Мифодрама «Путешествие Тора и Локи в Утгард: осознание ограничений»

Использованная литература

  • Арнольд, Мартин (2021). Тор: Миф к Marvel . Континуум. ISBN 978-1-4411-3715-9.
  • Астос, Рейдар (1993). “Óláfr, St.”. В Pulsiano, Филипп (ред.). Средневековая Скандинавия, энциклопедия . Нью-Йорк и Лондон: Гарленд. ISBN 0-8240-4787-7.
  • Сильфоны, Генри Адамс (1923). Поэтическая Эдда . Американский скандинавский фонд.
  • Бирли, Энтони Р. (Пер.) (1999). Агрикола и Германия . Оксфордская мировая классика. ISBN 978-0-19-283300-6.
  • Chrisholm, Хью (редактор) (1910) Encyclopdia Britannica , vol. 9 . Британская энциклопедия Co.
  • Эллис Дэвидсон, HR (1965). «Молот Тора». Фольклор . Тейлор и Фрэнсис. 76 (1): 1–15. DOI : 10.1080 / 0015587X.1965.9716982 . JSTOR  1258087 .
  • Эллис Дэвидсон, HR (1975). Скандинавская мифология . Пол Хэмлин . ISBN 0-600-03637-5.
  • де Фрис, Ян (1962). Altnordisches Etymologisches Worterbuch (изд. 1977 г.). Брилл. ISBN 978-90-04-05436-3.
  • Деламар, Ксавье (2003). Словник голуазского языка: Une Approche linguistique du vieux-celtique continental . Заблуждение. ISBN 9782877723695.
  • Дюмезиль, Жорж (1973). Боги древних северян . Калифорнийский университет Press . ISBN 0-520-02044-8.
  • Грег, Роберт Филипс (1884). О значении и происхождении филфот и свастики . Вестминстер: Николс и сыновья.
  • Холландер, Ли Милтон (2007). Heimskringla: История королей Норвегии . Техасский университет Press . ISBN 978-0-292-73061-8.
  • Гримм, Джейкоб (1882). Тевтонская Мифология: В переводе с четвертым издания с примечаниями и добавления Джеймса Stallybrass тома I . Перевод Джеймса Стивена Сталлибрасса. Лондон: Джордж Белл и сыновья.
  • Джонстон, Ричард (24 июля 2021 г.). «У Землеройки есть хребет благочестивой силы». Природа . DOI : 10.1038 / nature.2021.13440 . S2CID  87150582 .
  • Ларрингтон, Кэролайн (1999). Поэтическая Эдда: новый перевод . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-283946-2.
  • Линдаль, Карл; Макнамара, Джон; Линдоу, Джон, ред. (2002). «Олаф, святой». Средневековый фольклор: Путеводитель по мифам, легендам, сказкам, верованиям и обычаям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195147711.
  • Линдоу, Джон (1978). Шведские сказки и легенды . Калифорнийский университет Press . ISBN 0-520-03520-8.
  • Линдквист, Суне (1933). «Готландс билдстенар» . Риг (на шведском языке). 16 (3). ISSN  0035-5267 .
  • Маклауд, Минди; Мис, Бернард (2006). Рунические амулеты и магические предметы . Бойделл Пресс . ISBN 1-84383-205-4.
  • Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361.
  • Маккиннелл, Джон; Симек, Рудольф; Дювель, Клаус (2004). Руны, магия и религия: Справочник (PDF) . Studia Medievalia Septentrionalia. 10 . Вена: Фассбендер. ISBN 978-3-900538-81-1.
  • Меуленграхт Соренсен, Пребен (1986). «Рыболовная экспедиция Тора». В Steinsland, Gro (ред.). Слова и предметы: к диалогу между археологией и историей религии . Осло: издательство Норвежского университета. ISBN 82-00-07751-9.
  • Моррис, Кристофер Г. (1992). Академический словарь науки и техники . Издательство Gulf Professional Publishing . ISBN 978-0-12-200400-1.
  • Орчард, Энди (1997). Словарь норвежских мифов и легенд . Кассел . ISBN 0-304-34520-2.
  • Орел, Владимир (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл . ISBN 9004128751.
  • Рейнольдс, Ричард (1994). Супергерои: современная мифология . Университетское издательство Миссисипи . ISBN 0-87805-694-7.
  • Робинсон, Джордж У. (Пер.) (1916). Житие святого Бонифация Виллибальда . Издательство Гарвардского университета . жизнь Бонифация.
  • Сойер, Биргит (2003). Рунические камни эпохи викингов: обычай и память в раннесредневековой Скандинавии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-820643-7.
  • Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. Д. С. Брюэр . ISBN 978-0-85991-513-7.
  • Торп, Бенджамин (1851). Северная мифология, компромисс с основными традициями и суевериями Скандинавии, Северной Германии и Нидерландов: составлено из оригинальных и других источников: Том II: скандинавские народные традиции и суеверия . Ламли.
  • Торп, Бенджамин (1907). Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона . Общество Норрин . Бенджамин Торп Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона.
  • Турвиль-Петре, EOG (1964). Миф и религия Севера: религия Древней Скандинавии . Лондон: Вайденфельд и Николсон. OCLC  460550410 .
  • Де Фриз, Ян (1957). Altgermanische Religionsgeschichte Том 2. 2-е изд. (копия 1970). Grundriß der germanischen Philologie, Том 12 / II. Де Грюйтер. (на немецком)
  • Worsaae, JJA (1882). Промышленное искусство Дании . Чепмен и Холл. свастика тор.

Скандинавская мифология и тор: истории из жизни, советы, новости, юмор — горячее | пикабу

Турсы (Великаны) другого вида

(Горные великаны, Морские великаны, Инеистые великаны, Ледяные великаны, Огненные великаны).

Расы великанов очень размыты.

Сами по себе они называются турсами (буквально – гиганты) Вероятно, первоначально их всех называли йотунами, однако потом появилось подразделение и, в зависимости от типа великана, у них появились разные названия. Инеистых гигантов называют хримтурсенами, огненных – муспеллями, морские обитают в мировых водах, обычные йотуны же проживают на территории Йотунхейма.

Куда менее определены горные и морские великаны.

Последние два вида лишь несколько раз упоминаются, а их представителей часто называют просто йотунами, в зависимости от источника.

Известно, что Имир был самым первым живым существом, из которого вышли хримтурсены, которые позже стали ледяными великанами Нифльхейма и йотунами Йотунхейма. Однако Муспельхейм существовал ещё до появления Имира и откуда там появились муспели и Сурт – неизвестно, в то время как морские великаны вообще являются олицетворением вод и напоминают божеств.

Так или иначе, нельзя сказать определённо об отношении разных рас турсов к йотунам однозначно.

Также стоит отметить, что, строго говоря, турсы далеко не всегда исполинского роста. Многие из них размером с асов, а некоторые исследователи считают, что само слово турс переведено неправильно (например об этом упоминал Владимир Орёл).

В данном справочнике представители турсов разделены на разные виды, даже если об их уникальной принадлежности заявляли один раз.

Короткие характеристики ранее не упоминаемых рас (подрас) привожу ниже:

Горные великаны (каменные великаны) – самые сильные физически йотуны. Некоторые представители в чистой мощи превосходят асов. Упоминается, что некоторые части их тел состоят из камня. Возможно, это лишь их географическое определение.

Морские великаны – олицетворение моря. Могут превращаться в волны и контролировать потоки мирового океана. Чаще всего предстают в виде на удивление разумных существ, по сравнению с другими великанами.

Русская (и только русская) википедия упоминает ещё вихревых великанов. Этот термин можно найти и в других статьях рунета, однако ни в одном письменном источнике или иноязычных сайтах я не нашёл ни одного упоминания о них, а в самом рунете нет никаких подробностей.

1. Хюррокин – горная великанша, вероятно, физически сильнейший представитель расы. Ездит на гигантском волке, которого запрягла змеями. Даже четверо берсерков из эйнхериев не смогли его сдержать. Достаточно сильна, чтобы от её усилий земля содрогалась, как от землетрясений.

2. Хрунгнир, Грунгнир.

Горный великан, также назывался йотуном. Был назван сильнейшим представителем своей расы (такое вообще нередко происходит). Погнался за Одином в небесах и оказался в Асгарде, где пьяный вызвал на бой Тора. Имеет каменную голову и каменное сердце. Вооружен щитом и точилом. Погиб от руки Тора. Владел конём Гульфакси, который не сильно уступал Слейпниру и также мог лететь по небесам, а также мощным огромным щитом, который должен был выдержать удар Мьёллнира.

3. Безымянный хримтурсен

Владелец коня Свадильфари, заключил сделку с асами, что построит каменную стену вокруг Асгарда за три сезона. Почти закончил свою работу, но был обманут Локи, который увёл его коня, после чего был убит Тором. Смерть этого великана и нарушение клятвы богов стало одним из событий, начавших тёмную эру.

4. Хюмир.

Морской великан с невероятно прочным черепом. У него Тор стащил огромный котёл для асов, а также ходил на рыбалку, поймав Йормунганда на голову быка. Имеет бабку с 9-ю сотнями голов. Убит вместе с нею Тором, когда они попытались вернуть котёл.

5. Хрод.

Супруга иили сестра Хюмира. Является матерью Тюра от Одина (по некоторым преданиям, от самого Хюмира). Благосклонна к асам.

6. Хресвёльг.

Вероятно, представитель вихревых великанов. Сидит у края небес в обличье орла и создаёт ветер взмахами исполинских крыльев. Возможно, из-за него и появилась информация о вихревых великанах.

7. Герд.

Морская великанша (очень часто упоминается, как просто йотун), жена Фрейра, дочь Хюмира. Сначала ей предлагали за женитьбу множество драгоценностей, но она отказывалась быть с ним, но когда его посланник, Скирнир, пригрозил заколдовать её в старуху, передумала.

8. Эгир

Морской великан, символ спокойных вод. Один из немногих настоящих друзей асов среди турсов, часто устраивает праздники в их честь. Отец Девяти Дочерей Моря, каждая из которых олицетворяет определённый вид волн.

Девять Дочерей Эгира (Моря).

Бара – волна.

Блудухадда – кровавая волна.

Бюлгья – самая высокая волна.

Дуфа – мучающая волна.

Хефринг – пульсирующая волна.

Химинглэва – отражающая небо волна.

Хрэнн – цепляющаяся волна.

Кулга – ужасающая волна.

Унн – волна, возможна, волна рек.

9. Ран.

Морская великанша, жена и, возможно, сестра Эгира. В отличии от него, олицетворяла штормующее море. Владеет сетью, которой она ловит корабли и затягивает их на дно.

10. Бергельмир.

Первый инеистый великан (по некоторым источника, первым является Трудгельмир), являясь его внуком или сыном. Единственный выживший после всемирного кровавого потопа, произошедшего из-за расчленения Имира (так считается, тем не менее, в более поздних событиях по хронологии появлялись другие инеистые великаны). Прародитель йотунов.

11. Бестла.

Инеистый великан, мать Одина, Вили и Ве. Жена Бора.

12. Тьяцци.

Вероятно, инеистый великан. Взбесил Локи тем, что не давал его еде нормально зажариться (считается, что делал он это манипуляцией холодом, что, вместе с его местом проживания (ледяная гора) и очевидной природой Скади и даёт повод некоторым автора записать его сюда). Заставил Локи привести к нему Идунн, лишив богов молодильных яблок. Сгорел, пытаясь перелететь через огонь вслед за Локи.

13. Скади.

Инеистая великанша, олицетворение снега и холода. Очень мудрая и разумная. Пришла к асам, требуя себе мужа в качестве компенсации за убийство её отца, Тьяцци (по некоторым источника, боги сами предложили такой вариант, не желая войны). Выбирала мужа по ступням, надеясь выцепить Бальдра, но ошиблась и указала на Ньёрда. Тем не менее, выбором осталась крайне довольна. Несмотря на это, не смогла выдержать бесконечного шума дома Ньёрда, Ноатуна, и вернулась в дом отца, Трюмхейм.

Также потребовала рассмешить её, что удалось сделать только Локи, который привязал к своей мошонке бороду козы верёвкой, и они начали тянуть друг друга в стороны и кричать.

14. Сурт (Суртур).

Единственный точно известный представитель огненный великанов, владыка Муспельхейма. Во время Рагнарока пойдёт вместе с армией огненный великанов на Асгард, разрушив своим весом мост Биврёст. Сразится с Фрейром и убьёт его. Владеет сильнейшим мечом в мифологии, Леватейном. В конце гибели богов обрушит пламя меча на всю землю и уничтожит практически всё живое. Несмотря на то, что точных упоминаний нет, считается, что уничтожение мира будет происходить в виде сжигания древа Иггдрассиля.

15. Синмара.

Неопределённая огненная великанша. В зависимости от источника является либо женской ипостасью Сурта, либо его женой. Хранит меч Леватейн в магическом сундуке, ожидая Рагнарока.

Цверги.

Другие названия – дверги, нибелунги, карлики, гномы, дворфы, тёмные альвы, свартальвы, черви Имира.

Среди цвергов было множество именных персонажей, но они крайне редко занимали центральное положение в мифах. Цверги, играющие значимую роль в мифах о героях тут не будет указано.

1. Модсогнир.

Считается первым созданным цвергом. Вероятный правитель Свартальвхейма. Под его руководством цверги создали тела людей из глины (как именно это соответствует тому, что после этого Один и его братья нашли образы людей у моря и вдохнули в них жизнь в том же самом мифе – неясно, вероятно, это и есть заготовки, созданные цвергами).

2. Альвис.

Очень умный цверг, считал, что ему в мудрости нет равных. Попытался свататься к дочери Тора – Труд. Тот был не доволен таким выбором дочери и начала забалтывать его вопросами. За ответами цверг не заметил, как взошло солнце, из-за чего обратился в камень.

3. Брок и Синдри.

Два брата-кузнеца. Известны тем, что в споре с Локи выковали кольцо Драупнир, вепря Гуллинбурсти и молот Мьёлльнир.

4. Сыны Ивальди.

Группа цвергов, чьи имена неизвестны. Считаются одними из лучших кузнецов. Создали Скидбладнир, Гунгнир и волосы Сиф.

5. Двалин, Альфригг, Грер, Берлинг.

Четыре цверга, создавшие ожерелье Брисингамен. Их авторство сокровища раскрывается только в более поздних мифах эпохи христианизации. По мифу, они отдали ожерелье Фрейе за то, что она переспали с ними всеми.

По некоторым источникам, они же и являются сынами Ивальди. По другим, все сокровища сынов выковал Двалин, а ожерелье – уже с братьями.

6. Фьялар и Галар.

Два цверга, которые убили Квасира и создали из его крови напиток – «мёд позии». Каждый, кто вкушал его, становился великим поэтому. Чтобы сохранить тайну, они убили Гиллинга, который прознал о напитке, после чего мёд поэзии забрал сын Гиллинга Гуттунг, в качестве компенсации.

7. Андвари.

Самый значимый в истории цверг. Когда Локи должен был найти золото в откуп колдуну Хрейдмару, он взял волшебную сеть у морской великанши Ран и схватил цверга, который плавал в образе щуки (или лосося) вымогая у него сокровища. Тот их отдал, но проклял клад, чтобы каждый его владелец умер неестественной смертью, что и послужило начало песням о Сигурде и Песне о Нибелунгах.

Еще про Тора:  Локи, когда мы планировали детей, я думал, их будет от силы двое... — фанфик по фэндому «Тор»

Прочие существа и детали.

В различных источниках существует множество мифологических рас, которых относят к германской и германо-скандинавской мифологии. Сюда традиционно входят например тролли, никсы, варги и кобольды, а также драугры и прочие мелкие твари.

Тем не менее, в основной костяк эти существа не входят и даже не упоминаются. Троллями, например, называли йотунов некоторые народы в более позднее время, потом этот образ начал развиваться в собственном направлении. Здесь их описывать нет смысла, также как нет смысла описывать исконно исландских существ, которые относятся к мифологии кельтов. Порядка ради, их следует отделять от костяка классической скандинавской мифологии и относить к фольклору.

Тем не менее, есть и то, о чём стоит упомянуть, что не входит в категории выше.

1. Квасир – существо, родившееся из слюны, которую смешали ваны и асы в знак мира между родами. Обладал огромной мудростью и пытался передать её всем живущим. Был убит цвергами.

2. Вёльвы – первоначально ведьма, которую подняли из мёртвых для получения пророчества о Рагнароке. Затем вёльвами стали называть демонических ведьм, обитающих в Железном Лесу. Созданные Локи, эти ведьмы в большинстве своём крайне злобные существа, обладающие очень сильной магией. Тем не менее, упоминаются и более разумные вёльвы.

Гроа.

Вёльва. Была вызвана Тором, чтобы та извлекла из его головы кусок точила Хрунгнира, но была отвлечена и позабыла заклинания.

Погибла при неизвестных обстоятельствах и, позже, к ней в земле обратился её сын Свипдагр.

После смерти обладала 9-ю заклинаниями:

1. Вероятно, снимает печали и напряжённость.

2. Вероятно, призывает удачу (вёльва, обращаясь к Урдр, просит её защиты).

3. Успокаивает реки и обеспечивает спокойное плавание.

4. Смиряет злые умыслы врагов.

5. Разрушает оковы и цепи, если цель взята в плен.

6. Успокаивает моря и ветра и обеспечивает лёгкое плавание.

7. Делает цель неуязвимой к холоду.

8. Защищает цель от ночных злых чар других вёлв.

9. В случае сражения с кем-то в мудрости, к цели придёт ум и красноречие.

3. Виндсваль и Свасуд.

Творцы зимы и лета соответственно. Крайне редко упоминаются, принадлежность к расам также спорна. Вероятно, роль зимы и лета позже были отданы другим сущностям.

4. Фенрир.

Исполинский волк, рождённый Локи. Обладает огромной силой и его боятся даже боги. Был скован цепями Глейпнир. По некоторым версиям во время Рагнарока съест солнце и является прародителем исполинских волков, обитающих в Железном Лесу. Убьёт Одина и будет убит Видаром во время гибели богов.

5. Йормунганд.

Мировой змей, опоясывающий землю. Огромное существо, чьё тело постоянно исторгает смертельный яд. Во время Рагнарока будет убит Тором, но заберёт его с собой в могилу с помощью яда.

6. Хейдрун.

Волшебная коза, обитающая на крыше Вальхаллы. Постоят даёт медовое молоко, которым питаются эйнхерии.

7. Сколль и Хати.

Дети Фенрира, гоняющиеся за Соль (солнце) и Мани (луной) соответственно. Причина солнечного и лунного затмений. Во время Рагнарока догонят и съедят светила.

8. Гарм.

Чудовищный пёс, обитающий в Хельхейме и стерегущий вход. Во время Рагнарока раздастся его ужасающий лай и он убьёт Тюра, но погибнет и сам.

9. Аск и Эмбля.

Первые люди. Были найдены в виде безжизненных древесных образах и оживлены Одином, Вили и Ве (либо Одином, Локи и Хёниром, в некоторых источниках).

10. Лив и Ливтрасир.

Ещё два человека, которые переживет гибель мира и спасутся от огня Сурта. Станут новыми прародителями человечества.

11. Рагнарок.

Гибель богов, которую предсказала поднятая Одином из могилы Вёльва. Считается, что причиной Рагнарока является моральное разложение богов, которое началось с момента нарушение клятвы с хримтурсеном, строившего стену в Асгарде, заканчивающееся смертью Бальдра, после которого началась трёхлетняя зима Фимбулвинтер., предвещающая Рагнарок. В процессе море выйдет из берегов и наружу выйдет корабль Нагльфар, йотуны и огненные великаны с Суртом пройдут по Биврёсту и нападут на богов, Хель также выйдет с мёртвым воинством и Гармом. Йормунганд выйдет из берегов и нападёт на Тора, Фенрир разорвёт цепи и бросится на Одина. С огненными великанами или на Нагльфаре будет идти против богов и Локи.

Исходом Рагнарока будет гибель почти всех богов и возвращение из Хель Бальдра и Хёда.

12. Нагльфар.

Корабль, созданный из ногтей утопленников, на котором будет находиться безымянное воинство, чья сущность точно не определена. По одной версии это воины Муспелля, однако это очень странно, т. к. муспелли вместе с Суртом должны пройти через Мюрквид и подняться в Асгард по Биврёсту, в процессе его разрушив. Другая версия – что это мертвецы Хель поднимутся на нём. Несколько раз я видел, как англоязычные источники упоминают некое тёмное воинство, которое ждало своего часа.

13. Безымянный бог.

Пару раз в Поэтической Эдде появляется упоминание о неком безымянном боге, который появится или родится после Рагнарока и будет могущественнее всех богов, вместе взятых. Считается, что этот момент появился уже после христианизации язычества и этим богом являет Яхве.

Божественные артефакты.

Артефакты, упоминаемые в мифах о богах. Несмотря на то, что некоторые артефакты, например, Грам, были созданы богами, они относятся к мифам о героях (в которых артефактов, очевидно, в разы больше).

1. Мьёльнир – самый известный артефакт. Боевой молот Тора, созданный цвергами из-за пари с Локи. Имеет очень маленькую рукоять, из-за чего его можно держать только одной рукой. Удар молота Тора ассоциируется с ударом молнии. Благодаря рукавицам, Тор может швырять его во врагов, после чего он вернётся обратно.

Никакого «только достойнейший может поднять молот» в мифологии нет, в процессе его несколько раз поднимали другие существа.

Не является таким уж всемогущим. Силой Тора оставлял глубокие вмятины в скалах. Одним ударом может убить практически любого йотуна. Тем не менее, существовали щиты, потенциально способные выдержать его удар.
Тор владеет им вместе с

2. Гунгнир – второе по силе оружие, копьё Одина. Всегда попадает в цель и пробивает любую защиту. Невероятно прочен, возможно, неразрушим. Меч Сигмунда и Сигурда (Зигфрида) Грам, ранее показывающий способность резать огромные скалы и металл, как масло, сломался, ударившись об копьё. Все асы признали Мьёльнир лучшим оружием, хотя заявленные способности копья явно превосходят его.

3. Глейпнир – невероятно прочная цепь, которая становится прочнее пропорционально усилиям, прилагающимся для её разрушения. Создан цвергами из шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил, рыбьих голосов и птичьей слюны. Все эти ингредиенты пропали из мира, так как из них всех была создана эта цепь. Ею скован Фенрир.

4. Скидбладнир – волшебный корабль, принадлежащий Фрейру. Ему всегда способствовал попутный ветер, а сам он мог уменьшаться так, что его можно было положить в карман.

5. Драупнир – волшебное золотое кольцо, которое каждые девять дней приносило ещё 8 таких же (которые, впрочем, делиться уже не могли). В разное время принадлежал Одину, Бальдру и Хермоду. Каким-то образом оказался и в руках альва Вёлунда.

6. Брисингамен – золотое ожерелье невероятной красоты, ставшее причиной многих конфликтов.

7. Гуллинбурсти – вепрь, передвигающийся с огромной скоростью, принадлежит Фрейру. Технически, является артефактом, так как выкован цвергами.

8. Мегингъёрд – пояс силы, которым владеет Тор. Удваивает его физическую силу.

9. Ярнгрейпр – стальные рукавицы Тора. Их эффект неизвестен, но упоминалось, что они нужны ему для орудования молотом.

Это всё, что я накопал и что можно отнести к исконно Скандинавской мифологии. Конечно, этим мифология данных народов не ограничивается. Существует ещё кельтская мифология, не менее просторная и часто пересекающаяся со скандинавской, есть так называемая германская мифология, крайне, крайне обширные исландские саги, ну и ещё есть упоминаемый фольклор. Тем не менее, данная информация стоит своим особым костяком и отделена от всего этого своим, пусть и крайне условным каноном.

Интересны ли эти мифы сами по себе? Спорно. По сравнению с греческой, индийской и еврейской – я бы не сказал. Эддическая поэзия может и великое искусство, но читать его, как рассказы, приносит не так много удовольствия, уж очень сложно это воспринимать. Тем не менее, она принесла вдохновение своими образами тысячам авторов, которые использовали их в своих рассказах. Этот глоссарий был создан в основном для этой цели.

Буду очень рад, если это вам пригодилось.

P. S. Тем не менее, всем советую прочитать Перебранку Локи. Это довольно забавно.

§

С детства люблю и изучаю мифологию. Особенно нравится искать там архетипы для своих рассказов.
Тем не менее, как-то всё это время избегал скандинавской мифологии, информацию о которой черпал разве что из комиксов Marvel и разных других игр. Решил, что хватит это терпеть и попытался прочитать её основные тексты. Как оказалось, в ней всё очень грустно, по сравнению с другими мифологиями. Никакого чёткого связного канона нет, тексты противоречат друг-другу самым кардинальным образом.
В итоге решил запилить для себя небольшой справочник, в который смогу заглядывать когда мне понадобится информация, а то лезть в сеть за каждой мелочью крайне муторно. Получилось довольно обширно, так что решил поделится им здесь.
Немного информации:
1. В интернет-ресурсах в плане этой мифологии полный бардак, особенно в Википедии. Там статьи очень страдают от непонятно откуда взявшейся инфы без указания источника. Различные сайты пестрят пересказанными мифами, в которых действует принцип глухого телефона.
Указанная здесь информация собрана в большинстве своём из основных текстов по мифологии, то есть Поэтической и Прозаической Эдд, некоторые отдельных произведений научного характера, а также совсем немного из исландских саг, которые упоминают скандинавский пантеон. Плюсом к этому было куплено несколько других справочников, которые указывают в своих источниках авторитетные работы.
2. В мифологии, как и в любой другой, есть ну совсем малозначительные персонажи, кроме имени которых особо и сказать то нечего. Они в список не были включены.
3. Я допускаю, что определённые моменты были упущены. Это пока что самая разрозненная из крупных мифологий, которые я изучал, и собрать всё воедино очень тяжело. Тем не менее я перекопал всё, что мог.
4. Это чисто справочник с краткой информацией о мире и действующих лицах, созданная со вполне определённой целью. В эту цель не идёт подробный пересказ самих мифов.

5. Всего будет 2 части, из-за того, что полностью не влезает. Если это хоть кому-то здесь будет интересно в таком виде, то позже я выложу такой же справочник, рассматривающий крупнейшие героические саги, когда сделаю.

Но хватит прелюдий.

—————————-Мифологический справочник. Скандинавская мифология.—————————-

———————————————————–Построение мира. География———————————————————-

Есть 2 вида – горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное предполагает расположение всего мира на древе Иггдрасиль, вертикальное – что Иггдрасиль является центром земли.
Скорее всего мировоззрений было больше. Предоставлю объединённую версию этих двух.

Состоит из 9 миров.

На вершине – Асгард – место, где живут боги рода асов.

Чуть ниже расположен небесный город Альвхейм или Льюсальвхейм.

На земле, в центре, расположен Мидгард.

На северо-западе – Нифльхейм.

На юго-западе – Ванхейм (Ванахейм).

На северо-востоке – Йотунхейм.

На северо-западе – Муспельхейм.

В земле – Свартальвхейм.

Под землёй – Хельхейм (Нифльхель).

————————————————————————-Космология————————————————————————–

Есть Живая Бездна, называется Гинунгагап. В ней с начала времён существовали Муспельхейм, мир вечного огня, и Нифльхейм, мир вечного холода.

В Нифльхейме расположен источник Кипящий Котёл (Хвергельмир), из которого потекло 12 рек Эливагара (Свёль, Гуннтра, Фьёрм, Фимбультуль, Слид, Хрид, Сюлг, Ульг, Вид, Лейфт, Гёлль, Вимур). Ядовитые (буквально) воды столкнулись с огнём Муспельхейма, и из получившегося инея родился инеистый великан Имир (Бримир, Ауртельмир).

Он является первым живым существом. Из разных частей его тела во сне вышли инеистые великаны.

С ним появилась корова, кормившая великана молоком – Аудумла. Она лизала камни и слизывала с них соль. Через три дня из камня сформировался Бури – первое человеческое существо (но не человек нашего рода).

У него был сын Бор (Бёр).

Его жена – Бестла, дочь Бельтара (великана).

У Бора родились первые асы – Один, Вили и Ве.

Они убили Имира и создали из него Землю.

Плоть стала землёй, кровь – мировым океаном, кости – горами, зубы – валунами и камнями, череп – небесами, мозг – облаками, волосы – растениями, а брови его стали огромной стеною, защищающей Мидгард от чудовищ.

Солнцем и звёздами стали искры Муспельхейма.

Вероятно, они были помещены в Альвхейм. Солнце – Альврёдуль (Светило Альвов).

Еще про Тора:  Денежная свастика золото – заказать на Ярмарке Мастеров – KM804RU | Денежный магнит, Москва

Радуга – мост между Асгардом и Мидгардом. Называется Биврёст, охвачен огнём, что пожирает всех, кроме асов.

——————————————–Устройство мира, расы и география.——————————————–

1. Асгард. Мир богов рода асы, эйнхериев, валькирий, норн.

Правитель – Один.

Предоставлено 12 богов-асов, тем не менее, их на деле больше, включая жён каждого из них. Делится на множество владений и чертогов, каждое из которых принадлежит определённому асу.

Расы:

Асы – боги основного рода. Произошли от Бора. Выделяют 12 из них – членов Совета Асов. По некоторым данным, все асы могут менять облик по своему желанию, в некоторых же источниках указывается, что конкретный ас обладает способностью превращаться только в определённых существ. Не стареют из-за молодильных яблок, но вполне смертны от физического урона. Если погибнут в бою, тут же воскресятся в Асгарде (вероятно, в Вальхалле), если же их убьют скрытно или противник не оказывает сопротивления, бог-ас отправится в мир мёртвых Хельхейм. В некоторых источниках указывается их количество – 27 известных асов и 22 известных асиньи, но это очень неточная информация.

Дисы или Идизы – божественные девы, духи-хранители, духи судьбы, предсказательницы. К Дисам причисляют Норн, Валькирий, прочих мифических дев. Если завладеть одеждой предсказательниц, то ты берёшь над ними власть.

Норны – богини судьбы. Предсказывают судьбу и определяют её. Аналог мойр из греческо-римской. Чаще всего выделяют 3 основных, но есть и меньшие норны, для каждого человека своя. Вероятно, меньшие норны появились из-за христианизации мифологии и стали аналогами ангелов-хранителей.
Старшие норны – Урд, Верданди и Скульд. Прошлое, настоящее и будущее соответственно. Их обязанности – сохранение Иггдрасиля, которое они поливают водой священного источника.

Валькирии – весьма неоднозначная раса (раса ли?). Девы-воительницы, летают на крылатых конях (или с помощью особых одеяний из перьев птиц) над полем боя и выбирают лучших из павших, чтобы они стали эйнхериями. Крайне сильны, владеют рунами мудрости. Возможно, их сила заключается в их девственности, во всяком случае так было у Брунгильды. Прислуживают Одину на пирах.

Эйнхерии – сильнейшие из павших воинов, избранные валькириями или самим Одином для сражения в будущем Рагнароке. Обитают в Асгарде после смерти, развлекаются пирами и битвами.

География:

Дом богов – Гладсхейм, Чертог радости.

Дом богинь – Вингольв. Чертог блаженства.

Полностью состоят из золота и серебра.

1. Валаскьялв – чертог Одина, огромная башня. Хлидскьялв – его престол.

2. Трудвангар (Трудхейм) – владения Тора. Бильскирнир – его чертог, вмещает 540 лиц.

3. Глитнир – владения Форсети. Судилище богов.

4. Химинбьёрг – владения Хеймдалля, на краю Асгарда. Туда примыкает Биврёст.

5. Брейдаблик – владения Бальдра. Место, где нет порока. Украшен бело-золотыми колоннами.

6. Идаллир – владения Улля. Долина тисов.

7. Ландвиди – владения Видара. Представляет собою тихий лес-сад со множеством цветов.

8. Ноатун – вдадения Ньёрда.

9. Фенсалир – владения Фригг, жены Одина.

10. Сёкквабекк – владения Фригг и Одина. Они там бухают. Возможно, часть Фенсалира.

11. Трюмхейм – владения Скади. Расположена высоко в горах. Самое холодное место в Асгарде.

12. Фолькванг – владения Фрейи, палаты – Сессрумнир. Туда попадает половина эйнхериев по решению Фрейи.

13. Вальгалла (Вальхалла) – обитель эйнхериев, войнов Одина, и валькирий. Закрыт воротами Вальгринд.

14. Гимле – обитель самых достойных умерших людей. Возможно, является аналогом «рая» после христианизации язычества.

15. Радсейярсунд – владения Хильдольва, человека, получившего своё место в Асгарде за свои заслуги.

16. Чертог Судьбы Урд – воды у корня Иггдрасиля, обитель трёх Норн.

2. Альвхейм, Льюсальвхейм. Мир светлых альвов.

Правитель – Вёлунд, альв-кузнец.

Единственный известный представитель.

Сама раса точно не определена. Альв является аналогом слова эльф.

Сама раса представляет собою скорее неких духовных сущностей, нежели типичных фэнтези-эльфов, хотя Вёлунд описывается как типичный ас.

Есть определённые источники, частично раскрывающих светлых альвов, но все они имеют меньший вес и созданы уже после появление Старшей (Поэтической) и Младшей (Прозаической) Эдд, которые сами по себе уже довольно поздние источники, так как эта мифология передавалась в основном устно.

3. Мидгард.

Мир людей, наш мир.

Правитель –тысячи их. В основном действо происходит на территориях Швеции, Дании, Норвегии, Зеландии, Исландии и т. д. В целом, подразумевается наш человеческий земной мир. Родина множества героев, как правило, полубогов (demi-god).

4. Нифльхейм.

Мир Ледяных Великанов, потомков инеистых великанов.

Один из двух миров, существовавших в бездне до начала сотворения мира. Мир льдов, тумана, инея и мрака.

Расы:

Инеистые великаны (хримтурсены) – первые живые существа. Крайне опасные твари, обладают очень высоким уровнем манипуляции льдом и холодом, могут вызывать зимы и т. д. Сама раса вымерла, однако остались отдельные представители.

Ледяные великаны – потомки инеистых великанов.
Несмотря на наличие упоминаний ледяных великанов, практически все великаны, связанные со льдом,  упоминаются только как инеистые, что даёт право предполагать о тождественности этих рас.

География:

Хвергельмир, Кипящий Котёл. Место вечного огня, в котором обитает чёрный дракон Нидхёгг и тысячи змей. Из него текут множество рек и одна из них, Гьёлль, соединяет Нифльхейм с Хельхейм.

5. Ванхейм.

Мир богов рода ваны. Правитель – Ньёрд или Фрейр.

Ваны – боги плодородия и всего, что связано с природой. Принципиально от асов не отличаются, хотя и являются отдельной расой. Могут иметь с ними потомство. Какое-то время воевали с ними, но затем заключили мир.

6. Йотунхейм.

Мир йотунов.

Правитель – вероятно, Утгард-Локи.

Имеет много зон. Есть леса, степи, равнины. Есть и города, среди которых известен только Утгард

Раса:

Йотуны – великаны, потомки инеистых великанов, первопредок – Бергельмир (в некоторых источниках между Имиром и Бергельмиром имелся ещё один – Трудгельмир). Большей частью существа злые, аспектом льда не обладают. В целом, раса йотунов различна. В большинстве своём представляется чудовищной расой великанов, однако часто встречаются мудрые представители (Мимир), искусные маги (Утгард-Локи) и прекрасные видом йотуны (Мани и Соль). Могут вступать в брак с с асам и рожать с ними потомство, более того, иногда йотуны сами являются богами и воплощением какого-либо аспекта мира.

География:

Частично отделен от Мидгарда Железным Лесом. Соединён с Нифльхеймом рекой Вимур.

Железный Лес – тёмный лес, в котором отсутствует свет. Населён оборотнями-волками и вёльвами. В нём обитают злые колдуньи и множество тёмных сил. Родина рода Фенрира.

Утгард – место демонических обитателей с огромной магической силой. Правит этим местом Утгард-Локи, мастер иллюзий и скрытности.

Родник Мимира – место, где обитает мудрейший йотун Мимир, у которого Один выменял мудрость на глаз.

Гора Люфьяберг – обитель йотуна-врачевательницы Менглёд. Любая девушка, добравшаяся до вершины, исцеляется от любой болезни. Сам чертог покрыт золотом и имеет золотые колонны. Её чертог защищают врата Трюмгьёлль и ограда Гастропнир, которые непосильны даже богам, а защищает его Фьёльсвинн, слуга Менглёд, и два волка – Гэри и Гифр.

Каменные горы – место, где обитают горные великаны. Предположительно расположено очень близко к Асгарду.

Вопреки большинству фикшн-произведений, Йотунхейм не является ледяными землями, а сами йотуны не имеют аспект льда. Эти существа гораздо ближе к аспекту земли, в то время как сами земли имеют самые разные зоны. 

7. Муспельхейм. Мир огненных великанов (великанов Муспеля).

Правитель – Сурт (Суртур).

Мир, где не затухает огонь. Соединён с Нифльхеймом мировой осью, которая позже станет Иггдрасилем.

Раса:

Огненные великаны – великаны, владеющие огненной природой. Способны манипулировать огнём. Крайне сильные создания, особенно Суртур.

География:

Мюрквид – тёмный лес, отделяющий Муспельхейм от Мидагарда. Ничего примечательного не имеет.

8. Свартальвхейм – мир тёмных альвов, они же цверги, карлики, нибелунги, дверги. Позже дварфы и гномы. Правитель – Модсогнир, возможно, Хейдмар.

Раса и география:

Раса тёмных альвов имеет много путаниц. Тем не менее, вероятнее всего, фэнтезийные тёмные эльфы не имеют с тёмными альвами мифологии никакой связи.

Цверги были червями в плоти Имира, ставшими карликами по воле асов.

Все являются первоклассными кузнецами, создали множество сокровищ из мифологии.

Фактически, не только «подземное царство», но и «внутриземное», т. е. цверги живут в земле, а не только под ней, как, собственно, черви. Под влиянием солнца превращаются в камень, поэтому могут выходить наружу только ночью.

Их особенности меняются от источника к источнику, например Нибелунги исландских саг не обращались в камень, не были кузнецами, но были очень сильными воинами, хранившими клад

Нидавеллир – место, внутри Свартальвхейма. Им правил Хейдмар, великий маг и воин.

Окольнир – также место внутри Свартальвхейма. Подробности об обеих локациях неизвестна.

9. Хельхейм (Нифльхель) – обитель мёртвых.

Правитель – богиня-великанша Хель.

Туда попадают все, кто умер от болезни или от старости, не попавшие в более высокие планы.

География:

Окружён рекой Гьёлль, идущей от Нифльхельма. Попасть в Хель можно только если пересечь мост Гьялларбу, охраняемый великаншей Модгуд.

Гнипахеллир – пещера, в которой обитает чудовищный пёс Гарм, верный слуга Хель.

Мокрая Морось (Элвиднер) – палаты Хель.

————————————————————————–Персонажи————————————————————————–

—————————————————————————-Боги-Асы—————————————————————————

Несмотря на то, что многих ванов и йотунов приняли в асы, здесь указываются именно боги рода асов, то есть мать или отец указанного аса были связаны с родом Одина.

1. Один – правитель богов. Бог Богов, Бог Поэзии, Бог Мудрости, Бог Повешенных, Бог Воронов, список не полон.

Старик с длинной бородой и одним глазом.

Очень мудр и умён, внешне высок.

В бою надевает доспехи и шлем с орлиными крыльями, на людях скрывается в синем плаще, хлопчатых штанах, босым и в шляпе, надвинутой на лоб.

Может превращаться в зверей. Владеет магией рун, ради чего повесил себя на суку и пронзил сердце копьём.

Владеет восьминогим конём Слейпниром и копьём Гунгниром.

Сидя на троне Хлидскьялв может видеть всё, происходящее в мире.

Женат на Фригг.

Сопровождают два ворона, Хугин (мысль) и Мунин (память). Они летают по миру и рассказывают Одину всё, что видят.

Также держит двух волков, Гери и Фреки, которые пожирают всё, что на его тарелке с едой.

Не подвержен голоду, пьёт только вино.

Владеет 18-ю заклятиями:

1. Истребляет печаль и тревоги.

2. Залечивает любые раны.

3. Тупит клинки врагов, делает оружие бесполезным.

4. Освобождает от любых оков.

5. Отражает стрелы взглядом.

6. Отрицает эффект вражеских рун.

7. Погашает пламя любой силы.

8. Усмиряет любые раздоры.

9. Смиряет ветра и волны.

10. Закрепляет изменение облика навсегда, так проклинает ведьм-оборотней.

11. Защищает соратников пением в свой щит.

12. Воскрешает повешенных.

13. Окропив водой человека, может сделать его неуязвимым.

14. Даёт знание о численности населения альвов и асов.

15. Усиляет свою армию.

16. Покоряет любую деву.

17. Соблазняет любую деву.

18. Заклятие неизвестно.

Имена: Хрофт, Игг,Гагнрад, Сафнир – самые известные.

Будет бороться с Фенриром и умрёт во время Рагнарока.

2. Тор.

Бог Грома, Бури и Молний. Рыжебородый. Сын Одина.

Владеет Мьёлльниром, поясом, удваивающим силу, и железными рукавицами для использования молота.

Самый сильный ас. Постоянно воюет с йотунами, обычно убивает с одного удара.

Имеет бронзовую колесницу, запряжёнными двумя козлами – Тангниостром и Тангрисниром. Они бегают быстрее любых коней (вероятно, кроме особенных). Тор может их зажарить и съесть, после чего воскресить, если бросать кости на их шкуры.

Может тремя глотками уменьшить уровень моря. Способен сопротивляться абстракционным сущностям (буквально выдерживал натиск олицетворения старости). Достаточно силён физически, чтобы поднять Ёрмунгарда.

Вспыльчив, не очень умён, но и не глуп. Может быть призван любым асом, если тот назовёт его имя.

3. Бальдр.

Бог Весны, Невинности и Света. Один из покровителей плодородия. Юноша невероятной красоты, его присутствие делает окружение более «светлым».

Его мать, Фригг, взяла клятву со всего материального на свете, что оно не причинит вред Бальдру, кроме ростка Омелы, в результате чего тот стал практически неуязвим.

Убит Хёдом под влиянием Локи, обитает в Хель. Будет возрождён после Рагнарока.

4. МодииМагни.

Сыновья Тора, которые унаследуют Мьёлльнир после Рагнарока.

Первый – Бог Ярости по некоторым источникам. Покровительствует берсеркерам.

Второй обладает огромной физической силой с рождения и «превзойдёт Тора в каждом аспекте». Будущий носитель молота.

5. Форсети.

Сын Бальдра и Нанны, Бог Правосудия, Закона и Справедливости. Разрешает споры богов в своём судилище.

6. Хёд.

Слепой бог, убивший Бальдра. Обладает огромной физической силой. Обитает в Хель, вернётся вместе с Бальдром после Рагнарока.

7. Тюр.

Сын Одина, Бог Войны и Права. Называется Одноруким Богом, так как одну руку ему откусил Фенрир в процессе заковывания оного в цепи.

Самый храбрый из асов, при этом очень умён. Искусен в тактике и стратегии.

Еще про Тора:  Вернулся потерянный брат Тора. Ждем его появление в фильмах?

8. Видар.

Сын Одина, Бог Молчания и нерукотворной Природы, по некоторым источникам – ещё и Бог Мести.

Безмолвен и красив. Обладает огромным башмаком, который собирается из всех обрезков кожи, которые оставляют после себя кожевники (материалы для башмака несколько варьируются). Этим башмаком он наступит на пасть Фенрира и разорвёт его пополам.

9 Хермод.

Сын Одина. Фигурировал только как посланник Одина в Хельхейм.

10. Вали.

Сын Одина, бог растений. Убил Хёда в гневе, не слушая его оправдания. После рождения вырос за один день.

11. Вили и Ве.

Братья Одина, помогающие ему создавать мир. По Младшей Эдде – творцы первых людей, но это не точно.

12. Хеймдалль.

Страж Богов, охраняет Биврёст. Видит всё происходящее в мире. Имеет золотые зубы. Рождён от 9 матерей, вероятно, воплощений морских волн.

Имеет рог Гьяллахорн, звук которого слышат все асы, а также сверкающий безымянный меч. Трубит в рог во время Рагнарока (и при прибытии важных гостей, по некоторым источникам (забавно, как каждый раз боги, наверное, накладывают в штаны, когда к ним гости заявляются)). Также имеет коня, по имени Гультоп, на котором он разъезжает по Биврёсту каждый день.

Также называется Ригом.

13. Улль.

Пасынок Тора, Бог Стрельбы из Лука, всегда попадает в цель. По некоторым источникам, Бог Охоты и Бог Зимы. Прекрасен лицом.

14. Браги.

Бог-скальд (поэзии), Бог Поэзии, Бог Таланта. Один из мудрейших и красноречивых асов. Его жена – хранительница молодильных яблок. Его символ – золотая арфа.

15. Андхримнир.

Бог-повар. Постоянно готовит для асов и эйнхериев из вепря Сехримнира.

16. Деллинг.

Сияющий бог, отец дня Дага.

17. Даг, Дагр.

Персонофикация дня, облетает мир на своей колеснице каждые 24 часа.

18. Хёнир.

Бог, живущий у Ванов, как добровольный заложник. Переживёт Рагнарок. По одной из версий, один из создателей человеческого рода.

——————————————————-Богини-асы (асиньи):——————————————————-

1. Фригг, она же Хлин.

Жена Одина, верховная богиня, Богиня Богинь, Богиня Семьи, Брака и Деторождения. Провидица, ей известно будущее, но она никогда его не раскрывает. Вероятно, одно из её имён – Сага.

Бухает с Одином.

Большая часть остальных богинь-асов являются её служанками, по некоторой версии – все они её аспекты, что имеет смысл, если ознакомиться с тем, что они олицетворяют:

Фулла – златовласая сестра Фригг, хранит её драгоценности и даёт советы. Она знает всё, что знает Фригг, но также как и она, ничего не говорит.

Хлин, Глин – Богиня Утешения, именно она слушает мольбы людей и докладывает о них Фригг. Защищает тех, кого Фригг хочет спасти от опасностей.

Гна, Хна – вестница Фригг. Владеет конём Ховварпниром, который может проводить её сквозь огонь, воду, и облака со скоростью ветра.

Лофн, Ловн – Богиня Похвалы, освящает браки и устраняет препятствия между влюблёнными.

Сьёвн, Сьёфн – Богиня Любви, вселяет любовь в сердца людей и разрешает конфликты.

• Сюн, Син – Богиня Охраны. Защищает дома людей от воров и является стражницей палат Фригг, имея право закрыть доступ к ним по своей воле.

• Гевьон – Богиня Девственности. Принимает к себе в служанки девушек, умерших в безбрачии. Когда один конунг пообещал её столько земли, сколько может вспахать 4 быка, она вспахала Зеландию.

Эйр – Богиня Медицины, самая великая врачевательница. Она способна исцелять любые болезни.

• Вар – Богиня Истины и Клятв. Её именем закрепляются клятвы и она наказывает тех, кто их нарушает.

• Вер – Богиня Всезнания. Знает обо всём, что происходит в мире и имеет невероятную интуицию.

• Снотра – Богиня Добродетели и Мудрости. Овладела всеми знаниями в мире

2. Идун.

Богиня Вечной Юности, жена Браги, хранительница молодильных яблок, раздаёт их всем богам, что и даёт им бессмертие. По некоторым данным, дочь цверга Ивальди.

3. Нанна.

Богиня плодородия и цветения, мать Форсети. Жена Бальдра, погибшая от горя из-за его убийства. Обитает в Хельхейме.

4. Сиф, Сив.

Жена Тора, также богиня плодородия. Имеет волшебные волосы из чистого золота, тонкие, как паутина, скованные цвергами.

5. Труд.

Дочь Тора и Сиф. Возможно, стала валькирией.

——————————————————————-Боги и богини – ваны—————————————————————-

1. Фрейя, Ванадис, Гефна, Хёрн, Мардёлл, Сюр, Вальфрейя.

Богиня Плодородия, урожай и жатва – её аспект. Первая богиня в Асгарде после Фригг и самая красивая. Как королева валькирий, имеет право забрать половину эйнхериев в свой чертог. Когда плачет, проливает золотые (по некоторым источникам, янтарные) слёзы.

Владеет прекраснейшим ожерельем Брисингамен, выкованным 4-мя цвергами. Ездит в колеснице, запряжённой двумя котами. Может оборачиваться в сокола благодаря своему одеянию (по некоторым источникам, и без него).

Имеет ездового вепря Хильдисвнини, по некоторым источникам, это её замаскированный любовник Оттар.

Искусный маг.

2. Ньёрд.

Отец Ванов, как и все из его рода, бог плодородия. Также Бог Ветров, Бог Мореплавания и Рыболовства. Муж Скади.

3. Фрейр.

Бог Плодородия, воплощает аспект лета. Добр и прекрасен. Обладает волшебными кораблём Скидбладниром и крайне быстрым ездовым вепрем Гуллинбурсти, созданным цвергами. Женат на собственной сестре, Фрейе, и прародитель многих людей.

Считается, что ему подвластен солнечный свет, которым он управляет своим сияющим мечом, который обещает ему вечную победу и способен иссушать тела врагов, однако он отдал его цвергу Скирниру, чтобы тот завоевал ему деву-йотуншу Герд.

Также имеет летающего коня Блодугхофи, который может проходить сквозь огонь. Умеет говорить на волчьем языке.

——————————————————————Йотуны и йотунши——————————————————————–

1. Локи, Лодур, Лофт.

Сын йотунов, ставший асом. Бог Хитрости и Обмана, а также Огня (можно найти свидетельства, что его аспект огня это ошибочное мнение, но некоторые рассказы, по моему скромному мнению, свидетельствуют об этом крайне открыто).

Трикстер, существо Хаоса. Может помочь, может навредить, мотивы никогда не определены точно, тем не менее, он осознаёт концепции праведности и неправедности.

Двуполый, может обращаться в животных. Породил множество чудовищ и мифических существ:

Слейпнира – от невероятно сильного коня Свадильфари.

Хель, Йормунганда и Фенрира – от великанши Ангрбоды.

• Всех вёльв, съев полусгоревшее сердце злой женщины, которое нашёл на костре.

Огонь не причиняет ему вреда, по очевидной причине.

Привязан к скале кишками собственного сына за убийство Бальдра, сверху змея капает на него ядом, которую собирает в чашу его жена Сигюн. Когда яд попадает на него, он содрогается об землю и вызывает землетрясения.

Связан с Одином, так как они обменялись кровью и стали побратимами.

Выйдет против асов во время Рагнарока, либо с огненными великанами, либо на корабле Нагльфар.

Сразится с Хеймдаллем и убьёт его, но умрёт сам.

2. Мимир.

Мудрейший йотун, охраняющий источник мудрости. Один обменял свой правый глаз, чтобы испить из него и получить всю мудрость мира. По одной из версий, Мимир был обезглавлен и его голова, оставшись живой, подсказывает Одину, когда тот нуждается в совете.

3. Менглёд.

Йотун-врачевательница. Обитает на горе Люфьяберг вместе с 9-ю девами (Хливтраса, Хлива, Тьодварта, Бьёрта, Блид, Блидра, Фрида, Эйр, Аурбода). Её лечение шаманского толка, но его сила равна силе боги-врачеватильнице Эйр, которая приходила к ней для обмена опытом. Судьбой ей предназначено быть супругой Свипдагу.

4. Мани и Соль.

Дети-йотуны, столько прекрасны, что были названы Солнцем и Месяцем их отцом Мундильфари. За гордость их посадили на колесницы и они обязаны каждый день и каждую ночь летать по небу, управляя светом Солнца, Луны и Звёзд.

Будут съедены волками во время Рагнарока.

5. Ангрбода.

Жена бога-йотуна Локи. Породила от него Йормунганда, Хель и Фернира.

6. Утгард-Локи

Правитель столицы Йотунхейма, Утгарда. Крайне могущественный йотун, владеет невероятно сильной магией иллюзий. Способен воплощать абстракции в материальный мир, такие как мысль или старость. Чтобы его не узнали, называется Скримиром.

По некоторым источникам, является воплощением Локи.

7. Мундильфари

Отец Магни и Соль, чья гордость обрекла их на вечное управление светилами.

8. Трюм.

Йотун, стащивший у Тора молот и потребовавший, чтобы ему выдали в жёны Фрейю, из-за чего асам пришлось надевать на Тора женское платье и попытаться выдать его за неё. Был убит очень злым Тором.

9. Гуттунг.

Йотун, владевший «мёдом поэзии», который получил от цвергов в откуп за убийство его отца. Может превращаться в орла благодаря одеянию с орлиным оперением.

10. Бауги.

Брат Гуттунга. Один проработал у него на поле несколько месяцев, за что тот пробурил своим буром дыру в пещере, где Гуттунг прятал «мёд поэзии».

11. Гуннлед.

Дочь Гуттунга, охранявшая «мёд поэзии». По некоторым источникам, была для этого превращена в монстра и расколдована Одином.

12. Бюлейст и Хелблинди.

Братья Локи, в мифах не участвуют.

13. Биллинг и Ринд.

Вероятно, йотуны, проживающие в Ванахейме. Один склонил дочь Биллинга, Ринд, к любовным утехам с помощью магии и крепкой верёвки, когда Биллинг и его дружина были против такой затеи.

14. Вафтруднир.

Мудрый йотун, вызвавший Одина на поединок в уме и мудрости. Проиграл ему, когда тот задал вопрос, на который только сам Один мог дать ответ. По разным источникам был либо убит в конце, либо спасся бегством, дав Одину нужную ему информацию.

15. Гиллинг.

Отец Гуттунга и Бауги. Был утоплен обманувшими его цвергами, чтобы тот не проболтался о наличии у них «мёда поэзии».

16. Грид.

Йотунша, доброжелательна к асам. Родила Видара от Одина. Сильная волшебница, смогла дать силу трухлявому посоху, тёртой верёвке и драным рукавицам силу Мьёлльнира, пояса силы и стальных рукавиц Тора соответственно. Возможно, относится к Горным Великанам.

17. Фенья и Менья.

Две сестры йотунши, бывшие служанки шведского короля Фьёльнира и датского короля Фроде. Мололи волшебные жернова Гротте, которые могли вымолоть всё, что пожелает работник. Утонули, оставив жернова вечно молоть соль, из-за чего море и стало солёным.

18. Модгуд.

Йотун – страж моста на Гьёлле в Хельхейме, служанка Хель. Охраняет вход в царство, каждый живой, который желает туда войти, должен встретиться с ней.

19. Нарфи.

Йотун, отец Нотты, олицетворения ночи.

20. Нотт.

Йотунша, богиня, олицетворение ночи, мать Дагра и Ёрд. Скачет на инеистом коне Хримфакси по небу вместе со своим сыном. Причисляется к асам, но её род известен лишь тем, что она дочь Нарфи, йотуна.

21. Мёккуркальви.

Йотун – соратник Хрунгнира, слепленный из глины ему на помощь. Очень труслив, погиб от руки Тьялви.

22. Фарбаути и Лаувейя.

Йотуны – родители Локи. После смерти Фарбаути его жена отнесла своего сына к асам, а сама погибла от горя.

23. Хель.

Дочь Локи, правительница Хельхейма. К ней попадают все, кто умер не в бою и не был принят отдельными богами. Она огромного роста, одна её половина синяя, другая мертвенно-бледная и разлагающаяся. Тем не менее, внешность разниться от источника к источнику. Может вернуть мёртвого к жизни по своему желанию. Хозяйка Модгуд и Гарма.

Отправиться с Гармом и армией мёртвых атаковать асов во время Рагнарока.

Олицетворение напастей.

«Голод её блюдо, Истощение её нож, Лежебока слуга, Соня служанка, Напасть падающая на порог решетка, Одр Болезни постель, Злая Кручина полог»

24. Ярнсакса.

Супруга Тора, родила ему Магни.

25. Гейррёд.

Йотун, поймавший Локи, когда тот был в обличие ястреба (или сокола). Потребовал от него привести Тора в его дом безоружным в обмен на свободу. Убит Тором, который швырнул в него раскалённый железный прут.

26. Грейп и Гьялп.

Дочери Гейррёда. Пытались заманить Тора в ловушку, но погибли от неё сами.

Чёртовы полоски здесь, потому что на Пикабу, неожиданно, нет центрирования. Или я его не нашёл. Если кому нужен чистый текст без картинок в .doc файле, выложу в комментариях.

Ну и немного МегаТена вам в ленту:

P. S. Рагнарок меня устраивает больше, чем Рагнарёк. Такой вариант тоже верный.

§

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector