Боги древних славян: Перун, Велес, Мокошь, Сварог, Даждьбог | Славянская мифология

Боги древних славян: перун, велес, мокошь, сварог, даждьбог | славянская мифология

Язычество древних славян. Накануне принятия христианства (славянские народы крестились в IX–X вв.) язычество достигло у славян своего наивысшего развития. Древние славяне поклонялись природным стихиям, от которых зависела их жизнь, труд земледельца. Большую роль играло и почитание предков. Богов было много. Еще больше было духов, которыми славяне населяли всю окружающую их природу. У разных племен особо почитались разные боги. Но все славяне издавна поклонялись двум главным божествам – Перуну и Велесу.

Бог Перун. Древний византийский автор писал о том, что славяне считают своим владыкой бога – творца молний. Бог-громовержец Перун представлялся в виде немолодого сильного мужчины с седой посеребренной головой, с золотыми усами и бородой. Разъезжал он по небу на коне или на колеснице, вооруженный молниями, топорами или стрелами. Перун был владыкой верхней части мира – вершины Мирового древа, был он хозяином на небе и на горах, повелевал тучами и небесными водами. В его власти было напоить землю живительным дождем или наказать засухой или бурей. Перуновы стрелы могли поразить любого на земле.

Со временем Перун становится покровителем князя и дружины, их помощником в военных делах. Особенно почитался Перун восточнославянскими князьями. Князь Владимир Красное Солнышко установил деревянное изображение этого бога с серебряной головой и золотыми усами в Киеве, на горе рядом с княжеским дворцом, и провозгласил Перуна главным среди богов.

В жертву Перуну приносили быков, петухов; их клали возле идола бога или около священного дуба. В особо важных случаях, когда хотели попросить у бога помощи в победе над врагами, Перуну приносили человеческие жертвы. Убивали пленников или даже соплеменников по жребию: «Мечем жребий на отрока или девицу; на кого же упадет, того зарежем богу».

Бог Велес. Не менее чем Перуна, древние славяне почитали Велеса (или Волоса, то есть волосатого, лохматого) – «скотьего бога», покровителя домашних животных, торговли и богатства. Слово «богатый» первоначально означало «имеющий бога», «пользующийся покровительством бога»; бедный, «убогий» – наоборот, означало «лишенный бога». В глубокой древности предки славян представляли Велеса в виде огромного огнедышащего Змея. Мог он принимать и образ косматого медведя, вообще был горазд на всякие превращения. Он считался владыкой подземного царства, хозяином земных вод.

У славян не было очень четкого разграничения «занятий» богов. Поэтому Велес, хотя и считался в первую очередь «скотьим богом», но влиял и на другие хозяйственные дела. От него, по преданиям славян, зависело плодородие земли. Он был близок к матери сырой земле; обилие, плодородие и богатство были в его власти.

Земледельцы приносили жертву богу плодородия, оставляя после жатвы на поле куст колосьев – «на бородку Велесу». В честь Велеса устраивались ритуальные пиры – братчины.

По-видимому, Велес «заведовал» и загробным миром – «тридесятым царством». Считалось, что в этом далеком царстве, лежащем «за тридевять земель, за реками и за морем», все сделано из золота – и горы, и деревья. А хозяин всему золоту – Велес-Змей.

Если Перун со временем становился у восточных славян покровителем князя и дружины, то Велес оставался народным заступником, покровителем «всей Руси». В древности Велес, несомненно, был добрым божеством. Но после принятия христианства, отдав свои добрые черты христианским святым (Николе, Власию), Велес (он же змей, медведь, леший) превратился в предводителя темных сил.

Мокошь – единственное женское божество у славян. Возможно, она считалась женой Перуна. Мокошь покровительствовала женским домашним ремеслам, но также влияла и на плодородие. Главным ее занятием было прядение. Из дней недели Мокоши посвящалась пятница. Из уважения к богине в этот день женщины не пряли и не стирали. Нарушительнице запрета грозило тяжелое наказание: богиня могла ее исколоть веретеном или заставить прясть по ночам. Даже после крещения Руси женщины собирались на тайные собрания, где молились Мокоши и приносили ей в жертву жито и мед. Под влиянием православия положительные черты языческой богини со временем перешли на святую Параскеву (Прасковью) Пятницу, а «мокошка» стала считаться нечистой силой, бесом, склоняющим женщин к дурным поступкам.

Боги огня, солнца и ветра. Верхнюю часть мира древние славяне населили еще целым семейством солнечных богов. Среди них главным был бог огня Сварог. Он рождал огонь, который назывался «сварожичем». Он же, Сварог, был небесным кузнецом, научившим людей пользоваться огнем и обрабатывать металлы.

Даждьбог в небесной колеснице
Даждьбог в небесной колеснице

Сыном Сварога был бог солнца Даждьбог – дающий добро, тепло, богатство. Он передвигался по небу на огненной колеснице. Этот бог считался покровителем и родоначальником всех жителей Древней Руси, которые называли себя «Даждьбожьи внуки». Солнечным божеством, двойником Даждьбога, был и Хорс. По-видимому, под таким именем он почитался представителями иранских народов, встречавшимися среди населения южной Руси и Киева. (В иранском языке имя Хорс означает «солнце»). Рядом с ними упоминается еще один небожитель – Стрибог, бог ветра, который разносил божественное благо по земле.

Еще про Тора:  Боги-Покровители Северного и Славянского Пантеонов.Подключение к Каналам Богов. Краткий экскурс. | Журнал Ярмарки Мастеров

Все высшие боги имели у славян человеческий облик, кроме крылатого пса Симаргла. Имя и облик этого бога, по всей вероятности, также были заимствованы у иранских народов, которые почитали вещую птицу Симурга. В русских народных преданиях сходный облик имела птица Див, которая, сидя на верхушке дерева, кричит по-звериному, предвещает поражения и беды.

У западных славян огненный Сварог был известен под именем Радогоста или Свентовита. Он у них считался главным богом. Местные жрецы превратили его в божество войны. В прибалтийском городе Аркона существовал храм Свентовита, увенчанный красной кровлей (все в этом храме было красного цвета). В храме находились деревянный идол с четырьмя головами и посвященное ему оружие. В правой руке идол держал рог, который ежегодно наполняли вином. По количеству оставшегося напитка гадали о будущем урожае. Если вина оставалось мало, ждали неурожая. При храме содержался священный белый конь, который использовался для гаданий.

Збручский идол. Камень. X в. Найден в 1848 г. Археологический музей в Кракове
Збручский идол

Языческое святилище. В отличие от западных славян, жители Восточной Европы храмовые постройки не возводили. Святилища устраивались под открытым небом. Каждое племя имело свое святилище. Обычно это была площадка округлой формы (святилище Перуна под Новгородом имело форму цветка), вокруг которой устраивались невысокие валы и рвы, не имевшие оборонительного значения. В центре площадки устанавливали деревянного идола, перед ним разжигали ритуальные костры и приносили жертвы: зерно, домашних животных.

Святилище высших богов устроил в Киеве в 980 г. князь Владимир, стремясь придать ему общегосударственное значение: «И поставил кумиров на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а ус золотой, и Хорса, Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь». Идолы-кумиры имели вид столбов с вырезанным изображением человеческой головы. К сожалению, деревянные идолы до нас не дошли. Известно несколько каменных славянских идолов. Самый знаменитый из них – Збручский идол, найденный в Прикарпатье. Лица богов изображались схематично, грубо, не наделялись индивидуальными чертами. Ритуальные действия в святилищах выполняли жрецы-кудесники, или волхвы. В роли жрецов выступали старейшины и князья.


► Читайте также другие темы главы XIV «Жизнь и мифы древних славян» раздела «Славянская мифология»:

 Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Немного о мироустройстве славян

Помощники богов у славян • руны славянских богов

Помощники Богов у Славян.
Сегодня я хочу поговорить о таких существах и сущностях, в славянской традиции как:
Домовые. Дворовые. Лешие. Луговые ну и многие другие…

Это помощники Богов у Славян.
Для чего они?
Кто они такие?
Как они влияют на жизнь человека? Да и вообще…

Как позвать Домового?
О чем разговаривать с Лешим?
Для чего нужен Дворовой?..

Наши предки даже не задавались этим вопросом.

И это было у них в крови.
Они общались с ними напрямую.
Они жили рядом с ними.

Хочу сказать, что эти существа до сих пор живут с нами рядом.
Мы просто их не замечаем.
Они все реже и реже выходят с нами на контакт.

Еще про Тора:  Единый небесный бог восточных славян | Русский след

Вот о том как наладить этот контакт.
Как с ними начать общаться.
Как с ними подружиться.
Я и рассказываю в великом Родаслове — в Школе Рун Славянских Богов.

И сегодня мы начинаем новое древо, посвященное этим существам.
Духам помощникам Богов и людей, в нашей славянской традиции.

Поэтому приглашаю вас на это занятие в Школе Рун Славянских Богов.
Оно открытое.
Посвященное введению в Древо Можжевельник.
Где мы и будем учиться общаться с этими существами.
Которых наши предки называли Чурыми.

Начало у нас сегодня в 20:00 по Москве.

Приглашаю всех кому интересна наша славянская традиция.
Кто хочет научиться общаться с помощниками Богов.
Подружиться с ними…

Жду всех. Будет интересно.

Урок литературы по теме {amp}quot;мифология древних славян{amp}quot; (5-й класс)

ЦЕЛЬ:

  1. Сформировать у учащихся представление о славянской мифологии и показать её образность.
  2. Формировать чувства патриотизма, эстетического отношения к окружающему миру.
  3. Развивать воображение, логическое мышление, умение работать в группе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

  • рассказ учителя,
  • беседа по вопросам,
  • использование межпредметных связей (с историей),
  • составление кроссворда,
  • проверка домашнего задания,
  • работа в группах,
  • словарная работа,
  • самоконтроль и взаимоконтроль,
  • занимательные задания.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • метод проектов (частично).

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • электронная презентация «Славянские боги» (Приложение 1), картины по славянской мифологии И.Н.Крамской «Русалки», И.М.Прянишников «На Лысой горе», иллюстрации к сказкам Билибина, оценочные листы.

ЭПИГРАФ К УРОКУ:

«Родина – это всё и, прежде всего, язык, природа,
древняя история своей страны, её предки,
народные песни и сказания, память о предках…»
(В.Астафьев)

ПЛАН УРОКА:

1. Организационно-мотивационный момент

2. Актуализация знаний

  • Традиционная словарная работа
  • Проверка домашнего задания.
  • Обобщение изученного на прошлых уроках по теме «Мифология».

3. Формирование новых знаний

  • Слово учителя
  • Просмотр электронной презентации
  • Чтение статьи учебника страницы 84-87 (1-я часть)
  • Беседа по вопросам

4. Закрепление полученных знаний

  • Работа в группах (выполнение заданий)
  • Взаимоконтроль, выставление оценок в оценочный лист
  • Мини-проект (изготовление книжек-раскладушек)
  • Анализ проектной деятельности, обсуждение оценок за данный вид деятельности

5. Итог урока

  • Слово учителя
  • Выставление общей оценки в журнал и дневники

ХОД УРОКА

1. Организационно–мотивационный момент

Доброе утро, дорогие ребята. Рада всех вас видеть.

Сегодня 10 октября, тема нашего урока «Славянская мифология», я назвала её строчкой из стихотворения А.С.Пушкина «Там чудеса, там леший бродит…». Мы продолжаем путешествие по древнему миру, сегодня нас ждёт встреча со славянскими богами. Заниматься будем два урока. На первом уроке проверим домашнее задание, проведём традиционную словарную работу, затем приступим к изучению новой темы, поработаем в группах, реализуем мини-проект и подведём итоги.

Я уверена, что все задания окажутся вам по плечу и справитесь вы прекрасно, надеюсь, получите только хорошие оценки.

Каждый из вас имеет свой оценочный лист, за каждый вид работы будет выставляться оценка. Это сделаете или вы сами, или ваши товарищи, общая оценка будет выставлена в журнал. Эпиграфом к уроку я взяла слова писателя В.П.Астафьева (прочитать). Надеюсь, сегодняшний урок поможет нам лучше узнать историю и культуру нашей родины.

Итак, начнём!

2. Традиционная словарная работа с самоконтролем.

На доске висит планшет с семью именами греческих и римских богов (рисунок 1)

Боги древних славян: Перун, Велес, Мокошь, Сварог, Даждьбог | Славянская мифология

рисунок 1.

Учитель даёт 7 определений, не называя имена.

  1. Верховный бог древних греков.
  2. Божество подземного царства мёртвых в греческой мифологии.
  3. Бог войны у древних римлян.
  4. Богиня мудрости, дева-воительница в греческой мифологии.
  5. Бог-кузнец, покровитель ремёсел у древних римлян.
  6. Греческое божество в шляпе и сандалиях с крылышками.
  7. Древнеримская богиня покровительница домашнего очага.

Дети выбирают правильный ответ из списка на планшете и пишут букву, под которой он находится. Словарная работа проводится на листочках многоразового использования. Сразу проводится самоконтроль, оценки выставить в оценочный лист (0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»). Правильный ответ – А, Е, Ж, Б, Г, Д, В.

3. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами говорили о мифах, о сотворении мира в различных культурах. Давайте вспомним, что такое мифы. (Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.)

Какие вопросы существования могли, прежде всего, интересовать человека древности? (Как появился мир? Как и почему появился он сам? Почему день сменяется ночью, а лето – зимой?)

Как древние люди разных культур представляли себе сотворение мира? (Ответы детей)

Дома вы придумывали и рисовали свои версии сотворения мира. Давайте послушаем рассказы ребят.

Выступают дети со своими рассказами и рисунками.

4. Обобщение изученного на прошлых уроках по теме «Мифология».

Какие вопросы, волновавшие древних, волнуют и нас, современных людей?

(Вопросы происхождения мира, человека; вопросы добра и зла; вопросы границ возможности человека. Поэтому и интересны нам мифы древних народов. Эти мифы рассказывают нам, как жили, во что верили наши далёкие предки, как объясняли и понимали мир.)

Еще про Тора:  глава языческого пантеона на Руси; бог грома и молнии у славян, 5 букв, 5-я буква Н, сканворд

5. Формирование новых знаний.

Слово учителя

Помимо собственно возникновения мира, большинство мифологий уделяло большое внимание устройству созданного мира. На сегодняшнем уроке мы будем говорить о наших далёких предках – древних славянах, о том, что собой представлял мир древних славян, какие боги его населяли.

А сейчас давайте посмотрим электронную презентацию «Славянские боги», которую я для вас приготовила. После просмотра вам будет предложено выполнить следующие задания: расселить славянских богов по местам обитания, составить кроссворд, выполнить задание «третий лишний», а также ответить на вопросы.

Просмотр электронной презентации.

В процессе просмотра учащиеся делают краткие записи в тетрадях по литературе.

Чтение статьи учебника страницы 84-87 (1-я часть)

Беседа по вопросам

  1. Кто является верховным богом древних славян?
  2. От имён каких богов происходят слова яростный, яровая пшеница, яркий, лад, ладушки, ладить? (Ярило, Лада)
  3. Из каких источников мы узнали о славянских богах? (Сказок, былин, легенд, преданий).

Мы с вами познакомились с богами древних славян, на следующем уроке мы будем выполнять творческие задания. Работа интересная, потребует от вас много сил, поэтому вам нужно отдохнуть.(перемена)

6. Закрепление и актуализация новых знаний.

Следующим этапом нашего урока будет работа в группах, проверим, что вы запомнили, как поняли. Все свои записи в тетрадях вы можете использовать при выполнении заданий. (Класс делится на три группы по 5-6 человек)

1-я группа работает над составлением кроссворда «Славянские боги». (Задание 3-го уровня)

В кроссворде должно быть не менее 8 слов.

2-я группа работает над составлением схемы «Где живут славянские боги». (Задание 2-го уровня). Группа получает 8 карточек с клеевым краем (на них написаны имена славянских богов) и планшет с тремя уровнями «Верхний мир», «Мир людей», «Тот свет».

3-я группа работает с заданием «Третий лишний». (Задание 1-го уровня)

Карточка с заданием: вычеркнуть лишнее имя в каждой группе.

  • Хорс, Лада, Зевс.
  • Гефест, Леший, Ярило
  • Белбог, Меркурий, Доля
  • Лихо, Морана, Персефона
  • Мокошь, Баба-Яга, Посейдон
  • Аполлон, Дожьбог, Кикимора
  • Русалка, Берегиня, нимфа.

После выполнения группы меняются заданиями, проверяют правильность выполнения и выставляют оценки в оценочные листы. Проверяющие подписываются.

Следующий этап нашего урока – это мини-проект. Вам предстоит изготовить книжки-раскладушки «Славянские боги». (Группы в том же составе на листочках одного формата рисуют славянских богов или стихии, которыми они управляют, если нарисовать божество трудно. Затем скрепляют эти листочки в книжку-раскладушку при помощи скотча. Каждая группа рисует своих богов, чтобы они не повторялись.)

Теперь покажите, что вы нарисовали и расскажите, как вы работали, опираясь на следующие вопросы (они могут быть записаны на оборотной стороне доски):

  • Интересно ли было работать?
  • Кто был лидером?
  • Как вы оцениваете свою работу?
  • Всё ли у вас получилось так, как планировали?
  • Какие оценки вы поставите своей группе в оценочные листы?

Соединим теперь все ваши книжки в одну, и у нас получится большая замечательная книжка-раскладушка (учителю заранее приготовить обложку). Она будет храниться в кабинете литературы для следующих пятиклассников.

7. Итог урока.

Ребята, как, по-вашему, что делает человека гражданином своей страны? Достаточно ли жить в своей стране, чтобы ощущать себя её частью? Запишите свои соображения каждый в своей тетради. (Дети пишут, а после несколько человек зачитывают свои ответы. Знание языка, дар речи, любовь к языку, любовь к природе, память о прошлом, наличие паспорта, знание сказок, фольклора, книг, традиций, обрядов, знание истории, уважение к предкам, забота о родине и т.д.).Обмен мнениями.

Как вы думаете, как помогают нам славянские мифы в том, чтобы мы ощутили себя частицей своего народа? Обмен мнениями.

Мифы дают нам ощущение родины, предоставляют нам возможность почувствовать свою самобытность.

Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока (Ещё раз прочитать его). Согласны вы с высказыванием В.П.Астафьева?

Закончить урок мне хочется словами замечательного русского писателя 19 века Н.М.Карамзина «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество».

Домашнее задание: подобрать из дополнительной литературы три высказывания великих людей о нашей родине.

Объявление оценок, выставление их в журнал.

Всем спасибо, урок окончен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *