Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега – презентация онлайн

: конспект занятия по конструированию на тему «изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме»

Тайбя Нигматуллина
Конспект занятия по конструированию на тему «Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме»

Тайбя Нигматуллина

Конспект занятия по конструированию «Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме»

Тема:” Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме

Задачи : продолжать знакомить детей с особенностями татарского национального костюма; закреплять у детей знания о татарском орнаменте; упражнять в умении из конуса делать куклу.

Цели: учить детей навыкам конструирования конусной куклы, развивать творческие способности в конструировании из бумаги, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, пространственное воображение, активизировать речь детей; воспитывать усидчивость, вызвать интерес к татарской культуре.

Предварительная работа: рассматривание узоров из татарского орнамента и кукол в татарских национальных костюмах.

Материал: бумага, клей, кисточки, салфетки, шаблоны (полукруг, шаблоны лица, камзола, тюбетеек и рукавов, образец конусной куклы.

Воспитатель: Здравствуйте! Исэнмесез! Сегодня к нам в гости пришла кукла Алсу.Обратите внимание: в какой национальный костюм она одета?

Дети: Алсу одета в татарский национальный костюм.

Воспитатель: Ребята, какие элементы татарского костюма вы знаете? Амина, назови их. (калфак, платье (кульмэк, камзол, ичиги.

Воспитатель: Расскажи про них.

-Калфак – женский головной убор, его украшали золотыми нитками и бисером.

Платье и камзол шили из парчи, из бархата. Вся одежда из ярких, дорогих тканей. Ичиги шили из кожи, узоры вышивали цветными нитками.

Воспитатель: Молодец, Амина. А теперь поиграем в игру” Найди татарский костюм

На доске прикреплены иллюстрации с изображениями национальных костюмов (русский, татарский, чувашский,мордовский).Попробуйте среди них найти татарский костюм. Кто желает выйти показать татарский национальный костюм и рассказать о нем? (Выходит один ребенок и рассказывает о татарском костюме)

Физкультминутка:

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз.

А потом она танцует,

Покружись, покружись.

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись.

(на татарском языке)

Менэ нинди курчаклар (руки вперед)

Физминутка ясыйлар. (сгибание рук в локтях)

Башларын иеп биилэр (танцуют с наклонами головы)

Дус булып яшилэр. (обнимаются)

Ребята, кукла Алсу одна и она очень хочет иметь подружек. Сегодня мы с вами сделаем из бумаги кукол в татарских национальных костюмах.

Воспитатель:У вас на столах шаблоны: полукруг, шаблоны головы, камзола, тюбетеек и рукавов.

А также клей, кисточки, салфетки. Чтобы куклы получились красивыми, надо аккуратно пользоваться клеем, лишний клей убирать салфеткой. Сейчас под татарскую музыку приступаем к работе. Берем полукруг, смазываем ровный край клеем и приклеиваем. У нас получился конус. Это будет туловище куклы. Затем к туловищу приклеиваем голову куклы и рукава. Вот такая кукла у нас получается (показ образца).Но чтобы сделать куклу в татарском национальном костюме нам необходимо приклеить камзол и узоры. Узоры можно приклеить на подол «платья», на рукава, на тюбетейку.

(воспитатель при необходимости помогает детям)

Воспитатель: О чем говорили на занятии?

– Об элементах татарского костюма.

-Какую куклу делали на занятии?

-Конусную : с элементами татарского костюма.

-Ребята, Алсу очень обрадовалась своим подружкам и хочет, чтобы мы по чаще приглашали их в гости.

Конспект занятия по конструированию на тему «Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме»

Душа куклы

Следует отметить, что лица были не у всех кукол. В большей степени они оставались безликими. Татары считали, что кукла, имеющая лицо, может обрести душу и даже навредить семье. Поэтому относились к ним не легкомысленно, а с должным почтением. Если кукла представляла собой женскую фигуру, то её дополнительно подвязывали поясами и платочками.

Ставили такие куклы на окна в доме сразу по несколько штук, в углу на полках, укладывали в корзины, ящики или специальные небольшие домики в подполе, но чаще всего относили на чердак. За такими куклами у татар было принято ухаживать. Им приносили подарки, кормили их и поили.

При этом куклы никогда не выбрасывались. Считалось, что кукла, сделанная собственноручно, содержит маленькую частичку души своего создателя, поэтому поделке всегда уделялись почёт и уважение. Также татарские куклы не получали имён. А ещё невероятно важным считалось настроение, с которым изготавливали кукол. Делать их следовало только с добрыми намерениями и в полном спокойствии.

Традиционные татарские куклы (курчак) изучались и изучаются этнографами и искусствоведами. Благодаря им мы можем открыть нечто ранее неизвестное о жизни и нарядах наших предков. Посетив Государственный объединённый музей Татарстана, где в наше время хранится пусть и небольшая, но весьма интересная коллекция игрушек, можно наглядно оценить искусство и посмотреть на татарские куклы и другие поделки для детей.

Как и в любом другом промысле, основная ценность народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём образе самобытность и характерные, отличительные черты народа, создающего её. Так что эти поделки являются бесценными носителями опыта и традиций народа, веками жившего рядом с русскими. По каждой детали на традиционной татарской игрушке мы можем изучать народный дух этого этноса.

Кому косы, а кому платки?

Тряпичная кукла начинается со скрутки – скрученной ткани, бересты или бумаги. Есть даже такое выражение «крутить куклу». Скрутку с помощью нитки оборачивают и закрепляют узлом. В качестве наполнителя можно использовать вату или намотать кусочки ткани, чтобы получился шарик для головы.

Вера Белоногова тщательно подбирает ткани не только для кукольных костюмов, но и для их лиц. Потемнее для лица бабушки, а для внучки посветлее. Если в костюме бабушки преобладают светлые, более сдержанные тона, то в костюме мамы больше ярких, радостных красок.

Беспроигрышный вариант для Татарстана – ткани всех оттенков зелёного – цвета, символизирующего жизнь у тюркских народов. В старину кукол делали из старой поношенной одежды. Считалось, что кукла, сделанная из одежды отца, оберегает мальчика. А девочке лучше играть с куклой, сделанной из одежды матери.

В народной традиции замужние женщины всегда надевали головной убор. Он обязателен и для тряпичных кукол. В славянской традиции молодые девушки ходили либо с одной косой, либо распускали волосы. Перед свадьбой расплетали одну косу, расчёсывали, заплетали две косы и прятали под платок.

Это означало, что с этого момента женщина заботится не только о себе, но и о муже. В татарской же традиции две косы у девушки вполне допустимы. Никаких хиджабов татарочки не носили. Надевали тюбетейки или калфаки, но причёски не были полностью закрыты.

Кызы превращается в эни

«В татарских деревнях куклы делали на щепках, – говорит Вера Белоногова. –  Щепочка обматывалась ниткой или тканью. В качестве столбика для основы куклы в старину могли взять и обычную деревянную палочку или скрутить полоску бересты. Народные тряпичные делались без ножниц и иголок.

У славян любимым развлечением девочек и взрослых женщин были куколки-перевёртыши, в которой сочетаются два возраста. Вера Белоногова делает кукол-перевёртышей в татарской национальной одежде. Стоит перевернуть дочку с двумя толстыми косами (кызы), как она превращается в степенную маму (эни). Кукле-матери обязательно делали грудь из кусочка ветоши – она кормит, воспитывает своих деток.

Очень часто в семьях внучки больше дружат не с мамами, а с бабушками, у них особенно тёплые отношения. Поэтому появился и другой вариант куклы, когда мама (эни) в один миг превращается  в бабушку (эби). Такая игрушка стоит примерно от 1 тыс. рублей.  «Эта кукла представляет собой чудо преображения: юная девушка превращается в пожилую женщину или наоборот, старая женщина вновь становится молодой, – говорит мастер.

Мастерим народную куклу берегиню | журнал ярмарки мастеров

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 1

«Хранительница домашнего очага» — такое выражение нередко можно услышать в современной жизни. А красивое и «тёплое» слово берегиня незаслуженно позабыто. Есть мнение, что так у восточных славян звали богиню, которая являла собой собирательный образ женской силы, направленной на защиту Рода. Издревле люди изготавливали сакральные предметы, связанные с тем или иным божеством. Наши предки считали, что такие талисманы и обереги являются проводником межу человеком и Богом. Тряпичная кукла-закрутка яркое тому подтверждение. Существовала куколка связанная с богиней Берегиня. Одноимённая кукла считалась очень сильным оберегом — защитницей дома и рода от всякого лиха. Изготавливала Берегиню старшая в семье женщина-большуха. Мастерили куклу на основе столбика (закрученной в валик плотной ткани) или бересты. Одежду старались сделать яркой, праздничной. Помещали Берегиню в передний (красный) угол.

Мой мастер-класс поможет вам освоить изготовление такой куколки-столбушки. Главное иметь к тому желание, быть в добром здравии и хорошем расположении духа.

Для куклы ростом 23 см нам потребуется:

1. Плотная ткань для основы 20 х 55 см (у меня двунитка).

2. Льняная или хлопчатобумажная ткань для лица и рук 30 х 30 см.

3. Ткань на нижнюю юбку (ситец, бязь, шитьё, широкое кружево) 14 х 36 см.

4. Ткань цветная на верхнюю юбку 15 х 38 см.

5. Два квадрата из ткани что и для верхней юбки 9 х 9 см.

6. Атласная лента 1, 5 – 2 см шириной и узкое кружево на очельник. Длина 12 см.

7. Две узкие атласные ленточки для лямочек у сарафана 13 см. Можно не делать лямочки.

Еще про Тора:  Мастер-класс «Кукла-оберег «Рождественский ангел». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

8. Лоскут ткани для передника 7 х 14 см.

9. Нитки красные натуральные.

10. Треугольник ткани для косынки, по длинной стороне 23 см, высота 10 см.

11. Вата для объема головы.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 2

Берём ткань для основы и по короткой стороне закручиваем в плотный валик. Заканчивая закрутку, не забываем край подогнуть внутрь. Перевязываем получившийся столбик нитью в трёх местах.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 3

На один из концов накручиваем вату, формируя таким образом объём головы.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 4

Кладём заготовку на квадрат ткани для головы и рук таким образом, чтобы голова была по центру, а другой конец лежал на уголке. И перегибаем ткань по диагонали, накрывая столбик-основу.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 5

Опускаем свободные концы квадрата вниз и перевязываем чуть ниже головы, попутно расправляя морщинки, убираем их с лица. Если лицо получается плоским, прежде чем перевязать добавьте на лицо ваты.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 6

Свободные концы ткани выправляем в стороны. Кончики уголков и срезы заправляем внутрь (примерно на 1,5 см).

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 7

Формируем куколке ладони. Отступив от края уголка 1,5-2 см, перевязываем нитью. Руки готовы.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 8

Перевязываем основу по линии груди (ровно под руками) и по туловищу двумя крестами. Далее будем надевать на куклу нижнюю юбку. Берём ткань (у меня шитьё), кладём лицевой стороной вверх, по центру, лицом вниз кладём куклу. Нижний край ткани на 1, 5 см ниже линии груди.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 9

Оборачиваем ткань вокруг куклы, приподняв вверх руки. Края ткани накладываем друг на дуга. По линии груди приматываем ткань к туловищу.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 10

Расправляем юбку вниз.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 11

Приступаем к изготовлению груди. Берём два квадратика ткани, кладём изнанкой вверх, по центру помещаем плотно скатанные комочки ваты. собираем ткань в щепоть и туго перевязываем нитью. Концы нитей оставляем длиной сантиметров по 5.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 12

Связываем груди друг с другом. Примотаем лямочки из узкой атласной ленты. по линии талии.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 13

Привяжем к туловищу грудь. Приматываем по линии груди под руками, на груди и спине крестом. Оденем на куколку сарафанчик таким же способом как и нижнюю юбку.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 14

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 15

Расправим юбку вниз и привяжем передник. Если желаете пришить к переднику ленточку или кружево, сделайте это заранее, когда ещё не приступили к изготовлению куколки. Кладём лоскут ткани для передника на лицо куклы изнанкой вверх и привязываем передник под грудью. ткань расправляем вниз.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 16

Наденем Берегинюшке на голову очельник. Вначале расположим по линии лба кружево, сверху ленточку, так, чтобы край кружева выглядывал. Оборачиваем вокруг головы и на затылке завяжем узелком.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 17

Повяжем голову куклы платочком, узелок завяжем сзади.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 18

Вот и готова кукла Берегиня — хранительница домашнего очага.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 19

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 20

Рекомендации:

Если вы изготавливаете не просто предмет интерьера, а оберег, постарайтесь соблюдать определённые правила.

  • Куколку мастерят в уединении и на один раз.
  • Попросите прощения у своих предков за то что считаете себя лучше их (если это так).
  • Поблагодарите свой Род за то, что он у вас есть.
  • Материал для куколки лучше взять не новый. Будет идеально если куколка получит от каждого члена семьи по лоскуту от его одежды. Понятно ткань не должна быть сильно заношенной и чистой.
  • Вместо столбика из ткани для основы можно использовать закрученную бересту. Берёза считалась деревом Берегини.
  • У меня Берегиня получилась ростом 23 см. Будет неплохо если вы изготовите куклу большего размера т.к делали Берегинюшек высокими.

Надеюсь у вас всё получилось!?

Творческих успехов и вдохновения!

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега – презентация онлайн

Автор мастер-класса учитель географии

1 квалификационной категории

МБОУ «Многопрофильный лицей №11 им.В.Г.Мендельсона»,

магистрант 2 курса УлГПУ им.И.Н.Ульянова

Идиятуллова Лилия Наильевна

г.Ульяновск

http://tehnologiya.ucoz.ru/

Традиционная татарская кукла делается из шерстяных ниток. Кукле-женщине

делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как

говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары и башкиры

куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных

черт лица, что связано со старинными народными традициями.

Все народные татаро-башкирские куклы делались так, чтобы ребенок мог

задействовать свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам.

В русском селе делались похожие куклы-скрутки, они тоже были без лица.

Так почему же у народной куклы

нет лица?

• Традиционная тряпичная кукла

безлика. Лицо, как правило, не

обозначалось, оставалось белым.

Кукла

без

лица

считалась

предметом

неодушевленным,

недоступным для вселения в него

злых, недобрых сил, а значит, и

безвредным для ребенка. Она

должна

была

принести

ему

благополучие, здоровье, радость.

Это было чудо: из нескольких

тряпочек, ниток, без рук, без ног,

без

обозначенного

лица

передавался характер куклы. Кукла

была

многолика,

она

могла

смеяться и плакать.

• Нитки разных цветов

(черные, белые,

красные, зелёные)

• Лист картона

• Полоска скотча

• Ножницы

Техника безопасности при работе с ножницами

1. При работе внимательно следите за направлением

резания.

2. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным

шарнирным креплением.

3. Не держите ножницы лезвием вверх.

4. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

5. Не режьте ножницами на ходу.

6. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

7. Во время работы удерживайте материал левой рукой

так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Подготовить три пучка ниток:

черные – 30 см,

белые – 12-15 см,

зелёные – 25 см.

Черные нитки сложить

пополам, как показано на фото

Спрячьте внутрь белые и черные нитки, а

зелёные нитки расположите вокруг них

Свяжите все

нитки в единый

пучок, как

показано на фото

Отделите черные нитки (они будут волосами

нашей куклы), сформируйте голову куклы и

завяжите крепко ниткой белого цвета.

• Приступим к плетению кос нашей куклы. Для этого разделите

на две равные части волосы (черные нити) и заплетите две

косички. На концах свяжите их чёрными нитями.

• Свяжите оставшиеся белые нити так, как показано на фото №3.

• Теперь необходимо одеть нашу куклу. Для

этого возьмите красные нити (50 см) и

повесьте их на нить, которой затем обхватите

тело куклы и завяжите.

Изготовим руки для куклы. Для

этого возьмите 15 см белых

нитей и сплетите косичку.

Проведите её через внутреннюю

часть куклы.

• Осталось

совсем

немного. Отрежьте

полоску

картона

шириной 1-2 см,

снимите

мерку

головы и обмотайте

полоску красными

нитками.

• Завершающим

этапом

будет

изготовление передника и основы

для куклы.

• Сначала отмерьте нужной вам

длины белые нитки и обвяжите ими

вашу куклу.

• Оставшийся лист картона скрутите в

конус и закрепите его скотчем.

• Посадите куклу, распределив нити

её платья по конусу.

• Проявите свою фантазию. Можете

украсить куклу по своему желанию.

• Желаю Вам творческих успехов!

• Страна мастеров – https://stranamasterov.ru/node/760054

• Социальная

сеть

работников

образования

https://mytor.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/06/02/tekhnikabezopasnosti-pri-rabote-s-nozhnitsami

Народная татарская кукла – путешествие к истокам далеких предков. | образовательная социальная сеть

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Камышла Самарской области.

 Научно-исследовательская работа

по теме:

Народная татарская кукла –

путешествие к истокам  далеких предков.

Выполнила:

Ахмадуллина Алина

ученица  7А класса

 ГБОУ СОШ с. Камышла

Руководитель:

А.Н.  Пупкова

                                                                                               учитель технологии

с.Камышла 2021г

Актуальность проблемы:

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Шефнер Вадим Сергеевич 

В наше современное время благосостояние жителей России заметно улучшилось, в результате чего практически каждая семья имеет в доме компьютер или ноутбук.  Нередко основное  место в жизни детей занимают компьютерные игры  с сомнительными по своему содержанию процессами. Современная техника вытесняет из жизни детей простые обыкновенные игрушки, которые должны способствовать правильному развитию ребенка. Мальчики перестали играть с машинками, девочки забыли про куклы, а ведь   кукла  всегда считалась самой  древней и самой востребованной  игрушкой.

  Камышлинский район издавна считается татарским районом Самарской области. Но, к сожалению, в редком доме  в селе Камышла можно встретить татарскую народную куклу. Многие дети не знают, как выглядит татарская народная кукла.   Я думаю, что подрастающее поколение захочет знать,  какими куклами играли их бабушки, как куклы выглядели, какую символику они носили. Где же искать ответы на все эти вопросы? Можем ли мы вообще узнать, с помощью каких игрушек воспитывались татарские  дети  в давние времена?  Для чего мы выбрали эту проблему? В первую очередь для того, чтобы глубже изучить происхождение татарской  народной куклы,  а так же  возродить технологию изготовления куклы своими руками.

       Сейчас редко  кто интересуется  прошлым своей малой родины, и это так же является настоящей проблемой. Но потребность знать традиции и обычаи татарского народа, историю народной культуры,  проникнуться чувством понимания ее древности и величия, приобщиться к ее истокам все равно возникнет. Актуальность работы еще и в том, что  мы очень  мало знаем о своей культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают.

Еще про Тора:  Куколка-оберег «Подорожница». Мастер-класс. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Именно все эти вопросы в совокупности  побудили  нас    разработать  научно-исследовательскую работу, которая  поможет возродить исчезающие традиции татарского народа через татарскую народную куклу, ведь не секрет, что она  была незаслуженно забыта. 

Цель нашего проекта – исследовать происхождение   традиционной татарской народной куклы через   расширение знаний об истории татарской народной культуры.

Задачи:

– изучить технологию изготовления  татарской народной куклы;

– создать  методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток и распространить его на традиционном районном национальном празднике Сабантуй;

-изготовить татарскую народную куклу из шерстяных нитей;

Объект исследования: татарская народная кукла.

Источники исследования: Исследование базируется на конкретном материале, собранном нами  в ходе непосредственного общения с пожилыми людьми, а также  материалы,  накопленные в ходе наших наблюдений .

Методы и приемы исследования. Для анализа фактического материала были  использованы следующие методы:  исследовательский; социальный опрос и анализ результатов; практический.

В ходе исследования мы опирались на последние научные  достижения в данном направлении, изложенные в трудах ведущих ученых России и Татарстана: З.Р. Зигангирова, Габделькаюм Габдулнасырова , Хакимова Р.С, Салихова Р.Р., Хайрутдинова Р.Р.

Практическая значимость  исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы на уроках родного (татарского) языка, в музее нашей школы при проведении экскурсий.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в Камышлинском районе  будет создано и распространено на национальном празднике Сабантуй  методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток, и там же будет организована выставка – продажа татарской национальной куклы из шерстяных ниток.

История возникновения   народной куклы.

    Собирая информацию, мы узнали, что куклы возникли около пяти  веков назад до нашей эры в Древней Греции, они  были  игровые  и обереговые. Слово «кукла» родственно греческому «киклос», что означает круг, то есть что-то свернутое. Куклу научилась сворачивать из старых лоскутков ткани, в которые набивали золу, вату, зерно, паклю, опилки. Куклу лепили из глины, воска, плели из лыка, травы, сена, соломы. Устойчивые признаки  кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание о ее связи с культом плодородия и материнства. В  древние времена многие  куклы служили  мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Куклы – обереги

C:UsersЕфимDesktop1111111111.jpg

Кувадка – одна из самых простых обережных кукол. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/247/86247671_pelenashka1.gif

Пеленашка. Эту куклу укладывали в люльку рядом с младенцем, приговаривая: Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой

http://oo4e.mail.yandex.net/static/f9c82510255249738f3e96a7001108f2/tmp2Cg5tl_html_m62514c25.jpg

Купавка. Эту куколку на крестообразной основе делали  специально для праздника Ивана Купалы. Наряжали в красивую женскую одежду, при  этом девушки загадывали заветные желания. На рукава завязывали ленточки. Считалось, что  ленточки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и  невзгоды. Кукол  отправляли плыть по реке.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Кубышка – травница использовалась  для очищения воздуха в доме и профилактики заболеваний.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Лихоманки-приманки. Их роль – привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Считалось,  что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них, а человека не тронет.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Кукла Берестушка – обережная кукла, которая защищает дом от порчи, сглаза и дурных людей. А так же хранит покой и благополучие в доме.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Кукла Десятиручка призвана  помогать девушкам, которые готовят своё приданое или готовятся к ближайшему замужеству. Кукла Десятиручка также использовалась в свадебных церемониях, как подарок невесте, что бы у неё всё ладилось, успевалось и получалось в быту. 

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Кукла Неразлучка изготавливалась для молодоженов. Она дарилась с пожеланиями счастливого совместного проживания. Обе куколки находятся на одной общей руке. Их невозможно разделить, не разрушив все. Они всегда вдвоем.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Крупеничка — обережная кукла, притягивающая в дом достаток и богатство. Основным ее символом является крупа, которая означает хороший урожай и прибыль.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Кукла Коза символизирует богатство,  обильный урожай,    здоровье, жизнеспособность.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

 Берегиня помогает защитить дом. И ещё она приносит в дом достаток, для чего в руки ей даётся узелок.

Куклы использовались на праздничных обрядах и свадьбах, а также служили символом продолжения рода, плодородия, оберега людей и жилья, защиты мужчин в военной службе, уюта и благополучия в доме.  Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре.

Игровые куклы

   Со временем появились игровые куклы, которыми играли дети.   В играх с куклами дети учились общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду. Пока дети были маленькими, кукол для них делали взрослые близкие люди. Вырастая, дети начинали сами изготавливать для себя кукол. Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие – помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты.

     Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Кукла считалась лучшим подарком. Кукла – это знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

История возникновения татарской народной куклы

    Одно из древнейших сел Камышлинского района – село Камышла, которое, согласно преданиям, было основано в 1580 году. Сначала шесть русских семей поселились в урочище на левом берегу речки Уксады. В 1580 году они переселились к речке Камышлинке, положив начало основанию села Камышла.  1581 году к первым поселенцам прибыли десять семей из Башкирии. С начала XVII века здесь стали селиться казанские татары. Так говорится в предании. В формировании населения нашего татарского села приняли участие представители двух крупных групп татар Поволжья и Приуралья. Это казанские татары и татары – мишари. Кроме них в формировании населения участвовали и башкиры.

   Таким образом, формирование поселения, языка,  традиций села Камышла, как  впрочем, большинство остальных татарских сел Камышлинского района, было многокомпонентным. В документах 1882 года, доставленных волостными правлениями в Самарскую губернскую земскую управу жители села Камышла причислены к татарам.  Но это не значит, что в Камышле проживают  только татары.  Так как Камышла  находится в Самарской области , в этом селе  есть русские, мордва, чуваши.  И татары живут,  работают бок о бок с людьми других национальностей, совместно отмечают праздники, перенимают опыт друг друга.  И если мы сравним игрушки перечисленных ранее народностей, то мы увидим, что татарские народные игрушки и народные игрушки русских, чувашей, мордвы были похожи как  в давние времена, так и в современное время. Отличие можно увидеть лишь только в народных костюмах, украшениях и атрибутах.

Старинная народная кукла

Современная народная кукла

      Собирая информацию,  мы познакомились с  Ахмадуллиной Сарией Габдулхаковной  (1936 год рождения) и Валиевой Танзилей Мадхатовной (1938 год рождения). Из воспоминаний бабушек (Приложение 1) мы  узнали, что в селе Камышла  женщины сами  создавали кукол для своих детей и передавали их из поколения в поколение. Очень важным считалось делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.

 По татарскому поверью, куклу нельзя выкидывать, считается что кукла, сделанная своими руками, несет в себе частичку души своего создателя. Поэтому в татарских семьях кукол бережно складывали  в сундук для будущих поколений. Традиционная татарская кукла делалась  из древесной щепы, лоскутов или  шерстяных ниток. Кукле–женщине делали  платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». ( Приложение2)

Имен татары  куклам не давали.

    Исследования показали, что татарская народная кукла 70 лет назад изготавливалась из ткани, щепок или шерстяных нитей. Одежда куклы была зеленого, желтого или белого цвета и включала в себя платье с длинным рукавом, калфак , фартук. Кукла имела две длинные косы черного цвета.

Вывод:

Кукла не очень изменилась и сохранила свой первозданный вид.  Её по- прежнему изготавливают из шерстяных ниток, одежда и прическа остались прежними.

Заключение

Работая над проектом, мы узнали, что традиционной игрушкой в быту татарской  деревни в крестьянских семьях с давних времён была  кукла. Изготовление кукол было сугубо женским делом. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Искусство это очень древнее.  Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались  тряпочки, шерсть, глина, дерево, кость, солома и даже творог. Все татарские куклы  были похожи в одном: у них не было лица и имени.

Еще про Тора:  Мастер-класс изготовления уральской тряпичной куклы-оберега «От худого слова». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Результатом нашей научно-исследовательской работы стала татарская народная  кукла из шерстяных ниток и  методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток. (Приложение2).

Традиционная татарская кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная  фигурка выполняет  коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной татарской народной куклы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина.

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2008.- 30 ноября

5. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008.- 15 ноября

6. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. – 20 ноября

Приложение №1

Из воспоминаний Валиевой Танзили Мадхатовны.

   Кукла, которая была у меня в детстве, очень отличалась от современных кукол. Она  была сшитая из разноцветной ткани, набита  обычно ватой. У кого в семьях не было ваты, куклы набивали древесными опилками. Куклу мне сшила мама своими руками, так как в магазинах, если они и продавались, были не по карману моим родителям. Вместо глаз у моей куклы были  пуговицы. Волосы были сделаны из обыкновенной овечьей шерсти. Как и все девочки, я очень  любила переодевать свою куклу, но нарядов было не много, т.к. во времена моего детства ситец был редкостью в нашей семье. И все-таки моя мама старалась выделить мне лоскутки ткани, из которых я с большим удовольствием шила наряды для своей куклы. Татарские женщины шили куклы своим дочерям со всей своей любовью и душевной теплотой. Девочки ценили труд своих матерей и поэтому относились к куклам очень бережно и долгое время играли в них.

Из воспоминаний Ахмадуллиной Сарии Габдулхаковны

Когда я была ребенком, у меня была всего одна кукла- и была она тряпичная, с длинной косой, в вышитом фартуке ( я вышивала его сама). Семья у нас была небогатой, игрушками нас не баловали. После меня с этой куклой играли еще трое младших сестер.

Кукла была сделана из мешковины. Это считалось очень здорово, т.к. у моих подружек  были соломенные куклы. Татарская национальная кукла в нашей  деревне всегда была черноволосой, с двумя  длинными косами. Вместо  глаз сверкали черные пуговички. Одежду куклам шили мамы, бабушки, нередко и сами девочки. В основном шили простое платье, с длинными рукавами, его старались шить из материала зеленого или желтого цвета. Главным элементом в кукле был фартук. Обычно для его изготовления использовали светлую ткань, затем бережно вышивали узоры-цветы с листочками. Голову куклы всегда покрывали либо платком, либо калфаком.  Я детства берегла свою куклу, ценила ее, и гордилась тем, что вышила фартук куклы сама!

Приложение №3

Инструменты и материалы, которые  понадобятся для изготовления татарской народной куклы из шерстяных нитей.

Техника безопасности при работе с  ножницами:

1. Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробку.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению

 Инструменты и материалы  готовы, технику безопасности  повторили, и сейчас мы приступим  к созданию татарской национальной куклы.

Технологическая карта изготовления татарской народной куклы

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1

Сделать несколько отрезков серой нити длиной 50 см

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Ножницы, нить

2

Сделать несколько отрезков серой нити длиной 40 см

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Ножницы, нить

3

Сделать несколько отрезков белой нити длиной 20 см

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Ножницы, нить

4

Сформировать красивую голову и связать белой нитью.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить

5

Отрезать 50 см белой нити (3отрезка) и сплести косу, получатся руки

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить

6

Сложить косичку под серую пряжу

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить

7

Связать серой ниткой на талии

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить

8

Сделать платье из зеленой и желтой пряжи и завязать на шее

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить

9

Сплести две косички и украсить ими кофточку и пояс куклы

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить

10

Разделить волосы на две равные части и заплести косы

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить

11

Замерить объем головы и вырезать из картона каркас для шапки

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Ножницы, картон, клей

12

Нарезать нить на отрезки длиной 20см и обвязать вокруг картона, надеть на голову

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить, ножницы

13

Сделать кулек из картона, установить на него куклу и закрепить клеем

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Картон, ножницы, клей

Продукт нашей деятельности

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Экономические расчеты:

Нити – 90 рублей

Картон – взяли дома, поэтому цены не имеет

Клей – 10 рублей

Итого: 110 рублей

Свою работу мы оценили 100 рублей, в результате кукла стоит 200 рублей.

Экологическое обоснование:

Кукла выполнена из натуральных экологически чистых шерстяных нитей, поэтому не приносит вреда окружающей среде и здоровью человека.

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма | журнал ярмарки мастеров

Мои куколки в татарском костюме:

Пятая:

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 1
Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 2

Четвертая:

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 3

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 4

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 5

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 6

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 7

Третья:

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 8

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 9

Вторая:

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 10

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 11

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 12

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 13

Первая:

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 14

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 15

История возникновения татарского национального костюма берет свое начало с середины XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Влияние на татарский наряд оказали поволжские татары и традиции народов Востока.

Женский костюм состоит из длинной туникообразной рубахи с длинными рукавами и длинной распашной верхней одежды со сплошным остовом. Низ рубахи и рукава украшались воланами. Признаком к национальной принадлежности является монументальность, и у женщин она проявлялась в массивных украшениях, которые были везде: на груди, на руках, на ушах.

Женщины поверх рубахи надевали безрукавку или камзол, который шился из цветного или однотонного бархата, а борта и низ камзола были украшены золотой тесьмой или мехом.

Главным элементом национального костюма являлся головной убор. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.

Кстати, калфаки тоже были разными. Некоторые чем-то напоминали тюбитейку, также украшенную и расшитую золотыми нитками, другой вид имел тряпичный заостренный конец, к которому крепилась бахрома из золотых ниток, свисающая немного вперед к лицу.

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 16

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 17

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 18

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 19

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 20

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 21

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 22

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 23

У каждой свой характер

«Конечно же, у каждой куклы есть свой характер, – рассуждает Вера Белоногова. – Думаю, то, какой она получится, во многом зависит от самого мастера». Вера Васильевна вспоминает, как девочка, увлекающаяся танцами,  выбрала для своей куклы изогнутую палочку.

И её кукла будто бы тоже начала танцевать. Другая мастерица сшила для куклы сарафан, а он вдруг оказался ей велик. «Что-то кукла то худеет, то толстеет!  Ну это точно про меня!» – смеётся женщина. А её подруге долго не  удавалась кукольная рука: выходила то короче, то длиннее.

Оказалось, что у женщины в тот момент действительно болела рука. «В кукле в той или иной степени отражается человек, – считает Вера Белоногова. – Многие воспринимают изготовление кукол как медитацию. Можно гармонизировать свой внутренний мир. Выравнивая куклу, вы выравниваете себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *