Пасхальная кукла оберег: мастер-класс

: пасхальные куклы. история, традиции

Наталья Плахтеева
Пасхальные куклы. История, традиции

Пасхальные куклы. История, традиции

Весенних народных кукол много, ведь весна – очень важный период в жизни крестьянина. Кроме этого, именно весной православные люди празднуют один из главных праздников Светлое Христово Воскресенье – Пасху. Празднование Пасхи – многовековая народная традиция.

На Пасху принято было поздравлять с праздником друг друга. Близким и родным людям дарили Пасхальные угощения и подарки : специальные Пасхальные сувениры – расписные вещи и предметы с пасхальной символикой, а также особых Пасхальных кукол.

Известно несколько основных народных кукол, связанных с празднованием Пасхи : Вербница, Пасха, Пасхальная Голубка, игрушки «Пасхальный зайчик», зайчик «На пасхальное яйцо».

Конкретной даты для этих кукол нет, потому что Вербное Воскресенье и Пасха – подвижные праздники и по православному календарю они бывают от самых последних дней марта до первых дней мая.

Делаются Пасхальные куклы в ярких красных тонах, потому что красный цвет всегда символизировал собой жизнь, а Светлое Христово Воскресенье — это великий праздник жизни и возрождения.

В моей коллекции тряпичных кукол есть немало Пасхальных кукол. Все они разные, в ярких праздничных нарядах.

Но в этом году мне захотелось сделать их всех в одном стиле, вернее сказать, так, чтобы в наряде каждой из них присутствовала одна и та же ткань – алая с серебром парча.

Например, эта игрушка «Пасхальный зайчик» полностью сделан из лоскута парчи

Пасхальная кукла оберег: мастер-класс

А этот зайчишка «На Пасхальное яйцо» вывязан из белоснежной нити, а юбочку я сделала из парчи

Пасхальная кукла оберег: мастер-класс

Самая красивая праздничная кукла так и называется — кукла Пасха. Она представляет собой православную женщину в нарядной одежде.

Само изготовление куклы Пасхи не отличается от общей технологии изготовления русских тряпичных кукол, но лицо и руки куклы делаются обязательно из красной ткани. В руках кукла держит узелок с тем, что несёт на освящение в храм. Иногда кукле добавляли свечку, привязывали её к руке. Такая кукла в старину была необычайно прекрасным и дорогим подарком на Светлый Праздник.

Моя кукла Пасха надела парчовую верхнюю юбку и повязала на голову парчовый платок

Пасхальная кукла оберег: мастер-класс

Очень красива кукла Пасхальная голубка. В старину её подвешивали на окошко или в проёме дверей. И от любого дуновения ветерка куколка крутится, раскрыв нарядные пышные юбочки, и создаётся впечатление, что она как будто летит.

Преобразился наряд и моей куклы Пасхальная голубка. У неё на груди появилась яркая лента крест – накрест и пояс из алой с серебром парчи

Пасхальная кукла оберег: мастер-класс

А вот кукла «Вербница» у меня новая. У той куклы, что есть у меня в коллекции, совсем другой наряд. И чтобы не переделывать ту куклу, я решила сделать себе новую в ярком парчовом платье. Вот какая она у меня получилась

Пасхальная кукла оберег: мастер-класс

Теперь у меня есть новый комплект Пасхальных кукол. Таких кукол для украшения дома делали за неделю до наступления Пасхи к Вербному Воскресенью. Их ставили на окно, чтобы показать, что в этом доме люди ждут наступления Светлого Христова Воскресенья. Позже кукол помещали на стол около пасхальных даров

Пасхальная кукла оберег: мастер-классПасхальная кукла оберег: мастер-класс

Мастер-класс: пасхальная кукла-оберег

Вы уже знакомы с нюансами работы над куклой Пасхой, а значит, можно приступать к самому интересному — изготовлению оберега по нашему мастер-классу. Но для начала подготовьте материалы.

Материалы для создания пасхальной куклы
Материалы для создания пасхальной куклы необходимо выбирать только натуральные.

Что нам понадобится:

  • лен (обязательно натурального оттенка);
  • скрутка из бересты (заготовка в формате 10х20);
  • красный хлопок (отрезок однотонной ткани и два куска с разным узором);
  • нити (красная нить, льняная нить);
  • овечья шерсть;
  • хлопковое кружево.

Теперь переходим к самому процессу создания куклы Пасхи.

Пошаговое руководство:

  1. Рулончик из бересты перевязываем льняной нитью в верхней и нижней части, чтобы зафиксировать. Диаметр регулируйте на глаз — приблизительно в три пальца.
  2. Овечью шерсть скатываем в плотный шарик, прикрепляем к одной из сторон скрутки. Чтобы объединить две детали, снизу у шарика оставьте немного свободной шерсти, а затем опустите ее на скрутку. Обмотайте нитью.Мастер-класс по созданию пасхальной куклы 1
  3. Квадрат красной материи раскладываем на столе уголком вниз и кладем на него основу. Ровно по центру, на нижний угол. Поднимаем верхний край ткани, опускаем и подвязываем под шариком ниткой.
  4. Края ткани по бокам сворачиваем в треугольники, затягиваем нитями по краям. Получились ручки.Мастер-класс по созданию пасхальной куклы 2
  5. Подкладываем нашей Пасхе немного шерсти в зоне груди, чтобы создать объем и обвязываем по поясу ниткой. С помощью красной нити делаем обережный крест. Обратите внимание, что он делается только спереди.
  6. Ткань для юбки обматываем чуть ниже женских форм и закрепляем, повязав нитью на талии.Мастер-класс по созданию пасхальной куклы 3
  7. Похожим способом делаем кукле передник. Только обматывать материю вокруг здесь не нужно будет. Разместите отрезок белой ткани на кусочке красной, сложите их вдвое. Одной из сторон приложите к кукле и обвяжите красной нитью. Концы нитки оставьте болтаться на поясе.Мастер-класс по созданию пасхальной куклы 4
  8. Теперь занимаемся кружевной повязкой на голове, а затем покрываем ее косынкой. Концы платочка затягиваем сзади.
  9. По традиции кукла Пасха несла в руках узелок, поэтому нужно будет сделать и его. Лоскуток ткани наполняем шерстью и кладем внутрь сухарик. Завязываем его и прикрепляем к правой руке ляльки.Мастер-класс по созданию пасхальной куклы 5
  10. В левую ручку даем Пасхе веточку вербы.

Вот такая вот симпатичная получилась у нас куколка. Скорее ставьте ее на подоконник и начинайте готовиться к празднику!

Народная тряпичная кукла «пасхальная голубка»

Пасхальная кукла оберег: мастер-класс Эту куклу делали непосредственно к Пасхе. Как и сам праздник, «Пасхальная голубка» символизировала благую весть, возрождение к новой, вечной жизни, христианской любви. Цвет лоскутов для изготовления этой куклы задан достаточно строго – красный. Просто красный, без узоров и рисунков. Зато можно взять разные оттенки, тогда кукла получиться очень интересная – будто через нее свет проходит.

В изготовлении кукла достаточно проста, могут даже детки делать. При изготовлении народной тряпичной куклы «Пасхальная голубка» используются матерчатые круги. То, что основой являются именно круги, говорит о довольно позднем происхождении этой народной куклы. Для того чтобы вырезать круг нужны ножницы. Порвать так ткань руками не получиться. А в древних куклах лоскуты именно рвали. Но, возможно, раньше тряпочки просто оставляли квадратами.

Почему кукла называется «голубка», хоть фигурка вполне антропоморфная, «человеческая»? Возможно, потому, что получается она летящая, воздушная, легкая. А может потому, что «птица» и «душа» в русской культуре понятия почти синонимичные. «Пасхальная голубка» – тряпичная кукла исключительно духовного содержания (что для народной куклы редкость). От нее не ждут ни достатка, ни жениха хорошего, ни урожая богатого – только радости и мира в душе. Возможно, именно поэтому так лаконична «Пасхальная голубка» и в форме, и в цвете, так скупа на украшательства. Кроме того, куклу подвешивали за узел на голове. От этого она чуть-чуть напоминала летящую голубку.

                                                                                                              Приложение №3

Конспект занятий в подготовительной группе

Тема «Тряпичная кукла – оберег»

Цель: Формирование представлений о разнообразии народного декоративно – прикладного искусства: обереговая кукла. Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы.

Пособия: для изготовления куклы: кусок хлопчатобумажной ткани квадратной формы, пестрый лоскут для юбки, толстые нити для волос, украшения.

Словарь: оберег.

Предварительная работа. Рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек, изготовление куклы – пеленашки, игры с куклой – пеленашкой, рассматривание иллюстраций о процессе изготовления игрушек, сюжетно-ролевые игры «Дочки – матери».

Ход занятия

– Сегодня в нашей группе много гостей – это любимые куклы наших девочек. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? Давайте попросим девочек представить нам своих кукол.

Дети рассказывают о своих куклах (как зовут куклу, как она одета, из чего она сделана, как они с ней играют).

– Вот мы и познакомились с нашими гостями.

– Сколько кукол у нас в гостях?

– Как можно назвать всех кукол по-другому? (одним словом)

– Все ли здесь игрушки? Может, есть что – то лишнее?

– Почему посуда лишняя?

– Для чего нам посуда?

– Правильно, игрушками МЫ играем, а посудой мы пользуемся во время еды.

– Чья кукла самая высокая?

– Чья кукла самая низкая?

– А какая еще кукла здесь есть? Такими куклами играли ваши бабушки. Как она называется? (Кукла-пеленашка.)

– Из чего ее делали?

– Как с ней можно играть?

– Правильно, ее можно покачать, спеть ей колыбельную, а можно и рассказать сказку.

– Хотите, я вам тоже сказку расскажу?

Воспитатель читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».

Беседа по содержанию:

– Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)

– Вот такую же куклу, которую называли кукла – оберег, она передавалась от матери к дочери.

– Скажите, дети, из чего она сделана?

– А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)

– Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к.

в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла

повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и

считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла –

оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и

относились к ним очень бережно.

– Хотите, я покажу, как делалась такая кукла?

Воспитатель показывает процесс изготовления куклы.

– Эта кукла будет жить в нашей группе.

– Как называется такая кукла?

– От чего она будет нас оберегать?

– А как вы к ней будете относиться?

– Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?

– Покажите нашу куклу мамам и сделайте дома такую же.

– А сейчас хотите поиграть со своими куклами?

Приложение № 4

Развитие речи по теме «Ярмарка игрушек»

Пасхальная кукла оберег: мастер-класс

§

Материалы и оборудование: выставка тряпичных кукол, образец куклы «Неразлучники»; красная ткань 7х20 см., полоска красной ткани – 20 см., березовые палочки, жёлтые нитки.

ТСО: мультимедийная установка

Цель занятия: знакомство с традиционной тряпичной куклой, обучение технике выполнения свадебной тряпичной куклы «Неразлучники».                                             Задачи:

1. Обучающие:

• познакомить обучающихся с историей появления народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол;

• познакомить с видами традиционных тряпичных кукол по назначению;

• формировать знания по использованию инструкционно-технологических карт при работе по изготовлению кукол;

• прививать навыки работы с тканью при создании народной игрушки;

• формировать знания, умения, навыки выполнения свадебной парочки «Неразлучники».

2. Развивающие:

• развивать мелкую моторику рук и глазомер;

• развивать умения ручного труда.

3. Воспитательные:

• пробуждать интерес и уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа;

• формировать потребность в творчестве, интересном и познавательном досуге;

• воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность.

Ход:

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас. И сразу хочу задать вопрос: «Какая у вас в детстве была самая любимая игрушка»?

Ответ детей: Кукла.

Педагог: А как они называются?

Ответ детей: Барби, Винкс, Братц…

Педагог: Хорошо, это современные куклы. Но и раньше, 100, 500 и даже 1000 лет назад девочки тоже играли в куклы! Самой старшей кукле на планете больше 4-х тысяч лет! А в те времена не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос. Как вы думаете, из чего же были сделаны куклы!

Еще про Тора:  Славянская тату Берегиня: эскизы, как выглядит руна, значение

Ответ детей: Из ткани.

Педагог: Правильно из ткани, из тряпочек. И вот сегодня на занятии мы начнём знакомство с миром волшебной тряпичной куклы, миром поистине удивительным. Узнаем, какие куклы были в старину, для чего люди их придумали, познакомимся с традиционными свадебными куклами и научимся изготавливать свадебную куклу «Неразлучники».

Представим, что мы находимся на посиделках. Вы все подружки, а я выступлю в роли старушки, так называли раньше опытную и рукодельную наставницу.

(Педагог раздаёт детям красивые красные ленточки и предлагает повязать их на голову).

Педагог: Какие мы с вами красивые! А будем ещё и рукодельные! На наши посиделки я принесла вам кукол. Посмотрите, сколько их много, и это далеко не все куклы, которые делали наши бабушки и прабабушки.

Самая первая кукла на Руси делалась из золы. В золу добавляли воду, скатывали в шарик, затем украшали тканью. Получалась «баба» – женское божество. «Баба» передавалась по наследству, от бабушки к внучке, и дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага, она охраняла, лечила, защищала от злых сил. Выбрасывать их было нельзя, считалось большим грехом, поэтому их хранили в сундуках.

-Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куклу уже могла делать любая девочка.

-Посмотрите еще раз на всех куколок. Что у них общего?

Ответ детей: Нет лица

Педагог: Почему у народной куклы не рисовали лицо?

Ответы детей: Чтобы в куклу не вселился злой дух.

Педагог: А для чего нужны куклы?

Ответ детей: Играть.

Педагог: Верно, но наши предки считали, что куклы – это настоящие помощники!

А сейчас, загадки.

В руки я возьму лоскут,

Завяжу я там и тут,

Как работа увлекла!

Получилась… (Кукла.)

Наряд ей нужен новый:

Рубаха и… (Понёва.)

Педагог: В наших краях женщины и девушки носили рубаху и юбку- понёву, клетчатую или в полоску.

Собирались мастерицы

Друг у друга поучиться,

Вышивали с давних пор

На одежде той… (узор)!

Масленица иль крестины –

В руки кто-то брал холстину,

Детей и взрослых радовал,

Куклу шил… (обрядовую.)

Педагог: По своему назначению тряпичные куклы делятся на куклы-обереги, куклы игровые и обрядовые.

Кукла-оберег как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая людей и жилище от бед и несчастий. (Демонстрация кукол: «Пеленашки», «Кормилки» и «Кувадки».)

Эти куклы оберегали деток от злых духов. Яркие и веселые, они заменяли погремушки. Наши предки считали, что до четырех лет нельзя давать в руки ребенка ничего холодного — ни железа, ни глины, чтобы не застудить душу. И в руках у детей были только «теплые» куклы — из ткани или дерева.

Предназначались для детских забав. (Демонстрация кукол: «Ведучка», «Утешница», «Зайчик на пальчик»). Когда дети подрастали, они сами делали для себя кукол и любили ими хвалиться, поэтому их называли: кукла «На выхвалку», «Нарядная», «С косой», «Помощница».

Пасхальная кукла оберег: мастер-класс

Тряпичные обрядовые куклы изготавливались к семейным и календарным праздникам, их почитали и детям играть не давали. (Представление кукол «Пасхальная», «Вербница», «Благословение»).

За окном октябрь, а октябрь издавна считался месяцем свадеб на Руси, поэтому мы с вами попробуем начать изготавливать свадебные обрядовые куклы.

Педагог: Вот мы и подошли к практической части занятия. Но прежде чем начнём работать, надо подготовить материал. Ведь раньше изготавливали кукол из старых тряпочек, которые уже нельзя перешить, только их сначала надо привести в порядок – постирать! Встаньте у своих мест и повторяйте движения за мной.

Физкультминутка: игра «Стирка». (Музыка)

Полотно мы в руки взяли, постирали, постирали,

А затем пополоскали, ещё раз пополоскали,

Раз встряхнули, два встряхнули

И развесили, смекнули.

Поспешили – посушили.

Всё собрали, разложили.

А теперь ещё быстрее!

(Игра повторяется с нарастающим темпом).

Замечательно, какие вы трудолюбивые! А теперь садимся по рабочим местам!

Звучит тихая народная музыка.

Педагог:                                   Все расселись по местам?

                                              Никому не тесно?

По секрету скажу вам

  «Будет интересно!»

Педагог: Наша свадебная парочка относится к обрядовым куклам.

Итак, приступим. Куклы мы будем изготавливать по старинной традиционной технологии, точно так же, как когда-то делали наши прапрабабушки.

Беру я в руки лоскуток и нитку красную,

Сама я куклу сотворю свою прекрасную.

Не шьётся куколка иглой, и ткань не режется.

Скручу, смотаю и свяжу я обережницу.

Вся натуральная она, из ситца, шелка, льна

Прекрасна, хоть и без лица, с любовью сделана.

                                                                                 Калашникова Л.Л.

Педагог: Настало время смастерить эту замечательную куклу. Для ее изготовления нам понадобится деревянная палочка. Она может быть из любой древесины, кроме осины и ольхи, эти деревья на Руси считались нечистыми. Еще нам нужна ткань красного цвета (красный – цвет жизни), нитки жёлтого цвета (жёлтый цвет символизирует любовь и тепло чувств), кружево для дымки (фаты) и, конечно же, усердие и внимательность.

А работать мы будем по инструкционной карте последовательного выполнения нашей куклы, которая поможет в её изготовлении. (См. Приложение.)

Порядок изготовления куклы «Неразлучники». (См. Приложение.)

Педагог: Вот и готовы наши «Неразлучники». Полюбуйтесь на них,

какие они славные, красивые, ладные. Настоящие обереговые куколки. Такие куклы могут служить прекрасным подарком молодым на свадьбу, родителям на годовщину свадьбы.  Замечательный подарок, по моему мнению!

Посмотрите на них еще раз внимательно. Как крепко они соединены одной общей рукой. На Руси, когда в семье появлялись детки, между женской и мужской фигурками привязывались кисточки. Сколько деток появлялось, столько кисточек завязывалось на общую руку этой пары. Они крепко держатся за руки, неся груз забот о своей уже немаленькой семье, вместе растят деток, вместе трудятся и веселятся.

Пасхальная кукла оберег: мастер-класс

§

Из ткани 10Х20 см сворачиваем полоски для туловищ двух кукол (1), перегибаем их к середине.

На расстоянии 1,5 – 2 см от места сгиба приёмом «Три закрутки, три узла» формируем голову. Делаем «волшебный жест»: нитку крепко прижимаем большим пальцем, а только потом начинаем оборачивать. Так женщина включает свою силу и волю (их символизирует большой палец). У куклы-жениха концы ткани завязываем внизу, образуя ноги, у куклы-невесты – расправляем в виде юбки (2).

Общую руку выполняем путём накручивания полоски ткани на круглую палочку. Обкручиваем ниткой концы полоски на расстоянии 1 см от края, завязывая узлом (3).

Вкладываем руку между полосок. Далее крестообразно затягиваем и закрепляем руку в тельце куклы-невесты. Куклу-жениха – на уровне талии. На палочке–руках с двух сторон укрепляем перевитую нить, чтобы «Неразлучников» можно было повесить на стену (4).

Литература:

1.Кукла «Красота» //Народное творчество, № 5, 2005.

2.Черкасова В. Бездежанские фартуки //Народное творчество, № 4, 2006.

3.Кукла живая, рукотворная, родная //Народное творчество, № 6, 1998.

4.Тряпичные куклы //Народное творчество, № 4, 1994.

5.Тарасова Р.Я. Волшебная куколка //Мир и музей, № 1(2), 1999.

6.Тарасова Е.Г. Триединство праславянского мира //Читаем, учимся, играем, № 1, 2007.

7.Тарасова Е.Г. Прарусская культура. Быт. Одежда //Читаем, учимся, играем, № 2, 2007.

8.Дайн Г. Русская тряпичная кукла – М.: Культура и традиции, 2008.

                                                                                                       Приложение №6

Конспект образовательной деятельности тему:

«История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату) в подготовительной группе.

Цель: формировать представление о традициях, обычаях, быте народа на Руси – через знакомство детей с образом народной (тряпичной ) куклы.

Задачи:

 Образовательная:

– развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем, которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла. Познакомить с историей ее возникновения.

– познакомить детей с изготовлением традиционной куклой «пеленашка».

Развивающие:

– формировать у детей творческие способности в создании народных тряпичных кукол.

– развивать интерес к старинным куклам

-развивать творческое мышление, память, наблюдательность

– совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков)

– развивать речь детей.

Воспитательные:

– воспитывать интерес к народным промыслам: бережное отношение к вещам, сделанным руками человека

– воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу

– привлекать родителей к воспитанию детей совместно с детским садом

– воспитывать терпеливость, усидчивость.

Активизация словаря: тряпичная, безликая.

Предварительная работа: дети расспрашивают родителей, бабушек, дедушек какими игрушками они играли в детстве, чтение произведений устного народного творчества- «Василиса Премудрая», заучивание стихов, знакомство с народными играми, беседы с любимыми игрушками, разучивание пальчиковых игр.

Материалы:

-схема последовательности изготовления куклы или инструкционная карта

– образцы тряпичных кукол

Раздаточный материал:

-лоскут белой ткани – лицо куклы

– пеленка

-лоскут в виде платка (одеяло)

– лента или шерстяные цветные нитки

Ход ОД:

– Ребята, сегодня у меня есть для вас новость. У нас в группе появился мини-музей.

– Если отгадаете загадку, то узнаете, что собрано в этом музее. Хотите узнать, тогда слушайте:

Есть ноги, а не ходят

Есть рот, но не говорит

     Доставляет детям радость,

         Но сама радоваться не может

                                                          Кто это? (кукла)

Или

Что все это значит

Дочка, а не плачет

Спать уложишь

Будет спать

День, и два, и даже пять. (Кукла).

– И так, что же собрано в нашем мини-музее? (ответы детей).

– Вы хотите познакомиться с куклами, в которые играли в давние времена. (ответы детей).

– Сегодня я приглашаю вас в музей кукол. Давайте подойдем и полюбуемся разнообразием кукол.

Начинаем нашу экскурсию.

На столе лежат дрова, солома, глина, лоскутки.

-Что вы видите перед собой? (ответы детей)

– Скажите, для чего нужна в доме печка? (ответы детей).

-Скажите, а детям можно самим разжигать печку? (ответы детей)

– Посмотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено) правильно, это полено?

– Как вы думаете можно играть с поленом? (ответы детей)

Воспитатель показывает полено одетое как кукла.

– Давным- давно когда не было ни магазинов игрушек, ни заводов и фабрик, выпускающих игрушки, детям приходилось делать игрушки самим. Так же игрушки детям делали их родители из различных материалов. Да из такого материала что было под рукой: из соломы, глины, золы, прутиков и т.д. И даже простое полено превращалось в куклу. Вот в такие куклы играли дети в давние времена.

Пасхальная кукла оберег: мастер-класс

– А знаете как появилась на свет самая первая кукла?

Есть такая легенда:

Давным – давно, когда не было игрушек, а люди жили далеко друг от друга, жила-была девочка. Она очень скучала, потому что родители постоянно работали, и ей не с кем было играть. Однажды когда папа рубил дрова, девочка взяла в руки полено, подержала его, покрутила, а потом ей захотелось прижать его к себе. Девочка обернула полено лоскутами и оно стало похоже на маленького ребенка. Так появилась первая кукла.

-Куклу, сделанную из полена и ткани, в народе называли куколка-полено.

-А у кукол этих разных не бывает выходных, ведь они все ждут на полках посетителей своих. Как много разных кукол и у каждой своя история. Я расскажу о некоторых из них.

Еще про Тора:  Мастер класс по изготовлению народной куклы "Казачка-хозяйка" | Учебно-методический материал на тему: | Образовательная социальная сеть

В старину на Руси кукол делали для разных случаев, сделаны они были своими руками:

Вот кукла-Крупеничка.

Делалась из мешочка с зерном осеннего урожая. Ее обшивали, одевали и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был очень хорош, богат (отменным).

Пасхальная кукла оберег: мастер-класс

§

Она представляла собой мешочек из различных целебных трав. Такая игрушка излечивала ребенка от болезней.

«День-Ночь»

Оберегала жилище, имела два лица. Рано утром куклу поворачивали светлой стороной на «день», а вечером темной на «ночь», приговаривая: «День прошел спокойно, слава Богу, пусть ночь так же пройдет»

– Давайте вспомним про каких кукол я вам сейчас рассказывала? (ответ детей)

– Как вы думаете из чего они сделаны? (ответы) (тряпок)

– Значит она какая? (Тряпичная)

– Давайте повторим и запомним это слово –тряпичная.

– Посмотрите внимательно и скажите, что общего в этих куклах? (Они сделаны из тряпок, у них нет лица)

– Все тряпичные куклы делались без лица. У народных кукол нет лица. Наши предки считали, что если кукле нарисовать лицо, то в нее может вселиться душа. Если в куклу вселится злая душа, то она научит ребенка плохому. Чтобы обезопасить детей, решили не рисовать лица. Тряпичные куклы были безликими.

– Дети, скажите, пожалуйста, как называли самую первую куклу на Руси? (Кукла-полено)

– Тряпичную куклу сделать очень просто.

– Хотите смастерить куклу -пеленашку? (Показ образца куклы- пеленашки, ответы детей)

– Садитесь за столы, но сначала давайте подготовим наши пальчики к работе, ведь они сейчас будут сматывать, скручивать, сворачивать, неспешно, обстоятельно, с надеждой, а главное с большой любовью.

«Пальчиковая гимнастика»

– А теперь приступаем к работе. Поэтапное изготовление куклы.

Кукла- Пеленашка. Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-крепко укутывали в пелёнку – пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка». Как вы думаете для чего ребёнка пеленали? (Ответы детей) А ещё считалось, что беспомощного пеленашку из-за пелёнок не замечают злые духи, которые могли бы обидеть малютку, навредить ему. Малыша называли пеленашкой и тряпичную куколку, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли пеленашкой.

Скатываем лоскуток колбаской ,затем перевязываем ниточками при чем красными .Красный цвет считается обережным. Как бы формируем головку. Покрываем платочком Вот наша кукла -пеленашка готова.

Самостоятельная работа детей.

– Давайте полюбуемся на ваших кукол. В старину куклы никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по дому, берегли. Кукол разрешалось брать в гости.

– Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вам понравилось делать кукол? Вы увидели результат своего труда.

Итог:

1. Скажите, что нового вы узнали?

2. Почему народная кукла была безликой?

3. Почему куклы назывались тряпичными?

4. Назовите старинные тряпичные куклы?

– Эти куклы, сделанные своими руками, вы можете подарить своим родителям, бабушкам, дедушкам.

                                                                                                  Приложение №7

Консультация для воспитателей:
«Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение, как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.

К сожалению, сегодня все дальше от нас уходят красивые выполненные вручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою актуальность и быту и учебном процессе. в частности изготовление тряпичной народной куклы практически не встречается в качестве предмета обучения, ему не уделяется должного внимания в программах обучения. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности.

Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, необъяснимое отношение к миру.

Пасхальная кукла оберег: мастер-класс

Согласно этимологическим изысканиям слово «кукла» родственно древнегреческому слову «kiklos», которое означает «нечто свернутое». Технология скручивания в рулончик полосок ткани выбрана не случайно: скручивание передает образ слоистого устройства так называемых тонких тел человека. Мы видим, что в конструкции русских тряпичных кукол чаще всего используется скрутка или обмотка куском ткани.

Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. в каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местных художественных традиций, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее «место рождения».

Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, грудь, обязательно кудельная коса. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой». Поскольку с древних времен считалось, что кукла выполняет роль оберега ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

– прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества;

– содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

– формировать умения и практические навыки работы с текстильными материалами;

– развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;

– учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;

– формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;

– прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.

Не каждому ребенку дано стать в будущем художником, дизайнером и т.п., но каждый должен познать азы художественного творчества и попробовать найти свое «Я». И, если ребенок будет заинтересован в этом, то поставленные задачи будут решены.

Приобщение дошкольников к народной культуре, будет не эффективно без участия родителей. Опросы, беседы с родителями показывают, что вопросам народного искусства в семье уделяется очень мало внимания, и возникает необходимость построить так работу по художественному труду, чтобы восполнять пробелы семейного воспитания. Основными формами работы с семьей остаются совместные праздники: фольклорные, обрядовые, дни именин, также презентации, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки и конкурсы.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе.

                                                                                                           Приложение №8

Пасхальная кукла оберег: мастер-класс

§

Игра – ведущая деятельность детей, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.

Очень часто значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько это важно – правильно выбрать игрушку.

Производство большинства современных игрушек поставлено на «поток». Приобретая их в магазинах, родители зачастую руководствуются, прежде всего, ценой или яркими красками. Немаловажным фактором также являются капризы и желания детей, формируемые, как правило, рекламными роликами. Изготовленные из искусственных материалов, порой непонятного назначения, сомнительного качества и происхождения такие игрушки отрицательно влияют на развитие ребёнка.

Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.

Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Её делали по разным поводам и для разных случаев. Она сопровождала ребенка с первых дней рождения и была распространена на всей огромной территории Руси.

Кукла – воплощение современного мира детства, когда все вокруг представляется волшебным, живым и обещающим чудо. Как писал А. Д. Синявский, «без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассыпался пылью по лицу Земли».

В словаре С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению же археологов и искусствоведов, кукла это любая фигурка человека, даже та, что создана совсем не для игры. Т. Е. Карпова определяет куклу как антропоморфное изображение, созданное для игры или украшения, которому можно придавать различные позы, а также она может носить одежду.

Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол:

· Игровые

· Обрядовые

· Обереги.

 С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, символ.

Проблема использования русской народной игрушки, в частности обрядовой куклы как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Патриотическое воспитание детей с применением обрядовых кукол – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога.

Целью этой работы является:

• Развитие интереса к русской национальной культуре

• Формирование национального сознания детей посредством изучения основ родной культуры.

• Формирование художественного вкуса детей посредством изучения народного творчества.

Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.

Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения. Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Коллективным было и искусство. Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима и выражалась буквально во всем: в поступках, в поведении, в вещах, в труде, в творчестве. Потребность эта четко выражалась и в кукле. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым – далеким и все равно близким. Потешная копилка народной памяти – в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы.

Еще про Тора:  Мастер-класс по текстильной кукле «Ангел Амур». Часть 3 | Журнал Ярмарки Мастеров

Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой.

Пасхальная кукла оберег: мастер-класс

В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть “молодухе”, пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Между тем строгое разграничение по полу, когда мальчикам дарят только машинки, а девочкам только кукол – тоже заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию – способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому играть в куклы полезно и современным мальчикам, тем более что воспитательный момент, содержащийся в этих играх, напрямую касается и мальчиков.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Чтобы современным мальчикам не было обидно можно создавать не только куклу в традиционном обличьи, но и придавать ей мужской образ.

Крестьянский ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству – к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

В куклы играли все дети примерно до 7 – 8 лет. Пока они были маленькими, кукол им делали взрослые члены семьи. С пяти лет такую игрушку могла сделать любая девочка.

Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.

У детей шестого года жизни активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей. На кружке уделяется особое внимание развитию мелкой моторики.

Традиционная тряпичная кукла считалась эталоном рукоделия. Это материальное воплощение вдохновения, проявления творчества, фантазии и мастерства. По ней судили о хозяйке.

Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенно – индивидуальной. Она становилась зеркалом своего создателя, отображая его внутренний мир.

Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа.

Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.

Кукла для ребёнка была близким человеком, с которым он мог поделиться своими бедами и радостями. Играя с ней, он перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей родины, мечтал о будущем.

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает несколько иную воспитательную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функция.

Являясь источником развития ребёнка, частью широкого культурного пласта нашей истории, она несёт в себе образ русского человека, воспитывает и развивает в ребёнке всё самое лучшее, что создал народ за всю историю своего существования.

Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.

Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Пасхальная кукла оберег: мастер-класс

Создаем обрядовую народную куклу «вербницу»

  • Сложность: ниже средней
  • Время работы: 4 часа
  • Материалы: двунитка, хлопок, лён, волокна льна , хлопковое кружево, ирисы, верба, самозастывающая глина, клей пва, клей момент, горячий клей

Материалы и инструменты.

Для основы куклы:

  • подставка деревянная со штырьком;
  • ткань двунитка для скрутки;
  • белая льняная (хлопок) ткань, вата:
  • хлопковые прочные нитки.

Материалы для костюма:

  • однотонный хлопок зеленых оттенков;
  • ткань с рисунком зеленых оттенков;
  • лен жаккардовый серый;
  • хлопковое кружево;
  • льноволокно;
  • нитки ирис зеленых оттенков;
  • бисер в россыпи;
  • веточки вербы.

Инструменты.

  • клей «Момент-кристалл» клей ПВА;
  • клей-пистолет;
  • портновские ножницы;
  • утюг;
  • акварель, акриловый лак;
  • самозатвердевающая глина.

Примечания.

  • Для изготовления народных кукол я использую только натуральные материалы;
  • Ткань, для создания костюма, лучше не резать ножницами, а рвать вручную. Ножницы нужны лишь для того, чтобы сделать небольшой надрез. Такой способ позволяет аккуратно обработать ткань, и создать небольшую бахрому.
  • Все  детали костюма, и сгибы ткани, тщательно заглаживаются утюгом.
  • Куколка изготавливается без использования иглы, чистым способом, некоторые детали крепятся на клей и клеевую.

Продумайте все детали будущего костюма кукол. Подберите все необходимые ткани и декоративные материалы.В костюме важна каждая деталь, каждый декоративный элемент должен дополнять и усиливать образ. «Вербница» символизирует начало весны, пробуждения природы, поэтому в цветовой гамме костюма должны преобладать оттенки нежной молодой зелени.

Для создания основы куклы отрежьте длинную полоску двунитки: примерно  2,5 м длиной и 35 см шириной. Плотно накрутите ткань на штырек подставки и перевяжите нитями в трех местах.

Нитки должны быть достаточно прочные, чтоб можно было туго перевязать основу. Сделайте для закрепления три узелка, затем отрежьте нить, оставляя хвостики примерно 7 мм.

Голову куклы сформируйте из ваты. Объем ваты должен быть немного больше, чем предполагаемый размер головы. Так как при стягивании вата уплотняется, и размер головы становится меньше. От хлопковой ткани отрежьте квадрат 20X20 см. Наложите на голову куклы по косой и, стягивая ткань и собирая в складочки на затылке, сформируйте лицо. Туго перевяжите плотными нитями ткань у основания головы.

Для создания туловища отрежьте прямоугольник 25X15 см. Оберните его вокруг головы куклы и перевяжите под подбородком, отверните ткань на голову. Из ваты сформируйте объем туловища. Отверните ткань на лицевую сторону, руками уплотните и поправьте вату. Когда туловище будет сформировано, туго перевяжите его нитями.

Соедините штырек с подставкой при помощи клея «ПВА», дайте клею просохнуть. Когда клей  высохнет, промажьте весь штырек и основание подставки клеем, и установите куклу на подставку, дайте клею просохнуть.

Нижняя юбочка. Приготовьте отрез хлопковой ткани зеленого цвета. Высота прямоугольника — расстояние от талии куклы до низа, чуть с запасом на подгиб сверху. А ширина достаточная, чтобы сформировать юбку со складками. Соберите ткань в складку, зафиксировав ее при помощи утюга.

Соберите ткань вокруг талии куклы, равномерно распределяя складки, и туго перевяжите нитями. Отложите юбочку на лицевую часть.

Формируем руки кукле. Определите длину руки — чтобы рука была пропорциональна туловищу куклы. Возьмите два небольших отреза белого хлопка, сложите их треугольничками и на каждом треугольничке перевяжите нитями острый уголок-ладошку.

Наденьте на руки рукава из той же ткани, из которой вы планируете сделать рубашку. Для этого отрежьте два прямоугольника длиной чуть больше высоты руки, а шириной, достаточной для создания небольшого количества складочек.

Приложите кури к голове, чуть находя на туловище, и туго перевяжите нитями под основанием головы куклы. Отрежьте ткань шириной 20-23 см и длиной чуть больше длины туловища куклы. Наложите ткань лицевой стороной на голову и руки и туго перевяжите нитями под головой. Отложите ткань на туловище и перевяжите нитями на уровне талии.

Для верхних юбок выберите ткань с узором или рисунком. Вторая и третья юбочки создаются точно так же, как и нижняя. Только третья юбочка не замкнутая. Она будет символизировать уходящую зиму…

Для придания аккуратному виду низа ткани, создайте бахрому, убрав несколько нитей по все длине. Для третьей юбочки возьмите жаккардовый лен, оттенка талого снега. Низ можно оформить хлопковым кружевом, приклеив его на клеевую паутинку при помощи утюга.

Фартук создаем из хлопковой и льняной ткани, зеленых оттенков. Сделайте его многослойным, нарядным. Длина и ширина фартука произвольная, на ваше усмотрение. Но каждый слой должен быть чуть меньше предыдущего.

По трем сторонам каждого фартука сделайте бахрому. Верхний слой украсьте широкой полоской хлопкового кружева. Когда все слои фартука будут собранны, проутюжьте их. Положите на лицо куклы по центру и туго перевяжите нитями на талии куклы. Отложите фартук на лицевую часть.

Пояс кукле скрутите из ириса, разных оттенков зеленого цвета. Повяжите пояс вокруг талии. Для создания волос возьмите льноволокно, отделите нужное количество волокон. Аккуратно расчешите волокно мелкой расческой.

По центру перевяжите этим же волокном пробор. Приклейте волосы клеем «Момент-Кристалл», равномерно распределив их по голове. Заплетите косы. Нижние платочки создайте из тех же тканей, которые были использованы в создании костюма. Украсьте хлопковым кружевом. Для платка куклы отрежьте треугольник с удлиненными концами.

Перекрутите концы платка, создав из них жгутике, перевяжите под подбородком и крепко завяжите сзади. Создайте бусы из крупного бисера. Нарежьте вербные веточки нужной длины. Перевяжите ирисом. Приклейте веточки к кукле при помощи горячего клея. В правой руке «Вербница» держит голубку — символ благой вести.

Из кусочка самозатвердевающей глины слепите маленькую голубку. Распишите ее акварельными красками и покройте матовым акриловым лаком. Приклейте при помощи горячего клея. Вот и готова «Вербница»… и поспешит она теперь в церковь, вербу освящать…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector