Белобог
Белобог в славянской мифологии имел много имен, которые символизировали его как светлого бога верховного пантеона. Белобог воплощает в себе добро, честь и справедливость. Изображали его всегда седовласым, умудренным жизнью старцем в белом одеянии. Это, пожалуй, единственный бог, не имеющий никакого отношения к военному делу – он не участвовал в битвах богов. По мифам древних славян он помогал тем, кто трудился в поле и дома, не ленился и шел к намеченной цели через препятствия.
Даждьбог
Даждьбог – это бог плодородия и бог солнца в славянской мифологии, причем упоминание о нем, как о солярном боге встречается во многих сохранившихся до наших времен источниках. Символизировал его всегда диск Солнца, от положения на небосводе которого зависит урожай.
Бог всегда считался миролюбивым, но в изначальной войне он принимал участие на стороне света. Его всегда представляли в виде могучего богатыря в золотистых доспехах. Даждьбог по праву считался одним из высших богов, поэтому его почитатели были расположены практически во всех поселениях, так как славянам было очень важно получить хороший урожай и благополучие. У бога имелась своя руна, которая часто наносилась на орудия труда, от которых зависел урожай.
Дажьбог
(Даждьбог, Дайбог, Дажбо, Даже, Daćbog (зап. слав.), Дабог, Даба, Даjбог (серб.), Dagbra (брит.), Митра (инд.), Мифра (ир.), Мгер (арм.), Атум-Ра (егип.), Peive (саам.), Чи-пас (морд.), Ош-Кече (мари.), Узил (этр.), Sol (лат.), Сварожич/Zuarasiz, Swayxtix/Suaixtix (прусс.), Дагда (ирл.), Lug (кельт.), Арэв (арм.), Тиват (лув.), Tiyat (палай.), Sūryā/Сурья (инд.), Царь Горох)
— Бог летнего солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога. Супруг Живы. Отец Орея — прародителя белых людей. Почитался на полудне.
- Треба: блины, горох, холст, мёд, орехи, яблоки, говядина, свинина, оленина, конина, баранина, тетерева, коровай, узорные хлеба, рожь, пшеница, ячмень, яйца, вино, плоды, овощи, цветы, деньги.
- Дни: 24 чрв; 3 срп; 8 срп; – лебеди.
Девана
Девана — эта молодая стройная охотница считалась покровительницей охотников и всего лесного мира. Но она не любила охоты ради забавы, а не пропитания (те, кто так делал, умирали от укусов ядовитых змей). В руках у Деваны всегда был лук и стрелы, на плечах плащ с медвежьей или волчьей головой.
Несмотря на близость к природе, Девана не символизировалась с тотемными животными, так как она была не воин, а охотник. Святилища этой богине до сих пор находят в старых лесах, в которые нельзя было заходить лунной ночью, когда она выходила на охоту.
Доля и недоля
Доля — добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.
Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету — преград нет: болото, река, лес, горы — Доля вмиг одолеет.
Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого, злого человека уйдет.
НЕДОЛЯ (Нужа, Нужда)— богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.
Доля и Недоля — не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив — живые лица, тождественные девам судьбы.
Они действуют по собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует — беда следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его».
Купайло и кострома
Кострома — славянская богиня являлась сестрой Купалы и издавна символизировала стихию первородной воды, плодородие, урожай, летнее тепло, помогая влюбленным встретить друг друга.
Купайло (Купала или Купайла) — солярное божество. Он является апофеозом всей энергии Солнца и аналогичен первородному стихийному огню. Купайло невозможно представить отдельно от Костромы, его сестры, олицетворяющей воду.
Во всех источниках указывается, что Кострома и Купайло – это неделимые образы. Согласно легенде Купайло и Кострома, не зная, что они брат и сестра, воспылали друг к другу настоящей любовью, но узнав о кровных узах, вместе покончили с собой.
Купало
Купало (Купайла) — плодотворящее божество лета, летняя ипостась бога Солнца.
«Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же безумный за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва».
Его праздник посвящен дню летнего солнцестояния, самому долгому дню в году. Священной была и ночь, накануне этого дня – Ночь накануне Купало. Всю эту ночь продолжались пирования, игрища и массовые купания в водоемах.
Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке.
В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.
Многогранные работы андрея шишкина: славянские языческие боги и таинственные женские образы
Творчество современного русского художника Андрея Шишкина весьма разнообразно и не ограничивается одной тематикой. На его картинах оживают загадочные женские образы из русской старины и Европы средних веков: очаровательные крестьянки, знать и аристократия, светские дамы и леди, глядя на которых диву даёшься, как автор тонко и чутко запечатлел не только внешнюю оболочку, но и характер каждой из них. Помимо портретов в его работах можно встретить старые русские былины и пейзажи в стиле реализм, присущий классической русской живописи. Но вместо тысячи красноречивых слов восхваляющих его мастерство, достаточно одного лишь взгляда, чтобы понять насколько он был талантлив во всём…
Хранители Земли Русской. Автор: Андрей Шишкин.
Русалки. Автор: Андрей Шишкин.
Девушка в русском наряде. Автор: Андрей Шишкин.
Русская красавица. Автор: Андрей Шишкин.
Амазонка. Автор: Андрей Шишкин.
Девушка в кокошнике. Автор: Андрей Шишкин.
Викинг. Автор: Андрей Шишкин.
Хозяйка Медной горы. Автор: Андрей Шишкин.
Стрибог – хозяин ветров. Автор: Андрей Шишкин.
Перун Громовержец. Автор: Андрей Шишкин.
Птица Сва-Слава. Автор: Андрей Шишкин.
Андрей родился и вырос в Москве. Его картины – захватывающие истории из прошлого, в которых оживают были и небылицы, а так же разного рода мифы и легенды. Акцентируя внимание на славянской культуре, он мастерски передаёт царящую вокруг атмосферу былого времени, когда в моде было язычество и не только. Персонажи его работ пропитаны невероятной энергетикой и неким магнетизмом, а каждый созданный им шедевр – не оставляет равнодушным, вызывая лёгкую задумчивость и восхищение. Помимо данной тематики Шишкин так же пишет разножанровые портреты, затрагивая различные времена и эпохи. И совсем неудивительно, что творчество автора пользуется огромной популярностью не только в родной стране, но и за её пределами, пополняя частные коллекции любителей подобного искусства.
Сурица. Автор: Андрей Шишкин.
Хорс. Автор: Андрей Шишкин.
Сад Ирий. Автор: Андрей Шишкин.
Владимир Храбрый. Автор: Андрей Шишкин.
Девана. Автор: Андрей Шишкин.
Игорь Черниговский. Автор: Андрей Шишкин.
Юная аристократка. Автор: Андрей Шишкин.
Дама в шубке. Автор: Андрей Шишкин.
Леди с розой. Автор: Андрей Шишкин.
Ларец. Автор: Андрей Шишкин.
Перун
(Гром, Перен, Пярун (белор.), Перон, Паром (словац.), Perun (чеш.), Piorun (польск.), Pirwa/Perwa (хет.), Parjánya/Парджанья (инд.), Пурьгине-паз (морд. эрзя), Перкеле (фин.), Perkunas (лит.), Perkons (ла-тыш.), Паргнум/Паркунс/Перкунс (прусс.), Проно (балт.), Прохн (полаб.), Айке (саам.), Тооrа (фин.)
— Бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. Сын Сварога. Брат-соперник Велеса. Супруг Додолы. Отец Дивы, Ситиврата.
- Деревья: дуб, граб.
- Птица: орёл.
- Треба: железо (оружие, подковы), вода, говядина, квас, яйца, красное вино, каша, пироги, баранина, жир, сало, борщ, орехи, молоко, дичь, пиво, мёд, венки, зерно, золото, курятина.
- Жертва: бык, красный петух.
- Дни: Первая весенняя гроза; 25 брз; 13 лпн; 21 лпн; 28 каждого месяца, четверг.
- Праздник: на 27 день после Купалы.
- Число: 8, 4.
- Предметы: молот, обвитый гороховой соломой. 9 сил, 27 имён.
- Цвет: красный, золотой, серебряный.
Позвизд
Позвизд (Погвизд, Похвист) — славянский бог воздуха, погоды и ненастья.
Позвизд, — свирепый бог бурь и непогод. С его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило Позвизду тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег.
Стремительно носясь по небесам, сопровождаемый свитою бурь и ураганов, он распространял вокруг шум и свист, и ничто: ни люди, ни звери, ни столетние деревья, ни горные кряжи — не могло устоять перед его стремительностью и натиском!
Позвизда почитали не только покровителем бурь, но и всяких воздушных перемен.
Птица слава
Матерь-Сва-Слава — прародительница всех славян, покровительница Руси. Все РОДы которые были известны произошли от Сва-Славы.
Существует легенда, о том, кем же в человеческом мире была Матерь Сва.
Жил в далекие времена, когда боги еще достаточно близко общались с людьми, Богумир. И была у него жена Слава, или Славуня. Имели они 5 детей, дочери: Полева, Древа и Скрева, и сыновья: Сев и Рус. Своих дочерей Богомир отдал замуж за Утренника, Полуденника и Вечерника — трех небесных вестников, которых послал ему Даждьбог.
По своей сути Матерь-Сва-Слава – это воплощенный в образе птицы символ чести и славы Руси. В ней заключена память о подвигах отцов и пращуров, и слава каждого русича, павшего за свою землю, либо прославившего её иными благими деяниями, чудесным образом перетекает к Матери-Славе и становится вечной.
Род и рожаницы
Род – это больше, чем просто создатель мира. Именно благодаря ему появилось мироздание в том виде, который нам привычен. До появления Рода не было ни света, ни тьмы, не было ничего. Именно благодаря ему на земле появилось все живое. После сотворения мира Род разделил его на Явь, Правь, Навь.
Сварог
Сварог по праву считался первым земным образом Рода и являлся отцом первого поколения славянских богов. Ему приписывают образование суши, на которой обитают люди. Сварог издавна символизировал опытного воина-защитника, который в случае опасности собирал под своими знаменами всех светлых богов.
Символ Сварога – это всеразрушающий и одновременно дарящий жизнь огонь. В славянской мифологии он был покровителем труда, так как только труд позволяет сотворить что-то великое и значимое. Звезда с восемью лучами – это символ Сварога, которым очень часто обозначали священный камень Алатырь.
Святибор
Святибор — Бог лесов, боров, господин леших. Святобор — у западных и восточных славян — бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе.
Убеждение, что природе нельзя наносить — по глупости или жадности — невосполнимый урон, возникло еще в глубокой древности. Наши предки верили, что охотника, посягнувшего на зверя с детенышем, или рыбака, который ловит рыбу, когда она нерестится, покарает владыка чащоб Святобор. Верили, что всех охотников, прельщающихся на легкую, неправедную добычу, ждет грозная расплата.
Святобор — олицетворение вечно живой природы. Женою Святобора была Девана — славянская богиня охоты.
Семаргл
Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке считают только небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.
В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти.
Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями. С Огнем славяне связывают возникновение людей.
Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.
Стрибог
Стрибог относился к числу перворожденных из искр богов или же из дыхания Рода. Стрибог по праву считается одним из воинствующих богов, которые борются на стороне света. Он всегда символизировал ветер, он покровительствовал птицам и просто стихии воздуха.
Предки почитали Стрибога не менее, чем Перуна, так как он из старшего поколения божеств. Представляли его всего седовласым стариком с луком в руках, не особо разговорчивого, но при этом сильного и справедливого. Благодаря тому, что Стрибог считался богом ветра, его особенно почитали купцы и торговцы, так как их паруса наполнял именно он. Уважали этого бога еще и за то, что он может быть неподконтрольным, разрушить ураганом все, что ему не по душе.
Сурица
Сурица, это солнечная Богиня радости и света, она является дочерью Даждьбога.
Сурица символизирует жизнь, и покровительствует ей. Богиня не просто является символом жизни, но и помогает продлить её. Недаром Сурица подносит своим детям божественный напиток жизни — сурью. Богиня одета в белую славянскую одежду и на голове носит венок из полевых цветов. Её простая и скромная красота ярко свидетельствует о чистоте и невинности.
Сурья, это практически безалкогольный напиток на меду. Медовый напиток веселит, но не обладает опьяняющим действием и является питьём самого Солнца. Славянская культура возвращается именно через сурью, и именно этот напиток даёт славянам трехсотлетнюю жизнь. Только сурья, подаренная нам Сурицей, способна давать долголетие и здоровье.
Триглав
В древнеславянской мифологии это единение трех главных сущностей-ипостасей богов: Сварога (творение), Перуна (закон Прави) и Святовита (свет)
Согласно различным мифологическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) — из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, — из Перуна, Дажьбога и Стрибога.
Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.
Троян
(Траян, Триян, Трояк (укр.), Третей, Третьяк, Диан Кехт (ирл.), Trzy (польск.), Trita Aptya/Трита Апья (инд.), Трита/Фрита (ир.), Фери-дун/Траэтона (ир.), Фаэтон (греч.), Тритон (греч.), Άσκληπιός/Асклепий (греч.), Эскулап (лат.), Тройчан, Трёхсын, Аурван (ир.), Dhanvantari (инд.), Аушаутс (прусс.), Даму (шум.))
— Бог здоровья, целебных трав, знахарства. Связан с огнём и водою. Сын трёх Богов (Сварога, Перуна, Велеса). Покровитель времени и пространства.
- Треба: травы, молоко, конина, блины, цветы, полотна, полотенца, хлеб, яйца, зерно.
- Жертва: рыба.
- Дни: 28 квт (?); 27 врс.
Художник андрей алексеевич шишкин.славянские боги и славянская русь.
Хозяюшка.
Вишенка
Славянская культура отличалась великим своеобразием. Наши предки поражали представителей других рас силой своего духа и уникальной тягой к созиданию и познанию окружающего мира. Славянская мифология представляет своеобразную концепцию передачи сакральных знаний миропонимания и жизни в гармонии с природой, а также знаний об образе жизни предков.
Идиллия.
Боги занимали очень важное место в жизни славян. Отличительно то, что они славили их, а не молились им, вознося благодарственные гимны за их помощь и покровительство. Славяне воспринимали своих богов, как родителей и почитали их как родителей. Пантеон славянских богов обширен и каждый из них соответствует своей ипостаси.
Ярило.
Ярило – Яростный — в славянской мифологии значит неукротимый, яровать – неистовать забываясь. Сторона любви, которую поэты называют «страстью кипучей», и находилась «в веденье» славянского Бога Ярило. То есть его можно назвать в какой-то степени богом любви.
Ярило представляли себе юным мужчиной: пылким, влюбленным женихом одетым в белые одежды, босым, разъезжающим на белом коне (по другим поверьям Ярило изображался в виде женщины, одетой в мужской наряд: белые брюки и рубашку. В правой руке она держит чучело человеческой головы, в левой ржаные колосья. На голову Яриле надевали венок из первых полевых цветов.
Жива.
Жива — в славянской мифологии – Богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруга Даждьбога. Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях; подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым. Она – Богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов; покровительница юных девушек и молодых жен.
Белун.
Белун — по белорусским поверьям бог жатвы в образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того, кто ему услужит. Так же он помогает заблудившимся в лесу выводя их на тропу. Хотя сам в лес он не заходит, потому что это не его территория, своими окриками он помогает плутающим выйти к нему на поле.
Славянская вера представляет собой культ Солнца, олицетворяющего жизнь всего живого на всей на земле. Все славянские боги были солнечными. Были также и функциональные божества, которые помогали земледельцам и животноводам.
Белун нес в себе признаки бога-громовника и солнечного бога. Первый разгоняет темные тучи, а второй прогоняет темное время ночь. В представлениях славян он являлся старцем в белой одежде, с длинной белоснежной бородой и держащим в руках посох. Он может являться исключительно в дневное время и тех, кто заплутал в дремучих лесах, он выводит на торную дорогу. Недаром в те времена поговаривали – без Белуна в лесу темно.
Также Белуна почитают, как покровителя богатства и плодородия. Существует поверье, что Белун присутствует во время жатвы на полях и помогает в работе жнецам. Существует такое поверье: Белуна можно увидеть среди колосящейся пшеницы и сумой полной денег на носу. Он манит к себе бедного человека и просит утереть ему нос. Если малоимущий выполнит его прошение, то из сумы в руки человека начинают сыпаться монеты, а Белун исчезнет.
Белун считается добрым богом. Лишь наступает рассвет, он направляется в поля, ходит по меже и охраняет каждый колосок. В полдень Белун посещал пчельник, а после того как жара спадет снова возвращался на поля.
Квасура.
Квасура, Квасир — в славянской мифологии – Дух хмельной браги, бог веселья, радости и хмеля, таинства хмелеварения. Лада научила Квасуру готовить питный мед (сурью).
Почетание Квасуры восходит еще к временам праславянским, поскольку “сур” – близко к божеству солнца “Сурья”, квас осуривали, т.е. выдерживали на солнце.
Святибор.
Святибор — в славянской мифологии упоминаемый территориально – бог лесов, боров, господин леших. Его функции идентичны Велесу.
Святобор – бог леса. Внешне он выглядит как состарившийся богатырь, представляя собой старика крепкого телосложения, имеющего густую бороду и одетого в звериные шкуры.
Святобор яростно охраняет леса и нещадно наказывает тех, кто им вредит, в некоторых случаях наказанием может стать даже смерть или вечное заключение в лесу в облике зверя или дерева.
Женат Святобор на богине охоты Деване.
Девана.
Девана — богиня охоты, жена бога лесов Святобора и дочь Перуна. Славяне представляли богиню в виде красивой девушки, одетой в нарядную кунью шубу, отороченную белкой. Поверх шубы красавица надевала медвежью шкуру, а голова зверя служила ей шапкою. С собой дочь Перуна носила превосходный лук со стрелами, острый нож, который слушается только свою обладательницу, и рогатину, с какой ходят на медведя.
Лесная богиня опекает всех лесных обитателей — всех птиц и все зверье, обучает их избегать опасные места и переносить зимние морозы. Девана, это супруга Святобора, который является богом всех лесов и их обитателей.
Прекрасную Девану почитают все охотники и ловцы зверей. Они просят ее покровительства в охоте и приносят ей в благодарность дары — долю от охотничьих трофеев. Именно это богиня посылает охотникам удачу в схватках с волками или медведем. Девана и сама любит поохотиться в лунные ночи. В такие ночи ее можно увидеть на лесной опушке в компании ее свирепых друзей.
Перун Громовержец.
Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перуна считают покровителем воинов и витязей. Его славили в дни победы.
Перун, покровитель воинов, грома и молнии. О его высоком положении среди пантеона Богов говорит тот факт, что ему поклонялись русские послы, князья и его дружина. Силу и мощь Перуна древние славяне находили и в природе, наделяя его свойствами дубовые рощи и леса. Во времена засухи, люди взывали к Перуну, дабы он сослал на них свою благодать — напоил землю водой и избавил от нечистой силы.
Имя Перуна имеет отношение не только к истории древних славян. Также упоминание о нем существует в других народных сказаниях. Литва — Перкунас, Белоруссия — Пярун. Кельты именовали Перуна Таринис, скандинавы же дали ему имя Тора.
Матерь Птица Сва-Слава.
Птица Сва-Слава — Великая Мать Слава, покровительница земель Русских, прародительница всех Родов Русских.
Изначально Птица Сва Слава, это образ заботливой матери. Матерь Сва Слава, это воплощенная честь и слава Руси. Именно в ней заключается вся память о подвигах наших дедов и отцов, слава всех Русов, которые пали в великих битвах за свою землю.
Матерь-Сва напоминает русичам об их героических подвигах и мотивирует к новым свершениям. Она приходит к воинам на помощь и вдохновляет их, в образе птицы она накидывается на врагов и нещадно бьет их крыльями и разит клювом.
Современный образ Птицы-Сва представлен в виде возникающей энергии, которая аккумулирует волевые и образные импульсы в единый сплоченный сгусток, от которого воины получают мощнейшую зарядку. Образ Матери или Птицы-Сва Славы, это гармоничное соединение личного и общего, славы единичного человека и всего народа. В тоже время — это божество, своеобразное перетекание времени из прошлого через настоящее в будущее. Другими словами, можно сказать, что, помня о подвигах своих пращуров и умножая их сегодня, славяне и в будущем останутся такими же сильными и славными.
Птица-Сва-Слава представляла собой образ заботливой матери и грозной воительницы одновременно. Да и как иначе, ведь любая мать, защищая своих детей, превратится в настоящую валькирию. А поскольку славяне своих богов считали родителями, то и боги считали славян своими детьми и соответственно также их и защищали. И немало таких матерей знает история — это защитницы, победительницы и державницы. Матерь-Сва является покровительницей Руси и по сей день. Потому и обращаться к славянским богам можно везде, где бы ни находился человек, так как древние славянские боги находятся повсюду. Согласно ведическим традициям, славяне славили богов и пели благодарственные гимны в их честь за содействие во всех делах человеческих
Вольга.
Волх Всеславьевич, Вольга, Вольха — славянская мифология. Князь, понимающий язык природы, зверей, птиц.
По славянским легендам, Вольга, это богатырь и оборотень, который был рожден от Марфы Всеславьевны и змея и представляет самый древний образ героя в русских былинах. Необычное рождение несет в себе тотемные представления наших далеких славянских предков. Его имя Вольга или Волх, указывает на рождение величайшего волшебника или кудесника.
В момент рождения Вольги содрогается земля, зверье, птицы и даже рыбы прячутся в страхе. Он маг и оборотень, который может подчинять себе силы природы и он герой тех далеких времен, когда людям еще не было знакомо земледелие, и только охота была единственным промыслом. Военные победы достаются Вольге благодаря больше магическим умениям, нежели физической силе. Одержав великую победу над врагом, он остается там правителем, а это несвойственно другим былинным богатырям.
Коляда.
Коляда — в славянской мифологии – противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного-молодого.
Бога Коляду знают многие по одноименному празднеству. Коляда, это славянский солнечный Бог, младший сын Даждьбога и потому его чествуют в день зимнего солнцестояния. В этот день солнышко отворачивается от зимы и поворачивается в сторону лета, наполняя каждый день летними силами. Коляда, это молодой, ретивый и сильный Бог, молодое Солнце, которое сменяет старое зимнее Солнце Световита. Именно Коляда начинает противостояние трескучим зимним морозам и зимней спячке.
В некоторых случаях Коляду представляют в образе новорожденного малыша, олицетворяя тем самым молодую ипостась зарождающегося летнего Солнца. Поэтому в этот день славяне славят Коляду и устраивают веселые празднества. Примечательно, что потеряв со временем связь со своими родичами и своими традициями, постепенно Бога Коляду стали считать Богом разгульного застолья и веселья. Однако Коляда олицетворял окончание зимних холодов и был предвестником скорого наступления весны.
Купало и Кострома
Купало — в славянской мифологии брат близнец Костромы. Оба они дети богини Ночи Купальницы и Семаргла. В славянских мифах рассказывается, что однажды, когда Купала со своей сестрой были еще маленькими то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала, проплывая мимо в лодке. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились не зная, что брат и сестра, а когда узнали решили утопиться. Косторма стала русалкой или мавкой. Но боги решили сжалиться над братом и сестрой и превратили их в цветок который мы сейчас знаем под названием Иван-да-Марья.
Лель.
Лель — это древне-славянский бог пламенной любви, который рожден богиней Ладой. Корень его имени дошел до современности и сохранился в таком слове как «лелеять», что означает «любить» или «нежить». Рождение Леля ассоциируется с привлекательностью, которая порождает истинные пламенные чувства.
В некоторых сохранившихся приданиях Лель представляется в виде красивого пастуха с вьющимися волосами русого цвета. Одно из самых знаменитых посвящено магической свирели, которая с тех самих пор стала считаться неотъемлемым атрибутом пастухов. Легенда гласит, что у Леля была магическая свирель, на которой он играл без устали, совершенно не замечая всего, что происходит вокруг него. В парня этого была влюблена прекрасная девушка, которая решила припрятать свирель для того, чтобы Лель обратил внимание на нее. Но, к сожалению, Лель не смог позабыть о своей свирели и умер от тоски. С того горестного момента пастухи играют на свирелях только печальные мелодии о любви, преданности и счастье между мужчиной и женщиной.
Лель также считался богом наступления весны, но не календарной, а видимой. Весна нередко ассоциировалась с молодостью, поэтому и Леля почитали как бога молодости. Считается, что он живет в светлом лесу вместе со своим братом Полелем, а каждое утро братья выходят на опушку, чтобы поприветствовать Ярило. Считалось, что услышать магическую свирель Леля можно только в Купальскую ночь, поэтому девицы часто прислушивались к лесным звукам — не зовет ли их Лель своей мелодией?
Заря-заряница.
Заря-Заряница — в древней мифологии богиня, управительница зари. А так же была покровительницей хорошего урожая. Заря-Зарница, это богиня рассвета, очищения и здоровья.
Наиболее известный из заговоров на Заряницу против бессонницы.
Заря-Заряница, красная девица, возьми бессонницу, безугомонницу, а дай мне сон – угомон.
Зарю почитали многие знахари и знахарки, не даром сами заговоры и лечение проводилось на утренней заре, с восходом первых лучей солнца, в них вкладывалась особая сила.
Эту богиню почитали сельские жители, так как она могла поспособствовать скорейшему созреванию плодов. Очень часто в ее честь совершались богослужения, где просили о плодородном урожае. Ко всему прочему Заря-Зарница является покровительницей влюбленности. Молодые девушки, влюбляющиеся в юношей, обращались именно к ней. В славянской мифологи можно часто встретить упоминание этой богини.
В древние времена считали, что эта богиня имеет свое место под солнцем. То есть на второй земле от Солнца. В нашем мире это называется планетой Венерой. В легенде слагается о том, что существует две сестренки, Утренняя заря и вечерняя. Одна встречает солнце, а другая провожает его. Солнечные лучи прогоняли нечистую силу мрака, а Богиня Заря-Зарницы могла прогнать всякое зло. Люди верили этому и преклонялись перед ней.
Молодые девушки собирали дары богине самые разнообразные. Плетеные из бисера украшения, красивые букеты из самых разнообразных цветов. Все это осуществлялось лишь для того, чтобы распознать, какого милого им принесут Небесные Боги. Очень часто имя этой богини встречается в восточнославянских сказках и заговоров. Ее всегда изображали молодой девицей в злато-багряных одеждах с длинными золотистыми волосами, сверкающими на солнце.
Стрибог-хозяин ветров.
Стрибог — В восточнославянской мифологии бог ветра.
Стрибог — это один из самых древнейших славянских богов. Его считали покровителем ветров, ему подчинялось все воздушное пространство с его стихиями и духами. Этимология слова «Стрибог» имеет отношение к древнеславянскому корню «стрег», который можно перевести как «дядя по отцу» или «старший». Славянские мифы и предания повествуют о том, что он появился из дыхания Рода, поэтому считается одним из первых богов.
Стрибог обычно представлялся крепким стариком с густыми седыми волосами и бородой, а в некоторых преданиях он имел облик Разящего Лучника в лазурных одеяниях, неразлучного со своим луком и стрелами. Обителью Стрибога считалась удаленная лесная чащоба на самом краю света или же одинокий остров посреди грозного океана. Он также нередко изображался летящим на удивительном корабле по небу, а в его руках всегда был рог и копье. При необходимости Стрибог мог превращаться в мифическую птицу именуемую Стратим. Согласно преданиям, он редко контактировал с другими богами, но всегда приходил на помощь и яростно сражался с силами зла.
Стрибог был почитаемым богом во всей Руси, о чем говорит «повесть временных лет». В ней не раз упоминается словосочетание «стрибожьи внуки» — именно так именовались ветра. Считалось, что у Стрибога имелось четверо сыновей — Ветра четырех сторон света, от которых родились остальные ветры.
Стрибога почитали землепашцы, ведь они верили, что дождевые тучи придут на поле, только если их пригонит ветер, который назывался «дыханием Стрибога». Но больше всего почтения к этому богу испытывали мореходы, ведь для них попутный ветер был залогом плаванья. Именно поэтому больше храмов и святынь Стрибога были размещены именно на берегах рек и морей. Моряки и купцы перед походом в море всегда приносили дары Стрибогу и просили его о попутном ветре.
Стрибог управляет ветрами не в одиночку: в этом ему помогают сыновья и внуки, каждый из которых отвечает за свой ветер.
• Посвист – старший сын, повелитель бури.
• Подага – повелитель горячего, пустынного ветра.
• Погода – повелитель теплого легкого ветерка.
• Сиверко – повелитель холодного, сурового северного ветра.
• Полуденик – повелитель легкого теплого дневного ветерка.
• Полуночник — повелитель легкого прохладного ночного ветерка.
Числобог.
Числобог — в славянской мифологии – бог времени и звездочетства, букв, чисел, календаря и всем что с этим связано.
Один из высших богов у славян. Жрецы Числобога знали тайные древние науки счёта дней, месяцев и лет. Легенда гласит: «было у него два лица: одно – подобное солнцу, другое – полумесяцу, ибо Солнце отмеряет течение дня, а Луна – ночи. Числобог является хранителем Вселенских Весов, на которых отмеривается время и мера каждого Сущего, и Чаши Времени, испив из которой можно вернуть прошлое или же попасть в будущее. Символы Числобога – весы, счёты, измерительные приборы, числа и арифметические знаки. Сакральная птица – вещунья кукушка, которая в определенные дни и часы вещает людям об отпущенных им сроках».
Позвизд.
Позвизд — Посвист, Похвист, Позвизд – в славянской мифологии – старший ветер, считается богом бури. Сын или внук Стрибога. Бог северного ветра.
Русский эпический поэт о нем так говорит: Там Посвист; бурями, как ризой, вкруг увитый…
И вот старинное о нем понятие:
С брады дожди льют проливные,
Из уст валят туманы злые.
Тряхнет ли Позвизд волосами?
Валит на землю полосами,
Нив истребитель, крупный град.
Махнет ли хладною полою?
Звездчат снег хлопьями валит.
Летит ли облачной страною?
Звездчат снег хлопьями валит.
Летит ли облачной страною?Пред ним предидет шум и свист;
Полк ветров, бурь за ним несется,
Взывая к небу прах и лист;
Столетний дуб трещит и гнется;
Бор клонится к земле травою,
Трепещут реки в берегах.
Крутится в голых он скалах?
Свистит, ревет, гулит, ярится.
Ударит ли в утес крылом?
Вздрогнет гора; утес валится:
И в пропастях катится гром.
Род и Рожаницы.
Род — Родитель всего живого и сущего у древних славян. Род породил все что мы видимо вокруг. Он отделил мир видимый, явный – Явь, от мира невидимого, духовного – Нави. Он отделил Правду от Кривды.
Род упоминает в летописях с главными божествами вместе с рожаницами, сопровождавшими его женскими божествами. (позднее) Род и рожаницы считались умершими предками патриархального рода, который сородичи считали своими покровителями. Они так же имели и древнее наименования щур, дед.
Сварог.
Сварог — в восточнославянской мифологии – Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин.
Сварог – бог небесного огня, сын Рода, и в то же время родоначальник второго круга славянского пантеона. Внешне Сварог выглядит как высокий старик крепкого телосложения, с рыжими волосами. Одет бог в яркие одежды красно-белого цвета, а вооружен копьем. Хотя Сварог способен мгновенно перемещаться по миру, в том числе и между мирами, передвигается он верхом на рыжем коне.
Как и Род, Сварог – бог-творец, он продолжил формирование этого мира, изменяя его изначальное состояние, совершенствуя и расширяя. Впрочем, излюбленным занятием Сварога является кузнечное дело.
Велес.
Велес, Волос, Власий — в славянской мифологии – Покровитель домашнего скота и богатства, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев. (Сын Рода, брат Хорса)
Велес – бог циклического движения, сын Рода. Его нельзя отнести ни к добрым, ни к злым богам. Циклическое движение приносит в этот мир и то и другое, заставляя добро и зло, постоянно сменять друг друга. С образом Велеса связано два животных: бык и медведь, в капищах посвященных божеству волхвы зачастую держали медведя, который играл ключевую роль в проводимых обрядах. Велес людям чаще является в облике огромного медведя. Вооружен Велес деревянным посохом, по сути, он не воин, скорее его можно назвать магом. Именно с помощью магии он и атакует и защищается.
Несмотря на большое распространение и массовое почитания этого бога, Велеса всегда отделяли от остальных богов, его идолы никогда не ставились в общих капищах (священных местах, в которых устанавливали изображения основных богов этой территории). Так в наиболее описанном историческом событии – объединении Руси князем Владимиром, в собранном им пантеоне отсутствовало изображение Велеса. Идол Велеса был установлен отдельно на берегу реки.
Хорс.
Хорс, Хорос — Славянский бог солнечного диска – Солнца – светила. Почитание отдельно солнца как планеты и солнечного света, встречается у многих народов.
Хорс – бог системного хаоса, сын Рода. По сути Хорс отвечает за движение и развитие всего мира: движение звезд и планет, смену дня и ночи, времен года и т.д. Хорс привносит в этот мир порядок, но порядок настолько сложный, что чаще всего он воспринимается как хаос. Образ Хорса в первую очередь ассоциируется с небесными светилами: солнцем, луной, звездами. Внешне Хорс выглядит как молодой мужчина, с золотыми кудрявыми волосами. Вооружен бог мечом и щитом, а передвигается верхом на золотом коне.
Даждьбог.
Даждьбог – Сварожич у языческих славян — бог плодородия и Солнца, живительной силы. Имя его не от слова “дождь”, как иногда ошибочно думают, оно означает – “дающий Бог”, “податель всех благ”.
Даждьбог – бог солнечного света, старший сын Сварога. У древних славян Даждьбог был одним из самых почитаемых богов из всего пантеона. Это и отразилось в его имени, которое, несмотря на созвучие, не имеет ничего общего с дождем. Частичка «Даждь» происходит от слов «давать», «дать», а краткое взывание к нему сохранилось и по сей день в форме «Дай, Боже!».
Даждьбог — это божество Солнца, плодородия, он является самым ярким олицетворением огненной стихии. Славянские летописи указывают на то, что Даждьбог был отцом Ария, который считается прародителем всей белой расы славян. Поэтому в дохристианскую эпоху все люди звали себя не иначе как Даждьбожьи внуки. Это говорит о том, что славянский народ имеет прямое родство с Богом.
В легендах Даждьбог описывается как мужчина с золотисто-солнечными развевающимися на ветру волосами. У него были ярко-синие глаза, а взгляд настолько проницательным, что перед ним раскрывалась вся ложь и нечистые мысли.
Даждьбог считается покровителем сирот и всех людей, которым требуется помощь. При правильном обращении к себе, он может подарить дождь в засуху, материальную помощь в нищете или дельный совет в трудном вопросе. Даждьбог также покровительствует всем землепашцам и другим людям, работающим на земле. Ведь для них цикл Небесного светила играет главную роль в сборе урожая.
Сурица.
Сурица — в славянской мифологии – солнечная Богиня радости, веселья и света (напиток сурья (мед питный)). Супруга Хмеля. Дочь Дажьбога.
Сурица, это солнечная Богиня радости и света и является дочерью Даждьбога. Она и символизирует жизнь, и покровительствует ей. Богиня не просто является символом жизни, но и помогает продлить ее. Недаром Сурица подносит своим детям божественный напиток жизни – сурью. Богиня одета в белую славянскую одежду и на голове носит венок из полевых цветов. Ее простая и скромная красота ярко свидетельствует о чистоте и невинности.
Сурья, это практически безалкогольный напиток на меду. Медовый напиток веселит, но не обладает опьяняющим действием и является питьем самого Солнца.
Русалки.
Русалка — персонаж славянской мифологии. Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке, бытующие на Русском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, существенно отличаются от западнорусских и южнорусских. Считалось, что русалки опекали поля, леса и воды.
Наречение именем.
Священный обряд имянаречения в Родной Православной Вере является обязательной составляющей духовного развития и самоусовершенствования Славян, это своеобразная отправная точка, с которой начинается жизнь человека в своем роде. Главной целью проведения имянаречения является приобщение человека к великому Роду Славянскому. Душа, прибыв в Явь, после перехода из одного состояния в другое еще остается связанной с иномирьем Нави. Лишь после имянаречения она действительно возобновляет свою духовную и телесную связь с Родными Богами, сотнями поколений Предков и земным родом.
Считалось, что лишь тот человек, который прошел священный Обряд Имянаречения, является действительно полноценным и имеет право занять соответствующее место в роде.
Травник.
Травник — в слав. миф. лесное божество.
Родник.
Родник. В древности родник наделяли волшебной силой и поклонялись ему, как божеству.
Волхв.
В славянском языческом обществе волхвы выделились как особая группа, связанная с проведением религиозных обрядов, предсказаниями и гаданиями. Волхвование это синоним колдовства, предсказания; волхв считался пророком, шаманом, целителем и составителем снадобий. В древнеславянской иерархии волхвы традиционно занимали высокое место рядом с правителем. Князья приходили к волхвам за предсказаниями.
Былина.
Были́ны (стáрины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Древопоклонник.
Лесной царь.
Птица вещая.
Она б весной жила и пела о любви…
Она б весной жила
И пела о любви,
Но не цветут сады там, где она гнездится,
Она судьбу поёт, о пролитой крови
Вещает голосом слегка надрывным птица…
И каково это,
Быть женщиной без рук,
Не обращая «в плоть» возможной страсти грёзы,
Переживая в день полсотни чьих-то мук,
Предвидя горести и бедствия, и слёзы?!..
Приходят старцы к ней,
Она же так юна,
Что ни морщинки нет на лике вдохновенном,
И вести требуют, мол, что ждёт племена,
Но – ничего о ней, о самом сокровенном!..
Они желают знать,
Кто создал этот мир,
Кто управляет им, добро лишь прославляя,
Но злу потворствуя, и отчего кумир
Лишь тот, кто силой взял, страданья добавляя…
Они узнать хотят,
Кто, где, когда и с кем,И ждать ли буйства им в времён теченье плавном;
Есть для неё у них числом несчётным тем,
А ей хотелось бы одну, о самом главном!..
А ей хотелось бы,
Но… им милей пытать
О звёздах на небе, о световом зачатье,
А ей хотелось бы хоть раз, да испытать
Простое девичье любви взаимной счастье!..
Волхвы к ней ластятся,
Мол, вельми ты мудра,
Поведай, вещая, откуда ветры веют,
И зори так горят, и дождь как из ведра,
И лишь о ней самой её спросить не смеют.
И что ответить ей,
Коль спросят вдруг они,
Ведь нет надежды ей, мечты её напрасны:
Лишь в предвещании проходят её дни,
Хоть лобызания могли быть очень страстны!..
Всех ждёт могильный мрак,
Бессмертна лишь она,
Ведь такова судьба у этой птицы вещей –
Жить в одиночестве, хоть… нанебе луна
И звёзды яркие над нею ночью блещут.
© Copyright: Владимир Котовский, 2022
На Купалу.
Девочка и лешак.
Схимник.
Прощание.
Нестор-летописец.
Поводырь.
Хранители земли русской.
Андрей Алексеевич Шишкин, 1960 г.р. – родился и вырос в г. Москве. С пятнадцати лет занимается живописью, работает художником в частной студии. Основное направление в творчестве – портрет, историческая, жанровая живопись. Картины обладают большой энергетикой, глубиной и выразительностью. Художник работает в реалистичной манере, основанной на традициях академической живописи.
Не обходя вниманием пейзажи и натюрморты, Андрей отдает предпочтение психологическому портрету. Считает этот жанр наиболее подходящим для проявления мастерства.
Работы Андрея лишены пустой и бессмысленной яркости. Колорит живописи благородно сдержан, что помогает оценить смысл и глубину изображенного сюжета.
Особое место в работах художника занимает тема славянской истории, языческого многобожия, былин и сказок. Этот древний мир в картинах художника – более чем реконструкция образов, картины несут глубокий символический смысл, наполнены большим уважением к истории страны и некрикливым истинным патриотизмом.
Языческие боги у славян, художник андрей шишкин
Язычество – религия, основанная на веровании в существование нескольких божеств, а не в одного Бога-создателя, как, например, в христианстве.
Славянская культура отличалась великим своеобразием. Наши предки поражали представителей других рас силой своего духа и уникальной тягой к созиданию и познанию окружающего мира. Славянская мифология представляет своеобразную концепцию передачи сакральных знаний миропонимания и жизни в гармонии с природой, а также знаний об образе жизни предков.
Перун Громовержец — главный бог пантеона, покровитель князя и дружины, также громовержец.
Хорс — олицетворение солнца.
Числобог — один из высших богов у славян. Жрецы Числобога знали тайные древние науки счёта дней, месяцев и лет. Легенда гласит: «было у него два лица: одно – подобное солнцу, другое – полумесяцу, ибо Солнце отмеряет течение дня, а Луна – ночи.
Числобог является хранителем Вселенских Весов, на которых отмеривается время и мера каждого Сущего, и Чаши Времени, испив из которой можно вернуть прошлое или же попасть в будущее. Символы Числобога – весы, счёты, измерительные приборы, числа и арифметические знаки. Сакральная птица – вещунья кукушка, которая в определенные дни и часы вещает людям об отпущенных им сроках».
Даждьбог — солнечное божество, считается предком русских людей.
Стрибог — божество, связанное с ветрами.
Велес — покровитель сказителей и поэзии.
Святобор — бог лесов и лесных угодий.
Род и Рожаницы — божества, олицетворяющие судьбу.
Заря-Зарница — Богиня утренней зари.
Девана — богиня охоты.
Квасура — бог веселья, радости и хмеля.
Лель — бог Любви.
Белун — воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба.
Коляда — Бог зимних празднеств, Бог начала новой жизни.
Сурица — солнечная Богиня радости и света.
Купало и Кострома. Кострома – сестра и жена Купайлы, богиня плодородия, урожая, лета и Солнца, покровительница влюбленных. Являлась стихийным воплощением Воды, созидательной женской первоэнергии. Купала (верное произношение Купайло или Купайла) – древнеславянское солярное божество, олицетворяющее собой апофеоз активной творящей энергетики солнечного света.
Вольга – былинный персонаж.
Матерь Птица Сва Слава — Великая Мать Слава, покровительница земель Русских, прародительница всех Родов Русских.
Былина. Были́ны (стáрины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков.
Волхв — колдун, чародей, прорицатель, мудрец.
Наречение именем. Считалось, что лишь тот человек, который прошел священный Обряд Имянаречения, является действительно полноценным и имеет право занять соответствующее место в роде.
Травник — в слав. миф. лесное божество.
Родник. В древности родник наделяли волшебной силой и поклонялись ему, как божеству.
http://www.liveinternet.ru/users/oksana_mueller/post365062533/
Ярило
(Ярила, Яр, Ерыло (белор.), Ярцы, Эрил (лат.), Liekio (фин.), Yarri (хет.), Pergrubrius (прусс.), Арес/Эрос/‘Έρως (греч.), Герман/Джерман (болг.), Jарило (серб.-хорв.) Яровит, Herovito (балт.), Herilus (италийск.), ‘Έρως (греч.), Ярко, Телепинус (хет.), Тарку (арм.), Геркле (этр.), Геракл (греч.), Геркулес (лат.))
— Бог весеннего солнца, страсти, любви, деторож-дения, плодородия, скота, пивоварения, земледелия, ярости, войны, зверей. Супруг Ярицы (Ярилицы, Гермеруды (фрак.)). Её воплощение: девушка в белом, на белом коне, с ржаными колосьями в руке.
- Треба: блины, оленина, конина, свинина, козлятина, курятина, говядина, узорный хлеб, пироги, печенье, лепёшки, семена, зерно, каша, молоко, яичница, пиво, цветы, ленты, овощи, мёд, чеснок, квас, пряники.
- Предметы: Золотой щит.
- Дни: 20 брз-23 брз; 15 квт; 23 квт; 27 квт; 5 чрв; 30 чрв; 20 срп.
«Есть также заблуждающиеся, которые пересчитывают богов, тем разделяя Сваргу. Они будут отвергнуты Родом, так как не вняли богам. Разве Вышень, Сварог и иные — суть множество? Ведь Бог — и един, и множествен. И пусть никто не разделяет того множества, и не говорит, что мы имеем многих богов.И вот свет Ирия идёт к нам. И да будем мы достойны его!»(«Велесова Книга», III 30/8)
Дополнение