Мастер-класс “Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой родины моей”

Чтобы избежать боя

alt
Существовали молитвы, с помощью которых человек мог избежать участия в военных действиях.

«За морями — океанами, на острове чудном лежит камень Алатырь — всеми цветами горит. На нем воин каменный стоит, ростом в тридевять колен. Помоги рабу Божьему (имя) — облачи в одеяния гранитные с востока и до запада. Чтобы не достали меня вражеской саблей, копьем, дротиком, топором иль ножом. Господи Боже, спаси и сохрани раба своего (имя). Аминь».

: мастер-класс по изготовлению куклы из джута «казачка»

Алена Бринева
Мастер-класс по изготовлению куклы из джута «Казачка»

Мастер- класс для воспитателей по изготовлению куклы из джута «Казачка»

Автор мастер класса : Бринева Алена Валерьевна, музыкальный руководитель Муниципального образовательного дошкольного образовательного образования детский сад № 8 «Колосок», ст. Андрюки, Мостовской район, Краснодарский край.

Целевая аудитория: воспитатели данного учреждения.

Цель:

Знакомство с народно – прикладным ремеслом – плетение;

Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности;

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления куклы из джута «Казачка»(плетение из природного растительного материала);

Задачи:

– Накопление социального опыта и реализации этого опыта в самостоятельной художественной творческой деятельности в условиях специфической деятельности – художественного рукоделия;

– Привитие интереса к изготовлению обереговых и игровых кукол;

– Формирование представлений об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа;

Детские мастер- классы :

– Формирование детского декоративного творчества, устойчивого интереса к искусству в целом и непосредственно к Кубанским промыслам;

– Развитие мелкой моторики, зрительной памяти, внимания,

художественно-творческих способностей у детей.

– Расширять знания детей о русских народных традициях, приобщать

детей к творческому самовыражению, свободному общению со сверстниками.

Плетение – самое древнее на свете ремесло. Оно известно человечеству очень давно. Этим способом выполняли рыболовные сети, украшения, элементы одежды, предметы быта и др. Плели в основном из природных материалов: лозы, листьев кукурузы, стеблей трав, бересты и соломы. Джут-обладает потрясающей фактурой, преображая любую вещь в нечто особенное. Главным же достоинством этого сырья, из которого производят джутовый шпагат, признается его натуральность, а при утилизации оно полностью разлагается, не загрязняя окружающую среду. Кроме того, работать с джутовым шпагатом легко и приятно.

Сегодня я покажу мастер- класс по изготовлению куклы «Казачка». Материал для изготовления можно найти в любом хозяйственном магазине.

Кукла «Казачка» из джута.

Мастер-класс по изготовлению куклы из джута «Казачка»

Для изготовления куклы нам понадобится джутовый шпагат, ножницы, нитка шелковая или армированная, плотный картон, любые ленточки или кружева для украшения куклы, клей ПВА-М (у меня был в наличии клей «Универсальный», им и воспользовалась). Шпагат бывает разной толщины – это надо учитывать. У меня средней толщины, и я буду указывать количество бечевок, исходя из своего джута. Если у вас он тонкий, пучки необходимо делать толще.

Мастер-класс "Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой родины моей"

Из картона вырезаем круг диаметром 17 см и разрезаем его пополам. Из полученного полукруга склеиваем пирамидку (это будущая юбка, так что делайте на ваше усмотрение, можно сделать пирамиду поуже), полученную пирамидку аккуратно обклеиваем джутовым шпагатом (чем плотнее ряды, тем красивее).

Мастер-класс "Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой родины моей"Мастер-класс "Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой родины моей"

А теперь готовим пучки:

Нам понадобится 15 шт. по 14 см (туловище); 8шт. по 8 см (руки); 3 шт. по 10 см (коса); 3 шт. по 5 см (венок).

Мастер-класс "Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой родины моей"

Туловище: сложите аккуратно все нити, найдите середину и крепко перевяжите шелковой ниткой. Сложите весь пучок пополам и перевяжите ниткой чуть ниже предыдущей нити.

Мастер-класс "Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой родины моей"Мастер-класс "Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой родины моей"

Разделите туловище на две части, возьмите пучок нитей по 8 см и подложите их в середину туловища под сформированное лицо нашей куклы. Внизу снова перевяжите ниткой. Концы рук свяжите ниткой и аккуратно обрежьте все лишнее.

Мастер-класс "Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой родины моей"Мастер-класс "Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой родины моей"

А теперь плетем косички: длинную 10 см, внизу расчесываем иглой и перевязываем лентой, а маленькую просто склеиваем с двух сторон, чтоб на распустилась.

Мастер-класс "Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой родины моей"

Собираем куклу : Готовое туловище приклеиваем к пирамидке, обклеенной джутом.

Приклеиваем косу и веночек. На кофте подравниваем все нити (впереди чуть короче, сзади длиннее). Украшаем куклу по своему желанию и вкусу.

Мастер-класс "Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой родины моей"Мастер-класс "Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой родины моей"

Спасибо за внимание!

Виды амулетов

Среди оберегов донских казаков главными считались иконы и ладанки, которые должна была купить мать, жена или сестра. Также, наряду с личным крестиком, носили мешочек с родной землей или обережными травами: крапивой, чертополохом или зверобоем. Изготавливать такой амулет мог старший человек в семье или невеста казака. В роли оберегов выступали вышитые на растущий месяц рубахи, пояса, полотенца, платки и кисеты.

Значительное место среди талисманов занимало оружие казака. Считалось, что переданные по наследству ружья, поясные пистоли и мушкеты обладают особой силой и меткостью. Поэтому делая реконструкцию вещи: выковка новых стволов или курков, замена рукоятей и прикладов — следовало оставить старую основу с инициалами или прозвищами.

Оберегами считалось и холодное оружие. Молитвы, заговоры и клятвы вырезались на мечах, саблях, ятаганах, кинжалах или ножах для метания. Особое значение имели и казачьи постройки: на них вырезались защитные символы, вешались иконы, при закладывании основы читались специальные молитвы.

Магические обереги — вышивка, куклы и травяные амулеты, создавались только женщинами, желательно матерью.

Едут – едут в дюрен наши казаки!

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели блога!

И снова тряпичные куклы, в продолжение проекта “Народные куклы нашего края”, но теперь уже сувенирные, подарочные для друзей из Германии

   Есть у меня хороший знакомый – Волошин Александр Васильевич. Он строитель, большой труженик, отличный семьянин, заботливый и внимательный дедушка. 

  Однажды он увидел моих тряпичных кукол, ему они очень понравились и он попросил сделать тряпичную куколку для его внучки Анастасии. Внучка взрослая, выпускалась из школы, шла на золотую медаль, в общем, такая же умница, как и дедушка.

   Для куклы Александр Васильевич принёс мне целых три мешка разных обрезков тканей. Его жена Галина работает в швейной мастерской, а там такого добра много. Для них это отходы, а для меня настоящее БОГАТСТВО!!! Когда я узнала цену этих материалов в погонных метрах (дорогие материалы), то и совсем радостно на душе стало, к тому же лоскутики подходили не только к народным куклам, но и к интерьерным, коллекционным и т.д.

Для внучки мы решили с Александром Васильевичем сделать куколку “Успешницу”. Вот такая красотка у нас получилась

   “Успешница” внучке понравилась, девушка, в то время как раз поступала в медицинскую академию. Чуть позже я и Александр Васильевич от души радовались за Настеньку, она стала студенткой ВУЗа, в который мечтала поступить. Все эти события были в прошлом 2022 году. 

   А месяц назад вновь ко мне подошёл Александр Васильевич, и говорит, что в гости он едет в Германию в город Дюрен к своим старым друзьям и хочет привезти им сувениры с Кубани. “Вот ваши куклы тряпичные в душу мне запали, можете ли вы мне казака и казачку сделать, да ещё и две пары нужно” – спросил он. 

   Как создать  кукол женского пола я знала, сделала их быстро, вот какие получились “Казачки-хозяйки”

    А вот как создать мужскую куклу знала только лишь только в общих чертах.  А нам нужен казак, да ещё и кубанский, вот задача! Погуглила… Нет мастер-классов такой куклы, как мне хочется. Правда нашла даже куклу казак-тильда, но мне не понравилась она он.

В этой книге как раз были описания создания мужских кукол

   Ну что, берёмся за дело? Конечно! Глаза бояться, а руки делают)))

   Определяюсь с видом куклы по способу изготовления – будет кукла – мотанка или скрутка, а поэтому вначале делаем ноги, скатывая два лоскута плотной ткани размером 53х70 см. Скатки получились высотой 19 см

Снизу прикрепляем нитками (обматываем) квадратики из чёрной ткани 11х11 см, т.е. обуваем куклу в сапоги.

Создаём голову, используя белую мягкую бумагу (бумажные полотенца) и лоскут из белой хлопчатобумажной ткани 21х21 см

Теперь штанины казачьих брюк, из черного лоскута с красной тесьмой – лампасами. Черный лоскут 23х15 см, тесьма шириной 10-12 мм, длина равна длине лоскута для брюк.
Тесьму настрачиваем на середину лоскута, обрабатываем края, выполняя подгибку наизнанку, а затем стачиваем внутренние швы штанин

В штанины брюк вкладываем ноги-скатки, закрепляем их при помощи клея в верхней части. У заготовки для головы срезаем излишки ткани в нижней части

Соединяем голову и скатки, используя горячий клей и толстые нитки, формируем туловище

Кукла уже может стоять самостоятельно

Стилизованная  казачья рубаха, имитирующая бешмет. Для неё берём красный и белый лоскут

Основная деталь рубахи 22х18 см, рукава 16х12 см. Белые полоски ткани – руки, 21х4,5 см.

Создаём руки и ладошки. 

Складываем белые полоски втрое

В области ладошек полоску ещё раз складываем вдвое, можно этот участок скрепить ниточной строчкой или при помощи горячего клея

Ещё раз складываем “ладошки” пополам на участке строчек, закрепляем любым способом (клей, ручная или машинная строчка)

Соединяем нижние швы рукавов рубахи, разутюживаем, но не выворачиваем

Вкладываем в рукава “ладошки” рук, закрепляем, равномерно распределяя образовавшиеся сборки-складочки

Теперь можно вывернуть рукава на лицевую сторону, выправить “ладошки” и низ. В верхней части рукавов прокладываем скрепляющую строчку, срезаем неровности и излишки ткани

Руки готовы, теперь рубаха. Подгибаем и закрепляем низ

При помощи швов “узелки” создаём стилизованные пуговицы – застёжку рубахи, намечаем места расположения газырей/газырниц. Для газырниц нужны прямоугольные лоскутки размером 3,75х5 см., которые необходимо сложить вдвое по ширине. Мягкие округлые складки формируются во время соединения газырниц с рубахой-бешметом

Газырницы – специальные нагрудные кармашки, иногда перехваченные тесьмой, в которые вставлялись небольшие герметичные пеналы, имеющие название – газыри. Они были незаменимы в бою, в них казаки носили порох и пули, чтобы в любой момент перезарядить оружие. 

Газыри – важный элемент традиционного кавказского наряда, причём чаще всего черкески, которую кубанские казаки заимствовали у горцев. Газыри крепились к нагрудным карманам под специальным углом, так, чтобы в случае необходимости защитить грудную клетку от удара шашкой.

Соединяем газырницы с рубахой-бешметом

Сшиваем средний шов спинки, и разутюживаем его

Намечаем положение рук и выполняем их предварительное крепление, можно использовать горячий клей

Одеваем рубаху.  Рубаха должна быть изнанкой кверху, туловище куклы вкладывается внутрь рубахи и при помощи ниток закрепляется вокруг шеи

Рубашку отворачивая направляем вниз,  расправляем все замины, равномерно распределяем все складочки  и закрепляем в области талии нитками

Теперь головной убор – кубанка.

Кубанка для казачьих войск не просто головной убор, а важный атрибут и символ казачьей культуры, является символом чести и доблести казака. Свое современное название она получила в годы первой мировой войны, так оно и осталось неизменным.

Еще про Тора:  Мастер-класс по изготовлению оберега «Солнечный конь». | Родобожие

Заимствован головной убор у горцев, но кавказская шапка претерпела изменения. Она стала меньше и короче. Какое-то время ее звали кабардинкой или кабардинской папахой. Некоторые источники называют ее осетинкой. Но позже за ней прочно закрепилось название кубанка. Эти изменения произошли вовсе не от того, что казаки хотели провести отличия между папахой и кубанкой. В высокой шапке было нелегко продираться сквозь заросли, и тем более быстро скакать на лошади.

Донце кубанки шьют из цветного сукна, дополненного полосами, которые расположены крест на крест. Большинство историков утверждают, что крест на головном уборе символизирует православную веру. Но, есть и те, кто считает, что нет какого-либо сакрального смысла в этом. Якобы, изначально донце шапки сшивалось из четырех частей, через швы проходил галун – золотая или серебряная тесьма. Традиция жива и до сих пор. Ведь казачья шапка без полос – это уже не кубанка. 

Большое значение имеет цвет донца. У терских казаков – синего цвета. У кубанских – красного. У астраханских – ярко-желтого. Сейчас на территории современной России насчитывается около двух десятков казачьих войск, объединенных в союз казаков РФ. И каждое войско имеет свои форменные отличия.

Для шапки кубанки необходимы круг из красного сукна и полоска материала, имитирующего мех овчины или каракуля. Круглое донце шапки имеет диаметр 7,5 см, тулья шапки 6,5х21(23) см, размеры зависят от обхвата головы куклы (18-19 см)

Используя тонкую тесьму, крестом нашиваем полосы и соединяем меховую тулью с донцем кубанки

Примеряем шапку

 Шапка удалась, теперь нужен ремень. Его можно вырезать из обрезков натуральной или искусственной кожи. Также его можно дополнить металлическими украшениями, ремешками и т.д. 

Пояс всегда считался наиглавнейшим оберегом для тряпичной народной куклы, некой чертой, ограждающей от злых сил. Чаще всего пояс у кукол был тканый или плетёный, кожаные ремешки крепили только мужским куклам, олицетворяющих защитников, т.к. и в жизни кожанные ремни раньше носили только мужчины.

А созданная кукла “Казак” руками любящего человека, из семейных, личных материалов вполне может быть оберегом для мужчины, воина и любого защитника.

Вот такой казак у меня получился

И даже два, как просил Александр Васильевич

И нашей новой школьной библитотеке в казачий уголок тоже нужен казак, тогда четыре

Подарочные пары, сувениры с Кубани, которые отправятся в далёкий немецкий город Дюрен

   Дорогие друзья, я сегодня поделилась с вами своими творческими работами, образы которых создавала, основываясь на свои знания и фантазию. Кукла “Казак” – авторская, я не нашла подобных описаний. Хотя, возможно, кто-то уже и до меня пытался создать такую же народную куклу. Мне важно знать, удачно ли я  создала образ удалого казака-защитника или нет. 

С нетерпением жду ваших комментариев!!!

Заговоры от недугов

alt
Одним из методов лечения ран у этих людей считались заговоры.

При кровотечениях или сильных ранениях читали следующее: «На речке Йордане, на острове Буяне — растет береза вверх корнями. На ней сидит дева по имени Анна, держит в руке иглу золотую, затягивает ею нитку шелковую, зашивает рану рванную и кровавую. Как нитка вырывается, так кровь и унимается».

Главной помощницей казаков являлась Пресвятая Богородица. Для избавления от болезней к святой обращались так: «За горами — океанами, виднеется курган высокий, на нем хатка белая возвышается. В ней стул золотой стоит, на нем Матерь Божия сидит и книгу старинную листает.

Заговаривает рабу Божью (имя) от сглаза дурного. Господи, защити от человека лукавого. Ныне и во веки веков. Не сам я лечу, а Богородицу за рабу Божью (имя) прошу. Аминь!» Чтобы избавиться от жизненных трудностей обращались к рекам таким образом: «Во имя Отца и Сына, и Святого духа.

Казачьи куклы

Игрушку-оберег использовали, чтобы отвести какую-нибудь напасть или неприятность. Ее следовало взять в руки, 3 раза прокрутить в обратную сторону и произнести: «Чтобы зло отвернулось, а добро повернулось». Основные казачьи куклы:

alt
Хорошую защиту от бед в доме такого человека давала Берегиня.

Мастер-класс "кукла «донская казачка» – трогательный образ малой родины моей"

Старинная детская игрушка – тряпичная кукла своими руками. Авторская кукла «Донская казачка» педагога дополнительного образования высшей категории Светланы Ивановны Прокопенко, руководителя творческого объединения «Росинка» туристско – краеведческого направления МБУ ДО Центр внешкольной работы Волгодонского района  Ростовской области. Возраст детей: 12-14 лет, время занятия: 2 урока по 40 минут.

Цель: создание условий для передачи опыта  по приобщению детей к культурным народным традициям через умение мастерить своими руками игровые куклы.

Задачи:

  • воспитание уважения к  культурным народным традициям, среди которых – и замечательные традиции наших предков – донских казаков;
  • понятие об эффективных способах познания  культурных  традиций донских казаков через  творческий процесс изготовления старинной детской игрушки  тряпичной игровой куклы «Донская казачка»;
  • развитие интереса детей к культурному  наследию донского казачества; развитие  желания и умения мастерить игровые тряпичные куклы своими руками.  

Оборудование: выставка предметов казачьего быта «Культурные традиции донских казаков»; книжная выставка «Образ казачки в произведениях донских писателей»; экспозиция «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы»; выставка современных детских игрушек «Куклы детства моего»; экспозиция «Старинные казачьи  ремесла», экспозиция «Фарфоровых кукол старинные наряды…». Современные фарфоровые куклы ручной работы»; материалы для изготовления тряпичной куклы «Донская казачка»;  образец  куклы «Донская казачка» ручной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Подготовительныйблок

I. Организационный этап

Основной блок

II. Подготовительный этап (подготовка восприятия нового содержания).

Сообщение темы, цели и задач занятия. Обеспечение мотивации и принятия участниками занятия цели учебно-познавательной деятельности.

Педагог. Ребята! Сегодня мы с вами прикоснемся к уникальному культурному наследию донского казачества. И более того – мы почувствуем свою сопричастность к культурным традициям донских казаков. Мы узнаем о том, как у нас на Дону появилась кукла, какое значение в жизни человека  она имела, о видах кукол узнаем мы с вами сегодня, ребята. Но самое главное – мы создадим свою творческую лабораторию – свою маленькую мастерскую казачьих ремесел, в которой своими руками научимся мастерить старинную детскую игрушку – тряпичную куклу. И не просто куклу, а куклу «Донская казачка». Я думаю, что вы, ребята, еще больше полюбите  свой родной донской край, свою малую Родину. Обратите внимание, ребята, на наши выставки и  прочитайте простые и искренние  слова признания в любви к Родине нашего замечательного донского писателя Михаила Александровича  Шолохова: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался… И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего Донского края».

(Дети читают высказывание М.А.Шолохова).

Педагог. Ребята, трогают вашу душу эти искренние строки М.А.Шолохова?
Дети. Да, да! Ведь М.А.Шолохов с большой любовью говорит о нашем родном донском крае. Дон – это наш край родимый, наша малая Родина.
Дети. М.А.Шолохов – очень хороший писатель. Мы гордимся тем, что он наш земляк. У него столько известных всему миру  произведений, в которых он создает образы наших замечательных донских казаков и прекрасных казачек!
Дети. Писатель М.А Шолохов очень любит Дон. И учит нас любить нашу благословенную донскую землю.
Педагог. Молодцы, ребята. Я думаю, что   своей радостью  познания нового о родном донском крае вы постараетесь поделиться с теми, кто живет рядом с вами, кто дорог и близок вам с самого раннего детства. Верно, ребята?
Дети. Конечно, верно. Я расскажу дома о нашем сегодняшнем занятии. Я всегда с удовольствием это делаю.
Дети. Мне нравится, что дома мои родители всегда интересуются, что нового узнал я в школе или же на кружке.
Дети. Я всегда стараюсь порадовать своих родных и близких своими новыми знаниями. Я с таким нетерпением жду каждое занятие краеведческого кружка «Росинка», где узнаю много нового и интересного о нашем донском крае! Ведь занятия нашей «Росинки» проходят по образовательной программе «Истоки» И.А Прокопенко, нашего земляка, коренного жителя Донского края, педагога и лидера современного молодежного казачьего движения. Иван Александрович Прокопенко родился на Дону, как и все мы, я чувствую, как любит он  донской край и этой любовью к благословенной донской земле он щедро делится с нами. Нам очень интересно, что автор образовательной программы «Истоки» И.А. Прокопенко – частый гость наших занятий и мероприятий!
Дети. Я с удовольствием посещаю занятия «Росинки». Я люблю изучать произведения наших земляков. Вот, к примеру, –  произведения нашего знаменитого земляка М.А. Шолохова. Мне очень нравятся его «Донские рассказы» и «Нахаленок».
Педагог. Какие вы молодцы, ребята! Сколько знаете о своем родном донском крае! Я думаю, что читая произведения донских писателей или же – казачий фольклор, каждый из вас по – своему представляет себе донскую казачку.
Педагог. Верно это, ребята?
Дети. Да. У каждого из нас может быть своя казачка. Так и в произведениях наших донских писателей мы видим удивительные художественные образы донских казачек.
Педагог. Ребята, назовите, пожалуйста, имена наших замечательных донских писателей. 2022 год особенный. Почему? Вы сможете ответить, ребята,  на эти вопросы?
Дети. 2022 год объявлен годом литературы в России и годом молодежи в Ростовской области.
Дети. В этом году много писателей – юбиляров. Среди них – и донские писатели. Это Михаил Александрович Шолохов, это Антон Павлович Чехов.
Дети. Я люблю читать книги о донском крае, о казаках, о Родине – России и о других странах,  поэтому я часто прихожу в библиотеку.
Дети. В нашей библиотеке есть интересная книжная выставка, которая так и называется: «Писатели-юбиляры». Я беру с выставки книги А.П.Чехова и увлеченно читаю его рассказы.
Дети. Прекрасные образы донских казачек созданы М.А. Шолоховым в его замечательных произведениях. Все знают шолоховскую Аксинью.
Педагог. Молодцы, ребята!
Педагог. И вот сегодня у вас, ребята, появится возможность свои представления о замечательной донской казачке  воплотить в образе куклы «Донская казачка».
Педагог. И поэтому тема нашего сегодняшнего занятия, нашего мастер – класса, так и звучит: «Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой Родины моей». И посвящаем мы свое занятие Году литературы в России и Году молодежи в нашей Ростовской области.
Педагог. Вы готовы своими руками, ребята, научиться мастерить куклу «Донская казачка»?
Дети. Да. Нам очень интересно узнать о кукле да смастерить куклу своими руками.
Педагог. Ребята! Приходилось ли вам самим мастерить куклы?
Дети. Нет. Но очень хочется нам самим научиться мастерить куклы.
Дети. Я хочу научиться делать куклы своими руками. У  нас в семье бережно хранится старенькая кукла, с которой в детстве играла еще моя бабушка. А теперь к ней добавится еще и моя кукла.
Педагог. Молодцы, ребята! Наше занятие продолжается.

Еще про Тора:  Купчихи за чаем и за счётами - Год Литературы

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

1. Культурологический экскурс «Кукла в жизни человека».

Педагог. Кукла… «Она – царица микрокосмоса, который отражает наш мир, но не сливается с ним. Она открывает нам двери в этот мир, если мы умеем любить ее и мечтать вместе с ней». Эти удивительные слова о кукле принадлежат замечательному  теоретику театра Гастону Бати.
Педагог. Ребята, задумайтесь, какой глубокий смысл таят в себе эти слова! Я предлагаю вам сделать свое исследование. Расскажите дома об этом высказывании, и вместе со своими любимыми взрослыми объясните это высказывание. Вы согласны, ребята?
Дети. Конечно. Это очень интересно.
Педагог. Молодцы, ребята! Наше знакомство с куклой продолжается.
Педагог. Кукла входит в нашу жизнь с самого раннего детства и остается в ней навсегда. Детство заканчивается, а любимые куклы продолжают храниться в старом бабушкином сундуке. Ведь это отражение нашей жизни. Это трогательная частичка нашего детства, нашей  семьи, нашей малой Родины.
Педагог. Ребята, а у вас есть дома куклы?
Дети. Да. У нас есть куклы, которые нам подарила мама, наши родственники.
Дети. У нас есть современные куклы. Они такие красивые! И такие разные!
Педагог. А вы играете в куклы?
Дети. Да. Это очень интересная игра. Кукла – это и молчаливый добрый собеседник  твой, и верная подружка твоя!
Дети. Кукла – моя любимая игрушка. Я ее очень берегу! Она всегда у меня аккуратненькая, ее всегда приятно брать в руки!
Дети. У меня несколько кукол. Я с удовольствием играю в куклы со своей подругой. Какие только игры мы не придумываем с ней!
Педагог. Молодцы, ребята. Вы очень верно подметили, что кукла – это самая интересная детская игрушка. В куклы с удовольствием играли маленькие девочки – казачки. Хотя детство казачат и казачек было и не таким долгим, все дети в казачьей семье очень любили игрушки. А мастерились  детские игрушки, в том числе и куклы,  в те времена из подручного материала. Куклу можно было смастерить и из глины, и из дерева, и из веточек, и из соломы и даже из початка кукурузы. Но самой распространенной в старину и самой любимой была именно обыкновенная тряпичная кукла. Она хранила тепло родных людей,  потому что мастерилась кукла либо из старенькой матушкиной завески (передника, фартука), или же из старой отцовской рубахи.  Эта кукла  хранила в себе  тепло  рук матери, бабушки, няни, потому что в старину изготовление кукол было сугубо женским делом. Кроме этого обыкновенная тряпичная кукла хранила в себе тепло родного дома, тепло семейного очага, ведь она всегда делались с огромной любовью старших к младшим своим.
Педагог. А как вы, ребята, думаете, почему именно тряпичная кукла была так любима детьми?
Дети. Она была удобна для игры.
Дети. Тряпичная кукла такая мягонькая, тепленькая, ласковая. Я представляю, как тепло на сердце становится, когда берешь в руки такую куколку!
Дети. Такую куклу можно было носить всегда  с собой. Положишь ее в карманчик – и она всегда с тобой!
Дети. О кукле можно говорить бесконечно, особенно о своей любимице – кукле! Но самое главное –  обыкновенная тряпичная кукла хранила в себе тепло родных людей, тепло родного очага, как и было сказано сегодня на занятии.
Дети. Я считаю, что тряпичную  куклу, сделанную своими руками,  можно было подарить своей любимой подруге или же родственникам.
Дети. Я думаю, что можно было тряпичную куколку подарить своим родным и близким даже и на праздник.
Педагог. Молодцы, ребята! А как вы думаете, как появилась у нас на Дону тряпичная кукла? Вам нужно было провести исследование на данную тему. Кто справился с этим заданием? Расскажите о своем исследовании.
Дети. Я поработала с различными информационными источниками, в том числе и с Интернет-источниками и выяснила, что в давние-давние времена, еще задолго до появления у нас на Дону первых постоянных казачьих поселений, так называемых казачьих городков (они возникли во второй половине 16 века), Дон был уже много национальным (у нас и сейчас на Дону проживают более ста национальностей, и все живут в мире), и каждый народ принес сюда на Дон свою культуру, частицей которой являются и куклы.   С украинцами к нам на Дон пришло гончарное ремесло, домотканые бытовые изделия, к примеру, половики (как говорили украинцы, тряпичные дорожки), и, конечно же,  тряпичные куклы.
Дети.  Я провела опрос по данной теме в своей родной станице и выяснила, что кукла к нам на Дон пришла вместе с теми людьми, кто давным – давно поселился  у нас на Дону. Появление именно  тряпичной куклы мы связываем с украинцами.
Дети. А я провела интервьюирование своих соседей и выяснила, что у представителей разных донских национальностей еще в давние – давние времена были куклы, которые выполняли различные роли: это и куклы – обереги, и обрядовые куклы, и именно игровые куклы. И у донских, и у кубанских казаков распространена была тряпичная кукла, которая к нам на Дон и на Кубань пришла вместе с украинцами.
Дети. Я с удовольствием в библиотеке изучала источники авторов М.П. Астапенко, В.С. Левченко,  Е.Ю.Сухаревской и узнала о замечательных казачьих традициях, в том числе и о куклах, о видах кукол. Куклы бывают не только игровые, но есть куклы и обрядовые, и обереговые куклы. Мне очень понравилась кукла Масленичка, которая выполняет две роли, она является и обереговой, и обрядовой куклой. Я очень бы хотела научиться мастерить куклу Масленичку. Я думаю, что такая кукла заинтересует тоже всех, как и игровая кукла «Донская казачка». Мне очень хочется назвать источник, в котором вы найдете эту удивительную куклу. Это «Природа и история родного края», авторы М.П. Астапенко и Е.Ю.Сухаревская, Ростов-на-Дону, издательство «Баро-Пресс», 2009, с.142.  
Дети. А я  хочу отмерить то, что кукла в жизни человека играет значительную роль. Она имеет огромное воспитательное значение. И сегодняшнюю тему нашего занятия (как и все занятия «Росинки») я считаю очень важной и современной. Действительно, кукла – это прелестное создание, а кукла «Донская казачка» – это частичка моего родного донского края, где я родилась и живу. Она действительно трогает душу и так берет за сердце! Я смотрю на представленную на занятии выставку, где есть удивительно трогательная куколка «Донская казачка», и таким теплом, и такой радостью наполняется мое сердце! И я хочу смастерить много – много куколок и подарить их   своим родным, близким, друзьям!
Педагог. Какие вы молодцы, ребята! Вы провели серьезную исследовательскую работу, очень интересно рассказали и о назначении куклы в жизни человека, о видах кукол и о том, как к нам на Дон пришла тряпичная кукла. А какие положительные эмоции испытываете вы, ребята!  Спасибо вам, ребята!
Педагог.  Да, воспитательное значение куклы переоценить невозможно. Наши предки – казаки знали об этом. В старину считалось, чем сосредоточеннее и увлеченнее маленькая казачка играет в куклы, тем счастливее сложится ее взрослая жизнь. Кукол очень берегли и хранили их долго – долго. В казачьей  семье куклы тряпичные мастерились не только для игры, но и к разным семейным и календарным событиям. Порой в казачьей семье кукол накапливалось до нескольких десятков. Куклы выполняли различные функции, в основе своей – это три функции. Были куклы, которые выполняли только одну функцию, но были и те, которые совмещали в себе сразу две функции. А какие именно функции выполняли тряпичные куклы, вы, ребята, уже рассказали об этом. А закрепить эти знания вам поможет  старинная казачья сказка про маленькую казачку Дарьюшку да ее куколку, которую вы услышите немного позже.
Педагог. Я вижу, что вы, ребята, уже устали немного. А это значит, что  подошло время нашей физминутки.

(Дети проводят физминутку).

Педагог.  Продолжаем наше занятие, ребята.
Педагог. Берешь в руки старенькую детскую игрушку куклу – и теплом и радостью наполняется твое сердце. Ты вспоминаешь то, что дорого тебе с детства: твоя семья, твои друзья, твоя малая Родина. Преданный сын России, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев отмечал, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему родному дому, к друзьям своим, к школе. И мне вспоминается мое счастливое детство, которое прошло в  казачьей станице Новоцимлянской Цимлянского района Ростовской области.  Я хорошо помню всех, кто был мне близок и дорог. Среди них – необыкновенная, добрая и мудрая старая казачка баба Дуня, как мы ее называли в детстве. Она рассказывала нам, мне и моим маленьким одноклассницам (я тогда была ученицей еще  начальной школы), старинные казачьи сказки. Я приведу вам лишь эпизод из этой сказки. А вы, ребята, подумайте да скажите, о какой кукле идет здесь речь.

Эпизод старинной казачьей сказки, рассказанной донской казачкой бабой Дуней (станица Новоцимлянская, Цимлянский район, Ростовская область; жаль, баба Дуня, Евдокия Николаевна Плахова, уже ушла из жизни)

Жил-был казак донской. И была у него жена – красивая да статная донская казачка. Да была у них в семье дочка Дарьюшка. Жили они в ладу, в мире да согласии. Но пришла беда в семью – занемогла Дарьюшкина матушка. Перед смертью подозвала она к себе дочку и гутарит ей: «Чадушка ты моя, доченька моя любимая. Оставляю я тебе куколку тряпичную, береги ее. Носи ее всегда с собою. Она тебе и защитница, и советчица будет всегда. И все в твоей жизни сложится хорошо».  Сколько бед выпало на Дарьюшкину долю! Но замечательная  казачка Дарьюшка все жизненные невзгоды преодолела. И, как положено в старых добрых сказках,  все в ее жизни сложилось хорошо, потому что скромную и добрую Дарьюшку всегда оберегала матушкина куколка.

Педагог. Понравилась вам, сказка (эпизод), ребята?
Дети. Сказка очень-очень понравилась! Я  люблю читать или же слушать сказки, они учат только доброму и хорошему!
Дети. Очень бы хотелось услышать всю сказку!
Педагог. Хорошо, ребята, в дальнейшем мы вновь вернемся к этой замечательной старинной казачьей сказке. Я очень хорошо помню, как мы просили в детстве бабу Дуню, чтобы она помогла нам сделать куколку, такую, как подарила своей Дарьюшке ее матушка, чтобы и в нашей жизни все сложилось хорошо. И вместе с бабой Дуней мы мастерили кукол. И все они были без лица. Мы просили бабу Дуню, чтобы она нарисовала лица нашим куклам. А баба Дуня отвечала: «Не положено ей быть с лицом. Берегите эту куколку. И все в вашей жизни будет ладно».
Педагог. О какой кукле, как вы думаете, ребята, идет речь в сказке про Дарьюшку?
Дети. Это кукла особенная. Мы уже говорили сегодня на занятии о таких куклах. Эта кукла  предназначена не для игры.
Дети. Да, верно, это не игровая, а обереговая кукла.
Дети. Это дух материнского рода, оберег.
Педагог. Молодцы, ребята! А почему куклы в старину мастерились без лица?
Об этом мы тоже  говорили сегодня.
Дети. Все старинные куклы были без лица, чтобы недобрые силы не смогли  вселиться в куклу и навредить человеку.
Дети. И я  читала в книгах, да еще и в Интернете находила интересные сведения о старинных куклах. Все куклы в старину делались без лица, чтобы злой дух не смог вселиться в куклу и не смог принести вреда  никому.
Дети. Я хочу подытожить, что  все  наши исследования, которые мы провели  о кукле,  подтверждают все сказанное здесь ранее.
Педагог. Молодцы, ребята! Я вижу, как интересна вам  тема нашего занятия. Я рада, что она трогает ваши детские души и не оставляет равнодушными ваши маленькие сердца, сердца  юных граждан нашего великого российского государства, частичкой которого является наш родной Донской край (Ростовская область).
Педагог. А сейчас, ребята,  давайте внимательно рассмотрим  представленную на нашем занятии экспозицию «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы» да выполним такую творческую работу:  «Каково назначение представленных в экспозиции кукол? Чем похожи и чем различаются данные куклы?» Вы готовы провести свое исследование, ребята?
Дети. Конечно, нам очень интересно провести свое исследование о куклах.
Дети. Мы готовы приступить к этой замечательной творческой работе.

Еще про Тора:  Молот Тора. Супероружие скандинавской мифологии. | Пикабу

2. Экспозиция «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы».

(Дети выполняют творческую работу на основе представленной экспозиции кукол).

Педагог. Какие вы молодцы, ребята! Вы так интересно выполнили задание! Я уверена, что вы и дома, ребята, с таким же удовольствием расскажите о нашем занятии.

3. Обзор представленных на занятии  выставок.

(Дети совместно с  педагогом проводят обзор представленных на занятии выставок).

IV. Этап первичной проверки понимания изученного

1. Творческая работа  «Старинные и современные куклы».

(Дети под руководством педагога делают сравнительный анализ старинных и современных кукол, используя экспонаты представленных на занятии кукол).

2. Подготовка материалов для изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка».

Педагог. Ребята!  Я вижу, с каким нетерпением вы ждете того момента, когда  мы приступим к увлекательному творческому процессу изготовления куклы своими руками! Сейчас мы с вами удобно разложим подготовленный  для работы материал и вспомним  технику безопасности во время работы с ножницами и иглой. (Дети рассказывают правила работы с ножницами и иглой). И пока вы все приготовите, я хочу рассказать вам об идее создания куклы «Донская казачка». Она появилась благодаря нашему творческому объединению «Росинка», в котором мы на своих  занятиях по образовательной программе «Истоки» нашего земляка – дончанина Ивана Александровича Прокопенко изучаем уникальное культурное наследие донского казачества, особенно – быт и традиции донских казаков. Вот так свои представления о донской казачке я воплотила в трогательном образе тряпичной игровой  куклы «Донская казачка».  И такую радость я почувствовала от этого и мне захотелось поделиться ее с вами, ребята. И каждый из вас, ребята, я думаю, свои представления о донской казачке постарается передать   сегодня в образе  куклы «Донская казачка». И у каждого из вас получится своя авторская «Донская казачка»!   Я сама уже сделала много кукол и с удовольствием подарила их своим станичникам!

(Дети раскладывают материал, подготовленный для изготовления куклы.  Комплект материала к занятию  по изготовлению тряпичной куклы дети формируют  заранее).

1. Лоскут белой (светлой) ткани 20х20см. для верхней части туловища куклы.
2. Лоскут цветной ткани 30х30 см. для нижней части туловища куклы.
3. Лоскут цветной или однотонной яркой ткани для платка (или косынки) 20х20 см.
4. Тесьма красного цвета или полоска ткани красного цвета (повойник) для платка, длина 15 см., ширина 1-2 см.
5. Тесьма цветная или полоска однотонной яркой ткани для пояса завески (фартука, передника), длина 20 см., ширина 2-3 см.   
6. Кружево широкое или полоска однотонной яркой ткани для завески (фартука, передника), ширина 7 см., длина 10 см.
7. Красные нитки (катушка №10 или же шерстяная нить), белые нитки (катушка №30 или №40).
8. Игла швейная.
9. Ножницы.
10. Вата (50 гр.) для наполнения куклы.

V. Этап закрепления новых знаний, способов действий и их применение

Технология изготовления  тряпичной игровой куклы «Донская казачка»

Педагог. Технология изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка» очень проста. В основе ее – узелок. В нашей куклу всего два узелка, один узелок – для  верхней части туловища куклы, а второй – для нижней части туловища куклы.  Вы, ребята, ранее обратили внимание на то, что представленные в экспозиции «Виды кукол. Обереговые, обрядовые,  и игровые куклы» куклы обереговые и обрядовые  изготовлены по  технологии «кукла – свертка». А игровые же куклы – по технологии «кукла-узелок».  На основе узелковой технологии, ребята, мы и будем   мастерить  наша игровую куклу «Донская казачка». И так, ребята, приступаем к увлекательному процессу изготовления старинной детской игрушки – тряпичной куклы в нашей маленькой мастерской казачьих ремесел.         

  1. Берем лоскут белой (светлой) ткани для верхней части туловища куклы. В середину кладем плотный комок ваты для изготовления головы куклы. Делаем голову куклы, не допуская грубых складок на лице тряпичной куклы, ниткой перевязываем ткань на месте шеи куклы.
  2. Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань, формируя ладони куклы, перевязываем ниткой на расстоянии 2-2,5 см. от края. Получаем руки куклы.
  3. Внутрь верхней части туловища куклы вкладываем немного ваты, формируя верхнюю часть туловища, затем закрепляем ниткой по талии куклы. 
  4. Полоску красной ткани (повойник) повязываем вокруг головы куклы.
  5. Берем лоскут ткани для нижней части туловища. Загибаем на нем по очереди четыре  конца к середине (можно сформировать  круг, обрезав эти лишние концы),  стежком вперед присобираем края,  подтягиваем нитку, получается юбка.
  6. Внутрь получившейся юбки вкладываем вату.
  7. Верхнюю часть куклы вставляем в юбку  и, аккуратно подтягивая нитки, завязываем. Затем пришиваем юбку к талии.
  8. Привязываем ниткой завеску (фартук, передник) кукле, затем  вверху завески (фартука, передника) привязываем поясок.
  9. На голову куклы повязываем платок (или косынку).

В процессе изготовления куклы можно использовать не только нить белого цвета, но  и красную нить, она, как и вышивка, и бусы, и кружево или же тесьма, выполняют роль оберега. Низ завески ( фартука, передника), подол юбки можно украсить вышивкой, тесьмой, кружевом. Дополнением к украшению куклы могут служить и бусы.

Готовя материалы для изготовления куклы, следует подбирать так цвета ткани, чтобы они гармонировали друг с другом, тогда кукла будет выглядеть особенно нарядной.

VI. Этап обобщения и систематизации знаний

Выставка кукол, изготовленных своими руками во время  мастер – класса

VII. Контрольный этап занятия

Сравнение результатов творческой работы  по изготовлению тряпичной игровой куклы «Донская казачка».

Итоговый блок

VIII. Итоговый этап занятия

Оценка успешности занятия.

IX. Рефлексивный этап занятия

Самооценка выполненной работы: изготовление тряпичной игровой куклы «Донская казачка» своими руками.

X. Информационный этап занятия

Определение перспективы деятельности.

Список литературы

  1. Астапенко Г. Быт, обычаи, обрядыи праздники донских казаков17 – 20 веков. – Батайск, 2002.
  2. Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. –  М., 2007
  3. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М., 1994
  4. Коноплева Н. Вторая жизнь вещей. – М., 1993
  5. Не от скуки – на все руки. – М., 1994
  6. Обряды и праздники на Дону: очерки, статьи, рекомендации. – Ростов-на-Дону, 1979.
  7. Рогачева Л. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. – Ростов-на-Дону, 2009
  8.  Юрина Н. Игрушки. – М., 1999

На защиту от оружия

«Благослови меня, Господи. На земле камень белоснежный стоит. Его вода не точит — мимо обходит. Убереги раба Божьего (имя) от стрелы нежданной иль пули шальной. Молот от наковальни отскакивает — сабля вражеская от меня отлетит; мельницы крутятся, никто ухватиться не может — и меня недругам не поймать.

Солнце и луна мир освещают и раба Божьего силой наделяют. За океаном гора виднеется, на ней замок стоит — на ключ закрыт. Брошу его в море под камень Алатырь, чтобы чародеи не видели, недруги не слышали. Воду эту никому не исчерпать, песок не сосчитать, самоцвет не поднять. Так и раба Божьего ничем не пройнять. Аминь».

При набегах

Молитвы взяты из «Тихого Дона» Шолохова М. А. Автор использовал оригинал из текстов 17—19 веков, изданных В. Орловым в его творении «Нашептывания и наговоры так называемых знахарей» и Л. Майковым в «Заговорах донских казаков».

«О Святой Дмитрий, защити раба Божьего (имя) от стрел и сабель, топора и ножа, рогатки и бердыша. От малого и старого, еретика и колдуна лихого. На острове Буяне столб кованный виднеется, на нем воин железный всякую руду заговаривает, чтобы она от раба Божьего отскакивала и назад в землю возвращалась. Укрой меня щитом позолоченным от пули и ядра, и метательного ножа. Аминь».

Ход экскурсии:

Ребята, Какая самая любимая игрушка у всех девочек? (Ответы детей). Да, одной из самых любимых игрушек девочек была кукла.

А вы знаете, что куклы могут быть не только для игры? Послушайте ребята сказку:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector