Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

Былинные герои в изобразительном искусстве

К Дню защитника Отечества

Народ верил в то, что могучие люди, богатыри, жили в давние времена.  

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).

Но богатыри, прежде всего главные герои былин, рассказывающих о событиях, связанных со становлением и защитой Древней Руси.

Былинные герои были идеалом для русского народа, и идеалом во всем.

В одежде: У былинных героев всегда праздничная одежда (платье цветное), украшенное драгоценностями. 

Приветствие: “Ой ты гой еси..”При встрече незнакомого человека богатырь спрашивает: Из какой ты земли, какого отца-матери, как тебя именем зовут, величают по отчеству? Честь богатырская даже не позволяет нападать на противника врасплох.

Былины, былинные герои вдохновляли многих художников.

Предлагаю посмотреть, как разные художники изображают былинных героев.

Святогор

в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего»; его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

А таким его увидел К.Васильев

Микула Селянинович – пахарь-исполин -один из самых монументальных и загадочных образов русского эпоса.Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.

Илья Муромец– несомненно, самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру.

 Добрыня Никитич – популярный герой былин. Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях.

 Алеша Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке.

Былинный цикл — фонд художника к. васильева

Авдотья Рязаночка

Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

Авдотья Рязаночка

Былина, а может быть и легенда об Авдотье Рязаночке, связана с нашествием Батыя и разорением Рязани в 1237 году.

Плачет рязанская баба «Авдотья женка Рязаночка», плачет над пепелищем разоренной Рязани, плачет по малому сыну, по мужу, по брату, угнанным в полон Ханом ордынским, сотворившим внезапный и жестокий набег на «Рязань – город подлесную»-

«…И полонил он народу сорок тысячей,

Увел весь полон во свою землю…»

Пошла Рязаночка в Орду, идет неделю, идет месяц, год идет, одна-одинешёнька по страшной дороге:

«…Мелкие-то ручейки бродом брала,
Глубокие реки плывом плыла,
Широкие озера кругом обошла.
Чистые поля разбойников ополночь прошла —
Ополночь разбойники опочив держат;
Темные леса, лютых зверей ополден прошла —
Ополден люты звери да опочив держат…»

Но дошла-таки, предстала перед грозным Ханом ордынским. Могучий Хан принял и выслушал Авдотью, подивился ее смелости, упорству и удачливости, но отдать всех троих её сродников отказался. Видимо, проверяя её, он сказал:

«Выбирай из трёх одного – либо сына, либо мужа, либо брата!»

 Ужаснулась Авдотья, но делать нечего, надо выбирать… Из трех одного… И рассудила так:

«Мужа взять – так муж у меня еще может быть…,,
Сына взять – так и сын у меня еще может быть…
А вот брата взять – так брата больше не может быть!»
…    
«Отдай Хан брата мне!»

 – сказала она – и суровый Хан порасплакался… В недавнем бою, в хищном набеге был убит его младший брат… И отдал Хан Авдотье весь полон рязанский –

«Мужиков и баб сорок тысячей…»

Алёша Попович и красна девица

Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

Алеша Попович и красна девица

 Алёша Попович – как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. В народном сознании Алёша приобрел черты не только храброго воина, но и этакого удалого молодца, балагура, волокиты, а порой и хитреца, способного, нарядившись каликом перехожим, одолеть врага если не силой, то смекалкой и умом, а иногда и песнями.

При написании картины К. Васильев воодушевлялся и стихами А.К. Толстого «Алёша Попович». Вот отрывки из этого стихотворения.

Кто веслом так ловко правит
Через аир и купырь?
Это тот Попович славный,
Тот Алеша-богатырь!

За плечами видны гусли,
А в ногах червленый щит,
Супротив его царевна
Полоненная сидит.

Он весло свое бросает,
Гусли звонкие берет —
Дивным пением дрожащий
Огласился очерет.

Звуки льются, звуки тают…
То не ветер ли во ржи?
Не крылами ль задевают
Медный колокол стрижи?

Взором любящим невольно
В лик его она впилась,
Ей и радостно и больно,
Слезы капают из глаз.

Любит он иль лицемерит —
Для нее то все равно,
Этим звукам сердце верит
И дрожит, побеждено.

Бой Добрыни со Змеем

Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

Бой Добрыни со Змеем

 Наибольший интерес К. Васильев проявлял к княжеско-дружинному, или богатырскому героическому эпосу.

Былины эти во многом историчны и повествуют о воинских подвигах дружинников-богатырей в боях со степными кочевниками: хазарами, половцами, печенегами.

Художнику по-своему представлялся образ Добрыни Никитича, олицетворяющего собой символ благородства, отваги, бесстрашия. Само имя «Добрыня» обрисовывает нрав богатыря. Душу героя, страдания его сердца за все живое на земле передают строки из былины:

«Как же мне не заступиться за своих родных,
За своих родных, сердцу близких?
За своих собратьев, за весь белый свет?»

Сохранилось несколько вариантов картины «Бой со Змеем».  На них Добрыня изображен, совершающий свой ратный труд. Перед нимпредстает реальный враг во плоти – Змей Горыныч. Художник мастерски передает напряжение боя: огонь из пасти, будто выжигающий все живое,блеск стали в руке богатыря. Долог бой. Но нельзяДобрыне пустить на землю русскую рать змеиную…Один на заставе, речке Смородине, на Калиновом мосту бьётся он с коварным Змеем. Художник показывает величие подвига богатырского, который явил Добрыня Никитич, освободил из пещер пленных стариков и деток малых, бабушек и молодушек, княжну Забаву Путятишну.

Вольга и Микула

Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

Вольга и Микула

Былина о Вольге, о встрече его с могучим пахарем-оратаем Микулой Селяниновичем: выехал как-то Вольга со своей дружиной во чисто поле, и услышали они во поле оратая:

Как орет в поле оратай посвистывает,
Сошка у оратая поскипливает,
Омешики по камешкам почиркивают…
Ехали они до оратая день, ехали другой,
А на третий еще до пабедья
Наехали в чистом поле оратая.
А орет в поле ратай понукивает,
С края в край бороздки паметывает,
В край он уедет – другого не видать.
То коренья-камнеья вывертывает,
Да великия он каменья вси в борозду валит.
У ратоя кобылка соловенька,
Да у ратоя сошка кленовая,
Гужики у ратоя шелковыя,
Омешики на сошке булатныя…
…Тут проговорит Вольга Святославгович:
«Ай же ты оратай-оратаюшко!
Как-то тебя да именем зовут,
Нарекают тебя по отчеству?»
Тут проговорил оратай-оратаюшко:
«Ай же ты Вольга Святославгович!
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу, да домой выволочу,
Домой выволочу, да дома вымолочу,
А я пива наварю, да мужиков напою,
А тут станут мужички меня похваливать:
Молодой Микула Селянинович!»

Еще про Тора:  Славянский оберег Сварожич - значение, легенда и история сильного защитного амулета

Встречу Вольги и Микулы и изобразил здесь художник. Могучая фигура хлебопашца написана им с большой симпатией: сила могутная первородная слышиться во всем его облике, и далеко до этой силы славному Вольге Святославговичу.

Вольга и огненный меч

Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

Вольга и огненный меч

Жил Святослав девяносто лет,
Жил Святослав, да переставился.
Остовалось от него чадо милое,
Молодой Вольга Святославгович.
Стал Вольга ростеть, матереть,
Похотелося Вольги да много мудростей:
Щукой-рыбою ходить Вольги во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольги под оболоки,
Волком рыскать во чистых полях.

Богатырь родился «в городе во Чернигови…не простого он роду был-боярского». Выдавал он себя за племянника и крестника киевского князя Владимира. Вольга (Волхв) Всеславьевич появился на свет от княжны Марфы Всеславьевны. Едва родившись, он уже говорит «как гром гремит», его пеленают «в латы буланные», кладут в колыбель «злат шелом» и «палицу в триста пуд». В семь лет чудо-ребенок постигает грамоту, а к десяти годам разные хитрости-мудрости. Вольга владел сокровенным знанием и мог, сказав заветное слово, обратиться в муравья, принимал, если требовалось облик волка, оленя, барана, сокола, щуки. Создавая образ русского былинного героя, Васильев указал на его преемственную связь с древним славянским богом Сварожичем – бога огня и огненных ремесел. Видимо художник считал в силу каких-то внутренних симпатий, что наиболее зримый  и мощный символ – это огонь как дар, низведённый на землю.

Богатырь передает небесный огонь людям, поражая своим мечом всякую скверну и возжигая жаждующие гореть сердца. Кольчуга с большим стальным диском на груди – символом солнца. За спиною трепещет, словно стяг, огненно-красный плащ, в левой руке – большой круглый щит с изображением волчьей головы. Все остальные облики, который мог принимать Вольга – щука, баран, сокол – обрамляют картину.

Дар Святогора

Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

 Дар Святогора

 Святогор в восточнославянской мифологии богатырь-великан, «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Тяжести Святогора не выносит  Мать Сыра Земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах, при его поездке Мать Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Святогор – древнейший русский богатырь, могучий, божественный и дохристианский.

На картине художника мы видим как загадочный великан передает свой заветный меч первому из богатырей русских – Илье-Муромцу со словами: «А теперь прощай мой меньший брат, возьми мой меч-кладенец, владей силой моей богатырской…».  Существуют многочисленные варианты былины об этом событии, но главное, что К. Васильеву удалось выразить идею, что истинному богатырю русскому необходимо единство силы телесной и духовной.

Картина написана гуашью со следами простого и цветного карандаша. Гуашь ярко высвечивает пурпурно-красный щит и другие элементы композиции, придавая ей удивительную объемность. Есть и вариант картины в масле. Работа выполнена в 1974 г и открывает былинный цикл из двух десятков картин.

Илья Муромец и голи кабацкие

Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

Илья и голь кабацкая

Славныя Владымир стольнёкиевской
Собирал-то он славный почестен пир
На многих князей он и бояров,
Славных сильных могучих богатырей;
А на пир ли-то он не позвал
Старого казака Ильи Муромца.
Старому казаку Илье Муромцу
За досаду показалось-то великую,
Й он не знает, что ведь сделати
Супротив тому князю Владымиру.
И он берет-то как свой тугой лук розрывчатой,
А он стрелочки берет каленыи,
Выходил Илья он да на Киев-град
И по граду Киеву стал он похаживать
И на матушки Божьи церквы погуливать.
На церквах-то он кресты вси да повыломал,
Маковки он залочены вси повыстрелял.
Да кричал Илья он во всю голову,
Во всю голову кричал он громким голосом:
«Ай же, пьяници вы, голюшки кабацкии!
Да и выходите с кабаков, домов питейных
И обирайте-тко вы маковки да золоченыи,
То несите в кабаки, в домы питейные,
Да вы пейте-тко да вина досыта».

В этой картине художник изображает как бы себя, переносясь вместе со своими друзьями в те стародавние времена, когда сильные богатыри садились после тяжелых сражений за стол дубовый, чтобы отведать браги медовой, поесть сытно да порассказать о своих подвигах ратных. Художник смело отождествляет себя с гигантом-богатырем, который раскинул руки и объял ими всю «голь кабацкую». В лицах мужиков, которые тесно прижимаются друг к другу легко можно угадать лица друзей художника – Олега Шорникова, Анатолия Кузнецова, Геннадия Пронина. В руке гиганта-богатыря шлем огромный, полный вина. Этим вином весь белый свет напоить можно. В открытом, улыбчивом лице богатыря читается: «Вот он, весь я перед вами. Берите от щедрот моих».  Работа была написана для былинного цикла в 1974 г. в технике гуашь.

Илья освобождает узников

Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

 Илья освобождает узников

 На картине художника мы видим, что почти всю ее площадь занимают ступени темницы. Эти ступени ведут снизу вверх к распахнутым Ильей Муромцем дверям тюрьмы.  Главного героя художник изобразил как символ освобождения – мощно, как монумент. И этот же дух свободы ворвался в сырой подвал, и потянулись к свету узники: некоторые робко, а двое – решительно.  На переднем плане картины они протянули руки навстречу своему освободителю и готовы идти на подвиг. А кто-то уже смирился со своей участью.

Художник мастерски передал настроения людей в этой работе. Она была написана художником в 1974 г. в смешанной технике: гуаши и пастели.

Поединок Пересвета с Челубеем

Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

 Поединок Пересвета с Челубеем

 Перед началом Куликовской битвы, когда татарские войска  выстроилась перед русскими полками, от каждой из сторон вышли на поединок два воина. От татар был Темир-мурза (Челубей), а от русских вышел инок Александр Пересвет. Вышли они, чтобы по древнему обычаю сделать почин великой и кровавой битве: «Сел на коня своего и устремился на татарина Пересвет…, ударились крепко копьями так они, что те преломились и оба упали с коней своих мертвыми на землю». Эпизод этот дошел до нас в летописном предании.

Художник К. Васильев на своей картине передает историческую значимость события, символически сравнивает богатырей с соколами, что изображены на картине сверху, прорабатывает и прописывает детали: кольчугу, доспехи воинов, преломившиеся копья. Момент напряженного ожидания войсками результата поединка передается на картине и через мглистые облака над полем Куликовым, и через волнующее движение травы под ветром.

Еще про Тора:  Значение чертога Финиста в славянском гороскопе.

Рождение Дуная

Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

 Рождение Дуная

Во славном городе во Киеве шел честной пир-свадьба. Венчались две пары — сам Владимир Красное солнышко с Опраксой Путятишной да славный богатырь Дунай Иванович с удалой поляницей Настасьей Микулишной. На широком пиру во хмелю гости предаются похвальбе. Дунай в череду с другими богатырями хвалится своей меткостью во стрельбе из лука, а его жена поговаривает только: “На выстрел нет лучше Настасьи королевичны”.

Дунаюшка и Настасья устраивают богатырское соперничество, хотят стрелочки каленые стрелять. Настасья королевична первая стреляла и все разы попадала в обручальное колечко, что находилось у Дунаюшки на хмельной головушке. И стрелил Дунаюшка Иванович. Да первой раз перестрелил, а второй раз не дострелил и стал сызнова Дунай метиться. Тогда взмолилась королевична: “Не погуби Дунаюшка, у меня во чреве младенец есть – такого младенца во граде нет: по колен ножки-то в серебре, по локоть руки-то в золоте, по косицам частые звездочки, а в теми печет красно солнышко!” Но пущает Дунай стрелочку в колечко, да промахивается. Пала Настасья замертво. Тут с Дуная хмель-то и спал, распластал он ей чрево, да дивился светозарному младенцу. Наставил тогда Дунай меч тупым концом во сыру землю, а на острый конец пал ретивым сердцем. Где пала Дунаева головушка, там протекла Дунай-река, а где Настасьина головушка, там речка Настасья. И слилися они во едину реку Дунай.

Чтобы родилась великая река нужна была жертва, хотя отчасти и нелепая и случайная. Из силы характеров богатыря и богатырши рождается новая сила – вечная сила – река Дунай. Для народов Руси река Дунай всегда имела большое значение: иногда Дунай течёт под Киевом, заменяя Днепр; в других случаях Дунай заменяет Дон, Днестр или Десну, становясь нарицательным именем.

Сюжет этой былины привлекал К. Васильева в течение нескольких лет. Известно несколько эскизов и вариантов этой работы, свидетельствующих об упорном поиске, который и завершил художник созданием большой картины, представленный вашему вниманию.

Садко на дощечке кипарисовой

Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

Садко на дощечке кипарисовой

 Однажды бедный гуслярСадко пошел к Ильмень-озеру и стал играть на своих гуслях на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател так, что скупил все товары в Новгороде — «худые и добрые».

После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря.

На синем море сходилась погода.
Застоялись червлёны корабли на море.
А волной-то бьет, паруса рвет.
Ломает корабли червлёные;
А корабли не идут с места…

Садко догадался, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске (кипарисовой) и очутился на дне морском, в палатах морского царя.

Говорит царь таковы слова:
— Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!
Век ты, Садко, по морю езживал,
Мне, царю, дани не плачивал,
А нонь весь пришел ко мне во подарочках.
Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты;
Поиграй же мне в гуселькияровчаты.
Как начал играть Садко в гуселькияровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие
Да играл еще Садко и третии —
А все пляшет царь морской во синем море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,

От буйной пляски царя взволновалось сине море, корабли начали тонуть, погибло много людей. По молитвам терпящих бедствие сам святой МиколаМожайский (Николай Чудотворец), заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём. Садко сначала прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю — девицу-красавицуЧернавушку. После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой, а заснув, он проснулся уже на земле — на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил.

Садко и владыка морской

Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

Садко и владыка морской

Картина написана как иллюстрация-парафраз к былине А.К. Толстого «Садко» (1872 г.), к тому сюжетному моменту, когда новгородский купец, путешественник, гусляр и поэт Садко тешит морского царя разудалой и «разымчивой» игрой на звончатых гуслях. Раззадорившись, расходившись, царь ударился в пляс.

  1. Ударил Садко по струнам трепака,
    Сам к черту шлет царскую ласку,
    А царь, ухмыляясь, уперся в бока,
    Готовится, дрыгая, в пляску;
  2. Пустился навыверт пятами месить,
    Закидывать ногу за ногу;
    Откуда взялася, подумаешь, прыть?
    Глядеть инда страшно, ей-богу!
  3. Бояре в испуге ползут окарачь,
    Царица присела аж на пол,
    Пищат-ин царевны, а царь себе вскачь
    Знай чешет ногами оба пол.
  4. Поет и на гуслях играет Садко,
    Поет про царя водяного:
    Как было там жить у него нелегко
    И как уж он пляшет здорово;

Однако, при всем гостеприимстве владыки, тосковал Садко по земной жизни. И хитростью он порвал струны, приведя царя в ярость. Когда разбушевалось море от гнева владыки, Садко, завертевшись в поднимавшемся вихре пучины, вместе с волнами вернулся на берег.

Такова версия былины по Алексею Константиновичу Толстому.

Комплект открыток «былины»

— Я от старости оглох, ничего не слышу,
Что ты мне приказываешь.
Подъезжай ко мне поближе, к убогому.
«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
Художник П.Чалунин (Палех)

… На перекрестке камень лежит,
а на том камне написано:
«Кто направо поедет — тому убитым быть,
Кто влево поедет — тому богатым быть,
а кто прямо поедет — тому женатым быть».
«Три поездки Ильи Муромца»
Художник Г.Буреев (Палех)

Стоят богатыри на заставе,
не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного.
Мимо них и зверь не проскользнет,
и птица не пролетит.
«На заставе богатырской»
Художник К.Бокарев (Палех)

Вот Святогор и говорит Илье:
— Поезди со мной по Святым горам,
научу я тебя ухваткам богатырским…
«Илья Муромец и Святогор»
Художник А.Котухина (Палех)

… Стал кругом татарином помахивать,
бить-крушить им войско татарское.
Где махнет — там станет улица,
отмахнется — переулочек!
«Илья Муромец и Калин-царь»
Художник Б.Кукулиев (Палех)

Как начал играть Садко в гуселки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во сине море…
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на синем море…
«Садко»
Художник К.Кукулиева (Палех)

Еще про Тора:  Свадебный рушник.Славянские обереги. | Журнал Ярмарки Мастеров

И брал… саблю свою девяносто пуд.
И едет Василий, помахивает,
С горы на гору конь его подскакивает…
«Ботыга и Василий Игнатьевич»
Художник Г.Мельников (Палех)

Вертят сошку они и так и сяк,
а не могут сошку от земли поднять.
«Вольга и Микула Селянинович»
Художник А.Котухина (Палех)

Убил в поле трех татаринов.
Трех собак наездников,
И сестру родную у них выручил,
Молоду Марфу Петровичну.
«Михайло Казаринов»
Художник А.Куркин (Палех)

Взвыла тетива, полетела стрела,
угодила Соловью в правый глаз,
вылетела через левое ухо.
Покатился Соловей из гнезда,
словно овсяной сноп.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Художник А.Ковалев (Палех)

Новгородские былины и художники-сказочники. часть 1 | журнал ярмарки мастеров

Два известных героя Новгородской земли — Садко и Василий Буслаев, такие разные по характеру, образу жизни, вдохновляли художников на создание иллюстраций к старинным былинам. А я захотела сравнить эти образы между собой. Но потом, погрузившись в тему иллюстраций с головой, решила все-таки разграничить публикации. Давайте лучше рассмотрим каждого из персонажей в отдельности, но в иллюстрациях абсолютно разных художников.

По сюжету былины Садко писали самые великие художники. Среди них волшебный М. Врубель.

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1, фото № 1

Великий реалист И. Репин, который за образ Садко взял самого «сказочного» художника В. Васнецова.

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1, фото № 2

А я хочу представить иллюстрации, которые крайне близки мне самой. Может быть, они вам давно уже известны, а может, увидев работы этих художников впервые, вы потом начнете узнавать и радоваться им, как встрече с чем-то знакомым и любимым.

Художники Калерия и Борис Кукулиевы из села Палех создали книгу, которая поразила меня еще в детстве. В 1958 году Кукулиевы начали работать над новгородской былиной «Садко», которая явилась настоящей удачей для авторов и принесла им заслуженную славу. В какой технике писали мастера из Палеха, я думаю говорить не надо.

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1, фото № 3

И художник Геннадий Спирин, он иллюстрирует детские книги в своем совершенно уникальном стиле, отталкиваясь от средневековой миниатюры, голландских мастеров и художников эпохи возрождения. Сейчас Спирин — один из лучших мировых художников-иллюстраторов. Вот так он видел Садко и его приключения.

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1, фото № 4

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1, фото № 5

Былина о Садко отличается высоким художественным совершенством. Сюжет такой живописный, а приключения героя настолько необычные, что есть где разгуляться фантазии художников. Пересказывать былину я, конечно, не буду, но немного прокомментирую иллюстрации.

Садко играет на берегу озера, где его слушает зачарованный водяной царь.

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1, фото № 6

Садко вылавливает рыбу-золотое перо и скупает новгородские товары.

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1, фото № 7

Затем отправляется в плавание.

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1, фото № 8

Корабль попадает в бурю и Садко по жребию идет на дно морское.

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1, фото № 9

Попав в палаты Морского царя, наш герой веселит Царя морского игрой на гуслях, пока не порвались струны.

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1, фото № 10

Царь предлагает певцу выбрать жену — одну из дочерей, что означает навсегда остаться в подводном царстве.

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1, фото № 11

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1, фото № 12

А Садко с помощью Святого Николы, покровителя мореплавателей, выбирает земную девушку и благополучно возвращается в родной Новгород.

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1, фото № 13

Новгородские былины и художники-сказочники. Часть 1, фото № 14

Вот такие разные работы, почти спорящие друг с другом по манере письма, материалам и приемам. Уникальный стиль Спирина узнаваем во всем мире — это сочетание традиций русского искусства и виртуозное владение техникой акварельной живописи. А Куклиевы — непревзойденные мастера в изысканности и витиеватости палехского узора, в яркости красок, в выразительности поз, движений, изображенных лиц. И все это на одну тему, на один и тот же сюжет.

Красивая былина, в общем-то, на бытовую тему, без особого героизма, битв и подвигов вдохновляла художников разных жанров. Простой человек, смекалистый и талантливый гусляр и купец стал народным любимцем на все времена и брендом города.

И по традиции, я вас приглашаю посмотреть, откуда родом этот герой. Сейчас в Новгороде вы найдете многочисленные упоминания о нем — и в названиях, и в городской архитектуре. В центральном парке находится красивый фонтан — Садко и Волхова. Приезжайте познакомиться поближе с родиной древних былинных персонажей.

Ростовский попович

Алеша Попович изображался самым молодым из богатырей. В былинах говорилось, что он был сыном соборного попа из Ростова (ныне город в Ярославской области). Отцом Алеши в разных текстах назывались два ростовских святых — святитель Леонтий, чьи мощи находятся в ростовском Успенском соборе, или Феодор, первый епископ Ростова.

Рязанский княжич

Согласно былинам, Добрыня родился в Рязани в те времена, когда Рязань «селом слыла». Многие исследователи считают, что этот богатырь был княжеского рода. Его отец Никита Романович был «князем без удела», умер в возрасте 60 лет, оставив молодую жену и малолетнего сына.

«Он прекрасный певец и играет на гуслях. Он играет в шахматы так, что уверенно обыгрывает татарского хана, непобедимого знатока этой игры. В лице Добрыни народ воплотил те качества, которые он в совокупности обозначил словом «вежество». В понятие «вежества» входит и знание внешних форм вежливости и культуры в обращении людей друг с другом. Добрыня всегда знает, как войти в палату, как закрыть за собой дверь, знает, как и кого надо приветствовать, кому надо поклониться «в особину». Он умеет держать себя за столом; Добрыня владеет искусством не только письма, но разумной речи, беседы».

Народ, создавший такого героя, явно осознавал себя как высококультурную нацию. Киевская Русь переживала расцвет культуры в XI–XII веках; в Новгороде XI–XIV веков практически все население, включая женщин, было грамотным. В это время в Западной Европе даже не все монархи могли похвастаться умением писать и читать.

Если вычислять дату рождения богатыря по дате основания Рязани, то она приведет нас в XI век: в летописи Старая Рязань впервые упомянута под 1096 годом, но историки считают, что поселение появилось за 30–35 лет до этого. Но был в истории и настоящий Добрыня.

Он жил в X веке и приходился дядей князю Владимиру I Святославичу. Воевода Добрыня сопровождал племянника, когда тот в 970 году отправился княжить в Новгороде. В 978 году Владимир организовал убийство своего старшего брата Ярополка и занял киевский престол, и, по мнению историков, за этим поступком стоял Добрыня.

Он же убедил Владимира жениться на невесте Ярополка, полоцкой княжне Рогнеде. Таким же сватом для былинного князя Владимира Красное Солнышко был богатырь Добрыня. Эпический Добрыня победил Змея с помощью «шапки земли греческой» — византийского монашеского головного убора.

В XIII веке в Норвегии была записана «Сага о Тидреке Бернском», тогда же в Южной Германии появилась героическая поэма «Ортнид». В этих памятниках германского эпоса упоминается русский князь, военачальник по имени Ilias König von Riuzen — Илиас, король Русский. Вероятно, так в представлении европейцев слились в одну фигуры двух богатырей — Добрыни Никитича и Ильи Муромца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector