Кресты-голубцы: позабытая похоронная традиция славян

Почему после крещения руси крест носили «напоказ»

Все описанные случаи касаются римлян, греков и представителей других соседних им народов, которые первыми приняли христианство. На Русь монотеизм пришел гораздо позднее, «огнем и мечом» вытеснив родное и более близкое славянам язычество. Основная часть населения Древнерусского государства активно сопротивлялась христианизации.

И все-таки Крест воцарился на Руси, превратив ее в одну из самых христианизированных держав в мире.Первые кресты на исконно славянских территориях были обнаружены в местах захоронений воинов-дружинников. Как подчеркивает археолог Владимир Петрухин, это указывает на роль русского воинства в распространении православной веры на Руси (книга «Русь в IX—X веках.

От призвания варягов до выбора веры»).Княжеские дружинники ввиду близости к правителю государства первыми принимали христианство. Они же способствовали его распространению: сжигали языческие капища, разрушали идолов, принуждали непокорных креститься.

При этом каждый новообращенный получал крестильный крестик, сделанный из дешевого металла или дерева.В X веке Русь охватила борьба с язычеством. За приверженность старой религии можно было пострадать. По этой причине каждый, кто прошел обряд крещения, носил свой крестильный крестик не под одеждой, а поверх нее, тем самым демонстрируя окружающим, что является христианином.

Так первые кресты защищали людей от преследований со стороны официальной власти.В книге «Распространение христианства в Древней Руси» археолог-славист Валентин Седов указывает, что первые крестики в Древнерусском государстве не имели на себе изображения Распятия и фигуры Иисуса.

Эта норма повсеместно изменилась после Никоновской реформы церкви в XVII веке, но сохранилась у старообрядцев.Те до сих пор считают нательный крестик с Распятием греховным подобием иконы, которое нельзя носить на себе, и налагают за этот проступок наказание — отлучение от причастия на 3 года.

Остальные русские, принявшие реформу, использовали наперсный крестик как символ своей готовности в любой момент последовать за Спасителем, внемля его словам: «Кто хочет идти за Мною… возьми крест… и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, стих 8:34).

В позднее Средневековье, когда христианство основательно укоренилось на Руси, крестики стали носить уже не на рубахе, а под нею, на теле. Так из наперсных (нагрудных) они превратились в нательные. Изменилось и отношение к крестам. Русские стали искренне верить в Спасителя. Крестик из «демонстративного» атрибута веры превратился в мощный защитный символ, оберегающий душу от происков дьявола.

Для чего нужны были голубцы

Славяне считали, что в могильном голубце душа умершего обретает убежище. Как правило, кресты-голубцы устанавливали не в каком-то определённом месте, бывшем кладбищем. Их ставили вокруг селения, так как считали, что души почивших могут защитить живущих от врагов и нечистой силы.

Еще про Тора:  «Куколка Метлушка» — мастер-класс. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

В некоторых селениях голбецы ставили на перекрёстке. Славяне считали, что пересечение дорог является местом, откуда в наш мир могли проникнуть потусторонние силы. А могильный крест должен был от этого уберечь. Устанавливали кресты с прахом покойника и в тех местах, где ощущалось присутствие нечистых сил или там, где люди сталкивались с проявлением потустороннего.

Как возникла традиция

Первые христиане, несмотря на все существующие сейчас мнения и традиции, крестика на груди не носили вообще. Вместо него на шею вешали медальончик с изображением закланного Агнца — символа принесенного в жертву за грехи человечества Иисуса — или энколпий.

Последний представлял собой миниатюрный ящичек с инициалами Иисуса Христа на крышечке.Внутрь энколпия помещали частицы мощей святых или списки священных книг. Таким образом в эпоху гонений христиане скрывали свои главные святыни. Носили энколпий на веревочке или тонкой цепочке.

Со временем на его внешней стороне начали изображать Распятие. Эта первобытная «ладанка» и стала прообразом современного нательного креста.Одно из первых упоминаний о ношении собственно крестика встречается в четвертом акте 7-го Вселенского Собора, проведенного в 787 году нашей эры.

В этом документе записано, что живший и погибший за христианскую веру в IV веке святой Прокопий Кесарийский носил крестик. В тот же период Иоанн Златоуст в своем поучении женщинам-христианкам пишет, что младенцу нельзя носить на теле никаких украшений, кроме крестильного креста.

Во времена первых христиан энколпии и медальоны с изображением Агнца носили как на голой коже, так и поверх одежды. Никаких особых указаний на этот счет в старинных документах не встречается. Известно лишь — и эта норма дошла до наших времен, — что священнослужители в знак своего сана должны носить крест поверх ризы и другого священнического облачения.

Как выглядел крест-голубец

Славянские голубцы, или голбецы, изготавливали исключительно из дерева. На толстое основание устанавливали базу и ствол, далее следовали маленький домик-киот, а над ним устанавливалась двускатная крыша. Верхняя часть такого надгробия была похожа на обычную избушку, причём это было не случайно.

Встречается и упоминание голубцов, выполненных в виде самого настоящего дома, но только маленького. В тех регионах, где кремация не практиковалась у славян, такими домиками накрывали всю могилу покойного, расположенную на сельском погосте. Эти голбецы также были двускатными и деревянными, их богато украшали резьбой.

Как изменились голбецы с приходом христианства

После крещения Руси языческие погребальные обряды потихоньку стали уходить в прошлое. В могилы стали помещать тело покойного в гробу, а сверху ставить христианский крест. Кресты-голубцы, бывшие напоминанием о язычестве, не перестали устанавливать, но придали им другую форму.

Можно ли вместо нательного креста носить медальон с иконой?

сайт Горловской и Славянской епархии

Еще про Тора:  Как правильно вышивать обереги, какой символ выбрать.

Медальоны, образки, браслеты с изображением святых — чего только не встретишь в некоторых церковных лавках! Как к ним относиться? Можно ли носить? Может ли крест быть украшением? Что делать, если в моде серьги в виде крестов? Отвечает протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево.

Кресты-голубцы: позабытая похоронная традиция славян

Надо понимать, что крест — это символ нашего спасения. Мы прекрасно знаем, что в древние времена у римлян он был орудием позорной казни, на котором распинали преступников самого низшего сословия. После того как Христос искупил наши грехи на Голгофе, крест стал знаменем победы над смертью и святыней для каждого христианина. Заменить его чем-либо невозможно — никакими иконками, медальончиками, ладанками.

Если человек хочет носить медальон с изображением святого — пожалуйста. У каждого из нас есть небесный покровитель. Многие люди чтут Спиридона Тримифунтского, Николая Чудотворца, Серафима Саровского и других святых. Заменять таким образком нательный крестик нельзя, а вот носить их вместе можно. Крест незаменим, всё остальное — только дополнение к нему.

Многие люди воспринимают крест или медальон с иконой не как святыни, а как украшения. Выбирают их соответственно: в каких-то магазинах или ювелирных лавках, исходя из своих эстетических предпочтений. Носят, соответственно, поверх одежды, напоказ. Это тоже неприемлемо. Крест — это очень личное. Каждый из нас несёт свой крест — тот, что на шее, и тот, что Господь возложил при крещении. Когда его выставляют наружу, и он превращается в обычное украшение, это уже грех. Крест нужно носить скромно, под одеждой, не хвастаться его богатством. То же касается образков и ладанок.

Некоторые модницы носят серьги и другие украшения в виде крестов. Считаю, что это недопустимо. В Евангелии мы читаем, что Господь нёс Свой крест на Голгофу, Его на нём распинали, он впитал Кровь Божию. Изображения креста для каждого христианина священны. Когда их носят в ушах, носах и так далее — это уже святотатство, которое требует немедленного покаяния. Для примера представим знамя времён Великой Отечественной войны, обагрённое кровью бойцов, которые шли в атаку, несли его с собой, умирали под ним. Придёт ли кому-то в голову использовать его в виде коврика или украшения? Все понимают, что это святыня для воинов, которые выжили в том бою. А крест — это святыня для всех православных. Носить его в каких-то непотребных местах неприемлемо.

Меня могут спросить: а как же спортсмены, которые занимаются контактными видами спорта? Во время тренировок они снимают крест, так как он может быть повреждён. Отвечу: допускается снять крест и положить его в карман. Бывает, что перед операцией или некоторыми медицинскими обследованиями врачи просят снять крест — я сам недавно был в такой ситуации. Врачи были верующие, поэтому предложили надеть крест на руку, что я и сделал. Здесь другой случай: прямая необходимость, от которой никуда не деться.

Обязательно ли крест должен быть с распятием?

Конечно, очень желательно, чтобы крест был крестом — с распятием Господа нашего Иисуса Христа. Если его нет — например, подарили или крестили с таким когда-то, — не думаю, что это принципиально важно. Главное — относиться к нему как к святыне, понимать, что вы на себе носите.

Еще про Тора:  Кормление Духов в шаманизме. Ритуал кормления Духа Огня

Крест должен быть крестом, и тому, кто на него смотрит, должно быть понятно, что это именно крест — не кулончик, не игрушка, не заколка. Господь сказал: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк. 9:26). Если ты православный христианин, посещаешь храм, причащаешься — как ты можешь стесняться своего креста? Христианин предан Христу, не изменяет Ему. Людей, которые увлекаются и тем, и этим в зависимости от веяний моды, назвать христианами очень тяжело. Тому, кто хочет носить кулончик, лучше купить кулончик, а кресты оставить тем, для кого они действительно важны.

Часто женщины носят браслеты, набранные из множества образков. Как к ним относиться?

Сейчас в церковных лавках и магазинах чего только не встречается. Множество различных ладанок, образков, браслетиков, непонятно где и кем освящённого маслица и так далее. Скажу честно: я к таким вещам отношусь с большим скепсисом. Крест ничто заменить не может. Это наша главная святыня. Когда надевают браслетик с изображением двадцати пяти святых, это зачем вообще? Что, дома нельзя помолиться своим любимым святым угодникам? Если такой браслет воспринимается как оберег — то какой ты тогда христианин? Это уже безусловное язычество.

Раньше я видел у некоторых вокруг шеи целый иконостас: несколько крестиков, образки, ещё что-то — сейчас уже такое не встречается. Здесь тоже православие трансформируется в язычество. В язычестве ведь как? — чем больше, тем лучше. Нужно как можно больше богов и обрядов. В православии такого нет. У нас Спаситель один — Христос. Крест тоже один. Не надо носить на себе двадцать иконочек и ладоночек. Есть крест —святыня, которую Христос освятил Своей Кровью. Что ещё надо?

Защищает ведь не крест сам по себе, а Господь. Защищает вера. Христос говорит: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Если тебе мало одного креста — значит, ты маловер. Даже если с христианина кто-то сорвал крест или человек его потерял, сломал, утопил во время ныряния — это не значит, что он остался без защиты Божьей.

Крест — это символ нашего исповедания веры. Не надо делать из его потери трагедию. Если что-то случилось с крестом — пойдите в церковную лавку, купите новый. Крест — это не оберег, не талисман. Новый крест будет иметь такую же силу, как и потерянный. Ничего не бойтесь! Потеряли — пошли, купили, освятили и носите. И да спасёт вас Господь!

Записала Екатерина Щербакова

сайт Горловской и Славянской епархии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector