Кормление Духов в шаманизме. Ритуал кормления Духа Огня

Бурятский обряд – барисан

В бурятской шаманской традиции есть очень распространенный и любимый среди народа обряд под названием барисан. Суть обряда заключается в угощении местного духа водкой, табаком, деньгами и сладостями. Берётся рюмка, в неё наливается водка. По внутреннему краю рюмки безымянным пальцем правой руки проводят круг по часовой стрелке, и с пожеланием «Мендэ!», сбрызгивают водку вверх. Слово «мендэ!» переводится на русский буквально как «Здравствуйте!».

Таким действием мы словно здороваемся с духом и говорим о своих добрых намерениях. После угощения напитком, под особым навесом кладутся остальные подношения, табак, сладости, монеты. Совершив все необходимые действия, люди ещё какое-то время продолжают стоять возле сэргэ, ведя разговоры о житейских делах, и лишь спустя некоторое время, совершив поклон, уходят.

Как правильно подготовиться к летним обрядам поклонения духам – хозяевам местности – новости бурятии и улан-удэ

С какой целью проводится этот обряд? Какое значение имеет он в нашей жизни? Как к нему правильно готовиться, как одеваться? Что же нужно делать на обоо, а чего делать ну никак нельзя? Узнать все это поможет наш новый цикл статей.

Начнем с азов – как готовиться и чем различаются эти обряды у буддистов и шаманистов.

Обоо с точки зрения лам

Слово «обоо» переводится как «гора», «возвышенность». Это место обитания самого сильного и влиятельного духа близлежащих мест. Их испокон веков почитают местные жители, зная, что есть определенные места, где люди ближе всего к природе, к горам, к долинам, к рекам и озерам. Такие земли имеют своих хозяев – сабдаков (сабдагууд).

Сабдаки – это те же самые живые существа (духи) со своими минусами и плюсами, ими могут переродиться и те, кто не обрел человеческого рождения. Поэтому сабдаки разделяются на простых и возвышенных (достигших уровня арьи). Шаманисты называют этих духов чаще «эжины или эзэны».

Возле каждого села есть свое обоо, обычно оно располагается на холме и обозначено специально возведенной ступой. В назначенный, согласно лунному календарю, день местные жители собираются возле обоо, зовут ламу для проведения обряда. Также на обоо съезжаются все те, кто родился в данной местности, но живет в другом селе или городе. Главная цель обряда – преподнести угощения хозяевам местности, попросить, чтобы лето сложилось благополучно, не было засухи, шли дожди. Лама читает комплекс молитв, начинает, как правило, с молитвы очищения местности от накопившейся за год негативной энергии. Люди развешивают на специальных шестах принесенные с собой «хий морины», на которых пишут имена своих родных.

– Наряду с обоо тахиха проводится обряд «Лусуд тахиха», – объясняет ректор Буддийского университета Дымбрыл-багша. – Это подношение хозяевам воды, обряд проводится у рек, озер и ручьев. Опять же у каждого села есть свое определенное место, где проводится данный обряд подношения нагам (хозяевам воды).

Чтобы духи понимали, лучше молитву хозяевам местности и воды произносить на их языке, т.е. санскрите, бурятском, монгольском языках.

Не просите у духов слишком много

Как отмечают ламы, у хозяев местности не следует просить слишком многого.

– Люди часто загадывают желания, просят излечения от болезней или каких-то больших желаний, – рассказал Дымбрыл-лама. – К сожалению, хозяева местности бывают не способны удовлетворить запросы, среди них много сансарических существ, то есть находящихся в колесе сансары, поэтому, делая им подношения, не стоит просить у них все подряд.

Хозяева местности склонны решать больше житейские проблемы: чтобы не было несчастья в пути, чтобы дома было все благополучно, чтобы не было сильных природных катастроф, таких как наводнение, засуха.

Тайлган с точки зрения шаманов

Слово “тайлган” (тахил) происходит от древней общемонгольской формы “тахиху”, перешедшей в “тайху”, что значит “чествование” богов. Обычно тайлганы устраивались на вершинах гор, откуда открывается широкий обзор на расположенные у подножия улусы. Ведь хозяин местности обычно живет там, откуда может обозревать свои владения. Иногда тайлганы устраивались у подножия горы, на берегу реки или озера, каждый тайлган имел свое постоянное, живописное место проведения.

Еще про Тора:  Почему кошку называют кошкой и как ее называли на Руси раньше

Открыть небесные ворота

Одним из самых крупных тайлганов считается обряд «Открытие небесных врат». Проводится, как правило, в последних числах мая. Как говорят шаманы, его нужно провести в определенное время, которое можно узнать по природным приметам: началось цветение, закуковала кукушка, распустились деревья, позеленела трава – все эти свидетельства лета говорят о том, что пора открыть небесные врата. Для этого в назначенное время собираются шаманы (в этом году порядка 50 человек) и проводят камлание. Главная цель – попросить у божеств – 13 Хатов, или, как еще принято их называть, Северных нойонов, – благополучия, достатка, мира и спокойствия. Для обряда специально ищется 2 – 3-годовалый баран черного цвета, обязательно кастрированный. Он забивается, мясо варится в общем котле, а самую ценную часть – голову («тоолэ») – используют в качестве подношений божествам.

Высадка березовой рощи

Кроме того, шаманами высаживается «березовая роща». Это вкопанные на месте подношений молодые березки определенного количества – 3, 12 или 14. Они украшаются белыми и синими (символизируют «серебро»), красными и желтыми («золото») вязками, на расстоянии локтя от верхушки повязывается хадак (обычно синего цвета). Кроме того, первая береза называется «ур» – украшается тремя сделанными из шерсти гнездами, в каждом из которых расположено по три «золотых» яйца. Из ткани вырезаются изображения животных – белка, гуран, заяц. Символы солнца и луны, также подвешенные на березе, соединяются изображениями девяти девушек, тоже вырезанными из ткани. Кроме того, березы украшаются шелком. Из теста изготавливаются лампадки. Все это делается для того, чтобы призванные божества и духи приходили и наслаждались преподнесенными им угощениями.

Полсотни шаманов начинают камлать. В своих молитвах рассказывают о себе, объясняют, для чего проводится ритуал, для кого это делается. Первым делом они входят в транс и устанавливают связь со своими предками-шаманами, чтобы те стали своеобразными кураторами проводимого ритуала. Они просят донести до божеств, что люди отправляют им подношения, молятся о благополучии. Затем по очереди спускаются 13 Хатов, покровителей всего живого от Урала до Тихого океана. Последним спускается верховный хат Буха Нойон. Шаманы посредством предков спрашивают у него разрешения о том, можно ли преподнести угощения божествам. Затем березовая роща сжигается. После сжигания рощи главный шаман бросает чашу. Если она упала дном вниз, то все сделано правильно. Шаманы начинают читать молитвы на удачу. Потом всех божеств и предков провожают угощениями. Все присутствующие брызгают молоком, чаем и водкой, раскидывают принесенные приношения в ту сторону, куда укажет шаман. Затем шаманы садятся и просят благополучия со всех шести сторон: запад, восток, юг и север, небо и земля. Тря дня после обряда всем, кто там присутствовал, нельзя никому ничего давать, чтобы не упустить полученную удачу.

Карта святых мест Бурятии

svyatiemestarb
Кликните на рисунок, чтобы увеличить

Как подготовиться по всем правилам?

При всем различии самих обрядов подготовка к ним во многом схожа.

Нужно определить, где именно и когда проводится. Обоо у буддистов проводятся согласно благотворным датам в лунном календаре. Точное число узнайте в местном дацане.

Какие продукты принести буддистам:

Крепкий черный заваренный чай без молока
Рис
Из молочных: молоко, сметану или масло.
Сладости: печенье и конфеты

Внимание! Водку или любой другой алкоголь нести на обоо ламы не советуют.

– Буддисты со временем отказываются от подношений водкой, потому что не хотят травить духов алкоголем, – утверждает Дымбрыл-багша.

Еще про Тора:  ТОП-20 лучших игрушек для детей 4-5 лет (игрушки бестселлеры)

Не забудьте заранее приготовить хий морины

– Хий морины, которые люди вешали на Сагаалган, со временем теряют свою силу. Молитвы удачи, начертанные на хий моринах, стираются под воздействием природных условий, поэтому их нужно обновить на обряде обоо, – говорит Дымбрыл-багша.

Напомним, на одном хий морине предпочтительнее писать одно имя – своего родственника, друга, коллеги или свое собственное. Они бывают пяти цветов, какой цвет нужен вам, зависит от символа вашего года рождения, узнать об этом можно в дацане у лам.

Не привязываться к определенной местности

Вопреки стереотипам, шаманы не привязывают обряды обоо строго к местности.

– Предки придут к вам в любом случае, это касается родовых тайлганов, не обязательно ехать в то место, где ты родился, где жили предки. Духи предков во всяком случае вас услышат и откликнутся на призыв. Если же речь идет о подношении духам местности, то нужно ехать в определенное место, например, тайлган у Пяти пальцев или в честь Бухэ Батора в Омулевке, – рассказала заместитель председателя верховного шамана «Тэнгэри» Радна Дашицыренова. – Даты и места тайлганов назначает верховный шаман сразу после Сагаалгана.

На тайлган нужно обязательно захватить с собой хадак синего цвета, символизирующий небеса.

Какие продукты принести шаманистам:

Крепкий черный заваренный с утра чай с молоком
На тарелке красиво выложить печенье, конфеты и сливочное масло
Купить небольшую бутылку водки и молоко.

Принесите с собой список друзей, родственников или коллег – всех тех, за кого хотите помолиться, и плату шаману (сумма произвольная), которая прилагается к списку.

На чье обоо ехать?

Часто возникает вопрос: на чье обоо должен ехать человек? Отца или матери?

– Конечно, предпочтительнее ехать на обряд на родину отца. Однако у нас в стране распространены случаи, когда ребенок растет в неполной семье. В таком случае ему нужно ехать на обряд на родину того родителя, с которым он живет, – отвечают ламы.

На чье обоо должна ехать жена: своей родной местности или туда, где родился муж?

– Здесь вопрос решается просто: женщина после замужества переходит в семью мужа и по традиции должна следовать за ним везде, в том числе и ездить на обряды обоо. Однако здесь нет особой строгости, если есть желание, то она может посетить и родную деревню для проведения обряда, – отмечают ламы.

цампа 7х14 Страница 1

Подношения духам

окуривание травамиДабы уважить духов, помимо кормления, благоприятно сделать подходящее и интересное для духа подношение. Это может быть сделанная своими руками фигурка духа, или другая вещь, сделанная своими руками. Духам может понравиться окуривание травами, табачный дым. У каждого духа могут быть свои предпочтения к травам – какие-то им нравятся, но есть у них и совсем не любимые. Спрашивайте у духа даже о таких мелочах – так можно с ним хорошенько подружиться.

В качестве подношения могут подойти монеты, красивые лоскуты ткани. А может быть они захотят послушать песню, или игру на хомусе. Узнайте у духов, какие им нравятся напитки. Это может быть молочный чай, кисломолочные напитки. Чаще духи предпочитают именно водку.

Внимайте посланиям, проявите фантазию, и не бойтесь придумывать нечто неординарное, что на ваш взгляд может понравиться духам.

Проведя обряд кормления духов – наблюдайте за тем, примут ли духи ваше угощение.

Проявление духов в материальном мире

шаманские техникиПорою духи хотят проявиться в материальном мире. Для этого они являются шаманам, чтобы изготовить духа в материальном мире. Это может проявляться как вдохновение, как прямая информация из тонкого плана, как послание во сне, во время камлания, как мысль. В свою очередь, шаман может сам обращаться к духу с просьбой проявить его в материальном мире, дабы тот помогал в шаманской работе, или оберегал какого-либо человека. Таким образом, рождаются бубны, тотемы, обереги и духи помощники.

Еще про Тора:  Буддийские татуировки, их значение. Фото обереги, эскизы, символы в буддийском стиле на ногах, руках

Процесс воплощения духа в физический мир – очень волнующий и интересный, порою захватывающий, интригующий – тут никогда не знаешь что может получиться в итоге. Сначала шаман собирает информацию о том, какую задачу будет решать предмет силы, затем подбирается благоприятное время и подходящие материалы, выбирается форма и символика.

Вещь, созданная в согласии с духом – не является прямым и конечным вместилищем духа, а является его проекцией, проявлением, в физическом мире, духа никто насильно не захватывает и не подчиняет своей воле. Дух продолжает существовать в духовном мире и осуществлять свою обычную деятельность.

Проявленный предмет духа может быть очень приятен настоящему духу, особенно если он сам подсказал такую идею.

ложка для кормления духовКормление духов является важной частью шаманских ритуалов. Но не обязательно быть шаманом, для того, чтобы кормить духов. В культурах разных народов духов кормят все те, кто чувствует их присутствие, кто верит в духов и почитает их.

К примеру, ритуал кормления духов-предков в современном обществе совершается практически повсеместно. Все ходят на кладбище, к своим предкам, неся с собой сладости, еду, водку, цветы. На могиле своих предков кладут еду, наливают водку и сами выпивают стопочку, украшают могилу цветами. А это ведь и есть, самый что ни на есть ритуал кормления духов. Эта древняя традиция, сохранившаяся до наших дней.

Дух – Вечен.

Ритуал кормления духа огня

кормление огняВ своих ритуалах шаманы часто обращаются за помощью к Духам Огня. Обладая мощной первобытной, очистительной и согревающей, силою, огонь помогает в проведении обрядов, очищая пространство и людей, участвующих в ритуале, выжигает негатив и разных паразитов, отгоняет злых духов. Для призывания духа огня, шаман разводит специальный костёр, обращается к духу с просьбой прийти и принять подношения. Таким подношением может быть масло, хлеб, крупа, молоко. В хакасской традиции ранее был очень силён культ огня. Так из юрты нельзя было выйти, не покормив хозяйку огня, «От-Ине», в костёр бросали три кусочка сала и три ложки масла. Если была необходимость срочно покинуть жилище, то в огонь брызгали айраном.

Ритуал кормления коня-ветра — шаманского бубна

В шаманском бубне живет настоящий Дух. Бубен – он живой. Бубен шамана – это Крылатый конь, на котором он ездит по трехмерному миру. Отправляться в такое путешествие на голодном коне не очень хорошо. Перед камланием шаманы проводят кормление бубна – молоком, медом, бубен можно окурить травами, табаком.

Делая подношения, мы тем самым привлекаем духовные силы нам в помощь. Но не каждому человеку духи станут благоволить, и не каждого духа так легко задобрить. Многое будет зависеть от духовного состояния просящего, истинных намерений и личного расположения духа к тому или иному человеку.

Каких духов кормить

1) Своих Предков: свой Род, Предков Родной земли, Родных Богов, Духов народа, племени.

2) Стихийных духов: Духов Воздуха, Духов Воды, Духов Земли, Духов Огня.

3) Духов богов планет: Солнце, Луну, Венеру, Меркурий, Юпитера, Сатурна, Марса, Плутона.

4) Духов Местности, Мест Силы, Леса, Духов Моря, Духов Камней, Трав.

5) Духов Помощников. Духов Тотемных Животных.

6) Духов погибших Героев, Шаманов, Лекарей, Святых.

7) Домовых духов. И многих многих других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector