Мастер-класс по изготовлению обереговой куклы «зайчик-на-пальчик». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – маам.ру
Марина Буторина
Мастер-класс по изготовлению обереговой куклы «Зайчик-на-пальчик»
Мастер – класс по изготовлению обереговой куклы Зайчик-на-пальчик
Буторина Марина Васильевна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 174 г. Архангельска, II квалификационная категория.
Цель: научить педагогов приемам изготовления обереговой куклы Зайчик-на-пальчик для использование в работе с детьми.
Задачи:
– познакомить с историей и технологией изготовления народной тряпичной куклы;
– показать на примере нескольких видов кукол их огромное смысловое и видовое разнообразие;
-определить роль народной тряпичной куклы в разностороннем воспитании дошкольников.
Мир народной культуры чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас трудно представить все богатство русской кукольной традиции. В настоящее время известно более 90 видов различных кукол.
Кукла-знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли Она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека от рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Куклы делились на несколько видов-обрядовые, куклы-обереги, игровые.
Игры в куклы поощрялись взрослыми, так как играя в куклы ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
В народе замечалось, когда дети много и упорно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их сам. Это пробуждало его к труду, творчеству – к одному из главных достоинств самодельной игрушки.
Детская кукла для игры в современной культуре претерпела любопытные изменения.
Во-первых: у нее появилось тело. Если раньше кукла составляла единое целое со своим костюмом и тела ей не полагалось, то сейчас куклу можно раздевать и одевать заново.
Во-вторых: у нее появилось лицо. В народной традиции, у куклы, неодушевленного предмета, лица быть не должно. Традиционная кукла загадочно взирает на нас пустотой белого полотна из-под платка. Считалось, что если нарисовать кукле глаза, нос, рот, то у нее появится душа, а этого кукле / оберегу по происхождению/ как раз и не требовалось. По старинным повериям считалось, что если не нарисуешь кукле лицо, то в нее не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда.
В-третьих: куклу не шили, а мастерили из лоскутков, кудели, бересты, палочек. При изготовлении куклы нельзя было пользоваться ножницами, ножом, иглой. Ткань нужно было рвать руками, палочки—отламывать. Считалось, что режущие и колющие предметы могут причинить вред владельцу куклы. Ткани для изготовления кукол выбирали яркие. Особенно ценились красные, так как красный цвет считался символом достатка и благополучия.
Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки- юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Игрушечные традиции бытовали в каждом уголке России. Любой ребенок имел свою куклу, начиная с кукол скруток, которые относятся к самым истокам славянской народной культуры. Вплоть до середины двадцатого века в России играли такими куклами.
Кукла – скрутка самая известная тряпичная игровая кукла – которую можно сделать просто свернув несколько лоскутков ткани. Каждая девочка 5-6 лет могла смастерить такую куклу. Девочки постарше делали их себе и своим младшим сестренкам и братикам. Делали они это с большим старанием, так как старшие женщины в доме подглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для кукол. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками была гордостью девочки и ее верной подругой.
Первая встреча с такой куклой произошла у меня в детстве. Моя бабушка, родом из Мезенского района, сделала для меня куклу- пеленашку /разновидность куклы скрутки/ и рассказала,как они в детстве играли такими куклами.
Вторая встреча произошла, когда я уже работала в детском саду. С нами проводили мастер-класс по изготовлению кукол-закруток. Принцип изготовления был тот же, но мы куклу шили и использовали ножницы. Тогда меня увлек творческий процесс. Со своими дочерьми мы шили кукол, наряжали их, украшали кружевами кофты, сарафаны, юбки. Особенно интересно было мастерить головные уборы – кокошники, шляпы с полями. Мои дети играли куклами, дарили их своим подругам.
И вот совсем недавно я опять услышала о народных тряпичных куклах. Теперь меня интересовала история их возникновения и народные традиции, связанные с ними.
Среди разнообразия тряпичных кукол есть особый вид: куклы – кормилки, которые выражают образ замужней женщины, кормящей матери. Одна из них – вепсская кукла /названа по имени народности вепсы /. Она отличается ярко выраженной половой и социальной принадлежностью. Эта кукла символ благополучия и достатка, а ее большая грудь – символ сытого, здорового ребенка. Таких кукол мастерили женщины, ожидающие ребенка. Мастерили они кукол втайне от чужого глаза, из самых красивых лоскутков. Лежа в колыбели малыша до рождения она согревала ее, а после рождения берегла от сглаза. Существует много разновидностей таких кукол – Зерновушки, Травници, Кувадки
Еще одна представительница тряпичных кукол – кукла колокольчик. Это обережная кукла, которая приносит в дом радостные вести.
Колокольчик радости – так ее еще зовут. Кукла олицетворяет звон колокола, который также защищал людей от напастей и болезней. Тряпичная народная кукла Валдайский колокольчик – состоит из трех юбок, как бы олицетворяя 3 царства – золотое, серебряное, медное. Счастье тоже складывается из трех частей – при комфорте тела, души и духа и человеку будет радостно. Оберег хорошего настроения – он приносит радость и счастье в дом, отводит дурные вести и привлекает хорошие.
Эти три куклы практически похожи по технологии изготовления. За основу брался белый лоскут ткани, в середину его клали кудель или нитки, формировали голову, перевязывали нитками, а дальше шел творческий процесс.
Я хочу познакомить вас еще с одной куклой. Эта кукла отличается от остальных внешним видом и способом изготовления.
Зайчик- на пальчик – обрядовая кукла, которая делалась детям с 3-х лет. Это и друг ребенка и его оберег. В старину давали игрушку детям, когда уходили из дома, чтобы оставаясь один, ребенок не скучал и ему не было страшно. К зайчику можно обратиться, как к другу, поговорить с ним или просто поиграть, а еще можно доверить ему свои секреты, пожаловаться, если обидели – и он никому не расскажет. Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать, что тебя тревожит близкому человеку. А Зайчик – на пальчик выслушает вас в любую трудную минуту.
Вот такую простую народную игрушку можно сделать быстро и без иголки.
Для изготовления зайчика нужен тряпичный прямоугольник, кусочек ваты или ветоши и нитки. Наглядная схема изготовления представлена ниже. Нитка на протяжении всей работы не прерывается.
Не беда, что ваша первая кукла может быть немного нескладной. Здесь, как и в любом деле, нужно терпение и оно принесет свои результаты. Творческий процесс очень интересен. Творите!
Не запрещай себе творить
Пусть иногда выходит криво-
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе. Она обязательно украсит любой уголок вашей комнаты и всегда будет радовать свою хозяйку. А на праздник или в подарок сделайте еще одну куклу.
Кукла-была и остается самой древней и наиболее популярной игрушкой хоть и претерпела большие изменения. В настоящее время традиционную народную куклу можно использовать педагогам в решении многих задач в таких образовательных областях как познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы. Она незаменима в игровой и театрализованной деятельности. Ее можно выбрать посредницей для установления доверительных отношений между взрослым и ребенком. В старшем дошкольном возрасте с детьми можно организовать в группе мини-музей и проследить эволюцию кукол или показать их разнообразие, в зависимости от поставленной задачи. Традиционная народная кукла поможет сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, уважение к родной культуре и своей земле.
Презентация мастер-класса «кукла-оберег «зайчик на пальчик». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – маам.ру
ольга мусина
Презентация мастер-класса «Кукла-оберег «Зайчик на пальчик»
Детские народные игрушки простые и в тоже время в них огромные возможности для воспитания и развития малышей. Современные дети с интересом и радостью принимают такие незатейливые игрушки, а если такую игрушку смастерила мама, то радости нет предела.
Выбор образа зайца для одной из самых первых детских игрушек не был случайным, потому что именно это животное считается самым добрым, ласковым и безобидным из всех лесных жителей, от которого никогда не увидишь злобы или агрессии. Специальная форма этой куклы, которая позволяет одевать ее на палец, имеет двойное назначение. Во-первых, так удобно няньке или родителю играть с маленьким ребенком – одел игрушку на палец, и можно сочинять истории и показывать представления. Во-вторых, малыш сам начинает играться с такой куклой, просовывая в нее пальцы и крепко их сжимая, пытаясь удержать. Так развивается хватательный рефлекс, а на его основе формируется мелкая моторика кистей рук, что является делом важным и очень полезным.
Кукла Зайчик на пальчик – сугубо игровая кукла, никаких функций оберега в традиционном исполнении у нее не предусмотрено. Главное назначение куклы Зайчик на пальчик – игровое.