура | Громадного роста (большой начальник • великан • добродушный гигант • сверхгигант • шкаф) • Длинные руки, короткие ноги • Зловещая долина • Злодейская сутулость (горбун Игорь • Крутой горбун) • Низенький школьник vs Высокая школьница • Маленький и щуплый • Наполеон • Невысокий крутой • Невысокий силач • Огромный парень, крошечная девушка • Она высокая, он низенький • Сильнее, чем кажется • Хлипкий маг Связанные с фигурой комплексы: Застарелый комплекс полноты • Комплекс груди (Скрывать грудь) • Комплекс роста • Комплекс очков |
Предметы на руке | Дальнобойный кулак • Крюк вместо руки • Наручная пушка/Наплечная пушка • Наручный клинок • Руки-ножницы • Сверхфункциональный протез |
Манеры движения | Армейская выправка • Безумный тремор • Двигается как Буратино • Кавалерийская походка • Кошачья пластика vs Симпатичные девушки неуклюжи • Левша • Хромота |
Прочее | Белокурая арийская бестия • Бронзовый загар • Волосатая женщина • Вторая сущность людей • В юности была красавицей • Голливудское уродство (Я уродина) • Голливудская генетика • Героический Икс-шрам • Да она красавица! vs Неухоженная красотка • Драматический стриптиз • Зло уродует (Очищение) • Изменился за лето (Я стал выше) • Загар (Загар не виден • Космический загар vs космическая бледность • Крутой загар) • Красивое тело, уродливое лицо • Красивый — значит хороший • Невинно выглядящий злодей • Невзрачный злодей) • Красота остаётся незапятнанной • Протагонист выглядит как болванчик • Моложе, чем выглядит vs Старше, чем выглядит • Морализация облика • Мужественная ссадина на щеке • Неприметной незапоминающейся внешности • Нестандартная красота • Одна мода на всю расу • Они испортили мне внешность! (Кислотой в лицо) • Очумелые ножки • Половой диморфизм • Подурнеть в адаптации vs Похорошеть в адаптации • Пустоголовый франт • Рот не на том месте • Уродливо красивый • Фут-фетишизм • Цветовой дресс-код • Шесть пальцев • Шрамы навсегда • Я художник, я так вижу Особая примета: Метка на коже (Волшебная татуировка • Опознавательная татуировка • Отметина мага • Родинка • Символы на лице) |
Модели для подражания | Битлз • Брюс Ли • Гитлер • Дон Корлеоне • Индиана Джонс • Рэй Аянами • Сефирот • Чарли Чаплин • Шерлок Холмс • Эйнштейн • Элвис |
← | Штамп • Амплуа • Одежда • Основы |
История одного шедевра. константин васильев – "человек с филином" – mytor.ru
Константин Васильев прожил недолгую, но яркую судьбу. Еще не родившись, попал в застенки, был гоним как художник, загадочно погиб… Мы начнем рассказ о замечательном художнике с конца. Его последняя картина, которую принято называть «Человек с филином», не имеет авторского названия. Она осталась стоять на мольберте в день его смерти.
Константин всю свою недолгую жизнь пытался понять: Кто мы? Зачем в этом мире? Многие ценители творчества художника считают картину «Человек с филином» последним посланием Константина Алексеевича Васильева потомкам, своего рода философским итогом мастера.

Картина полна символизма, для понимания которого не нужно быть особым экспертом.
Россия во всем мире воспринимается как северная страна, хотя имеет самый разнообразный климат. Художник всегда любил символы в своих работах. Пейзаж на большинстве его полотен неприветлив и суров. Сильные люди, населяющие этот мир, скупы в эмоциях, в их движениях и позах сквозит достоинство, внутренняя сила духа.
Кто поводырь этих сильных людей? В собирательном облике старца художник видит мудрого старого волхва, хранящего для потомков мудрость человеческого опыта предыдущих поколений.
В руке его свеча, символ огня душевного, ровного и негасимого, способного постичь весь мир через постижение самого себя. В глазах старца все та же древняя духовная уверенность, сила, стойкость.
Старец как гора возвышается над заиндевевшим миром, под ним облака. Что сопровождает мудреца в нелегкий путь, равный, возможно, жизням многих поколений, чтобы связать собою два начала и достичь гармонии мира?
Ему не надо много, он повидал в жизни столько, что с собой взял только: верного спутника, свечу — символ истины, которая поможет и подскажет верный путь, и плеть — которая защитит и обозначит его могущество и власть.
Старик сосредоточен над пламенем свечи, он переосмысливает всё прошедшее в длинной, бурной жизни, сквозь время пытается увидеть дальнейший правильный путь.
Года и утраты, оставившие морщины на его лице, не сломили сына великого Севера. Он устал, однако впереди у него долгая тяжелая дорога.
Мудрец возвышается над заснеженной землёй, смотря вдаль суровым взглядом. Поднявшийся великан соединил собой два мира: небо и землю, подобно мифологическому древу жизни — соединителю двух сфер.

Словно корнями врос старец-великан в землю, еще не проснувшуюся от холодного сна. Мех его шубы, схожий своей фактурой с заиндевевшими кронами деревьев, свидетельствует о былой связи с зимним лесом.
Человек поднялся из самой природы и в единении с ней достиг таких высот, что головой подпирает свод небесный.
Над седой головой в левой руке он держит плеть, как символ воздаяния за неправедность, ибо без самоограничения непостижима истина.
Путник готов к любому повороту событий, в любых критических положениях и ситуациях сохраняет достоинство, упорство, уверенность, готовность дать отпор в любую минуту.
На рукаве сидит зловещий и хмурый филин, выше — черное, звездное небо, вселенная.
«Живой» ее глаз — всевидящее око — завершает движение вверх: дальше бесконечный простор непознанного космоса.
Филин — птица, которая видит все даже под покровом ночи, в глубинном мистическом смысле это — всевидящее око космоса, абсолютной идеи, вселенной, Бога.
Это то откровение, к которому стремится и которого рано или поздно достигнет грядущий человек. Око, которое сурово, но справедливо, которое видит и, если надо, направляет, в том числе и плетью. Но это и тот верстовой столб, на который можно ориентироваться на пути к вечности.
Птица сидит на руке старца широко раскинув крылья, как бы готовясь взлететь, она возвышается над миром и человеком, завершая воссоединениеНеба и Земли воедино.

Человек достиг вершины, головой уходит в бесконечность познания и мудрость Космоса.
В основу истинного возвышения художник определяет творческое горение — и как символ его — сгорающий в ногах провидца свиток с собственным псевдонимом «Константин Великоросс», очевидно, полагая, что только творческая мысль, рожденная из знания, способна достичь космических высот.
Но сгорает имя! И в этом есть второй, личностный смысл. Истинный художник, истинный мыслитель должен полностью забыть о себе ради людей. Только тогда он становится живительной силой. Созидание является одним из великих выражений духа человека.
Из пламени и пепла свитка пробивается вверх небольшой росток дуба — знак вечности.
Дубок изображен наподобие нанизанных один на другой цветов трилистника — древнего символа мудрости и просвещения. Энергия растущего дубка подпитывает свечу мудрости!
Неумирающие знания оставил на земле огонь творчества! Созидание является одним из великих выражений духа человека!

Константин Васильев считал своим духовным учителем Виктора Васнецова.
Как и Васнецов, Васильев долго вынашивал идею своих картин, постоянно рисовал множество версий и сюжетов, разрабатывая волнующую художника тему.
Могучий россиянин, Северный орел — олицетворение Великого Севера, стал первой ступенью к «Человеку с филином».
Таким видел Константин идеального представителя России.

Следующей картиной, продолжающей идею, стало полотно «Великан». От фигуры веет силой, позади трудная дорога… Васильев не успокаивается. Он постоянно домысливает свое предназначение в жизни. Какова роль Человека на Земле?
Через год он пишет картину «Человек с филином».
После окончания работы над картиной Васильев сказал матери: «Я теперь понял, что надо писать и как надо писать».
Сила, заложенная в этих словах, говорила о том, что Васильев действительно вступает в новую фазу жизни и творчества. Он ощутил какой-то нерв жизни, что-то совершенно новое. Это был мощный прилив сил, проникший в него извне. И от наступившего периода можно было многого ожидать.
На следующий день Константин Алексеевич Васильев трагически погиб!!!

И старик, и филин — символы мудрости. Возле ног лежит полыхающий пергамент. На нем написано всего два слова и дата – «Константин Великоросс. 1976».
Именно так – Константином Великороссом – нередко называл себя Васильев, считая это своим творческим псевдонимом.
Случайно ли художник дополнил картину горящим пергаментом, на котором указано его имя и год, в котором он погиб?
Известно, что многие большие художники, поэты и писатели как бы предвидели своё печальное будущее и зачастую предсказали смерть: Пушкин в «Евгении Онегине», Лермонтов в «Герое нашего времени», у поэта Николая Рубцова есть строки «Я умру в крещенские морозы, я умру, когда трещат березы… Он скончался 19 января 1971 года и таких примеров можно привести много. Все эти случаи заставляют задуматься, но не являются истиной в последней инстанции.

Поэтический образ мудрого старца, рожденный художником, производит неизгладимое впечатление на окружающих.
Возле картины хочется задержаться подольше и попытаться увидеть, понять: о чём хотел поведать художник.
Картина тяжёлая, зритель воспринимает сюжет по-разному, в силу своей веры, знаний и духовного начала.
Картина находится в экспозиции Картинной галереи Константина Васильева в Казани.
Официальный сайт музея: http://www.konstantinvasiliev.ru
Картинная галерея Константина Васильева принимает посетителей ежедневно кроме понедельника с 10 до 18 часов (касса открыта до 17-30).
Цены билетов 60 руб. для школьников и студентов, 80 руб. для пенсионеров, 160 руб. для взрослых.
Адрес галереи: Казань, ул. Баумана 29/11, тел. 8 (843) 292 23 89
Позже мы постараемся подробно рассказать о творчестве и судьбе Константина Васильева!