Молот Тора в славянской культуре. – Это не журнал, это записная книжка. — LiveJournal

Происхождение и описание тора

Тор сражается с Ёрмунгандом
Тор сражается с Ёрмунгандом

Бог чего Тор в мифологии древних скандинавов? В первую очередь это бог-громовник. Некоторые ошибочно полагают, что Тор бог войны. Это не так: Тор воюет только с великанами и с чудовищами. Богом войны у скандинавов является Тюр.

Древнейшее изображение Тора
Древнейшее изображение Тора

История бога Тора очень богата. Относительно его происхождения до сих пор ведутся споры. По некоторым данным, его матерью является Ёрд, воплощение земли. По другим данным, его матерью является некая Фьергюн, чье имя совпадает с именем отца Фригг. Кстати, это имя объединяет Тора с именами других громовержцев, в том числе и Перуна.

Отец бога Тора по умолчанию Один, однако Снорри Стурлусон в прологе к “Младшей эдде” писал о том, что Тор (там он называется иначе — Трор) был первопредком всех богов. Однако, здесь легко запутаться: Трором также называет себя и Один.

Другие имена Тора:

Асабраг (Ásabragr)

Асатор (Ásaþórr, «Тор асов»)

Атли (Atli)

Бьёрн (Bjǫrn, «медведь»)

Веор (Véorr, «защитник»)

Вингнир (Vingnir)

Вингтор (Vingþórr)

Рюм (Rymr)

Сённунг (Sǫnnungr)

Тор (Þórr)

Хардвеор (Harðvéorr)

Хлорриди (Hlórriði)

Эйндриди (Eindriði)

Эку-Тор (Ǫku-Þórr, «Тор с колесницей»)

Энниланг (Ennilangr)

(По «Спискам имен» Снорри Стурлусона и другим источникам).

Тор едет на своей колеснице
Тор едет на своей колеснице

В эпоху викингов скандинавский “Олимп” возглавил Один со своей Вальхаллой, хотя культ Тора также был очень популярен. Например, его идол стоял в середине храма в Упсале.

Бог грома и молнии Тор является самым сильным божеством. У него на небесах есть владения, которые именуются Трудвангар, что в переводе с древнескандинавского означает “Поля силы”. У Тора есть свой чертог, который именуется Бильскирнир, что в переводе означает “Сверкающий как молния”. Этот чертог такой же огромный, как и Вальхалла: в Эддах говорится, что там находится пять сотен палат и сорок еще.

Рыбалка Тора
Рыбалка Тора

Описание бога Тора дано в тех же Эддах. Это очень высокий, статный бог могучего телосложения. У него огненно-рыжие волосы, синие глаза и относительно короткая борода, которая доходит ему до груди.

Само имя Тор (по-германски оно звучит как Донар) означает “Гром”, или “Громовержец”. Рыжая борода божества символизировала небесный огонь — молнии.

Тор рыбачит
Тор рыбачит

Когда-то было много изображений бога Тора. До наших дней дожила интересная исландская статуэтка, которая относится к эпохе “ниспровержения идолов”. Эта статуэтка изображает древнего бога Тора, который держит себя за бороду. Его борода имеет форму знаменитого атрибута бога Тора — молота Мьёлльнира.

Древняя статуэтка бога Тора
Древняя статуэтка бога Тора

Сам бог Тор и его жена Сив обладали чудесными волосами, которые, как гласят миф, изготовили для них чудесные. непревзойденные ювелиры — альвы.

Вообще, волосы в народной традиции воспринимались как символ плодородия: их постоянный рост был символом залога вечной жизни.

В некоторых, очень древних источниках, говорится о том, что Тор — бог земли. Это не совсем так: он является богом плодородия, но в союзе с Сив, которая также является богиней плодородия, он все-таки является “небесным” божеством.

Старинная статуэтка
Старинная статуэтка

Брак Тора и Сив — священный брак неба и земли. Становится понятным, почему Тор разгневался так сильно, когда Локи похитил волосы Сив: дело было не только в чем-то постыдном и непотребном, но и в посягательстве на залог плодородия.

Символ бога Тора — его великий молот, которым он сокрушает великанов. Также у него есть пояс силы, который вдвое прибавляет божеству силы, и железные рукавицы. Этими рукавицами бог Тора и держит в руках свой Мьельнир.

Молот Тора
Молот Тора

Великаны чувствуют силу Мьёлльнира уже тогда, когда он только заносится над их головами. По этой причине они постоянно пытаются похитить его.

Тор — бог молнии. Также громовержца называют Эку-Тором, или Тором-Колесничим. Такое имя дано неспроста, поскольку божество ездит на колеснице. Вообще, колесница является обычным атрибутом громовников, и появление грома древние объясняли грохотом ее колес.

Тор - бог грома
Тор — бог грома

Когда Тор скачет на битву с великанами, пылает небо, а горы крошатся. Интересно, что в свою колесницу Тор запрягает не благородных боевых скакунов, а козлов. Одного из них зовут Скрипящий зубами, другого — Скрежещущий зубами. Эти козлы добавляли шума к грохоту колесницы.

Еще одно, не слишком известное имя Тора — Хлориди, что в переводе с древнескандинавского означает “Скачущий в шуме”. Но главная роль этих животных, конечно же, заключалась вовсе не в шуме, который они производили.

В одном из мифов рассказывается о том, как однажды скандинавский бог грома Тор отправился на своей колеснице в страну великанов. С собой он взял Локи. Он, вообще, довольно часто приглашал его с собой, и вдвоем они представляли замечательный тандем физической мощи и интеллекта.

На ночь боги остановились в доме, который принадлежал великану Эгилю. Тор там приготовил ужин: зарезал своих козлов и бросил их мясо вариться в котел.

Древнее изображение громовника
Древнее изображение громовника

На ужин Тор пригласил хозяев дома с детьми, и при этом предупредил, чтобы они не разгрызали кости, а бросали их на расстеленные шкуры. Но сын владельцев дома по коварному совету Локи все-таки расколол бедренную кость.

На следующее утро Тор при помощи своего молота воскресил козлов, но один при этом сильно хромал. Пришлось громовнику идти дальше пешком, а непослушный юнец вынужден был стать его слугой.

Скандинавский лес
Скандинавский лес

Козлы Тора — такие же воскресающие звери, как и вепрь в Вальхалле. Одновременно они являются символом плодородия.

Хороший урожая больше всего зависел от воли норвежского бога Тора. Древние скандинавы даже заплетали ему последний сноп “на бородку”. Козлы являются бородатыми животными — они были символом громовержца.

Тор, бог Асгарда, сам был воплощением плодородного дождя. В одном древнеанглийском заговоре Тора называют “Громом благодатным, вечным для народа”.

Тор был воителем-громовержцем. Это было главное божество, которое обеспечивало жизнь людей и богов-асов. Тор был единственным защитником от великанов, которые символизировали собой в частности первобытный холод и мрак, а также зиму, которая отступала под ударами первого грома.

Есть большое количество мифов о боге Торе. Вот некоторые из них.

Молот тора в славянской культуре.

Молот Тора – самый знаменитый символ
викингов, который одновременно может посоревноваться и за звание самого
яркого символа язычества в мире.

Находки Мьёльниров (не этого ли

имени происходит русское слово молния?) в местах археологических

раскопок являются неоспоримым признаком скандинавского присутствия, и

надо сказать, что на Руси масштабы этого присутствия в 9-10 веках были

очень и очень значительными.

Обычно символ громовержца
встречается в виде миниатюрных подвесок-амулетов, которые бывают
выполнены в двух резко отличных вариантах.

Во-первых, это
серебряные, очень изысканные изделия с использованием филигранной
техники, черни, позолоты. Во-вторых, примитивные железные миниатюрные
молоточки, как правило, встречающиеся вместе с такими же грубыми
железными гривнами. Первые не вызывают вопросов – они всегда мужские и
явно носились при жизни владельца, а вот железные гривны встречаются и в
женских погребениях тоже, кроме того есть сомнения, что они
использовались при жизни.

Оба эти вида представлены среди русских
находок. Они обнаружены в Старой Ладоге, Новгороде, новгородском
Рюриковом городище, огромное количество их найдено в Гнёздово под
Смоленском, есть они и на Северо-Востоке Руси – в районе Ярославля и
Ростова Великого. Особенного внимания заслуживают опубликованные на
сайте «Домонгол» серебряные экземпляры, обнаруженные в Гнёздово и где-то
на Северо-Востоке (откопан «чёрными археологами», точная локализация
места находки неизвестна).

Русские материалы полностью
аналогичны находкам в Скандинавии как по стилистике, технологиям
изготовления, так и по археологическому контексту – всё это явный
признак единой северно-европейской языческой дружинной культуры.

Изображения
Мьёльнира встречаются и в виде граффити (в первоначальном смысле этого
слова – как процарапанные рисунки) на серебряных арабских монетах, а так
же некоторых бытовых предметах из кладов на территории Руси, как
например, на бронзовом котелке из городища Супруты, Тульская обл.

Оригинальный
случай представляет изображение Молота Тора на одной из сторон подвески
со знаком Рюриковичей из Рождественского могильника в Пермском крае.
Это самая восточная находка подобного рода.

Знай, русская
молодежь, восставшая против времени, что не чужой символ ты несёшь,
одевая Мъёльнир на шею! Спустя тысячелетие на нашей груди вновь
красуется знак зачинателей Руси, предков-варягов.

Перун и тор.

В 1901 году польский исследователь Ст. Ружнецкий выступил со статьёй “Перун и Тор” (подзаголовок: “К вопосу о критике источников русской мифологии”). Он доказывал, что Перун – это русская копия норманнского Тора. В основу Ружнецкий положил договоры первых летописных киевских князей-рюриковичей – Олега, Игоря и Святослава – с византийцами. Скрепляя клятвой договор с Олегом в начале X века, византийские императоры – соправители Лев и Александр “целовавше сами крест, а Олга водивше на роту (клятву), и мужи его по Русскому закону кляшася оружем своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьем богом…” Ту же клятву Перуном произносил и Святослав: если нарушим договор, “своим оружьем да иссечены будем”.

Клятва своим оружием, при которой обнажённое оружие слагают наземь, хорошо известна у древних германцев. Первые князья – рюриковичи были по происхождению варягами, т. е. норманнами, скандинаскими германцами. “Русский закон” был тогда ещё варяжским правом, стало быть русская рота была норманнской клятвой.

Конечно, в летописи Нестора не сказано прямо и чётко, что русы клялись именем Тора, но это и понятно: летописец писал спустя примерно 100 лет после описываемых событий, сам свидетелем клятвы не был и сообщал только церковную версию истории. Монах Нестор писал свою хронику не для будущих историков, а для современных ему православных читателей, и поэтому он выражался понятным для них языком. Мы же не удивляемся тому, что древние римляне называли греческого бога Диониса римским именем Вакх. Так же и Нестор, говоря о германском боге Торе, употребил понятное славянам слово-эквивалент Перун.

Перун – негерманское имя, но бог-громовик был и у германцев; он побивал врагов чудесным молотом Мьёлнир. С германским Тором Перуна роднит рыжеволосость, золотые волосы (летописный “ус злат”), орудование молотом и приверженность числу 9: последний бросок Тора перед смертью составлял 9 шагов. С Тором Перуна сближает и посвящённый этому богу день недели: четверг – это день Тора у германцев (ср. англ. thursday, нем. Donnerstag, т. е. букв. “день грома”). По-видимому, из-за табуирования бог грома стал именоваться просто по грому (Donnar, Thor). Значит, Перун есть просто славянское название этого германского бога – по славянскому слову, обозначающему громовую стрелу.

Еще про Тора:  Сварог — славянский Бог Огня, Отец Богов - Велемудр. Мир тесен. - 26 июня - 43468165040 - Медиаплатформа МирТесен

В раскатах грома слышится звук небесного оружия, в блеске молний угадываются искры от ударов мечей. Бурная гроза ассоциируется с битвой, и, видимо, неспроста в русском языке родилось выражение “зажечь пламя войны”. Молнию небесного огня символизирует обоюдоострый каменный топор. “Каменный топор – это топор, который разбивает и раскалывает, именно поэтому он олицетворяет молнию” (Генон Р. Символы священной науки. – М., 1997, с. 201). Молот Тора, другой символ молнии, являет своей формой Т точное сходство с двойным топором.

Тор

Само слово “Перкун” – “Перун” некоторые лингвисты производят от индоевропейского корня, означающего “дуб” (лат. quercus с закономерным переходом начального qu- в p-). У сербов дуб называется грм, дубовый лес – грмик. Главным оружием Перуна были камни и стрелы, а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа (в древнерусских христианских текстах – “богомерзкие вещи”). Каменные стрелы, находимые в земле около священных дубов, в народе назывались “громовыми стрелами”. Эти “громовые камни” являлись “пророческими камнями”, то есть камнями, которые вдохновляли женщин-ворожей. У древних германцев ворожба считалась постыдной для мужчин; обвинение в ворожбе могло навеки опозорить мужчину и воспринималось как тяжёлое и оскорбительное обвинение, означавшее, что мужчина обабился, утратил мужское достоинство. По-видимому, женщины были более преданными почитательницами Перуна. Христианский миссионер Иероним, направляясь из Праги в Литву, уговаривал прибалтов вырубить священную рощу, но наткнулся на резкое сопротивление женщин.

§

Слишком многое в современном мире зависит от того, у

каких

людей находятся капиталы и власть (что ныне чаще всего совпадает: капиталами покупается власть, благодаря которой “отмывают” капиталы).

В чистые руки ни избыток средств, ни избыток власти обычно не попадают.

Помню, давно уже, на заре перестройки, смотрел по телеку канадский мини-сериал “Империя”, сагу о жизни семьи канадского промышленника Джеймса Манро, которая охватывает период от Великой Депрессии 1929 г. до начала Тихой революции 1960-х. Эта сага – наглядное свидетельство того, что за каждым большим капиталом – куча преступлений. Тут и афёры, и предательство, и грабёж, и доведение до самоубийства, а иногда и убийство как крайний способ устранения конкурента.

Вот такие люди и покупают власть со всеми потрохами. Они же покупают СМИ и “заказывают музыку”. А люди слушают и удивляются, откуда столько грязи?! А как может чистое выйти из грязных рук? “Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые” (Матф. 7:18).

Конечно, сама себя эта порочная система никак исправить не сможет. Потому она и навевает мрачные апокалиптические мысли. Сломать эту систему способна только глобальная катастрофа, в которой сгорит “весь мир и дела его”.

У индейцев Северной Америки существовал удивительный обычай под названием “потлач” – ритуальное уничтожение и раздаривание имущества. В конце XIX века американский этнограф Франц Боас описывал, как устроители праздника – индейские вожди – на глазах гостей бросали в огонь уникальные предметы из самородной меди, рубили в щепу лодки, лили в костёр масло, приготовленное из жира рыбы-свечи. После этого вожди оказывались в полной нищете. Этнологи ломают головы в попытках объяснения столь иррационального, “безумного” с точки зрения европейского человека, поведения. На самом же деле подлинно безумным является поведение современной власти: ослеплённая блеском золота, она давно сбилась с пути, никаким высшим идеям не служит и существует исключительно для самой себя, повергая в хаос всё вокруг. Индейские вожди для того и устраивали “потлачи”, чтобы не связывать власть с богатством. Чингачгук Большой Змей стал вождём за свой блестящий ум, отвагу, силу, за то, что он – герой. И все индейцы ценят его именно за эти качества, а не за богатства. Нет богатства – и нет коррупции, нет “порчи”, и, значит, нет всеобщей погибели. А где всем заправляет “золотой телец”, там неизбежно наступает разложение и вырождение. Прекратится оно, видно, только в огне всемирного пожара, который и будет вселенским “потлачём”. Вот, чтобы не наступил такой мировой “потлач”, индейцы и устраивали местные маленькие “потлачи”. Они были своеобразными “прививками” от той чумы, которой заразилось современное общество.

§

У

Молот Тора в славянской культуре. - Это не журнал, это записная книжка.  — LiveJournalyosha_orlow

прочитал интересную заметку:

Меньшинство побеждает большинство: обнаружен переломный момент в процессе распространения идей

.

Исследователи из Политехнического института Ренсселира выяснили, что как только процент людей с непоколебимыми убеждениями достигает десяти процентов, их убеждения в любом случае будут приниматься большинством. Учёные использовали вычислительный и аналитические методы, чтобы определить тот решающий момент, когда убеждение меньшинства становится мнением большинства. Были обнаружены последствия для учёбы и влияние на социальное взаимодействие в зависимости от различных факторов, начиная от распространения новых технологий и заканчивая политическими предпочтениями.

Молот Тора в славянской культуре. - Это не журнал, это записная книжка.  — LiveJournalПодпись к изображению: Показан переломный момент, когда мнение меньшинства (обозначено красным) быстро становится мнением большинства. Со временем мнения меньшинства начинают придерживаться всё больше людей. Когда мнения меньшинства начинают придерживаться десять процентов населения, происходят быстрые изменения, и мнение меньшинства побеждает то мнение, которые было у большинства ранее (обозначено зелёным).

«Когда количество приверженцев каких-либо взглядов меньше 10 процентов, нет явного прогресса в распространении идей. Для того, чтобы мнение меньшинства стало общественным, понадобится невероятное количество времени, буквально сравнимое с возрастом вселенной», – говорит исследователь Болеслав Шимански. – «Но когда количество приверженцев идеи переваливает за 10 процентов, убеждения распространяются с космической скоростью».
По словам Шимански, примером могут служить события в Тунисе и Египте: «В этих странах диктаторы, бывшие у власти в течение десятилетий, были внезапно свергнуты всего за несколько недель».

Результаты исследования были опубликованы 2-го июня 2022 года на сайте журнала Physical Review E в статье под названием «Единодушие в обществе, созданное под влиянием убеждённого в своих взглядах меньшинства».

Результаты исследования выявили важный аспект: необходимый для влияния на большинство процент приверженцев какого-либо мнения значительно не изменяется, независимо от сообществ, в которых находятся приверженцы идей. Другими словами, процент приверженцев мнения, необходимый для оказания влияния на общество, остаётся примерно на 10 процентах, независимо от того, где и как возникло и распространялось то или иное мнение в обществе.

Чтобы сделать заключительные выводы, исследователи создавали компьютерные модели различных видов социальных сетей. В одной из них любой участник сети был связан с каждым другим. Во второй модели были личности, которые были связаны с большим количеством людей, делая их центром мнений или лидерами. В последней модели у каждого участника было примерно одинаковое количество связей другими людьми. Исходным состоянием каждой модели было море приверженцев традиционных для общества людей, каждый из которых обладал своим собственным мнением, но, что важно, также был открыт другим идеям.

Как только сообщества были созданы, учёные «впрыскивали» несколько глубоко убеждённых людей по всей сети. Эти люди имели полностью сформировавшееся мнение и не собирались как-то его менять. Как только эти глубоко уверенные в своих взглядах люди начинали общаться с теми, кто придерживался традиционных взглядов, мнение большинства начало изменяться.

«Обычно люди чувствуют себя не в своей тарелке, если они не разделяют общего мнения, поэтому они всегда ищут компромисса. Мы установили эту тенденцию в каждой из наших моделей», – говорит один из авторов доклада Самит Шринивасан. Каждый из участников каждой модели «поговорили» о своих взглядах. Если у «слушателя» мнение совпадало с тем, кто начинал разговор, это усиливало убеждения первого. Если же его мнение отличалось, «слушатель» начинал об этом задумываться и разговаривал об этом с другим человеком. И если этот человек разделял это новое мнение, то «слушатель» начинал разделять эти же взгляды.

Источник.

Прочитав эту заметку, я вспомнил, что у Молот Тора в славянской культуре. - Это не журнал, это записная книжка.  — LiveJournalruno_lj есть нечто подобное в статье “Загадка коллективности”.

Хм, как интересно. 32 метронома, запущенных совершенно произвольным образом, через какое-то время стали колебаться синхронно. Что на это скажут ученые физики? Ведь, насколько я понимаю, такого по законам механики случиться было не должно, и метрономы должны были колебаться и дальше в разных фазах.

Самое интересное, что подобные явления коллективности встречаются и в живой природе, когда, скажем, стая птиц или косяк рыб практически мгновенно меняет направление движения, при том, что между особями нет никакой прямой физической связи. Полагаю, что ответ на эту загадку нужно все же искать где-то в области физики, – как стремление отдельных элементов системы к минимизации затрачиваемой энергии.

P.S. Молот Тора в славянской культуре. - Это не журнал, это записная книжка.  — LiveJournalatmospher_n нашел разгадку этого явления.

Молот Тора в славянской культуре. - Это не журнал, это записная книжка.  — LiveJournalatmospher_n: основание подвижно, а значит оно элемент системы, через который происходит обмен импульсами. Самое интересное смотреть за тем как образовывались мини группы, синхронизируясь. А потом как вышла результирующей именно одна конкретная фаза. Два метронома в левом дальнем углу были запущены сразу же практически синхронно, что в принципе стало одной из причин того что именно их фаза стала всеобщей.Два элемента, действующих сообща, в итоге всех под себя подмяли.
И ведь чтосцукохарактерно – все строго по законам физики и по воле самих элементов. Для наступления тоталитаризма в этой системе монометров оказалось достаточным наличие одной общей подвижной площадки для всей системы. Которую сами элементы и раскачали. Если бы они стояли на более жестком покрытии синхронизации наступила бы позже. Нужна лишь связь со всеми, и время, и энергия движения. Ну да. Ленину с Троцким нужно было только получить власть над страной, и потом они уже все эти миллионы под себя подогнали.

Ну а я, от себя, ещё добавлю, что именно так 12 глубоко убеждённых и уверенных в своих взглядах апостолов навязали свои убеждения (то есть христианство) всей Римской империи. Они “качались” в Церкви синхронно, тогда как язычники вокруг них “качались” всяк сам по себе, автономно.

Вообще, если брать шире, то оказывается, что всегда структурированность побеждает рыхлость. Почему нож режет хлеб, а не наоборот? Потому что структура хлеба рыхлая, а структура металла более плотная. А алмаз режет металл. Ну, это козе понятно: все слышали о кристаллической решётке алмаза.

Тут можно приводить много исторических примеров, как различные структурированные группировки (бандиты, заговорщики, революционеры, члены всевозможных тайных обществ, и пр.) устанавливали свою власть над неструктурированным большинством, но это уже другая тема.

§

Специалисты Национальной администрации океана и атмосферы проанализировали статистику поражений людей молнией за период с 2006 по 2022 год. Вывод был ошеломляющим – четыре из пяти пораженных молнией являются мужчинами. В чём причина такой избирательности молнии?

Еще про Тора:  Магические способы защитить свою семью от негатива - Дом Солнца

Выдвигалось предположение, будто мужчины чаще женщин находятся вне дома под открытым небом. Но это было верно лет 100 или 200 назад, когда все женщины были домохозяйками, а мужчины работали в поле или ездили на фабрики. Ныне же женщин дома сидеть не заставишь, особенно молодых. Носятся, как угорелые, с утра до вечера, а домой приходят только ночевать. Будто это и не дом, а хостел какой-нибудь. Как в документальном сериале “Орёл и решка”. Так что это объяснение на самом деле ничего не объясняет.

§

Оригинал взят у

Молот Тора в славянской культуре. - Это не журнал, это записная книжка.  — LiveJournalzerno_duha

в

Революция сознания

– “Есть только одна революция – революция сознания,
всё остальное – кровавое месиво”
(с) Mr.Freeman

– Все революции как раз-таки говорят об одном – народ бессовествно используется, страдает и выносит на себе всю тяжесть политических игрищ, оставаясь в дураках. Разве были революции, где народ стал бы поистине хозяином судьбы?

Как раз олигархи и прочая паразитическая тварь так и норовит столкнуть нации и страны, дабы снять свой гешефт, обещая и обещая “сладкие коврижки” – РАБАМ, именно РАБам в сознании, никогда не могущим стать хозяином своей жизни!

Так будет длится вечно – пока каждый не осознает своей ответственности за собственную жизнь и место, где он должен быть хозяином, а не перекладывать полномочия на каких бы то ни было демократов, социалистов или прочих монархистов, – всё это по сути одно и то же с разными ярлыками.

Ключ – в сознании человека.
Если он привык быть ведомым, то всегда будет страдать, надеясь на будущее, которого нет и веруя в обещания, которые даются всегда лишь как “замануха”.

Нужно понять, что лишь от тебя самого зависит твоё будущее, и не ждать каких-то подачек, а воплощать в жизнь свои чаянья, как говорил великий Махатма Ганди:
“Вы должны сами быть тем изменением, которое хотите видеть в этом мире”, иначе, оставаясь в рабском сознании, человек всегда будет алкать господина, якобы могущего исправить все его проблемы и повести за рученьку – в светлый, прекрасный мир.

Последнее – чистейшая иллюзия, на которой наживаются хоть банкиры, хоть политики – по сути паразиты, использующие рабское сознание для удержания собственной власти.

Почитание тора

Знак Тора в Германии
Знак Тора в Германии

На территории современной Германии есть несколько мест, названных в честь бога грома. Есть такое название, как гора Доннера — вероятно, она получила свое название в честь Тора (в южногерманском произношении — Доннера).

Еще один знак Тора
Еще один знак Тора

В Исландии в 19 столетии вывели особую породу лис, и назвали ее Тор холт. Вероятно, все дело было в красной шерстке животных.

В том же 19 столетии в почве были обнаружены гладкие клиновидные камни, которые назывались Торвиггар, или клинья Тора. Народное поверье гласит, что некогда эти камни бросали в тролля.

Метеориты, по причине их огромного веса, также считались камнями Тора. На шведском острове Готланд обнаружили жука, и назвали его в честь Тора. Предание гласит, что если этого жука найти перевернутым, можно добиться благосклонности этого сурового, но доброго бога.

Согласно древним легендам, Тору суждено погибнуть от яда своего вечного врага, Ёрмунганда. Но это произойдет только в конце времен.

Пока же Тор бдительно охраняет границы Мидгарда и вторгается в Утгард. Так он сдерживает хаос и отдаляет Рагнарёк.

Рыбная ловля тора

Атрибуты Тора
Атрибуты Тора

В скандинавской мифологии Тор, бог грома, часто представлен, как силач, не наделенный особым интеллектом. Но это было не так.

Однажды он, обратившись в юношу и не взяв с собой спутников, отправился в Утгард. Он остановился в доме великана Хюмира, и когда тот стал собираться на рыбалку, попросился пойти вместе с ним.

Великан не очень-то хотел брать его с собой, но Тор был настойчив, и тот, поворчав, велел ему взять наживку.

Тор вышел на улицу и увидел стадо коров, а среди них — огромного быка, которого звали Вспоровший Небеса. Громовник отрубил быку голову: это и была его наживка.

Мьёльнир
Мьёльнир

Рыбаки сели в лодку, и поплыли. Великан сказал, что дальше они не поплывут, потому что там, в глубине, сидел Мировой змей. Но Тор не слушал его и только налегал на весла. Наконец громовник насадил наживку, и ему попался сам Ёрмунганд, позарившийся на бычью голову.

Молот Тора
Молот Тора

В этот момент из воды поднялась огромная голова Мирового змея, который изрыгал яд. Громовник уже поднял было свой молот, но Хюмир изрядно струсил и перерезал леску.

По некоторым источникам, Тор метнул в змея молот, и даже ранил его. Тот погрузился на дно океана, ожидая своего часа.

По мнению мифологов, этот сюжет является прелюдией к трагедии, которая разыграется в последние времена. Во время Рагнарёк Мировой змей сам выберется на сушу, и будет искать Тора, чтобы сразиться с ним.

Словарь

Тор (THorr), нем. Донар (Donar, возможно от древнегерм. THunrа, букв. «громовник», ср. современное нем. Donner, «гром») — в германо-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия, божественный богатырь, защищающий богов и людей от великанов и страшных чудовищ. Тацит (I в. н. э.)

описывает Донара под римским именем Геркулеса. В области распространения германских языков Донару был посвящён тот же день недели, что в Риме Юпитеру (т. е. четверг; нем. Donnerstag). Однако, если римский Юпитер объединял все основные функции бога неба, то в германской мифологии (так же как в индо-иранской, кельтской и др.) эти функции оказались разделёнными (рядом с Донаром-Тором был Тиу-Тюр, впоследствии сильно потеснённый Одином).

Донара-Тора справедливо сравнивают, с одной стороны, с индоевропейскими богами Индрой, Таранисом, Перкунасом (Перуном), а с другой — с финно-угорскими богами грома и неба (Укко, Таара и т. д.); финно-угорские параллели позволяют предположить, что Тор первоначально мыслился и как бог неба. А.

Ольрик считает, что «громовой старик» в верованиях скандинавских саамов, которому приносят в жертву миниатюрные молоты, непосредственно отражает скандинавский культ Тора эпохи бронзы. О более широком диапазоне функций Тора в прошлом как будто свидетельствуют и наскальные изображения в Южной Скандинавии бога с топором (иногда — с молотом) и колесом (солярный знак), рядом — предполагаемое изображение козла.

У западных германцев имеются следы культа Донара: кроме названия дня недели, упоминание Thunaer рядом с Wodan (Воданом) в саксонской заклинательной формуле, Wigithonar рядом с Wodan в надписи, происходящей из земли франков, топонимика у франков и в Англии, где имя громовника большей частью связано с обозначением поля, что указывает на функцию плодородия.

Весьма обильна топонимика Тора, следы культовых мест, отражение его имени в личных именах и т. п. в Скандинавии, особенно в Норвегии. Имеются явные следы связи Тора с культом дуба, указывающие на первоначальную связь громовника с мировым древом (существуют балтославянские параллели). По-видимому, от мирового древа его постепенно оттеснил Один.

В скандинавской мифологии Тор (выступающий также под прозвищем Веор, Вингнир, Хлорриди и другими именами) — бог из рода асов, второй по значению (после Одина), сын Одина и Ёрд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн). Ёрд — буквально «земля», а Фьёргюн этимологически тождественно Перкунасу-Перуну и указывает на генетическую связь Тора с балто-славянским громовником.

Тор — муж Сив, богини с золотыми волосами (что подчёркивает отношение Тора к плодородию), матери бога Улля. У Тора — дочь Труд и сыновья Магни и Моди, причём Магни рождён великаншей Ярнсаксой. По-видимому, имена сыновей (Магни — букв. «сильный», Моди — букв. «смелый») персонифицируют «силу» Тора.

Небесное жилище Тора — Трудхейм. Тор рисуется рыжебородым богатырём, вооружённым боевым молотом Мьёлльниром. Тор ездит в повозке, запряжённой козлами. Молот (Мьёлльнир) — исконное оружие громовника (др.-исл. Mjollnir имеет тот же корень, что и русское слово «молния») — первоначально мыслился каменным, но в «Младшей Эдде» в истории изготовления кузнецами-двергами (карликами) сокровищ асов речь идёт уже о железном молоте.

В мифах — это главным образом боевой топор (возвращающийся к владельцу, как бумеранг), которым Тор побивает ётунов (великанов). Молот — специфическое оружие Тора, как копьё Одина, меч Тюра. Великаны стремятся похитить молот (или добиться того, чтобы Тор прибыл в их страну без молота и пояса силы).

В основе — мотив похищения громового инструмента демонами, известный также финскому и эстонскому фольклору. Имена козлов Тора — Таннгньостр (Tanngnjostr) и Таннгриснир (Tanngrisnir) указывают на скрежетание зубов и явно восходят к самому феномену грозы, но козёл одновременно имеет отношение и к плодородию.

В «Младшей Эдде» козлы выступают не только в роли «коней» Тора, но и служат источником неисчерпаемой пищи (ср. аналогичную ситуацию с вепрем, которым питаются в Вальхалле павшие воины — эйнхерии). Тор, останавливаясь на ночлег, убивает и жарит на ужин козлов (оставляя нетронутыми только кости), а затем возвращает их к жизни.

Когда Тьяльви и его сестра Рёсква, у которых Тор остановился на ночлег, лакомились мясом, Тьяльви нарушил запрет и стал грызть кости, из-за чего один из козлов слегка охромел; в виде выкупа Тьяльви с сестрой вынуждены были стать слугами Тора. Тьяльви часто фигурирует в качестве спутника Тора, иногда вместо Тьяльви в этой роли выступает Локи, а один раз даже Тюр.

В скандинавской мифологии Тор — прежде всего культурный герой или богатырь, защищающий Мидгард (мир людей) и Асгард (небесное селение богов) от великанов (ётунов); он противник мирового змея Ёрмунганда. Тор выполняет, таким образом, и воинскую функцию в защите «своих» от «чужих», людей от великанов и чудовищ, как бы моделируя при этом вооружённый народ, в отличие от Одина — покровителя воинской дружины.

Излюбленная тема т. н. щитовых драп (стихотворений, в которых описываются картины, воспроизведенные на дорогом щите, подаренном конунгом скальду) скальдов — описание т. н. «рыбной ловли» Тора, т. е. его борьба с мировым змеем; «рыбная ловля» Тора упоминается и в эддической поэзии и прозе.

Согласно «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда»), в последней битве перед концом мира (Рагнарёк) Тор сражается с Ёрмунгандом, убивает его и после этого, успев сделать девять шагов, сам умирает от его ядовитых укусов. Борьба громовника со змеем, драконом — классический сюжет в индоевропейской мифологии. Возможно, что драконоборство Тора — прообраз драконоборства германских эпических героев — Беовульфа, Сигмунда и Сигурда.

Еще про Тора:  Тату лотос значение: смысл, 60 крутых эскизов, фото

Тор и трюм

Древняя статуэтка
Древняя статуэтка

Не только асы пытались поживиться чем-нибудь в стране великанов: ётуны также облизывались на сокровища Асгарда.

Однажды Тор, проснувшись поутру, обнаружил, что его великий молот исчез. Земля и небо остались без защиты, и, всерьез рассердившись, Тор отправился к Локи: по его мнению, только такой хитрец, как он, мог помочь найти Мьёлльнир.

Локи одолжил у Фрейи крылатый наряд, облачился с него, и полетел в Ётунхейм. Там он встретился с правителем, Трюмом, и после недолгих обменов любезностями, спросил, не он ли украл молот. Великан признался в воровстве, и тут же добавил, что Локи, несмотря на всю его хитрость и изворотливость, нипочем не достать его: молот лежит очень глубоко под землей.

Изображение молота Тора
Изображение молота Тора

Трюм отметил, что отдаст молот Тору. Но только взамен на Фрейю: он давно уже мечтал на ней жениться.

Локи полетел назад, и сообщил обо всем Тору. Вдвоем они отправились к Фрейе, прекрасно зная, какой ответ получат. Они не ошиблись: красавица-богиня, услышав это предложение, рассердилась так, что застряслись скалы. Она сказала, что никогда и ни за что не согласится стать женой великана.

Боги собрались на совет, и тут провидец Хеймдалль дал им добрый совет: асам следовало нарядить невестой самого Тора и отправить его в Ётунхейм.

Культовая статуэтка Тора
Культовая статуэтка Тора

Громовержец с большим трудом принял это решение: в отличие от Локи, который не видел ничего зазорного в том, чтобы превратиться в кобылу и родить, он считал, что переодевание в женщину покроет его позором.

Но делать было нечего: ётуны готовились захватить Асгард. Чтобы подбодрить Тора, Локи сам переоделся в женскую одежду: он готов был представиться служанкой невесты.

так боги отправились в Ётунхейм. Трюм, обрадовавшись, что Фрейя, наконец-то едет к нему, тут же созвал пир на весь мир. И тут “невеста” продемонстрировала недюжинный аппетит, съев целого быка и восемь лососей, и запив все это тремя бочками меда.

Трюм изумился: никогда еще он не видел таких прожорливых дев. На выручку подоспел Локи, сказав, что невеста так долго была в пути, что изголодалась. Тут Трюм решил поцеловать невесту, но, увидев горящие глаза Тора, отшатнулся. Локи поспешил успокоить великана, сказав, что глаза Фрейи горят от страсти к нему.

Неизвестно, чем бы все кончилось, но в какой-то момент Трюм велел принести Мьёлльнир. Оказывается, этот молот освящал брачные узы и скреплял договор. Разумеется, Тор не собирался освящать брачный союз. Молот опустился на голову незадачливого жениха, а потом под его ударами пали и остальные великаны.

Тор у утгарда-локи

Скандинавские божества
Скандинавские божества

Оставшись без своих волшебных козлов, Тор вместе с Локи и слугами переправился через море и углубился в лес. там он и был вынужден сделать очередную остановку.

Путники нашли достаточно большое жилище, но стоило только им разместиться там с возможным комфортом, как началось землетрясение. дом начал содрогаться так сильно, что Тор и его спутники бросились с небольшую пристройку. Взяв в руки свой молот, Тор встал в дверях, готовый защищаться. Но никто на них не нападал.

Древние надписи на камне
Древние надписи на камне

Забрезжили сумерки, и Тор, выйдя из своего укрытия, обнаружил великана, который лежал неподалеку и храпел во всю мощь.

Тор опоясался своим поясом силы и поднял было Мьелльнир, но тут великан проснулся, сел и заговорил.

Бог Тор в скандинавских мифах — существо решительное, особенно в отношении своих злейших врагов — великанов. Но он почему-то никак не мог решиться нанести удар. Он спросил великана, как его зовут. Тот Назвался Скрюмниром, что означало “Хвастун”. Это было явно ненастоящее имя гиганта.

Древний памятник с рунами
Древний памятник с рунами

Скрюмнир прекрасно знал, с кем имеет дело, и спросил Тора, не он ли уволок его рукавицу. Тут Тор понял, что за дом он принял огромную рукавицу, а отдел для пальца — за пристройку.

Скрюмнир вел себя достаточно добродушно и дружелюбно. Он поинтересовался, куда идут путники, и предложил пойти с ними. Всю еду он свалил в свой мешок.

Когда сгустились сумерки, великан отправился спать, и попросил разбудить его к ужину. Тор попробовал развязать мешок великана, но у него ничего не получилось.

Старинная культовая надпись на камне
Старинная культовая надпись на камне

Разъярившись, Тор изо всех сил ударил спавшего великана молотом по голове. Тот проснулся и спросил, не листок ли упал с дерева. Тор ничего не сказал, и боги и их слуги вынуждены были лечь спать голодными.

Тор не мог уснуть. Он ворочался с бока на бок и все ломал голову: почему великан не погиб? Наконец, он встал, подхватил свой молот, подкрался к спящему великану, и еще сильнее ударил его по голове. Так сильно, что молот глубоко ушел в великанью голову.

Спящий Тор
Спящий Тор

Тот пробудился и поинтересовался, не желудь ли упал с дерева. Посрамленный Тор дождался, когда спутник уснет, и снова хватил его молотом по голове. Тот пробудился и спросил, не сучок ли упал с дерева. Не дожидаясь ответа, он пошел спать в другое место.

Наутро великан предложил своим спутникам продолжить путь, и как бы невзначай сказал, что он еще не настолько огромен. Вот когда они войдут в Утгард, то встретят великанов и повыше.

Тор и Ёрмунганд
Тор и Ёрмунганд

Он добродушно предупредил их, чтобы вели себя там скромнее, потому что Утгардские великаны не выносят мелюзги. А потом он пошел на север, в горы. Тор мрачно проводил его взглядом. Он точно знал, что ни за что на свете не пожелает встретиться с этим великаном снова.

Громовник продолжил свой путь, и вскоре перед ним вырос город среди поля, окруженный огромными стенами.

Открыть закрытые ворота путники не смогли, зато прошли прямо сквозь решетку. Они увидели людей, которые были воистину гигантского роста — настолько гигантского, что давешний спутник показался им не настолько огромным. Правил этим городом конунг Утгарда-Локи. Это имя интересно тем, что оно совмещает в себе имена всех противников божественного мира.

Тор идет вброд
Тор идет вброд

Путники вежливо поздоровались с конунгом, а тот, ответив на приветствие, тут же предложил им посостязаться.

Тут вышел вперед Локи, и сказал, что в его мире никто не смог бы сравниться с ним в прожорливости. На это конунг вызвал человека по имени Логи, и между двумя противниками поставили огромное корыто, до краев наполненное мясом. Они начали есть, и встретились посередине.

Тор осматривает свою колесницу
Тор осматривает свою колесницу

Сконфуженный, Локи предпочел спрятаться за широкую спину Тора, а поучаствовать в состязании вызвался слуга Тора, тот самый мальчик, по воле которого громовник лишился своей повозки с козлами. Юноша сказал, что во всем мире нет такого бегуна, как она.

Трижды пытался слуга Тора обогнать Хуги, но это ему не удалось, хотя сам конунг нехотя признал, что не было еще в Утгарде такого бегуна. Этот проигрыш тоже понятен: Хуги означает “мысль”.

Тор прогоняет Локи
Тор прогоняет Локи

Наступил черед самому Тору показать, на что он способен. Он сказал, что нет на свете никого, кто мог бы потягаться с ним в питье. На это конунг велел принести рог, и сказал, что даже юнец сможет осушить этот рог с одного глотка, а уж зрелый муж — и подавно.

Тор очень сильно хотел пить, и полагал, что справится в полглотка. Но не тут-то было. Только с третьего раза удалось ему отпить заметную часть воды. Тор с досады бросил рог и насупился. Он чувствовал, что во всем этом есть какой-то подвох, но понять, в чем дело, не мог.

Переодетый Тор
Переодетый Тор

Тогда конунг предложил громовнику пустячное состязание: он должен был оторвать от земли кошку. Громовник поднатужился и поднял ее так высоко, как мог, но тут животное выгнулось, и у бога грома получилось оторвать от земли только одну его лапку.

Утгарда-Локи смотрел на громовника с лукавым прищуром, и тот, расправив плечи, сказал, что теперь он готов помериться силами с любым, кто только пожелает. Конунг на это вызвал древнюю старуху Элли, и сказал, что если Тор одолеет ее, то он большой молодец.

Началась борьба, но чем больше сил прилагал Тор, чтобы свалить старуху с ног, тем крепче она стояла на земле. В конце-концов, обессилевший громовник упал на одно колено, и конунг прекратил поединок. В том, что Тор проиграл бой, не было ничего удивительного: настоящее имя старухи было Старость.

Тор и Сив
Тор и Сив

Конунг проявил гостеприимство, и предоставил путникам ночлег. Наутро, провожая гостей, он признался в обмане: именно он встретил Тора в лесу. И одного удара легендарного молота скандинавского бога Тора хватило бы, чтобы убить его, но он подсунул вместо себя скалу.

Кошкой, которую он попытался оторвать от земли, был мировой змей, опоясавший землю.

Разъяренный Тор хотел было ударить конунга молотом, то тот вдруг исчез, а вместе с ним исчез и весь город.

Тор отправился к себе, и думы его были невеселыми: Мировой змей, с которым ему еще предстояло встретиться, не мог исчезнуть, как Утгарда-Локи…

Вот, что написано об этом в книге “Прорицание вёльвы”:

“Тут славный приходит

Хлодюн потомок,

со змеем идет

биться сын Одина,

в гневе разит

Мидгарда страж,

все люди должны

с жизнью расстаться, —

на девять шагов

отступает сын Фьёргюн,

змеем сраженный —

достоин он славы.”

А вот так говорится в книге “Речи Гримнира”:

“Кермт и Эрмт

и Керлауг обе

Тор вброд переходит

в те дни, когда асы

вершат правосудье

у ясеня Иггдрасиль;

в ту пору священные

воды кипят,

пламенеет мост асов.”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector