Татарское неоязычество на подъеме | Россия Православная

Вот как татарская мусульманская молитва  звучит по-русски:

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Приветствую тебя, счастье и приглашаю войти в мой дом. Явись, о счастье, подобно песне, подобно светлому дню и солнцу. Пролейся благодатным дождем, о счастье! Приди подобно снегу зимой, как долгожданная зима после осени. Принеси с собой радость, о счастье! Открой свои узорные врата благоденствия, и пусть лучи благодарности озарят все вокруг! Приди, о счастье!

«Бог создал нас для того, чтобы с нашей помощью была познана истина». По мысли Джалала ад-Дин Руми, Бог нуждается в человеке, чтобы раскрыть сокровищницу тайн. Был я скрытым кладом, хотел быть познаваем, сотворил людей, чтобы мог быть познаваем. В классическом суфизме связь между Богом и человеком зафиксирована как акл-окил-макул .

Попутно заметим, что у суфиев, адептов вахдат аль-мауджуд, наравне с богопознанием существует концепция миропознания, где объектом познания выступает материальный мир, а средство познания непосредственное наблюдение, разум, опыт. Тот, кто встал на путь познания абсолютной истины. согласно суфизму, уже не раб божий и не прах земной, а свободный индивид, постигающий самого себя и через себя Бога. Познавший собственную сущность и сущность Бога достигает совершенства.

«Россия, Русь! Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы, Со всех сторон нагрянули они – Иных времён татары и монголы». Николай Рубцов.

Преподобный серапион

Преподобный Серапион происходил из знатного татарского рода. Был пленен во время взятия Казани. Оказавшись в плену, Турнас, в числе многих прочих пленных, доставленных в Москву, изъявляет просьбу сподобить его Таинства Крещения. О причинах, побудивших его к тому, доподлинно ничего не известно. В особо стесненных обстоятельствах человеку бывает проще принять решение, переворачивающее всю его жизнь.

Приняв крещение, он так полюбил Христа, что решился оставить мир и посвятить себя иноческой жизни. На пустынном берегу озера Коже он встретил подвижника Нифонта и остался жить с ним. Пищей для отшельников служили трава и ягоды. Когда узнали о подвижниках, то начали являться к ним люди, желавшие подвизаться под их руководством.

Татарское неоязычество на подъеме | россия православная

Несмотря на то, что легендарный праотец татарского народа, хан Кубрат Великой Булгарии, был православным, крещеным в Византии, в Татарстане делаются попытки реконструировать тенгрианство, сообщает “Независимая газета”. Волна неоязычества, которая стала подниматься на фоне общего для страны религиозного ренессанса с момента распада СССР, охватила практически все народы России. Не обошли эти процессы и этносы, которые исторически исповедовали ислам. Несмотря на исламское возрождение, проходившее на фоне «парада суверенитетов» 1990-х годов, свои собственные родноверы появились и у татар  Татарстане. 

Поскольку главным в пантеоне языческих богов тюркских народов был Тенгри – бог неба, татарское неоязычество принято в научной литературе именовать тенгрианством. Идеологи тюркского неоязычества разработали историко-теологическую концепцию, согласно которой почитание Тенгри значительно древнее авраамических религий, причем последние, по их мнению, своими корнями уходят в само тенгрианство. На страницах издававшейся в Набережных Челнах газеты «Безнен юл» («Наш путь») местные неоязычники стараются представить тенгрианство в качестве народной религии татар, трактуя ее как предтечу основных монотеистических религий мира.

Еще про Тора:  Древние славянские языческие боги: список с описанием

В основе любого неоязычества как сконструированной религиозно-мировоззренческой системы лежит национализм и противопоставление его надэтническому принципу христианства и ислама. Как отмечал мусульманский богослов Валиулла Якупов, который рассматривал тенгрианство как секту, в результате неудачи идеи независимого татарского государства часть участников татарского национального движения, не найдя поддержки в широких массах сепаратистского проекта независимого Татарстана, посчитала, что виной тому ислам, что именно эта «семитская» религия навязала «рабскую психологию» татарам. Правда, совершенно непонятно тогда, как республики Средней Азии и Азербайджан стали независимыми государствами, если там население исповедует ислам, а не тенгрианство. На этот вопрос ответа у татарских неоязычников не было, но они с энтузиазмом принялись конструировать свою новую религию.

Наиболее авторитетным среди татарских неоязычников является Рафаэль Безертинов. Будучи творчески плодовитым, он написал несколько книг по тенгрианству, где детально разработал и описал мировоззренческую концепцию этого варианта неоязычества. Написанные в духе фольк-хистори и по форме не отличающиеся от сочинений апологетов славянского родноверия Валерия Демина, Александра Асова и Валерия Чудинова, труды Безертинова пользуются большой популярностью у тех татарских националистов, которые видят в исламе угрозу национальной самобытности татар. В условиях актуализации проблемы ваххабизма и других форм исламского экстремизма часть тенгрианцев (например, писатель Фирдус Девбаш и известный в Татарстане фермер Мурат Сиразин) пытаются татарское неоязычество представить как панацею от исламского фундаментализма, упрекая мусульманское духовенство в желании насадить арабские обычаи под видом «чистого ислама».

В создании культовой практики тенгрианства большую роль сыграл и продолжает играть один из бывших лидеров в 1990-е годы союза татарской молодежи «Азатлык» Рамай Юлдашев, который решил сформировать ритуально-обрядовую форму татарского неоязычества, для чего организовал летний лагерь «Танбатыр» («Богатырь зари»), проводимый по образцу фестивалей русских родноверов на природе. Каждый год в Высокогорском районе Татарстана татарская молодежь участвует в этом слете тенгрианцев, куда Юлдашев охотно приглашает марийских, удмуртских и чувашских неоязычников, так сказать, для обмена опытом. Примечательно, что русских родноверов тенгрианцы не жалуют: Юлдашев объясняет это их «имперским шовинизмом», поскольку славянские неоязычники не горят желанием поддерживать политические проекты татарских националистов и их мечтания о воссоздании древних тюркских каганатов.

В 2007 году тенгрианцы обратились к тогдашнему президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву с предложением построить в Казани храм Тенгри (Тэнре-йорт), однако это не нашло отклика у главы республики. Спустя семь лет они решили повторить попытку, недавно обратившись к действующему сейчас главе Татарстана Рустаму Минниханову. Неоязычники убеждены, что появление такого культового сооружения в Казани позволит Татарстану превратиться в этнодуховный объединяющий центр евразийского пространства. 

Еще про Тора:  Хитросплетение и мистика китайских узлов | Журнал Ярмарки Мастеров

Смена риторики особенно заметна: вместо поддержки сепаратистского проекта независимого Татарстана тенгрианцы больше стремятся сейчас говорить о евразийстве, что весьма модно сегодня для общероссийского политического дискурса. Татарские неоязычники при этом ссылаются на опыт Якутии, где есть уже построенный храм Тенгри. Зная, что сейчас руководство Татарстана старается активно позиционировать регион как центр туризма, тенгрианцы подчеркивают в своем обращении привлекательность этого храма в случае его постройки для гостей Казани в качестве достопримечательности. 

Стоит отметить, что в столице Татарстана уже имеется оригинальное строение – Храм всех религий, построенное художником Ильдаром Хановым, действительно превратившееся в туристический объект. Видимо, тенгрианцы видят перспективность своего предложения: туристам будет интересно увидеть нечто оригинальное, а не только привычные объекты культовой архитектуры – церкви и мечети.

Интерес к татарскому неоязычеству становится элементом духовного поиска части национальной интеллигенции, увидевшей в религиозном возрождении ислама угрозу национальной самобытности татар, что сами тенгрианцы подчеркивают неоднократно. Конструирование тенгрианства искусственно – никто ведь не знает, как в доисламский период предки современных казанских татар осуществляли ритуалы и обряды, поэтому неоязычники иногда просто придумывают культовую практику. Но его апологеты рассчитывают привлечь на свою сторону ту светскую часть татарского общества, которая сторонится ваххабизма, не приемлет арабских шейхов в качестве духовных наставников для себя, но при этом желает сохранить национальную аутентичность. И, к слову, усиление экстремистской составляющей в исламской общине Татарстана только будет способствовать если не абсолютной поддержке, то росту у определенной части татарского населения сочувствия и симпатии к почитателям Тенгри.     

ng.ru

Тенгриантство

Религия объединяла древних тюрков. И хотя не сохранились какие-либо священные тексты, но сама вера в верховное существо сохранилась в разговорном языке до сих пор. Даже во времена торжества ислама у татар Аллах и Тенгри считались синонимами. Ханские ярлыки начинались с восхваления Тенгри.

Тенгрианство — традиционная религия всех тюрков, была достаточно абстрактной и простой. Уже гунны поклонялись Тенгри-хану, владыке Верхнего мира, чьими символами были солнце, луна, высокие деревья, особенно те, в которые ударила молния. Особо почитался культ «священной Земли-Воды» (Ер-Су) — божества Среднего мира.

Существовал даже особый разряд гуннских «колдунов», «призывающих» Землю, то есть воспевавших Землю в своих гимнах. Характерным персонажем гуннского пантеона был некий «бог путей», который у древних тюрков назывался «йол-тенгри». Во время погребального обряда гунны, нарядившись в лучшие одежды, устраивали конные скачки и игры юношей и девушек, после чего родители молодых договаривались о браках. У древних тюрков (как на востоке, так и у западных булгар) вера была идентична гуннским представлениям.

Тенгри — создатель сущего, источник и причина всего. Он сотворил землю и небеса (күк), и все, что находится на них. Он создал людей, он их покровитель, созидающая и защищающая сила. От него доброта и блага. Тенгри создал некое разумное существо, названное «кеше», для того, чтобы оно жило на земле. Но этот человек забыл, что он обязан богу, он начал считать себя равным богу, считать себя его соперником.

Еще про Тора:  Славянские обереги и их значение: описание старославянских амулетов и талисманов

Тенгри дарует каганам мудрость и власть, дарует каганов народу, наказывает согрешивших против каганов и подсказывает каганам, как решать государственные и военные дела.

В пантеоне тюркских божеств упоминаются «ала атлы йол тенгри» и «кара атлы йол тенгри» -«бог путей на пегом коне» и «бог путей на вороном коне». Они, как посланцы Тенгри, ниспосылают «күт» «божественную благость, душу» и побуждают к созданию государства «тенгри эль» — «божественного эля».

Небо-Тенгри было верой Чингизхана, которая вбирала в себя остальные верования, а потому он был терпим ко всем религиям, что сыграло немалую роль в формировании Монгольской империи.

В жизни кочевников важную функцию выполнял ритуальный сосуд, называемый в литературе гуннским котлом (по-татарски — казан). Он встречается не только у хунну, гуннов, но и саков, половцев и татар. Он выполнял символическую роль для каждого племени, поскольку в нем не просто готовили пищу, а варили жертвенного барана.

По картам находок котлов можно легко проследить основные этапы бурной истории номадов — от Китая до Дуная.

Язычество

ЯЗЫ`ЧЕСТВО, почитание богов, божеств, духов, олицетворяющих силы природы. Возникло в первобытном обществе, включало в себя анимизм, магию, тотемизм, фетишизм, шаманизм. Суть языческих культов – магическое воздействие на природу. Были характерны культы огня, солнца, воды, предков, тотемных животных. По представлениям язычников, мир разделялся на верхний (небо), средний (земля, населённая людьми и духами) и нижний (подземный загробный мир). Языческий пантеон божеств венчался верховным богом Тенгре, местом обитания которого считалось небо. В раннетюркских государствах Евразии он считался покровителем кагана, даровавшим мудрость и власть.

У современных татар элементы языческих верований нашли отражение в эпосах, обрядовой поэзии, пословицах и поговорках, загадках, в персонажах языческой мифологии: Дию, Аждаха, Шурале, Убыр, Су анасы, Су бабасы, Су иясе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector