Тор – бог грома и молний у викингов

Бог тор: история и мифология

Рыжеволосый богатырь, которого народный эпос наделил едва ли не всеми чертами, которые присущи самым сильным, известным и почитаемым героям. Его имя отражает его сущность – Гром. Именно так оно переводится с германского языка. Матерью Тора была великанша Йорд – Богиня Земли, жена Одина. Отец бога Тора — сам Один. Жена – золотоволосая Богиня Сиф.

Что же могут рассказать нам о Торе, защитнике Асгарда и Мидгарда, древние северные мифы? Энергичный богатырь, повелитель грома и молний, разъезжающий на огромной колеснице из бронзы. Движущей силой этой колесницы были два козла: Тангниостр и Тангриснир (один скрежещущий зубами, а второй – скрипящий).

Каждый вечер Тор, обладающий отменным аппетитом, умудрялся съесть их обоих. Но он не прикасался к костям, и утром снова возрождал их к жизни посредством своего волшебного молота.

Внешность тора

Если вам в старинных преданиях скандинавов встретится фраза “старый Тор”, не стоит представлять этого бога белобородым старцем. Напротив, практически всегда он выступает юным или молодым персонажем, полным сил и энергии.

Чаще всего Тор описывается как мужчина с ярко-рыжими волосами, цвет которых подобен огню. В моменты гнева волосы этого богатыря развевались по ветру, а с них срывались языки пламени.

Волшебное снаряжение

Помимо природной физической силы, сын Одина обладал волшебным снаряжением. Самым главным его оружием был боевой молот Мьёлльнир, выкованный его братьями карликами. Молот был всегда раскален, поэтому его нельзя было удержать голыми руками. Только специальные железные перчатки позволяли Тору орудовать им. Помимо боевых качеств Мьёлльнир являлся символом плодородия и удачи.

Ещё одним оружием Тора был волшебный пояс. Так называемый Пояс Силы, который удваивал его недюжинную мощь. Со всеми этими волшебными атрибутами Тор был воистину непобедим.

Волшебный молот Мьёлльнир, обладавший не только сказочной силой и способностью возвращаться хозяину, но и возрождавший к жизни животных, дающий силу плодородия земле и людям, сделал своего владельца объектом поклонения простых людей.

Детство

Верховный бог Один был рад рождению своего сына. В тот час не было мальчика красивее и сильнее его. Но лишь одно омрачало — Тор рос слишком капризным и задиристым. Очень любил крушить все, что попадалось под его шаловливые руки.

Пока Тор был еще мал, его преданными «няньками» были два волка Одина – Фреки и Гери. Они носили его в своих зубах, оберегали и приносили в отцовский дом.

Но громовержец взрослел и становился сильнее. Вскоре даже силы верных волков не хватало, чтобы удержать его. Однажды он украл у своего отца копье – Гунгнир. Пока верховный бог спал, Тор метнул оружие так, что пробил толстое дерево насквозь. В тот миг все боги поняли, что пора всерьез заняться его тренировками.

Вскоре Тор вырос настолько, что в двери домов Асгарда он мог проходить только боком, пригнув при этом голову. И не было ему равных по силе в 9 мирах. Если громовержец злился или был готов начать поединок – в его глазах играло синее пламя, а вокруг появлялись вспышки молнии.

Знаменитые деяния тора

Все подвиги бога грома сложно перечислить. Далее представлены самые известные из них.

Интересные факты о торе

Скандинавского Тора часто сравнивают с Зевсом Громовержцем, со славянским богом огня Перуном, со Сварогом и другими представителями древних мировых религий. Всех их объединяют общие черты: они считались покровителями людей, защитниками и стражами, которые охраняют границу между мирами.

Бытует мнение, что Тор, как и отец его Один, имеют вполне реальных прототипов из мира живых людей. Этой теории придерживался Тур Хейердал. Именно его перу принадлежит книга о скандинавском эпосе “Охота на Одина. По следам наших предков”. 

Многие исследователи считают, что скандинавский эпос и славянские древние предания рассказывают об одних и тех же мифических существах и богах. Скандинавские легенды имеют много общего со славянскими. У славян, например, Тор считался главным Богом, у которого было три сына:

Еще один из интересных фактов: у германских народов в честь Тора назван один из дней недели – четверг.

Тор является героем множества комиксов, а в знаменитом американском блокбастере “Мстители” роль скандинавского Бога Грома исполнил Крис Хемсворт.

Бог грома Тор — одна из самых ключевых фигур в скандинавской мифологии. С ним связана большая часть мифов и легенд. Среди ученых даже есть предположение, что у него был реальный прототип из людей. Правда это или вымысел — доказать сейчас сложно. Но даже не смотря на это, скандинавские мифы все также продолжают интересовать людей.

Йорд – мать тора

Йорд (также Ёрд) – женщина из рода великанов-ётунов, известна тем, что является матерью Тора, однако не приходится Одину женой. Предположительно, почиталась как богиня-воплощение земли (Р. Орчад «Словарь норвежских мифов и легенд»). В скальдической поэзии Йорд упоминается довольно часто, в подавляющем большинстве случаев – как кеннинг Тора.

По мнению Р. Симека («Словарь северной мифологии»), другое имя Йорд – Фьоргюн (не путать с мужским персонажем Фьоргюнн). Оба имени упоминаются в эддических текстах и оба с древнескандинавского переводятся как «земля» («Jörð» и «Fjörgyn»).

Х. Дэвидсон в монографии «Боги и мифы Северной Европы» высказывает предположение об индоевропейском образе «божественной пары», который в скандинавской мифологии представлен следующими дуадами – Ньёрд и Ньёрун, Улль и Улла, Фрейр и Фрейя, а также, вероятно, Фьоргюн и Фьоргюнн. Д. Мэллори («В поисках индоевропейцев: язык, археология, миф») находит аналогичные образы не только в Северной Европе, но и в других регионах. Например – балтийский Перкунас и славянский Перун, по мнению исследователя, могут быть не разными именами одного бога, а двумя разными богами, имеющими схожие или даже аналогичные функции.

Йорд – мать-земля

Возвращаясь к Йорд, стоит отметить, что оригинальное древнескандинавское слово «Jörð» в идентичном или малоизмененном виде присутствует и в других северных языках, например – «Jörð» в исландском, «Jørð» в фарерском, «Jord» в датском, шведском и норвежском. Предположительно современное английское слово «earth» также восходит к древнескандинавскому «Jörð» через древнеанглийскую форму «eorðe». Все эти словоформы имеют один перевод – «земля».

В части «Видение Гюльви» из «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона Йорд упоминается как женщина Одина, но не как его жена. Там же говорится, что Йорд приходится матерью Тору, она – йотун, дочь Анната и Ньётт (про Анната ничего не известно, а Ньётт является персонификацией ночи в древнескандинавской мифологии). У Йорд есть две сестры – Аудр («Auðr» в переводе «благоденствие») и Дагр («Dagr» в переводе «день»).

Х. Торгейрсон (монография «Hinn fagri foldar son») упоминает, что в четырех разных списках «Младшей Эдды» взаимоотношения между персонажами Йорд, Ньётт, Дагр и Деллинг различаются. Где-то Йорд – сестра Дагр и дочь Ньётт и Деллинга, а где-то ее отцом является Аннат. Однако в самой старой рукописи Йорд – жена Деллинга («Dellingr» в переводе «сияющий») и мать Дагр. Предположительно, путаница могла возникнуть из-за намеренного, но неточного сокращения исходного текста переписчиками.

В части «Язык поэзии» Стурлусон пишет, что Йорд выступает соперницей Фригг, законной жены Одина, подобно двум другим женщинам – Ринд и Гуннлёд. В «Старшей Эдде» Йорд используется как кеннинг Тора – «сын Йорд» или «сын земли» (песнь «Перебранка Локи»). Однако в «Пророчестве Вёльвы» применен другой кеннинг Тора – «ребенок Фьоргюн». Там же есть еще один кеннинг громовержца – «ребенок Хлодины» («mǫgr Hlóðyniar»).

По мнению У. Дронке, Хлодина – не просто другое имя Йорд, это интерпретация имени богини Хлуданы («Hludana» или «Dea Hludana»), которая упоминается в пяти латинских надписях на памятниках типа Corpus Inscriptionum Latinarum (CIL), найденных в Нижнем Рейне (территории германцев и фризов). Самые древние надписи датируются II-III веками нашей эры. Это позволяет предположить, что Йорд – не обязательно исконно скандинавский образ матери-земли. Богиня могла «перекочевать» на Скандинавский полуостров и в Исландию в Раннем Средневековье из верований северогерманских племен (У. Дронке и Д. Линдоу).

Еще про Тора:  Стихи о славянах — 353 стихотворения русских и зарубежных поэтов

кнопка наверх

Какой он – тор?

Став взрослым, Тор был принят в царство божеств Асгард, где стал одним из двенадцати высших богов. В качестве его владений Тору были выделены земли, где он построил дворец, равного которому не было во всём царстве. Множество комнат и самое дорогое убранство составили прекрасную картину Бильскирнира, построенного Тором. Здесь прислуживало множество рабов.

Ликбез по скандинавской мифологии, боги – часть i

Один

У древних германцев известен под именем Вотан. Бог-воин, бог-чародей. По одной из версий был богом военной аристократии (бондов, ярлов, конунгов) в противовес своему сыну Тору, который почитался как бог-покровитель простых воинов. Асгардские чертоги Одина называются Вальхалла, воинский рай средневековых викингов. Другие имена – Всеотец, Всевеличайший, Высокий, Отец дружин, конунг Асгарда.

Происхождение Одина двояко. Его отец – Бёр, сын первочеловека Бури (некоторые исследователи отождествляют его с Имиром). Его мать – Бёстла, из рода инеистых великанов. Вместе с братья Вили и Вё Один убил первочеловека Имира и из его тела создал мир. С начала времен Один правит Асгардом (мир богов асов) и оберегает Мидгард (мир смертных).

В эддическом эпосе нередко упоминается, что Один постоянно приходит в Мидгард в образе одноглазого странника в синем плаще и широкополой шляпе. Свой глаз Один отдал Мимиру, хранителю источника мудрости у корней Иггдрасиля. Взамен он получил дар провидения.

Один – единственный из асов, кто владеет магическими практиками – сейдом, спа и гальдром. Он научился им у Фрейи, тогда как остальные отказались обучаться у Госпожи Ванов. Это спорный момент, потому что в обществе средневековых скандинавов магия являлась прерогативой женщин. Мужчина, который был уличен в магических практиках, уподоблялся женщине и получал статус эрги – то есть бесправного. Он терял все имущество, его можно было убить без хольмганга (поединка чести).

Широко известен эддический эпизод, где Один сам себя принес в жертву. Он пронзил себя собственным копьем и трое суток провисел вниз головой на стволе Иггдрасиля в поисках некоей трансцендентальной истины. На исходе третьей ночи с Мирового Древа упало несколько ветвей, они образовали замысловатый рисунок, в котором Один увидел 24 рунических символа. Один подарил знание о рунах людям Мидгарда.

Один владел копьем Гунгнир, чей удар невозможно отразить, восьминогим скакуном Слейпниром (сын Локи) и кольцом Драупнир. Это золотое кольцо каждый вечер «давало» семь золотых колец того же веса. Кольцо фигурирует в ряде мифов, включая фундаментальный для скандинавской мифологии эпизод о смерти Бальдра.

В эддических и скальдических текстах у Одина несколько десятков имен и еще столько же хейти и кеннингов (метафорических определений). Известно одно из воплощений Одина – смертный по имени Од, возлюбленный Фрейи.

В Рагнарёк Один будет биться с Фенриром и проиграет, но его сын – Видар, бог мщения – в следующее мгновение сразит чудовищного волка.

Тор

У древних германцев известен под именем Донар. Сын Одина и великанши Ёрд (вероятно – воплощение земли). Технически Тор – один из немногих «чистокровных асов», потому что для большинства других богов Асгард не является Родиной. Тор почитался как воин и громовержец, главный защитник Мидгарда. В Асгарде его чертог зовется Трудхейм.

Культ Тора тесно связан с воинской культурой Скандинавии. В частности, Тор в мифах описывается как высокий, светловолосый и голубоглазый ас. Поэтому викинги, которым «не повезло» родиться блондинами, активно отбеливали волосы составами на основе щелока (что, кстати, убивало всех вшей и прочую живность, могущую жизнь в волосах человека).

Символ Тора – его молот Мьельнир, выкованный темными альвами, на письме он обозначался трех- или четырехлучевой свастикой (поздний вариант – трискеле/трискелион). Молот Тора – самая частая находка среди подвесок в раннесредневековой Скандинавии (также есть несколько находок на территории Руси, например – в Старой Ладоге).

С Тором связано огромное количество эддических мифов. Самые известные – схватка с мировым змеем Йормунгандом, поединок с великаном-големом Хрунгниром и поход в Утгард (мистический мир за пределами мира, хозяину которого, Утгарда-Локи, служит сама смерть). Тор часто путешествует в Йотунхейм, схватки с великанами – основной вид времяпрепровождения для доблестного аса. Он путешествует на колеснице, запряженной двумя бессмертными козлами (один из которых теперь хромает – миф о Тьяльве и Рёскве).

Супруга Тора – прекрасноволосая Сиф (которая впоследствии из-за проделок Локи вместо своих волшебных получает золотые волосы). От Тора у Сиф было двое детей – валькирия Труд и сын Моди. По другому мифу, Моди – сын Тора и великанши Ярнсаксы, которая также родила Тору еще одного сына – Магни. Моди и Магни окажутся одними из немногих асов, которым посчастливится пережить Рагнарёк (при этом Магни наследует молот Мьельнир).

Тор вспыльчив, неуемен в еде и ратном искусстве, фактически –архетип викинга. У Тора в разы меньше эпитетов, чем у Одина, среди них выделяется один – триждырожденный. Вероятно, с ним связан какой-то древний миф, который не дошел до нас (нужно понимать, что Эдды были написаны лишь в XII-XIII веках, тогда как мифология викингов начала формироваться среди древних германцев еще до эпохи переселения народов).

В Рагнарек Тор будет биться с Йормунгандом и победит его, но тут же сам умрет от яда Мирового Змея.

Локи

Самый спорный бог скандинавского пантеона. Не путать с Логи – это совсем другой персонаж, причем с древнескандинавского именно «логи» переводится как «огонь», отсюда путаница, в результате которой Локи ошибочно называют богом огня. Другие имена Локи – Лофт и Лодур.

Происхождение Локи неизвестно (сразу разочарую вас – он точно не инеистый великан). Строго говоря, существует лишь одна версия о происхождении Локи – согласно этой гипотезе, он относится к поколению изначальных богов, первых детей Имира, которые жили еще до Одина и его братьев. Вероятно, его отец – Фарбаути, бог неясного происхождения, возможно – воплощение грозы.

Первая жена Локи – великанша Ангрбода, родила ему трех детей – великого змея Ермунганда, владычицу мира мертвых Хель и чудовищного волка Фенрира, которого асы хитростью пленили и с освобождения которого начнется Рагнарёк. Вторая жена Локи – Сигюн, архетип женской верности. У Локи и Сигюн было два сына – Вали и Нарви, их постигла жестокая судьба. Когда Локи окончательно достал асов, они обратили Вали в волка и натравили на Нарви, которого волк порвал. Затем кишками Нарви асы привязали Локи к подземной скале, а над его головой поместили королеву змей. Яд с клыков змеи капал на лицо Локи, причиняя ему невыносимые страдания, при этом Локи ворочался в муках и так скандинавы объясняли землетрясения. Сигюн же старалась постоянно держать над мужем чашу, собирая яд, но периодически чаша переполнялась и пока Сигюн относила ее, чтобы вылить, Локи страдает. Его страдания продлятся до самого Рагнарёка.

С Локи связано огромное количество мифов, не меньше, чем с Тором. Самые известные – миф о строительстве нерушимой стены вокруг Асгарда (когда Локи превратился в кобылу и родил Слейпнира от великанского жеребца), миф о золотых волосах Сиф, миф о том, как темные альвы создали величайшие артефакты для асов – копье Гунгнир, молот Мьельнир, корабль Скидбладнир и тд. При этом самый показательный миф описан в песне «Перебранка Локи» из «Старшей Эдды». Там Локи обвиняет каждого из асов во лжи, лицемерии и нарушении законов, которые они же сами проповедуют. Например, Фрейю он обвиняет в распутстве, а Одина в том, что он обучился женской магии, недостойной мужчины. Обвинения Локи столь же жестоки, сколь и справедливы.

Есть версия, что в более ранних мифах, которые не сохранились, Локи не был привязан к скале кишками сына, его просто изгнали и он в итоге стал тем самым Утгарда-Локи, великим мастером иллюзий, силы которого во много раз превосходили возможности любого аса.

Еще про Тора:  Куклы обереги: славянские, своими руками, пошаговый мастер-класс.

В Рагнарёк Локи вместе с Хель и Суртом возглавит войско великанов, мертвецов и чудовищ. Сам он сойдется в поединке с Хеймдаллем и они убьют друг друга.

Тюр

У древних германец известен под именем Зио (или Сио). Однорукий бог победы и воинской доблести. Сын Одина и либо Фригг, либо безымянной великанши, сестры Хюмира. Самый известный миф, связанный с Тюром, это миф о пленении Фенрира.

Изначально Фенрир жил в Асгарде, но когда асы увидели, до каких размеров вырос волк, они стали опасаться его. Один решил сковать волка волшебной цепью, но Фенрир был настолько силен, что сойтись с ним в поединке «постеснялся» даже владыка асов. Асы хитростью пленили волка, опробовав на нем три разные цепи, выкованные темными альвами. Третью цепь волк не захотел надевать, пока Тюр, с которым они были дружны, не положил волку в пасть свою правую руку в знак доверия. Лишь тогда Фенрир позволил надеть на себя цепь и когда раскрыл обман – откусил Тюру руку.

То есть Тюр с одной стороны не задумываясь пошел на жертву ради своего народа. С другой – предал Фенрира, потому что был единственным асом, которому волк доверял. Кстати говоря, не будь этого предательства, вполне вероятно, что волк не сражался бы в Рагнарёк на стороне своего отца.

С Тюром связана руна Тейваз из общегерманского футарка (не путать с руной Турисаз). Это руна победы, мужчины, воина.

Бальдр

Нередко упоминается в варианте – Бальдр Прекрасный. Первый (младший) сын Одина и Фригг. Описывается, как самый красивый ас, при этом его воинские качества зависят от региона – в Исландии он вполне себе обычный бог-воин, тогда как в Дании к войне Бальдр не имел никакого отношения.

С Бальдром связан один и ключевых эпизодов древнескандинавской мифологии. В какой-то момент бог начал видеть сны, пророчившие ему смерть. Он рассказал об этом матери и Фригг взяла клятву со всех существе и вещей в мире, что они не причинят ее сыну вреда. Фригг не взяла клятву только с ростка омелы, который показался ей слишком слабым, чтобы нести опасность.

Так Бальдр обрел абсолютную неуязвимость и асы часто забавлялись, метая в него стрелы, копья, камни и другие предметы. Локи хитростью вызнал у Фригг про омелу, срезал с нее прут и сделал из него стрелу. Затем вручил стрелу слепому богу судьбы Хёду (брат Бальдра), который тоже хотел повеселиться, стреляя в Бальдра, но не мог этого сделать из-за своей слепоты. Локи дал Хёду стрелу и указал направление. Хёд поразил Бальдра и тот умер.

Дальше следует описание похорон Бальдра и путешествие Хермода Храброго (еще один сын Одина) в Хельхейм, чтобы просить Хелль вернуть Бальдра. Хель отказалась (хотя не совсем отказалась, но это отдельный объемный миф). Бальдр вернется в мир живых только после Рагнарёка – он примирится со своим братом Хёдом и они окажутся единственными асами, пережившими гибель богов (плюс Моди и Магни, сыновья Тора).

Хёд и Улль

Хёд – сын Одина и Фригг, почитался как бог судьбы. Кроме мифа о Бальдре Хёд упоминается в нескольких эддических эпизодах. Он слеп, но силой не уступает другим асам. Мастерски владеет луком (правда не совсем ясно – как, потому что если бы он мог хорошо стрелять, используя другие органы чувств, он бы и в Бальдра стрелял без проблем, тогда план Локи не удался бы).

Из-за того, что Хёд – бог-лучник, его часто путают с Уллем. Улль – сын Тора и Сиф, под этим же именем был известен древним германцам (Торсбергский наконечник ножен, II век нашей эры). Хёд несколько раз упоминается в Эддах, в частности – он 10 лет правил Асгардом вместо Одина, пока тот странствовал по Мидгарду. Чертог Улля называется Идалир (Долина Тисов). В «Гренландских речах об Атли» упоминается некое кольцо Улля и нерушимая клятва именем Улля.

Фрейя

Прекраснейшая из богинь Асгарда, вопреки распространенному заблуждению – вовсе не жена Одина (исключая интрижку с его смертным воплощением Одом). У древних германцев (возможно) известна как богиня, которую Тацит в «Германии» назвал Исида Суэби. В Асгарде у нее свой чертог – Сессрумнир, самое прекрасное место в Девяти Мирах.

Также Фрейя правит Фольквангром (вероятно это отдельная область Асгарда, в центре которой расположен Сессрумнир). Фольквангр – это место, куда Фрейя забирает половину павших воинов (вторую половину Один забирает в Вальгаллу). Зачем воины Фрейе – совершенно неясно, на этот счет в эддических текстах нет никаких пояснений. Но есть версия, что мужчины нужны ей для вполне очевидных целей…

Имя Фрейи означает «благородная госпожа», ее другое имя – Ванадис («госпожа ванов»). По происхождению Фрейя – ван, дочь Ньёрда из Ванахейма. После войны между асами и ванами, когда два народа наконец заключили мир, было принято решение обменяться пленными (скажем так, гостями). Так Фрейя со своим братом Фрейром оказалась в Асгарде.

В позднем скандинавском фольклоре ваны известны как ваниры, предположительно это более древний пантеон богов, существовавших до асов. По этой версии, ваны представляли собой более примитивные образы, олицетворяя слепую стихию, тогда как асы куда человечнее (в смысле похожи на людей, а вовсе не гуманны).

Фрейя – покровительница женщин, занимающихся магией (сейдом и спа), также покровительница пророчиц вёльв. Одновременно она командует валькириями, выступая богиней войны (что роднит ее с аккадской Иштар, уже упомянутой Исидой и некоторыми другими богинями). Путешествует Фрейя на колеснице, запряженной двумя рысями. Может обращаться соколом благодаря особому артефакту – плащу из соколиных перьев.

Широко известен миф о Брисингамене – ожерелье, которое отковали темные альвы. По этому мифу Фрейя завидовала красоте Фригг и обратилась к альвам, чтобы они сделали ей самую красивую вещь во всех Девяти Мирах (по другой версии, она просто прогуливалась и случайно встретила альвов, которые как раз закончили работу над ожерельем). Так или иначе, но альвы согласились отдать ожерелье Фрейе только если она проведет ночь с каждым из них (а было их четверо).

На этом миф не заканчивается, но на данный момент его финал не важен. Важно, что этого мифа нет в Эддах и нет ни одного другого эпизода, который подтверждал бы «ветреность» Фрейи. Так как миф о Брисингамене присутствует только в одном списке XV века, есть версия, что это не оригинальный скандинавский сюжет, а более поздняя придумка христианских мессионеров, решивших столь нехитрым способом опорочить образ богини. Тем более, что в самом мифе много нестыковок, например – Один там назван мужем Фрейи, чего на самом деле не было. Закономерен вопрос – почему тогда Локи обвиняет Фрейю в распутстве? Ответ не менее закономерен – обе Эдды записывались христианами и в одной только Стурлуссоновой Эдде его христианская отсебятина видна невооруженным взглядом.

Фригг

Супруга Одина, мудрейшая из асов, почиталась как богиня материнства, любви и семейного очага. Происхождение Фригг точно неизвестно, по одному мифу ее отец – инеистый великан Нат, по другому – Фьоргун, бог-громовик, о котором кроме имени не сохранилось никаких сведений.

В Эддах сказано, что Фригг обладает пророческим даром, ее символ – веретено, архетип человеческой судьбы, которую плетут три норны (Мойры у греков, Парки у римлян). В древнескандинавском слово «прялка» записывается как «Friggerock», дословный перевод – «веретено Фригг».

Самый известный эпизод, связанный с Фригг, это уже упомянутый миф о Бальдре Прекрасном. Также есть спорный поздний миф, в котором Фригг крадет у Одина золотой слиток, чтобы темные альвы (без них никуда) выковали для нее прекрасное ожерелье. Этот миф встречается в частности у Саксона Грамматика в «Деяниях данов» и многие исследователи не считают его оригинальным, полагая, что Грамматик выдумал эту историю, опять же – с целью очернения образа скандинавской «языческой» богини.

Еще про Тора:  Защитные руны для дома и семьи от негатива

Другие исследователи полагают, что изначально Фригг и Фрейя были одной и той же богиней, и это объясняет многие сюжетные нестыковки в Эддах.

Фрейр

Брат Фрейи, соответственно тоже сын Ньёрда и по происхождению ван. Так как Ньёрд после «обмена заложниками» с ванами стал приемным сыном Одина, то Фрейр технически – внук Всеотца. Фрейр – единственный, кому Один позволял сидеть на троне Хлидскъяльв, с которого можно обозревать все миры.

Фрейр почитался как бог плодородия, лета и солнечного света, красотой не уступал Бальдру. Ему принадлежит вепрь Гуллинбурсти (был столь же быстр как Слейпнир Одина) и волшебный корабль Скидбладнир, который мог перевозить целое войско, но по необходимости складывался и помещался в карман.

С Фрейром связан один интересный миф. Однажды, сидя на Хлидскъяльве, он увидел красавицу Герд, дочь великана Гюмира, и полюбил ее. Однако Фрейр не мог покинуть Асгард (Один, как это часто бывало, отсутствовал, а кому-то нужно было приглядывать за хозяйством), поэтому за Герд он послал своего слугу Скирнира, дав ему с собой яблоки вечной молодости из садов Идунн, кольцо Драупнир и свой солнечный меч (увы, но названия этого клинка фольклор почему-то не сохранил). Скирнир пережил массу приключений и в итоге привез Герд в Асгард. Она стала Фрейру отличной женой и в благодарность щедрый бог подарил Скирниру тот самый меч.

Так любовь сгубила прекрасного бога, потому что в Рагнарёк он выйдет биться с огненным великаном Суртом, владыкой Муспелльхейма, и проиграет ему, ведь у него не будет волшебного меча.

Хеймдалль

В эддических текстах Хеймдалль имеет массу эпитетов, самые частые – «защитник богов» и «светлейший из асов». Иногда его называют сыном Одина, но в «Старшей Эдде» и в ныне утерянном тексте «Заклинание Хеймдалля» говорится, что он – сын девяти сестер-девственниц. У Ньёрда, бога морей, как раз было девять дочерей (аля славянский Морской царь), так что Хеймдалль вполне может быть его сыном, тогда по происхождению он тоже ван.

Хеймдалль видит на огромные расстояния и у него чуткий слух (в «Старшей Эдде» сказано, что «белый ас» слышит, как растет трава и шерсть на овцах). Его главная задача в Асгарде – оберегать Биврест, радужный мост. Живет он в чертогах Химинбьерг (Небесные Горы). Хеймдаллю принадлежит уникальный артефакт – золотой рог Гьяллархорн, зов которого слышен во всех Девяти Мирах. Когда Хеймдалль увидит, что войска Хель, Локи и Сурта приближаются к Асгарду, он затрубит в Гьяллархорн и асы со своими союзниками соберутся на равнине Вигрид для последней битвы.

Любопытно, что в «Старшей Эдде» Хеймдалль также пьет из Гьяллархорна мед поэзии, но в «Младшей Эдде» из него пьет Мимир. С Мимиром связан и другой интересный эпизод – в эддических текстах сказано, что у источника мудрости, который он хранит, рядом с глазом Одина лежит «слух Хеймдалля». Тем не менее, не сохранилось мифов, разъясняющих эти эпизоды.

Другое имя Хеймдалля – Риг. Согласно «Песне о Риге», которую часто включают в корпус текстов «Старшей Эдды», именно Риг/Хеймдалль создал первых людей, а не божественная триада – Один, Вили и Вё. Этот факт подтверждается в «Прорицании Вёльвы», где Хеймдалль назван прародителем человеческой расы.

Проект “РУНАРИУМ”

Канал на Ютубе

Канал на Твиче

Группа в ВК

Рождение

Бог родился во время сильного урагана, когда бушевала стихия, были слышны раскаты грома и видны вспышки молнии. Именно в этот час богиня земли Ёрд привела на свет своего сына Тора.

Ураган был чудовищной силы. Не только простые смертные, но и сами боги были неспокойны в ту ночь. Ветер сносил крыши с домов, ломал многовековые деревья. На полях и в лесах молния оставляла большие воронки – так она радовалась рождению нового бога.

Рождение и воспитание бога

Едва появившись на свет, Тор сумел удивить взрослых богов. Несмотря на свой юный возраст, он с лёгкостью перекидывал с руки на руку медвежьи шкуры, что казалось ему детской забавой. В целом, Тор имел спокойный нрав, но если ему что-то не нравилось, он мог впасть в неистовство, становясь очень опасным.

Мифы говорят, что после очередного такого буйства его мать отправила Тора на попечение богам Вингниру и Хлоре, что олицетворяли стихии ветра и зноя. Лишь им под силу было обуздать бешеный нрав юного Тора и воспитать его в соответствии с нормами поведения богов.

На мой взгляд, общий язык с приёмными родителями бог нашёл из-за их предназначения. Они также считались божествами молний и, конечно, это было родственно Тору. Повзрослев, Тор считал себя признательным этой паре за собственное воспитание. В знак вечного уважения к ним он даже взял новые имена – Вингтор и Хлориди.

Рыбалка тора

Рыжеволосый бог с великаном Хюмиром идут рыбачить. Но вместо хорошей рыбы, они вылавливают змея Ёрмунганда. Начинается бой, но гад рвет веревку и уплывает.

Сокровища богов

Как-то раз бог огня и коварства Локи украл у прекрасной жены Тора ее волосы. Громовержец повелел ему немедля вернуть их, но тот не смог этого сделать, так как пряди были им срезаны с корнями. Локи обращается за помощью к карликам Свартальвхейма. Они соглашаются помочь, и кроме золотых волос создают еще 5 предметов, наделенных магическими свойствами:

  •  молот Мьёльнир;
  •  копье Гунгнир;
  • кольцо Драупнир;
  •  золотого вепря для Фрейра;
  • корабль Скидбладнир.

Спутники

Самыми главными своими врагами Тор считал великанов. По иронии судьбы ему были присущи многие черты этих мифических существ. В бесконечной борьбе с великанами Тора сопровождал бог огня и коварства – Локи. Умный и изворотливый спутник частенько помогал богатырю в его битвах. Скандинавская мифология упоминает ещё двух спутников: Тьяльви и Рёскву, которые стали вечными слугами бога.

Основной задачей Тора была, конечно же, защита богов и людей от Истинных Великанов – Ётунов. Впоследствии скандинавские сказания и легенды наделили его способностью защищать мир от любых темных сил.

Сражение с великанами

Существует легенда, в которой рассказывается о том, как в одном из своих приключений Тор потерпел поражение от великанов. Это не было битвой, это было состязанием, где Локи не смог быстрее всех съесть предложенную ему еду, Тьяльви  не удалось обогнать конкурентов в состязании на скорость бега, а сам Тор не сумел оторвать от земли обычную кошку, осушить сосуд, наполненный вином и побороть очень-очень старую женщину.

Тор был вынужден признать своё поражение. Но и великаны сознались, что игра была не честной, а своей победой они обязаны магии. Локи соревновался со своей сущностью – с огнём. Тьяльви пытался обогнать свои мысли. Тор не смог выпить океан, поднять змея Ёрмунганда и победить старость. Всё это было иллюзией – даже крепость, в которой проходили соревнования.

Строительство стены

Однажды великан решил прикинуться строителем возвести на спор вокруг всего Асгарда стену. Если он успеет в срок – заберет солнце, луну и Фрею. Богам этот спор не понравился. За помощью они обратились к Локи. Тот превращается в жеребца и отвлекает кобылу великана, которая помогала ему в строительстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector