Славянская мифология: существа и боги, Светлые и Тёмные Божества

История возникновения и развития язычества древней руси

Само по себе название «язычество» нельзя считать точным, поскольку в это понятие входит слишком большой культурный пласт. В наши дни чаще употребляются такие термины, как «политеизм», «тотемизм» или «этническая религия».

Термин же «язычество древних славян» используют, когда возникает необходимость обозначить религиозные и культурные воззрения всех племен, проживавших на территории древней Руси до момента принятия этими племенами христианства. Согласно одному из мнений, в основе термина «язычество», применяемого к культуре древних славян, лежит не сама религия (политеизм), а один язык, используемый многочисленными, не связанными между собой славянскими племенами.

Летописец Нестор всю совокупность этих племен называл язычниками, то есть, племенами, объединенными одним языком. Для обозначения особенностей религиозных и культурных традиций древнеславянских племен термин «язычество» стал применяться несколько позже.

Начало формирования славянского язычества в Древней Руси относится к I-II тысячелетиям до н.э., то есть к тем временам, когда племена славян начали отделяться от племен индоевропейской группы, расселяться на новых территориях и взаимодействовать с культурными традициями соседей. Именно индоевропейская культура привнесла в культуру древних славян такие образы, как бог грозы, боевую дружину, бог скота и один из важнейших прообразов матери-земли.

Славянская мифология: существа и боги, Светлые и Тёмные Божества

Большое значение для славян имели кельты, не только привнесшие в языческую религию ряд определенных образов, но и давших само название «бог», которым эти образы обозначались. Много общего у славянского язычества с германо-скандинавской мифологией, сюда можно отнести наличие мотивов мирового древа, драконов и прочих божеств, которые менялись в соответствии с условиями жизни славян.

После активного разделения славянских племен и расселения их по различным территориям, начало изменяться и само язычество Древней Руси, у каждого племени стали появляться присущие лишь ему элементы. В VI-VII веках между религиями восточных и западных славян различия были довольно ощутимые.

К тому же очень часто отличались друг от друга верования, присущие высшим правящим слоям общества и его низшим слоям. Об этом свидетельствуют и древние славянские летописи. Верования жителей крупных городов и мелких деревень могли быть различными.

По мере формирования централизованного древнерусского государства все большее развитие получали связи Руси с Византией и другими государствами, в то же время язычество начало подвергаться сомнениям, начинались гонения, так называемые поучения против язычников. После того как в 988 году произошло Крещение Руси и официальной религией стало христианство, язычество было практически вытеснено. И все же и в наши дни можно встретить территории и общины, которые населяют люди, исповедующие древнеславянское язычество.

Немного о мироустройстве славян

Низшие божества древних славян

В те времена, когда древние славяне занимались по большей части охотой, а не земледелием, они считали, что дикие звери были их прародителями. Язычники верили, что это могущественные божества, которым необходимо поклоняться.

Каждое племя имело свой тотем, другими словами – священное животное для поклонения. Некоторые племена верили в то, что их предком был Волк. Это животное почиталось в качестве божества. Его имя считалось священным, произносить его вслух было нельзя.

Еще про Тора:  Язычество Древней Руси: иерархия богов, славянские обряды и обереги

Хозяином в языческом лесу считался Медведь – самое сильное животное. Славяне верили, что именно он способен защитить от любого зла, кроме того, он покровительствовал плодородию – для славян весна наступала тогда, когда медведи пробуждались от зимней спячки. Практически до XX века в крестьянских домах хранились медвежьи лапы, они считались талисманами, оберегающими своих хозяев от болезней, колдовства и разных несчастий.

В язычестве Древней Руси почитали и травоядных животных. Самым уважаемым была Олениха (Лосиха), славяне считали ее богиней плодородия, неба и солнечного света. Богиню представляли с рогами (в отличие от обычных самок оленя), которые символизировали солнечные лучи. По этой причине славяне верили, что рога оленей являются оберегами, способными защитить от разной нечисти, их вешали над входом в жилище либо внутри избы.

Считалось, что небесные богини – Оленихи – могут послать на землю новорожденных оленят, которые сыпались из туч словно дождь.

Из домашних животных наибольшим почтением в язычестве Древней Руси пользовался Конь. Это объяснялось тем, что долгое время племена, населявшие современную Европу и Азию, вели не оседлый, а кочевой образ жизни. Потому золотой конь, проносящийся по небу, являлся для них олицетворением солнца. А позднее появился и миф о боге солнца, который пересекал небо на своей колеснице.

В язычестве Древней Руси существовали не только духи, населявшие леса и водоемы. Верования славян распространялись на домашних божеств, это были доброхоты и доброжилы, которых возглавляли домовые, жившие под печью либо в лапте, который специально для них вешали над печью.

Домовых считали покровителями хозяйства. Старательным хозяевам они помогали преумножать благо, а в наказание за лень могли наслать беду. Славяне верили, что домашний скот пользовался особым вниманием домовых. Так, они расчесывали лошадям хвосты и гривы (но если домового рассердить, то он, наоборот, мог спутать шерсть животного в колтуны), они могли увеличить удои у коров (или, наоборот, отнять у них молоко), от них зависели жизнь и здоровье новорожденной домашней скотины. Поэтому славяне стремились к тому, чтобы всячески задабривать домовых, предлагая им различные угощения и проводя специальные обряды.

Помимо веры в домовых, в язычестве Древней Руси верили в то, что ушедшие в мир иной родные помогают живущим. Эти верования тесно переплетались между собой, поэтому образ домового был неразрывно связан с печью, очагом. Славяне полагали, что души новорожденных приходят в наш мир через дымоход, через него же и уходят души усопших.

Люди представляли домового в образе бородатого мужчины с шапкой на голове. Его фигурки вырезали из дерева, они носили название «чуры», и, помимо домашних божеств, олицетворяли собой усопших предков.

Славяне, проживавшие на севере Древней Руси, верили, что помощь по хозяйству им оказывают не только домовые, но и дворовые, скотники и кутные боги (местом обитания этих доброжилов был хлев, они заботились о домашней скотине, а в качестве подношения люди оставляли им хлеб и творог), а также овинники, что охраняли запасы зерна и сена.

В язычестве Древней Руси баню считали местом нечистым, а обитавших в ней божеств – банников – относили к злым духам. Задабривали их, оставляя им веники, мыло и воду, к тому же банникам приносили жертвоприношения – черную курицу.

Даже после того, как официальной религией на Руси стало христианство, вера в «малых» богов сохранялась. В первую очередь, они почитались не столь явно, как боги небес, земли и природы. У малых божеств не было святилищ, а обряды, призванные задобрить их, люди совершали в кругу семьи. Кроме того, славяне верили в то, что «малые» боги постоянно живут рядом с ними, они общались с ними постоянно, а потому, несмотря на все усилия церкви, почитали домашних божеств, чтобы обеспечить своей семье и своему дому благополучие и безопасность.

В язычестве Древней Руси одним из самых грозных божеств-чудовищ славяне считали владыку подземного и подводного миров – Змея. Его представляли могучим и враждебным чудовищем, которого можно встретить в мифах и преданиях практически всех народов. Представления древних славян о нем дошли до наших дней в сказках.

Язычники севера почитали Змея – владыку подземных вод, имя ему было Ящер. Святилища Ящера были расположены среди болот, на берегах озер и рек. Для его береговых святилищ была характерна идеально круглая форма, она символизировала совершенство, противопоставляя порядок грозной всеразрушающей силе этого божества.

Для жертвоприношений Ящеру использовали не только черных кур, которых кидали в болота, но и молоденьких девушек. Эти поверья нашли отражение в сказках и легендах.

Для всех славянских племен, поклонявшихся Ящеру, он был поглотителем солнца.

Со временем кочевой образ жизни древних славян сменялся оседлым, люди переходили от охотничьих промыслов к земледелию. Этот переход сказывался и на многих мифах и религиозных обычаях славян. Древние обряды смягчались, утрачивая свою жестокость, человеческие жертвоприношения сменили обряды приношения в жертвы животных, а потом и вовсе чучел. В язычестве Древней Руси боги времен земледелия были гораздо добрее к людям.

Еще про Тора:  Славянские куклы обереги: их назначение, виды, изготовление

Обереги, амулеты и талисманы в язычестве древней руси

По мнению древних славян, обереги или амулеты, на которых было изображение почитаемого божества, позволяло справиться с проблемами и добиться желаемого. И на сегодняшний день эти предметы имеют свою ценность, важно лишь правильно ими пользоваться.

В Древней Руси амулеты и обереги были у всех: и стариков, и младенцев. Природные явления пугали, болезни и семейные неурядицы огорчали. Людям хотелось иметь влияние на то, что происходило вокруг них. Так появились боги и верования в них.

У богов были свои сферы влияния, а их изображения и символы были священными. Божества изображали на небольших предметах, с которыми можно было не расставаться. Нося с собой свой амулет, человек верил, что в этом мире ему помогают сильные и мудрые небожители.

Значения талисманов в язычестве Древней Руси стали известны благодаря археологическим раскопкам. Источниками сведений о быте, обычаях древних славян являлись бронзовые или изготовленные из металла предметы их обихода.

И, хотя практически все слышали о языческих амулетах и оберегах или языческих талисманах, не всем известно, что эти понятия не идентичны.

  1. Амулеты – предметы, предназначенные для ношения конкретным человеком, в которых заключалась позитивная или негативная энергетика. Их расписывали, изображая на них символы божеств или природных явлений. Для того чтобы они приносили пользу, их нужно было зарядить с помощью высших сил. В культуре древних славян особенно важны были амулеты, которые были сделаны матерью, сестрой или любимой женщиной.

  2. Обереги были предметами или заклинаниями, которые использовали, чтобы защититься от злых сил. Их можно было не только носить при себе, но и размещать в домах, тогда они были способны защитить семью от дурных посягательств. Обереги не заряжали, в этом заключалось их основное отличие от амулетов. Они изначально были способны защищать своего носителя. Также могли предохранять человека заклинания или обращения к богам.

  3. Талисманами считали предметы, приносящие удачу. Их заряжали, но все же своим действием они были обязаны вере. Эти вещи изготавливали специально, в их роли могли выступать детские игрушки или то, что подарено близким человеком.

Основным предназначением оберегов, амулетов и талисманов в язычестве Древней Руси была защита богов. Нанесенные на них символы имели большое значение в культуре славян.

В зависимости от целей, с которыми они были созданы, языческие обереги Древней Руси помогали в решении следующих задач:

  • защищали от недоброго взгляда;

  • обеспечивали защиту умерших предков;

  • охраняли жилище от враждебных сил и незваных гостей;

  • помогали в защите от недугов;

  • привлекали удачу, богатство.

На языческих амулетах и оберегах изображали свастику, небесные тела, образы богов. Некоторые обереги, защищавшие от сглаза или покровительствовавшие роду, могли носить как мужчины, так и женщины. Однако в язычестве Древней Руси были и такие символы, которые наносились только на мужские или только на женские амулеты.

Светлые божества

Белобог – олицетворяет собой мощь, ум и познания, которыми обладают все светлые Божественные Силы. Выступает Светлой ипостасью Рода Всевышнего. Не персонифицируется. Род Всевышний совместно со Сварогом и Ладой образуют Великий Триглав Божественных Сущностей. Род создаёт Сварога с Ладой, рождая нашу физическую Вселенную.

Сварог – является самым значимым Божеством, Творцом нашего мира, а также мужской ипостасью Рода. Воплощает Собой Божественную творческую Природу. В Явном мире зримый образ Сварога – Небеса. Приходится Отцом всем Светлым Божествам. К области покровительства Сварожьего относятся брачные союзы, гармонизация физической реальности и создание новых небесных тел (планеты, звёзды).

Лада – Богиня, ответственная за лад, гармоничность, любовь и проявления нежности. Является женской, светлой ипостасью Рода, приходится супругой Сварогу. Именно Ладе отведена роль Матери Светлых Божеств и всего насущного. Лада воплощает собой Божественную Любовь. Следит за тем, чтобы в семейных союзах всегда присутствовала любовь, чтобы в семье появлялись детки, так как сама произвела на свет 12 Сварожичей.

Ладобог – ипостась Сварога, воплощает собой неразрушимые лад с упорядоченностью. Вызывает у мужчины нежность к своей женщине и желание создавать лад в физической реальности. Бог любви у славян.

Матерь Сва Слава – является ипостасью Божественной Лады, а также опекуншей и покровительницей воинов. Воплощает в себе несгибаемость, честь и чувство достоинства. Сва Слава уносит на своих крыльях тех, кто погиб в бою, на Луга Сварога, чтобы они могли войти в Полк Перуна. А когда происходит битва – богиня летает над полем, обеспечивая защиту своим потомкам.

Еще про Тора:  Язычество Древней Руси: иерархия богов, славянские обряды и обереги

Числобог – Бог, который отвечает за прошедшее, теперешнее и грядущее. Контролирует, чтобы изменялись промежутки Сварожьего Дня. Кроме того, Числобог выступает великим учителем, помогающим людям в усвоении точных учений.

Замунь – Божественная Мать, ипостась Лады, приходится матерью любому приплоду и богатству, материальному благополучию славян. Ею был создан Млечный путь (речка, текущая из Вырия). В Явной реальности проявляется в виде плодородной земли и коровы.

Велес – выступает Богом мудрости и материальных благ, Светлым проявлением Рода Всевышнего в реальности Нави, царём и защитником иных миров, оберегающим Навь и Явь от Злых Существ. Велес позволяет развитым людям постигать мудрость, а ещё обучил наших пращуров получать урожай с земли. Бог плодородия у славян.

Макоша – женское божество, защищающее рожающих, контролирует стоячую (беременную, спокойную) воду. Она помогает женщинам благополучно разрешаться от бремени, а витязям – даёт законы чистой крови. Приходится Матерью Доле и Недоле, защищает нашу планету.

Дажбог – славянский бог Солнца, выступает родоначальником и защитником Славян. Дажбог с помощью своего Божественного Света создал жизнь в водной стихии на планете Земля. Покровительствует земной реальности, удерживаемой им в бездне Вселенной. Творит Божественные Законы Прави, предназначенные для людей, подаёт всякие жизненные блага.

Дана – женское Божество земной воды. Олицетворяет собой текучесть водной стихии. Дана – воплощение потенциальной плодовитости, разных богатств, приходится супругой Дажбогу.

Световит (также называется Святовитом, Свентовидом) – воплощает в себе четыре лика Дажбога (Божич, Ярило, Семиярило, Сивый Яр). Западные славяне чтят Световита, как воина света, покровительствующего воинскому искусству.

Жива – является Богиней жизни, дарующей людям духовное и физическое здоровье. Также это Богиня плодородия у славян и божество весны. В ней собрана жизненная сила и способность исцелять, а также сила оплодотворять.

Хорс – это мужское божество ночного света Солнца (который отражается в Луне). Хорс олицетворяет собой верность, хранит Ведогнь, отвечает за поддержание Света Рода, когда наступают тёмные времена.

Веста – женское Божество Вечерней Зари, отвечает за просветление, девичью мудрость и непорочность, а также за любовь и умение прощать. Приходится дочерью Дажбогу и супругой Хорсу.

Стрибог – становится Божеством ветров и земного пространства, воздушной мощи. Олицетворяет собой переменчивость и движение.

Доля – Божество, несущее ответственность за особенности человеческого бытия. Доля разукрашивает человеческие жизни поочерёдно, то светлыми, то тёмными нитками. Олицетворяет Божественное провидение, дочерь Макоши.

Ярило – выступает весенней ипостасью Дажбога, Божеством юношеских побед, ярения. Также Ярило – славянский бог плодородия и изобилия.

Леля – представляет собой весеннюю ипостась Лады, приходясь ей дочерью и невестой Яриле. Леля оказывает свою помощь и покровительство возлюбленным, молодым и старым парам, выступает источником любви.

Купайло-Семиярило – летняя ипостась Дажбога. Обеспечивает душевное и физическое очищение, гармонизирует влюблённые пары, ему присуща сила оплодотворять и помогать достигать поставленных целей.

Сивый Яр – осенняя ипостась Дажбога, Бог, ассоциирующийся с семейным достатком, хлебами и домашней скотиной. Олицетворяет хозяйственность и получение опыта.

Рожаница – Богиня, помогающая при родах, хранит славянские семьи и поддержание домашнего огня в них.

Перун – славянский бог войны, грома и молний. Воплощает собой справедливый суд, истину и честное сражение. Перуну в славянском пантеоне отведена роль Божественного Покровителя воинов, воеводы Полка Перунова – Небесного Воинства (образуется душами умерших русичей, защищавших Божественный мир от Зла).

Додола – женское божество, отвечающее за небесные воды, постоянно рождающее воителей для Полка Перунова. Она имеет вид беременной женщины с длинными кудрями, бродящей по природным местам и благословляющей на лёгкие роды.

Божич – зимняя ипостась Дажбога, выступает Божеством новых начинаний, несущим весь спектр позитивных эмоций. Приходится сыном Ладе. Олицетворяет собой начало движения и мощь новизны.

Семаргл – Бог огня у славян, которому отведена роль Божественного гонца, приносящего жертвы для Сварога. Воплощает собой стадию перехода из физического в духовное.

Ушас –  Божество Утренней Зари. Ушас помогает девочкам, символизирует непорочность, Божественную благосклонность, даёт начало всему положительному и счастливому. Данное Божество выполняет особый возрастной ритуал для малышек, кому исполнилось 3 года, благословляет развитие в них женского начала, обучает славянской магии.

https://www.youtube.com/watch?v=Xc0edTZONko

Огнь (именуется также Агни, Сварожичем) – выступает светлым Богом родового огнища, ипостасью Сварога в жилище всех православных родноверов. Олицетворяет собой спокойствие, счастье, комфорт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector