Удмуртская куколка на счастье – Ольга Сорокина. Записные книжки. — LiveJournal

Детство наших предков и традиционные детские игры

Первые куклы появлялись у ребёнка сразу после рождения. Как правило, они являлись оберегами. Они изготавливались из ярких лоскутов ткани и были небольшого размера. Такие куколки подвешивались над люлькой новорожденного. Ребёнок следил глазами за качающимися куколками, что способствовало его развитию.

Когда дети подрастали родители или старшие дети изготавливали для них простейшие куклы-скрутки.

Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на «попечение» кукол, зная, что детишки «при деле», и с ними ничего дурного не случится. Таким образом, куклы продолжали выполнять свою роль оберегов.

Кукол деревенские девочки «кормили», умывали, общались с ними, воспроизводя в игре сцены жизни крестьянской семьи. Кукольная игра называлась по-сельски «дочки-матери», как и сейчас.

Для своих подопечных дети делали кроватки, качельки, подушечки, одеяльца — все, что нужно в настоящей семье. Куколок, изображавших в игре, новорожденных, девочки учились пеленать. Таким образом, девочки, чьё основное призвание было стать хорошими хозяйками и мамами, в детской игре перенимали простейшие традиции и обучались необходимым навыкам взрослой жизни.

Часто, по тому, как девочка обращается со своими куклами, судили о том, какой мамой она станет в будущем. Было и такое поверье: если одна из дочерей слишком увлекается куклами – жди в семье прибавления, плохое же обращение со своими куклами предвещало, по древним поверьям, болезнь.

Примечательно, что среди кукол мало кукол-мужчин, а куклы-дети, как правило, представлены запеленутыми «ляльками» на руках у куклы-мамы. Мужских персонажей в играх заменяли собой то простая палочка, то щепка, обёрнутая в ткань.

В такие игры дети обычно играли до 5-6 лет, при чём мальчики тоже принимали в них участие. После этого возраста детей привлекали к ведению домашнего хозяйства, на игры оставалось времени меньше. В 5-6 летнем возрасте у мальчиков и девочек появлялись свои игры, отражавшие их будущие социальные роли мужчины и женщины.

Этнографы утверждают, что к 5-6 годам девочки должны были сами научиться изготавливать себе простейших кукол, перенимая от старших сестёр уроки кукольного рукоделия.

Примерно до 12 лет девочки оттачивали своё мастерство, изготавливая так называемых кукол «на выхвалку», которые являлись экзаменом по шитью и рукоделию. Такая кукла была сшивной, обладала богатым костюмом и требовала значительного терпения при изготовлении.

Каждая девочка старалась как можно быстрее сделать такую куколку, что бы не засидеться в малолетках и вовремя попасть на посиделки, в которых принимали участие старшие дети. Шили таких кукол в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи, хвастались нашитыми куклами на гулянии.

Первую похвалу своим куклам девочки слышали от старших сестёр. У них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за помощью, советом и утешением.

Часто, по качеству и сложности изготовления куклы, судили о том, какой рукодельницей будет девушка, какого её приданое, которое держали подальше от любопытных глаз. Таким образом, хорошо исполненная кукла, могла презентовать девушку, как завидную невесту в будущем.

После 12 лет девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого, начинали принимать участие в девичьих посиделках и ролевых играх.

Как правило, в ролевых играх разыгрывались самые яркие события крестьянской жизни тех времен: свадьбы и похороны, рождение детей, различные обряды и праздники.

Наивысшим проявлением поэтического и музыкального творчества народа выступала традиционная русская или удмуртская свадьба. Свадебный обряд — это целое представление, длительное, многоактное ритуальное действо, сопровождавшееся песнями и присказками. Закрепленная последовательность исполнения требовала знания традиции от всех участников обряда.

Поэтому в девичьих играх с куклами часто разыгрывались различные свадебные эпизоды. В них куклы становились главными действующими лицами: их обряжали к венцу, им посвящали величальные песни, за них исполняли причитания невесты. Куклы становились наперсницами крестьянских девушек в их надеждах и мечтаниях.

Куклы бережно хранились. Они следовали за женщиной через всю ее жизнь, часто составляя часть приданого — матери дарили своих девичьих кукол дочерям на свадьбу. По свидетельству этнографов начала XX века, в некоторых крестьянских домах насчитывалось до сотни кукол Столбушек, именно они становились персонажами разыгрываемых обрядовых сценок.

Традиционные народные куклы играли важную роль в жизни как русского, так и удмуртского народов

1. Кукла выполняла роль оберегов, даря веру на излечение от болезней и защиту от тёмных сил

2. Игровые куклы помогали в подготовке детей к их будущей взрослой жизни, в освоении роли хозяев семьи и будущих родителей

3. Игровые куклы участвовали в процессе обучения народным традициям и обрядам

4. Куклы, которые дети изготавливали сами, участвовали в процессе развития навыков рукоделия и творческих способностей детей

5. Куклы помогали формированию у детей терпения, усидчивости, аккуратности

6. Кукла играла огромную роль в формировании семейных ценностей, определении мировоззрения людей.

Заключение

В этой работе описаны лишь некоторые куклы, которые были частью жизни наших предков. Мир народной куклы очень богат. Трудность восстановления традиций народной куклы связан и с тем, что многие виды кукол уничтожались во время обрядов, многие просто не дожили до наших времён в связи с недолговечностью материалов, из которых они изготавливались.

Анализируя источники информации, можно сделать следующие выводы:

• кукла занимала значимое место в жизни как русского, так и удмуртского народов. Она участвовала в процессе воспитания, являясь как бы проводником детей во взрослую жизнь, связующим звеном поколений. Росли дети – усложнялись куклы и игры, в которых их использовали.

В процессе игры, дети обучались основным навыкам, которые были необходимы в быту, перенимали традиции своих отцов и дедов. Так без книг сохранялось наследие предков, передаваясь из уст в уста, от бабушки внучке, от отца сыну. В процессе игры дети знакомились с основными обрядами, которые часто были очень сложными.

Обрядовым куклам так же придавалось огромное значение. В таком большом мире, где много опасного и непонятного, куклы становились единственными защитниками людей, помогая им справляться с тяготами жизни. Вера в чудесную силу куклы помогала выстоять перед опасностью, раскрасить тяжёлую жизнь, привнести в неё праздник.

• Я поняла, что обряды русского и удмуртского народов часто схожи, так же, как схожи куклы, в которые играли дети.

Думаю, что, живя рядом, оба народа привносили в культуры друг-друга что-то свое, обмениваясь традициями, при этом сохранили свою уникальность.

Обрядовые куклы и куклы-обереги

Древние верили, что существуют злые духи, которые хотят навредить человеку. В связи с этим, у наших предков было много магических обрядов, в которых использовались обрядовые куклы и куклы-обереги, выполнявшие роль защитных талисманов.

Так, существовало поверье, что кукла-оберег не должна иметь лица. Безликая кукла – неодушевлённое существо, а значит, в неё не могут вселиться злые духи и не могут навредить её владельцу.

Часто такие талисманы изготавливали из ношеной одежды, считая, что при носке, ткань вобрала силу своего хозяина. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол и кукол-оберегов недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

В обрядовые куклы никогда не играли. Некоторых из них уничтожали после проведения обряда, имитируя жертвоприношение богам.

Куклы-обереги, напротив, были частыми участницами детских игр, всё время находясь рядом с ребёнком и обеспечивая его защиту от беды.

Одной из самых простых кукол-оберегов является древняя магическая кукла Бессонница.

Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Изготавливалась кукла Бессоница из двух, приблизительно одинаковых квадратных лоскутов ткани. Обязательно без ножниц, лоскуты просто отрывались. (Подробное описание изготовления куклы приведено)

К обрядовым куклам так же можно отнести куклу Кувадку, куклу Пеленашку, используемых в обрядах, связанных с рождением ребёнка. Эти куклы, как бы заменяли ребёнка. С их помощью люди пытались обмануть злых духов и уберечь ребёнка от напасти.

У удмуртов до сих пор сохранились магические куклы, причем разного назначения. Это в первую очередь куклы-закрутки, являющиеся оберегами. Их изготавливали по той же технологии что и русские куклы. Полоску толстой ткани определенным образом закручивают, перевязывают, и получается головка, руки, туловище. На фигурку надевают платок и платье.

Как и русские, удмурты такую куклу клали новорожденному в изголовье, веря в то, что она убережёт ребёнка от порчи.

И конечно же нельзя не упомянуть о свадебных обрядовых куклах.

В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол — особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления.

Ещё один замечательный обряд, который был распространён у славян – это обряд «заклинания» зимы. После этого обряда у предков начинался период весенне-летних праздников.

Одним из атрибутов этого обряда была, конечно же, кукла, обычная вязанная из ниток куколка. Поскольку праздник приходился на март, этих кукол называли ласково – «мартинички». Куколок делали парой: одна белая, символизирующая уход зимы, вторая красная, означавшая приход лета.

Но у такой куколки было и другое значение. С появлением ребёнка в семье между «Невестой» и «Женихом» на свадебной кукле вешался такой маленький куклёныш, символизирующий прибавление в семье. Свадебную куклу держали в красном углу, как символ крепкой и дружной семьи.

Ещё одной обрядовой куклой участвовавшей в русской свадьбе была кукла – мировое дерево. Основание этой куклы – берёзовая рогатина, на разветвлениях которой формировались фигурки жениха и невесты. От этого и название куклы.

Дерево символизировало рождение новой семьи, которой надлежало стать деревом с могучими ветвями. Такая кукла устанавливалась в середину свадебного пирога. Куски пирога раздавались родне со стороны жениха и невесты, символизируя объединение двух семей. А середину с куклой получали молодые.

Куклу «Мировое дерево» изготавливали подружки невесты без использования иглы, что бы «счастье не зашить».

Очень важными в древности были обряды, связанные с посевом и сбором урожая, так как хороший урожай в буквальном смысле означал жизнь.

В одном из таких обрядов использовалась кукла «Крупеничка». Назвали её так, потому что основу куклы составлял мешочек с зашитой в него гречихой.

Перед севом самые отборные зёрна доставали из потаённого мешочка, из куклы Крупенички. А после сбора урожая куклу вновь наполняли гречихой.

Русские такую куклу хранили в красном углу, рядом с иконами, дети в неё не играли.

Однако удмурты, напротив, давали эту куклу для игры маленькие дети. Считалось, что во время игры, зёрна наполняются детской чистой энергией и будущий урожай будет отменным.

К концу XIX века обряд был утрачен, и кукла стала использовать как игрушка. Теперь её наполняли горохом и пшеном, отсюда ещё одно её имя – Зерновушка.

Среди магических обрядов у русских были такие, в которых происходило уничтожение обрядовых кукол. К таким обрядам относилось сожжение соломенной куклы Костромы в Масленицу.

В имени Костромы слышны старинные русские корни «костерь», «костра», что значит «кора растений». «Кострома» — женское воплощение плодородия, в древности так назывался языческий обряд. Во время празднества сжигали «Кострому» — огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженное в белые одежды и украшенное зеленью. Огонь в народе всегда считался очистительной силой.

Ещё один вид кукол – тренога. Это удмуртская кукла. Для ее создания нужна сосновая или еловая ветка с тремя разветвлениями. На ось надевается одежда, из тряпиц делается голова и руки. Бытовали и крестовые куклы. А крест из веток одеть еще легче.

Древние удмурты использовали таких кукол для излечения. Для этого кукла должна быть сделана из вещей больного без применения иглы. Такую куклу приносили в глухое место, давали ей имя и, называя по имени, оставляли, давая кукле наказ вылечить больного.

«До сих пор в некоторых уголках Удмуртии этот обычай жив, – говорит заведующая научно-методическим отделом и заместитель директора Центра ремесел г. Ижевска Светлана Боталова. – Существуют так называемые бросальные места. Я пыталась узнать у своей матери, деревенской жительницы, где находится это место, но она мне запретила об этом даже думать. Потому что побывав там, можно заболеть или принести домой зло».

У русских подобными свойствами обладали куклы Лихоманки. Всего их было 12: Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. Их изготавливали и одновременно читали заговор. Считалось, что если ворожея не сбилась ни разу и завязала последний узелок при окончании заговора, кукла приобретает чудесные свойства. Накануне Благовещения, ночью, куклы Лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями.

Были и другие виды обрядовых кукол. Многие виды кукол нам ещё не известны, поскольку их уничтожали во время обрядов.

К обрядовым куклам относились с почтением, а иногда и с опаской, поскольку они отводили от людей зло, а то и принимали его на себя. С такими куклами детям не позволялось играть. Для игр были специальные куклы, хотя многие из них выполняли роль оберегов.

Удмуртская куколка на счастье

В Сюмсинском районе Удмуртии 70% территории занимают леса. В которых уже поспела земляника, кстати.

Эти места когда-то были языческими. Бесконечный, стоящий стеной лес – сам по себе как божество.

При этом, язычники удмурты легко и запросто со своей верой не расстались. По крайней мере, они до сих пор (как и многие другие православные) используют разные штуки из дохристианской жизни. Например вот куклы-обереги.

Еще про Тора:  Крис Хемсворт (Chris Hemsworth): фильмография, фото, биография. Актер.

Удмуртские дремучие еловые леса, ощущение обособленности и, если можно так выразиться, укромности, а также того, что ты в обрядовом месте – в этих краях мне предстояло сделать свой оберег.

Куклу не должна протыкать иголка, иначе это не оберег. То есть, ничего не шьётся, а только завязывается и скручивается. Эти куклы ещё называют скрутками.

На обереге никогда не рисуют лицо – во избежание заселения в куклу злых духов.

IMG_5251

Собственно, всё, что нужно, видно на этой фотке. Кусочки ткани, нитки, рис и гречка. Белая нитка должна быть очень плотной, прочной и длинной. Красная нитка – шерстяная.

IMG_5203

Кладём на ткань монетку. Любую. У меня вот две рупии нашлось.

IMG_5206

Затем сверху – гречку и рис. То, что вы взяли, отсыпать назад нельзя. Поэтому лучше бы вам не насыпать слишком много.

IMG_5207

Собираем узелок и, три раза обернув верх нитью, завязываем узел. Крепко-крепко. Затем привязываем белый лоскуток. Всё делается одной ниткой.

IMG_5213

Затем также привязываем фартук (здесь ткань удачная – ещё и на монисто похоже).

IMG_5214

И наконец, надеваем на куклу платочек, для надёжности завязываем красной ниткой. Толстяк, конечно, посмотрите вон на заднем плане, какие стройные.

Кукла-оберег также может использоваться в качестве детской игрушки. Эта приносит в дом благополучие и достаток.

IMG_5216

А ещё они там с Сюмсях придумали шестирукую куклу-оберег и называют её “Удмуртская Шива”.

Вот так всё причудливо смешалось – рис, гречка, рупии, язычество, индуизм. Всё как в жизни)

IMG_5221

Благодарим совершенно прекрасного директора детской школы искусств села Сюмси Марину Гричик. Это она всё рассказала и научила делать куклу.

§

§

1

Если плыть непрерывно минут 15 – 20, может возникнуть состояние (может и не возникнуть), когда ты вдруг перестаёшь затрачивать усилия. То есть, ты расслаблен, и двигает тебя какая-то другая сила.

Плыть при этом надо быстро, например, кролем. Руки и ноги работают сами, вообще, вся координация совершается сама собой, а ты только лежишь себе и слушаешь, как с гулким звуком (пум-пум-пум) ты ворочаешь водные массы. Я обожаю этот звук.

В эти секунды, а так проплыть можно метров сто, ты ощущаешь, что ты живой и что ты силён. Что ты полностью раскрыт и реализован.

UPD О, почитала сейчас разных людей, они тоже про это пишут, и это называется «состояние полета в воде».

§

Ужасный какой клип на набирающий обороты хит артиста Стромае – “Papaoutai “.

Вдобавок ещё и странный, клип-то.

Не очень сложно догадаться, что песня эта посвящена отцу. Если верить переводчикам с французского, есть там, например, такие слова – мол, “папа, ты где?” а также “Все знают, как делать детей, Но никто не знает, как делать отцов”.

Бедняжка мальчик всю песню из кожи вон лезет, натыкаясь лишь на холодность и безразличие отца. В то время как остальные папульки резвятся со своими детями на травушке.

А самый ужас, что он, мальчик, в итоге и сам становится таким же одиноким моральным калекой.

Нет, ну может, у кого-то оптимистичней интерпретации?

§

Я доигралась, товарищи. Звонят мне вчера из промтоварного. “Ты, штоль, говорят, Ольга Викторовна?”

Почему-то у меня зажглась перед глазами чёткая надпись “Нет, это Светлана Катанян”. Но я решила с незнакомыми людьми пока что не расслабляться. “Да, говорю, это я самая и есть, Ольга Викторовна”.

“Небось ещё скажешь, ты у нас в прошлом месяце покупала три бутыли японского крема “Шисейдо”, а мы тебе ещё тогда за это чудесную косметичку дарили с образцами плинтусов?

“Ну, я”, говорю. “Дальше что”.

“А то, говорят, мы к тому ведём, что по нашей бухгалтерии ты у нас проходишь как лучший покупатель месяца, и за это мы тебя озолотим. Приходи, не пожалеешь”.

Мы с девчонками гадали сегодня, каков будет приз-то. Сошлись на трёх пакетиках шампуня.

В итоге мне вручили в присутствии оркестра и ведущих СМИ набор стоимостью почти 5 тыщ рублей. Вот такие отдельные чудеса происходят на отдельных участках.

Я это не к тому, что, мол, я люблю шикарную жизнь.

Я это к тому, что товарищ, верь! Взойдёт оно.
Это может случиться с каждым.

Вообще, конечно, необычное чувство. Хотелось всё время усомниться, найти подвох и вывести их там всех, ядрёна вошь, на чистую воду( (Вот что значит – работать в новостях).

фотография (1)

§

§

§

Уж на что я люблю это стихотворение и этого поэта. Но вот это пение я вообще не могу.

Редкий поэт умеет хорошо читать свои же стихи (да и чужие тоже) ((  Это, как вы понимаете, моё исключительно частное мнение.

Страницу и огонь, зерно и жернова,

секиры острие и усеченный волос –

Бог сохраняет все; особенно – слова

и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,

затем что жизнь – одна, они из смертных уст

за то, что их нашла, – тебе и части тленной,

что спит в родной земле, тебе благодаря

§

§

Однажды в прославленной медиакомпании был корпоративный вечер. Пришёл и один из топ-менеджеров.

Признаюсь, мы не очень любили его, считали чудаком. За своеобразную манеру общаться и эээ… руководить.

Справедливости ради скажу также, что он честно пытался наладить с нами контакт. По каким-то своим собственным расчётам, он вызывал некоторых из нас в свой кабинет и по часу вёл с нами монологические разговоры за жизнь, за творчество, за пацанов. Была в числе этих избранных и я.

Мы оказались слабачками, да. Меня от таких бесед потрясывало. А одну девочку натурально вырвало.

Так вот, в середине вечера, когда начались творческие номера, он вдруг вышел и сказал, что прочитает сейчас своё стихотворение. Оказывается, он писал стихи когда-то, баловался в юности.

Поскольку подразумевается, что компания наша – творческая, в ней немало людей с филологическим и иным гуманитарным образованием. То есть, многие из нас более или менее умеют чувствовать и ценить слово.

Он начал читать. Мы приготовились ехидно переглядываться.

И я слушаю и вдруг понимаю, что ОН ЧИТАЕТ ХОРОШИЕ СТИХИ. С лёгкой улыбкой, печально, искренне. Это было маленькое чудо.

Мы были потрясены и подумали, как, оказывается, глубок этот человек, как он тонок. Что, вот, бывает – за внешней грубостью, да даже и хамоватостью скрывается ранимая, светлая, мятущаяся душа. Жестокая жизнь сделала его таким. А мы – глупые, грубые люди, не умеющие ничего разглядеть. Мы восхищённо аплодировали и чувствовали некоторое смятение. О! Если бы сейчас этот человек нас снова пригласил в свой кабинет, мы бы совсем по-другому общались, мы бы повторили свои любимые стихи из наших девичьих тетрадочек, и зачитали бы ему, и, возможно, даже бы поплакали, чего уж…

Сейчас мы, к сожалению, расстались с этим удивительным человеком.

А недавно мне в руки попалась книга Петра Вайля “Стихи про меня”, где он собрал наиболее близкие ему произведения разных авторов. И там оказалось это стихотворение!!! Был указан и автор – Иван Бунин.

Вот оно:

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой...
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один -- без жены...
Сегодня идут без конца
Те же тучи--гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!"
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила -- и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.

Неутешительные выводы:

1) Если уж человек – чудак, так нечего в этом и сомневаться.

2) Учите матчасть, филологи хреновы.

§

Я нахожусь в большом удивлении. Разводится одна супружеская пара, которая в течение лет 7-ми была для нас подтверждением того, что: 1) с годами любовь крепнет, 2) семья – это защита, творчество, поддержка, полное приятие, 3) счастье есть.

Конечно, никто не знает, что там у них было за закрытыми дверями. Но это была любовь, друзья. Одна волна. У них глаза светились. И прекрасных детей двое.

Мы не настолько близки, чтобы я спрашивала у них, почему они разошлись. Но у нескольких людей, с которыми я общалась в последнее время, я спросила вот что:

Знаете ли вы сейчас, что нужно делать, чтобы не уходила любовь?

Я убеждён, что любовь — это такая вещь, которая не имеет объекта. Это абсолют. Ты просто находишься в состоянии любви.

Почему браки распадаются? Потому что два человека начинают требовать друг от друга всего — бесконечной любви, например. Ты хочешь, чтобы человек тебе принадлежал, ты его выстраиваешь, сам его придумываешь, хочешь, чтобы он был таким, каким тебе надо. Это не любовь, это просто страсть. Она проходит у всех. Значит, нужно найти более фундаментальные вещи, которые удержат вашу семью, ваши отношения. Потому что они не могут постоянно находиться на страсти, на подчинении, они рухнут.

Вообще, выживают два вида браков. Первый — это когда мы просто договариваемся: будем вместе, что бы ни случилось, я терплю, мы терпим, мы устанавливаем такую дипломатическую игру — я тебе что-то не рассказываю, ты мне что-то не рассказываешь, мы — дипломаты.

Второй — когда оба человека идут духовным путём, они оба учатся друг у друга. Они здесь не для того, чтобы семью создавать, они здесь для того, чтобы при помощи семьи учиться. Они признают, что они живые люди, что они совершают ошибки, они начинают относиться друг к другу как к самостоятельным, свободным людям. Это очень сложный процесс, потому что эго всё время вмешивается.

Во-первых нужно, чтобы она была. Часто то, что называют любовью, ею не является, поэтому она и уходит. А может и была, но не развилась, не выросла, засохла под гнётом бытовых проблем, ошибочных представлений, как земля засыхает в засушливый год. Но земля-то потом снова плодоносит. В ней эта животворящая сила есть всегда. Любовь – как огонь, как свет, нужно оберегать, нужно поддерживать внутри каждого, кто его чувствует. Не знаю, Оля. Надо подумать. Сложный вопрос для меня. Как будто про меня саму.

Любовь – она живая, и, как всему живому, ей нужен свежий воздух, обновление, обрезка, подкормка, внимание, чёрт возьми.

Однажды со мной произошла история. Я встретила мужчину, и он мне не особо и нравился сначала, а потом я влюбилась – и так, что просто мама не горюй, и когда мы расстались, я поняла, что эта встреча была нужна, чтобы я поняла, что любовь – это моё чувство. Есть он или его нет, любовь есть во мне. Вот за это я ему благодарна очень. Это знание пришло как озарение. Встреча с  любимым мужчиной для того и нужна, чтобы через его видение увидеть заново себя и через его любовь придти к любви себя.

Сегодня женщина без мужчины может почти всё, это не жизненная необходимость.

2502_355142994594099_1278835117_n (2)

Любовь – это химия, магия и метафизика. Нельзя разложить по полочкам и понять ее механизмы. Она приходит и уходит, когда захочет, и людям это, к сожалению неподвластно. Важно лишь постараться не пропустить свою настоящую любовь, которая, и это факт, бывает только один раз в земной жизни!

Если любовь ушла – надо очень сильно страдать, плакать и метаться. Скорее всего, это бесполезно, но это тоже часть ритуала. Единожды предав – будешь жить во лжи всегда.

А живут пламенной любовью процентов пять, и это блаженные люди. Любовь у остальных через некоторое время проходит. У тех, кому повезло, на ее место приходит дружба и уважение, у большинства – привычка, а самая несчастная часть пар живет волей обстоятельств.

Искать ли любовь снова и снова, несмотря ни на что? Это слишком индивидуально. Каждый решает это для себя сам. По мне – так надо рубиться до последнего.

Наталья Чочия, руководитель тренинговой компании. 30 лет назад рассталась со своим возлюбленным, 3 месяца назад нашла его, 3 недели назад вышла за него замуж.

Любовь двоих  – это поиск интересного, важного для ДВОИХ!

Любить и быть в любви – это верить, принимать, слышать и желать… Важно слышать сердцем, видеть сердцем, думать сердцем. А ещё важно хотеть для любимого человека сделать то, что принесёт счастье… Счастье – это путь, путь любви бесконечен, и там есть всё – и тайфуны, и штили. Важно доверять и уметь ПРОСИТЬ, когда важно и ПРОЩАТЬ, когда ВОЗМОЖНО (Измена в любви не прощается.)

А ещё помнить, что жизнь – не генеральная репетиция, и КАЖДЫЙ ДЕНЬ МОЖНО НАЧАТЬ ЗАНОВО ЛЮБИТЬ, оставив прошлое в прошлом, это возможно, когда есть истинная любовь, не “эрзац”.

Аноним, бывший женатым не знаю точно, сколько раз, 158 как минимум.

Я могу только догадываться (поскольку сам никогда не проходил этот путь полностью), что есть три ключа к любви, которая длится: 1) доброта, 2) общение, 3) то, что японцы называют «кайдзен» – концепция, суть которой – каждодневное, старательное усовершенствование, постепенные перемены к лучшему.

§

§

Воспитание: “Жуйте как следует”, – говорил отец. И жевали хорошо, и гуляли по два часа в сутки, и умывались холодной водой, всё же вышли несчастные, бездарные люди. (Антон Чехов)

Всякий раз, когда вы в отчаянии или на грани отчаяния, когда у вас неприятности или затруднения, помните: это жизнь говорит с вами на единственном хорошо ей известном языке. (Иосиф Бродский)

Еще про Тора:  Книга "Детские куклы и обереги" – купить книгу с быстрой доставкой в интернет-магазине OZON

***

Бывают минуты, когда хочется, ни на что не глядя, повалиться на пол и спать. (Антон Чехов)

***

Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству. (Антон Чехов)

***

Самое трудное в жизни с женщиной, столь резко разделенной на духовное существо и собственно женщину, — это знать, когда надо повиниться перед ней как перед высшим существом и когда отечески останавливать ее, а иногда и прикрикнуть. (Михаил Пришвин)

***

Покупая птицу, смотри, нет ли у нее зубов. Если есть зубы, то это не птица. (Даниил Хармс)

§

сах

Друзья, маленькое объявление. Мы в августе едем в дом престарелых. Православный, при церкви, государство его не поддерживает. Поддерживает там всё отец Дмитрий, его семья, ну и остальные, кто хочет. Село Уральское, Сарапульский район.

При содействии телеканала “Моя Удмуртия” и Евгения Кривенко (его красивые глаза вы могли видеть пару постов назад, он рассуждал о любви) удалось договориться с сетью “Оптима” – они дают стиральный порошок и шампунь. 4 больших коробки.

Но там ещё, например, очень нужен сахарный песок сейчас. Огородный сезон, нужно варить варенье.

В общем, если вам не жалко сколько-нибудь сахарного песка, то несите. На Песочную, 9 (телефон координатора 600-567). Оставить на вахте для Ольги Сорокиной. Можно анонимно (иногда к подаркам прикрепляют записки для стариков), можно неанонимно. Мы вас сфоткаем и про вас расскажем. Говорят, килограмм сахарного песка стоит сейчас около 30 рублей.

Кстати, интересно будет узнать, взяли ли они деда Филиппа, который приходил к ним зимой.

§

IMG_9523

Наконец мы отправились в село Уральский, в православный дом милосердия, где живут 35 человек. Отвезли немного того, что им нужно.

Ну а здесь прежде всего нужна благодарность. Мы благодарим:

телерадиокомпанию “Моя Удмуртия“,

Евгения Кривенко, как всегда, лично (Женя, я настаиваю, что ты Бэтмен),

торговую сеть “Оптима” – за стиральный порошок и шампуни.

Там ещё нужен был сахарный песок. В день у них уходит полведра сахара. В этот раз удалось собрать 58 кг.

Благодаря вот этим людям (я не знаю, друзья, как вы относитесь к тому, чтобы я здесь называла ваши имена, но я действительно от души хочу поблагодарить вас):

Алексею Чулкову Удмуртская куколка на счастье - Ольга Сорокина. Записные книжки. — LiveJournallelik_ch,

Элеоноре Рогозиной,

Константину Ижболдину,

Ольге Титенко (она вообще сахарный чемпион, привезла 30 кг),

Ларисе Баженовой, которая бонусом ещё поставила здоровенный мешок кабачков.

Пока мы смотрели огород, Хачирова нашла персонажа для интервью. Им оказался мужчина, поступивший сюда час назад, – да, из 35 человек, что живут здесь по нескольку лет, она нашла именно такого. У него есть жена, дочь, но им сложно за ним ухаживать, он трудный, у него потеря памяти. Не помнит, как оказался здесь, и каждые 5 минут хватает отца Дмитрия за подол: “А сколько я здесь буду? Мне домой надо, можно я сейчас уйду?” Таких здесь называют “бегунками”. Неизвестно, приживётся или нет.

Другая жилица, баба Аня, ей в январе исполнится 95 лет. “Ну, говорит, по сравнению со своим дедом, я ещё молодая”. Её родной дед прожил 103 года, а мать – 97. Баба Аня хохочет, ездит в коляске на все церковные службы, подпевает: “А чего я буду в кровати валяться. Так хоть Слово Божие услышишь. Вот помолишься перед сном и засыпаешь легко, крепко. А если телевизор на ночь посмотрел – считай, всё пропало”. Всю жизнь баба Аня работала в сельском хозяйстве, в войну пахала на тракторе. Уже нет в живых некоторых её детей, внуков. Один сын остался, пенсионер. Внучка есть, правнуки.

IMG_9578

Готовят выступать по телевизору

IMG_9566

IMG_9575

Кстати, Слово Божие могут услышать все постояльцы. Отец Дмитрий поставил в каждую комнату радиоприёмник, куда транслируются все его службы.

Кроме отца Дмитрия и его семьи, там за всем смотрят ещё три женщины – сторож Лида, повар Светлана и завхоз Нина. Ну, это я так, должности первые, что вспомнились, назвала, а вообще там на них всё, это столпы, стержни. Таких людей мы ещё видели в Канифольном интернате для детей-инвалидов – нянечек, например. Они несут свою службу без малейшей жертвенности, без ожидания похвалы, награды. Просто однажды встали рядом со своими трудными подопечными и теперь идут, держат их.
И все бегут из кадра. Совершенно, говорят, незачем нас снимать.

На фотографии выше, в синем халате – Нина. Лиду тоже удалось снять. Хотя она, пожалуй, как раз не против дать парочку интервью. Здесь отец Дмитрий говорит, что неплохо бы ей смирения побольше. На что Лида разводит руками: что уж есть, но – готова совершенствоваться.

IMG_9636

Ну, ещё скажу, что им там всегда нужны памперсы для взрослых, стиральный порошок, кондиционер для белья, сахар. Машина стиральная, опять же, сломалась.

Также можно перечислить им денег через любой Сбербанковский терминал, раздел “Благотворительность”.

Можно отправить посылку: 427982, Удмуртия, Сарапульский район, село Уральский, ул. Советская, 11, священнику Дмитрию Курбатову.

IMG_9518

IMG_9688

IMG_9698

IMG_9607

Наталья Хачирова готовится писать стенд-ап.

IMG_9652

А это её сюжет.

§

§

IMG_9991

Если вы бывали в центре Ижевска, проезжали мимо Свято-Михайловского Собора, то наверняка замечали, как на перекрестке у церкви, на самом хлебном месте стоит дед с вечным своим жёлтым стаканчиком.
Несколько лет, каждый день он просит там милостыню (я, мне кажется, выучила весь его гардероб). Протягивает свой стакан, что-то бубнит, стоит на самом пути.

Я подошла к нему и увы, потерпела журналистскую неудачу – всё, что я услышала от интервьюируемого, было: “Да отстань ты, иди вон, столб фотографируй”.

Но я столько раз проходила, проезжала мимо, что и так знаю кое-что про него.

Он там в холод, в зной, в дождь, всегда. Есть у него тайник в укромном месте, оттуда, если сил нет стоять, он достаёт вшивый стул и садится по центру тротуара.

Периодически он сражается с конкурентами. Один раз его гнали серьёзно, с кулаками. Он стоял, также молча смотрел впереди себя, не реагируя ни на слова, ни на подзатыльники. И вот по-прежнему, каждый день, часов восемь утра он приходит на этот перекрёсток, достаёт жёлтый стакан. Такой вот персонаж ижевской жизни.

Примерно в девять вечера заканчивается его рабочий день, и он, как какой-нибудь офисный служащий, забирает свои вещички из  тайника, а попросту из кустов – пакеты, палку. Опираясь на неё, ковыляет домой, если таковой у него имеется.

§

§

Солдат спит, служба идёт. Пока я тут в отпуске, на сайте “Моя Удмуртия” вышло моё интервью с известным ижевским священником Георгием Хариным.

Он рассказал, на ком он женат на самом деле, и может ли служитель церкви носить дорогие часы.

Удмуртская куколка на счастье - Ольга Сорокина. Записные книжки. — LiveJournal

Ижевскому священнику Георгию Харину 33 года. Он настоятель трёх приходов, руководитель Епархиальной комиссии по канонизации, руководитель Епархиального отдела по взаимоотношениям с Вооруженными силами, преподаватель кафедры политологии исторического факультета УдГУ, доцент.

Ещё он ведёт программу на радио «Моя Удмуртия», даёт комментарии для телевидения.

Мы приехали к нему в уютный маленький храм в пригороде Ижевска, он встретил нас, налил чаю и рассказал о своей жизни.

Я начну с вопроса, наверное, очень частого, однако очень нам интересного – как люди становятся священниками? Особенно те, что родились в Советском Союзе.

Удмуртская куколка на счастье - Ольга Сорокина. Записные книжки. — LiveJournalЭто действительно один из самых частых вопросов, и чаще всего я отвечаю на него в первую неделю сентября. Я преподаю в вузе, и на первой-второй лекции студенты узнают, что перед ними священник, хотя я не в рясе. Так вот они меня тоже всегда спрашивают: как вы дошли до жизни такой? (улыбается)

И очевидно, что ожидают услышать какую-нибудь душещипательную историю о несчастной любви, о разбитом сердце и общем религиозном помешательстве на этом фоне. Ничего такого в моей жизни не было. Любовь есть, она абсолютно счастливая, больше 10-ти лет, матушку мою зовут Татьяна, у нас двое деток. В этом отношении совершенно никакой побудительной мотивации не было.

Семья, где я родился, нерелигиозная, мама – врач-отоларинголог, папа – такой, знаете, «законченный технарь». Он всю жизнь работал энергетиком – на заводе, потом в Леспромхозе. Религиозное образование я получил, будучи уже священником.

Воспитание, конечно, у нас тоже было нерелигиозное, но очень нравственное. Мои родители всю жизнь прожили по совести, они никогда не позволяли себе лукавства.

При этом я с детства ощущал какую-то тягу, что ли, необходимость в религиозной жизни. Это получилось само собой, родители были некрещённые, я был некрещённый. Мой дедушка, советский партийный работник, бывший военный, вообще был человеком воинствующего безбожия…

Я же интересовался вообще всей религией, без разбора – буддизмом, исламом, христианством.

При этом надо понять, что я 1980-го года рождения, в те времена религиозного плюрализма ещё не было. Когда я пришёл в церковь, мне было около 9-ти лет, и это был ещё Советский Союз…

А это как случилось – девятилетний ребёнок сам пришёл в церковь?

Вы знаете, это был мой такой подростковый протест, поступок «от противного».

Было очень волнительно, вечер, всё закрыто, я зашёл, там была бабушка Зинаида, мы с ней потом познакомились, подружились и много лет протрудились вместе.

Мы пообщались, мне понравилась обстановка в самом храме – отделка, как вообще всё устроено. И я начал приходить туда – днём, когда не было богослужений, после уроков. Через некоторое время стал помогать выполнять какую-то несложную работу. В то время в храмах не было молодых людей, одни только бабушки. Это, кстати, был Троицкий собор.

Потом я крестился. С крещением было сложно, за крещение было пожертвование – 3 рубля, большие деньги для школьника. Я сдавал бутылки, что-то от обедов было сэкономлено. Ну и потом мама дала недостающую часть.

3 сентября 1993 года я пришёл к митрополиту Николаю, он тогда был архиепископ, и владыка очень охотно со мной поговорил и благословил нести церковные труды в Троицком соборе: помогать на крещении, носить стихарь (церковная одежда – О.С.), быть алтарником этого храма. Это было дело очень интересное, но хлопотное. Крещений было четыре в день, по 120 – 150 человек плюс сопровождающие их крестные, родственники и так далее. Всем надо было объяснить, что делать, где встать, как вообще проходит крещение, это же были советские люди, они ничего не знали. И вот представьте, 13-летний мальчишка выходил перед толпой и рассказывал все эти вещи. Вот с тех пор, кстати, у меня нет боязни перед любой аудиторией.

Ну хорошо, это ваша история, а что сказала матушка, ваша жена, когда выяснилось, что ей предстоит связать жизнь с церковным человеком? Она ведь тоже из нерелигиозной семьи.

Удмуртская куколка на счастье - Ольга Сорокина. Записные книжки. — LiveJournal

Матушка не несёт никаких церковных послушаний, она светский человек. Но «светский» не значит «нерелигиозный». Она верующая, ходила в церковь в своём городе (она из Сарапула). Нас познакомили общие знакомые. Ни она, ни я не думали, что между нами возможны какие-то серьёзные отношения. Просто у неё был вопрос церковно-исторического характера, она не знала, кого спросить – что делал Иоанн Кронштадский в Сарапуле? (это очень известный священник) Кроме меня, ответить было некому.

Она, кстати, поддержала меня, когда пришла весть о посвящении в сан священника, это стало большой радостью для нас…Потом мы начали видеться время от времени, да и решили пожениться.

Нет, на самом деле, у нас всё очень банально, ничего интересного я в себе не вижу: ходил в церковь, стал священником, образ жизни у нас – не сказать, что затворнический, любим ходить в кино, правда, исключительно на мультфильмы, с детьми. Вот недавно посмотрели «Гадкий я – 2», там, кстати, говорится о ценности семьи, ценности искренности…

С семьёй вообще хватает времени общаться?

К сожалению, нет. На семью не хватает времени. Но это у любого священника так. Чтобы вы понимали – когда люди женятся, им надевают кольца, знак взаимной власти. Мужу – кольцо жены, а жене – кольцо мужа, это называется «обручение» (по крайней мере, в старину супруги носили кольца друг друга). Так вот, у священника кольцо снимается, видите, я не ношу его. Хотя оно есть. Венчальное кольцо вообще нельзя снимать. А у священника оно снимается перед посвящением. Потому что он женат на церкви, жена над ним не имеет власти. Кольцо снимается, возвращается ей. У священника нет морального права на семейный покой, на уют, потому что очень много людей нуждается в нем.

При этом часто священники создают впечатление, что у них в семье всё хорошо, гармонично…

Бывает по-разному. В центре жизни любой христианской семьи – Христос, будь ты священник или нет. А Христос любит нас, учит любить друг друга, то есть, большая часть отношений основана на любви. Ведь проблемы современной семьи проистекают из эгоизма, из нелюбви, из-за того, что человек не согласен терпеть, любить другого человека таким, какой он есть, не согласен ради любви трудиться. В центре современной жизни – «Я», отсюда все проблемы. Если нет этого эгоизма, всё становится на свои места, неважно, священник ты или нет.

Поэтому у большинства представителей духовенства действительно семьи счастливые. И я Бога благодарю за свою семейную жизнь, потому что в семье всегда чувствую поддержку, понимание. Например, у нас есть мёртвый час. Он наступает, когда я прихожу с работы. Никто никуда не бежит, не шумит, это час тишины. Представьте себе, что это такое – в течение дня всё время общаться с людьми. Наговариваешься так, что не хочется ничего. Так вот никто ничего не спрашивает у меня в течение часа, это время, когда я прихожу в себя. И этот час покоя в моей жизни – невероятное счастье (смеётся).

Еще про Тора:  Обережные куклы в доме | Журнал Ярмарки Мастеров

Это чья была инициатива?

Ничья, это просто дар любви. Совершенно естественно возникшая традиция. Мои домашние просто видели моё состояние. Ведь надо же понять, что к священнику обычно не приходят со словами: «Батюшка, порадуйтесь за меня, как у меня хорошо!» К священнику чаще приходят с проблемами, порой неразрешимыми, связанными со смертью, с болезнью. Священник видит смерть очень часто. Не трупы, есть профессии, которые связаны с трупами – патологоанатомы, полицейские, следователи. А священник видит смерть. Ты пришёл к одру человека, он ещё жив, ты принял его исповедь, и он, иногда прямо тут же, у тебя на глазах отдаёт душу Богу. Я был свидетелем такого. Многократно. И если только священник не совсем сухарь, он переживает. А что такое, например, совершать несколько похорон, отпеваний в течение дня…

Есть ли у людей какое-то заблуждение по поводу священнослужителей?

Священников идеализируют, ждут, что это какие-то неземные люди. Однако на самом деле у них есть нужды, слабости, они устают, раздражаются, они не всегда готовы слушать. Надо понимать, что перед тобой реальный человек, который связан всеми земными чувствами.

У вас есть любимое дело в церкви?

Служить. Всё, что я здесь делаю, мне очень важно. Всё здесь мне дорого. Хотя, может быть, одно из любимых дел – когда я выхожу людям говорить что-нибудь и вижу их реакцию, их глаза. Отклик на твоё слово даёт силы трудиться, продолжать служение. Да, наверное, это любимое дело – проповедовать.

Что человеку нужно сделать, чтобы выйти на связь с Богом? Мне несколько священников рассказывали о необыкновенной благодати, которую они испытывали, о чувстве абсолютного счастья, радости во время и после служб.

Да нет здесь технологии. Бог – это Личность. В общении с Личностью нет технологии. Нужна искренность. Нужно с Богом общаться, как с Отцом, который ждёт от тебя искренности.

Что делать человеку, который чувствует себя в церкви скованно, в силу неопытности, незнания обрядов?

Узнавать. Тем более, сейчас нет никаких секретов – работают воскресные школы, катехизаторские курсы, можно подойти к священнику, спросить, что почитать. Было бы желание. К сожалению, мы видим, что большая часть проблем связана с нежеланием что-то делать, что-то узнать.

Что вы думаете про сегодняшние отношения власти и РПЦ? Когда по телевидению показывают обильно крестящихся чиновников, когда глава государства публично рассуждает о роли Бога в нашей жизни, это хорошо?

Удмуртская куколка на счастье - Ольга Сорокина. Записные книжки. — LiveJournalЯ отношусь к этому очень спокойно. Надо понять, что всё, что говорит Президент – это не так просто, он взвешивает каждое своё слово. Это политика. Стремление государства к близкому общению с церковью, а то и к интеграции её в государственный аппарат мне очень понятно. Церковь очень серьёзный институт – политический, людской, финансовый. Государство заинтересовано в таком союзнике. Церковь в соединении с государством не заинтересована.

По-моему, церковь в последнее время прямо-таки спешит в объятия государства, нет?

Это большое заблуждение. Я говорю вам как человек церкви, как человек, имевший общение со Святейшим Патриархом. Я думаю, что ему хватит решимости противостоять натиску государства. Он – человек очень решительный. Для нашего времени Святейший Патриарх Кирилл – удивительная, уникальная личность.

А что вы скажете про истории с часами, машинами?

Патриарх – яркий человек, он стал привлекать слишком много внимания, он стал играть заметную политическую, социальную роль. И для того, чтобы это внимание ослабить, надо было натравить людей на него.

Вы считаете, что священник может носить дорогие часы?

Да всегда Патриархи носили дорогие часы! И Патриарх Алексий носил. Но на него никто не натравливал никого, потому что Алексий Второй, при том, что был человеком глубокой личной веры, был ещё и человеком советского времени, он был незаметным Патриархом. Он очень много сделал, но сделал это очень тактично, деликатно. Патриарх Кирилл – другой. Он фактически этнарх нашего народа, духовный лидер православной России. И это многим не нравится. Личность, которая способна объединять людей, заставлять их думать, испытывать патриотические чувства – опасная. Поэтому между ним и паствой надо вбить клин, вызвать чувство зависти.

А кто строит все эти заговоры, кто эти злодеи?

Ну, это не заговор. Очевидно, что были отработаны пиар-технологии.

На эту тему можно порассуждать, но очевидно, что процесс возрождения религиозной духовной жизни, не нравится врагам России. Понятно же, что сильное государство, сильная нация не на руку ни Соединённым Штатам, например, ни Великобритании…

Последний вопрос. Как к историку, в том числе. Что вы можете сказать тем, кто считает, что принятие православия стало величайшей трагедией для России?

Приведу цитату: «Я думаю, что одна из величайших трагедий для России — принятие православия. Если посмотреть сегодня — ограничимся просто Европой и возьмем христианские страны, — есть три ветви христианства: католицизм, православие и протестантизм. Если оттолкнуться от таких определений, как демократия, качество жизни, уровень жизни, и распределить страны именно по этим показателям, то на первом месте будут именно протестантские страны, все. Потом католические. И лишь потом такие, как Россия, Греция, Болгария и т.д. И это совершенно не случайные вещи, потому что более темной и закрытой религией является православие».

Для меня очень важно не столько что говорится, сколько кто говорит. Это слова Владимира Познера, который никак органически не связан с Россией. Гражданин США, еврей по национальности…

Есть такая поговорка «Со стороны виднее»…

Удмуртская куколка на счастье - Ольга Сорокина. Записные книжки. — LiveJournalДа нет, вы знаете. Если придёт чужой человек ко мне в дом и начнёт меня учить – как мне здесь жить, а потом уйдёт, будет ли это иметь для меня хоть какое-то значение?

Я здесь живу, это мой дом. Кто-то приходит извне, уходит, ни пены, ни пузырей от него не остаётся.

Мало ли кто что говорит. Представим на минутку, что Русь не приняла православия, не стала бы наследницей Византии. Не было бы России, не было бы русских. Ни было бы Достоевского, Пушкина. Александра Невского. Была бы либо Европа, либо Азия. Страна могла бы принять ислам, поскольку долго находилась под татаро-монгольским игом. А могла бы сделать шаг в сторону европейского развития – со всеми их проблемами, со всей их так называемой «толерантностью», с многочисленными проблемами вымирания и так далее. Не было бы России. Православие создаёт её уникальную цивилизацию. Это величайшее счастье, что мы являемся наследниками этой веры отцов.

Основное свойство православия – это смирение. Оно России, безусловно, полезно. Потому что мы – народ буйный. У нас нет вектора. Если нас не смирить внутренне, мы готовы разнести всё на свете. А Господь нам дал эту особую религию – религию смирения, терпения. В католичестве, например, важен закон, исполнение требований, в протестантстве – радость и одновременно расчётливость.

Мы живём на огромной равнине, всеми гонимые, история России – это история войн. Если бы мы не умели смиряться перед обстоятельствами жизни, мы бы просто исчезли, вымерли, сломались внутренне. Православие нас приучило к невероятному терпению. Какую войну выдержал наш народ в 20 веке! А восстановление… Представьте, какое смирение надо было иметь – у тебя есть корова, у тебя есть семья, при этом дети твои голодают. Потому что всё масло, всё молоко ты должен сдать. Каково это матери – взять у своих детей и отдать? Просто потому, что нужно это сделать. Терпение, смирение, жертвенность – это всё невероятное благо, это так.

А что говорит Познер – ну, мало ли что он говорит… Всё это уже было, всё это мы видели в советские годы. Где все эти говоруны?

Мне помнится, один человек хотел к 1980 году показать по телевизору последнего попа. Ну и построить коммунизм. Где он? Нету. Режима того нет. А попы – вот они (улыбается).

Я верю в слова Христа: «Врата ада не одолеют Её», – это Он говорит о Церкви. Ад не одолеет Церкви, и поэтому я смотрю на всё с оптимизмом.

Удмуртская куколка на счастье - Ольга Сорокина. Записные книжки. — LiveJournal

Ольга Сорокина

Фото – Катерина Емельянова

§

IMG_7890

Ну конечно, во Вьетнаме имеет смысл попробовать знаменитый-презнаменитый суп фо. Если, конечно, вы не вегетарианец.

В этом коротком видео, снятом на телефон, Ли показывает, с чем едят это блюдо. Дело в том, что чуть ли не половина ингредиентов туда закладывается только при сервировке.

Она говорит по-английски, так что в этой песне поётся, что хорошо бы туда добавить базилик, побеги бобов, лайма сок, чили перец, соус, маянезик.

Там много чего ещё интересного есть в супе фо, в том числе коровья жопа кишки коровы. Но я съела, ничего, не подавилась. Даже и очень нахваливала. И даже очень искренне.

(Вообще, конечно, иной раз диву даёшься, какие причудливые сочетания продуктов людям в голову приходят. Тебе кажется, что нет ничего логичнее, к примеру щей с молодой капустой. А тут бах – возьмут ростки бобов и говорят, что без них в супе никакого гастрономического счастья не бывает. Чудеса)

Ну а по ссылке – мои условия проживания – для родственников и сочувствующих. А также Лишка в павловскомпосаде.

IMG_7885

IMG_7910
IMG_7912

IMG_7914

IMG_7892

§

§

Одна из достопримечательностей Вьетнама – война с американцами (и их союзниками). Да, именно так. Местное министерство туризма пригласило журналистов и блогеров посмотреть, в том числе, и на те места, где 45 лет назад была война.

В лесу, в пригороде Хошимина построены подземные Тоннели Ку Чи. Подземная сеть позволяла партизанам наносить скрытые удары по американским войскам.

Сейчас там туристический аттракцион. Можно пострелять, поползать по тоннелям. Говорят, даже есть компьютерная игра.

Вступительное слово произносит один из ветеранов Вьетнама. Этот улыбчивый человек ежедневно рассказывает туристам о тоннелях – в своей свободной социалистической стране. Он начинает свою речь словами: “Это удивительно, что я живой”.

IMG_1217

Рассказывает, как день за днём тоннели рыли вручную – при помощи двух простейших приспособлений. Общая их протяжённость – около 200 км на 3-х этажах. Здесь располагались склады, кухни, госпитали. Даже кино крутили. Как утверждают на месте, тоннели по-прежнему надёжны.

IMG_1223

Говорит также, что неоднократно приходилось вести экскурсии для представителей стран-противников, в том числе, для тех, кто воевал, но сейчас они встречаются как друзья.

Тоннели в разрезе.

IMG_11991111111111111111

Противники поначалу думали, что лес этот непростой, что здесь мистика, колдовство, многим становилось не по себе.
Стоявший буквально в пяти шагах вьетнамский боец мог внезапно исчезнуть. Местность просматривается, а человека нет. Только листья на земле.

IMG_1257

И вдруг

IMG_1256

IMG_1259

Мы уже хотели пойти дальше, как вдруг из тоннеля появился ещё один человек – на этот раз туристка. Она явно не ожидала такого поворота. Все удивлённо и радостно друг друга сфотографировали.

IMG_1261

IMG_1266

IMG_1270

С туристами здесь вообще, по-моему, всё нормально. В смысле недостатка нет.
Вот они фотографируются у танка. Вы видите танк?

IMG_1323

В общем, вот он.

IMG_1328

Идём дальше. Дыры для вентиляции.

IMG_1315

Вьетнамцы рассыпали около этих дыр, а также около входов в тоннели американское мыло, чтобы противники не могли почувствовать их запах.

Вообще, для действий в подземных туннелях Ку Чи вооружённые силы США, Австралии и Новой Зеландии создали особые подразделения. Неофициально они назывались “Туннельные крысы”. Эта специальность считалась крайне опасной. Противника ждали. Например, американский солдат шёл по зелёной травке, и в один ужасный момент она проваливалась под ним, и он попадал в яму, прямо на острые железные прутья.

IMG_1284

IMG_1289

IMG_1291

Вот уж вуаля так вуаля. Вьетнамцы называли это full body massage.

Вот ещё примеры “массажа”.

IMG_1346

IMG_1351

В сами тоннели американцы, бывало, просто не могли пролезть. “Because they have McDonalds!” – продолжают шутить вьетнамцы. У них самих, кстати, многие месяцы, каждый день единственным блюдом был варёный маниок (или маниока) – на вкус сладковатый картофель – полнейшая сухомятка. Каждый день – только это. А чая, кстати, не было, это роскошь по тогдашним временам.

IMG_1397

Худым и низкорослым вьетнамцам, конечно, легче было передвигаться по узким тоннелям под землёй (этот ещё вполне упитанный).

IMG_1341

Однако туда забирались не только люди. Партизаны умирали ещё и от животных и насекомых, а также от малярии.

IMG_1307

Вот, например, такие там ползают экземпляры:

IMG_1337

Ещё из быта – обувь делали из старых шин.

IMG_1390

И сейчас за 110 рублей вы можете купить себе тяжёлые, пахнущие резиной шлёпанцы – как у вьетнамских партизан. Новые, разумеется.

IMG_1392

Купить можно и модель военной техники, также сделанную из подручных материалов.

IMG_1403

Можно посмотреть выставку действующей техники.

IMG_1370

Было там и своё оружейное производство. Подбирали неразорвавшиеся американские снаряды и банки из-под кока-колы – делали мины (помните самолётики из пивной банки?)
Кстати, все эти фигуры двигаются. Жутковато вообще-то.

IMG_1357

IMG_1358

IMG_1359

Ну и наконец, предлагается спуститься в тоннель. Я проползла там метров 20. Это было впечатление дня. Страшно. Узко, тесно. Ад клаустрофоба (говорят, приступы случались даже у самих вьетнамцев). Не видно выхода. Идти приходится, согнувшись в три погибели. Плюс жара, духота, темнота. В общей сложности, я пробыла в тоннеле минут пять.

(Фото – Кевин для Википедии)
VietnamCuChiTunnels

Этого было достаточно, чтобы возникло желание молча в сторонке посидеть, подумать.

Я потом спрашивала у разных людей: “Помните ли вы эту войну? Что она для вас значит?”
“Мы всё забыли”, – был мне неоднократный ответ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector