Кириллица | Пантеон князя Владимира: какие боги туда входили

Древнеримский пантеон – храм всех богов

Казалось бы, за сколько лет существования древнейшего Храма всех богов – Пантеона не должно остаться никаких тайн и загадок, но чем больше времени проходит, тем больше вопросов возникает. И все попытки определить хотя бы возраст сооружения или понять способ строительства уникального купола, аналога которому так больше землянам и не удалось создать, до сих пор не увенчались успехом.

Римский Пантеон — архитектурный шедевр античности, одна из значимых достопримечательностей мира. | Фото: planetofhotels.com.

Римский Пантеон — архитектурный шедевр античности, одна из значимых достопримечательностей мира. | Фото: planetofhotels.com.

Несмотря на почтенный возраст Пантеона, он все так же остается самым загадочным сооружением на земле, ведь так и не удалось узнать, ни когда он был построен, ни как его возводили.

 Полусферический купол Пантеона является удивительной загадкой и самым большим в мире неармированным перекрытием. | Фото: planetofhotels.com.

Полусферический купол Пантеона является удивительной загадкой и самым большим в мире неармированным перекрытием. | Фото: planetofhotels.com.

Особенно много вопросов возникает по поводу огромного купола, потому что даже современные строители, которые знают о премудростях своего дела и возможностях стройматериалов, практически хором утверждают, что возвести такое чудо не представляется возможным. Но как бы удивлялись и не говорили о невозможности создания, Пантеон все-таки существует и стоит во всей красе в историческом районе Рима – Пинья.

Изображение Пантеона написано голландским живописцем Willem van Nieulandt II (XVII век). | Фото: espavo.ning.com.

Изображение Пантеона написано голландским живописцем Willem van Nieulandt II (XVII век). | Фото: espavo.ning.com.

Весь ученый мир считает 126 год н.э. датой окончания строительства столь знакового сооружения. Хотя никаких документальных подтверждений так и не удалось найти, исследователи опирались лишь на некоторые события, описанные в летописях. Они провели логические цепочки, а верны они или нет, достоверно неизвестно.

Большая часть мрамора, который активно применялся для внутренней отделки храма, сохранилась в неизменном виде и в идеальном состоянии. | Фото: wowitaly.ru/ italia-ru.com.

Большая часть мрамора, который активно применялся для внутренней отделки храма, сохранилась в неизменном виде и в идеальном состоянии. | Фото: wowitaly.ru/ italia-ru.com.

Но это не единственные странности и загадки, связанные со строительством Пантеона, который считается венцом творения древнеримских архитекторов. Больше всего удивляет и будоражит умы ученых, причем не историков, а инженеров и конструкторов, которые не могут объяснить каким же образом практически 2 тыс. лет назад древние зодчие создали здание из обычного по тем временам кирпича и бетона, уцелевшее до наших дней.

Толщина стены купола у основания составляет 6 м. | Фото: romegid.com.

Толщина стены купола у основания составляет 6 м. | Фото: romegid.com.

Ну и, конечно же, купол, который никак не оставляет в покое современных зодчих, ведь, как оказалось, аналога ему так и не смогли создать за все это время. Уникальность куполообразного перекрытия заключается в том, что в его конструкции полностью отсутствует арматура, что при огромном диаметре в 43,3 м является фантастикой, противоречащей всем законам физики и известным тонкостям строительства.

Считается, что античный храм, состоящий из огромной ротонды и портика, был построен в 124-126 гг. н.э. (Пантеон, Рим). | Фото: expertitaly.ru.

Считается, что античный храм, состоящий из огромной ротонды и портика, был построен в 124-126 гг. н.э. (Пантеон, Рим). | Фото: expertitaly.ru.

Интересный факт от Novate.Ru: Для не разбирающихся в тонкостях и премудростях строительных работ и сопромата хотелось бы уточнить, что до сих пор на планете так и не удалось создать подобный куполообразный бетонный свод из-за невозможности удержать большую площадь и вес материала на высоте без дополнительных (армирующих) укрепительных конструкций или опор. И самое удивительное в этой истории, что срок службы даже самого крепкого и надежного бетона ограничен, и через 600 лет он полностью теряет свои свойства, распадаясь на составляющие частицы.

Так выглядел римский Пантеон в XVIII в. | Фото: trip-together.ru.

Так выглядел римский Пантеон в XVIII в. | Фото: trip-together.ru.

Конечно же, к разгадке состава древнего бетона были подключены и химики, которые определили, что основные части конструкции делались из разного раствора. Ну, это и понятно, ведь для основания требовался более крепкий состав, а на самой вершине – облегченный, чтобы купол не обрушился под тяжестью своего же веса. Но даже эти исследования никак не объясняют создание и такую долговечность купола впрочем, как и всего сооружения (1900 лет!) и самое главное, никак не раскрывает тайну расчетов и технологию строительства Пантеона.

Еще про Тора:  Йолупукки, Дед Мороз, Санта Клаус, Чысхаан и прочие морозы:)) - TAKIFA | Дневники.Ykt.Ru

Несмотря на 2 тысячелетнюю историю и постоянные природные катаклизмы, Пантеон сохранился в прекрасном состоянии. | Фото: trip-together.ru.

Несмотря на 2 тысячелетнюю историю и постоянные природные катаклизмы, Пантеон сохранился в прекрасном состоянии. | Фото: trip-together.ru.

Учитывая сейсмичность зоны, пожары, постоянные подтопления, 900-летнее забвение и возраст древнего объекта, возникает еще больше вопросов. Как это сооружение могло сохранить такую целостность, ведь большая часть построек римского периода с менее витиеватой и сложной архитектурой давно превратились в руины. И даже тот факт, что Пантеон не раз реконструировался и в последние годы поддерживался в хорошем состоянии, никак не объясняет такую стойкость. Взять хотя бы Колизей, которому не помогают ни какие реконструкции, он все так же рушится, и этот процесс остановить нельзя.

В римском Пантеоне нет ни одного окна, свет проникает через отверстие диаметром 6 м, созданном на вершине купола. | Фото: putidorogi-nn.ru.

В римском Пантеоне нет ни одного окна, свет проникает через отверстие диаметром 6 м, созданном на вершине купола. | Фото: putidorogi-nn.ru.

Пока все эти тайны разгадывают исследователи, простые туристы могут наслаждаться удивительной гармонией форм Пантеона. И даже несмотря на то, что внутри помещения отсутствуют окна и свет проникает лишь через отверстие в центре купола (Oculus), можно разглядеть его совершенные формы и детали интерьера, большинство из которых не менялись со времен его строительства.

Купол со стенами спроектирован так, что создает единую цилиндрическую оболочку. | Фото: trip-together.ru.

Купол со стенами спроектирован так, что создает единую цилиндрическую оболочку. | Фото: trip-together.ru.

Конечно же, ученым удалось создать проекцию этого строения и оказалось, что внутреннее пространство сделано в форме цилиндра с высотой равной радиусу сферы купола, которая тоже составляет 43,3 м. Причем это не единственное удивление: 16 колонн, поддерживающих портик, были доставлены более чем за сотню километров от него. И это притом, что вес каждой монолитной гранитной колонны составляет 60 тонн.

Теперь вместо богов в нишах римского Пантеона расположены статуи святых, фрески, картины и алтари. | Фото: expertitaly.ru/ planetofhotels.com.

Теперь вместо богов в нишах римского Пантеона расположены статуи святых, фрески, картины и алтари. | Фото: expertitaly.ru/ planetofhotels.com.

Нет никаких доказательств, что за длительную историю существования храм подвергался каким-либо перестройкам или кардинальным реконструкциям, но доподлинно известно, что скульптуры и надписи претерпевали изменения, и это обусловлено течением времени и изменением верований горожан. Если изначально это был храм, в котором поклонялись всем Древнеримским богам, то со временем превратился в языческое культовое сооружение. К тому времени они поклонялись только 7 Верховным богам, которым и были установлены мраморные скульптуры в образованных ранее нишах.

Считается, что римский Пантеон был и местом поклонения богам и древней обсерваторией. | Фото: delovoy-kvartal.ru/ rome-with-love.ru.

Считается, что римский Пантеон был и местом поклонения богам и древней обсерваторией. | Фото: delovoy-kvartal.ru/ rome-with-love.ru.

Многие ученые считают, что они были расположены в особой последовательности и когда солнечные лучи попадали внутрь через отверстие на куполе, то освещали только дневных богов и в конкретное время. Это подтверждает предположение, что Пантеон использовался и как храм и как обсерватория.

Только раз в году солнечные лучи изнутри храма освещали решетку у входа в Пантеон (Jakob Alt, 1836 г.). | Фото: ru.wikipedia.org.

Только раз в году солнечные лучи изнутри храма освещали решетку у входа в Пантеон (Jakob Alt, 1836 г.). | Фото: mytor.ru.

Интересный факт: Уникальный световой эффект можно наблюдать 21 апреля. В этот день римляне праздновали день основания города, и начинался праздник ровно в полдень, когда луч солнца изнутри помещения попадал на решетку над дверным проемом. Именно в этот момент на пороге всегда находился император, чтобы оказаться в солнечном свете, идущем с храма. Так каждый повелитель пытался подняться на одну ступень с богами – обитателями Пантеона.

Несколько веков подряд в Пантеоне, который превратили в церковь Святой Марии и Мучеников проходят богослужения (Рим). | Фото: viziteurope.ru.

Несколько веков подряд в Пантеоне, который превратили в церковь Святой Марии и Мучеников проходят богослужения (Рим). | Фото: viziteurope.ru.

С приходом христианства Пантеон превратили в церковь и вместо Верховных богов там установили Святые образы. Это событие произошло 13 мая 609 года, именно тогда император Фока подарил храм Бонифацию IV и Папа освятил его как христианскую церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires). В Средние века Пантеон стал еще и местом погребения известных людей Италии, в нем находятся саркофаги нескольких королей, кардиналов и выдающегося художника эпохи Возрождения – Рафаэля.

Еще про Тора:  Локи, когда мы планировали детей, я думал, их будет от силы двое... — фанфик по фэндому «Тор»

Пантеон богов князя владимира. восточные славяне и нашествие батыя

Пантеон богов князя Владимира

Следует вспомнить о таких языческих богах, которые стояли на горе Киевской рядом с Перуном, как Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. Это могли быть боги различных племен и местностей Древней Руси.

Хорс и Даждьбог считались богами солнца. Если Даждьбога признавали славянским богом солнца, то Хорса считали богом солнца южных племен, в частности торков, где еще в X веке было сильным скифско-аланское влияние. Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает «солнце».

Однако существует взгляд о славянском названии великого Хорса, его принадлежности славянам. «За разъяснениями значения этого русского божества, – писал И. М. Гальковский, – нет нужды обращаться к восточным народам. Хорс мог обозначать собою солнце в его ежедневном круговороте». Он сравнивал русское Хорс с греческим хорос – «круг». Круглый подсвечник, находившийся в древние времена в храмах под самым куполом, назывался хоросом, обозначая небесный свод. Да и само солнце, поднимаясь на востоке и опускаясь на западе, словно описывало круг.

Однако это еще не значит, что Хорс был богом солнца. Правильная трактовка его назначения помогает уяснить «Слово о полку Игореве», где упоминается величественное языческое божество, которому Всеслав Полоцкий путь перебегал. За одну ночь он добегал от Киева до Тмутаракани: «Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутаракани, великому Хорсу волком путь перерыскивал».

Последнее принято понимать так, что Всеслав пересекал путь самому солнцу. Однако уже Е. В. Аничков по этому поводу отмечал: «Но ведь речь идет о ночи?! Как можно вызывать представление о солнце при описании скорости ночного пути?» По его мнению, местность, которую пробегал Всеслав, принадлежала торкам, еще во времена Владимира покорившимся его государству.

Ясно, что Всеслав перебегал путь Хорсу ночью. Великим Хорсом было не солнце, а месяц, которому, как известно из различных источников, также поклонялись восточные славяне. Это засвидетельствовано хотя бы в таком древнем памятнике, как «Хождение Богородицы по мукам», где во вставке, сделанной переводчиком, сказано, что люди называли богами «солнце и месяц, землю и воду, и зверей, и гадов; все это те люди сделали из камней, – Трояна, Хорса, Велеса и Перуна в богов превратили».

Как известно, культ поклонения месяцу – один из важнейших. В эпоху средневековья он был широко распространен у народов Европы. Отражением этого культа являются подвески-лунницы в виде полумесяцев. На территории Руси их найдено очень много, в том числе и на современной территории древнего Киева. Лунницам приписывались священные свойства. Известны слова из «Заповеди» митрополита Георгия, где сказано: «Аще кто целует месяц, да будет проклят».

В языческих религиях, в том числе и славянских, почитание солнца и месяца как божеств – покровителей брака – довольно распространенное явление. Месяц обычно является мужским началом, женихом, солнце – невестой, то есть месяц и солнце являются божественной брачной парой.

В киевском пантеоне на Перуновом холме находился и Даждьбог – один из главных богов языческой Руси. Под этим именем обожествлялось красное солнце, которое, по верованию наших далеких предков, давало жизнь, питало всю окружающую природу. Отсюда объясняется и название Даждьбог (от древнего даждъ – дать, то есть дай-бог, дающий бог, буквально: дающий жизнь).

По древнерусским памятникам, солнце и Даждьбог – синонимы. Солнцем называет Даждьбога в 1114 году Ипатьевская летопись: «Солнце же царь, сын Сварога, он же Даждьбог». В этом понимании Даждьбог считался «дедом всех людей». Славяне вообще считали, что их родословная происходит от богов, которые, по древним памятникам, когда-то были людьми, предками живущих. В числе таких богов называлось солнце. Недаром автор «Слова о полку Игореве» – прекрасный знаток народной мифологии – называет русский народ Даждьбожьими внуками.

Еще про Тора:  «Никаких цмоков в мифологии белорусов не было - предки верили в Цуда-Юда, пришедшее с монголо-татарами»

Даждьбог был также источником благополучия, богатства человечества, что побуждало славян высоко чтить его и называть могущественнейшим среди богов.

(Некоторые исследователи считают, что Даждьбог был божеством северян.)

Кроме Даждьбога почитались на Руси и другие солнечные боги: Сварожич, которого называли еще огнем, или мечущим стрелы, то есть солнечные лучи; Ярило – бог весеннего солнца; Купало – бог летнего солнца, а также Троян, Коляда, Переплут.

Под тем же 980 годом в «Повести временных лет» наряду с другими богами Владимира, стоявшими на Киевской горе, упоминается Стрибог. По «Слову о полку Игореве» – это дед, родоначальник всех ветров: «Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря». Но веяние стрелами и метание ими (в другом месте «Слова…» ветер-ветрило мечет «хиновскии стрелы») позволяет говорить о Стрибоге и как о славянском божестве войны. Вышесказанное подтверждает и пояснение первой части слова Стрибог, где стри от древнего стрити – уничтожать. Отсюда Стрибог – уничтожитель добра, бог уничтожающий, или бог войны. Таким образом, Стрибог – уничтожающее начало в противовес доброму Даждьбогу. Другое название Стрибога у славян – Позвизд.

Среди перечисленных в летописи богов, стоящих на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла.

Отдельные исследователи сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений. По предположению Б. А. Рыбакова, Симаргл на Руси в XII–XIII веках был заменен богом Переплутом, имевшим то же значение, что и Симаргл. Очевидно, Симаргл был божеством какого-то племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.

Не менее загадочно имя идола Мокоши – единственной женщины среди божеств киевского пантеона. Мокошь почиталась на Руси и в некоторых других местах Славянщины, на что указывают названия местностей (Макошино на Черниговщине, Мокошин у чехов). Рассмотрение исторических источников и различных народных поверий у славян, а также этимология слова Мокошь (связывают с общеславянским мокрый, мокнуть) наводит на мысль о том, что Мокошь олицетворяла богиню воды, дождя, грозы, следовательно, и плодородия, подобно украинской Марене (богине воды и весны) и Великой богине славян.

По народным верованиям, Мокошь (Мокоша, Мокша) была также теснейшим образом связана с овцеводством и женским хозяйством и считалась спутницей Велеса (Волоса) в народном быту. Она будто бы помогала прясть пряжу (издавна женское занятие), сама же была невидимой, и о ее присутствии свидетельствовало лишь жужжание веретена. В связи с тем что в разных церковных поучениях Мокошь упоминалась рядом с рожаницами, девами жизни, ее считали также покровительницей рождаемости.

Мокошь еще долго почитали после 988 года. На это указывает хотя бы один из вопросников XVI века, по которому церковник на исповеди обязан был спрашивать женщину: «Не ходила ли еси к Мокоше?» Богине Мокоше (позже Параскеве Пятнице) приносились в жертву снопы льна и вышитые полотенца.

Следующая глава {amp}gt;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector