История выдуманного народа….(2) – Шпион Золотой Орды в этих краях — LiveJournal

«башкирская земля» локализуется в верховьях камы, у южных границ великой перми, в верховьях исети, туры…»

В документах конца XVI—XVII вв. на авансцену выходят юго-восточные, уфимские «башкирцы», но еще долгое время единственная «Башкурская волость» сохранялась в составе Тюменского уезда. Здесь необходимо учесть, что до основания Верхотурья (1597 г.) и Туринска (1600 г.)

Тюменский уезд включал в себя весь бассейн реки Туры. В то же время, по наблюдениям Г.Ф. Миллера, тюменско-тобольские татары и башкиры еще долгое время называли друг друга «турали», то есть жителями области Тура. Если учесть, что тюменские татары населяли среднее и нижнее течение Туры, то башкиры могли занимать верховья Туры, что опять же полностью согласуется с сообщениями «Таварих-и гузида — Нусрат-наме», Утемиша-хаджи, Катиба Челеби и Абдулгаффара Кырыми.

Необходимо обратить внимание и на некоторые источники XVII—XVIII вв., которые повествуют о положении дел в более раннее время. В грамоте царя Михаила Федоровича от 1632 г. говорится о «старинных» владениях «башкирцев» в верховьях Камы: «Вотчины за нами за башкирцы старинные в Уфимском уезде речка Мулин, да речка Юг, да речка Нытва, да речка Отчера со всеми угодьи». Опять же речь идет о реках Пермского Предуралья. Аналогичная грамота была составлена и в канцелярии Петра I в 1701 году.

Дополнительные географические ориентиры приводятся в исследовании голландского политика и ученного Н. Витсена, неоднократно посетившего Россию (впервые в 1664—1665 гг.). Согласно ему, «в прошлом столетии (то есть в XVI в.) в области Перми башкиры и черемисы поклонялись идолам», при этом в другом разделе своей книги он уточняет, что «земли Перми, иначе называемые Пермь Великая, имеет соседями с юга башкир».

Подробно описывая путь из Сибири, Н. Витсен обозначил еще один район, некогда занимаемый башкирами: «От этого озера (оз. Исеть) до того места, где начинается река Чусовая, по каменным горам 6 миль пути… Эти земли раньше были заселены башкирскими племенами».

Таким образом, согласно аутентичным и в основном независимым друг от друга источникам, «Башкирская земля», область расселения «башкирд/башкирцев» локализуется в верховьях Камы, у южных границ Великой Перми, в верховьях Чусовой, Исети, Туры и других сопредельных рек.

Как видно, есть основания полагать, что общность «башкирд/башкирцев», обозначенная в источниках XV—XVI вв., была связана с «баскардами» Великой Венгрии. После включения Великой Венгрии в состав Монгольской империи, на ее территории за счет притока мусульманского населения из Булгара и Средней Азии были образованы Беловолжский улус («Беловоложская земля») и улусы верхнекамского бассейна («Костяцкая (Остякская)

земля» и «Цыплинская (Сылвенская) земля»), обозначенные в Московском летописном своде конца XV века. Вместе с этими землями Казанского ханства русский летописец упомянул и «Бакширьскую (Башкирскую) землю», которую, вероятно, населяли потомки северных «баскардов» Великой Венгрии, известные по источникам XV—XVI вв. как «башкирды», «башкирцы» и «чимги башгырт».

«башкирцы», оставшиеся в верховьях камы, приняли власть москвы уже в 1553—1554 годах»

Согласно «Таварих-и гузида — Нусрат-наме» и «Кара таварих», народ «чимги башгырт» и улус «Башкурт» входили в сферу влияния Шибанидов — Хаджи-Мухаммада и Абулхайра. Однако, по сообщениям русских летописей, в 1469 г. обширные приуральские земли («Беловоложская», «Костяцкая» (Остякская)

, «Циплинская» (Сылвенская) и «Бакширьская» (Башкирская) уже относились к владениям Казанского ханства. Следовательно, на каком-то этапе казанские Тукай-Тимуриды (Улугмухаммадовичи) вытеснили Шибанидов из указанных улусов. Возможно, именно в это время в районе среднего течения реки Белой возникли новые или были восстановлены старые крепости (Уфа («Уфа-2»), Боре («Чертово городище»), городище Кара-Абыз под Благовещенском, Старокалмашевское городище близ Чекмагуша и др.).

Такое расположение укрепленных поселений в период единства Золотой Орды не имело смысла, но когда эти земли стали пограничьем двух конкурирующих династий, это могло стать необходимостью. В районе Туратау отмечается присутствие племени кунгратов, которые первоначально входили в войско Шибана и в более поздний период представляли интересы Шибанидов в Приуралье.

Тогда как археологическая «Уфа-2», судя по всему, была южным форпостом Беловолжского улуса, с середины XV в. входившего в состав Казанского ханства. Поэтому, вполне возможно, что первые казанские ханы укрепляли свои позиции в этом регионе за счет строительства новых и/или восстановления доордынских крепостей, что должно было сопровождаться переселением сюда новых групп золотоордынских татар.

«в этой истории еще много «белых пятен» и гипотез»

Возвращаясь к вопросу о башкирских шеджере, якобы свидетельствующих о том, что и в XIII—XVI веках башкирские племена занимали территорию Южного Приуралья, необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, как уже было сказано, это в основном устные предания записанные только в XIX—XX вв., и потому они скорее отражают историческую память людей того времени, нежели историческую реальность XIII—XVI веков.

Поэтому их данные нельзя ставить в основу исторических реконструкций даже при полном отсутствии синхронных сведений, из поздних сказаний допустимо использовать только ту информацию, которая подтверждается синхронными источникам. Во-вторых, большая часть этих родословных была записана, когда за племенами усерган, бурджан, тамьян, табын, айле и другими этническими группами Башкирии уже закрепилась башкирская идентификация.

При этом исследователи не учитывали, что события, описанные в шеджере, восходят ко временам, когда процесс формирования башкирской общности был еще далек от завершения, и многие из этих племен еще не вошли в нее. Как было показано выше, источники эпохи Казанского ханства, описывая народы Южного Приуралья, не упоминают башкир (как и другие близкие к нему этнонимы).

Впрочем, о том, как с течением времени приуральские племена переселялись и входили в башкирскую общность (становились башкирами) рассказывается в самих шеджере. В кара-табынском шеджере описывается следующий маршрут миграции: из долины реки Миасс в долину реки Чулман (бассейн Камы выше устья Белой, верховья Камы), а потом на юг, в долину р. Ик.

Переселение с верховьев Камы на юг помимо официальных документов отразилось и в исторической памяти гайнинцев и юрматинцев. Причем общим местом в гайнинских эпосах является то, что легендарный батыр Гайна пришел на юг верхом на олене из-за сильного холода, вызванного исчезновением солнца.

В заключение эпоса сказано: «Гайнинцы — самые первые башкиры». То есть здесь подразумевается, что гайнинцы стали первыми башкирами. Подобный контекст обретения имени «башкир», «башкир-вот­чинников» сохранился и в шеджере племени юрматы: сначала для самоидентификации этой общности используется слово «ногай», затем, после ухода основной части ногайцев на юг, оставшееся население именуется «иштяками», и только после перехода предков юрматинцев на русскую службу они нарекаются «многоземельными башкирами-вотчинниками».

Аналогичный процесс прослеживается по грамоте, жалованной Иваном IV после завоевания Казани племенам усерген, кыпчак, бурджан и тамьян. По документу, эти племена получили права на южно-уральские земли, причем одна часть народа получила статус тарханов (освобожденные от уплаты податей), а другая — обязалась выплачивать «лисий ясак».

Известно, что в дальнейшем племена усерген, кыпчак, бурджан и тамьян вошли в состав башкир, но в данной грамоте они еще не названы «башкортами» или «башкирцами», хотя здесь уже встречается термин «асаба» в словосочетании «Бөрҗанның асабуй йиридүр» (особая земля бурджан), что отражает процесс формирование сословной общности «асаба-башкорт» — башкир-вотчинников.

Очевидно, что в этих источниках отразились события, произошедшие после падения Казани и ногайских усобиц 1550-х гг., связанные с переселением башкир на юг, постепенным вхождением народов Южного Урала под власть Москвы и складыванием сословной общности башкир-вотчинников, включившей в себя, кроме башкир, часть иштяков и ногайцев.

Таким образом, источники XIII—XIV вв. говорят о том, что в результате чингизидских завоеваний значительная часть «баскардов» (восточных венгров) погибла и была рассеяна по улусам Монгольской империи, а в опустошенные южные пределы Великой Венгрии были переселены мусульмане из Булгара и Хорезма.

Еще про Тора:  "Молот Тора" для потенции: отзывы о эффективнсоти, состав и цена, противопоказания

В источниках XV—XVI вв., наряду с народом «башкирды/башкирцы», упоминается «Башкирская земля» или улус «Башкурт», причем сохранились достаточно подробные сведения, по которым эти объекты локализуются в верховьях Камы. Однако, по источникам XVII века, земли «башкирцев» фиксируются уже намного южнее.

Вероятнее всего, их миграция в Южное Приуралье началась в ходе завоевания Казанского ханства. Объяснить феномен этого перемещения можно факторами социально-политического и природно-климатического порядка, упомянутыми выше, но все же проведенный анализ показывает, что в этой истории еще много «белых пятен» и гипотез, нуждающихся в дополнительной верификации, поэтому данный вопрос требует дальнейшего изучения.

ОбществоИсторияКультураБашкортостанТатарстан

Башкирская мифология | mytor.ru

Сейчас с нами на сайте

0 users

и

566 guests

.

Приветствуем новых пользователей: Nikol5, ahifadoh, TimeIsTicking, leonoreastley612037, dantellialo, ruthiepomeroy52416, jacobalfaro9122349, irwinnaugle906284370, solinemoveis, bigbangvarejo, novaexpressojl, lojae-lima, daianeshoppingd…, fraldasrepense, tlneventos, Dackota, Просто человек, Yrka the Killer, Kot Bayun, qaqavvva.

Рекорд посещаемости был зафиксирован незримым летописцем бестиария в 23:04 11 сентября 2021 и составил 8942 человек (и представителей иных видов).

Все материалы, размещенные на сайте, являются интеллектуальной собственностью их авторов. Любая перепечатка допускается только со ссылкой на

http://bestiary.us

.

Коммерческое использование материалов с сайта без непосредственного разрешения правообладателей запрещено.

По вопросам сотрудничества и размещения рекламы обращайтесь по адресу

kot@bestiary.us

Верования доисламские

ВЕРОВАНИЯ ДОИСЛАМСКИЕ башкир, совокупность религ. представлений, распространённых до проникновения ислама.

Для башкир было характерно одухотворение предметов и явлений природы, наделение их сверхъестеств. силой и св‑вами, присущими человеку. Согласно Ибн Фадлану, они поклонялись 12 “господам” — духам-хозяевам живой и неживой природы, из них “господь, к‑рый на небе, самый больший…”. Башкиры верили в существование разл. духов (анимизм). Наиб. доброжелательными считались духи-хозяева (эйя), для обеспечения благосклонности к‑рых совершались особые обряды с подношением даров; злых духов (албасты, бисура, джинн, дию, пярий, шурале) не умилостивляли, а напротив, старались избегать или, совершая магич. действия, изгнать. Согласно преданиям, контакты с одними духами (бисура и албасты) могли привести к болезни и даже смерти человека, с другими (шурале и пярий) — дать начало новому роду (предания “Шүрәле нәҫеле” — “Род потомков шурале”, “Шайтан ырыуы” — “Род шайтана” и др.). Значит. пласт в В.д. составляли тотемистические верования, о чём свидетельствует развитая система обрядов, связанных с поклонением тотемам (тотемизм).

Космогонич. представления нашли отражение в эпосе “Урал-батыр”, легендах  “Етегән йондоҙ” (“Большая Медведица”), “Ҡыҙ менән ай” (“Девушка и месяц”) и др. памятниках устно-поэтич. тв‑ва башкир. Солярная система ориентации жилища, обряд “Ҡояш теләү” (“Моление о Солнце”), направленный на прекращение дождя и вызывание Солнца, методы лечения с обращением к Луне и т.п. подтверждали существование культов Солнца и Луны. Гром и молния, по мнению башкир, происходили по воле верховного божества; ветер, бурю, ураган они воспринимали как страшных чудовищ, подобных змеям (см. Аждаха, Юха). С поклонением Земле связан запрет вбивать ранней весной в почву колья (земля в это время года ассоциировалась с беременной женщиной). Сохранившиеся архаич. выражения “Ер аяғы”, “Ербашы” (букв. “нога Земли”, “голова Земли”) свидетельствуют об олицетворении земли башкирами. Во время сбора урожая проводились обряды жертвоприношений земле (напр., “Ер кәтмәне” — “Дар Земле”, при к‑рых разбрызгивалась кровь жертвенного ж‑ного или закапывалась горсть зерна). С почитанием земли тесно связан культ гор, на вершинах к‑рых устраивались моления и нар. празднества. И.И.Лепёхин при описании г.Тратау (Ишимбайский р‑н) упоминал, что никто из башкир не поднимался на гору, если не выполнил данных им обетов.

С восприятием воды как источника жизни и плодородия связаны ритуальные обливания при проведении весенне-летних обрядов “Һабан һыуы” (“Плужная вода”), “Ямғыр теләге” (“Моление о дожде”), запреты на загрязнение водных источников. Родниковая вода, вода, над к‑рой произносился заговор (өшкөрөлгән һыу — заговорённая вода), а также вода с опущенными в неё серебр. монетами или веточками рябины использовались знахарями. Чудодейственными св‑вами наделяли воду, взятую из родников, протекающих близ священных могил, из незамерзающих минеральных источников, рек, вытекающих из пещер. Согласно эпосам “Акбузат”, “Заятуляк менэн Хыухылу”, преданию “Йылҡысыҡҡан күл” (“Елкысыккан куль”, букв. “Озеро, откуда вышли кони”) и др., из водной стихии (оз. Асылыкуль, Акзейрат, Шульган) вышли лучшие баш. скакуны. Сакрализация воды нашла отражение в устно-поэтич. тв‑ве башкир, воплотившись в легенду о живой и мёртвой воде. Единство земли и воды символизирует божество “Ер-Һыу” (“Земля-Вода”), почитавшееся всеми тюрк. народами.

На существование в древности культа огня (зороастризм) указывает обряд “Сығыр Ут” (“Обновление Огня”), проводимый во время эпидемий. Огнём, добытым трением, окуривали себя и скот, изгоняя таким образом болезнь из селения. Во время свадьбы совершался обряд “Ут туйҙырыу” (“Угощение огня”): невеста по приезде в дом жениха бросала кусочек жира в огонь. Как выражение уважения к человеку у башкир бытует понятие “ут күрше” (“сосед по огню”). Архаичный пласт В.д. башкир представляют поверья, согласно к‑рым растения имеют душу.

Во время засухи или перед рубкой деревьев обращались с молитвой к “древесному духу”; запрещалось рубить деревья причудливой формы (напр., раздвоенные у корня), одиноко растущие или поражённые молнией. Магически-предохранительными св‑вами башкиры наделяли берёзу, дуб, можжевельник, рябину, ольху и др., ими окуривали больных (ыҫлау), сухие ветки служили средством против сглаза, порчи, злых духов. Дер. крюк, вбиваемый над дверью после смерти члена семьи, перекладина под потолком дома, порог считались местом, куда “прилетает” душа умершего. В более поздних верованиях деревья выступают как временные пристанища духов. С этим связан обычай сажать деревья (обычно берёзу) на могилах; баш. кладбища в осн. расположены в берёзовых рощах. Берёза почиталась, с одной стороны, как священное дерево, поэтому её чаще всего украшали на весенне-летних обрядовых празднествах; с другой — воспринималась как символ горя, её запрещали сажать ок. дома.

В.д. и обряды башкир обнаруживают связи с религ. представлениями народов Урало-Поволжья, Ср. Азии, Сибири, Кавказа и др. В.д. в трансформир. виде сохраняются и поныне.

Лит.: Башҡорт халыҡ ижады. 1‑се т. Йола фольклоры. Өфө, 1995; Башҡорт халыҡ риүәйәттәре һәм легендалары = Башкирские народные предания и легенды = Bashkort folk Legends. Өфө, 2001. Руденко С.И. Башкиры: ист.-этногр. очерки. М.; Л., 1955.

М.Н.Сулейманова


АНИМИЗМ

ЗОРОАСТРИЗМ

КОСМОГОНИЯ

МАГИЯ

МИФОЛОГИЯ

ОБРЯДЫ

ТЕНГРИАНСТВО

ТОТЕМИЗМ

ФЕТИШИЗМ

ШАМАНИЗМ

ЯЗЫЧЕСТВО

См. также

Персонажи башкирской мифологии

Ислам вытеснил из башкирской культуры многие древние верования и мифологические сюжеты, сейчас их можно лишь отчасти реконструировать по особенностям ритуалов, обрядов, сказочным образам и сюжетам, декоративному орнаменту.

Так, с культом воды как источника жизни свя­заны ритуальные обливания водой во время весенне-летних обрядов моления дождю. В обычае закапывать в землю горсть зерна или другой пищи, разбрызгивать по земле кровь убитых животных отчетливо видны следы древних ритуалов жертвоприношения.

В башкирском фольклоре хорошо сохранились следы культа дерева и животных. Деревья представлялись вместилищами духов различных типов – духов-хозяев, злых духов, духовпредков. Ря­дом с ними устраивали жертвоприношения – у корней лили кумыс, в расщелины и дупла клали деньги, наконечники стрел и т.п.

С культом птиц были связаны ве­сенние праздники башкир – «каргатуй» и «кукушкин чай». Ученый-географ XVIII века И.Г. Георги писал о существовании у башкир колдунов (сихырсы), умеющих предсказывать будущее. Колдуны читали прошлое по «черным книгам», которые можно было получить только продав свою душу темным силам.

Известный этнограф С.И. Руденко приводит любопытную легенду о происхождении рода шайтан-кудей от молодого башкира, сумев­шего увести у шурале-лешего его молодую жену. Башкирская мифология содержит своеобразные представления о душе: она представлялась как неопределенной фор­мы белый комок или муха, странствующая во время сна или болезни человека.

Еще про Тора:  День Перемен - Коляда - славянское солнечное Новолетие (Коловорот) : ladstas — LiveJournal

История выдуманного народа….(2)

СТАРТ ЗДЕСЬ
(Краткий обзор некоторых документов и источников по истории «Башкортостана».)
Данной публикацией мы не претендуем на какую бы то ни было сенсационность или даже на «глубоконаучность». Просто это, скажем так, небольшой частный обзор некоторых известных и новооткрытых документов касающихся истории Башкирии или народа, сегодня называющегося «башкирами». В последние годы по проблеме истории Башкирии и башкир нагромождено столько лжи, что разгребать это надо годами и делать это должны, естественно, специалисты. Будем надеяться, что в недалеком будущем это произойдет. Еще одна из причин данной публикации в том, что по кратким ссылкам историков, интересующиеся историей, рядовые читатели, часто делают неправильные выводы, к которым, кстати, эти же историки зачастую их и подталкивают. Чтобы не быть обвиненными в предвзятост, в данном, сугубо компилятивном труде постараемся по возможности ссылаться и приводить цитаты только с европейских или российских источников, башкортостанских ученых и из архивных источников.
Ложь бывает разная. Как известно кроме прямой лжи существует еще и полуправда, которая всегда считалась хуже лжи прямой…
Так как данная публикация не является научной работой, позволим себе вольность включать документы и цитаты прямо в текст, чтобы читатель сам мог судить о логичности выводов, кои будут озвучены. И позвольте в самом начале заявить о своей позиции по данному вопросу. Мы считаем башкир сословием(в 17-19 веках) и нацией, созданной или создавшейся в начале 20 века на основе данного сословия. Древних же «башкир», думаем, с полным правом можно отнести совсем к другому народу. Хотя, кем были «древние башкиры» или средневековые «башкирцы», на известия о коих любят ссылаться башкирские историки – судите сами…
Откуда есть пошла…
Считаем что будет правильно с самого начала сослаться на небезызвестного ибн Фадлана, ибо отрывок из его «путешествия» по цитируемости обходит всех иных авторов. И не только сегодня, а и более ранними авторами. И так, что же говорит о башкирах сей источник?
Мы оставались у печенегов один день, потом отправились и
остановились у реки Джайх (Хайдж), а это самая большая река,
какую мы видели, самая огромная и с самым сильным течением. И
действительно, я видел дорожный мешок, который перевернулся в
ней, и те, кто был в ней, потонули, и люди (мужи) погибли во
множестве, и потонуло (значительное) количество верблюдов и
лошадей. Мы переправились через нее только с трудом.
Потом мы ехали несколько дней и переправились через реку
Джаха, потом после нее через реку Азхан, потом через Баджа; потом
через Самур, потом через Кабал, потом через реку Сух, потом через
реку Ка(н)джалу, и вот мы прибыли в страну народа турок,
называемого аль-Башгирд. Мы остерегались их с величайшей
осторожностью, потому что это худшие из турок, самые грязные из
них и более других посягающие на убийство. Встречает человек
человека, отсекает ему голову, берет ее с собой, а его (самого)
оставляет. Они бреют свои бороды и едят вшей, когда какая-нибудь
из них будет изловлена. Кто-либо из них детально исследует шов
своей куртки и разгрызает вшей своими зубами. Действительно, был
с нами один из них, который уже принял ислам, и который служил у
нас, и вот я увидел одну вошь в его одежде, он раздавил ее своим
ногтем, потом съел ее.

Он (Ибн-Фадлан) сказал: (а вот) мнение уклоняющееся (от
истины), каждый из них вырезает кусок дерева, величиной с фалл и
вешает его на себя, и если захочет отправиться в путешествие или
встретит врага, то целует его (кусок дерева), поклоняется ему и
говорит: “О, господин, сделай мне то-то и то-то”. И вот я сказал
переводчику: “Спроси кого-либо из них, какое у них оправдание
(объяснение) этому и почему он сделал это своим господином
(богом)?” Он сказал: “Потому, что я вышел из подобного этому и не
знаю относительно себя самого иного творца, кроме этого”. Из них
кое-кто говорит, что у него двенадцать господ (богов): у зимы
господин, у лета господин, у дождя господин, у ветра господин, у
деревьев господин, у людей господин, у лошадей господин, у воды
господин, у ночи господин, у дня господин, у смерти господин, у
земли господин, а господин, который в небе, самый больший из них,
но только он объединяется с ними (остальными богами) в согласии,
и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ. Аллах
превыше того, что говорят нечестивые, высотой и величием.
Он (Ибн-Фадлан) сказал: мы видели, как (одна) группа
поклоняется змеям, (другая) группа поклоняется рыбе, (третья)
группа поклоняется журавлям, и мне сообщили, что они (некогда)
вели войну с одним народом из числа своих врагов, что они (враги)
обратили их (башкир) в бегство и что журавли закричали сзади них
(врагов), так что они испугались и сами были обращены в бегство,
после того, как обратили в бегство (башкир), и поэтому они
(башкиры) поклоняются журавлям и говорят: “Эти (журавли) наш
господин, так как он обратил в бегство наших врагов”, и поэтому
они поклоняются им (и теперь).
Он (Ибн-Фадлан) сказал: итак, мы отправились из страны этих
(людей) и переправились через реку Джарамсан, потом через реку
Уран, потом через реку Урам, потом через реку Ба(б)а(н)адж, потом
через реку Вати, потом через реку Банасна, потом через реку
Джавашин. Расстояние от (одной) реки до (другой) реки, о которых
мы упомянули, – два дня, или три или четыре, менее этого или
более.
Цит. По: Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу.
Изд. Академии наук СССР М-Л, 1939. [Перевод и комментарии
А.П. Ковалевского.] Под редакцией И.Ю.Крачковского.

Здесь интересно прежде всего то, где же располагалась страна «аль-Башгирд». По мнению многих исследователей (и Валиди в том числе), река Джайх – это Яик (Урал), Самур – это река Самара, Кабал – это Кинель, Сух- это река Сок, Ка(н)джалу- это нынешняя река Кундурча и Джарамсан- это Черемшан.
А теперь возьмите обычную географическую карту России и попробуйте найти место, куда пришло посольство халифа. У вас наверняка получится район нынешнего города Димитровграда, если только карта ваша правильная. Уже само местонахождение народа аль-Башгирд в свете нынешней башкирской историографии вызывает удивление. А уж описанные информатором обычаи (если считать записки подлинными, в чем сомневающиеся есть тоже), по нашему мнению, мало соответствующие тюркским, наводят на интересные мысли. Что же, давайте сначала посмотрим, что говорят о башкирых или народах с чуть созвучным названием другие источники. Тем более их долго искать не надо, башкирские историки очень любят на них ссылаться….
Кстати, вот по поводу «Фадлановских» башкир интересно мнение видного востоковеда Д. Хвольсона считающего что арабские писатели называют мадьяр башкирами (баджгард) и путают их с последними. А Л. Гумилёв приводит данные о том, что предки мадьяр входили в состав Западнотюркютского каганата и освободились не раньше 631 г., после чего, возможно, были в сфере влияния хазар, а поэтому причисление их к культуре, которую в VII-XI. вв. называли тюркской, вполне закономерно, так как в эту эпоху термин «тюрк» еще не имел лингвистического значения. А в соответствии с исследованиями В. Смирнова ещё в XIII в. среди венгров существовало представление о родине мадьяр – Великой Венгрии (Magna Hungaria), находящейся в Приуралье, и о наличии там племен, говоривших на близких к венгерскому языках.
Оставляя возможность судить читателю самому о том кем были «древние башкиры» перейдем к более поздним временам…
Итак что же говорят о башкирах или народах с чуть созвучным названием, которых башкирские историки ничтожно сомневающиеся приписывают к нынешним башкирам.
Итак, Джованни Дель Плано Карпини. История Монголов, которых мы называем Татарами.
(Перевод А.И.Малеина. М.: Государственное издательство географической литературы, 1957.)
II. О названиях земель, которые они себе подчинили
Названия земель, которые они одолели, суть следующие: Китаи, Найманы, Соланги, Кара-Китаи, или черные Китаи, Комана, Тумат, Войрат, Караниты, Гуйюр (Huyur), Су-Монгал, Меркиты, Мекриты, Саригуйюр, Баскарт, то есть великая Венгрия, Кергис, Касмир, Саррацины, Бисермины, Туркоманы, Билеры, то есть великая Булгария, Корола, Комуки, Буритабет, Паросситы, Кассы, Якобиты, Аланы, или Ассы, Обезы, или Георгианы, Несториане, Армены, Кангиты, Команы, Брутахи, которые суть Иудеи, Мордвы, Турки, Хозары, Самогеды, Персы (Perses), Тарки, малая Индия, или Эфиопия, Чиркасы, Руфены, Балдах, Сарты; есть и еще много земель, но имен их мы не знаем. Мы видели даже мужчин и женщин из вышеназванных стран.
Есть здесь название страны которое при желании можно посчитать упоминанием о башкирах- «Баскарт, то есть великая Венгрия». Только здесь ясно приведено и другое название этой же страны-Великая Венгрия О том же кстати говорит и Рубрук:
«Проехав 12 дней от Этилии, мы нашли большую реку, именуемую Ягак ; она течет с севера, из земли паскатир, и впадает в вышеупомянутое море. Язык паскатир и венгров – один и тот же; это – пастухи, не имеющие никакого города; страна их соприкасается с запада с Великой Булгарией. От этой земли к востоку, по упомянутой северной стороне, нет более никакого города. Поэтому Великая Булгария – последняя страна, имеющая город. Из этой земли паскатир вышли гунны, впоследствии венгры, а это, собственно, и есть Великая Булгария.»
Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны. Перевод А.И.Малеина. М.: Государственное издательство географической литературы, 1957.
Замечание Рубрука ценно еще тем, что он указывает на язык «паскатир». Говорить, что он ошибался – значить просто лукавить. Из всего сообщения его понятно, что он хорошо отличал тюркский язык. О языке этих «венгров» есть точные указания и у монаха Юлиана:
Великая Булгария — великое и могущественное царство с богатыми городами, но все там — язычники. В том царстве говорят в народе, что вскоре они должны стать христианами и подчиниться римской церкви, но дня, как говорят, они не знают, а слышали так от своих мудрецов.
В одном большом городе той же области, из которого выходит, по слухам, пятьдесят тысяч бойцов, брат нашел одну венгерскую женщину, которая выдана была замуж в те края из страны, какую он искал.
Она указала брату пути, по которым ему надо идти, утверждая, что через две дневки он, без сомнения, может найти тех венгров, которых ищет. Так и случилось. Ибо нашел он их близ большой реки Этиль. Те, увидев его и узнав, что он венгр, немало радовались его прибытию: водили его кругом по домам и селениями старательно распрашивали о короле и королевства братьев своих христиан. И все, что только он хотел изложить им, и о вере и о прочем, они весьма внимательно слушали, так как язык у них совершенно венгерский: и они его понимали и он их. Они — язычники, не имеют никакого понятия о боге, но не почитают и идолов, а живут, как звери. Земли не возделывают! Едят мясо конское, волчье и тому подобное; пьют лошадиное молоко и кровь. Богаты конями и оружием и весьма отважны в войнах. По преданиям древних они знают, что те венгры произошли от них, но не знали, где они. Татарский народ живет по соседству с ними. Но те же татары, столкнувшись с ними, не могли победить их на войне, наоборот, в первой битве были побеждены ими. Поэтому избрали их себе в друзья и союзники, и таким образом, соединившись вместе, они совершенно опустошили 15 царств.
В этой стране венгров сказанный брат нашел татар и посла татарского вождя, который знал венгерский, русский, куманский, тевтонский, сарацинский и татарский [языки] и сказал, что татарское войско, находившееся тогда там же по соседству, в пяти дневках оттуда, хочет итти против Алемании, но дожидались они другого, которое послали для разгрома персов. Он же сказал, что за страной татар есть народ чрезвычайно многочисленный, выше и больше всех людей, с такими большими головами, что они как будто вовсе не подходят к своим телам. И будто бы тот народ предполагает выйти из своей страны, чтобы сразиться со всеми теми, кто захочет им противостать, и чтобы опустошить все царства, какие будут в силах покорить.
Узнав обо все том, брат, хотя венгры и приглашали его остаться, отказался по двум основаниям. Во первых, потому, что если языческие царства и русская земля, находящиеся посредине между венграми-христианами и теми, услышат, что тех призывают к вере католической, то будут недовольны и станут следить за всеми дорогами из страха, что, если те и эти как-либо объединятся в христианстве, то покорят все между ними лежащие царства. Другим основанием была мысль, что, если ему случится вскоре умереть или заболеть, то труд его окажется напрасным, так как и сам он не достиг там успеха, и братья в Венгрии не смогут узнать, где находится тот народ.
Итак, когда он пожелал вернуться, те венгры указали ему иную дорогу, по которой он бы мог быстрее добраться. Начал же брат обратный путь за три дня до праздника св. Иоанна Крестителя (20 июня 1236 г.), по дороге отдыхал немного дней и, [путешествуя] то по воде, то по суше, на второй день после рождества господня вступил в ворота Венгрии..
Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и восточной Европе // Исторический архив, Том III. М.-Л. 1940
Т.е угроязычность этих «венгров» у Юлиана указана прямо: «Те, увидев его и узнав, что он венгр, не мало радовались его прибытию: водили его кругом по домам и селениями старательно распрашивали о короле и королевства братьев своих христиан. И все, что только он хотел изложить им, и о вере и о прочем, они весьма внимательно слушали, так как язык у них совершенно венгерский: и они его понимали и он их.»
Угроязычность этих «башкир», в принципе, признанный факт. Он подробно рассмотрен и башкортостанскими учеными (Иванов В.А. Древние угры- мадьяры в Восточной Европе. Уфа: Гилем, 1999). Проблема только в том, что в идеологических целях данние исследования широко не афишируются, то есть об этом не говорит телевидение, не пишут газеты. Древние источники – да, упоминаются , но о том, что они говорили про мадьяр, ни слова. Там все «древние башкиры», но угорская теория происхождения башкир все же обсуждается в кругу специалистов.

Еще про Тора:  Языческие боги удмуртов | Азинлык

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector