Гид по языческим местам России: Хутынь, Перынь и камень | Perito

Что осталось от древних язычников

Для начала вспомним, что в V веке нашей эры из Европы на север двинулись праславянские племена. Уже к VII–VIII веку они разделились на три ветви: западную, южную и восточную. К сожалению, самое скромное наследие оставили именно наши предки, восточные славяне.

Как реконструируют славянское язычество

Даже если вы ничего не слышали об этом художнике, то наверняка видели его знаменитые картины: именно их размещают на обложках всех журналов, связанных со славянской тематикой. Всего за 400 рублей для вас проведут двухчасовую экскурсию и расскажут о жизни и творчестве художника, а еще посвятят в тайные смыслы славянских символов, которыми изобилуют картины.

Но вот что важно помнить: Васильев изучал славянскую культуру по так называемой «Велесовой книге» — главной фальсификации в мире славистики. Поэтому в художественных образах Васильева появляется то, чего никогда не было в славянской мифологии: боги Ярило (он персонификация праздника, как Масленица) и Святовит (бог войны и победы у некоторых западных славян); представление о трехчастности мира — Нави, Прави и Яви; трехликий бог. Может быть, художнику просто не важна была достоверность и он лишь вдохновлялся образами. Но впечатление о музее может испортить то, что экскурсовод, объясняя изображенное на картинах, выдает всю эту информацию за чистую монету.

Если же вы любите альтернативную историю, за две тысячи рублей можете заказать экскурсию лично с директором музея, и рассказы об Атлантиде, Гиперборее и египетских иероглифах вам обеспечены.

Капище перуна в «красотынке», калужская область

Капище принадлежит Союзу славянских общин славянской родной веры (ССО РВ), крупнейшей в России неоязыческой организации. Просто так на капище не пускают, но в крупные праздники, например на Купалу, родноверы готовы принять любого гостя. На этот великий летний праздник съезжается больше тысячи человек со всей России, Белоруссии и Украины.

Там вы познакомитесь с окрутниками — славянскими ярмарочными скоморохами в масках чудовищ и с задорными похабными шуточками, поучаствуете в народных забавах, а вечером вас ждет жар 20-метрового купальского костра под звук бубнов. Зрелище незабываемое! После костра будет еще часть для взрослых: хороводы, поиск суженого и опускание венков и свечей в реку.

Капище перуна в ясеневе, москва

Если ждать Купалы нет мочи, достаточно дожить до воскресенья и приехать в Москву, на станцию метро «Ясенево». Именно там, в самом центре Битцевского парка, почти каждые выходные встречаются другие неоязычники: представители «Схорон еж словен», второго из четырех крупнейших неоязыческих движений в России. Идол Перуна и деревянные погребальные качели, рядом с которыми они собираются, даже отмечены на Яндекс.Картах.

Между двумя общинами лежит огромная пропасть в понимании современного язычества. Представители ССО делают упор на научность, стараются обосновать каждый свой праздник, разгадать исходный смысл каждого обрядового элемента и воссоздать все максимально точно, опираясь на научные монографии. ССОшники не отрицают, что их обряды — реконструкции, в которых есть додумки и интерпретации, постоянно следят за научными изысканиями и негативно относятся ко всем спекуляциям на тему славянского язычества. Наверное, из-за строгости подхода их обряды не особенно яркие и впечатляющие, чего не скажешь о представлениях «Схрон еж словен».

На обряд «Схрон еж словен» вас позовет не бубен, а рог, после чего вы сможете послушать прекрасное пение радаря (так называют жреца, первого среди равных). Все обряды максимально динамичны, присутствующие постоянно перемещаются с одного места на другое, втыкают ножи в землю, огнем освящают талисманы и оружие, приносят богам хлеб и молоко. У вас пойдут мурашки по коже от ритмичных заговоров, которые речитативом, нараспев читает радарь: «Мы суть Бог, который нами смог», «Богу молитва — дело да битва», «От гнезд до звезд, от точки до Божьей кочки», «Вы больше гной, чем кровь, вы больше дрова, чем дубы». Прекрасно передан дух обряда, уверена, что древние жрецы разговаривали именно такой ритмичной прозой. Как минимум подобные белые стихи есть в индийских и древнескандинавских богослужениях.

Карта языческих мест вокруг великого новгорода

Современные язычники

Вот насколько мало осталось от древних славян. Но вам ведь наверняка хотелось бы увидеть, как все это было в жизни, как люди выглядели, пели и танцевали, какими были их обряды? А может, даже хотелось бы поучаствовать? Я вас обрадую: это возможно, если познакомиться с родноверами и славянскими неоязычниками.

Но почему их называют «неоязычниками»? Индуисты же не «нео-» и коряки или индейцы Северной Америки тоже не «нео-». Дело в том, что эта приставка указывает, что традиция была прервана, то есть в какой-то момент не осталось живых носителей и отправителей культа (волхвов, жрецов). А это значит, что никто точно не может сказать, как именно проводились богослужения и обряды в древние времена. Все, что сегодня можно увидеть, лишь реконструкция, иногда хорошая, а иногда и не очень.

Музей «рождение сказки и славянской мифологии», переславль-залесский

Налюбовавшись глубокими и символичными образами картин Васильева, отправляйтесь в Московскую область. Прямо на трассе недалеко от Переславля-Залесского находится музей истории сказки и славянской мифологии. Там два отделения: о волшебных существах — для детей (возможно, будет страшновато) и о богах — для взрослых.

В этом музее можно провести время всей семьей. По территории ходят аниматоры в костюмах лешего, бабы Яги и русалки, можно сфотографироваться на фоне избушки на курьих ножках или посмотреть русские народные детские игрушки. Атмосфера очень приятная, но любители докопаться до правды снова останутся недовольны: рассказы экскурсоводов основаны на все той же «Велесовой книге» и грубом смешении мифологии трех славянских ветвей.

Новгородский кремль

Если холмика вам недостаточно и вы хотите получить максимально научный подход, познакомиться с археологическими находками, материальной культурой и, конечно же, религией древних славян, то сразу после Щеглеца и Хутыни отправляйтесь в Новгородский кремль. Там находится исторический музей, сотрудники которого много лет скрупулезно исследуют славянские капища по всей России.

За 700 рублей для вас проведут индивидуальную экскурсию по залу с археологическими находками, где вы сможете увидеть в том числе обрядовые предметы: обереги, украшения, скоморошьи маски, детские игрушки.

После экскурсии, когда будете подкованы в славянском язычестве, отправляйтесь в жемчужину древнего Новгорода Перынь — наиболее крупное из найденных и самое знаменитое славянское капище на территории России.

Первый музей славянской мифологии, томск

Это частный музей, расположенный в отдельном здании в самом центре Томска. Здесь делают акцент на мастер-классы и обучение народным ремеслам: гончарному мастерству, изготовлению кукол, деревянных и гипсовых поделок, валянию шерсти, мыловарению и даже письму на берестяных грамотах. Удивительно, что такое заведение открылось в местах, где славяне исторически не проживали, однако многое становится понятным, если знать, что ныне покойный основатель музея имел второе, славянское, имя, а значит, проходил обряд имянаречения в одной из неоязыческих общин.

Несмотря на приветливый персонал и теплую атмосферу музея, нужно отметить, что информационная база хранилища строится на таких произведениях, как «Славянские веды» и «Велесова книга», данные которых признаны фикцией и не признаются в академических кругах. Поэтому, посещая музей, будьте готовы услышать много современных сказок о жизни наших предков. Кроме того, «Славянские веды» довольно часто используются националистическими движениями и имеют агрессивно-патриотическую окраску.

Лично мне не хватает в России качественного, интересного музея, где о древних славянах давали бы только проверенную информацию. Но во всех местах из обзора потрясающая атмосфера вам обеспечена.

Еще про Тора:  Славянские обереги и их значение читайте в этой статье

Перынь

Перынь — место знаковое. Именно здесь в 980 году, во время религиозной реформы, Добрыня (тот самый, из сказок!) по приказу князя Владимира установил идол Перуна и соорудил одно из двух крупнейших капищ Руси (второе, более сохранившееся, находится в Киеве). Здесь же через несколько лет произошло знаменитое событие, ярко показанное в фильме «Викинг»: воины Владимира сбросили Перуна в реку Волхов.

Сейчас Перынь — полуостров. Подойдя к кресту у обрыва, можно представить, как летел вниз и падал в воду древний бог. Но вас ждет небольшое разочарование: на месте капища теперь православный храм. Перынский скит — сооружение, конечно, древнее, XIV века, но совсем не то, что нам нужно. Славянское капище на этом месте раскопали еще в 1950-х под руководством археолога-слависта Валентина Седова. Теперь здесь монастырский огород, а следов капища не осталось. Можно лишь почитать научное описание.

Рюриково городище

Рюриково городище — место, откуда действительно началась история земли Русской. Именно здесь было найдено наибольшее количество славянских артефактов, именно здесь, на берегу озера Ильмень, в том месте, где река Волхов начинает свое течение из Ильменя в Ладожское озеро, проходил путь из варяг в греки. Именно сюда был призван княжить Рюрик.

Сегодня на этом месте сохранились развалины церкви XII века. Раскопки городища продолжаются, и, если вы приедете сюда в летнее время, сможете посмотреть на работу археологов.

Современные язычники

Вот насколько мало осталось от древних славян. Но вам ведь наверняка хотелось бы увидеть, как все это было в жизни, как люди выглядели, пели и танцевали, какими были их обряды? А может, даже хотелось бы поучаствовать? Я вас обрадую: это возможно, если познакомиться с родноверами и славянскими неоязычниками.

Томская пи́саница, кемеровская область

Хоть этот музей-заповедник и называется Томской писаницей, находится он в Кемеровской области — не перепутайте. Здесь сохранилось 280 наскальных рисунков IV–I тысячелетий до нашей эры, но поскольку у нас тур по славянским музеям, то проходим мимо и отправляемся в Славянский мифологический лес.

Сотрудники музея реконструировали, как могло выглядеть славянское капище. При этом в основу работы легли труды академика РАН Бориса Рыбакова, который занимался исследованием и интерпретацией археологических находок, связанных со славянами. Он считается одним из наиболее влиятельных исследователей славянского язычества, однако его часто критикуют за излишнюю вольность толкований, многие его выводы неоднозначны и оспариваются современными учеными.

В Томскую писаницу можно приехать с детьми и провести там весь день: погулять по парку, покататься на упряжке хаски, познакомиться с бабой Ягой, поучаствовать в мастер-классах и даже переночевать в юрте.

А вот теперь, и правда, отправимся в Томск, в Первый музей славянской мифологии.

Хроники языческого капища или 20 лет царицынским славянским богам. часть 1.

Велес
Всего 47 фото

В апреле 2021 года я выложил в ЖЖ

серию из трех постов о курганах вятичей в Царицыно

, и, исследуя эти курганы, чудесным образом познакомился с главным волхвом Велимиром на языческом капище. Велимир поведал мне тогда много интереснейшей информации об этом славянском капище и, о родноверах, в частности. Мы обменялись тогда контактами и вот, в начале июня, мне от него на электронную почту пришло приглашение побывать на праздновании 20-тилетия этого самого капища. Получив разрешение снимать на этом любопытном мероприятии, я был воодушевлен, поскольку не имел четкого представления о современном язычестве, как и многие, и мне было крайне любопытно оказаться причастным к Действу и снять об этом репортаж.

Погода 14 июня 2021 года стояла изумительная. Яркое солнце, голубое небо,  летние кучевые облака, прохладный и комфортный ветерок настраивали на это необычное Событие. Главное – это понять, почувствовать, что Это!? Как Это!? Насколько меня как диссоциированного его участника увлечет это мероприятие и насколько все это окажется глубоким и впечатляющим для читателя моего журнала! Со всеми этими смутными вопросами я и отправился в воскресенье в Царицынский парк к языческому капищу, расположенному сейчас в пределах одной из курганных групп вятичей, живших в этих местах в XI-XIII веках.

Я разделил репортаж на две логичные части. В первой – общая обзорная информация, знакомство с историей юбиляра и его хрониками, а вторая – собственно – ритуалы и воззвания к богам. Да и информация, как я ни старался

уменьшить

ее текстовый объем выходила за рамки требований ЖЖ. Фотоматериала будет много, возможно кое-что можно было и не выкладывать, но главное для меня было другое – передать в фографиях моё личное ощущение мероприятия, поэтому для одних одно фото не будет иметь значение, для других – явится жемчужиной, так, что – как есть так есть)

Многие, наверное, не совсем представляют, как добраться до этого интересного места. А надо дойти до истоков Верхнего Царицынского пруда, перейти через симпатичный каменный мостик и углубиться по тропинке в лес, взяв немного левее от мостика и основных дорожек парка.
02.
Верхний Царицынский пруд
03.
Зов Леса

Идти вверх по склону не обременительно и совсем не долго – пара минут и тропинка сама вас выведет к языческому капищу, ставшему уже одной из достопримечательностей парка Царицыно, и также – к заросшим летними лесными травами курганам вятичей.
04.
Тропа
05.
Тропа к Предкам
06.
Курган. Царицыно.

И пока участники еще только собираются, мы с вами осмотримся на этом славянском капище, и прямо сейчас совсем немного коснемся истоков современного язычества, и я слегка порассуждаю по теме…)
07.
Царицынское языческое капище

Современное славянское язычество для обывателя априори выглядит таинственно, необычно и вызывает множество каких-то смутных неосознанных беспокойств. Оно и понятно, – традиционно церковь считает, что если ты молишься не в церкви и не православным святым – ты по определению обращаешься к бесам) Однако, не будем следовать штампам – все таки, всю свою историю человечество говорило с богами, обращалось к ним, верило в них, приносило им жертвы и получало в ответ то, что хотело, иначе этот процесс «заглох» бы в самом начале своего истока )

Человек интуитивно чувствовал, что кроме его человеческого сознания, существует в нем или вне него, нечто, что имеет непосредственную связь с его личным проявлением в этом мире, влияет на него, на все то, к чему живущий человек имеет отношение в своей манифестации в его теле. И человек хотел не многого – счастливой жизни, крепкого здоровья, большой  и здоровой семьи, обильного урожая, безопасности для всех своих близких и везения во всем.
08.
Языческое капище в Царицыно. Даждьбог.

Структура сознания человека устроена так, что вера определяет и творит реальность, что его окружает. И формирование в коллективном бессознательном человечества им самим неких божественных сущностей, что имеют определенные функции для воздействия на эту самую реальность является определяющим и привычным для человека. Если такая сущность-божество начинает получать подпитку от общности людей объединенных общей идеей и верой – происходит Чудо – человек получает ответы на заданные вопросы, получает помощь – идет взаимообмен энергиями – архетип божества растет, становится сильным и заинтересованным во внимании к нему этого человека или человечеобщности, а в конечном счете – в его энергии. Через бессознательные ресурсы человеку постепенно открываются и его способности взаимодействовать с миром на чувственном уровне, его интуиция обостряется и бессознательное человека получает возможность дать ему нужную информацию и осуществить его просьбы на уровне молитвы – процесса разговора с богом или со своей внутренней мудростью, как угодно. Так, в процессе тысячелетий формировалось представление человека о мире, мире в котором он существовал параллельно с другим миром – миром богов, миром сказаний и мифов.
09.
Языческие боги Лада и Велес. Царицынское языческое капище.

У всех народов существовали боги, которым приносились жертвы, существовали духи лесов, полей, рек, лугов и нахождение со всеми этими существами в гармонии и определяло все необходимые запросы человека. Также как существовали в греческом пантеоне боги, полу-боги, сатиры, нимфы, наяды и музы, так и в славянском было множество богов и духов ведущих свое происхождение от сил Природы. Каждый луг, роща, речка и симпатичная полянка имели свое божество и находиться в гармонии с этим невидимым миром и являлось для древних славян определяющим для гарантии продолжения их Рода, своей личной успешной и безопасной жизни, в частности.
10.
Подношение Велесу. Царицынское языческое капище.

Поэтому нахождение в современном московском городском парке языческого капища вовсе не удивительно, а естественно, поскольку человек по сути своей бессознательно стремиться наладить контакт со своим покровителем, духом Рода, ангелом-хранителем, покровителем, как хотите!) Он интуитивно стремится обратиться к Богу напрямую, минуя посредников, а значит к себе самому, к своей Внутренней Мудрости и Внутренней Силе, коих скрывает от нас эгоистичное и самовлюбленное Сознание.

Еще про Тора:  Игры тор 4 i

На капище было удивительно тихо, спокойно, легко и комфортно. Большая поляна полностью вытоптана и, такое ощущение, что тщательно убрана и подметена… Попросив у духов и хранителей этого места разрешения на вход, я вступил в границы этого новейшего славянского капища. На капище много птиц, – они естественно привлечены принесенными дарами богам – зерну, хлебу, фруктам и орехам. Причем роль птиц еще будет мной упомянута во втором посте, поскольку, как впоследствии оказалось, они будут удивительным образом участвовать в грядущем Событии, являя собой знаки-ответы языческих божеств на взывание к ним.
11.

Души вятичей. Царицынское языческое капище.

Здесь находится три деревянных изваяния богов – идолы, как говорят сами язычники, с тремя соответствующими жертвенниками в виде вкопанных колод перед каждым божеством.

Давайте с почтением познакомимся со славянскими богами. Сразу скажу, что языческие боги именно этого капища претерпели множество страданий и изуверств от воинствующих безбожников и, возможно, и традиционных верующих, поэтому их лики сейчас смутны́ и обезображены. Ну, к волнующим хроникам этого капища мы еще вернемся попозже. Славянских богов великое множество и обзор в их полном количестве и их общая космогония не входит в тему нашего рассказа. Кто заинтересуется – к его услугам безбрежные просторы Интернета. Нас же интересует само капище, его изваяния, предстоящее Событие и собственные ощущения от пребывания здесь и самого действия язычников.

Это языческая богиня

Лада

. Она всегда понималась славянами богиней чувств, семьи и брака, богиней высокой человеческой духовности. Лада – это владение и обладание. Эта богиня дает человеку возможность обладать другим человеком (к примеру, женщине – найти свою вторую половинку). Лада, способна удовлетворить и иные вожделения людей, не обязательно эротического или семейного характера. Лада удовлетворяет страсти, удовлетворяет длительно мучившие желания, особенно когда они праведны и соответствуют жизни человека на земле. Главное пространство деяний Лады, это земная любовь. Как и все женские божества, Лада знаток магии. Известно множество, очевидно данных ею, любовных заклинаний. К Ладе обращались и при возвышенной любви, и в похоти. Лада – это любовь, лад, гармония жизни, а значит и ее красота.

12.

Славянская богиня Лада. Царицынское языческое капище.

Как мы видим, Лада щедро украшена подношениями, и как мы понимаем, в основном, от женщин. Ведь женщина как продолжательница рода, всегда интуитивно стремилась к магии, как к верному средству для успешных ро́дов, для мира и изобилия в семье, к любви и обладанию конкретным мужчиной. Именно поэтому в женщине пробуждается языческая славянская потребность мистически получить то, что она не может получить всуе.
13.

Лада. Царицынское языческое капище.
14.
Лада. Сокровенный разговор.

Как говорят сами родноверы – эти видимые нам приношения богине отнюдь не только от язычников, а в значительной степени – от обычных москвичей (читай москвичек). Богиня живет здесь уже своей полной жизнью, одаривая своим вниманием и милостью приносящих сюда свои просьбы и дары. Прямо перед нами уже формируется новый городской миф, что обретает свою глубокую силу на будущее…
Мне повезло – на голову изваяния неожиданно сел дятел и немного иронично и вызывающе по-позировал)
15.
Славянская богиня Лада. Царицынское языческое капище.

Все же – немного космогонии. Условно можно сказать, что белые славянские боги – созидатели принадлежат миру Прави, миру будущего, запредельного. Черные боги – разрушители принадлежат миру Нави. Мир Нави двойственен. В одной своей части он содержит гибельное зло. Но в другой, содержит все то, чье время на земле кончилось, или еще не началось. Навь обладает своей красотой и прелестью. Всякий раз, ностальгируя по ушедшему времени, мы общаемся с ней. Наконец, есть Явь. То, что соответствует текущему времени. Конечно, в нем действуют черные и белые боги. И явь оказывается гранью по которой проходят их конфликтные отношения. Граница благодатной Нави и Яви принадлежит богу Велесу, и он действует в двух этих планах.

Велес – небесный пастух, тот, что пасет облака и ттворит облака по собственному желанию. Так же творится им скот и лесной зверь. Здоровье и судьба земного скота в его внимательных руках. Велес обитает не только на Небе. С легкостью он сходит в Землю и пребывает в ее теле. Велес как покровитель стад небесных и земных является и богом богатства, помогает продающим и покупающим. Он – главный хозяин Леса.
17.

Жертва Велесу

Велес – хозяин благого царства Нави. Наши предки, духи родов, оказываются во власти Велеса. На облаках – небесных ладьях – уносит он умерших в небесное царство, где достойные пашут небесный свод, и охотятся в небесных лесах. Во власти Велеса наши Деды, а значит, их мудрость и память. Об этой памяти поют, ее танцуют. Отсюда связь боянов и танцовщиц с Велесом. Велесу жертвуют, дабы он хранил души предков и питал добрую жизнь на земле.

Симаргл. Информация о нем – перед фото №32.
18.
Велес - Хозяин Леса
19.
Велес
20.
Жертва Велесу. Царицынское языческое капище.

Это Даждьбог – Солнце-Царь. Даждьбог – покровитель всех сирот, пастухов и странников, всех нуждающихся, страждущих и калек, он покровитель землепашцев, им дается, пища его – хлеб и соль. Даждьбог – каратель зла, холода, мрака, неправды и нечисти. Даждьбог – дед и первоцарь русского народа.
21.
Даждьбог. Царицынское языческое капище.

Русские – даждьбожие внуки. Дед (Даждьбог) научил славян пониманию красоты, возделыванию земли и установил брачные отношения. Более двух с половиной тысяч лет назад, князь предков славян носил титул Солнце-царя. Даждьбог – учитель. В затруднительных случаях, когда человеческих возможностей оказывается явно недостаточно, можно поймать взглядом солнечный луч и обратиться к Даждьбогу с просьбой о помощи. В руках у Даждьбога солярный символ солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых (белых) богов.
22.
Даждьбог. Царицынское языческое капище.

Вот так, осматривая капище в Царицыно, мы и узнали о тех славянских богах, что стоят здесь и кто есть кто.
23.
Даждьбог. Царицынское языческое капище.

Постепенно собирались участники События. Их оказалось немного, но каждый представлял из себя интересную, любопытную и загадочную личность.
24.
Родноверы. Царицынское языческое капище.

Это Дионисий…
25.
Родноверы

…с сыном.
26.
Языческое капище в Царицыно.
27.
Родноверы. Царицынское языческое капище.
28.
Родноверы
29.
Родноверы. Царицынское языческое капище.

Наконец, появился волхв Велимир – лидер общины «Коляда вятичей» – харизматичный человек, с твердым пронизывающим взглядом, но, одновременно, мягким и добрым. С его появлением все изменилось и стало каким-то цельным. Велимир, облачившись в белые славянское одежды и встав в круг единомышленников, приступил к рассказу об истории Царицынского капища, коему исполнилось сегодня, как вы уже знаете, двадцать лет.
30.
Родноверы. Царицынское языческое капище.

История капища непроста и полна трагических и необычных событий. Первыми 14 июня 1995 года на горе за ручьем у курганной группы вятичей были установлены идолы богу Велесу и богине Ладе. У Велеса были большие бычьи рога, у ног же Лады изображен ребенок. Тогда же, славянские язычники, установившие Велеса и Ладу, назвались вятичами и образовали культурный центр «Вятичи». Его программа была тогда отражена тогда в «Русском языческом манифесте».
31.
Волхв Велимир. Двадцатилетие языческого капища в Царицыно.

Это эскизы идолов волхва Велимира, кто и вырезал их впоследствии лично. У Велеса рог, сума и Симаргл (Семаргл) – древнерусское языческое божество, на подоле. Велес – всех царей царь. Плетенка в которой запутался Симаргл отражает магию Велеса. Симаргл – таинственный славянский персонаж – это полу-гриф, полу-собака, полу-птица – вестник между земными и небесными мирами. У Лады кольцо в руке, поднятой к груди. Опущенная вниз рука лежит на животе. Орнамент подола платья Лады – символика влажного засеянного поля.
32.

Идолы Велеса и лады.jpg

Идолы были установлены на не используемым сейчас под капище месте, – немного ниже по склону – в 50-100 метрах от существующего в настоящее время.

Еще про Тора:  Трикветр – древний символ. Таблица знаков дорожного движения 2020-2021 с пояснениями

Уже 5 ноября 1995 года произошло первое трагическое событие – вятичи обнаружили идолов поверженными – вывернутыми из земли с отпиленными головами, которые исчезли. Только через три года один рог Велеса был случайно обнаружен в дупле одного из деревьев Царицынского парка.

Летом 1996 года новые вятичи во дворе избы, по уже несуществующему адресу Воздушная, 15, которую занимал эколого-культурный центр «Царицыно», установили изваяние Даждьбога.
33.

Волхв Велимир. Двадцатилетие языческого капища в Царицыно.

28 сентября 1997 года, руководитель центра «Царицыно», давший некогда разрешение вятичам на установку идола неожиданно сподобился лично его спилить ручной пилой – он делал эти попытки неоднократно, но пила неизменно уходила в землю) Пытаясь вытащить, опять же лично, идола из земли этот человек практически надорвался и прекратил свои действия, однако позже в ультимативной форме приказал вятичам убрать Даждьбога с подотчетной ему территории. Зимой, в начале 1998 года Дадждьбог был перенесен на тоже место у курганов вятичей, где были установлены некогда поверженные Велес и Лада. Справа на фото – Велимир.
34.
Даждьбог - 1987 год

В марте 1999 года рядом с Даждьбогом были поставлены новые идолы Лады и Велеса изготовленные Велимиром.
35.
Лада - 1998 год

В ноябре 2002 года изображение Лады было вновь обезображено фанатиками и хулиганами – была порублена грудь и топором стесано лицо богини. Изваяние Даждьбога было повержено, истерзано, идола попытались сжечь, однако его лик не сгорел и уцелел. Велес оказался настолько тяжел для вандалов, что они у него смогли лишь стесать нос и уничтожить изображение Симаргла на подоле.
36.
Волхв Велимир. Двадцатилетие языческого капища в Царицыно.

С этим отпиленным ликом Велимир со своими последователями отправился к местному священнику Алексию Церкви Живоносный источник в Царицыно с насущным для вятичей вопросом, – почему это происходит со славянскими богами. Шума было много, прибыла милиция, сюжет даже снимало тогда RenTV) Священник был обескуражен ситуацией и сообщил, что в своих проповедях церковь никак не призывает рушить славянских богов… Но, что удивительно – акты массового вандализма на капище именно с этого момента стали более редкими и чисто эпизодически-хулиганскими)
37.
Волхв Велимир. Хроники языческого капища в Царицыно.

В марте 2003 года уже на новом выбранном месте – втором капище, в границах курганов вятичей, были установлены свежевырезанные изваяния Лады и Велеса, туда же вятичи перенесли и Даждьбога. В 2004 году случился очередной рецидив – Ладе стесали лицо, но оно было все же восстановлено Велимиром. С тех пор идолы Велеса, Даждьбога и Лады продолжали подвергаться  глумлению, но таких случаев, надо сказать, становились все реже и реже.
38.
Волхв Велимир. Хроники языческого капища в Царицыно.

Изваяние Лады стало подгнивать и некогда высокое изображение богини стало ниже на полтора метра – сгнившую подземную деревянную часть идола пришлось отпилить и врыть идола заново. Основание изваяния Даждьбога сейчас также подгнивает, несмотря на тщательную когда-то пропитку специальными материалами, также скоро придется и его подрезать… Велимир отметил, что идолы, однако, стоят на удивление долго и разрушение древесины не такое скорое каким могло бы быть.

Хроники Царицынского капища захватили всех присутствующих своим сюжетом, динамикой и трагичностью событий. Велимир вдохновенно и в деталях рассказывал об этой удивительной истории Царицынского капища, ее терниях и проявлениях, что я даже пожалел, что не взял с собой диктофон, – запомнить всю излагаемую им масштабную информациюв деталях было просто невозможно.
39.
Волхв Велимир. Хроники языческого капища в Царицыно.

Параллельно стоить отметить, что повествование волхва Велимира было не просто сюжетно-детективным – он рассказывал и об идеологии нового славянского язычества, взаимоотношении с многими современными славянскими сообществами, мероприятиях сообщества, о проводимых ритуалах и многому, многому другому. «Вятичи» сейчас официально называются языческой общиной “Коляды Вятичей”, объединившей с течением времени сообщества родноверов единых общей идеей и интересами.

Труды Волхва Велимира

Прошла и небольшая автограф-сессия)
42.
Волхв Велимир. Автограф-сессия.
43.
Волхв Велимир. Хроники языческого капища в Царицыно.
44.
Славянский бог Велес. Царицынское языческое капище.
45.
Лада
46.
Даждьбог. Царицынское языческое капище.
47.
Жертва Даждьбогу

Здесь мы на мгновение остановимся и во второй части моего рассказа продолжим и перейдем к ритуалам и общению с богами…

Источники:

Велимир (Николай Сперанский). Слово об идолах и святых местах языческой веры. “Коляда вятичей”. Троицк. 2021.
Велимир (Николай Сперанский). Книга природной веры. Книга 1, 2. “Самотёка”. Москва. МИД “Осознание”, 2021.

© Vladimir d’Ar

Вторая часть

Хутынь

Название «Хýтынь» (или «Худынь») в народной этимологии имеет значение «Худое место». Хотя некоторые ученые считают, по аналогии с «Перынь» ← «Место Перуна», что это производное от имени скандинавского бога Ход (Хёд) — слепого от рождения бога тьмы и судьбы, сына Одина и Фригг.

В Хутыни были обнаружены каменные круги IX века, но сейчас вы их не увидите, поскольку вся территория капища занята Варлаамо-Хутынским Спасо-Преображенским монастырем. Камни заменили миленьким огородом, но кое-что все же осталось. Найдите сердце монастыря — часовню Варлаама, которая стоит на удивительно ровном холмике. По преданию, в этих местах водилась нечистая сила и святой поселился именно здесь, чтобы ее изгнать. Холмик насыпал он сам за грехи всех тех, кто приходил каяться, но свою жизнь не менял.

Если присмотритесь, то увидите, что часовня стоит не просто на холмике, а на сопке — ритуальном или погребальном священном месте славян. Удивительно, что сопка до сих пор считается волшебной. Если пройти по ней босиком три раза против часовой стрелки, то она якобы исполняет желания. Почему именно так? По часовой стрелке ходят, когда почитают светлых и солнечных божеств, а против — когда почитают темных и тех, что связанны со смертью.

Еще, по преданию, святой Варлаам, выбирая место для скита, увидел на этом холме знак: крест, вписанный в круг. Уж не тот ли это символ, что и на Щеглеце?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector