Путешествие Тора в Утгард

«путешествие тора в утгард» как нетипичный пример orbis alius

Миф о том, как Тор, Локи, Тьяльви и Рёсква побывали у Утгарде – это пример Orbis Alius, когда герой попадает в «другой мир». Причем Утгард – это другой мир в полном смысле, он не упоминается в эддических тексах при описании девяти миров Иггдрасиля, потому что находится за пределами скандинавской космогонии, на что указывает его название – с древнескандинавского «утгард» переводится как «за оградой» или «внешнее огороженное пространство».

Скандинавоведы довольно успешно проводят аналогии между другими мирами Иггдрасиля и регионами, с которыми исторически контактировали скандинавы. Например, ванахейм, расположенный на востоке – это вполне вероятно Гардарика («страна городов», Русь), а Муспелльхейм, мир жара, которым правит черный великан Сурт, это Северная Африка, в которую викинги тоже заплывали и неоднократно.

https://www.youtube.com/watch?v=kQWAxX18_pM

Но найти привязку к Утгарду до сих пор не удалось, и что интересно – миф «Путешествие Тора в Утгард» является одним из центральных в «Младшей Эдде», но больше ни один текс не дает на него даже косвенной отсылки. С другой стороны, Один сразу поясняет этот момент Ганглери, и хотя это объяснение мифологического персонажа о мифологическом персонаже, справедливо предположить, что подоплека легенды может быть именно такой – речь идет о событии, о котором по той или иной причине не принято было говорить.

Другой важный нюанс – полной аналогии этого мифа в других культурах мы не находим, потому что в действительности это единственное путешествие Тора, в котором он описан вовсе не всепобеждающим и могучим героем. Его обманывают, они проигрывает (пусть даже в состязаниях, в которых невозможно победить).

Во всех остальных мифах (та же «Рыбалка Тора», которая как раз следует за путешествием в Утгарда) могучий ас так или иначе одолевает своих недругов. Причем порой он побеждает действительно сильно и потенциально непобедимых существ (например магического голема Хрунгнира).

Но путешествие в Утгард выделяется среди всех этих мифов, почему – у скандинавоведов нет четких теорий на этот счет. Есть гипотезы. Например, по одной из версий, миф об Утгарде не встречается ни в одном другом тексте потому, что является придумкой самого Снорри Стурлусона, который, будучи христианином, не мог упустить случай очернить языческого бога.

Аналогичным образом некоторые исследователи считают неоригинальными миф о Фрейе и Брисингамене и миф об убийстве сыновей Локи. Но однозначного ответа мы не можем дать, какими бы логичными не выглядели эти версии.

Аналогии в других культурах

Первое, что вспоминается, это путешествие Одиссея, царя Итаки, описанное в эпической поэме Гомера. Одиссей во время своих странствий попадает во множество «других миров», в их числе – страна лотофагов, остров циклопов, Эолия (остров бога Эола), страна лестригонов, остров, зачарованный волшебницей-иллюзионисткой Цирцеей и тд.

Также из греческой мифологии сразу приходят на ум двенадцать подвигов Геракла. Хотя здесь стоит оговориться – одиннадцать подвигов Геракл совершается в различных регионах Греции и только один (Яблоки Гесперид) приводит его в «другой мир», мистический сад на краю ойкументы, где Атлант держит на своих плечах мир.

В Египетской мифологии много эпизодов, где боги (не смертные) оказываются в «другом мире». Но это всегда катабасис, потому что у древних египтян космогоническая концепция подразумевала всего два мира – мир смертных и дуат, мир мертвых, которым правил Осирис. Остальные боги при этом жили вместе со смертными, а не в каком-то отдельном мире.

У материковых кельтов «другой мир» тоже был миром мертвых, который одновременно выступал царством богов. Однако у островных кельтов (пикты, круитни и др.) все несколько интереснее – в ирландских мифах, которые как раз представляют собой фольклорное кельтское наследие, упоминается некий «мир фоморов».

Фоморы представляются демонами, злейшими врагами людей и богов, потомками темной богини Домну. Позже, когда Племена богини Дану (боги) проигрывают войну Сыновьям Миля (людям), они занимают мир фоморов и называют его Ши. По одним мифам Ши находится «в холмах», по другой – «за морем» и им правит бог Мананнан, также есть легенды, описывающие Ши как «прекрасный мир юности».

Книга-эпос «Пополь-Вух», записанная народом киче и предположительно основанная на фольклоре народа майя, имеет множество эпизодов с путешествием в «другой мир» (не загробный). Почти все эти эпизоды связаны с «божественными близнецами», богами Хунахпу и Шбаланке.

Это так называемые боги третьего поколения в майянской культуре, по происхождению они дети богов, но в остальном подобны смертным. Близнецы переживают множество приключений, очищая мир от зла, в частности – они попадают в «демонический мир», который называет Дом Мрака. И это путешествие заканчивается печально – Хунахпу и Шбаланке не проходят испытание демонов и их приносят в жертву.

Еще вспоминается путешествие царя Райвате Какудми в мир Брахмы из индуистской мифологии. Этот миф упоминается в «Махабхарате», а мир Брахмы там назван Брахмалоку. Хотя Какудми был там «недолго», на земле в это время прошло 108 лет. И у этой легенды есть аналог в японской мифологии – путешествие Урасима Таро к подводному дракону Рюдзин. Герой пробыл у дракона (который выступает одним из демиургов) три года, а в земном мире прошло 300 лет.

Все деяния тора

Как бы мне не хотелось, я не буду сейчас подробно рассказывать о всех подвигах и походах громовержца. Ибо этой записью можно было бы опоясать Мидгард. Сейчас я вкратце познакомлю тебя со всеми событиями, в которых бог грома принимал участие. Чтобы ты знал основы:

  1. Сокровища богов — Однажды, Локи украл у жены Тора — Сив, её волосы. Сердитый Тор заставил коварного Локи вернуть их, но Локи не может этого сделать, потому что срезал волосы с корнями. Хитрец просит помощи у мастеров карликов Свартальвхейма. Карлики делают для сив новые золотые волосы и еще пять волшебных предметов:
    1. Молот Тора Мьёльнир
    2. Копьё Одина Гунгнир
    3. Кольцо Одина Драупнир
    4. Корабль Скидбладнир
    5. Золотой вепрь для Фрейра
  2. Стена Асгарда — Безымянный великан притворяется строителем и на спор строит стену вокруг Асгарда. Если великан успевает в срок, то забирает солнце, луну и красавицу Фрею в жены. Но богам это не по нраву и они просят Локи превратиться в кобылу и отвлечь коня строителя. Который помогает таскать камни для стены. Локи так хорошо отвлекает, что после этой истории появляется на свет восьминогий жеребёнок — Слейпнир. Без коня строитель не успевает и проигрывает спор и впадает в ярость, показывая свои истинный великаний облик. Но тут то его и встречает Тор, только что вернувшийся из похода.
  3. Котёл Хюмира — Тор вместе с богом храбрости Тюром, отправляются за огромным котлом к великану Хюмиру и добывает его.
  4. Рыбалка Тора — Вместе с тем же великаном Хюмиром, Тор отправляется на рыбалку. Но вместо рыбы ловит морского змея Ёрмунганда. Начинает сражаться с ним но верёвка обрывается и змей уходит.
  5. Состязания с великанами — Тор вместе со своими спутниками отправляется в большой великаний город Утгард. Правитель города Утгард-Локи устраивает состязания для каждого из спутников и для самого Тора.
  6. Украденный Мьёльнир — Чтобы скрытно попасть в Ётунхейм и вернуть украденный молот. Локи переодевает Тора в невесту Фрейю для великана Трима, а сам превращается в её служанку. Асы обманывают великана и как только Тор получает Мьёльнир как свадебный подарок — убивает всех великанов на свадьбе.
  7. Бой с Гейррёдом — Как то раз, Локи попадает в плен к великану Гейррёду. Чтобы выкупить свободу, хитрец предлагает привести к Гейррёду ничего не подозревающего Тора без пояса силы и молота. Тор попадает в ловушку к великану, но справляется с опасностью и убивает Гейррёда голыми руками.
  8. Бой с Хрунгниром — После большого спора между богами и великанами. Тор выходит на бой с королём великанов Хрунгниром и побеждает его в сражении.

Кратко о торе

Для тех, кто не хочет читать большие и интересные тексты, над которыми я так стараюсь, а просто заглянул за краткой, основной информацией:

  1. Тор — бог грома, сын Одина и богини земли Ёрд. Главный защитник всех богов и людей от великанов и чудищ.
  2. Тор передвигается на колеснице запряженной козлами Тангниостром и Тангрисниром.
  3. Носит Тор волшебный пояс силы — Мегингъёрд и железные рукавицы, которыми держит легендарный молот Мьёльнир.
  4. Во всём своём снаряжении, Тор считается неуязвимым.
  5. Со своей семьёй, бог грома живёт в Асгарде, в чертоге Бильскирнир что означает «Скрежет Молний».
  6. Женщины Тора: Златовласая Сив и великанша Ярнсакса.
  7. Дети Тора: Моди, Магни, Труд и Улль.
  8. Тор участвует во множестве событий скандинавской мифологии. В основном это походы в Ётунхейм — страну великанов.
  9. Во время походов, Тора часто сопровождает Локи, а также мальчик Тьялфи и его сестрёнка Рёсква.
  10. Когда наступит Рагнарёк — конец света, Тор сразиться с морским змеем — Ёрмунгандом и оба они погибнут. Так закончится история Тора — бога грома.
Еще про Тора:  Коловрат на заднем стекле

Здоровья тебе, друг. Рад видеть тебя здесь. И это не просто приветствие для галочки. Мне действительно очень приятно, когда читают мои записи. Меня зовут Гаврилов Кирилл. Я увлекаюсь историей мифологией и культурой средневековой Скандинавии. А это мой Северный дневник — Freinheim.

Тор — основной персонаж мифов и легенд древних скандинавов. Рыжебородый, участвует во многих мифах и историях. Как и все записи о главных богах, запись о Торе я откладывал долгое время, потому что боялся писать на такую объемную тему. Ибо записи даются мне тяжело.

Я пишу их долго и часто переделываю. Затем откладываю текст на несколько дней или недель. После возвращаюсь и переделываю снова. Некоторые тексты ждут месяцами — вроде этого. После публикации, я всё равно не успокаиваюсь — постоянно переписываю и дополняю.

Ну хватит отступлений, вот и пришло время для истории о боге грома Торе. Устраивайся поудобнее — будет интересно.

Культ тора в скандинавии

Давным-давно, в средневековой Скандинавии, Тор, вместе с Одином и Фрейром был одним из трех главных языческих божеств. Бородатые скандинавы, считали Тора богом плодородия и защиты. Поэтому именно символ тора — Мьёльнир и носили язычники у себя на шее. Чтобы защищал от напастей.

Главным божеством, без сомнения был Один, но недолго. Со временем, образ прямодушного и сильного бога громовержца стал более простым и понятным для большинства людей. В отличии от таинственного образа Одина — многоликого и хитрого колдуна и шамана. И Тор постепенно сместил Одина и стал самым популярным богом в скандинавском язычестве.

  • Если долго всматриваться в тёмное небо, во время грозы. Можно увидеть, как Тор громовержец, бьёт свои молотом по каменной наковальне.

А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное — это очень важно для меня. Если понравилось, заглядывай ко мне почаще. Я еще о многом могу рассказать.

Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim. Только тебя и ждём. А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении.

Запись украшают работы художников:

  1. Conor Burke — Thor commission
  2. Alvaro Estrada — The Tempest’s Face
  3. Alvaro Estrada — Defender of the Mighty wall
  4. Alvaro Estrada — Fierce attack
  5. Unknown — Thor
  6. Alex Alice — Sea Monster

Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера и его мифологии.

Оружие и предметы тора

Никто так не любит оружие и доспехи как наш Тор. Как маленькая девочка, выбирает сладости, гуляя по деревенской ярмарке. Так Тор выбирает себе новый меч или шлем. Часто, громовержец пропадает в подземных мастерских Свартальвхейма. Подолгу рассматривая творения местных оружейников и бронников.

Вот тебе небольшое описание Свартальвхейма из моей записи о мирах скандинавской мифологии, чтобы было понятно, насколько там интересно погулять хорошему воину:

Огромные подземные пещеры и катакомбы пропитанные копотью многочисленных кузниц и оружейных мастерских. Темнота отступающая под светом раскаленного железа, масляных фонарей, светящихся кристаллов и бесконечных искр.

Мир тёмных альвов — подземных карликов или цвергов. Низкорослые длиннобородые крепкие воины и мастера. Нет кузнецов и ювелиров искуснее и аккуратнее. Что не дом — то мастерская доспехов, кузница или плавильня.

Бесконечная сеть шахт, рабочая суета и постоянный звон кузнечных молотов и тяжелых кирок — вот вам весь Свартальвхейм.

Много разного оружия и брони было у Тора. Но не сравнятся они с его легендарными волшебными предметами:

  1. Мьёльнир — основным и любимым оружием Тора является молот Мьёльнир. Который для него выковали братья-карлики Брок и Синдри, во время большого кузнечного спора. Самое мощное оружие в девяти мирах. Про его магические свойства и необычную короткую рукоять я обязательно расскажу тебе в отдельной записи — много интересного таит история молота.
  2. Мегингъёрд — носит бог грома волшебный пояс силы Мегингёрд. Пояс увеличивает и без того огромную силу Тора в два раза. Есть у меня и отдельная запись об истории пояса, почитай, если интересно.
  3. Рукавицы хватки — чтобы крепче держать свой молот, носит громовержец волшебные металлические рукавицы. Мертвой хваткой сжимают они оружие в руках носителя.

Остров ундвик и разрушенный корабль

И так, выяснив всю полезную информацию, останется только направиться на остров Ундвик, для этого вам просто нужно сесть на одну из лодок и плыть туда, путь будет достаточно долог и опасен, старайтесь, завидев сирен обходить их стороной, так же на вашем пути, рядом с берегами иногда будут встречаться рифы, очень быстро ломающие лодку.

Высадившись на остров, вы должны двигаться по предложенному вам пути, но если вы попробуете срезать, спустившись в ущелье, а затем преодолев овраг, рядом с которым сломанный мост, то можете сразу найти разыскиваемого вами Хьялмара. (Важно! Этот вариант исключит возможность появления у вас во время битвы в Каэр Морхене еще одного союзника, которого вы, срезав путь, просто пропустите).

Все же если вы решили делать так как вам говорит игра, то двигаясь по указанному пути, преодолевая ущелье, вы столкнетесь с тем самым великаном, прозванным “Владыка Ундвика”. Монстр, одаренный интеллектом, расхаживая рядом с недостроенным кораблем будет подкармливать сырым мясом сирен, один кусок он так же закинет внутрь корабля.

Дождавшись когда великан покинет это место, ведьмак сможет обследовать странный корабль, при приближении к которому он услышит знакомую ему песню. Для того чтобы беспрепятственно войти в корабль, для начала вам нужно разделаться с питомцами великана – сиренами (для того чтобы прервать их полет вы можете воспользоваться арбалетом, или же знаком Аард, что свалит их на землю и даст вам возможность разделаться с противником при помощи привычного оружия).

Внутри корабля вы найдете живого человека по имени Восьмой, в окружении черепов на палках. Старик похоже получил очень сильную моральную травму, и до сих пор общается с этими черепами, как будто это живые люди. Если до этого вы успели пообщаться в корчме “Новый порт” с Акселем, то у вас появится возможность узнать в этом старике ярла, а в черепах его дружину.

Старик боится покидать это место, так как великан готов убить его, при попытке побега. Так же вы можете узнать у Восьмого, для чего его держит в живых великан – он помогает ему строить корабль, на котором великан собирается добраться до богов и убить их во время последней битвы перед апокалипсисом (Рагнарек).

Продолжив разговор, ведьмак обнаружит что неподалеку валяется обглоданная человеческая рука, по всей видимости, Восьмому пришлось стать каннибалом, но был ли у него выбор? На вопрос о Хьялмаре, ваш новый знакомы расскажет вам о том что в недавнем времени видел Хьялмара и его дружину, оказывается они хотели соорудить лагерь неподалеку от сторожевой башни. (Важно!

Во время прощания со стариком, тот попросит дратвы и гвоздей, их находить совсем не обязательно, но все таки можно, это не будет отображаться у вас как задание, но все же гвозди вы сможете обнаружить в разрушенной деревне, где вы впервые встретите Хьялмара, дратвы же в игре вообще не существует, так что после прохождения задания вы сможете вернуться к старику и отдать ему требуемые предметы)

Все же от старика вам удалось получить полезную информацию, которая сможет помочь вам вам в поисках. Вам следует направиться к той самой башне, рядом с которой вы сразу заметите кучу трупов, но приглядевшись при помощи ведьмачьего чутья вы найдете следы выживших, ведущих направо от строения, слева же вы найдете поврежденную землю, указывающую на то, что небольшое количество человек, все же пыталась перетащить лодку на север.

Путешествие тора в страну великанов — скандинавский эпос — переложения и адаптации — тексты — северная слава

Выехал Тор на своей колеснице, запряженной козлами, и поехал с ним Локи. Под вечер завернули они к дому одного человека и остались там ночевать. Вечером взял Тор своих козлов, что были запряжены в колесницу, и обоих зарезал. Потом, освежевав их, положил мясо в котлы. Когда же кушанье было готово, Тор и Локи уселись за ужин и пригласили к столу крестьянина со своей семьей: с женой, сыном и дочерью. Мальчика звали Тьяльви, а девочку Рёсква. После ужина расстелил Тор козлиные шкуры по полу и велел крестьянину и его домочадцам кидать кости съеденных козлов в те шкуры. Так они и сделали. Но сын крестьянина, Тьяльви взял бедренную кость и, достав свой нож, расколол ее и выковырял мозг.

Еще про Тора:  Интервью с Крисом Хемсвортом для The Telegraph

Переночевав, на рассвете встал Тор и оделся. Захватив свой молот Мьёлльнир, вышел он из дома и, подняв молот, освятил им шкуры с костями, и козлы встали как живые; только один из них хромал на заднюю ногу. Увидал это Тор и начал бранить крестьянина, говоря, что напрасно домочадцы его так неосторожно обошлись с костями козлов: Тор понял, что кто-то сломал берцовую кость.

Нет нужды даже рассказывать, как испугался крестьянин, видя, что Тор грозно сдвинул брови: от одного взгляда аса едва не упал он на землю от ужаса. Схватив молот, Тор так сжал его в руках, что даже пальцы побелели. Тут крестьянин и все его семейство подняли крик и плач и стали просить пощады, предлагая за охромевшего козла все свое достояние.

Увидел Тор их страх, и гнев его поулегся. В знак примирения взял он детей крестьянина — Тьяльви и Рёскву — к себе на службу, и с тех пор они неотлучно сопровождают его.

Оставив там своих козлов, отправился Тор в Ётунхейм — страну великанов — и шел до самого моря. Переправившись через море, выбрался он на берег вместе со своими спутниками — Локи, Тьяльви и Рёсквой. Вскоре подошли они к большому лесу и шли этим лесом весь день, до самых сумерек. Никто на земле не мог поспорить в скорости с Тьяльви; он нес мешок Тора, а еды у них было немало.

Когда стемнело, стали они искать себе на ночь пристанища и набрели вдруг на очень просторный дом. С одной стороны был у него вход — шириною во всю стену. И там-то, около входа, под крышей, и устроились они на ночлег. Но среди ночи случилось большое землетрясение, земля задрожала, и весь дом заходил ходуном. Позвал тогда Тор своих спутников, стали они осматриваться и нашли по правую сторону дома еще и пристройку. Когда вошли они туда, Тор встал у входа, а спутники его забились в угол. Все были страшно напуганы, и Тор держал наготове свой молот, чтобы защищаться. Всю ночь слышали они громкий шум. Как только наступил день, вышел Тор из хижины и увидал неподалеку в лесу спящего человека далеко не малого роста; во сне он ужасно храпел. Понял тогда Тор, что за шум слышали они ночью. Подпоясался Тор своим Поясом Силы, и возросла его сила аса. Но тут великан проснулся и поднялся на ноги, и говорят, у Тора на этот раз не хватило-таки духу ударить его молотом. Спросил его Тор об имени, и назвался тот Скрюмиром.

— Мне же — заговорил великан, — нет нужды спрашивать о твоем имени — и так знаю я, что ты Аса-Тор. Скажи-ка, не ты ли уволок куда-то мою рукавицу?

Протянул Скрюмир руку и поднял свою рукавицу с земли. Увидал тогда Тор, что она-то и послужила им пристанищем на ночь; за пристройку же приняли они палец той рукавицы.

Спросил Скрюмир, не желает ли Тор стать его попутчиком, и Тор согласился. Взял тогда Скрюмир свой дорожный мешок, развязал его и приготовился завтракать; Тор тоже расположился в сторонке со своими спутниками. Позавтракав, предложил Скрюмир сложить всю еду вместе, в один мешок. Тор согласился. Сложил Скрюмир все припасы в свой мешок и взвалил его себе на спину. Весь день шел он впереди огромными шагами. Под вечер он выбрал место для ночлега под большим дубом.

— Я лягу теперь и засну, — сказал Скрюмир Тору, — а вы возьмите мешок с припасами и поужинайте.

Лег Скрюмир под дубом и сейчас же заснул и громко захрапел, а Тор взял его дорожный мешок и принялся развязывать. Однако, хотя это может показаться невероятным, не удалось ему развязать ни одного узла, ни одного ремня ослабить. Видя, наконец, что все труды его тщетны, Тор рассердился, обеими руками схватил свой молот Мьёлльнир и бросил его в голову Скрюмира.

— Что это за листок упал мне на голову? — спросил Скрюмир просыпаясь. — Что, вы уже поужинали и устроились на ночлег?

Тор отвечал, что они сейчас лягут. Отошли они немного и прилегли под другим дубом, но спать, казалось им, было небезопасно.

В полночь услыхал Тор, что Скрюмир храпит так, что гул идет по лесу. Встал он тогда и подошел к великану, изо всех сил замахнулся молотом и ударил Скрюмира прямо в темя: глубоко в голову вошел молот. Скрюмир тут же проснулся.

— Что это еще? Неужели желудь упал мне на голову? А что же ты все не спишь, Тор?

Тор поспешно отбежал от него и сказал, что только проснулся — а было это в полночь — и что можно еще долго спать, а потом лег снова, поджидая, когда Скрюмира опять сморит сон. Незадолго до рассвета услыхал Тор, что великан вновь захрапел. Встал тогда Тор, подбежал к великану и что было мочи ударил молотом прямо в висок — так, что молот засел по рукоять.

Проснулся Скрюмир, потер висок и сказал:

— Должно быть, какая-то птица сидит надо мной в ветвях дерева. Мне показалось, что какой-то сучок упал мне на голову. Что же ты не спишь, Тор? Уж не пора ли вставать? Теперь вам уже недалеко до селения, что зовется Утгард. Слыхал я, как перешептывались вы о том, что человек я немалого роста, но если попадете вы в Утгард, то увидите там людей еще больше меня. Я дам вам один полезный совет: не держите себя там надменно — стража нашего конунга Утгарда-Локи не потерпит насмешек от мелюзги! Если хотите добраться туда, не сбиваясь с пути, держите все на восток. Мне же путь лежит на север.

Взял Скрюмир дорожный мешок, вскинул его себе на спину и без дороги зашагал через лес.

Тор со своими спутниками пошли по указанной тропе и шли так до полудня; тут увидали они на поляне большой город. Им пришлось совсем запрокинуть головы, чтобы смерить его взглядом. Подошли они к городу и увидали железные решетчатые ворота, запертые изнутри. Подошел Тор к решетке, но никак не мог сладить с замком, — и поскольку они непременно хотели пробраться в город, пришлось им пролезть между прутьями той решетки.

За воротами увидали они большие палаты; они зашли внутрь и увидали на двух длинных скамьях множество великанов свирепого вида. Тор со спутниками подошли к конунгу Утгарда-Локи и приветствовали его. Недружелюбно посмотрел на них конунг, заскрежетал зубами и сказал так:

— Теперь уже поздно допытываться, как вы попали сюда, разве есть еще какой-нибудь путь, которого я не знаю? Неужели этот коротышка — сам Тор? Думал я раньше, что должен ты быть поболее ростом! И в каком же искусстве берутся показать себя твои спутники? Каждый, кто только приходит сюда к нам, должен владеть искусством или умением, в котором он превосходил бы других.

На это отвечал ему Локи, вошедший последним:

— Я владею одним искусством и готов доказать на деле, что никто из сидящих здесь не съест доли своей быстрее меня!

— И то искусство, — отвечал Утгарда-Локи, — и следует испытать тебя в этом деле.

И крикнул он, чтобы человек, сидевший на дальнем конце скамейки, по имени Логи, что значит «Пламя», вышел вперед и вступил в состязание с Локи.

Принесли корыто, поставили его на пол посреди зала и наполнили мясом. По концам корыта сели Локи и Логи и принялись есть мясо каждый со своей стороны и встретились лицом к лицу как раз посреди корыта. Оказалось, что Локи съел все мясо, оставив одни только кости, а Логи съел не только мясо, но и кости, а с ними и корыто. И все нашли тут, что Локи проиграл состязание.

— А ты в какой игре мастер? — спросил Утгарда-Локи у Тьяльви.

Тьяльви отвечал, что готов бегать взапуски с каждым, с кем только прикажет Утгарда-Локи.

— Хорошее это искусство, — сказал Утгарда-Локи и приказал поскорее начинать состязание.

Вышли они все из зала в открытое поле, вызвал Утгарда-Локи из своей стражи начальника по имени Хуги, что значит «Мысль», и велел ему состязаться в беге с Тьяльви. Побежали они в первый раз, и Хуги, обогнав Тьяльви, повернул назад и побежал ему навстречу.

— Надо тебе еще поднатужиться, Тьяльви, если ты хочешь выиграть игру, — произнес Утгарда-Локи, — но правду сказать, сюда не заходил еще ни один человек, который был бы быстрей тебя на ногу.

Еще про Тора:  Учимся летать: локальные задания

Побежали они во второй раз, и, когда Хуги, добежав до конца поля, оглянулся назад, Тьяльви был еще далеко позади.

— Хорошо бегает Тьяльви, как я погляжу, — сказал Утгарда-Локи, — но не думаю, чтобы удалось ему выиграть игру. Пусть же бегут они теперь в третий раз.

Побежали они снова, и на этот раз, когда Хуги, добежав до конца поля, оглянулся, а Тьяльви не пробежал еще и половины. И объявили тогда, что состязание окончено.

Спросил наконец Утгарда-Локи, каким искусством хочет похвастаться перед ними сам Тор: ведь люди много говорят о его богатырской силе и славных его подвигах.

Тор отвечал, что всего охотнее стал бы он состязаться с кем угодно в питье.

— Устроить это нетрудно, — отвечал Утгарда-Локи и, войдя в зал, приказал подать штрафной рог, из которого обычно пьют его люди. Сейчас же вошел стольник и подал Тору рог.

— Хорошо пьет тот, кто выпивает этот рог с одного глотка, — сказал Утгарда-Локи. — Некоторые у нас выпивают его в два глотка, и нет никого, кто не допил бы его до дна с третьего раза.

Посмотрел Тор на рог, и показался он ему невелик, хоть и длинен изрядно, и почувствовал Тор сильную жажду. Взял он рог и сделал огромный глоток, думая, что никак не придется прикладываться к рогу во второй раз. Но когда перехватило у него дыхание и поднял он голову, оказалось, что едва только отпил он от краев.

— Хорошо ты пил, — сказал Утгарда-Локи, — но не слишком много. Не поверил бы я, если бы мне сказали, что не в силах Тор выпить больше. Я уверен, что ты пожелаешь попытаться еще раз!

Ничего не ответил Тор, приложился губами к рогу и стал пить, сколько хватает дыхания, надеясь на этот раз выпить больше. Тут он заметил, что конец рога не поднимается так высоко, как он бы желал. Когда же отнял он рог ото рта, стало видно, что теперь только открылись края рога.

— Что ж это, Тор? — сказал Утгарда-Локи. — Неужели не можешь ты выпить больше? Если ты приложишься к рогу еще раз, то постарайся выпить побольше, а то мы здесь не станем считать тебя столь великим героем, каким почитают тебя асы, разве что ты отличишься еще в чем-нибудь.

Рассердился Тор, приложился к рогу и стал пить во всю мочь, и убыло тогда в роге, хоть и ненамного. Тогда отбросил он рог и больше пить не захотел.

— Теперь ясно, что этот ас вовсе не так могуч, как мы думали, — сказал Утгарда-Локи. — Не хочешь ли ты попытать счастья в какой-нибудь другой игре, Тор?

— Я готов состязаться в любой игре, — отвечал Тор, — но странным показалось бы мне, если бы дома, среди асов, такие глотки назвали бы маленькими. Какую же игру ты мне предложишь теперь?

— Есть здесь у нас мальчишки, — заговорил Утгарда-Локи, — которые сочли бы пустячным делом поднять с пола мою кошку. Я не стал бы об этом и говорить с Тором, если бы не убедился сейчас, что ты не так могуч, как я думал.

Тут появился в зале серая кошка, и ростом немаленькая. Подошел к ней Тор, подхватил его руками поперек туловища и хотел было поднять, но кошка только выгнулась дугой; поднатужился Тор, как только мог, и подняла тогда кошка одну только лапу!

— И эта игра окончилась так, как я ожидал, — сказал Утгарда-Локи. — Мой кот очень велик, а Тор мал ростом и слабосилен; не справиться ему с нашими великанами.

— Как ни мал ростом я, по твоим словам, — перебил его Тор, — но пусть любой из вас выходит бороться со мной: теперь я разозлился!

— Не вижу здесь никого, кто счел бы стоящим делом с тобой схватиться, — отвечал Утгарда-Локи, окидывая взглядом скамьи. — Позовите-ка сюда женщину, няньку мою, Элли — Старость, — пусть поборется с нею Тор, если хочет; побеждала она людей, которые казались мне не слабее Тора.

Как только сказал он это, вошла в зал старуха, и приказал ей Утгарда-Локи начать борьбу с Тором. Нет нужды долго рассказывать: чем сильнее напирал Тор, тем тверже держалась старуха; когда же она, в свою очередь, начала напирать на Тора, он едва мог устоять, а скоро упал на одно колено. Тут подошел Утгарда-Локи и велел прекратить борьбу, да сказал еще, что Тору теперь нет нужды вызывать на борьбу кого-нибудь из великанов. К тому времени совсем стемнело, и Утгарда-Локи указал путникам их места для ночлега и обошелся с ними очень радушно.

Наутро, едва рассвело, Тор и его спутники встали, оделись и начали собираться в обратный путь. Тут пришел Утгарда-Локи и усадил их за стол: не было недостатка в еде и напитках. Поевши, пустились они в путь, Утгарда-Локи пошел проводить их до ворот. Заговорил Утгарда-Локи на прощание с Тором и спросил, понравилось ли ему путешествие и удалось ли ему встретить кого-нибудь посильнее себя.

— Не могу я сказать, чтобы не потерпел я у вас большого унижения, — отвечал Тор. — Знаю, что вы будете отныне считать меня слабым, и это мне очень не по душе.

— Ну что же, когда ушел ты из нашего города, скажу тебе правду, — молвил тогда Утгарда-Локи. — И пока я жив, сделаю все, что в моей власти, чтобы никогда ты больше не попал к нам. Да и ныне ты не попал бы к нам, если б только я знал, как велика твоя сила. Ты чуть не причинил нам великих бед: мне удалось отвратить их лишь с помощью чар. В первый раз встретился я с вами в лесу, и, когда пришлось тебе развязывать мой узел, не знал ты, что он был стянут колдовским железом, а не ремнями, и оттого только ты не мог развязать его. Когда же потом ты нанес мне своим молотом три удара, из которых первый же уложил бы меня на месте, если б настиг, я заслонился невидимой для тебя скалой, той самой, что стоит возле моих палат, и на ней теперь три глубоких четырехугольных впадины, и последняя всех глубже. То же было и в состязаниях ваших с моими людьми: Логи, состязавшийся в еде с Локи, был сам природный огонь, он не поглотил, а спалил пришедшееся на его долю мясо, кости и даже корыто. Хуги, который бегал взапуски с Тьяльви, была моя мысль, и немудрено, что Тьяльви не мог обогнать ее. Когда же ты принялся пить из рога и думал, что выпил так мало, — то было чудо, которому не мог бы я поверить, коли не случилось бы оно на моих глазах; нижний конец рога уходил в море, и, когда придешь ты на морской берег, сам удивишься, как много ты выпил. Теперь это зовется отливом. Назвал я нетрудным делом поднять мою кошку, а между тем ты всех нас привел в ужас, приподняв с земли одну ее лапку, потому что кошка эта была сам Мировой Змей, плотным кольцом обвивающий всю землю: а тут туловище его поднялось над землей, и он касался ее лишь головой и хвостом; ты же, приподнимая его, взмахнул рукой чуть не до самого неба. Не меньшее чудо был и твой поединок с Элли, в котором ты не сдавался так долго, да и сдавшись, упал лишь на одно колено: Элли была сама старость, и нет и не будет никого в мире, кто бы не сдался ей наконец, когда придет его время. Теперь же, скажу я, пора нам расстаться, и для нас всех будет лучше, если вы не станете больше искать встречи со мной.

Выслушав эти речи, схватил Тор свой молот и высоко замахнулся им, готовясь нанести удар, но Утгарда-Локи исчез; оглянулся тогда Тор на город, собираясь разгромить его своим молотом, но на месте города увидал только широкое поле. Повернул он тогда назад и пошел своим путем и шел, пока не добрался до Трудвангара, своих владений.

© Tim Stridmann

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector