Солнцеворот – значение славянского символа

Что такое солнцеворот и как выглядит

Солнцеворот
Коловрат — древний символ трех богов.

Другое название знака – Коловрат. Наименование происходит от славянского слова «коло», что означает «солнце». Символ имеет вид круга с загнутыми лучами, бывает 4, 6 и 8-конечным.

Долгое время древний образ был незаслуженно в опале из-за ассоциаций с нацистской свастикой. Но, хотя Адольф Гитлер и взял в качестве эмблемы солярный знак, появился он задолго до возникновения III Рейха. Его использовали еще древние индоевропейские племена, относящиеся к доарийской культуре, считавшие Коловрат символом плодородия.

В гитлеровской Германии нацисты использовали изображение солнца, стремясь подчеркнуть свое происхождение от арийцев, тем самым скомпрометировав на долгие годы светлый талисман.

И только спустя полвека после окончания Великой Отечественной войны и водружения над рейхстагом Знамени Победы стало возможным говорить, что Коловрат – это не знак агрессии, а символ мира, оберег от злых сил, могучий талисман.

В древнегреческой мифологии

Гелиос олицетворяет собой само Солнце. Он дарует жизнь всему, что есть на земле, но может и покарать смертных, которые были ему неугодны, ослепив их. Считается, что он обитает на восточном берегу океана. Каждое утро Гелиос садится в золотую колесницу и совершает путешествие по небосводу. В конце дня он погружается в ладью, что ждет его на западе, и отправляется на восток по морю.

Еще один древнегреческий бог солнца — Аполлон. В разное время считалось, что он покровительствует охотникам, музыкантам, певцам и скульптурам. Позднее он стал олицетворять собой свет знания и мудрости.

Солнцеворот – значение славянского символа
Смотреть все украшения с Солнцем в каталоге SUNLIGHT

Грозовик

У этого знака концы лучей смотрят влево – Противосолонь. В праздновании Солнцеворота он символизирует приход зимы. В качестве амулета его использовали воины и маги. И сегодня его рекомендуют носить людям, выбравшим в качестве профессии службу в армии и структурах правопорядка.

Он вдохновляет на подвиг и уберегает владельца от поражений, телесных и духовных ран. Но помогает оберег только людям с чистой душой и помыслами.

Грозовик
Грозовик — амулет в честь прихода зимы.

Громовик

У этого символа концы лучей загнуты по часовой стрелки, повторяя ход солнца. Он олицетворяет плодородие, победу светлых сил над тьмой и холодом.

Изначально такой амулет назывался Громовиком и считался мужским знаком, подходящим воинам. Его возбранялось носить женщинам, так как энергия, исходящая от талисмана, могла изменить судьбу.

Однако позднее значение оберега изменилось. Его стали использовать не только те, кто связал свою жизнь со сражениями. Оберег нашел применение в обычной жизни. Считается, что он способен защитить не только от болезней, но и от недобрых помыслов, злого колдовства, сглаза.

Громовиком талисман называют из-за поверья, что он издает грохот, который не слышит добрый человек. А злых людей он приводит в трепет и заставляет избегать владельца оберега.

Громовик
Громовик знаменует победу светлых сил.

Зимний

Коляды, Ночь Чернобога – так называли у славян Зимнее Солнцестояние. В этот день провожали Ярило, который слагал свою власть до весны. Несмотря на мрачноватый оттенок мероприятий, празднование проходило весело.

Дети ходили по домам, распевая песенки-колядки, а им за это давали угощение или «малую денежку». Устраивались потешные бои – эта традиция пошла с древних времен, в ту пору битва «дружин» символизировала сражение светлых и темных сил, Ярила и Чернобога.

Бойцы состязались в единоборстве, а завершением турнира становился штурм снежной крепости.

Символом зимнего Солнцеворота стал знак Противосолонь. Его также использовали волхвы и воины, служившие Чернобогу. Считалось, что такой талисман способен, как бумеранг, отразить злые намерения в сторону злоумышленника.

Противосолонь
Противосолонь в помощь от черной магии.

Значение символа солнцеворот

Значение
солярного орнамента с годами несколько изменилось, поскольку частично утеряны сакральные
знания прошлого. Несомненно, знак близок дневному светилу, связан с его
таинственной магической мощью. Громовик,
Грозовик обладает особенной силой и влиянием.

Символизм Солнцеворота связан с первоначальным значением оберега,
отражающего суть народных
праздников, святых славянских дней. Такими были дни, когда светлое и темное
время суток сравнивались, а также солнцестояния. Ученые расходятся в мнениях о
правилах толкования обрядовых узоров.

Не умолкают споры о правильном внешнем облике знака. Известно, что
существовали обереги с 6 лучами. Количество соответствует числу месяцев
разнонаправленного движения светила. При такой трактовке знак Солнца связан с символикой
Перуна. Второй вариант – 8 лучей, каждый из которых шифрует важный для славянина лунный, солнечный
праздник.

Из чего сделать амулет

Солярные символы чаще всего изготавливают из:

  • золота – отражает мощь светила, его яркость и тепло;
  • серебра – способствует активизации защитных сил, подходит как материал для Грозовика;
  • кованой стали – позволяет сделать очень сильный талисман, усиливающий такие черты, как мужество, отвага;
  • дерева – усиливает связь с природой, используется для изготовления охранных оберегов, предпочтительно использовать такие породы, как дуб, ясень, бук, сосна.

Для того чтобы защитить жилище, Солнцеворот плели из соломы, наносили изображения на стены и крышу домов. Используется символ и в качестве узора для вышивки.

Ею украшают одежду и предметы быта – полотенца-рушники, скатерти, покрывала. Традиционно используют красный, оранжевый, желтый цвета на белом фоне.

Дерево
Самостоятельно сделанный амулет из дерева имеет большую силу.

Как зарядить и активировать

Вера в приметы и суеверия не мешает людям наряду с этим отрицать магию, ритуалы и прочие «эзотерические штучки». Казалось бы, это птицы одного полета. Но нет, многие покупают амулет и даже не думают активировать его.

К чему это может привести:

  • амулет не будет работать, потому что заключенную в нем силу не пробудили ото сна;
  • амулет начнет действовать во вред, ведь его не очистили от негатива, принесенного с чужими руками (мастера или покупателей).
Талисман Солнце
Активация солнечного талисмана, как и любого другого — обязательный процесс.

Как же обезопасить себя от отрицательного воздействия? Первым делом очистите амулет, а потом проведите ритуал активации.

Активация проводится один раз, а вот очищение придется повторять регулярно, чтобы талисман солнца не терял свои свойства.

Существует немало способов активации оберегов, но у амулетов солнца есть свои особенности. Чтобы «включить» солнечный символ, потребуется родственная ему энергия — огонь.

Способы активации:

  • Окуривание травами. В равных пропорциях смешайте зверобой, ромашку и шалфей, а затем подожгите. Пронесите солнечный талисман над дымком.
  • После очищения амулета от негатива вынесите его на улицу и оставьте под солнечными лучами. Несколько часов будет достаточно, но можно подержать немного больше.
  • Очистка с помощью свечи. На убывающую луну зажгите свечу и подержите амулет под пламенем. Поворачивайте оберег всеми сторонами и не забывайте соблюдать дистанцию, чтобы предмет не перегрелся.

Самый лучший день для активации оберега с солярным символом — день летнего солнцестояния. Для наших предков это день был священным.

Солнечный оберег действительно способен изменить жизнь к лучшему, наполнить ее радостью и позитивом. Поэтому тем, кто ощущает упадок сил и недостаток целей, обязательно нужно приобрести этот амулет. Он поможет прийти в чувство и найти свое призвание.

Как изображали светило разные культуры

Рисуя солнце, наши дети уверенно выводят на бумаге круг. Но раньше этот символ не всегда изображался в таком виде.

Коловрат – сакральный образ солнца.
Коловрат — один из вариантов изображения светила.

В зависимости от региона, амулеты солнца обретали самые разные формы:

  • круг;
  • колесо;
  • узел;
  • коловрат (свастика);
  • изображение божества.

Обычно в культуре были распространены сразу несколько форм небесного светила. Например, в Египте солнце изображали в облике бога Ра, в виде глаза, а также в виде диска с крыльями.

А вот в Скандинавии были популярны амулеты с солнечным символом в виде колеса. Нечто похожее есть и в нашей культуре — коловрат. Правда, из-за того, что у коловрата бывает два направления вращения (посолонь и противосолонь), и значений у него будет побольше, чем у колеса.

Интересная вариация символа — совместное изображение двух небесных светил, солнца и луны. Амулет солнце и луна принесет своему владельцу гармонию, поможет обрести душевное равновесие.

Кому подходит солнечный талисман

Выбирать амулеты можно разными способами. Например, осознать, чего вам не хватает в жизни. Или подумать о том, от чего хочется избавиться. Ну а если не получается определиться самому, обратитесь к советам астрологов.

Каждый символ несет в себе определенную энергию. Лунные символы наделяют своих обладателей спокойствием и ноткой романтичности, в то время как солнечные пробуждают спящую энергию, подталкивают к действиям, а также способствуют творческому настроению.

Чтобы талисман действовал во благо, нужно учитывать, совместим ли он с вашим темпераментом и целями. К примеру, холерикам солнечные знаки могут принести вред. Активные сами по себе, от этого оберега они станут еще более нервными, что может привести к проблемам в семье и на работе.

Значение амулета солнце и польза от него:

  • при затяжной депрессии — светлая энергетика талисмана рассеет негативные мысли, вернув вас к жизни;
  • в период длительного заболевания — оберег не способен полностью исцелить, но значительно ускорит выздоровление;
  • после разрыва с любимым — поможет не поддаваться отчаянию и желанию вновь погрузиться в болезненные отношения;
  • при недостатке идей, вдохновения — многие художники используют солярные символы, чтобы завлечь в свою мастерскую капризную музу;
  • чтобы защититься от негатива окружающих или завистников — символы небесного светила препятствуют наведению порчи, защищают от сглаза.

Летний

Сегодня его нередко ассоциируют с Иваном Купалой, хотя даты этих праздников не совпадают. Летний Солнцеворот, или Солнцестояние, отмечают 21 июня, а ночь Купалы начинается с 6 на 7 июля.

В этот день чествовалась сила солнца, возносились молитвы богам о плодородии. Девушки плели венки и украшали ими себя и парней. Ночью в поле разжигали костры, через которые молодежь прыгала с разбегу.

Бытовала примета: если паре удастся перескочить через пламя, не разняв рук, жизнь их будет долгой и ладной.

Символами праздника являются 8-лучевой Солнцеворот и еще один солярный знак, получивший название Цветок Папоротника.

Цветок папоротника
Солярный знак Цвет Папоротника является летним символом.

Оберег в виде солнца в разных культурах мира

Солнце — это один из ключевых объектов большинства древних культур, поэтому амулеты с его изображением встречаются по всему свету. Самыми распространенными являются такие артефакты:

  • Кельтский амулет Солнечный Узел. Защищает владельца от негативной энергетики и выявляет врагов. Оберег помогает в торговле и построении брака. Его можно использовать в качестве домашнего талисмана для защиты семьи.
  • Египетский крылатый диск Солнца. Олицетворяет собой бога Гора, превратившегося в огненный шар для борьбы с Сетом. Оберег поможет достичь душевной гармонии и равновесия. Он также используется для борьбы с депрессией, апатией и хронической усталостью.
  • Ацтекский солнечный камень. Этот амулет является копией одного из древнейших календарей, который имел сакральное значение для индейцев. Он помогает владельцу правильно распределять время и не откладывать дела на потом. Также артефакт притягивает деньги и обеспечивает финансовый успех в бизнесе.
  • Символ индейского духа Солнечного Бога. Большинство племен в доколумбовской Америке поклонялись Солнцу и считали его живым, поэтому наделяли его душой. Оберег с изображением духа солнечного Бога привлекает удачу и сподвигает человека на смелые поступки. Он согревает душу и очищает разум от негатива.
  • Скандинавское солнечное колесо. Несмотря на то, что символ пользуется меньшей популярностью, чем Молот Тора, он считается достаточно могущественным. Амулет помогает владельцу получать максимум выгоды от любых действий, включая бизнес и построение карьеры.
Еще про Тора:  Единый пантеон. Глава 2. Славянские и древнеримские Боги

Оберег ярило

Это свастический символ, который изображает Солнце и его лучи. В славянской культуре небесное светило наделяли только положительными чертами. Талисман до сих пор считают надежным помощником в вопросах построения семьи и деторождения.

Славянский оберег Ярило — это мощный источник положительной энергии, который поможет обрести богатство, обеспечит долголетие и защиту от всех болезней. Амулет несет в себе чистый солнечный свет, отражающий любое негативное воздействие, включая сглаз и порчу.

Этот артефакт можно носить всем без исключения. Также его вешают в доме, например, в прихожей или комнате, где семья обедает, проводит досуг.

подвеска солнце
Серебряное украшение Sunlight

Символы небесных светил в орнаменте древней руси

Небесные верования славян, среди которых выделяется аграрный культ Солнца, воплотились в символических знаках, своеобразных идеограммах, которые занимают видное место среди других мотивов древнерусской орнаментики. Зародившись в глубокой древности, они постепенно с изменением религиозных представлений претерпевали изменения как со стороны формы, так и содержания. Тем не менее основные формы этих знаков и смысл, в них заключавшийся, были одинаковы везде, где важную роль в религии играли астральные верования.

Так, уже в бронзовом веке колеса, круги, звезды, свастики употреблялись как изображение солнца (рис. 1).

Все эти символы оказались настолько устойчивыми, что в качестве декоративных элементов сохранились в народных узорах (резьба по дереву, вышивка) до наших дней, что было отмечено многими исследователями.

Рис. I. Языческие символы небесных светил в древнерусских украшениях. / — общин вид украшении, //—схема орнамента на них, /// — знаки, употреблявшиеся как солнечные символы в бронзовом и железном веке (по Ж. Дешелетту)

В восточнославянских археологических материалах, относящихся главным образом к X—XIII вв., мы находим много вариантов этих знаков, которые воплощают целый комплекс космических верований языческих славян. Большинство их связано с украшениями женского костюма (подвески к ожерельям, бляшки, височные кольца), где они играли магическую роль оберегов. На рис. 1 дан генеалогический ряд этих знаков по степени усложнения форм, хотя как простые, так и сложные формы зачастую синхронны.

Крест — древний магический символ, существовавший задолго до христианства у самых различных народов. Первоначально форма креста имитировала древнейшее орудие для добывания огня, поэтому он стал универсальной религиозной эмблемой огня, а затем солнца как огня небесного. Как и огонь, солнце умирает и возрождается в процессе движения по небу. Крест как эмблема солнечного божества становится языческим очистительным символом воскресения и бессмертия задолго до христианства.

У языческих славян крест был также символом огня(крес). Огонь, по языческим поверьям, был очистительной, целебной стихией, способной отпугивать нечистую силу. Поэтому графический символ этой стихии — крест играет аналогичную роль. Его широкое распространение в народной среде говорит о древних корнях этого символа. В пережиточных народных обычаях связь огня с фигурой креста выступает достаточно четко. Например, на Украине в Великий Четверг приносили из церкви страстную свечу огнем которой выжигали кресты на сволоках хат . Кресты ставили в избах над окнами, воротами, дверями, на разных местах около дорог, по краям улиц, на перекрестках, на ложнях, на высоких берегах, над могилами. Крест носят на шее, помещают на свадебном пироге и т.д В некоторые праздничные дни (например, в Коляды) был широко распространен обычай чертить мелом кресты не только на домах и хозяйственных постройках, но на всех земледельческих орудиях, на мебели, посуде и т. д. Этот обряд совершался для изгнания злых духов. Иногда хозяин, рисуя кресты, держал в руках блин,который некоторые исследователи считают символом солнца.

В древнерусских курганных древностях X—ХШ вв. повсеместно распространены подвески-крестики разнообразных форм (рис. I, 4—12) многие из которых не имеют никакого отношения к христианству. Подвески-крестики XI в. найдены в земле радимичей в костромских курганах XI—XII вв. где язычество было еще в то время очень сильно. Иногда они встречаются на одной цепочке с другими амулетами (коньками, ложечками, зубами зверя). Некоторые экземпляры имеют аналогии в древностях финно-угорских племен.

Крест являлся одновременно и символом солнца. В древности были широко распространены представления о небесном происхождении земного огня. Огонь считался посланцем небес, даром неба, низведенным на землю. В свою очередь небесные светила считались средоточием небесного огня. У татранских словаков существовали предания о том, что огонь породил и солнце, и месяц, и звезды. У других славян существовали подобные же поверья.

Связь небесного (солнце) и земного огня явственно выступает в праздничной народной обрядности. Так, Коляды — праздниик зимнего солнца повсюду сопровождались возжением огней. Это было или бревно-бадняк, с особыми обрядами сжигавшееся в печи, или огонь свечей. Первоначально эти огни зажигались, по-видимому, с магическими целями заклинания солнца. Они являются необходимой принадлежностью и праздника Ивана Купалы в честь летнего солнца. Иногда эти огни в народе прямо назывались «огнями неба», и их получали посредством вращения колеса (символ солнца) вокруг оси . Живой огонь, добытый таким путем, считался священным, обеззараживающим, способным давать обильный урожай именно благодаря тому, что был призван подражать теплу и свету солнца.
Вследствие связи почитания солнца и огня они обозначались единым символом — фигурой креста. В то же время крестообразные фигуры заключали в себе и более сложную символику.

Крест — фигура, образованная четырьмя лучами. Число 4 у многих народов, в том числе и у славян, было магическим, священным (понятие о четырех стихиях, четыре времени года, четыре страны света). Два последних значения тесно связывали число 4 с культом солнца. Так, бог .Святовит имел четыре головы, Збручский идол имеет четыре лика, обращенные к четырем сторонам горизонта . Святилище, открытое В. В. Хвойкой в Киеве, имело четыре выступа, ориентированные по странам света. Подобно этому, на шаманских бубнах у саамов солнце изображалось кружком с четырьмя лучами , которые называются «четыре возжи солнца». Это обозначало, что власть солнца распространяется на всю землю.
Можно предположить, что у языческих славян крест, являясь священным символом солнца-огня, служил также амулетом, оберегавшим его владельца со всех четырех сторон.

К кругу тождественных представлений, по-видимому, относятся подвески, где орнаментируемая плоскость делится на четыре части с заполнением узором каждой из них (рис. 1, 25,26). К схеме креста восходит и так называемая «четырехчастная композиция» , известная по орнаменту дробниц поясных наборов X—XI вв. Растительный узор восточного происхождения играет здесь, вероятно, только декоративную роль.

В народном искусстве до сих пор можно найти отголоски древних представлений, связанных с описанными четырьмя элементами.
Свастика — повсеместно распространенный древний символ огня , и солнца. По происхождению и содержанию близка кресту. По внешнему виду отличается от него отростками, оканчивающими каждый луч, которые первоначально символизировали вращательное движение древнего приспособления для добывания огня, а затем, когда свастика стала символом солнца, обозначали его движение по небу .

В качестве солярных эмблем известны прямолинейная и криволинейная свастика. Древней Руси известны оба вида свастики, однако этот знак и его разновидности встречаются сравнительно редко, обычно в виде единичных изображений (рис. 1, 1—3). В народной вышивке , на писанках свастика сохранялась до недавнего времени.

Из свастики посредством уничтожения одной ветви образуется триквестр—знак огня, домашнего очага, три изогнутые отростка которого напоминают трепетные языки пламени. Триквестр присутствует в составе символической композиции на серебряном браслете XII в. из Чернигова . Пережиточно сохранился в орнаментации писанок.

Форма круга издавна связывалась с постоянно наблюдаемой формой солнечного диска. В восточнославянских курганных древностях известны круглые подвески без орнамента, возможно имитирующие солнце. Аналогичную роль могли играть серебряные монеты, употреблявшиеся в качестве подвесок. Известно, что у прибайкальских народов серебряные монеты иногда относятся к числу культовых принадлежностей связанных с солнцем.
Крест и круг — два основных элемента, из которых посредством их сочетания и видоизменений образуются остальные солнечные символы.

Крест в круге (рис. 1, 13—24). Этот древний знак, возможно вначале воплощал идею о неразрывной связи небесного (солнце) и земного огня, затем — повсеместно распространенная идеограмма солнца. Иногда такой крест видоизменяется в четырехлепестковый цветок (рис. 1 20). Подобные формы непосредственно переходят в розетку.

Колесо— один из самых употребительных солярных символов (рис. 1, 27). Уже не четыре, а много лучей (спиц) исходит из одной точки. Уподобление колеса солнцу было повсеместно распространено в Восточной и Западной Европе. Эта ассоциация с огненным колесом основана на том, что, по древним представлениям, солнце «вертится», «катится» по небу. В солнечные праздники оно «играет». Купальский огонь, символизирующий солнце, иногда зажигался посредством вращения колеса . Колесо, облитое дегтем, зажигалось на масленицу, когда оно символизировало возрождающееся после зимней спячки солнце, и на Ивана Купалу, когда солнце поворачивает на зиму . Во время солнечных праздников существовал обычай катания горящего колеса с холма—очевидное подражание движению солнца на небе . Следы суеверного отношения к колесу, сохранялись до недавнего времени. В бывшем Ишимском уезде существовала поговорка: «Жили в лесу, молились колесу». В бывшей Смоленской губ. еще в конце XIX в. нельзя было жечь в печи старые изломанные колеса, чтобы овцы не страдали головокружением. Заболевших «куриной слепотой» заставляли смотреть в ступицу старого колеса, надеясь, что таким путем восстановится сила зрения .

Розетка (рис. 1, 28—30) уже в древнейших культурах Востока была эмблемой солнечных богов. Фигура розетки оказалась наиболее устойчивой, и в декоративной народной резьбе по дереву является одним из основных элементов узора. По своему начертанию она близка к цветку (рис. 1, 31). В розетке как бы воплотилась идея о связи животворящих солнечных лучей и обильного произрастания цветов и трав на земле. Интересно, что в Литве некоторые цветы (например, маргаритки и розы) считались цветами солнца.
Круг с вращающимся расчленением (так называемое «сегнерово колесо») является графическим изображением вращающегося колеса-солнца (рис. 1, 34—37). Загнутые в одном направлении спицы символизируют движение. Фигура близка криволинейной свастике. Эта форма обычна в современной резьбе по дереву.

Еще про Тора:  Кукла из ниток: изготовление оберега и Мартиников, инструменты и материалы, ход работы и рекомендации

В восточнославянских древностях X—XIII вв. повсеместно распространены подвески-лунницы, в которых нашло отражение древнее почитание луны. Некоторые из них покрыты растительным орнаментом (рис. 1| 45). В связи с этим интересно вспомнить народные поверья, по которым луна влияет на рост растений и развитие цветов и трав. Лунницам приписывались священные свойства. А. Фаминцын приводит слова «Заповеди» Георгия Митрополита: «аще кто целует месяц, да будет проклят». До последнего времени в бывш. Калужской губ. сохранялась лунница с крестом, которую мужчины носили в виде серьги для предохранения от заболеваний.
Иногда между, рогов лунницы помещается крест—символ солнца (рис. 1, 45, 46). Вся композиция воспринимается как единый солярно-лунарный символ. Вместе с тем она могла иметь более широкий смысл, нести двоякую символику. В языческих религиях почитание солнца и месяца как божеств — покровителей брака, представляет очень распространенное явление. Месяц обычно является началом мужским, женихом, солнце — женским. Эти небесные светила являются божественной парой, союз которых служит прототипом, человеческих семейных отношений. Как божествам, живущим в союзе, земные союзы отдавались под покровительство солнца и месяца. В славянской народной поэзии женский облик-солнца обычнее, чем мужской, причем солнце и месяц также часто являются супружеской парой. В белорусской свадебной поэзии месяц — неизменно мужское начало, солнце—женское . В славянских колядных песнях хозяин сравнивается с месяцем, а его жена — с солнышком . В свадебном хлебе также иногда заключается мысль о союзе солнца и месяца и самому хлебу придается форма солнца или месяца, а иногда он представляет все небесное семейство: в углублении каравая помещают сделанные из теста изображения солнца и луны.

Рис. 2. Луна с крестом в древнем и современном искусстве
1 – подвеска лунница XIIв.; 2- железный крест церкви Спаса-Нередицы (Новгород); 3,4 наконечники современных литовских столбов и крестов

Таким образом, композиция из луны с крестом могла обозначать неразрывность, единство мужского(месяц) и женского (солнце) начал, быть символом супружества. Быть может, такие подвески носили только замужние женщины, хотя это еще предстоит доказать. Этот древний языческий символ дожил до последнего времени в крестах с полумесяцем под ним на куполах русских церквей (рис. 2). Позднее такая композиция воспринималась как символ победы христианства над магометанством Дальнейшее усложнение этого мотива представляют собой подвески где луна с крестом заключается в ободок (рис. 1, 48). Особенно интересна подвеска (рис. 1, 49), воплощающая целый комплекс космических верований древних славян, соединяющая в одном символе все «небесные» элементы. Она представляет собой крест внутри лунницы, от которой рас-ходятся 12 лучей. Вся композиция помещена в круглый ободок. Семантика луны с крестом выявлена выше. Что же означают остальные элементы композиции?

Очень часто количество повторяющихся элементов в орнаменте рассматриваемых подвесок равно 12 (12 лепестков розетки, 12 лучей, 12 шариков, идущих по кругу и т. д.) — рис. 1, 28, 32, 33, 38, 40, 42, 49. Священное число 12 у славян было связано с небесными верованиями. Оно постоянно фигурирует в мифологических сказаниях, где представления о небе и солнце выступают в аллегорической форме. У всех славян сохранились предания о царе-солнце и его золотых чертогах; у него 12 сыновей и 12 солнечных дев. У солнца 12 царств, каждым из которых владеет один из его сыновей, которые живут в звездах . Того же происхождения загадка: «Рассыпался горох на двенадцать лугов» — звезды (бывшая Ярославская губ.) . Число 12 выступает иногда в обрядовых действиях, связанных с почитанием солнца. В Германии существовал обычай сжигать на Пасху 12 бочонков смолы, расположенных вокруг двух воткнутых в землю деревьев . В некоторых местностях России на масленицу на санях, запряженных 12 лошадьми, возили наряженного мужика, который сидел на колесе наверху столба, поставленного посередине саней. Во всех этих преданиях и обрядах нашло отражение деление года на 12 месяцев. Итак, рассматриваемая композиция представляет собой символическое изображение солнца с его 12 чертогами (месяцами) и луны (т. е. всего небесного семейства), заключенных в круглый ободок, вероятно, символизирующий небо, небесный круг, по которому совершают свой путь солнце и луна.

Иногда из этой композиции выпадают отдельные элементы; например у подвески, изображенной на рис. 1, 38, сохранились лишь два ободка с 12 маленькими лучами между ними. Иногда во внутренний ободок вписывается крест (рис. 1, 39). На рис. 1, 40, 41 представлены три концентрических ободка с 12 лучами между ними и с крестом внутри. Это как бы две небесные сферы с солнцем в центре. Возможно, подобные подвески отражали более сложные представления о небе. Так, в ряде народных сказаний небесный круг делится на две части: летнюю и зимнюю. Возможно, средневековые схоластические сказания о многочисленности небес имели древнюю языческую основу, что и нашло отражение в данной композиции.

Таковы основные «небесные» символы, известные в древней Руси. Их магические функции закономерны, так как солнце и луна представлялись добрыми божествами, карателями всякой нечистой силы и зла; их появление приносило жизнь, здоровье, благополучие. Эти свойства были перенесены на условные изображения этих светил, игравшие роль чудесных оберегов.

Солярная символика в домовой резьбе

фронтон дома Куйбышевская обл
Кострома. Резьба светлицы на одном из домов возле Ипатьевского монастыря.
Глухая резьба. Наличник в Истринском музее деревянного зодчества.Истра

Этнографические данные позволяют расширить круг предметов, на которые наносился этот узор в древности. Известно, что орнаментация народной одежды и тканей изобилует солярными символами. «Розетки, крестообразные фигуры, круги, иногда со вписанной в них розеткой в шестиугольнике, ромбы и части их явились основой геометрического восточнославянского узора, одинаково выполняемого от Белого моря до Карпат разнообразными техническими приемами» . В орнаменте восточнославянской женской рубахи преобладают мотивы ромба, розетки, восьмиконечной звезды . Солярные мотивы обычны в орнаментации полотенец, с языческих времен являвшихся ритуальной принадлежностью, в вышитых поясах и т. д. Иногда отдельные элементы орнамента называются «солнышки» .

Солнечный культ нашел отражение и в резьбе на различных частях крестьянских домов.
В современной домовой резьбе русского Севера, Среднего и Верхнего Поволжья, Сибири солярная розетка или полурозетка — необходимый элемент орнаментации, вокруг которого зачастую сосредоточиваются все остальные. Традиционная связь этих солярных эмблем со строго определенными частями зданий указывает на их первоначальный характер. Основная часть резных украшений (на юге — росписей хат) сосредоточивается на внешних стенах домов, особенно на фронтальной. По месту солярные знаки совпадают с крестами, которые с магической целью чертились мелом или выжигались на различных частях здания в определенные праздничные дни. Они украшают крыльцо, двери, углы дома, обрамляют окна («и в мое оконце засветит солнце» — пословица) ставятся на калитках, воротах двора или усадьбы («и на моих воротах солнце засвитае») , на фронтонах, иногда солнечные знаки заменяют коньки на крышах изб и т. д. (рис. 3).

Внутри избы солярные знаки вырезались на сволоках (матицах) – толстом брусе, который служит опорой для потолка. Со сволоком были связаны различные обычаи и поверья. Например, если приснится, что падает сволок, в доме кто-нибудь умрет. В «Слове О полку Игореве» князь Святослав видит «мутен сон», что в его тереме доски без кнеса, т. е. без сволока .
Солнечные символы покрывают и обиходные деревянные изделия (рис. 4). Древность этого обычая доказывается находкой частей деревянной спинки из Новгорода (конец XI в.) с изображениями солнца (рис. 5)

На основании этнографических материалов отчасти можно судить о том, на какие предметы наносился этот узор в древней Руси, причем его связь с определенными предметами указывает на первоначальную охранительную роль этих знаков, которые и теперь иногда называются «солнце», «звезды» и т. д.

На посуде они оберегали пищу. На мебели (скамьи, кровати, столы) солнечные знаки должны были охранять ее владельцев при пользовании ею; на сундуках, ларях для зерна, муки и т. д. они берегли крестьянское добро от порчи. На светцах эти символы были связаны с их непосредственным назначением источника света, подобно тому как на античных светильниках часто встречаются изображения солнца и луны. Они покрывают сани, которые часто выступают в народной обрядности при праздниках солнца.
Особенно богата орнаментация орудий и принадлежностей для прядения и ткачества. Это прялки, донца, ткацкие станки и их детали и пр.Здесь нашел отражение миф об уподоблении солнца колесу прялки, причем солнечные лучи являются нитями, наматываемыми на веретено. Народная загадка уподобляет солнечный луч веретену: «Из окна в окно готово веретено». В славянских сказках сохранилось воспоминание о чудесной самопрялке, прядущей чистое золото, о золотых нитях, спускающихся, с неба. С бронзового века распространены пряслица с солярной орнаментацией. Подобные пряслица найдены в нижних слоях Псковского городища.
В заключение несколько слов о территориальном распространении и хронологии памятников со следами космических культов древних славян.

Говоря о хронологии, необходимо учитывать пережиточность религиозных верований, сохраняющихся сотни лет, постепенность их исчезновения. Поэтому возможна лишь очень приближенная хронология. Основным, что должно интересовать исследователя, является вопрос — отражают ли «небесные» символы, широко распространенные в древнерусской орнаментации, в каждом данном случае современные им представления, сохраняют ли они свою семантику и магические функции или утратили их.
Солнцеворот – значение славянского символа
Рис. 4. Солярная символика в народных деревянных изделиях
1-стол; 2-детский стульчик; 3,4-прялки; 5-донце; 6-светец; 7-санки; 8-расписная чашка; 9-ковш

Основная масса предметов с «небесными» символами (главным образом подвесок к ожерельям) бытует в границах X—XIII вв. Она найдена в составе деревенских курганных инвентарей в землях, наиболее замкнутых в культурном отношении племен — вятичей, радимичей, а также кривичей, новгородских словен, где и после проникновения христианства язычество в деревне оставалось слабо затронутым. Эти подвески бывают одиночными и занимают центральное положение в ожерелье, но могут чередоваться с другими или повторяться. Эта множественность не может указывать на утрату ими апотропейного значения, так как увеличение числа одинаковых амулетов в представлении язычника только усиливало их эффективность.

Целый ряд фактов свидетельствует о том, что символические начертания, относящиеся к циклу космических верований, сохраняли свою значимость и магические функции на протяжении всего домонгольского периода, а возможно, и позже. На городище Камно найдены каменные плитки с рисунками, в том числе две с солярными знаками. Одна из них относится к нижнему слою (III—IX вв.), вторая — к верхнему горизонту верхнего слоя (XI — начало XII в.) . Ритуальный характер изображений очевиден. Концом XI в. датируются части деревянной спинки из Новгорода с солнечными знаками (рис. 5), XII в.— серебряный браслет ,из Чернигова, где в числе других символов присутствуют и солярные, концом. XII в. — маска скомороха из Новгорода, на лбу которой красной краской нарисовано солнце, желтой — месяц . К середине XIV в. относится накладная пластинка из Новгорода с изображением дракона, возле морды которого — изображение солнца в виде колеса. Это иллюстрация к повсеместно распространенной на Руси легенде о пожирании драконом солнца. Началом XV в. датируется подвеска из Новгорода (рис. 1, 42), воспроизводящая солнце с 12 лучами и являющаяся отзвуком древних форм, хотя и здесь нельзя утверждать с уверенностью, что она являлась только украшением.

Еще про Тора:  Страж Кирин-Тора - NPC - World of Warcraft

С упрочением христианства происходил постепенный длительный процесс отмирания языческих культов небесных светил, забвение семантики их идеограмм, утрата ими функций магических оберегов. Некоторые знаки переосмысливаются, получая новое содержание (крест, луна с крестом). Остальные приобретают чисто декоративный характер, сочетаясь с другими орнаментальными мотивами позднейшего происхождения. Уже в искусстве древней Руси один и тот же мотив мог восприниматься современниками как солнечный символ и просто как узор (например, пластинка от церковной алтарной преграды, найденная в Гродно, украшенная фигурой розетки).
Постепенно первоначальный смысл древних символов был забыт, хотя они и дошли в народном искусстве до наших дней, передаваясь по традиции от поколения к поколению.”

В.П. Даркевич. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси. СА, 1960(4), с.56-67
http://www.bolesmir.ru/index.php?content=text&name=o303
http://www.perunica.rod1.org/istoria/830-simvoly-nebesnyx-svetil-v-ornamente-drevnej-rusi.html

Ожерелья и подвески с меднолитными крестами и другими изображениями, найд. в языческих курганах. 1 – скифское ожерелье; 2 – ожерелье, найд. в новгородск. кург.; 3-6 из сибирских раскопок; 7-12 во Владимирск. губ.Пряжки и подвески, найденные в раскопках. 1,8 – из развал. Болгар: 7,10,11 – из Пермск. губ.; 13 – Вятск. губ.; 2,6,12 – Тамбовск. губ.; 3 – Донск.; 5,9,15,16,17 – Владимирск. губ.; 4,14 – Рязанск. губ.Серьги из раскопок скифских могил (вверху). Серьги из раскопок русских могил (внизу). 1-5 Киевск. губ.;  6,7,17 – СПб. губ.; 8 – Пермс. губ.; 9-15 Владимирс. губ.; 16 – Тверск. губ.
В.А. Прохоров. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной. Вып. I-й. 1881
http://www.bolesmir.ru/index.php?content=text&name=o609Обзор ранней группы погребений, установленный на основании инвентаря 42 могил.Вторая по времени группа.
П.Н. Третьяков. Костромские курганы. Известия Гос. Академии Истории Материальной Культуры, Т.XIV, вып.6-7, 1931, с.1-38Рис.3. Привески-амулеты (1 – кург.4; 2 – кург.5)
В 1848 и 1953гг. Трубчевским краеведческим музеем были произведены раскопки семи курганов на территории славянского могильника у дер. Кветунь Трубчевского района Брянской области…
В.А. Падин. Материалы из раскопок Кветунских курганов XI-XIIIвв.. СА, 1958(2), с.218-226

Источник – http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_293.htm

Славяне использовали этот солярный знак на протяжении всего своего существования

Потоки лжи и вымыслов относительно Свастики переполнил чашу абсурда. «Российские учителя» в современных школах, лицеях и гимназиях России преподают детям, что Свастика это немецко-фашистский крест, составленный из четырех букв «Г», обозначающих первые буквы руководителей нацистской Германии: Гитлера, Гиммлера, Геринга и Геббельса (иногда его заменяют Гессом).

Слушая учителей, можно подумать, что Германия во времена Адольфа Гитлера использовала исключительно Русский алфавит, а вовсе не латинский шрифт и немецкую Рунику.

Разве в немецких фамилиях: HITLER, HIMMLER, GERING, GEBELS (HESS), есть хоть одно Русская буква «Г» — нет! Но поток лжи не прекращается.

Свастичные узоры и элементы используются народами Земли на протяжении последних 10-15 тысяч лет, что подтверждается даже учёными-археологам.

altДревние мыслители не единожды говорили: «Развитию человека мешают две беды: незнание и невежество». Наши Предки были знающими и ведающими, и поэтому использовали в обиходе различные Свастичные элементы и орнаменты, считая их символами Ярилы-Солнца, Жизни, Счастья и благоденствия. Вообще Свастикой назывался только один символ. Это равностороний крест с загнутыми короткими лучами. Каждый луч имеет соотношение 2:1 (см. слева).

Лишь недалёкие и невежественные люди могут очернять всё чистое, светлое и дорогое, что осталось у Славянских и Арийских народов.

Не будем же им уподобляться! Не закрашивать же Свастичные символы в древних Славянских Капищах и Христианских храмах, на Кумирах Светлых Богов и Образах Многомудрых Предков.

Не разрушать же, по прихоти невежд и славяноненавистников, так называемую, «советскую лестницу», мозаичный пол и потолки Эрмитажа или купола московского храма Василия Блаженного только потому, что на них уже не одну сотню лет нарисованы различные варианты Свастики.

Все знают, что Славянский князь Вещий Олег прибил свой щит на врата Царьграда (Константинополя), но мало кому сейчас известно, что на щите было изображено. Тем не менее, описание символики его щита и доспехов можно найти в исторических хрониках (Рисунок щита Вещего Олега ниже).

Вещие люди, т.е., обладающие даром Духовного Предвидения и ведающие Древнюю Мудрость, которою оставили людям Боги и Предки, наделялись Жрецами многообразными символами. Одним из таких наиболее заметных людей был Славянский князь — Вещий Олег.

Свастика — символ славянКроме того, что он был князем и великолепным военным стратегом, он был ещё и жрецом высокого уровня. Символика, которая изображалась на его одеждах, оружии, доспехах и княжеском стяге, рассказывает об этом во всех подробных образах.

Огненную Свастику (символизирующую землю Предков) в центре девятиконечной Звезды Инглии (символ Веры Первопредков) окружал Великий Коло (Круг Богов-покровителей), который излучал восемь лучей Духовного Света (восьмая степень Жреческого посвящения) к Сварожьему Кругу.

В Свастику верили, как в талисман, «притягивающий» удачу и счастье. На Древней Руси считалось, что если нарисовать Коловрат на ладошке, то обязательно повезёт. Даже современные студенты чертят Свастику на ладони перед экзаменами. Свастику рисовали и на стенах дома, чтобы там царило счастье, это существует и в России, и в Сибири, и в Индии.

Для тех читателей, кто желает получить больше информации о Свастике, мы рекомендуем Этнорелигиоведческие очерки Романа Владимировича Багдасарова «СВАСТИКА: Священный символ».

Одно поколение сменяет другое, рушатся государственные системы и режимы, но до той поры, пока Народ помнит о своих Древних Корнях, чтит традиции своих Великих Предков, сохраняет свою Древнюю культуру и символы, до того времени Народ ЖИВ и будет ЖИТЬ!

Просмотры:43 502

Славянские боги

У славян было целых четыре солнечных божества — по одному на каждое время года. Зачем так много? Дело в том, что наши предки представляли небесное светило в разных ипостасях — в виде младенца, зрелого мужчины, старика. Согласно их представлениям, солнце каждый год рождалось заново, постепенно проходя все этапы развития от младенчества до старости.

Славянские боги солнца:

  • Коляда. Это юное солнце, приходящее на смену старому, уставшему. По легенде Коляда приходится сыном Даждьбогу. Он рождается в самую длинную ночь в году, чтобы защитить людей от навьих созданий, бесчинствующих лютой зимой. Традиция петь перед новым годом колядки — это и есть отголосок почитания этого древнего славянского божества.
  • Ярило. Если первый бог — ребенок, то Ярило — это юноша. Полный сил и желания жить. Возмужалое солнце символизирует страсть, зачатие и плодородие. Бог Ярило сменяет Коляду на посту в день весеннего равноденствия.
  • Купало. Летний бог, изображающийся в виде зрелого златокудрого мужчины. Его время наступает в день летнего солнцестояния. Время собирать урожай еще не наступило, поэтому в эту пору можно предаваться любви и безделью. По традиции в Купальскую ночь славянки гадали на суженого.
  • Световит. Он же Авсень или Осень, бог осеннего солнца. Появляется на сцене в день осеннего равноденствия. Будучи мудрым стариком, Световит сводит мосты между прошлым и будущим, прокладывает путь своему брату — Коляде.

Славянское солнце: символы наших предков

Как бы сильно остальные народы не поклонялись свету, наши предки любили солнце больше других. Основных солнечных богов на Руси было аж четыре, но кроме них были и другие. Количество солярных символов, посвященных тому или иному божеству, тоже поражает.

Амулет «солнце славянское» — это скорее собирательный образ. Выглядеть он может совершенно по-разному:

  • КоловратКоловрат (Солнцеворот). В зависимости от количества лучей может олицетворять разных богов — Даждьбога, Перуна или Сварога. На значение символа влияет не только количество лучиков, но и направление их вращения.
  • КолядникКолядник и Ладенец. Знак изображается в виде коловрата с восемью лучами. Иногда его заключают в кольцо из огня. Мужской символ, подойдет тем, кому необходимо научиться правильно подбирать слова, оставаться спокойным в любой ситуации. Для женщин мастерили похожий на Колядник оберег — Ладинец.
  • Звезда РусиЗвезда Руси. Также этот символ называют Квадратом Сварога. Это еще один мужской языческий символ, связанный с огнем. Согласно славянской мифологии, бог Сварог был кузнецом, поэтому значение символа сводится к поддержанию домашнего очага, процветанию и продлению Рода.
  • Символ РодаСимвол Рода. Символизирует энергию света, плодородие, достаток. У славян знак выполнял охранную функцию — амулет следил, чтобы члены семьи ладили между собой, защищал их от злых духов и порчи, приносил удачу.
  • Одолень траваОдолень Трава. Относится к женским символам, умеет исцелять от болезней, оберегает свою хозяйку от колдовства. Его парным символом считается Перунов цвет (он же цвет Папоротника). Атрибут Перуна предназначен для мужчин, женщинам его разрешается носить только в крайнем случае.
  • Черное СолнцеЧерное Солнце. Могущественный символ, корнями уходящий скорее к кельтам и другим народам, нежели к славянам. Но и наши предки его использовали. Сегодня знак ассоциируется с нацизмом и различными радикальными правыми течениями, хотя раньше его значение было иным.

Тату с изображением солнцеворота

Татуировки с изображением символа являются такими же сильными оберегами, как и амулеты. Но наносить такой рисунок на тело следует с особой осторожностью, ведь знак останется со своим владельцем на всю оставшуюся жизнь.

Женщинам не рекомендуется делать тату с изображением Солнцеворота, исключение – если изображение является частью орнамента. Мужчины делают татуировки на предплечье, левой стороне груди или на спине.

Татуировка
Тату Солнцеворот для сильных духом мужчин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector