Педагогический проект Кукла Акань | Проект (старшая группа) на тему: | Образовательная социальная сеть

Педагогический проект кукла акань | проект (старшая группа) на тему: | образовательная социальная сеть

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 95 »

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: «Кукла Акань и коми игры»

                                                                    Тонконогова Анна Игоревна, воспитатель

Рудакова Светлана Алексеевна, воспитатель

МДОУ «Детский сад № 95»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

   Тема проекта: «Кукла Акань и коми игры»

  Вид проекта: творческий.

  Продолжительность: краткосрочный.

  Сроки реализации:

  Участники: Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

 Актуальность: Кукла – играет особую роль в развитии ребенка. В толковых словарях русского языка объясняется, что – кукла это детская игрушка в виде фигурки человека.

  Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с коми – народной игрушкой и коми игр.

           Задачи проекта:

  1. Дать представление об истории возникновения коми куклы;

  2. Познакомить детей с различными  видами коми куклы;

 3. Познакомить с приемами изготовления самодельной куклы Акань;

 4. Сформировать представление детей о коми играх

 5. Способствовать воспитанию у детей бережного и уважительного отношения к коми – народным игрушкам; 

6. Привлечь родителей к созданию коми куклы.

Схема осуществления проекта:

  1. Подготовительный этап, предусматривающий анализ литературы; подбор материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения проекта; подбор дидактических,  подвижных, познавательных, сюжетно-ролевых игр, соответствующих тематике проекта.
  2. Практический этап – включает в себя все виды детской деятельности практической направленности, связанные с реализацией проекта.
  3. Презентационный этап, предусматривающий презентацию продуктов детской деятельности по тематике проекта, проведение показательного выступления.

Этапы работы над  проектом:

 Подготовительный  этап

Основной этап включает в себя

  На заключительном этапе  

В подготовительной группе, при просмотре презентации «Мой коми край» дети уделили особое внимание изображению коми куклы. Возник вопрос – Что мы знаем о национальной кукле и что хотим еще узнать. Это и послужило первым шагом для создания и реализации проекта, “Какая она коми кукла?”.

Планирование проектной деятельности:

Педагогический проект Кукла Акань | Проект (старшая группа) на тему:  | Образовательная социальная сеть

Дидактические игры.

 1.   «Подбери узор»

 Цель: Учить называть элементы коми орнамента и находить по образцу

 2. «Найди маме дочку»

 Цель: Учить подбирать по одежде и по орнаменту, называть цвета

 3. «Найди маму»

Цель: Учить подбирать по одежде и по орнаменту, называть цвета

 Подвижные коми игры

Ловкий оленевод.

 В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3 – 4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число, раз попадет в оленя.

 Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Волк и олени.

 Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Перетягивание каната.

 На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Оленьи упряжки.

 Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.

Ловля оленей.

 Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Хвост дракона

Дети выстраиваются в колонну, каждый держит за пояс впереди стоящего игрока. Последний человек в колонне — это хвост, а первый — голова. Задача «головы» — поймать «хвост». При этом тело змеи не должно распадаться, то есть, руки нельзя расцеплять. Когда «голова» поймает «хвост», можно выбрать новый «хвост» и новую «голову».

Рисование Куклы Акань.

Цель: Познакомить с коми куклой. Развивать творческие способности в изобразительной , речевой  деятельности. Доставить детям радость.

           Задачи:

-Обобщить представление детей о коми кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.

-Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

-Воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности) .

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

-Ребята! Я вас приглашаю на выставку, где очень много самых разных и удивительных кукол (1 выставка современных кукол)

-Этими куклами мы играем в настоящее время. Посмотрите, какие они все красивые, не похожие друг на друга.

-А что вы можете сказать об этих куклах? (Этими куклами играли наши предки, прабабушки и прадедушки) (2. Куклы сделанные своими руками)

-Что вы знаете об этих куклах? Что можете о них рассказать? (Дети рассказывают об известных им куклах.

– Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не только для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым. Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение.

Физкультминутка:

 Если нравится тебя, то делай так (два щелчка пальцами над головой) .

Если нравится тебе, то делай так (два хлопка в ладони) .

Если нравится тебе, то делай так (два хлопка за коленками) .

Если нравится тебе, то делай так (два притопа ногами) .

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо! »

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То делай всё.

Воспитатель: –  Ребята, давайте пройдем в нашу мастерскую и нарисуем кукол, которыми играли ваши бабушки и дедушки. И порадуем их своими рисунками.

По окончанию работы воспитатель благодарит детей за выполненные работы и просит подойти детей к своим работам и сравнить их с настоящими куклами.

Знакомство детей с куклой Акань и другими куклами скрутками.

Цели:

– познакомить с традицией крестьянской семьи – изготовлением тряпичной куклы-скрутки;
– расширить кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни;
– научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как оберегом, как предметом культуры своего народа;
– показать элементы национальной одежды женщин Прилузского района.

I. Организационный момент: звучит народная песня “Колыбельная” (Педагог убаюкивает куклу. Кукла засыпает, педагог укладывает куклу Машу в колыбель.)

Ай, люли-люли-люли, 
Прилетели журавли, 
Прилетели журавли – 
Сказку Маше принесли. 
Журавли-то мохноноги 
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип.
Не будите у нас Машу,
У нас Маша спит-спит.

II. Получение новых знаний.

– Сегодня мы на занятии отправимся путешествовать в мир кукол

– Скажите у вас есть куклы? (Ответы детей.)
– А что вы с ними делаете? (Ответы.)
– Вот видите – кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны и их спрятали, а у кого-то они красуются на полке. Но они все были когда-то у вас любимыми.

Показываю фарфоровую куклу:

– Посмотрите, их можно полюбить за красоту нежного фарфорового лица с изящным ротиком и глазами в шелковых ресницах… и за то, что она крутится под музыку. А можно с ней просто поиграть? (Ответы.)
– А это какая кукла? (Барби.)
– Скажите, а можно ли Барби спеть колыбельную и уложить спать? (Нет, потому что она – хвзрослая кукла.)
– Есть куклы подобные героям детских мультфильмов. Эта из м/ф про пчелу Майу. 
– А кем может быть кукла для девочки?
 (Подругой, сверстницей, дочкой.)
– Еще есть куклы декоративные, которые можно одеть в национальные одежды и показать всем, как одевались наши прабабушки (показываю куклу, одетую в национальный костюм).

Наша прилузская красавица раньше одевалась так: сорочка (кöрöма), сарафан, передник (нагруник), пояс (вöнь), на голову ленточка или платок (чышьян) ,у женщин бывает еше один красный платок внизу (руска), на шее бусы (нашеник), на ногах чулки и ботинки (пöлу).

(Достаю из сундука тряпичную куклу.)

Куклам приписывались различные волшебные свойства:

Куколка Берегиня дома способствовала хорошему урожаю. Крестьянская семья зависела от того, какой вырастет урожай хлеба, овощей. Кукла находилась в укромном месте избы и во время святых праздников принимала “подношения”.

Кукла – шестиручница.

Эта кукла – шестиручница, изображавшая женщину – крестьянку, работающую во время дождя, когда особенно тяжело работать и не хватает рук. Ее еще называли Мокредина-мокроручница, хозяйка-Мокредина. Это обрядовая кукла, ее делали не каждый год, а во время продолжительных летних дождей.

Кубышка-Травница. Тряпичная кукла, наполненная ароматными травами: мятой, мелиссой, чабрецом и др. Древнейший способ наполнить дом чудесными ароматами. Действует успокаивающе или наоборот бодряще.

Кукла со скалкой выполнена по мотивам праздничной куклы Белгородской области, на основе столбушки. Мастерицы в деревнях тех краев лицо кукол украшают косым крестом, который, по их мнению, обозначает пухлые щечки и подбородок. Но у такого креста есть обережный смысл – заклинательный знак плодородия был вынесен на лицо и тем самым вписан в круг солнца.

На голове куклы платок повязан на украинский манер, в руках она держит скалку. Такая кукла-оберег поможет хозяйкам на кухне и принесет в дом плодородие и достаток.

Кукла Северная Берегиня.

Кукла “Северная Берегиня” – это оберег для дома. Ее ставили в северный угол избы. Она охраняла и приносила благополучие дому.

Скрутка с опорой.

Игрушки-скрутки очень просты в исполнении. Это отличный повод пообщаться с ребенком в совместной деятельности. Для маленького наблюдающего (и по возможности помогающего) такое рождение куклы сделает ее особенно дорогой.

Кукла В Дорогу (Подорожница).

Куколка очень маленькая, 3–5 см, должна легко помещаться в ладони или в кармане. Делается безшитьевым способом. Эта кукола – оберег путнику в дороге, в узелке у куклы – крупа.

Кукла очистительная.

По традиции Очистительная кукла избавляла от “плохой” энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы.

“Девка-Баба” В современном мире многими мастерицами осмысливается как отражение двух сущностей женщины – девки и бабы, как закрепление перехода женщины из одной ипостаси в другую. Некоторые мастера считают эту куклу оберегом для матери и ее ребенка, а некоторые – наглядным пособием по народному костюму.

Куколка Благодать.

Хозяйка дома делала куклу для того, чтобы в доме сытно и богато было, чтобы много детей было.

Кукла народа коми.

У каждого народа существовали свои традиции, обычаи, ритуалы. Аналогично и куклы-обереги были разные. Интересная кукла-оберег была у народов Коми. Делали ее из бересты и ткани.

Детская утешница.

Игровая кукла Утешница была одновременно и игрушкой, и сладким гостинцем.

В основе куклы трубочкой свернутая березовая кора, что, вероятно, связано с обереговой силой березы. По технологии кора обматывается тканью. Я под ткань подкладываю синтепон или ватин, тогда кукла получается мягкой, приятной на ощупь.

Девкина Забавка. Самая простая игровая кукла, которая изображает взрослеющую девочку. Служит подружкой и советчицей в сердечных делах, оберегает сердце от тоски

Свадебная кукла вывешивалась под дугой лошади, защищая в пути молодых от дурного глаза, и чтобы счастье не растеряли по дороге.

Символ Прилузья – Лузяночка, сделана из бересты.

Лепка национальной куклы Акань.

Цель занятия: проверить усвоение обучающимися технологии изготовления частей тела человека

Задачи занятия:

-Образовательные:

1. Формировать у ребят познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.

2. Закреплять у ребят умение использовать в работе изображения туловища человека в виде конуса (морковка), руки (жгутики), голова (шар) .

3. Закреплять у детей навыки лепки : отщипывание, скатывание, расплющивание.

4. Добиваться от детей реализации выразительного, яркого образа, передачи национального образа.

-Развивающие:

1. Развивать у ребят образное мышление, умение создавать знакомый образ с опорой на жизненный опыт детей.

2. Способствовать развитию у детей мелкой моторики рук.

3. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей обучающихся.

-Воспитательные:

1. Воспитывать у детей усидчивость, внимание, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.

1 этап. Определение и название цели лепки.

Воспитатель:

– Ребята, сегодня наша кукла Акань шепнула мне на ушко, что ей одной скучно и попросила слепить для нее подружек.

– А давайте, слепим для нее подружек, и поставим к ней в уголок, а когда нс не будет в детском, она будет с ними играть.

-А чтобы нам вспомнить как наша Акань выглядит давайте рассмотрим ее еще раз внимательно. Что вы можете про нее рассказать? (ответы детей) 

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик большой – 
Это папа дорогой.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестренка – 
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш – 
Это славный наш малыш.
Дружная семейка.
Этот шлепнулся в колодец,
Этот вытащил его,
Этот уложил в кроватку,
А другой укрыл его,
А самый маленький мальчонка разбудил его.
Спи, мой милый, доброй ночи,
Спи и подрастай,
Засыпай, малыш, пораньше
И пораньше встань.

2 этап Показать какие технические приёмы использовать

Рассматриваем на примере сделанной воспитателем куклы Акань

-Ребята посмотрите как мы будем с вами лепить Акань

Берём большой кусочек и лепим из него туловище как морковка

Голова как шар

Руки делаем из жгутика

Лицо не прорисовываем

А дальше приступаем к украшению головы и сарафана

3 этап. Выполнение работы детьми под проговаривание действий со стороны воспитателя.

4 этап анализ работ

-Какие вы все молодцы, надеюсь, нашей кукле тоже понравятся ваши  работы. Давайте мы их тоже поставим в уголок, где живет, наша Акань.

More from my site

Еще про Тора:  Тату ведьма - эскизы, значения (77 фото)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector