Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега – презентация онлайн

: конспект занятия по конструированию на тему «изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме»

Тайбя Нигматуллина
Конспект занятия по конструированию на тему «Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме»

Тайбя Нигматуллина

Конспект занятия по конструированию «Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме»

Тема:” Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме

Задачи : продолжать знакомить детей с особенностями татарского национального костюма; закреплять у детей знания о татарском орнаменте; упражнять в умении из конуса делать куклу.

Цели: учить детей навыкам конструирования конусной куклы, развивать творческие способности в конструировании из бумаги, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, пространственное воображение, активизировать речь детей; воспитывать усидчивость, вызвать интерес к татарской культуре.

Предварительная работа: рассматривание узоров из татарского орнамента и кукол в татарских национальных костюмах.

Материал: бумага, клей, кисточки, салфетки, шаблоны (полукруг, шаблоны лица, камзола, тюбетеек и рукавов, образец конусной куклы.

Воспитатель: Здравствуйте! Исэнмесез! Сегодня к нам в гости пришла кукла Алсу.Обратите внимание: в какой национальный костюм она одета?

Дети: Алсу одета в татарский национальный костюм.

Воспитатель: Ребята, какие элементы татарского костюма вы знаете? Амина, назови их. (калфак, платье (кульмэк, камзол, ичиги.

Воспитатель: Расскажи про них.

-Калфак – женский головной убор, его украшали золотыми нитками и бисером.

Платье и камзол шили из парчи, из бархата. Вся одежда из ярких, дорогих тканей. Ичиги шили из кожи, узоры вышивали цветными нитками.

Воспитатель: Молодец, Амина. А теперь поиграем в игру” Найди татарский костюм

На доске прикреплены иллюстрации с изображениями национальных костюмов (русский, татарский, чувашский,мордовский).Попробуйте среди них найти татарский костюм. Кто желает выйти показать татарский национальный костюм и рассказать о нем? (Выходит один ребенок и рассказывает о татарском костюме)

Физкультминутка:

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз.

А потом она танцует,

Покружись, покружись.

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись.

(на татарском языке)

Менэ нинди курчаклар (руки вперед)

Физминутка ясыйлар. (сгибание рук в локтях)

Башларын иеп биилэр (танцуют с наклонами головы)

Дус булып яшилэр. (обнимаются)

Ребята, кукла Алсу одна и она очень хочет иметь подружек. Сегодня мы с вами сделаем из бумаги кукол в татарских национальных костюмах.

Воспитатель:У вас на столах шаблоны: полукруг, шаблоны головы, камзола, тюбетеек и рукавов.

А также клей, кисточки, салфетки. Чтобы куклы получились красивыми, надо аккуратно пользоваться клеем, лишний клей убирать салфеткой. Сейчас под татарскую музыку приступаем к работе. Берем полукруг, смазываем ровный край клеем и приклеиваем. У нас получился конус. Это будет туловище куклы. Затем к туловищу приклеиваем голову куклы и рукава. Вот такая кукла у нас получается (показ образца).Но чтобы сделать куклу в татарском национальном костюме нам необходимо приклеить камзол и узоры. Узоры можно приклеить на подол «платья», на рукава, на тюбетейку.

(воспитатель при необходимости помогает детям)

Воспитатель: О чем говорили на занятии?

– Об элементах татарского костюма.

-Какую куклу делали на занятии?

-Конусную : с элементами татарского костюма.

-Ребята, Алсу очень обрадовалась своим подружкам и хочет, чтобы мы по чаще приглашали их в гости.

Конспект занятия по конструированию на тему «Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме»

Душа куклы

Следует отметить, что лица были не у всех кукол. В большей степени они оставались безликими. Татары считали, что кукла, имеющая лицо, может обрести душу и даже навредить семье. Поэтому относились к ним не легкомысленно, а с должным почтением. Если кукла представляла собой женскую фигуру, то её дополнительно подвязывали поясами и платочками.

Ставили такие куклы на окна в доме сразу по несколько штук, в углу на полках, укладывали в корзины, ящики или специальные небольшие домики в подполе, но чаще всего относили на чердак. За такими куклами у татар было принято ухаживать. Им приносили подарки, кормили их и поили.

При этом куклы никогда не выбрасывались. Считалось, что кукла, сделанная собственноручно, содержит маленькую частичку души своего создателя, поэтому поделке всегда уделялись почёт и уважение. Также татарские куклы не получали имён. А ещё невероятно важным считалось настроение, с которым изготавливали кукол. Делать их следовало только с добрыми намерениями и в полном спокойствии.

Традиционные татарские куклы (курчак) изучались и изучаются этнографами и искусствоведами. Благодаря им мы можем открыть нечто ранее неизвестное о жизни и нарядах наших предков. Посетив Государственный объединённый музей Татарстана, где в наше время хранится пусть и небольшая, но весьма интересная коллекция игрушек, можно наглядно оценить искусство и посмотреть на татарские куклы и другие поделки для детей.

Как и в любом другом промысле, основная ценность народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём образе самобытность и характерные, отличительные черты народа, создающего её. Так что эти поделки являются бесценными носителями опыта и традиций народа, веками жившего рядом с русскими. По каждой детали на традиционной татарской игрушке мы можем изучать народный дух этого этноса.

Кому косы, а кому платки?

Тряпичная кукла начинается со скрутки – скрученной ткани, бересты или бумаги. Есть даже такое выражение «крутить куклу». Скрутку с помощью нитки оборачивают и закрепляют узлом. В качестве наполнителя можно использовать вату или намотать кусочки ткани, чтобы получился шарик для головы.

Вера Белоногова тщательно подбирает ткани не только для кукольных костюмов, но и для их лиц. Потемнее для лица бабушки, а для внучки посветлее. Если в костюме бабушки преобладают светлые, более сдержанные тона, то в костюме мамы больше ярких, радостных красок.

Беспроигрышный вариант для Татарстана – ткани всех оттенков зелёного – цвета, символизирующего жизнь у тюркских народов. В старину кукол делали из старой поношенной одежды. Считалось, что кукла, сделанная из одежды отца, оберегает мальчика. А девочке лучше играть с куклой, сделанной из одежды матери.

В народной традиции замужние женщины всегда надевали головной убор. Он обязателен и для тряпичных кукол. В славянской традиции молодые девушки ходили либо с одной косой, либо распускали волосы. Перед свадьбой расплетали одну косу, расчёсывали, заплетали две косы и прятали под платок.

Это означало, что с этого момента женщина заботится не только о себе, но и о муже. В татарской же традиции две косы у девушки вполне допустимы. Никаких хиджабов татарочки не носили. Надевали тюбетейки или калфаки, но причёски не были полностью закрыты.

Кызы превращается в эни

«В татарских деревнях куклы делали на щепках, – говорит Вера Белоногова. –  Щепочка обматывалась ниткой или тканью. В качестве столбика для основы куклы в старину могли взять и обычную деревянную палочку или скрутить полоску бересты. Народные тряпичные делались без ножниц и иголок.

У славян любимым развлечением девочек и взрослых женщин были куколки-перевёртыши, в которой сочетаются два возраста. Вера Белоногова делает кукол-перевёртышей в татарской национальной одежде. Стоит перевернуть дочку с двумя толстыми косами (кызы), как она превращается в степенную маму (эни). Кукле-матери обязательно делали грудь из кусочка ветоши – она кормит, воспитывает своих деток.

Очень часто в семьях внучки больше дружат не с мамами, а с бабушками, у них особенно тёплые отношения. Поэтому появился и другой вариант куклы, когда мама (эни) в один миг превращается  в бабушку (эби). Такая игрушка стоит примерно от 1 тыс. рублей.  «Эта кукла представляет собой чудо преображения: юная девушка превращается в пожилую женщину или наоборот, старая женщина вновь становится молодой, – говорит мастер.

Мастерим народную куклу берегиню | журнал ярмарки мастеров

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 1

«Хранительница домашнего очага» — такое выражение нередко можно услышать в современной жизни. А красивое и «тёплое» слово берегиня незаслуженно позабыто. Есть мнение, что так у восточных славян звали богиню, которая являла собой собирательный образ женской силы, направленной на защиту Рода. Издревле люди изготавливали сакральные предметы, связанные с тем или иным божеством. Наши предки считали, что такие талисманы и обереги являются проводником межу человеком и Богом. Тряпичная кукла-закрутка яркое тому подтверждение. Существовала куколка связанная с богиней Берегиня. Одноимённая кукла считалась очень сильным оберегом — защитницей дома и рода от всякого лиха. Изготавливала Берегиню старшая в семье женщина-большуха. Мастерили куклу на основе столбика (закрученной в валик плотной ткани) или бересты. Одежду старались сделать яркой, праздничной. Помещали Берегиню в передний (красный) угол.

Мой мастер-класс поможет вам освоить изготовление такой куколки-столбушки. Главное иметь к тому желание, быть в добром здравии и хорошем расположении духа.

Для куклы ростом 23 см нам потребуется:

1. Плотная ткань для основы 20 х 55 см (у меня двунитка).

2. Льняная или хлопчатобумажная ткань для лица и рук 30 х 30 см.

3. Ткань на нижнюю юбку (ситец, бязь, шитьё, широкое кружево) 14 х 36 см.

4. Ткань цветная на верхнюю юбку 15 х 38 см.

5. Два квадрата из ткани что и для верхней юбки 9 х 9 см.

6. Атласная лента 1, 5 – 2 см шириной и узкое кружево на очельник. Длина 12 см.

7. Две узкие атласные ленточки для лямочек у сарафана 13 см. Можно не делать лямочки.

8. Лоскут ткани для передника 7 х 14 см.

Еще про Тора:  Блоги - Uralistica

9. Нитки красные натуральные.

10. Треугольник ткани для косынки, по длинной стороне 23 см, высота 10 см.

11. Вата для объема головы.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 2

Берём ткань для основы и по короткой стороне закручиваем в плотный валик. Заканчивая закрутку, не забываем край подогнуть внутрь. Перевязываем получившийся столбик нитью в трёх местах.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 3

На один из концов накручиваем вату, формируя таким образом объём головы.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 4

Кладём заготовку на квадрат ткани для головы и рук таким образом, чтобы голова была по центру, а другой конец лежал на уголке. И перегибаем ткань по диагонали, накрывая столбик-основу.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 5

Опускаем свободные концы квадрата вниз и перевязываем чуть ниже головы, попутно расправляя морщинки, убираем их с лица. Если лицо получается плоским, прежде чем перевязать добавьте на лицо ваты.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 6

Свободные концы ткани выправляем в стороны. Кончики уголков и срезы заправляем внутрь (примерно на 1,5 см).

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 7

Формируем куколке ладони. Отступив от края уголка 1,5-2 см, перевязываем нитью. Руки готовы.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 8

Перевязываем основу по линии груди (ровно под руками) и по туловищу двумя крестами. Далее будем надевать на куклу нижнюю юбку. Берём ткань (у меня шитьё), кладём лицевой стороной вверх, по центру, лицом вниз кладём куклу. Нижний край ткани на 1, 5 см ниже линии груди.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 9

Оборачиваем ткань вокруг куклы, приподняв вверх руки. Края ткани накладываем друг на дуга. По линии груди приматываем ткань к туловищу.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 10

Расправляем юбку вниз.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 11

Приступаем к изготовлению груди. Берём два квадратика ткани, кладём изнанкой вверх, по центру помещаем плотно скатанные комочки ваты. собираем ткань в щепоть и туго перевязываем нитью. Концы нитей оставляем длиной сантиметров по 5.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 12

Связываем груди друг с другом. Примотаем лямочки из узкой атласной ленты. по линии талии.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 13

Привяжем к туловищу грудь. Приматываем по линии груди под руками, на груди и спине крестом. Оденем на куколку сарафанчик таким же способом как и нижнюю юбку.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 14

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 15

Расправим юбку вниз и привяжем передник. Если желаете пришить к переднику ленточку или кружево, сделайте это заранее, когда ещё не приступили к изготовлению куколки. Кладём лоскут ткани для передника на лицо куклы изнанкой вверх и привязываем передник под грудью. ткань расправляем вниз.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 16

Наденем Берегинюшке на голову очельник. Вначале расположим по линии лба кружево, сверху ленточку, так, чтобы край кружева выглядывал. Оборачиваем вокруг головы и на затылке завяжем узелком.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 17

Повяжем голову куклы платочком, узелок завяжем сзади.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 18

Вот и готова кукла Берегиня — хранительница домашнего очага.

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 19

Мастерим народную куклу Берегиню, фото № 20

Рекомендации:

Если вы изготавливаете не просто предмет интерьера, а оберег, постарайтесь соблюдать определённые правила.

  • Куколку мастерят в уединении и на один раз.
  • Попросите прощения у своих предков за то что считаете себя лучше их (если это так).
  • Поблагодарите свой Род за то, что он у вас есть.
  • Материал для куколки лучше взять не новый. Будет идеально если куколка получит от каждого члена семьи по лоскуту от его одежды. Понятно ткань не должна быть сильно заношенной и чистой.
  • Вместо столбика из ткани для основы можно использовать закрученную бересту. Берёза считалась деревом Берегини.
  • У меня Берегиня получилась ростом 23 см. Будет неплохо если вы изготовите куклу большего размера т.к делали Берегинюшек высокими.

Надеюсь у вас всё получилось!?

Творческих успехов и вдохновения!

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега – презентация онлайн

Автор мастер-класса учитель географии

1 квалификационной категории

МБОУ «Многопрофильный лицей №11 им.В.Г.Мендельсона»,

магистрант 2 курса УлГПУ им.И.Н.Ульянова

Идиятуллова Лилия Наильевна

г.Ульяновск

http://tehnologiya.ucoz.ru/

Традиционная татарская кукла делается из шерстяных ниток. Кукле-женщине

делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как

говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары и башкиры

куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных

черт лица, что связано со старинными народными традициями.

Все народные татаро-башкирские куклы делались так, чтобы ребенок мог

задействовать свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам.

В русском селе делались похожие куклы-скрутки, они тоже были без лица.

Так почему же у народной куклы

нет лица?

• Традиционная тряпичная кукла

безлика. Лицо, как правило, не

обозначалось, оставалось белым.

Кукла

без

лица

считалась

предметом

неодушевленным,

недоступным для вселения в него

злых, недобрых сил, а значит, и

безвредным для ребенка. Она

должна

была

принести

ему

благополучие, здоровье, радость.

Это было чудо: из нескольких

тряпочек, ниток, без рук, без ног,

без

обозначенного

лица

передавался характер куклы. Кукла

была

многолика,

она

могла

смеяться и плакать.

• Нитки разных цветов

(черные, белые,

красные, зелёные)

• Лист картона

• Полоска скотча

• Ножницы

Техника безопасности при работе с ножницами

1. При работе внимательно следите за направлением

резания.

2. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным

шарнирным креплением.

3. Не держите ножницы лезвием вверх.

4. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

5. Не режьте ножницами на ходу.

6. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

7. Во время работы удерживайте материал левой рукой

так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Подготовить три пучка ниток:

черные – 30 см,

белые – 12-15 см,

зелёные – 25 см.

Черные нитки сложить

пополам, как показано на фото

Спрячьте внутрь белые и черные нитки, а

зелёные нитки расположите вокруг них

Свяжите все

нитки в единый

пучок, как

показано на фото

Отделите черные нитки (они будут волосами

нашей куклы), сформируйте голову куклы и

завяжите крепко ниткой белого цвета.

• Приступим к плетению кос нашей куклы. Для этого разделите

на две равные части волосы (черные нити) и заплетите две

косички. На концах свяжите их чёрными нитями.

• Свяжите оставшиеся белые нити так, как показано на фото №3.

• Теперь необходимо одеть нашу куклу. Для

этого возьмите красные нити (50 см) и

повесьте их на нить, которой затем обхватите

тело куклы и завяжите.

Изготовим руки для куклы. Для

этого возьмите 15 см белых

нитей и сплетите косичку.

Проведите её через внутреннюю

часть куклы.

• Осталось

совсем

немного. Отрежьте

полоску

картона

шириной 1-2 см,

снимите

мерку

головы и обмотайте

полоску красными

нитками.

• Завершающим

этапом

будет

изготовление передника и основы

для куклы.

• Сначала отмерьте нужной вам

длины белые нитки и обвяжите ими

вашу куклу.

• Оставшийся лист картона скрутите в

конус и закрепите его скотчем.

• Посадите куклу, распределив нити

её платья по конусу.

• Проявите свою фантазию. Можете

украсить куклу по своему желанию.

• Желаю Вам творческих успехов!

• Страна мастеров – https://stranamasterov.ru/node/760054

• Социальная

сеть

работников

образования

https://mytor.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/06/02/tekhnikabezopasnosti-pri-rabote-s-nozhnitsami

Народная татарская кукла – путешествие к истокам далеких предков. | образовательная социальная сеть

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Камышла Самарской области.

 Научно-исследовательская работа

по теме:

Народная татарская кукла –

путешествие к истокам  далеких предков.

Выполнила:

Ахмадуллина Алина

ученица  7А класса

 ГБОУ СОШ с. Камышла

Руководитель:

А.Н.  Пупкова

                                                                                               учитель технологии

с.Камышла 2021г

Актуальность проблемы:

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Шефнер Вадим Сергеевич 

В наше современное время благосостояние жителей России заметно улучшилось, в результате чего практически каждая семья имеет в доме компьютер или ноутбук.  Нередко основное  место в жизни детей занимают компьютерные игры  с сомнительными по своему содержанию процессами. Современная техника вытесняет из жизни детей простые обыкновенные игрушки, которые должны способствовать правильному развитию ребенка. Мальчики перестали играть с машинками, девочки забыли про куклы, а ведь   кукла  всегда считалась самой  древней и самой востребованной  игрушкой.

  Камышлинский район издавна считается татарским районом Самарской области. Но, к сожалению, в редком доме  в селе Камышла можно встретить татарскую народную куклу. Многие дети не знают, как выглядит татарская народная кукла.   Я думаю, что подрастающее поколение захочет знать,  какими куклами играли их бабушки, как куклы выглядели, какую символику они носили. Где же искать ответы на все эти вопросы? Можем ли мы вообще узнать, с помощью каких игрушек воспитывались татарские  дети  в давние времена?  Для чего мы выбрали эту проблему? В первую очередь для того, чтобы глубже изучить происхождение татарской  народной куклы,  а так же  возродить технологию изготовления куклы своими руками.

       Сейчас редко  кто интересуется  прошлым своей малой родины, и это так же является настоящей проблемой. Но потребность знать традиции и обычаи татарского народа, историю народной культуры,  проникнуться чувством понимания ее древности и величия, приобщиться к ее истокам все равно возникнет. Актуальность работы еще и в том, что  мы очень  мало знаем о своей культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают.

Именно все эти вопросы в совокупности  побудили  нас    разработать  научно-исследовательскую работу, которая  поможет возродить исчезающие традиции татарского народа через татарскую народную куклу, ведь не секрет, что она  была незаслуженно забыта. 

Цель нашего проекта – исследовать происхождение   традиционной татарской народной куклы через   расширение знаний об истории татарской народной культуры.

Задачи:

– изучить технологию изготовления  татарской народной куклы;

– создать  методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток и распространить его на традиционном районном национальном празднике Сабантуй;

-изготовить татарскую народную куклу из шерстяных нитей;

Объект исследования: татарская народная кукла.

Источники исследования: Исследование базируется на конкретном материале, собранном нами  в ходе непосредственного общения с пожилыми людьми, а также  материалы,  накопленные в ходе наших наблюдений .

Методы и приемы исследования. Для анализа фактического материала были  использованы следующие методы:  исследовательский; социальный опрос и анализ результатов; практический.

В ходе исследования мы опирались на последние научные  достижения в данном направлении, изложенные в трудах ведущих ученых России и Татарстана: З.Р. Зигангирова, Габделькаюм Габдулнасырова , Хакимова Р.С, Салихова Р.Р., Хайрутдинова Р.Р.

Практическая значимость  исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы на уроках родного (татарского) языка, в музее нашей школы при проведении экскурсий.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в Камышлинском районе  будет создано и распространено на национальном празднике Сабантуй  методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток, и там же будет организована выставка – продажа татарской национальной куклы из шерстяных ниток.

История возникновения   народной куклы.

    Собирая информацию, мы узнали, что куклы возникли около пяти  веков назад до нашей эры в Древней Греции, они  были  игровые  и обереговые. Слово «кукла» родственно греческому «киклос», что означает круг, то есть что-то свернутое. Куклу научилась сворачивать из старых лоскутков ткани, в которые набивали золу, вату, зерно, паклю, опилки. Куклу лепили из глины, воска, плели из лыка, травы, сена, соломы. Устойчивые признаки  кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание о ее связи с культом плодородия и материнства. В  древние времена многие  куклы служили  мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Куклы – обереги

C:UsersЕфимDesktop1111111111.jpg

Кувадка – одна из самых простых обережных кукол. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/247/86247671_pelenashka1.gif

Пеленашка. Эту куклу укладывали в люльку рядом с младенцем, приговаривая: Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой

http://oo4e.mail.yandex.net/static/f9c82510255249738f3e96a7001108f2/tmp2Cg5tl_html_m62514c25.jpg

Купавка. Эту куколку на крестообразной основе делали  специально для праздника Ивана Купалы. Наряжали в красивую женскую одежду, при  этом девушки загадывали заветные желания. На рукава завязывали ленточки. Считалось, что  ленточки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и  невзгоды. Кукол  отправляли плыть по реке.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Кубышка – травница использовалась  для очищения воздуха в доме и профилактики заболеваний.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Лихоманки-приманки. Их роль – привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Считалось,  что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них, а человека не тронет.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Кукла Берестушка – обережная кукла, которая защищает дом от порчи, сглаза и дурных людей. А так же хранит покой и благополучие в доме.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Кукла Десятиручка призвана  помогать девушкам, которые готовят своё приданое или готовятся к ближайшему замужеству. Кукла Десятиручка также использовалась в свадебных церемониях, как подарок невесте, что бы у неё всё ладилось, успевалось и получалось в быту. 

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Кукла Неразлучка изготавливалась для молодоженов. Она дарилась с пожеланиями счастливого совместного проживания. Обе куколки находятся на одной общей руке. Их невозможно разделить, не разрушив все. Они всегда вдвоем.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Крупеничка — обережная кукла, притягивающая в дом достаток и богатство. Основным ее символом является крупа, которая означает хороший урожай и прибыль.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Кукла Коза символизирует богатство,  обильный урожай,    здоровье, жизнеспособность.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

 Берегиня помогает защитить дом. И ещё она приносит в дом достаток, для чего в руки ей даётся узелок.

Куклы использовались на праздничных обрядах и свадьбах, а также служили символом продолжения рода, плодородия, оберега людей и жилья, защиты мужчин в военной службе, уюта и благополучия в доме.  Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре.

Игровые куклы

   Со временем появились игровые куклы, которыми играли дети.   В играх с куклами дети учились общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду. Пока дети были маленькими, кукол для них делали взрослые близкие люди. Вырастая, дети начинали сами изготавливать для себя кукол. Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие – помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты.

     Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Кукла считалась лучшим подарком. Кукла – это знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

История возникновения татарской народной куклы

    Одно из древнейших сел Камышлинского района – село Камышла, которое, согласно преданиям, было основано в 1580 году. Сначала шесть русских семей поселились в урочище на левом берегу речки Уксады. В 1580 году они переселились к речке Камышлинке, положив начало основанию села Камышла.  1581 году к первым поселенцам прибыли десять семей из Башкирии. С начала XVII века здесь стали селиться казанские татары. Так говорится в предании. В формировании населения нашего татарского села приняли участие представители двух крупных групп татар Поволжья и Приуралья. Это казанские татары и татары – мишари. Кроме них в формировании населения участвовали и башкиры.

   Таким образом, формирование поселения, языка,  традиций села Камышла, как  впрочем, большинство остальных татарских сел Камышлинского района, было многокомпонентным. В документах 1882 года, доставленных волостными правлениями в Самарскую губернскую земскую управу жители села Камышла причислены к татарам.  Но это не значит, что в Камышле проживают  только татары.  Так как Камышла  находится в Самарской области , в этом селе  есть русские, мордва, чуваши.  И татары живут,  работают бок о бок с людьми других национальностей, совместно отмечают праздники, перенимают опыт друг друга.  И если мы сравним игрушки перечисленных ранее народностей, то мы увидим, что татарские народные игрушки и народные игрушки русских, чувашей, мордвы были похожи как  в давние времена, так и в современное время. Отличие можно увидеть лишь только в народных костюмах, украшениях и атрибутах.

Старинная народная кукла

Современная народная кукла

      Собирая информацию,  мы познакомились с  Ахмадуллиной Сарией Габдулхаковной  (1936 год рождения) и Валиевой Танзилей Мадхатовной (1938 год рождения). Из воспоминаний бабушек (Приложение 1) мы  узнали, что в селе Камышла  женщины сами  создавали кукол для своих детей и передавали их из поколения в поколение. Очень важным считалось делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.

 По татарскому поверью, куклу нельзя выкидывать, считается что кукла, сделанная своими руками, несет в себе частичку души своего создателя. Поэтому в татарских семьях кукол бережно складывали  в сундук для будущих поколений. Традиционная татарская кукла делалась  из древесной щепы, лоскутов или  шерстяных ниток. Кукле–женщине делали  платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». ( Приложение2)

Имен татары  куклам не давали.

    Исследования показали, что татарская народная кукла 70 лет назад изготавливалась из ткани, щепок или шерстяных нитей. Одежда куклы была зеленого, желтого или белого цвета и включала в себя платье с длинным рукавом, калфак , фартук. Кукла имела две длинные косы черного цвета.

Вывод:

Кукла не очень изменилась и сохранила свой первозданный вид.  Её по- прежнему изготавливают из шерстяных ниток, одежда и прическа остались прежними.

Заключение

Работая над проектом, мы узнали, что традиционной игрушкой в быту татарской  деревни в крестьянских семьях с давних времён была  кукла. Изготовление кукол было сугубо женским делом. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Искусство это очень древнее.  Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались  тряпочки, шерсть, глина, дерево, кость, солома и даже творог. Все татарские куклы  были похожи в одном: у них не было лица и имени.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Результатом нашей научно-исследовательской работы стала татарская народная  кукла из шерстяных ниток и  методическое пособие по изготовлению татарской народной куклы из шерстяных ниток. (Приложение2).

Традиционная татарская кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная  фигурка выполняет  коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной татарской народной куклы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина.

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2008.- 30 ноября

5. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008.- 15 ноября

6. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. – 20 ноября

Приложение №1

Из воспоминаний Валиевой Танзили Мадхатовны.

   Кукла, которая была у меня в детстве, очень отличалась от современных кукол. Она  была сшитая из разноцветной ткани, набита  обычно ватой. У кого в семьях не было ваты, куклы набивали древесными опилками. Куклу мне сшила мама своими руками, так как в магазинах, если они и продавались, были не по карману моим родителям. Вместо глаз у моей куклы были  пуговицы. Волосы были сделаны из обыкновенной овечьей шерсти. Как и все девочки, я очень  любила переодевать свою куклу, но нарядов было не много, т.к. во времена моего детства ситец был редкостью в нашей семье. И все-таки моя мама старалась выделить мне лоскутки ткани, из которых я с большим удовольствием шила наряды для своей куклы. Татарские женщины шили куклы своим дочерям со всей своей любовью и душевной теплотой. Девочки ценили труд своих матерей и поэтому относились к куклам очень бережно и долгое время играли в них.

Из воспоминаний Ахмадуллиной Сарии Габдулхаковны

Когда я была ребенком, у меня была всего одна кукла- и была она тряпичная, с длинной косой, в вышитом фартуке ( я вышивала его сама). Семья у нас была небогатой, игрушками нас не баловали. После меня с этой куклой играли еще трое младших сестер.

Кукла была сделана из мешковины. Это считалось очень здорово, т.к. у моих подружек  были соломенные куклы. Татарская национальная кукла в нашей  деревне всегда была черноволосой, с двумя  длинными косами. Вместо  глаз сверкали черные пуговички. Одежду куклам шили мамы, бабушки, нередко и сами девочки. В основном шили простое платье, с длинными рукавами, его старались шить из материала зеленого или желтого цвета. Главным элементом в кукле был фартук. Обычно для его изготовления использовали светлую ткань, затем бережно вышивали узоры-цветы с листочками. Голову куклы всегда покрывали либо платком, либо калфаком.  Я детства берегла свою куклу, ценила ее, и гордилась тем, что вышила фартук куклы сама!

Приложение №3

Инструменты и материалы, которые  понадобятся для изготовления татарской народной куклы из шерстяных нитей.

Техника безопасности при работе с  ножницами:

1. Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробку.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению

 Инструменты и материалы  готовы, технику безопасности  повторили, и сейчас мы приступим  к созданию татарской национальной куклы.

Технологическая карта изготовления татарской народной куклы

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1

Сделать несколько отрезков серой нити длиной 50 см

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Ножницы, нить

2

Сделать несколько отрезков серой нити длиной 40 см

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Ножницы, нить

3

Сделать несколько отрезков белой нити длиной 20 см

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Ножницы, нить

4

Сформировать красивую голову и связать белой нитью.

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить

5

Отрезать 50 см белой нити (3отрезка) и сплести косу, получатся руки

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить

6

Сложить косичку под серую пряжу

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить

7

Связать серой ниткой на талии

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить

8

Сделать платье из зеленой и желтой пряжи и завязать на шее

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить

9

Сплести две косички и украсить ими кофточку и пояс куклы

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить

10

Разделить волосы на две равные части и заплести косы

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить

11

Замерить объем головы и вырезать из картона каркас для шапки

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Ножницы, картон, клей

12

Нарезать нить на отрезки длиной 20см и обвязать вокруг картона, надеть на голову

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Нить, ножницы

13

Сделать кулек из картона, установить на него куклу и закрепить клеем

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Картон, ножницы, клей

Продукт нашей деятельности

Мастер-класс по изготовлению татарской национальной куклы-оберега - презентация онлайн

Экономические расчеты:

Нити – 90 рублей

Картон – взяли дома, поэтому цены не имеет

Клей – 10 рублей

Итого: 110 рублей

Свою работу мы оценили 100 рублей, в результате кукла стоит 200 рублей.

Экологическое обоснование:

Кукла выполнена из натуральных экологически чистых шерстяных нитей, поэтому не приносит вреда окружающей среде и здоровью человека.

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма | журнал ярмарки мастеров

Мои куколки в татарском костюме:

Пятая:

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 1
Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 2

Четвертая:

Еще про Тора:  Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 3

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 4

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 5

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 6

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 7

Третья:

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 8

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 9

Вторая:

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 10

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 11

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 12

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 13

Первая:

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 14

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 15

История возникновения татарского национального костюма берет свое начало с середины XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Влияние на татарский наряд оказали поволжские татары и традиции народов Востока.

Женский костюм состоит из длинной туникообразной рубахи с длинными рукавами и длинной распашной верхней одежды со сплошным остовом. Низ рубахи и рукава украшались воланами. Признаком к национальной принадлежности является монументальность, и у женщин она проявлялась в массивных украшениях, которые были везде: на груди, на руках, на ушах.

Женщины поверх рубахи надевали безрукавку или камзол, который шился из цветного или однотонного бархата, а борта и низ камзола были украшены золотой тесьмой или мехом.

Главным элементом национального костюма являлся головной убор. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.

Кстати, калфаки тоже были разными. Некоторые чем-то напоминали тюбитейку, также украшенную и расшитую золотыми нитками, другой вид имел тряпичный заостренный конец, к которому крепилась бахрома из золотых ниток, свисающая немного вперед к лицу.

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 16

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 17

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 18

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 19

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 20

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 21

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 22

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 23

У каждой свой характер

«Конечно же, у каждой куклы есть свой характер, – рассуждает Вера Белоногова. – Думаю, то, какой она получится, во многом зависит от самого мастера». Вера Васильевна вспоминает, как девочка, увлекающаяся танцами,  выбрала для своей куклы изогнутую палочку.

И её кукла будто бы тоже начала танцевать. Другая мастерица сшила для куклы сарафан, а он вдруг оказался ей велик. «Что-то кукла то худеет, то толстеет!  Ну это точно про меня!» – смеётся женщина. А её подруге долго не  удавалась кукольная рука: выходила то короче, то длиннее.

Еще про Тора:  Божье око! | Страна Мастеров

Оказалось, что у женщины в тот момент действительно болела рука. «В кукле в той или иной степени отражается человек, – считает Вера Белоногова. – Многие воспринимают изготовление кукол как медитацию. Можно гармонизировать свой внутренний мир. Выравнивая куклу, вы выравниваете себя.

More from my site

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector