: конспект занятия по конструированию на тему «изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме»
Тайбя Нигматуллина
Конспект занятия по конструированию на тему «Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме»
Тайбя Нигматуллина
Конспект занятия по конструированию «Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме»
Тема:” Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме“
Задачи : продолжать знакомить детей с особенностями татарского национального костюма; закреплять у детей знания о татарском орнаменте; упражнять в умении из конуса делать куклу.
Цели: учить детей навыкам конструирования конусной куклы, развивать творческие способности в конструировании из бумаги, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, пространственное воображение, активизировать речь детей; воспитывать усидчивость, вызвать интерес к татарской культуре.
Предварительная работа: рассматривание узоров из татарского орнамента и кукол в татарских национальных костюмах.
Материал: бумага, клей, кисточки, салфетки, шаблоны (полукруг, шаблоны лица, камзола, тюбетеек и рукавов, образец конусной куклы.
Воспитатель: Здравствуйте! Исэнмесез! Сегодня к нам в гости пришла кукла Алсу.Обратите внимание: в какой национальный костюм она одета?
Дети: Алсу одета в татарский национальный костюм.
Воспитатель: Ребята, какие элементы татарского костюма вы знаете? Амина, назови их. (калфак, платье (кульмэк, камзол, ичиги.
Воспитатель: Расскажи про них.
-Калфак – женский головной убор, его украшали золотыми нитками и бисером.
Платье и камзол шили из парчи, из бархата. Вся одежда из ярких, дорогих тканей. Ичиги шили из кожи, узоры вышивали цветными нитками.
Воспитатель: Молодец, Амина. А теперь поиграем в игру” Найди татарский костюм“
На доске прикреплены иллюстрации с изображениями национальных костюмов (русский, татарский, чувашский,мордовский).Попробуйте среди них найти татарский костюм. Кто желает выйти показать татарский национальный костюм и рассказать о нем? (Выходит один ребенок и рассказывает о татарском костюме)
Физкультминутка:
Поднимает кукла руки,
Вверх-вниз, вверх-вниз.
А потом она танцует,
Покружись, покружись.
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись.
(на татарском языке)
Менэ нинди курчаклар (руки вперед)
Физминутка ясыйлар. (сгибание рук в локтях)
Башларын иеп биилэр (танцуют с наклонами головы)
Дус булып яшилэр. (обнимаются)
Ребята, кукла Алсу одна и она очень хочет иметь подружек. Сегодня мы с вами сделаем из бумаги кукол в татарских национальных костюмах.
Воспитатель:У вас на столах шаблоны: полукруг, шаблоны головы, камзола, тюбетеек и рукавов.
А также клей, кисточки, салфетки. Чтобы куклы получились красивыми, надо аккуратно пользоваться клеем, лишний клей убирать салфеткой. Сейчас под татарскую музыку приступаем к работе. Берем полукруг, смазываем ровный край клеем и приклеиваем. У нас получился конус. Это будет туловище куклы. Затем к туловищу приклеиваем голову куклы и рукава. Вот такая кукла у нас получается (показ образца).Но чтобы сделать куклу в татарском национальном костюме нам необходимо приклеить камзол и узоры. Узоры можно приклеить на подол «платья», на рукава, на тюбетейку.
(воспитатель при необходимости помогает детям)
Воспитатель: О чем говорили на занятии?
– Об элементах татарского костюма.
-Какую куклу делали на занятии?
-Конусную : с элементами татарского костюма.
-Ребята, Алсу очень обрадовалась своим подружкам и хочет, чтобы мы по чаще приглашали их в гости.
Душа куклы
Следует отметить, что лица были не у всех кукол. В большей степени они оставались безликими. Татары считали, что кукла, имеющая лицо, может обрести душу и даже навредить семье. Поэтому относились к ним не легкомысленно, а с должным почтением. Если кукла представляла собой женскую фигуру, то её дополнительно подвязывали поясами и платочками.
Ставили такие куклы на окна в доме сразу по несколько штук, в углу на полках, укладывали в корзины, ящики или специальные небольшие домики в подполе, но чаще всего относили на чердак. За такими куклами у татар было принято ухаживать. Им приносили подарки, кормили их и поили.
При этом куклы никогда не выбрасывались. Считалось, что кукла, сделанная собственноручно, содержит маленькую частичку души своего создателя, поэтому поделке всегда уделялись почёт и уважение. Также татарские куклы не получали имён. А ещё невероятно важным считалось настроение, с которым изготавливали кукол. Делать их следовало только с добрыми намерениями и в полном спокойствии.
Традиционные татарские куклы (курчак) изучались и изучаются этнографами и искусствоведами. Благодаря им мы можем открыть нечто ранее неизвестное о жизни и нарядах наших предков. Посетив Государственный объединённый музей Татарстана, где в наше время хранится пусть и небольшая, но весьма интересная коллекция игрушек, можно наглядно оценить искусство и посмотреть на татарские куклы и другие поделки для детей.
Как и в любом другом промысле, основная ценность народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём образе самобытность и характерные, отличительные черты народа, создающего её. Так что эти поделки являются бесценными носителями опыта и традиций народа, веками жившего рядом с русскими. По каждой детали на традиционной татарской игрушке мы можем изучать народный дух этого этноса.
Кому косы, а кому платки?
Тряпичная кукла начинается со скрутки – скрученной ткани, бересты или бумаги. Есть даже такое выражение «крутить куклу». Скрутку с помощью нитки оборачивают и закрепляют узлом. В качестве наполнителя можно использовать вату или намотать кусочки ткани, чтобы получился шарик для головы.
Вера Белоногова тщательно подбирает ткани не только для кукольных костюмов, но и для их лиц. Потемнее для лица бабушки, а для внучки посветлее. Если в костюме бабушки преобладают светлые, более сдержанные тона, то в костюме мамы больше ярких, радостных красок.
Беспроигрышный вариант для Татарстана – ткани всех оттенков зелёного – цвета, символизирующего жизнь у тюркских народов. В старину кукол делали из старой поношенной одежды. Считалось, что кукла, сделанная из одежды отца, оберегает мальчика. А девочке лучше играть с куклой, сделанной из одежды матери.
В народной традиции замужние женщины всегда надевали головной убор. Он обязателен и для тряпичных кукол. В славянской традиции молодые девушки ходили либо с одной косой, либо распускали волосы. Перед свадьбой расплетали одну косу, расчёсывали, заплетали две косы и прятали под платок.
Это означало, что с этого момента женщина заботится не только о себе, но и о муже. В татарской же традиции две косы у девушки вполне допустимы. Никаких хиджабов татарочки не носили. Надевали тюбетейки или калфаки, но причёски не были полностью закрыты.
Кызы превращается в эни
«В татарских деревнях куклы делали на щепках, – говорит Вера Белоногова. – Щепочка обматывалась ниткой или тканью. В качестве столбика для основы куклы в старину могли взять и обычную деревянную палочку или скрутить полоску бересты. Народные тряпичные делались без ножниц и иголок.
У славян любимым развлечением девочек и взрослых женщин были куколки-перевёртыши, в которой сочетаются два возраста. Вера Белоногова делает кукол-перевёртышей в татарской национальной одежде. Стоит перевернуть дочку с двумя толстыми косами (кызы), как она превращается в степенную маму (эни). Кукле-матери обязательно делали грудь из кусочка ветоши – она кормит, воспитывает своих деток.
Очень часто в семьях внучки больше дружат не с мамами, а с бабушками, у них особенно тёплые отношения. Поэтому появился и другой вариант куклы, когда мама (эни) в один миг превращается в бабушку (эби). Такая игрушка стоит примерно от 1 тыс. рублей. «Эта кукла представляет собой чудо преображения: юная девушка превращается в пожилую женщину или наоборот, старая женщина вновь становится молодой, – говорит мастер.
Мастерим народную куклу берегиню | журнал ярмарки мастеров
«Хранительница домашнего очага» — такое выражение нередко можно услышать в современной жизни. А красивое и «тёплое» слово берегиня незаслуженно позабыто. Есть мнение, что так у восточных славян звали богиню, которая являла собой собирательный образ женской силы, направленной на защиту Рода. Издревле люди изготавливали сакральные предметы, связанные с тем или иным божеством. Наши предки считали, что такие талисманы и обереги являются проводником межу человеком и Богом. Тряпичная кукла-закрутка яркое тому подтверждение. Существовала куколка связанная с богиней Берегиня. Одноимённая кукла считалась очень сильным оберегом — защитницей дома и рода от всякого лиха. Изготавливала Берегиню старшая в семье женщина-большуха. Мастерили куклу на основе столбика (закрученной в валик плотной ткани) или бересты. Одежду старались сделать яркой, праздничной. Помещали Берегиню в передний (красный) угол.
Мой мастер-класс поможет вам освоить изготовление такой куколки-столбушки. Главное иметь к тому желание, быть в добром здравии и хорошем расположении духа.
Для куклы ростом 23 см нам потребуется:
1. Плотная ткань для основы 20 х 55 см (у меня двунитка).
2. Льняная или хлопчатобумажная ткань для лица и рук 30 х 30 см.
3. Ткань на нижнюю юбку (ситец, бязь, шитьё, широкое кружево) 14 х 36 см.
4. Ткань цветная на верхнюю юбку 15 х 38 см.
5. Два квадрата из ткани что и для верхней юбки 9 х 9 см.
6. Атласная лента 1, 5 – 2 см шириной и узкое кружево на очельник. Длина 12 см.
7. Две узкие атласные ленточки для лямочек у сарафана 13 см. Можно не делать лямочки.
8. Лоскут ткани для передника 7 х 14 см.
9. Нитки красные натуральные.
10. Треугольник ткани для косынки, по длинной стороне 23 см, высота 10 см.
11. Вата для объема головы.
Берём ткань для основы и по короткой стороне закручиваем в плотный валик. Заканчивая закрутку, не забываем край подогнуть внутрь. Перевязываем получившийся столбик нитью в трёх местах.
На один из концов накручиваем вату, формируя таким образом объём головы.
Кладём заготовку на квадрат ткани для головы и рук таким образом, чтобы голова была по центру, а другой конец лежал на уголке. И перегибаем ткань по диагонали, накрывая столбик-основу.
Опускаем свободные концы квадрата вниз и перевязываем чуть ниже головы, попутно расправляя морщинки, убираем их с лица. Если лицо получается плоским, прежде чем перевязать добавьте на лицо ваты.
Свободные концы ткани выправляем в стороны. Кончики уголков и срезы заправляем внутрь (примерно на 1,5 см).
Формируем куколке ладони. Отступив от края уголка 1,5-2 см, перевязываем нитью. Руки готовы.
Перевязываем основу по линии груди (ровно под руками) и по туловищу двумя крестами. Далее будем надевать на куклу нижнюю юбку. Берём ткань (у меня шитьё), кладём лицевой стороной вверх, по центру, лицом вниз кладём куклу. Нижний край ткани на 1, 5 см ниже линии груди.
Оборачиваем ткань вокруг куклы, приподняв вверх руки. Края ткани накладываем друг на дуга. По линии груди приматываем ткань к туловищу.
Расправляем юбку вниз.
Приступаем к изготовлению груди. Берём два квадратика ткани, кладём изнанкой вверх, по центру помещаем плотно скатанные комочки ваты. собираем ткань в щепоть и туго перевязываем нитью. Концы нитей оставляем длиной сантиметров по 5.
Связываем груди друг с другом. Примотаем лямочки из узкой атласной ленты. по линии талии.
Привяжем к туловищу грудь. Приматываем по линии груди под руками, на груди и спине крестом. Оденем на куколку сарафанчик таким же способом как и нижнюю юбку.
Расправим юбку вниз и привяжем передник. Если желаете пришить к переднику ленточку или кружево, сделайте это заранее, когда ещё не приступили к изготовлению куколки. Кладём лоскут ткани для передника на лицо куклы изнанкой вверх и привязываем передник под грудью. ткань расправляем вниз.
Наденем Берегинюшке на голову очельник. Вначале расположим по линии лба кружево, сверху ленточку, так, чтобы край кружева выглядывал. Оборачиваем вокруг головы и на затылке завяжем узелком.
Повяжем голову куклы платочком, узелок завяжем сзади.
Вот и готова кукла Берегиня — хранительница домашнего очага.
Рекомендации:
Если вы изготавливаете не просто предмет интерьера, а оберег, постарайтесь соблюдать определённые правила.
- Куколку мастерят в уединении и на один раз.
- Попросите прощения у своих предков за то что считаете себя лучше их (если это так).
- Поблагодарите свой Род за то, что он у вас есть.
- Материал для куколки лучше взять не новый. Будет идеально если куколка получит от каждого члена семьи по лоскуту от его одежды. Понятно ткань не должна быть сильно заношенной и чистой.
- Вместо столбика из ткани для основы можно использовать закрученную бересту. Берёза считалась деревом Берегини.
- У меня Берегиня получилась ростом 23 см. Будет неплохо если вы изготовите куклу большего размера т.к делали Берегинюшек высокими.
Надеюсь у вас всё получилось!?
Творческих успехов и вдохновения!
Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега – презентация онлайн
Автор мастер-класса учитель географии
1 квалификационной категории
МБОУ «Многопрофильный лицей №11 им.В.Г.Мендельсона»,
магистрант 2 курса УлГПУ им.И.Н.Ульянова
Идиятуллова Лилия Наильевна
г.Ульяновск
http://tehnologiya.ucoz.ru/
Традиционная татарская кукла делается из шерстяных ниток. Кукле-женщине
делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как
говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары и башкиры
куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных
черт лица, что связано со старинными народными традициями.
Все народные татаро-башкирские куклы делались так, чтобы ребенок мог
задействовать свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам.
В русском селе делались похожие куклы-скрутки, они тоже были без лица.
Так почему же у народной куклы
нет лица?
• Традиционная тряпичная кукла
безлика. Лицо, как правило, не
обозначалось, оставалось белым.
Кукла
без
лица
считалась
предметом
неодушевленным,
недоступным для вселения в него
злых, недобрых сил, а значит, и
безвредным для ребенка. Она
должна
была
принести
ему
благополучие, здоровье, радость.
Это было чудо: из нескольких
тряпочек, ниток, без рук, без ног,
без
обозначенного
лица
передавался характер куклы. Кукла
была
многолика,
она
могла
смеяться и плакать.
• Нитки разных цветов
(черные, белые,
красные, зелёные)
• Лист картона
• Полоска скотча
• Ножницы
Техника безопасности при работе с ножницами
1. При работе внимательно следите за направлением
резания.
2. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным
шарнирным креплением.
3. Не держите ножницы лезвием вверх.
4. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
5. Не режьте ножницами на ходу.
6. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
7. Во время работы удерживайте материал левой рукой
так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Подготовить три пучка ниток:
черные – 30 см,
белые – 12-15 см,
зелёные – 25 см.
Черные нитки сложить
пополам, как показано на фото
Спрячьте внутрь белые и черные нитки, а
зелёные нитки расположите вокруг них
Свяжите все
нитки в единый
пучок, как
показано на фото
Отделите черные нитки (они будут волосами
нашей куклы), сформируйте голову куклы и
завяжите крепко ниткой белого цвета.
• Приступим к плетению кос нашей куклы. Для этого разделите
на две равные части волосы (черные нити) и заплетите две
косички. На концах свяжите их чёрными нитями.
• Свяжите оставшиеся белые нити так, как показано на фото №3.
• Теперь необходимо одеть нашу куклу. Для
этого возьмите красные нити (50 см) и
повесьте их на нить, которой затем обхватите
тело куклы и завяжите.
Изготовим руки для куклы. Для
этого возьмите 15 см белых
нитей и сплетите косичку.
Проведите её через внутреннюю
часть куклы.
• Осталось
совсем
немного. Отрежьте
полоску
картона
шириной 1-2 см,
снимите
мерку
головы и обмотайте
полоску красными
нитками.
• Завершающим
этапом
будет
изготовление передника и основы
для куклы.
• Сначала отмерьте нужной вам
длины белые нитки и обвяжите ими
вашу куклу.
• Оставшийся лист картона скрутите в
конус и закрепите его скотчем.
• Посадите куклу, распределив нити
её платья по конусу.
• Проявите свою фантазию. Можете
украсить куклу по своему желанию.
• Желаю Вам творческих успехов!
• Страна мастеров – https://stranamasterov.ru/node/760054
• Социальная
сеть
работников
образования
https://mytor.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/06/02/tekhnikabezopasnosti-pri-rabote-s-nozhnitsami
–
Народная татарская кукла – путешествие к истокам далеких предков. | образовательная социальная сеть
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Камышла Самарской области.
Научно-исследовательская работа
по теме:
Народная татарская кукла –
путешествие к истокам далеких предков.
Выполнила:
Ахмадуллина Алина
ученица 7А класса
ГБОУ СОШ с. Камышла
Руководитель:
А.Н. Пупкова
учитель технологии
с.Камышла 2021г
Актуальность проблемы:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Шефнер Вадим Сергеевич
В наше современное время благосостояние жителей России заметно улучшилось, в результате чего практически каждая семья имеет в доме компьютер или ноутбук. Нередко основное место в жизни детей занимают компьютерные игры с сомнительными по своему содержанию процессами. Современная техника вытесняет из жизни детей простые обыкновенные игрушки, которые должны способствовать правильному развитию ребенка. Мальчики перестали играть с машинками, девочки забыли про куклы, а ведь кукла всегда считалась самой древней и самой востребованной игрушкой.
Камышлинский район издавна считается татарским районом Самарской области. Но, к сожалению, в редком доме в селе Камышла можно встретить татарскую народную куклу. Многие дети не знают, как выглядит татарская народная кукла. Я думаю, что подрастающее поколение захочет знать, какими куклами играли их бабушки, как куклы выглядели, какую символику они носили. Где же искать ответы на все эти вопросы? Можем ли мы вообще узнать, с помощью каких игрушек воспитывались татарские дети в давние времена? Для чего мы выбрали эту проблему? В первую очередь для того, чтобы глубже изучить происхождение татарской народной куклы, а так же возродить технологию изготовления куклы своими руками.
Сейчас редко кто интересуется прошлым своей малой родины, и это так же является настоящей проблемой. Но потребность знать традиции и обычаи татарского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, приобщиться к ее истокам все равно возникнет. Актуальность работы еще и в том, что мы очень мало знаем о своей культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают.
Именно все эти вопросы в совокупности побудили нас разработать научно-исследовательскую работу, которая поможет возродить исчезающие традиции татарского народа через татарскую народную куклу, ведь не секрет, что она была незаслуженно забыта.
Цель нашего проекта – исследовать происхождение традиционной татарской народной куклы через расширение знаний об истории татарской народной культуры.
Задачи:
– изучить технологию изготовления татарской народной куклы;
– создать методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток и распространить его на традиционном районном национальном празднике Сабантуй;
-изготовить татарскую народную куклу из шерстяных нитей;
Объект исследования: татарская народная кукла.
Источники исследования: Исследование базируется на конкретном материале, собранном нами в ходе непосредственного общения с пожилыми людьми, а также материалы, накопленные в ходе наших наблюдений .
Методы и приемы исследования. Для анализа фактического материала были использованы следующие методы: исследовательский; социальный опрос и анализ результатов; практический.
В ходе исследования мы опирались на последние научные достижения в данном направлении, изложенные в трудах ведущих ученых России и Татарстана: З.Р. Зигангирова, Габделькаюм Габдулнасырова , Хакимова Р.С, Салихова Р.Р., Хайрутдинова Р.Р.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы на уроках родного (татарского) языка, в музее нашей школы при проведении экскурсий.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в Камышлинском районе будет создано и распространено на национальном празднике Сабантуй методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток, и там же будет организована выставка – продажа татарской национальной куклы из шерстяных ниток.
История возникновения народной куклы.
Собирая информацию, мы узнали, что куклы возникли около пяти веков назад до нашей эры в Древней Греции, они были игровые и обереговые. Слово «кукла» родственно греческому «киклос», что означает круг, то есть что-то свернутое. Куклу научилась сворачивать из старых лоскутков ткани, в которые набивали золу, вату, зерно, паклю, опилки. Куклу лепили из глины, воска, плели из лыка, травы, сена, соломы. Устойчивые признаки кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание о ее связи с культом плодородия и материнства. В древние времена многие куклы служили мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.
Куклы – обереги
Кувадка – одна из самых простых обережных кукол. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца | |
Пеленашка. Эту куклу укладывали в люльку рядом с младенцем, приговаривая: Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой | |
Купавка. Эту куколку на крестообразной основе делали специально для праздника Ивана Купалы. Наряжали в красивую женскую одежду, при этом девушки загадывали заветные желания. На рукава завязывали ленточки. Считалось, что ленточки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Кукол отправляли плыть по реке. | |
Кубышка – травница использовалась для очищения воздуха в доме и профилактики заболеваний. | |
Лихоманки-приманки. Их роль – привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Считалось, что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них, а человека не тронет. | |
Кукла Берестушка – обережная кукла, которая защищает дом от порчи, сглаза и дурных людей. А так же хранит покой и благополучие в доме. | |
Кукла Десятиручка призвана помогать девушкам, которые готовят своё приданое или готовятся к ближайшему замужеству. Кукла Десятиручка также использовалась в свадебных церемониях, как подарок невесте, что бы у неё всё ладилось, успевалось и получалось в быту. | |
Кукла Неразлучка изготавливалась для молодоженов. Она дарилась с пожеланиями счастливого совместного проживания. Обе куколки находятся на одной общей руке. Их невозможно разделить, не разрушив все. Они всегда вдвоем. | |
Крупеничка — обережная кукла, притягивающая в дом достаток и богатство. Основным ее символом является крупа, которая означает хороший урожай и прибыль. | |
Кукла Коза символизирует богатство, обильный урожай, здоровье, жизнеспособность. | |
Берегиня помогает защитить дом. И ещё она приносит в дом достаток, для чего в руки ей даётся узелок. |
Куклы использовались на праздничных обрядах и свадьбах, а также служили символом продолжения рода, плодородия, оберега людей и жилья, защиты мужчин в военной службе, уюта и благополучия в доме. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре.
Игровые куклы
Со временем появились игровые куклы, которыми играли дети. В играх с куклами дети учились общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду. Пока дети были маленькими, кукол для них делали взрослые близкие люди. Вырастая, дети начинали сами изготавливать для себя кукол. Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие – помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты.
Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Кукла считалась лучшим подарком. Кукла – это знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
История возникновения татарской народной куклы
Одно из древнейших сел Камышлинского района – село Камышла, которое, согласно преданиям, было основано в 1580 году. Сначала шесть русских семей поселились в урочище на левом берегу речки Уксады. В 1580 году они переселились к речке Камышлинке, положив начало основанию села Камышла. 1581 году к первым поселенцам прибыли десять семей из Башкирии. С начала XVII века здесь стали селиться казанские татары. Так говорится в предании. В формировании населения нашего татарского села приняли участие представители двух крупных групп татар Поволжья и Приуралья. Это казанские татары и татары – мишари. Кроме них в формировании населения участвовали и башкиры.
Таким образом, формирование поселения, языка, традиций села Камышла, как впрочем, большинство остальных татарских сел Камышлинского района, было многокомпонентным. В документах 1882 года, доставленных волостными правлениями в Самарскую губернскую земскую управу жители села Камышла причислены к татарам. Но это не значит, что в Камышле проживают только татары. Так как Камышла находится в Самарской области , в этом селе есть русские, мордва, чуваши. И татары живут, работают бок о бок с людьми других национальностей, совместно отмечают праздники, перенимают опыт друг друга. И если мы сравним игрушки перечисленных ранее народностей, то мы увидим, что татарские народные игрушки и народные игрушки русских, чувашей, мордвы были похожи как в давние времена, так и в современное время. Отличие можно увидеть лишь только в народных костюмах, украшениях и атрибутах.
Старинная народная кукла
Современная народная кукла
Собирая информацию, мы познакомились с Ахмадуллиной Сарией Габдулхаковной (1936 год рождения) и Валиевой Танзилей Мадхатовной (1938 год рождения). Из воспоминаний бабушек (Приложение 1) мы узнали, что в селе Камышла женщины сами создавали кукол для своих детей и передавали их из поколения в поколение. Очень важным считалось делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.
По татарскому поверью, куклу нельзя выкидывать, считается что кукла, сделанная своими руками, несет в себе частичку души своего создателя. Поэтому в татарских семьях кукол бережно складывали в сундук для будущих поколений. Традиционная татарская кукла делалась из древесной щепы, лоскутов или шерстяных ниток. Кукле–женщине делали платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». ( Приложение2)
Имен татары куклам не давали.
Исследования показали, что татарская народная кукла 70 лет назад изготавливалась из ткани, щепок или шерстяных нитей. Одежда куклы была зеленого, желтого или белого цвета и включала в себя платье с длинным рукавом, калфак , фартук. Кукла имела две длинные косы черного цвета.
Вывод:
Кукла не очень изменилась и сохранила свой первозданный вид. Её по- прежнему изготавливают из шерстяных ниток, одежда и прическа остались прежними.
Заключение
Работая над проектом, мы узнали, что традиционной игрушкой в быту татарской деревни в крестьянских семьях с давних времён была кукла. Изготовление кукол было сугубо женским делом. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Искусство это очень древнее. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались тряпочки, шерсть, глина, дерево, кость, солома и даже творог. Все татарские куклы были похожи в одном: у них не было лица и имени.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Результатом нашей научно-исследовательской работы стала татарская народная кукла из шерстяных ниток и методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток. (Приложение2).
Традиционная татарская кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная фигурка выполняет коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной татарской народной куклы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина.
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2008.- 30 ноября
5. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008.- 15 ноября
6. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. – 20 ноября
Приложение №1
Из воспоминаний Валиевой Танзили Мадхатовны.
Кукла, которая была у меня в детстве, очень отличалась от современных кукол. Она была сшитая из разноцветной ткани, набита обычно ватой. У кого в семьях не было ваты, куклы набивали древесными опилками. Куклу мне сшила мама своими руками, так как в магазинах, если они и продавались, были не по карману моим родителям. Вместо глаз у моей куклы были пуговицы. Волосы были сделаны из обыкновенной овечьей шерсти. Как и все девочки, я очень любила переодевать свою куклу, но нарядов было не много, т.к. во времена моего детства ситец был редкостью в нашей семье. И все-таки моя мама старалась выделить мне лоскутки ткани, из которых я с большим удовольствием шила наряды для своей куклы. Татарские женщины шили куклы своим дочерям со всей своей любовью и душевной теплотой. Девочки ценили труд своих матерей и поэтому относились к куклам очень бережно и долгое время играли в них.
Из воспоминаний Ахмадуллиной Сарии Габдулхаковны
Когда я была ребенком, у меня была всего одна кукла- и была она тряпичная, с длинной косой, в вышитом фартуке ( я вышивала его сама). Семья у нас была небогатой, игрушками нас не баловали. После меня с этой куклой играли еще трое младших сестер.
Кукла была сделана из мешковины. Это считалось очень здорово, т.к. у моих подружек были соломенные куклы. Татарская национальная кукла в нашей деревне всегда была черноволосой, с двумя длинными косами. Вместо глаз сверкали черные пуговички. Одежду куклам шили мамы, бабушки, нередко и сами девочки. В основном шили простое платье, с длинными рукавами, его старались шить из материала зеленого или желтого цвета. Главным элементом в кукле был фартук. Обычно для его изготовления использовали светлую ткань, затем бережно вышивали узоры-цветы с листочками. Голову куклы всегда покрывали либо платком, либо калфаком. Я детства берегла свою куклу, ценила ее, и гордилась тем, что вышила фартук куклы сама!
Приложение №3
Инструменты и материалы, которые понадобятся для изготовления татарской народной куклы из шерстяных нитей.
Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению
Инструменты и материалы готовы, технику безопасности повторили, и сейчас мы приступим к созданию татарской национальной куклы.
Технологическая карта изготовления татарской народной куклы
№ | Последовательность выполнения работы | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1 | Сделать несколько отрезков серой нити длиной 50 см | Ножницы, нить | |
2 | Сделать несколько отрезков серой нити длиной 40 см | Ножницы, нить | |
3 | Сделать несколько отрезков белой нити длиной 20 см | Ножницы, нить | |
4 | Сформировать красивую голову и связать белой нитью. | Нить | |
5 | Отрезать 50 см белой нити (3отрезка) и сплести косу, получатся руки | Нить | |
6 | Сложить косичку под серую пряжу | Нить | |
7 | Связать серой ниткой на талии | Нить | |
8 | Сделать платье из зеленой и желтой пряжи и завязать на шее | Нить | |
9 | Сплести две косички и украсить ими кофточку и пояс куклы | Нить | |
10 | Разделить волосы на две равные части и заплести косы | Нить | |
11 | Замерить объем головы и вырезать из картона каркас для шапки | Ножницы, картон, клей | |
12 | Нарезать нить на отрезки длиной 20см и обвязать вокруг картона, надеть на голову | Нить, ножницы | |
13 | Сделать кулек из картона, установить на него куклу и закрепить клеем | Картон, ножницы, клей |
Продукт нашей деятельности
Экономические расчеты:
Нити – 90 рублей
Картон – взяли дома, поэтому цены не имеет
Клей – 10 рублей
Итого: 110 рублей
Свою работу мы оценили 100 рублей, в результате кукла стоит 200 рублей.
Экологическое обоснование:
Кукла выполнена из натуральных экологически чистых шерстяных нитей, поэтому не приносит вреда окружающей среде и здоровью человека.
Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма | журнал ярмарки мастеров
Мои куколки в татарском костюме:
Пятая:
Четвертая:
Третья:
Вторая:
Первая:
История возникновения татарского национального костюма берет свое начало с середины XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Влияние на татарский наряд оказали поволжские татары и традиции народов Востока.
Женский костюм состоит из длинной туникообразной рубахи с длинными рукавами и длинной распашной верхней одежды со сплошным остовом. Низ рубахи и рукава украшались воланами. Признаком к национальной принадлежности является монументальность, и у женщин она проявлялась в массивных украшениях, которые были везде: на груди, на руках, на ушах.
Женщины поверх рубахи надевали безрукавку или камзол, который шился из цветного или однотонного бархата, а борта и низ камзола были украшены золотой тесьмой или мехом.
Главным элементом национального костюма являлся головной убор. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.
Кстати, калфаки тоже были разными. Некоторые чем-то напоминали тюбитейку, также украшенную и расшитую золотыми нитками, другой вид имел тряпичный заостренный конец, к которому крепилась бахрома из золотых ниток, свисающая немного вперед к лицу.
У каждой свой характер
«Конечно же, у каждой куклы есть свой характер, – рассуждает Вера Белоногова. – Думаю, то, какой она получится, во многом зависит от самого мастера». Вера Васильевна вспоминает, как девочка, увлекающаяся танцами, выбрала для своей куклы изогнутую палочку.
И её кукла будто бы тоже начала танцевать. Другая мастерица сшила для куклы сарафан, а он вдруг оказался ей велик. «Что-то кукла то худеет, то толстеет! Ну это точно про меня!» – смеётся женщина. А её подруге долго не удавалась кукольная рука: выходила то короче, то длиннее.
Оказалось, что у женщины в тот момент действительно болела рука. «В кукле в той или иной степени отражается человек, – считает Вера Белоногова. – Многие воспринимают изготовление кукол как медитацию. Можно гармонизировать свой внутренний мир. Выравнивая куклу, вы выравниваете себя.