Боги древних германцев – Русская историческая библиотека

Древнегерманские богини

Скандинавские мифы богаты яркими чертами женской верности, любви и преданности. Уважение, которое, по словам Тацита, имели древние германцы к женщинам, выражалось в их понятиях о богинях. Все древнегерманские богини имеют одно общее основное качество: они были матери, посещавшие людей и научившие их мужским и женским хозяйственным занятиям: искусству прясть, ткать и земледелию; как покровительницы этих мирных житейских дел, они были очень близки к людям, потому память о них сохранилась тверже, чем о богах войны.

Как почти у всех языческих народов, земля была у германцев существом женского пола, женою неба, матерью, рождающею детей. У Тацита, как, мы видели, уже говорится о древнегерманской богине, дающей людям благо жизни, которую чтут на каком-то острове Северного моря и называют Нертою (Nerthus, в другой форме Nirdu), о том, что она посещает народы и дает им изобилие.

В другом месте Тацит говорит о германской богине, которую называет Исидой. Она была, без сомнения, олицетворением земли,рождающей все живое. Ее чтили под символом лодки. Когда эту священную лодку, поставленную на колеса, привозили в какую-нибудь местность, собравшийся народ встречал ее песнями и пляской, потому что она приносила мир и плодородие.

Подобно этим двум богиням, совершала объезды по германским областям третья, пользовавшаяся тоже очень большим уважением, богиня Гольда (Гульда, Голла). Она добрая, кроткая, милостивая богиня, как показывает и само её имя (в нынешней немецкой форме: holde, «милая», «благосклонная»); она гневается только тогда, когда находит в хозяйстве беспорядок.

Подобно Нерте, германская богиня Гольда ездит на колеснице, давая плодородие и всякие блага людям, которых посещает. Когда она находит в доме много хорошей льняной пряжи, она благословляет дом словами: «сколько (выпряденных) волокон, столько хороших лет!» Ленивой хозяйке богиня Гольда говорит: «сколько (непряденных) волокон, столько дурных лет!

» Она делала, свои объезды по Древней Германии в то время года, когда теперь празднуется Рождество; когда идет снег, это она перестилает свою постель и летит пух её постели. Усердным пряхам богиня Гольда дарит веретено, на котором чудотворно растет количество пряжи. Она любит озера и источники, в полдень иногда видят ее купающеюся; она белая, «прекрасная; она исчезает, погружаясь в воду.

По мифам древних германцев, богиня Гольда живет под водой во дворце, который сияет золотом; она сидит там, окруженная душами еще не родившихся младенцев. Германские женщины просили у неё детей, потому что она была покровительница брачной жизни. Гольда была прекраснейшая из германских богинь, и ей была посвящена липа, прекраснейшее из германских деревьев.

Её птицею был аист. В жертву Гольде древние германцы оставляли на ниве после жатвы, перевязанный пучок льна. Розмарин, посвященный Фрейру, был посвящен и ей. Представления о богине Гольде были в христианские времена перенесены на Богоматерь. Но во многих местностях она стала злой и отвратительной ведьмой Голлой.

В южной Германии чтили богиню, подобную Гольде, Перахту (Берхту), мудрую и сияющую. Она тоже объезжала германские области, внимательно наблюдала за пряхами, была покровительницей супружеской жизни и тоже давала урожай нивам. Ей был посвящен плуг.

Богиня Фрейя

Богиня Фрейя (Фроува)

Все древние германские племена чтили двух богинь, родственных между собою и по характеру и по имени: Фроуву (Фрейю), милостивую богиню, подательницу радости, сестру бога Фро, и Фриггу (Фрию), жену Вуотана, прекрасную, милую женщину. (От имени Фроувы происходит нынешнее немецкое слово frau «госпожа», «супруга»).

Подобно Афродите, носившей пояс, дающий очаровательность, германская богиня Фрея имела драгоценное ожерелье. Она ездила по воздуху на колеснице, запряженной кошками, ездила, подобно своему брату, и на вепре с золотой щетиной. По её имени называлась пятница (в нынешней немецкой форме freitag).

Богиня Фригг

Древнегерманская богиня Фригг, прядущая облака

К числу древнегерманских богинь принадлежала и Геллия, царица подземного мира; к ней нисходят все умирающие от болезней и старости, между тем как павшие в битве идут в Вальгаллу. Жилище Геллии глубоко под землей во мраке. Она ужасна видом; половина тела её черная, половина имеет цвет человеческого тела.

В «Эдде» Геллии соответствует богиня Хель – дочь Локи и исполинки, сестра волка Фенрира и змеи, опоясывающей землю. Жилище её называется бедствием, порог его – падением, постель её – несчастием, слуга её – ленивец, служанка её – медлительница. Блюдо, с которого она ест, называется голодом, она режет пищу ножом, который называется ненасытностью.

Кем овладела эта богиня, того она уже не освобождает; Геллия-Хель не знает жалости. По принятии христианства, немцы забыли личное представление, соединявшееся с именем богини Геллии, и это слово стало обозначать ужасное царство, властительницею которого была прежде она (в нынешней немецкой форме hölle «ад»).

Дети Локи

Дети Локи – волк Фенрир, змей Ёрмунганд и богиня смерти Хель

Единый пантеон. глава 3. славянские и германо-скандинавские боги

В очередной статье соответствия богов различных стран и культур мира, мы рассмотрим схожие черты и родственные связи славянских языческих богов и богов германо-скандинавской мифологии. Данный цикл статей создаётся с той целью, чтобы показать, а точнее доказать родство всех языческих верований мира, доказать то, что изначально все языческие верования произошли из одной, существовавшей некогда, индо-европейской культуры. Впоследствии, при расселении народов, в связи с разделением людей, изменением языка, местности обитания, рельефа, характера природы, погодных условий и так далее, языческие верования стали меняться и спустя тысячелетия стали отличными друг от друга. Однако, если разобраться в сути верований, мифологии и характеристики богов и духов, становится ясно, что даже спустя много тысячелетий, схожести в богах и мифологиях гораздо больше, чем различий. В этом вы уже могли убедиться, прочитав такие статьи, как «Единый пантеон. Глава 2. Славянские и Греческие Боги» и «Единый пантеон. Глава 3. Славянские и древнеримские Боги».

Еще про Тора:  Оберег Макошь – значение, кому подходит

Новая глава расскажет о соответствиях славянских и скандинавских богов. Как мы уже разбирали ранее в статьях «Вальхалла», «Валькирия» и других, германо-скандинавская мифология приобрела совершенно уникальные черты. Несмотря на то, что скандинавы и славяне проживали примерно в одинаковых условиях, в отличие от той же Греции или Римской империи, их мифология буквально обособилась и стала отличной от нашей. Некоторые боги, например Тор и Перун, сохранили схожие черты, однако другие изменились буквально до неузнаваемости. И всё же, если провести тщательный анализ и разобраться в сути, так сказать, посмотреть в корень, можно с большой долей уверенности определить истинную, то есть изначальную принадлежность тех или иных богов, и сравнить их с богами древних славян-язычников.

Боги древних германцев - Русская историческая библиотекаТор — бог грома, молнии и бури. Тор защищает богов и людей от великанов-ётунов и чудовищ, которые в скандинавской мифологии представляют зло или тёмную сторону. Тор является одним из высших богов. Считается вторым после Одина по величию и почитанию среди древних скандинавов. Является сыном Одина и богини земли Ёрд. Молнии и гром, как считали древние скандинавы, вызывает бог Тор, метая свой молот Мьёльнир в своих врагов. Гром, который раскатывается по небу перед приближением грозы, считался звуком бронзовой колесницы Тора. Тор является практически точной копией славянского бога Перуна. И у скандинавов и у славян одним из главных оберегов был топор или молот, которые принадлежат Тору-Перуну, и являются символами очищающей, защищающей и оберегающей от опасных сил, молнии. В славянской мифологии также существовало поверие, что раскаты грома происходят от того, что бог грозы едет на своей колеснице по небу. Это поверие бытовало даже в эпоху двоеверия, когда стали считать, что по небу едет на своей колеснице Илья Пророк, на которого и перешёл образ Перуна.

Фригг — одна из верховных богинь. Фригг является женой Одина, покровительствует любви, браку, домашнему очагу, деторождению, плодородию. Фригг соответствует славянской богине Макоши, которая также является верховной богиней, рожаницей, покровительницей домашнего очага, плодородия. Есть и другие сходства между Фригг и Макошью, например тот факт, что символом и той и другой является прялка. Макошь и прялка сочетаются по двум причинам. Во-первых, Макошь считается богиней-пряхой, которая прядёт нить судьбы, то есть богиней судьбы. Во-вторых, Макошь является покровительницей женщин и женского труда, в том числе и прядения. Днём богини Фригг считается пятница (нем. Freitag, англ. Friday), так как же в Древней Руси пятница считалась днём Макоши.

Боги древних германцев - Русская историческая библиотекаФрейя — богиня любви и войны. Фрейя проживает в Асгарде среди самых великих воинов. Равных ей по красоте нет ни среди людей, ни среди богов. Также Фрейя покровительствует плодородию, урожаю и жатве. Фрейя наиболее схожа со славянской богиней Ладой, которая также является богиней любви, брака, плодородия. В Асгарде она первая после богини Фригг, которая соответствует нашей Макоши, что ещё больше сближает Фрейю и Ладу, так как Макошь и Лада (мать и дочь) в славянской мифологии являются практически неразлучной парой, двумя главными рожаницами, покровительницами судьбы, плодородия и жизни. Интересно, что в германо-скандинавской мифологии Фрейя считается предводительницей валькирий, которые, как мы успели выяснить в одной из статей, являются духами предков — берегинями. Эта деталь может рассказать нам о том, что в древности Лада также могла быть покровительницей вил, берегинь, русалок.

Локи — бог хитрости и обмана. В одной из прошлых статей мы подробно разобрали образ Локи и выяснили, что Локи во всём соответствует славянскому царю подземного мира мёртвых Чернобогу или Кощею.

Хель — дочь Локи. Царица царства мёртвых, хозяйка подземного мира. Соответствует славянской Маре (Морана, Марена). Мара у славян — повелительница мира мёртвых, богиня зимы и смерти. В этом обе богини схожи, однако есть небольшое различие, которое, скорее всего, произошло с ходом времени и естественного развития мифологии двух народов. Если Хель является дочерью бога царства мёртвых Локи, то Морана является женой или возлюбленной Кощея.

Велунд, Воланд — полное соответствие славянскому Сварогу. Велунд является богом-кузнецом. Велунд и Сварог в древности имели куда более важное значение, чем просто покровителями кузнечного дела. Боги-кузнецы покровительствуют огню, вулканам, считаются создателями земли (небесными кузнецами, сковавшими Землю). Соответственно, кузнецы в древности, которым покровительствовал Велунд или Сварог, также считались наделенными особой могущественной силой. Воланд в скандинавских мифах представлялся хромым. Интересно, что хромым представляли и древнегреческого бога-кузнеца Гефеста. Исследователи связывают это с тем, что в древности кузнецы часто получали различные повреждения, увечья и обладали физическими недостатками. В период воцарения в скандинавских землях христианства, образ Воланда перешёл на Сатану и Чёрта, как связанных с адским пеклом.

Еще про Тора:  Магия рун: как сделать обереги для дома?

Боги древних германцев - Русская историческая библиотекаФрейр — бог плодородия и солнечного света. Фрейру подвластен солнечный свет, который он дарует земле и людям. Фрейра считают одним из самых добрых богов, который не любит ссор и войн, который является богом-дарителем, богом-подателем. Фрейр соответствует славянскому богу Даждьбогу. Даждьбог (Дающий или Дарующий бог) у славян также считается богом-подателем и богом-дарителем. Он покровительствует солнечному свету, дарит людям тепло и богатые урожаи. Видимо от того, что Фрейр является олицетворением солнечного света, в древности его считали ещё и одним из самых красивых богов.

Бальдр — бог весны и лета, бог возрождения природы, покровитель растительности и земледелия. Бальдр считается главным богом весеннего сезона, когда жизнь побеждает смерть, когда после зимнего сна пробуждается и начинает обильно расцветать вся природа, в том числе и человеческая. Бальдр является точной копией славянского бога Ярилы. В древнегреческой мифологии Бальдру соответствует Дионис, в древнеримской — Бахус, в древнеиндийской — Юдхиштхира, а также Прахлада.

Ёрмунганд — морской змей или мировой змей. Является сыном бога Локи и великанши Ангрбоды. Один забрал у Локи детей, в том числе и Ёрмунганда, которого бросил в мировой океан. Здесь он вырос до таких размеров, что опоясал всю землю и схватил сам себя за хвост. В финальной битве Рагнарёк Тор отрубит змею голову, но и сам погибнет от яда, который хлынет из пасти змея. В славянской мифологии, хоть и с большой натяжкой, но всё же, Ёрмунганда можно сравнить с Ящером, поверья в которого особенно сильны были в Новгородских землях. Вполне можно предположить, что скандинавский мировой змей и бог Ящер у славян имеют общие корни.

Богини судьбы норны: Урд, Верданди и Скульд. Богини судьбы из скандинавского пантеона соответствуют славянским богиням судьбы: Макошь, Доля и Недоля (Макошь, Лада и Морана). Более подробно о соответствиях богинь судьбы в различных мифологиях можно прочитать в статье «Богини судьбы и Рожаницы».

Эльфы, альвы — волшебный народ в германо-скандинавском фольклоре. Это духи леса, полей, рек, озёр и так далее. Часто их представляли миниатюрными летающими созданиями. В славянской мифологии эльфам соответствуют берегини — духи, оберегающие людей, которые обитают в лесах, полях, реках.

Валькирии — небесные девы, которые забирают павших воинов в Вальхаллу. Точного соответствия валькирий со славянскими духами нет, однако, скорее всего, валькирии — это некая обособленная ветвь тех самых обережных духов, которые со временем разделились в германо-скандинавской мифологии на эльфов и валькирий. Кроме того, есть предположение, что Валькирии соотвествуют славянским богиням Карне и Желе.

Боги древних германцев - Русская историческая библиотекаОдин — верховный бог в германо-скандинавском пантеоне. Отец и предводитель асов и людей, хозяин Вальхаллы, покровитель валькирий. Супругой Одина является Фригг. Самый противоречивый в плане сравнения со славянскими богами. Принято считать, что Один соответствует славянскому Велесу. Велес считается одним из самых высших богов в славянском пантеоне, к тому же Велеса зачастую представляют так же, как и Одина — старцем, которого сопровождают два ворона. Одина сопровождают два волка, но и Велес, будучи покровителем лесов, диких и домашних животных, также связан с волками. Однако верность данного сравнения можно опротестовать. Если учесть, что верховным богом в славянском пантеоне всё же является Род, а не Велес, то получается, что Один больше соответствует Роду. Ещё одним сбивающим с толку «атрибутом» Одина является наличие одного глаза. Этот факт может указывать на изначальную принадлежность Одина к богам Солнца, ведь именно одноглазыми представляли богов Солнца в разных языческих верованиях (один глаз — Солнце). Если следовать этой версии, то Один соответствует египетскому богу Хору, славянскому богу Хорсу, древнегреческому Гелиосу и древнеримскому Солу.

Песочное шоу для праздников и мероприятий. Необычное и увлекательное зрелище от http://sand-show.ru. Театр-студия песочного искусства предлагает свои услуги.

Современная вера в скандинавских богов и не только

Когда погибла та или иная языческая религия? Этот вопрос в последнее время часто вставал передо мной по разным поводам, и я решил сделать список, к которому, если что, я мог бы обратиться, чтобы освежить память. Конечно, список этот неполон — нельзя объять необъятное, поэтому я наложил на себя некоторые ограничения: я рассматриваю временной отрезок начиная от 500 года н.э., я рассматриваю только религии Старого света (исключая Африку южнее Сахары), и я рассматриваю только религии с развитым пантеоном (то есть, анимизм, тотемизм, культы предков и близкие к ним традиции вроде тенгрианства я не рассматриваю).

Критериев существования языческой религии у меня два: наличие действующего жречества и активное сопротивление её адептов крещению/произнесению шахады/вообще обращению в более организованную религию.

Еще про Тора:  Тор - Бог Грома | Freinheim | Северный Дневник

Собственно, сам список.

1. Египетское язычество: храм Исиды на острове Филэ, который продолжал посещаться нубийскими кочевниками блеммиями, был закрыт в 537 году по приказу императора Юстиниана, а жрецы были посажены под арест.

2. Кельтское язычество: пиктов Восточной Шотландии, что ещё оставались язычниками после миссии Ниниана, в конце VI – начале VII веков обратила в христианство миссия святого Колумбы.

3. Сардское язычество: последний языческий вождь Сардинии, Госпитон, принял христианство около 590 года.

4. Арабское язычество последний раз подняло голову в Омане, вскоре после смерти Мухаммеда. Это восстание усмирил Икрима ибн Абу Джахль в 633 году, и так прекратило существование семитское язычество вообще.

5. Японское язычество (синто) в VI-VII веках смешивается с буддизмом до состояния полной неразрывности, и в дальнейшем вопрос лишь в том, кто важнее, ками (ёсида-синто) или будда (санно-синто). Существовали и более синкретические школы, в которых внимание уделялось другим аспектам — например, сюгэндо. Прочие языческие традиции Дальнего востока были поглощены организованными религиями ещё до нашей эры, от додаосской китайской мифологии, например, остались лишь осколки вроде мифа о Нюйве и Паоси.

6. Зунбильское государство (Афганистан) было обращено в ислам Якубом ибн Лейсом в середине IX века, последний шах-Зунбил бежал, и впоследствии был убит в 865 году. Не вполне понятно, был ли это вообще отдельный языческий культ — религию Зунбилов сближают то с индуизмом, то с околозороастрийскими иранскими верованиями, то с гиндукушской религией, о которой будет сказано ниже.

7. Баскское язычество: арабские источники начала IX века называют басков Наварры язычниками и критикуют клан Бану Каси за союз с ними; баски Бискаи, вероятно, к тому времени уже давно были христианами. В битве при Панкорбо в 816 году участвовал языческий рыцарь Салтан, то есть, даже аристократическая верхушка Памплоны была ещё не вполне христианизирована.

8. Эллинистическое язычество на полуострове Мани дотянуло до X века, греков-маниотов крестил Никон Метаноит.

9. Берберское язычество: сахарские племена берберов (лемтуны, гедала и другие) были обращены в ислам Абдуллой ибн Ясином с 1039 примерно по 1055 год.

10. Германское язычество разделю на три ветви:

а) Англосаксонское язычество закончилось на острове Уайт, который был насильно крещён в 686 году.

б) Язычество континентальных германцев закончилось в Саксонии, которая была христианизирована Карлом Великим в кровавой войне, закончившейся в 804 году рассеянием трети населения Саксонии по территории Франкского королевства.

в) Скандинавское язычество закончилось в Смоланде, который был крещён (повторно) в ходе Крестового похода Сигурда Крестоносца в 1123 году.

11. Иранское язычество в малодоступных горных районах сохранялось долгое время, но к XIV веку либо абсорбировалось зороастизмом (в Хорезме), либо образовало синкретические языческо-христианско-исламские религии вроде езидизма (у курдов и народов южного Прикаспия), либо уступило исламу (у пуштунов).

12. Славянское язычество держалось до начала XV века, когда в 1415 году митрополит Фотий под угрозой войска крестил Мценск (повторно). Есть мнение, что жители Мценска принадлежали балтской религиозной традиции (ибо, в сущности, являлись русифицированным балтским племенем голядь), в таком случае крайняя точка — Збручский культовый центр, который. по данным археологии, действовал до середины XIV века.

13. Балтское язычество: Жемайтию крестили в 1417 году, но язычников особо не преследовали, так что трудно установить чёткую границу; во всяком случае, иезуитская миссия в XVI веке не занималась крещением и противостоянием с языческими жрецами, а лишь боролась со справлением языческих обрядов среди простонародья, то есть, культ к тому времени уже пришёл в упадок.

14. Финское язычество:

а) Западная ветвь последний раз взбрыкнула в 1343 году, когда было антихристианское восстание эстов.

б) Восточная ветвь у мордвы и удмуртов дожила до начала XX века, у марийцев местами сохраняется до сих пор.

15. Кавказское язычество:

а) Кабарда была обращена в ислам османами в XVI веке.

б) Жители Асахского ущелья в Дагестане приняли ислам в 1850-х годах.

в) У вайнахов последний языческий жрец принял ислам в 1873 году.

г) У грузин-пшавов ещё в конце XIX века отмечается деятельность языческих жрецов, но они явно подражали христианским священникам.

д) У абхазов язычество продержалось до нынешнего дня, но в последнее время пережило всплеск популярности и в сущности переродилось в неоязычество.

16. Гиндукушское язычество, до конца XIX века распространённое у дардоязычных народов и народов Кафиристана, сохраняется у небольшой группы калашей до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector