12 важных богов в скандинавской мифологии | Fjord

Что посмотреть/почитать/поиграть/послушать?[править]

  • «Старшая» и «Младшая Эдда», естественно.
  • «Деяниях данов» Саксона Грамматика.
  • «Германия» римского история Тацита.
  • «Саксонские хроники» Бернарда Корнуэлла.
  • «Песнь о Нибелунгах», само собой.
  • Беовульф — хотя в поэме присутствуют христианские элементы (например, монстр Грендель назван потомком Каина), в ней также полно языческих мотивов, способных дать представлении о жизни и мировозрении германского племени саксов, предков современных англичан.
  • «Эрик Сын Человека» Ольсена. Более-менее подростковая литература, отлично написанная.
  • «Американские боги» Нила Геймана — одно из крупнейших произведений автора в жанре городского фэнтези. Среди действующих лиц есть и скандинавские боги. В первую очередь нужно, конечно, отметь Мистера Среду, под личиной которого сразу угадывается Один. Здесь Всеотец похож на свой мифологический образ: он хитер, безжалостен и готов идти по головам ради своей цели. Хотя и не лишен определенного обаяния.
    • «Скандинавские боги» того же автора. По сути, пересказ известных мифов с диалогами и шутейками.
  • Графическая новелла «Один». Тема спирали злодеяний, которая приведёт мир к гибели, раскрыта.
  • «Поединок со Змеем» Марии Семёновной — первая половина книги посвящена скандинавским мифам, вторая — славянским.
  • Сериал «Викинги». Хоть он и во многом не в ладах с историей, но зато хорошо передаёт атмосферу того времени. И мистические элементы там присутствуют.
  • God of War (2021) — несмотря на то, что игра зиждиться на этом тропе (а ещё на этом, этом и вот этом), есть в ней и такие факты, о которых широкая публика не знает. Например, что Один был в контрах с Тюром и изначально женат на Фрейе, которая потом в народных умах «разделилась» на, собственно, Фрейю и жену Одина Фригг.
  • «Rune» и «Rune 2».
  • Серия JRPG Valkyrie Profile.
  • Инди-хоррор «Unforgiving — A Northern Hymn» на основе фольклора с элементами мифологии. Незадачливой главгроине встречаются сказочные существа, каждое из которых пытается её заманить в ловушку, убить или сожрать — блуждающие огоньки, призраки, мелкие тролли Нэкк с подружкой-Скогсро преуспевают. Монстры вполне аутентичны (только один из них выдуман разработчиками), несмотря на то, что та же Скогсро утратила своё очарование и получила больше зловещих черт. А если играть достаточно внимательно и знать некоторые нюансы (например, о метаморфизме главгада и его любимых занятиях), можно увидеть, что судьба у ГГ ещё более злая, чем кажется на первый взгляд, и повествование хорошо отражает страхи людей, придумавших фольклор.
  • Оперная тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо́ нибелу́нга» — это классика, это знать надо! Впрочем, с мифическим каноном Вагнер обращается очень вольно (мифы тогда ещё были недостаточно изучены?), у него даже боги гибнут не в Рагнарёке.
  • Различные группы, играющие в жанре Viking metal. Например, альбом группы Amon Amarth «Surtur Rising» почти полностью посвящён Рагнарёку.
  • Комикс «Один»
  • Алексей Лютый, серия «Рабин Гут» — во второй книге серии герои попали в мир скандинавских мифов.
  1. Нет, гномы из отряда Торина названы не в честь оленей, а в честь гномов из «Прорицания вёльвы». Гандальв (так в черновиках Толкина назывался предводитель гномов, а не волшебник) тоже оттуда.
  2. Корни у этой вражды явно лежат в общеиндоевропейской эпохе: см. Гаруду и нагов.
  3. Со скандинавского буквально переводится, как «Ограждённый участок Асов».
  4. «Heimr» с древнескандинавского — «Страна» или «Земля». Таким образом, «Ванахейм» — Страна Ванов, «Йотунхейм» — Земля Йотунов и так далее.
  5. В честь него названа манга Jormungand.
  6. С исторической точки зрения наоборот, это богиню назвали в честь мира мёртвых, образ которого существовал раньше
  7. Термин «асс» (в оригинале — «ǫss») — происходит из древнегерманских языков и буквально переводится как «божество». Происхождение термина «ван» (в оригинале — «vanir») более туманное и на этот счёт создано множество теорий.
  8. В скандинавском обществе магия и ворожба традиционно считалась женским занятием. Именно поэтому Локи на роковом пиру у Эгира пеняет Одину, что он-де «бабьем делом» занимается.
  9. Человеческий облик Одина обычно описывают, как длиннобородого старца с посохом, в плаще с капюшоном или с широкополой шляпой. Никого не напоминает?. Да, именно Один послужил одним из основных прототипов главного волшебника всея фэнтези.
  10. По одной из версий, изначально восьминогость была всего лишь метафорой, означающей очень быстрый бег. Но если и так — метафоричность давно забылась, и теперь Слейпнира изображают восьминогим в буквальном смысле.
  11. Зная это, можно легко догадаться, кем является загадочный Мистер Среда задолго до того, как он сам представится.
  12. По другой версии, его позже убил сын Одина Вали, который с этой целью был рождён.
  13. Второе имя Фрейра, дословно переводится примерно как «Господин».
  14. То, что Хеймдалля в фильмах Марвел изображает чернокожий Идрис Эльба, тянет на проявление чёрного юмора.
  15. Согласно другому варианту, это сделал один Магни.
  16. А вот про дальнейшую судьбу несчастных сыновей ни один известный источник ничего не говорит.
  17. На самом деле, и Беовульф, и Хротгар были самыми настоящими язычниками, ибо легенда явно возникла задолго до того, как христианство проникло в северную Европу, но мы это тактично проигнорируем.
  18. Не исключено, что это надмозг. Снорри считал, что слово lúðr, которое привыкли переводить, как «лодка», на самом деле обозначал ящик. Можно вспомнить Ноев Ковчег, который на самом деле не корабль, а просто огромная деревянная коробка.
  19. Собственно, её имя буквально и означает «Грабёж».
  20. Распространённый мотив борьбы Громовержца и/или Верховного Бога со Змеем. Сравните с Зевсом и Тифоном, Перуном и Халой, Индрой и Вритрой и другими.
  21. Есть, впрочем, версия, что Локи-ас вставлен в нижепересказанную историю довольно поздно (возможно, в христианские времена, чтобы дополнить число приключенцев до архетипического), а изначально Тор ходил в Утгард сам-друг с Тьяльви. И, значит, Утгарда-Локи есть тот самый аутентичный Локи.
  22. На наши деньги, это всё равно, что «Артемий Татьянович».
  23. Об архетипе хромого кузнеца читать и предания тут.
  24. Впрочем, согласно другим вариантам мифа, Локи первым же хохотал над этой историей.
  25. Что самое смешное, само слово Krake изначально, помимо прочего, было табуированным названием…китов.
  26. Со скандинавского языка это имя переводится как «Пчелиный волк», то есть «Медведь».
  27. Самая хохма в том, что его прозвище Kraki с древнескандинавского буквально переводится, как «жердь». Видимо, это такой средневековый аналог многочисленных бугаев с прозвищем «Малыш» в современном английском фольклоре и массмедиа.
  28. Примерно так можно перевести с древнескандинавского «Ragnarökr».

Альвы и дверги[править]

Жители Льёсальвхейма, Свартальхейма и Нидавеллира, те, кого ныне привыкли называть эльфами, тёмными эльфами и гномами (точнее, двергами). Как и другие создания, они были созданы богами из тела Имира, при этом дверги были созданы из опарышей, которые успели завестись в теле первосущества.

Чтобы они не перессорились с друг-другом, боги поселили их в разных мирах, вдобавок ещё и наложив на бедных двергов проклятие, дабы они, попадая под солнечный свет, превращались в камень. Королём светлых альвов считался бог Фрейр, да и сами они описывались, как волшебные существа, способные по своему хотению как помочь людям, так и навредить им, в то время, как дверги — уже знакомые нам суровые и непревзойденные кузнецы.

  • Мотсогнир и Дурин — согласно Снорри, первородные дверги и первые короли гномов, которых боги вылепили из плоти и костей Имира (т. е. из земли и камня). Имя «Дурин» было позаимствовано Толкином, которым он нарёк одного из Семи прародителей гномьих домов.
  • Нордри, Судри, Аустри и Вестри — четыре дверга, воплощения мировых ветров, а их имена буквально переводятся, как «Северный», «Южный», «Восточный» и «Западный». Поддерживали череп Имира, сиречь есть небесный свод, не давая ему рухнуть на землю. Возможно, соответствуют четырём оленям на стволе Иггдрасиля.
  • Альвис — дверг, прославившийся своей мудростью, а также тем, что он решил посвататься к Труд, дочери самого Тора. Громовержца не устраивал такой родственничек и он решил последовать примеру Одина, вызвав Альвиса на этакий батл знаний. Пока Альвис перечислял всё-всё, что только знал и помнил, солнце взошло и обратило карлика в камень.

(link)

  • Синдри (Эйтри) и Брок — братья-дверги и искуснейшие мастера. Когда Локи обрезал волосы Сиф, то отправился к гномам, чтобы они создали новые волосы и различные подарки. Сыновья Ивальдри выковали для него золотые волосы, копье Гунгнир и корабль Скидбладнир, на что Синдри с Броком заявили, что могут создать нечто куда более крутое. Но с условием, что в случае проигрыша Локи отдаст им свою голову. Не согласится на спор азартный трикстер не мог, и дверги приступили к работе. Пока Синдри возился в кузнеце, Брок раздувал мехи, но его укусил в руку овод (разумеется, это был Локи). Брок не обратил на это внимание и так было создано кольцо Драупнир. Затем Локи ужалил дверга в шею, но и это не заставило его отпустить мехи и на свет родился вепрь Гуллинбурсти. Наконец, когда гномы приступили к созданию Мьёльнира, овод ужалил Брока в глаз и он перестал дуть, из-за чего молоток получился с короткой рукоятью. Тем не менее, асы признали, что братья круче сынков Ивальдри, и Локи попал в очень неловкую ситуацию. Однако, он таки выкрутился, заявив на шею уговора не было и трогать её нельзя. В ответ Брок взял нитку с иголкой и зашил ему рот за всё хорошее.
  • Фьялар и Галар — гномы-разбойники, пригласившие в свой дом всезнающее существо Квасира и убившие его, чтобы сделать из его крови мёд мудрости. Богам же они сказали, что Квасир умер, не вынеся груза своих знаний. Позднее, они также убили супружескую пару йотунов, пожелавших купить у них мёд — Гиллинга они пригласили покататься на лодке, перевернули её и легко добрались до берега, в то время, как тяжелый великан утонул, а на голову его супруги они сбросили мельничный жернов. Про гибель родителей узнал йотун Суттунг, который схватил карланов, связал и оставил на небольшой скале, которая целиком скрывалась под водой во время прилива, но они спасли свои шкуры, отдав ему проклятый мёд.
  • Андвари/Альберих — дверг-оборотень, живущий в водопаде в образе щуки. Изначальный владелец злополучного золота Нибелунгов, которое у него забрал Локи, поймав гнома сетью Ран. Самым ценным его сокровищем было золотое кольцо Андваранаут, но бог и его забрал, из-за чего дверг в отчаянии проклял весь свой клад и кольцо — в особенности. Спустя много лет, когда и Зигфрид, и Брюнхильда умерли, король Гунтер спрятал золото в реке, откуда его потом забрал дверг, но то самое кольцо было потеряно навсегда, к величайшему отчаянию Андвари. Владелец шлема, который позволял превращаться в любого зверя или птицу.
  • Хрейдмар — отец Отра, Фафнира и Регина, могущественный колдун, живущий в доме, созданном из золота и самоцветов. Один из его сыновей, Отр, любил рыбачить в облике выдры и был случайно убит охотящимся Локи. Хрейдмар захватил Одина и Хёнира в плен, потребовав столько золота, что хватило бы полностью наполнить шкуру выдры-Отра. Для этого Локи одолжил сеть у Ран, отобрал золото Андвари и практически полностью наполнил им шкуру Отра — единственный свободный клочок был успешно прикрыт перстнем Андаваранаут. Хрейдмар, узрев золото (и особенно кольцо, которое могло создавать его), решил оставить всё себе, за что был заколот во сне Фафниром.

Бог браги

Браги, в скандинавской мифологии бог-скальд, сын Одина и великанши Гуннхольд, муж Идунн, хранительницы молодильных яблок. Браги родился в сталактитовой пещере, где его мать Гуннхольд хранила мед поэзии. Карлики-цверги подарили божественному ребенку волшебную арфу и отправили в плавание на одном из своих чудесных кораблей.

Еще про Тора:  Триглав: значение славянского символа и оберега

В пути Браги пел трогательную «Песню жизни», которая была услышана на небесах и боги пригласили его в свою обитель Асгард.Когда Локи со свойственной ему ловкостью организовал убийство Бальдра и вернулся в Асгард, Браги потребовал, чтобы гнусный подстрекатель удалился, поскольку богам его присутствие нежелательно.

Локи обозвал Браги хвастуном, а тот пригрозил отвернуть Локи голову. Несмотря на попытки Одина успокоить собравшихся, слова Браги разъярили Локи.Предсказав на прощание гибель богов, он покинул Асгард. Возможно Браги, бог поэзии и красноречия, является богом более позднего происхождения, что связано с обожествлением поэтического вдохновения, ведь скальдов при скандинавских королевских дворах почитали почти так же, как и правителей.

Бог велунд

Велунд, Вёлунд, Волунд, в скандинавской мифологии чудесный бог-кузнец, сын морехода и морской нимфы, властитель альвов, возлюбленный одной из валькирий. Он прославился как мастер по кольчугам и мечам. Он был талантливым мастером и выковал исландский лабиринт — Дом Велунда.

Миф о Велунде — это драматическая история мести. Шведский король Нидуд, захватив кузнеца в плен, перерезал жилы на его ногах и вместе с кузницей перенес на отдаленный остров. Бог-кузнец отомстил королю, убив двух сыновей Нидуда, которые приехали взглянуть на искусные изделия плененного мастера, и прислал правителю их головы, украшенные драгоценностями и оправленные в серебро.

По некоторым версиям, он еще изнасиловал дочь Нидуда. Впоследствии Велунд чудесным образом улетел в Вальхаллу, изготовив, подобно греческому мастеру Дедалу, крылья. Можно провести параллель между хромотой Велунда и греческого бога-кузнеца Гефеста, чье увечье объяснялось по-разному.

По одной версии, он охромел, когда вмешался в семейную ссору родителей, Зевса и Геры. Раздраженный Зевс сбросил сына-калеку с Олимпа на остров Лемнос. Во втором варианте говорится, что Гефест был хром от рождения. Интересно заметить, что на Лемносе тоже расположен действующий вулкан, как и на отдаленном острове, куда был сослан Велунд. В германской мифологии ему соответствует Виланд.

Бог ньёрд

Ньёрд, в скандинавской мифологии бог моря. Он усмирял бури, поднятые буйным Эгиром. Мягкий и добродушный, Ньёрд любил свои залитые солнцем фьорды, прибежище священных чаек и лебедей. Глубоко почитаемый моряками и рыбаками, он помогал попавшим в беду кораблям, посылал попутные ветры и вызывал летние дожди.

Ньёрд — представитель божественной расы ванов, отец богов плодородия Фрейра и Фрейи. Когда между двумя ветвями божественной семьи, ванами и асами, был заключен мир, Ньёрд, Фрейр и Фрейя отправились жить к асам.По некоторым версиям мифа, матерью Фрейра и Фрейи была родная сестра Ньёрда, Нертус, но так как асы не одобряли браки между братом и сестрой, то Нертус не сопровождала мужа и детей в Асгард.

Второй женой Ньёрда стала великанша Скади, дочь великана Тьяцци. За похищение золотых яблок Идунн боги убили исполина, и Скади, надев шлем и кольчугу, явилась к ним, горя жаждой мести, однако согласилась заключить мир. Отказавшись от золота, Скади потребовала, чтобы боги рассмешили ее и дали супруга.

Те поставили условие, что великанша выберет мужа по форме ног. Смеяться Скади заставил хитроумный Локи, а что касается супруга, то, ошибочно полагая, будто самые красивые ноги непременно должны принадлежать сыну Одина, Бальдру, богиня указала на ноги Ньёрда, доброго старого бога моря, которому были чужды волновавшие ее страсти.

Ньёрд считал, что родина Скади, Ётунхейм, чересчур холодна и пустынна, а Скади не по душе был постоянный шум прибоя и суета на верфи у замка Ньёрда в Асгарде; ей, как духу зимы, заснеженные склоны были милее морских далей. Проведя по девять ночей в каждом из домов, супруги решили жить порознь.

Скади вернулась в горы, к любимой охоте, к лыжам, а просмоленный всеми ветрами Ньёрд продолжал жить у моря. Непреодолимая пропасть между ними, возможно, означает нечто большее, нежели различие во вкусах. Ньёрд, как и все ваны, несомненно выполнял функции бога плодородия, поскольку обеспечивал людям не только безопасность путешествия по морям, но также достаток, наличие земельного участка и рождение сыновей.

Его жена, великанша Скади — жительница заснеженных гор, где тяжелые облака застилали солнце, а голые скалы были бесплодны. В ее дикой и суровой стране ничто не могло расти или цвести. Великанша время от времени навещала супруга, и когда боги наконец заключили злокозненного Локи в пещеру, Скади подвесила над его головой змею, источающую яд.

Бог тюр

Тюр, Тир, Тиу, Тиваз, в германо-скандинавской мифологии «бог битвы», сын Одина и его жены Фригг. Его культ был тесно связан с культом Одина, и им обоим приносили в жертву повешенных. Вероятно, первоначально Тюр был богом неба, чьи полномочия позднее перешли к Одину и Тору.

Волшебное копье Одина Гунгнир, всегда попадающее в цель, могло некогда принадлежать Тюру, о чем свидетельствует обычай викингов перед началом рукопашной схватки забрасывать копья за спины противников, а также последние археологические находки великолепно орнаментированных копий, посвященных «мудрому и самому смелому богу» Тюру.

Один из мифов о Тюре связан с Фенриром. Этот чудовищный волк вырос таким сильным, что боги решили посадить его на цепь. Обычные цепи не удерживали зверя, а чтобы Фенрир согласился надеть на себя волшебные цепи, Тюру пришлось в знак доверия положить ему в пасть свою правую руку.

Когда волк понял, что не в силах порвать узы, он откусил руку, а боги долго смеялись над страданиями Тюра. Понижение Тюра в иерархии богов может быть связано именно с увечьем. Подобный случай произошел с кельтским богом Нуаду, который потерял руку в первой битве при Мойтуре и поэтому перестал возглавлять Племена богини Дану.

Бог фрейр

Фрейр («господин»), в скандинавской мифологии бог плодородия, обеспечивавший солнечный свет, дождь, обильные урожаи и мир, сын бога моря и ветра Ньёрда и брат-близнец богини плодородия, любви и красоты Фрейи. Фрейр вместе с Одином и Тором стояли во главе патриархальной общины богов, поскольку после примирения ванов с асами, молодым поколением богов, ваны Фрейр, Ньёрд и Фрейя в качестве заложников мира переселились в Асгард.

Фрейр был владельцем чудесного вепря Гуллинбурсти («золотая щетинка») и чудесного корабля Скидбладнир («сделанный из дощечек»), вмещающего любое количество воинов. Миф о Фрейре основан на истории его женитьбы на Герде, дочери морского великана Гюмира.

Фрейр, ласковый бог лета, издали увидев лучезарную великаншу Герду полюбил ее с первого взгляда и, не зная, как добиться расположения девушки, заболел. Ньёрд, узнав о сердечных страданиях юноши, отправил верного слугу Скирнира («сияющего») в Ётунхейм, страну великанов, пообещав ему волшебного коня и меч.

В дар невесте Скирнир вез молодильные яблоки, умножающее богатство кольцо Драупнир и сверкающий портрет Фрейра на роге, наполненном медом. Ему было велено без Герды в Асгард не возвращаться. Добравшись до чертогов Гюмира, Скирнир пытался уговорить Герду ответить на любовь Фрейра в обмен на одиннадцать яблок вечной молодости.

Когда девушка отвергла подарок и не прельстилась волшебным кольцом Одина, Скирнир пообещал отрубить ей голову, но угроза не подействовала на Герду. Тогда посланец посулил наложить на нее заклятие уродства и вечного изгнания, и это решило дело. Герда согласилась встретиться с Фрейром через девять дней.

Оказавшись рядом с пылавшим страстью богом, ледяное сердце неприступной красавицы Герды оттаяло. Фрейр обрел свое счастье, правда, это стоило ему коня и меча, подаренных Скирниру, хотя волшебный клинок, символ солнечного луча, способный самостоятельно рубить головы великанам, мог бы сослужить ему добрую службу в день последней битвы богов Рагнарёк.

Бог хермод

Хермод («мужественный»), в скандинавской мифологии сын Одина и брат Бальдра, который исполнял обязанности вестника и посланца богов.Кроме того, Хермод, видимо, имел отношение к подземному царству, так как именно ему поручили отправиться к Хель просить о вызволении умершего Бальдра.

Храбрый бог поскакал туда на коне Одина, восьминогом Слейпнире. Прибыв в хель, Хермод узнал, что его брат успел занять высокое положение в царстве мертвых. Посланец богов поведал Хель о цели своего приезда, и она согласилась отпустить Бальдра, если все существа и вещи на свете станут оплакивать его, а также разрешила Хермоду вернуть в Асгард чудесное кольцо Одина, которое тот в порыве отчаяния надел на палец мертвого сына.

Однажды Хермод чуть не погиб по дороге в Мидгард, землю людей. Обеспокоенный предсказаниями о своем будущем, Один послал его в чужедальние края к финскому мудрецу Росстьофу за советом. С помощью волшебства Хермод был спасен и поспешил вернуться в Асгард, чтобы успокоить отца.В греческой мифологии ему в некоторой степени соответствует вестник богов Гермес.

Материал  (с)  skazanie.info

Боги ваны

Ваны, в скандинавской мифологии небольшая группа богов плодородия. Жили они в Ванахейме, далеко от Асгарда, обители богов-асов. Ваны обладали даром предвидения, пророчества, а также владели искусством колдовства. Кроме этого, им приписывались кровосмесительные связи между родными братьями и сестрами.

К ванам относили Ньерда и его потомство — Фрейра и Фрейю.В древних легендах рассказывалось о войне, которая положила конец золотому веку. Поводом к первой войне послужил поступок злой колдуньи Хейды, пришедшей в поселение асов, которые забили колдунью копьями и пытались трижды сжечь ее на костре, но злодейка снова воскресала из пепла.

Начало войне было положено предводителем асов Одином, который метнул свое копье в направлении ванов. Боги плодородия пошли в наступление на небесное селение асов, но асы оказались сильнее, и борьба закончилась обменом заложниками. Войну асов и ванов можно интерпретировать как борьбу за священный мед, который воплощал в себе некий космический принцип осознания жизни.

По преданию, ваны считались хранителями священного меда.Ваны послали в Асгард бога моря Ньёрда и его детей, близнецов Фрейра и Фрейю, а вместе с ними Квасира, мудрого человечка, созданного из слюны богов, которые в знак примирения между асами и ванами плевали в кувшин.

Асы тоже отправили в Ванахейм заложников: Хёнира, брата бога Одина, который даровал первым людям чувства, и мудрого Мимира. Сначала Хёнир и Мимир были радушно приняты ванами, но вскоре те пришли к выводу, что на обмене с асами они проиграли. Нерешительный Хёнир не мог и слова сказать, если рядом не было Мимира.

Ваны решили, что Мимир является не только голосом Хёнира, но и его умом.Разгневанные, они отрубили Мимиру голову и отослали ее асам. Один набальзамировал голову несчастного, затем прочитал над ней заклинание, возвращающее дар речи. Впоследствии Один поручил голове Мимира стеречь волшебный источник под корнями мирового древа Иггдрасиль.

Желая получить часть знаний Мимира, Один отдал ему один глаз за разрешение попить из источника мудрости. Перед последней битвой богов и чудовищ, Рагнарёк, Один должен пойти к источнику и там испросить совета у головы Мимира.На иллюстрации Франца фон Штассена за Одином и Фригг по мосту Биврёст следуют заложники-близнецы, а замыкают процессию Тор и Локи.

Богини

  • Фригг – верховная богиня, супруга Одина, покровительница семьи, любви, провидица, защитница людей.

    Фригг

  • Ёрд – мать Тора, олицетворение священной земли.
  • Эйр – богиня милосердия, покровительница целительства.

    Эйр

  • Гевьон – богиня земледелия, покровительница девственности.

    Гевьон

  • Сага, Гна и Фулла – асиньи, прислужницы и наперсницы Фригг.

    Сага, Гна и Фулла

  • Фрейя – прекраснейшая из прекрасных, богиня из рода ванов, покровительница плодородия, урожая, божество любви и красоты.

    Фрейя

  • Съёвн – богиня, помогающая влюблённым, покровительница любовных отношений и дружбы.
  • Ловн – асинья, отвечающая за заключение браков.
  • Вёр – всезнающая богиня интуиции и мудрости, «всевидящее око».
  • Вер – богиня истины и брачных обязательств.
  • Сюн – защитница от воров.
  • Идунн – божество вечной молодости.

    Идунн

  • Хлин – богиня, отводящая от людей травмы и опасности.
Еще про Тора:  Фенечка - Самый сок! — ЖЖ

Иггдрасиль и девять миров[править]

Иггдрасиль — священное древо в скандинавской мифологии, колоссальный ясень или тис, на котором зиждется всё мироздание. Стоит на трёх корнях, один из которых уходит в Асгард, второй — в Нифльхейм, а третий — в Йотунхейм. По другой версии, один из корней находится в Мидгарде, а другой в Хельхейме.

У первого корня берёт своё начало источник Урд, где живут богини судьбы норны, заботящиеся о здоровье Иггдрасиля, а под вторым корнем — источник Мудрости, находящийся под защитой Мимира. Из третьего корня течёт река Хвергельмир, дающая начало двенадцати подземным рекам Эливагар, текущим в Хельхейме.

На кронах Иггдрасиля сидит гигантский безымянный орёл, на носу которого, в свою очередь, устроился ястреб Ведрфельнир. На ветвях примостились четыре оленя, Даинн, Двалинн[1], Дюнейрр и Дюнасрор, отвечающие то ли за времена года, то ли за ветра.

У корней притаился драконНидхёгг, грызущий корни древа и враждующий с орлом[2]. Наконец, по дереву бегает белка Рататоск, которая передаёт оскорбления между орлом и Нидхёггом, заставляя их ещё сильнее лютовать.

У континентальных германцев (в частности, саксов) тоже существовал архетип Мирового Древа — у них он был известен, как Ирминсуль и был посвящен богу Ирмину, предположительно отвечающего за войну. У германцев были священные рощи с древами, олицетворяющими Ирминсуль — самое сакральное было уничтожено Карлом Великим в 772 году, во времена крещения саксов Видукинда.

Как уже было сказано, Иггдрасиль соединяет Девять миров — три Верхних мира, три Срединных и три Нижних. Все Девять миров подряд ни в одном из дошедших до нас текстов не перечислены, поэтому мнения насчёт их состава разнятся. Консенсус существует относительно первых восьми:

  • Асгард[3] — первый из небесных миров, прекрасный летающий город и обитель богов-асов. По разным версиям, Асгард был сотворён третьим из Девяти миров тремя братьями — Одином, Вили и Ве, и Один стал его владыкой. По другой — город был возведён во время войны с ванами, как неприступная крепость. В Асгарде стоит двенадцать огромных дворцов, принадлежащих самым главным богам. Например, у Одина дворец Валяскьяльв с серебряной кровлей, у Тора — Трудхейм, у Хеймдалля — Химинбьерг, и так далее. В Асгарде также находится два великих дома — Гладсхайм и Вингольф, где проводят советы и раздельные пиры боги и богини, соответственно. В самом центре Асгарда находятся поля Идавёлль, место, где впервые собрались асы и где вновь соберутся те, кто переживёт Рагнарёк. Мир богов и остальные девять миров (включая Мидгард) связывает радужный мост Бифрост, стражем которого является Хеймдалль, не дающий йотунам и прочей нечисти проникнуть в божественную резиденцию. Во время Рагнарёка Асгард (за исключением полей Идавёлль) будет уничтожен в битве с великанами.

(link)

(Траги)комично, но в целом верно отображает желание виикнгов непременно попасть в Вальхаллу.

    • Где Асгард, там и Вальхалла — посмертная обитель павших в бою воинов. Возле Вальхаллы растёт золотое дерево (или целая роща) Гласир, прекраснейшее растение во всех Девяти мирах, а изнутри зал покрыт позолоченной резьбой, золотыми щитами и другими украшениями. Попавшие сюда воины каждый день сражаются с друг другом, после чего исцеляются и начинают пировать. Главным блюдом служит Сехримнир, бессмертный вепрь, которого готовят каждый день, благо ночью он воскресает, а напитки готовятся из молока козы Хейдрун, питающийся листьями Иггдрасиля. Мертвым воителям прислуживают девы-валькирии, разносящие еду и предоставляющие, помимо прочего, интимные услуги. О количестве воинов в Вальхалле красноречиво намекает упоминание, что у этого зала 540 дверей и из каждой выйдет 800 воинов, чтобы принять участие в Рагнарёке.

Мифические персонажи и герои[править]

  • Квасир — человек, возникший, когда асы и ваны заключали перемирие, выпивая из священной чаши. Из скопившийся слюны и появился Квасир, сосредоточивший в себе мудрость разом двух божественных кланов. Квасир путешествовал по Мидгарду, пытаясь обучить людей разным премудростям, но тем были неинтересны нудные речи и обиженный Квасир отправился в Свартальфахейм. Там ему повстречались Фьялар и Галар, которые заманили доверчивого мудреца в своё логово и убили его. Из крови Квасира был приготовлен Мёд мудрости, а асам гномы втирали, что Квасир умер, не вынеся груза знаний.
  • Зигфрид, он же Сигурд — один из самых известных и важнейших героев в германо-скандинавской мифологии, занимающий в ней примерно такое же место, что Персей и Ахилл в мифологии греческой. Главный герой небезызвестной саги о Нибелунгах, хотя сам образ, скорее всего, был известен и раньше. Согласно Младшей Эдде, Сигурд был воспитан кузнецом-двергом Регином и подвизался при дворе короля Хьялпрека. Убив дракона Фафнира, съев его сердце и искупавшись в его крови, Зигфрид получает его золото, способность понимать язык зверей и птиц, а также неуязвимость. Позднее встретил бывшую валькирию Брюнхильду, которая должна была выйти замуж за его друга Гунтера. А поскольку завоевать сердце воительницы можно было, лишь живьем пройдя через стену пламени и одолев её в бою, Сигурд сам выполнил этот квест, приняв облик короля. Спустя много лет, жена Зигфрида Гудрун/Кримхильда, в запале спора выдала Брюнхильде, что испытания выполнил герой и экс-валькирия решила страшно отомстить. Она подослала брата Гунтера Гернота убить Зигфрида во сне, но герой проснулся и перерубил Гернота напополам, швырнув в него меч. Тем не менее, герой всё равно погиб, его дети были убиты (но сагах упоминается дочь, от которой были внуки), а Брюнхильда бросилась в погребальный костёр героя. Примечательно, что его внуки были викингами и попали в хроники. Так что, похоже он реально существовал.
    • По другой, более известной версии, Зигфрида после женской ссоры убил Хаген с молчаливого одобрения Гунтера. Во время охоты Хаген бьет Зигфрида в его единственное слабое место — точку на спине, подобно тому, как Парис поразил Ахилла в роковую пяту. Кто именно убил героя, выяснилось экспериментальным путём — к телу Зигфрида заставили подойти всех, кто был с ним на роковой охоте и при приближении Хагена раны мертвеца открылись. Люди уже были готовы устроить самосуд, но на его счастье Кримхильда успокоила людей, ибо решила отомстить более тонкими способами.
  • Брюнхильда — бывшая валькирия, дочь короля Будли, наказанная Одином за то, что она убила конунга, которому Всеотец обещал победу в войне. За это разгневанный бог усыпил Брюнхильду, сказав, что она никогда больше не выиграет битв и выйдет замуж, вновь став простой смертной. Так она почивала на горе Хиндарфьялль, пока её не разбудил Зигфрид, полюбивший валькирию. Она тоже полюбила его и обучила руническим премудростям, но Зигфрид вскоре оставил её ради подвигов и будучи заколдованным ведьмой, женился на её дочери Гудрун/Кримхильде. Брюнхильда, к которой уже сватались соседи, постановила, что выйдет замуж только за того, кто сможет преодолеть её испытания и победить её саму. Всё это выполнил всё тот же Зигфрид, принявший облик своего друга, конунга Гунтера, очень хотевшего сделать валькирию своей женой. Много лет спустя Гудрун в гневе открыла Брюнхильде правду и та, взбешенная обманом, убила Зигфрида чужими руками, но осознав, ЧТО натворила, сама бросилась в его погребальный костёр.

Мифические существа

Помимо богов и богинь, в скандинавской мифологии описано много других самых разных существ. Все они обладают необычной внешностью и имеют свои уникальные способности:

  1. Турсы – это великаны с внешностью простых людей. Зоной их ответственности являются природные явления, способные разрушить мир. По своим характеристикам турсы бывают нескольких видов. Чаще всего встречаются огненные и горные, также есть каменные и вихревые. Особое место занимают етуны и инеистые. Именно к их роду относится Имир, – существо, породившее жизнь.
  2. Альвы – духи природы. К ним относятся маги, колдуны, волшебники, обладающие такой уникальной особенностью, как вечная молодость. Все они принадлежат к разным сторонам. То есть часть альвов являются темными, другая же находится на светлой стороне.
  3. Норны – так называют богинь судьбы. Всего их три, и именно их силами определяется будущее мира. Первая из них Урд, которая несет в себе значение судьбы. Вторую зовут Верданди – становление. Скульд – третья богиня, чье имя означает долг. Три богини являются олицетворением трех времен – прошлого, настоящего и будущего.
  4. Валькирии – воинственные девы. Их всего тринадцать. Их основной задачей является сопровождение павших воинов по пути в Вальхаллу. Исход битвы также может быть решен по их желанию. После того как воины умирают, валькирии высасывают их души.

Все эти существа играют очень важную роль в скандинавской мифологии. Без них понимание картины того мира будет неполной.

Откуда это вообще пошло?[править]

Германское язычество, как подсказывает нам К. О., было системой мировозрения древних германцев, сформировавшееся в Железном веке. О мифах тех времён мы знаем немного и в основном от римских историков, часть которых противоречит друг-другу.

Например, Страбон утверждал, что германское племя кимров практиковало человеческие жертвоприношения, гадая по внутренностям и крови людей, а функцию духовенства выполняли старые женщины. Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» сообщал обратное — предсказанием и гаданием занимались почтённые матроны при помощи специальных палочек, жреческое сословие у германцев отсутствовало и особой религиозностью они не отличались, отдавая дань уважения лишь солнцу, луне и огню.

Спустя полтора века после Цезаря Тацит сообщал о стремительной эволюции германского язычества — у них появились могущественные жрецы-предсказатели и обширный пантеон богов, хотя большая их часть была локальными племенными божками. Своим божествам германцы посвящали деревья и рощи, и периодически, таки да, приносили в жертву людей.

Знаменитые скандинавские руны изначально были знаками на специальных деревянных плашках, по которым жрецы предсказывали волю богов. Большей части знакомых нам божеств тогда не существовало, а тех, что были, римляне описывали достаточно скупо, заменяя при этом искомое германское имя на имя одного из римских богов — например, они отождествляли Одина/Вотана с Гермесом/Меркурием.

Впоследствии, германцы подвергались сильному влиянию со стороны латинской культуры и христианства — например, руны из священных символов стали полноценным языком, основанным на латинском алфавите. Восточные германцы, такие как готы, крестились очень рано и потому о их прежней религии почти ничего не известно, ровно как и о её сходстве с язычеством западных или центральных германцев.

Германские племена центральной Европы крестились позже и смогли сохранить элементы древней мифологии в виде сказок и фольклорных историй. Несмотря на это, сообщения о скандинавской и англосаксонской религии всё равно крайне фрагментарные и обрывочные: если говорить про верования англосаксов, то мы можем с уверенностью сказать только то, что у них было несколько богов, в которых можно узнать Одина (у англосаксов — Воден), Тор (Тунор) и Бальдр.

Имена некоторых богов также подозрительно напоминали кельтские, что может говорить о смешении культур. Всем известная скандинавская мифология была записана в периоде с 1150 по 1400-е годы и наиболее подробный текст нам предоставили священник Сэмунд Мудрум и историк Снорри Стурлусон, авторы «Старшей» и «Младшей Эдды», соответственно.

Благодаря им мифология скандинавов и дошла до нас в таких подробностях, а не сгинула во мраке истории. Впрочем, не исключено, что они могли допустить ошибку или намеренно приврать, но если оно так, то мы уже вряд ли узнаем, как оно всё было на самом деле.

Пантеон божество

Традиционная триада богов викингов выглядит так:

Ученые считают, что сформировался такой пантеон в поздний период язычества у скандинавов. Изначально триада состояла из Тора, Фрейра или Ньерда, Тюра (известен также в сагах под именем Тиу,Тиваса, Дьяуса, от которого возникло имя Зевс у древних греков).

Несколько позже возник культ Одина, символизирующий колдовство, покровительствовал магам и колдунам, воинским союзам, стал постепенно вытеснять Тюра. Потом Один или как его называют в исторических источниках Водин, превратился в верховного бога. Причин для этого было несколько:

  • Увеличилось количество военных дружин викингов;
  • У населения Скандинавского полуострова произошло усложнение общественной жизни, что вызвало разделение представлений о загробном мире. Появилась Вальгалла, что говорило об особом отношении викингов к павшим воинам. Самые смелые из них попадали в царство мертвых, которое находилось на небе;
  • Одина рассматривали, как важное небесное божество, забрав у Тора и Тюра функции войны.
Еще про Тора:  Идунн — Википедия с видео // WIKI 2

И Тор, и Один, и Тюр принадлежали к главным божествам пантеонам – асам. К ним также относились, согласно хроникам «Старшей Эдды» Локки, Хеймдалль, Улль и другие боги. В «Младшей Эдде» можно найти упоминание и о богинях/асинях. Например, о Фригге, Саге, Фулле, Гна, Ринде, Сюн, Хлин, Ловн.

Перечень мужских божеств

Список скандинавских богов и их значение приведен ниже:

  1. Один – раньше руководил военными делами. Сейчас занимает пост руководителя асов и дает начало своему знатному роду. Он является самым мудрым и отважным. Он всегда одерживает победу и владеет волшебной силой.
  2. Тор – громовержец (скандинавский бог грома). Стоит на защите как богов, так и представителей человеческой расы.
  3. Тюр – древнейший из всех богов скандинавской мифологии. Список его достижений можно перечислять бесконечно. Он отвечает за военные действия и доблесть воинов. Его отличительной чертой является отсутствие одной руки.
  4. Браги – творческий представитель мира скандинавских богов и существ. Областями его власти является поэзия, мудрость и красноречие.
  5. Бальдр – самый красивый из всех божеств. Он царствует над светом и весной.
  6. Хеймдалль – хранитель великого дерева всех миров. Он обладает способностями провидения.
  7. Хед – бог с дефектом зрения. Он ничего не видит, и поэтому однажды, не подозревая того, убил красавца Бальдра. Областью его покровительства является зима.
  8. Видар – главенствует над природой, возрождением и обновлением.
  9. Вали – покровитель растительного мира.
  10. Улль – именно он научил людей использовать лук и передвигаться на лыжах. Областью его власти является охота.
  11. Форсети – справедливый и мудрый бог правосудия.
  12. Локи – потомок великанов-етунов. За свое коварство заслужил звание бога обмана и предательства.

Также есть такие асы, которые не имеют четких функций, поэтому их даже не вносят в список богов скандинавской мифологии.

Тропы и штампы[править]

Человеческие черты скандинавских богов

Все божества, которые существовали в пантеоне викингов, похожи на людей. Это прослеживается в их поступках, действиях, поведении, темпераментах. Отличительной особенностью скандинавских богов было то, что они имели собственные психологические портреты.

Божества не всегда отражали воинственность викингов, их традиции на море и военные компании. Тор, Тюр, Один и Хеймдаль были знамениты своими подвигами, отличались храбростью, воинственностью, смелостью, смелостью.

В эпосах – «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде» — описаны боги Локки, Браги, Форсети, которые вообще не имели никакого отношения к войне. В частности, бог Ньёрд обладал силами ветра, руководил удачей, морем, морскими существами. Локки – неоднозначный и довольно занимательный персонаж, который в одном мифе мог быть очень коварным, а в другом – храбрым, добрым, самоотверженным.

Викинги наделили своих богов и такой чертой, как жертвенность. Например, верховный бог Один отдал свой правый глаз старику Мимиру, Локки пожертвовал невинность для того, чтобы защитить Мидгард, а Тюр – пожертвовал правый глаз адскому псу, которого звали Гарм.

Жертвенность богов тормозила принятие жителями Норвегии, Дании, Швеции христианства, поскольку они видели черты Христа в своих богах. Поэтому большая часть скандинавского пантеона перешли в католическую и православную веру, проникли в другие веры, многие из них стали святыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector