Тотемные животные. Откровения славянских богов

История возникновения и развития язычества древней руси

Само по себе название «язычество» нельзя считать точным, поскольку в это понятие входит слишком большой культурный пласт. В наши дни чаще употребляются такие термины, как «политеизм», «тотемизм» или «этническая религия».

Термин же «язычество древних славян» используют, когда возникает необходимость обозначить религиозные и культурные воззрения всех племен, проживавших на территории древней Руси до момента принятия этими племенами христианства. Согласно одному из мнений, в основе термина «язычество», применяемого к культуре древних славян, лежит не сама религия (политеизм), а один язык, используемый многочисленными, не связанными между собой славянскими племенами.

Летописец Нестор всю совокупность этих племен называл язычниками, то есть, племенами, объединенными одним языком. Для обозначения особенностей религиозных и культурных традиций древнеславянских племен термин «язычество» стал применяться несколько позже.

Начало формирования славянского язычества в Древней Руси относится к I-II тысячелетиям до н.э., то есть к тем временам, когда племена славян начали отделяться от племен индоевропейской группы, расселяться на новых территориях и взаимодействовать с культурными традициями соседей. Именно индоевропейская культура привнесла в культуру древних славян такие образы, как бог грозы, боевую дружину, бог скота и один из важнейших прообразов матери-земли.

Тотемные животные. Откровения славянских богов

Большое значение для славян имели кельты, не только привнесшие в языческую религию ряд определенных образов, но и давших само название «бог», которым эти образы обозначались. Много общего у славянского язычества с германо-скандинавской мифологией, сюда можно отнести наличие мотивов мирового древа, драконов и прочих божеств, которые менялись в соответствии с условиями жизни славян.

После активного разделения славянских племен и расселения их по различным территориям, начало изменяться и само язычество Древней Руси, у каждого племени стали появляться присущие лишь ему элементы. В VI-VII веках между религиями восточных и западных славян различия были довольно ощутимые.

К тому же очень часто отличались друг от друга верования, присущие высшим правящим слоям общества и его низшим слоям. Об этом свидетельствуют и древние славянские летописи. Верования жителей крупных городов и мелких деревень могли быть различными.

По мере формирования централизованного древнерусского государства все большее развитие получали связи Руси с Византией и другими государствами, в то же время язычество начало подвергаться сомнениям, начинались гонения, так называемые поучения против язычников. После того как в 988 году произошло Крещение Руси и официальной религией стало христианство, язычество было практически вытеснено. И все же и в наши дни можно встретить территории и общины, которые населяют люди, исповедующие древнеславянское язычество.

Низшие божества древних славян

В те времена, когда древние славяне занимались по большей части охотой, а не земледелием, они считали, что дикие звери были их прародителями. Язычники верили, что это могущественные божества, которым необходимо поклоняться.

Каждое племя имело свой тотем, другими словами – священное животное для поклонения. Некоторые племена верили в то, что их предком был Волк. Это животное почиталось в качестве божества. Его имя считалось священным, произносить его вслух было нельзя.

Хозяином в языческом лесу считался Медведь – самое сильное животное. Славяне верили, что именно он способен защитить от любого зла, кроме того, он покровительствовал плодородию – для славян весна наступала тогда, когда медведи пробуждались от зимней спячки. Практически до XX века в крестьянских домах хранились медвежьи лапы, они считались талисманами, оберегающими своих хозяев от болезней, колдовства и разных несчастий.

В язычестве Древней Руси почитали и травоядных животных. Самым уважаемым была Олениха (Лосиха), славяне считали ее богиней плодородия, неба и солнечного света. Богиню представляли с рогами (в отличие от обычных самок оленя), которые символизировали солнечные лучи. По этой причине славяне верили, что рога оленей являются оберегами, способными защитить от разной нечисти, их вешали над входом в жилище либо внутри избы.

Еще про Тора:  Список славянских богов да духов и их значение в культуре язычников.

Считалось, что небесные богини – Оленихи – могут послать на землю новорожденных оленят, которые сыпались из туч словно дождь.

Из домашних животных наибольшим почтением в язычестве Древней Руси пользовался Конь. Это объяснялось тем, что долгое время племена, населявшие современную Европу и Азию, вели не оседлый, а кочевой образ жизни. Потому золотой конь, проносящийся по небу, являлся для них олицетворением солнца. А позднее появился и миф о боге солнца, который пересекал небо на своей колеснице.

В язычестве Древней Руси существовали не только духи, населявшие леса и водоемы. Верования славян распространялись на домашних божеств, это были доброхоты и доброжилы, которых возглавляли домовые, жившие под печью либо в лапте, который специально для них вешали над печью.

Домовых считали покровителями хозяйства. Старательным хозяевам они помогали преумножать благо, а в наказание за лень могли наслать беду. Славяне верили, что домашний скот пользовался особым вниманием домовых. Так, они расчесывали лошадям хвосты и гривы (но если домового рассердить, то он, наоборот, мог спутать шерсть животного в колтуны), они могли увеличить удои у коров (или, наоборот, отнять у них молоко), от них зависели жизнь и здоровье новорожденной домашней скотины. Поэтому славяне стремились к тому, чтобы всячески задабривать домовых, предлагая им различные угощения и проводя специальные обряды.

Помимо веры в домовых, в язычестве Древней Руси верили в то, что ушедшие в мир иной родные помогают живущим. Эти верования тесно переплетались между собой, поэтому образ домового был неразрывно связан с печью, очагом. Славяне полагали, что души новорожденных приходят в наш мир через дымоход, через него же и уходят души усопших.

Люди представляли домового в образе бородатого мужчины с шапкой на голове. Его фигурки вырезали из дерева, они носили название «чуры», и, помимо домашних божеств, олицетворяли собой усопших предков.

Славяне, проживавшие на севере Древней Руси, верили, что помощь по хозяйству им оказывают не только домовые, но и дворовые, скотники и кутные боги (местом обитания этих доброжилов был хлев, они заботились о домашней скотине, а в качестве подношения люди оставляли им хлеб и творог), а также овинники, что охраняли запасы зерна и сена.

В язычестве Древней Руси баню считали местом нечистым, а обитавших в ней божеств – банников – относили к злым духам. Задабривали их, оставляя им веники, мыло и воду, к тому же банникам приносили жертвоприношения – черную курицу.

Даже после того, как официальной религией на Руси стало христианство, вера в «малых» богов сохранялась. В первую очередь, они почитались не столь явно, как боги небес, земли и природы. У малых божеств не было святилищ, а обряды, призванные задобрить их, люди совершали в кругу семьи. Кроме того, славяне верили в то, что «малые» боги постоянно живут рядом с ними, они общались с ними постоянно, а потому, несмотря на все усилия церкви, почитали домашних божеств, чтобы обеспечить своей семье и своему дому благополучие и безопасность.

В язычестве Древней Руси одним из самых грозных божеств-чудовищ славяне считали владыку подземного и подводного миров – Змея. Его представляли могучим и враждебным чудовищем, которого можно встретить в мифах и преданиях практически всех народов. Представления древних славян о нем дошли до наших дней в сказках.

Еще про Тора:  Какое значение имеет оберег славян Коловрат - кому подходит

Язычники севера почитали Змея – владыку подземных вод, имя ему было Ящер. Святилища Ящера были расположены среди болот, на берегах озер и рек. Для его береговых святилищ была характерна идеально круглая форма, она символизировала совершенство, противопоставляя порядок грозной всеразрушающей силе этого божества.

Для жертвоприношений Ящеру использовали не только черных кур, которых кидали в болота, но и молоденьких девушек. Эти поверья нашли отражение в сказках и легендах.

Для всех славянских племен, поклонявшихся Ящеру, он был поглотителем солнца.

Со временем кочевой образ жизни древних славян сменялся оседлым, люди переходили от охотничьих промыслов к земледелию. Этот переход сказывался и на многих мифах и религиозных обычаях славян. Древние обряды смягчались, утрачивая свою жестокость, человеческие жертвоприношения сменили обряды приношения в жертвы животных, а потом и вовсе чучел. В язычестве Древней Руси боги времен земледелия были гораздо добрее к людям.

Тотемные животные. откровения славянских богов

Тотемные животные

Есть и тотемное животное, в которое больше всего любит Перун превращаться, когда есть желание или необходимость. Перун охотно принимает облик этого животного, считающегося у славян покровителем всех тех, кто уважает и почитает бога грозы и воинов. Это лесной бык Тур. Сам он черный с серебристыми пятнами по всей его необъятной шкуре. Пятна эти так сверкают на солнце, что способны ослепить противника. И поражает противника уже сами размеры этого быка, рога которого возвышаются над вековыми соснами в лесу. А рога — золотые и такие ровные, что любо-дорого посмотреть на них. Еще лесной бык Тур очень проворен и стремителен — никому и никогда не доводилось догнать его, а вот он сам с легкостью нагонял любого, кого хотел; мог напугать, а мог и взять да зацепить золотыми своими рогами и бросить к небесам выше туч и облаков. Никому не пожелаешь испытать на себе гнев Перуна в облике быка Тура. Самым же впечатляющим зрелищем, какое только доводилось видеть, люди признают то, когда в образе лесного быка Тура Перун несется над облаками, предвещая либо небывалую грозу, либо страшную битву с врагами. И не случайно сделанная из серебра голова быка традиционно украшала и украшает сейчас капища Перуна.

Следующая глава {amp}gt;

Из книги

Тотемные животные
Бояна обычно сопровождает серый зеленоглазый кот, восседающий на левом плече Бояна, а на правом его плече сидит жаворонок. Считается, что серый кот может нашептать Бояну слова будущей песни, а жаворонок на ухо напоет музыку. Боян же соединяет музыку


Из книги

Тотемные животные
Именно вороной конь является тотемным животным Богумира. Второе тотемное животное этого бога — черный ворон, обычно сидящий на Богумировом плече, когда тот появляется перед


Из книги

Тотемные животные
Вместе с Букой обычно летит стайка крупных зеленых назойливо жужжащих мух. А на левом плече Буки восседает коричневая и угрюмая жаба ага, издающая такие звуки, от которых делается жутко даже самому отчаянному мальчугану. На правом же плече дремлет серый


Из книги

Тотемные животные
Множество преданий старины глубокой повествуют о том, как в ту или иную деревню являлся большой бурый медведь и грозным рыком своим повергал в страх и трепет поселян. Бывало это обычно тогда, когда ритуал в честь Велеса совершался не должным образом


Из книги

Тотемные животные
Чаще же Вий является не в своем подлинном человекоподобном обличий, а в облике косматой дикой собаки — черная свалявшаяся шерсть, болтающийся по земле хвост, висящие уши… Но самое главное — закрытые длинными веками глаза. Эта характерная черта

Еще про Тора:  Мстители на AliExpress. Молот Тора | Пикабу

Из книги

Тотемные животные
Священными животными Дажьбога, талисмана в честь его издавна на Руси считались и считаются не только конь (хотя конь в первую очередь), но утка, гусь и лебедь. В очень давние времена появились даже дажьбожьи обереги, которые и по сей день распространены в


Из книги

Тотемные животные
Прежде всего, к таковым относится черная кошка и серый заяц. Желя не превращается в них, не принимает их обличия, как думают некоторые. Просто эти животные живут вместе с Желей в царстве теней. Когда же Желя собирается посетить мир живых — принести весть


Из книги

Тотемные животные
Жива стоит на краю села, на околице, а подле ног богини ее любимая белая куница, призванная оберегать жизнь и охранять жизненный покой. На правом плече Живы мирно сидит белый голубь, а на левом — белая же голубка. Союз белых голубки и голубя означает


Из книги

Тотемные животные
Если Земун появляется в лесу, то сопровождает ее чаще всего седой горностай; он либо располагается на спине богини-коровы, либо трусит рядом. Если Земун появляется в пустыне, на лугу, в чистом поле или в степи, то при ней будет воробей, перья которого


Из книги

Тотемные животные
В холодное время года с Квасурой вместе приходит обыкновенно сурок. Он либо спит на плече Квасуры, либо добродушно осматривает место, куда явился его покровитель. Сурок означает доброту и спокойствие, которые должны быть дарованы напитками, приносимыми


Из книги

Тотемные животные
Будучи вездесущим, Китоврас в каждой сфере своего обитания часто выступает в сопровождении того или иного своего тотемного животного. Так, в небесах крылатого Китовраса сопровождает обычно горный орел, символизирующий обе божественные функции


Из книги

Тотемные животные
Самое любимое Колядой из тотемных животных — черная или рыжая кошка с непременно зелеными глазами, сверкающими во тьме. Эти глаза просто нельзя не заметить на снегу. Только не стоит пытаться поймать эту кошку, погладить ее или даже просто пристально


Из книги

Тотемные животные
С одной стороны, к тотемным животным Посвиста относятся те, которые выступают в статусе помощников бога; с другой стороны, животные, в которых Посвист может превращаться.В первой группе находятся конь, сокол и огромная рыбина-кит, соотносимые


Из книги

Тотемные животные
Рада не принимает никаких обличий кроме того, что красуется на небе после дождя в виде радуги. Но в подлинном человеческом образе вместе с Радой часто можно видеть бабочку павлиний глаз. Если всмотреться в ее крылышки, пока бабочка отдыхает на цветке, то


Из книги

Тотемные животные
Таким образом, тотемными животными Сварога являются рыжий конь, на котором бог, вооруженный копьем выезжает в лес, в поле или на луг, желая дать какие-либо наставления славянским воинам, и огромный вепрь, выходящий из моря.Когда Сварог принимает облик


Из книги

Тотемные животные
Птица Стратим не существует сама по себе, это образ, ипостась Стрибога, которую он принимает на себя, когда желает не просто явиться перед людьми, а нагнать на них страх, поселить в сердцах ужас. Стратим обладает громадными черными крыльями, способными


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector