Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Атрибуты

Священным деревом считается осина.

Животное: тур олицетворяющий храбрость и честь.

Белобог

Белобог в славянской мифологии имел много имен, которые символизировали его как светлого бога верховного пантеона. Белобог воплощает в себе добро, честь и справедливость. Изображали его всегда седовласым, умудренным жизнью старцем в белом одеянии.

Велес

Велес – один из самых мудрых богов, который являлся оборотнем, покровительствовал искусствам. Велес властвовал чародейством, так как только ему удалось познать и светлые, и темные силы. Велесу подчинялись стихии и он мог менять правила мироздания.

В культуре древних славян Велес особо ценился в качестве покровителя семейного хозяйства, достатка и плодородия. Не меньше почитали этого бога путешественники, так как в дороге он приносил им удачу. Являлся людям он либо в облике седовласого старика, либо медведя.

Даждьбог

Даждьбог – это бог плодородия и бог солнца в славянской мифологии, причем упоминание о нем, как о солярном боге встречается во многих сохранившихся до наших времен источниках. Символизировал его всегда диск Солнца, от положения на небосводе которого зависит урожай.

Бог всегда считался миролюбивым, но в изначальной войне он принимал участие на стороне света. Его всегда представляли в виде могучего богатыря в золотистых доспехах. Даждьбог по праву считался одним из высших богов, поэтому его почитатели были расположены практически во всех поселениях, так как славянам было очень важно получить хороший урожай и благополучие. У бога имелась своя руна, которая часто наносилась на орудия труда, от которых зависел урожай.

Даты бога

Сохранилась дата рождения светлого бога Крышеня — защитника мира Яви, хранителя мудрости 23 августа.

14 октября чествуется небожитель как заступник и покровитель людей.

Девана

Девана – эта молодая стройная охотница считалась покровительницей охотников и всего лесного мира. Но она не любила охоты ради забавы, а не пропитания (те, кто так делал, умирали от укусов ядовитых змей). В руках у Деваны всегда был лук и стрелы, на плечах плащ с медвежьей или волчьей головой.

Несмотря на близость к природе, Девана не символизировалась с тотемными животными, так как она была не воин, а охотник. Святилища этой богине до сих пор находят в старых лесах, в которые нельзя было заходить лунной ночью, когда она выходила на охоту.

Заря-заряница

Заря-Зарница (Марцана-Мерцана, Зимцерла) – нежная небесная богиня. Заря-Зарница – управительница зари,  богиня рассвета, утренней зари, начала дня,   она же –  богиня-покровительница урожая – хорошего да обильного. Заря-Заряница  – богиня   рассвета, здоровья и очищения.

И так пришло время вспомнить славянского бога крышень.

Кто это и почему в его истории столько сходств с Кришной?

Крышень – это выражаясь современным языком, наблюдатель богов.Он следит чтобы люди не делали кровавых обрядов, и доносит просьбы простых богов до абсолютных сил. То есть является аватаром верховного божества, ну совсем, как и Кришна.Крышень является просветителем и несет людям знания,чистые помыслы и доброту.

О чём же повествуют нам Веды славян?


Над всеми –Всевышний Бог; Крышень — Сын Вышня-Дажьбога. Скажет
Солнцу: «Свети!». Светит Солнце, скажет Месяцу:«Свети!», тот светит. Скажет Дождику: «Омочи землю,чтоб родилась рожь-пшеница!» – и пойдет с небесблагодатный дождь. Будь прославлен Крышень!

Давайте сравним этимологию божественных имен.

Крышень звучит как крыша, что имеет смысл того, что он всегда пребывает сверху. Как бы сидит на крыше у простого люда и от туда руководит и наставляет.Вышня-Дажьбог , ну тут еще проще, бог дождя который выше всех, даже “выше крыши” и тут сразу легко читается имя индуиского верховного бога Вишну, чьим сыном, в свою очередь является Кришна.

Временные отрезки пребывания как славянского божества, так и индийского тоже сходятся, у славян это 4000 – 6000 лет назад, а у индусов 5000 лет назад. Их миссии идентичны, а имена созвучны. Вот только у нас прямой смысл заложен в имени. Как и в целом и во всем русском языке.

Еще можно добавить, что и посей день русским людям очень комфортно в индии. Мы отлично ладим с местными и с удовольствием остаемся там на всю зиму. Честно говоря, я вообще не вижу особой разницы между нашими народами. За исключением нашей “северной суровости», но она проходит достаточно быстро в жарком климате.

Если воспитать в тех условиях несколько поколений русских и дождаться пока кожа сама собой немного потемнеет. То это будет один народ. Повадки и отношение ко многим вещам у нас и сейчас практически одинаковое. Это касается например, нашего любимого “Итак сойдет” и другого прочего.

В следующей статься я подробно разберу на сколько сильно сходятся основные праздники обеих культур , МАХАШИВАРАТРИ и МАСЛЕННИЦА, вы будите поражены!

Источник

Квасура

Квасура – бог веселья и умеренности. Квасура – именно бог умеренности, умения вовремя остановиться во время веселья.

Коляда

Коляда – бог древних славян, которого относят к одному из солнечных божеств. Коляда – это сильный и ретивый бог, который начинает «противостояние» зиме. Иногда Коляду представляют не просто юным молодцом, но даже новорождённым, младенцем. Он может являться образом нарождающегося Солнца. За этим его и прославляют, отмечают всеобщими гуляниями в его День Рождения, который так и именуется «Праздник Коляда».

Крышень

Точное происхождение не сохранилось, одна из легенд гласит что пришел он на Мидгард-землю освободить мир от царства Чернобога, по этой легенде он является младшим братом Рода — творца всего сущего и сыном Вышеня. Рожден он в земном пространстве с целью нести мудрость людям и следить за соблюдением законов вселенной.

Крышень — покровитель древней мудрости и ритуалов
Образ славянского бога Крышня пересекается с образом Кришны – индийским богом.

По другой легенде Крышень является сыном Даждьбога и Златогорке и братом бога осени и переходных путей — Авсеня.

Его образ пересекается с Кришной — богом Индии описанном в ведах как спаситель от тьмы, защитник вернувший живой огонь и спасший от вечного холода. Найти истину здесь вряд ли удастся, поэтому предлагаю относиться как к сказке, как говорится в сказке ложь, да в ней намек….

Крышень – защитник и свет

Что вам напоминает имя Крышеня? Если вы интересуетесь индийской мифологией, то явно уже успели сопоставить два великих имени: Крышень-Кришна. Подобное совпадение не является случайным и указывает на тесную связь ведических верований разных древних народов.

Впрочем, исследователи связывают имя славянского бога и с ещё одним словом, знакомым каждому из нас, – «крыша». Эта часть жилища неспроста считалась священной. Наши предки видели в крыше не только защиту от осадков, непогоды и ветра. На мой взгляд, такое мировоззрение было бы слишком примитивным.

Да, крыша считалась защитницей от бедствий, однако затрагивала понятия о совершенно разных мирах. Часто на постройках ставили пирамидальную крышу с четырьмя наклонами, каждый из которых символизировал сторону света.

Крыша являлась хранилищем положительной энергии, домашнего тепла, которое не выпускала из жилища, защитных сил, что противодействовали всякому злу, желающему проникнуть в дом. А теперь вернёмся к Крышеню. Дело в том, что те же функции выполнял и этот бог, однако домом его был целый мир.

Крышень и рада

В книгах Велеса и Коляды есть еще одна легенда о данном небожителе, знакомая всем с детства сказка.

Крышень — покровитель древней мудрости и ритуалов – 10
Крышень и Рада

Много странствовал славянский бог Крышень по миру Яви и однажды на летучем корабле прилетел на остров солнца Ра, где увидел прекрасную Раду (дочь Ра) и влюбился в нее. Обратился юноша к отцу ее с просьбой выдать замуж, на что Ра загадал 3 испытания, только пройдя которые получит Крышень в супруги Раду.

Прошел бог все их и стала Рада его спутницей и помощницей. По преданию богиня Рада любит с детьми играть и успокаивать, поэтому есть у нее другое имя Ляль- ка. Ляльками на Руси называли кукол которых давали детям для игры. Через ролевые игры с такими куклами и происходит развитие малышей.

Вернемся к испытаниям, что же они собой представляют?

  1. Рада сидела у окна в высокой башне доходящей до самого неба. Крышеню предстояло допрыгнуть на коне до окна девушки, снять кольцо с ее пальца да поцеловать. Простое задание оказалось благодаря волшебному скакуну бога.

  2. Вторым заданием было укротить тура с золотыми рогами, запрячь в плуг, распахать поле, засеять и вырастить рожь, сварить и потчивать гостей пивом из собранного урожая. Времени на все давалось лишь сутки. И с этим заданием справился бог, угостил на закате гостей пивом.

  3. Третье задание заключалось в том, чтобы отыскать в чистом поле ключик заветный от косы Рады. Расплести косу относилось к ритуалу замужества. Справился и с третьим испытанием бог мудрости. В книге Коляды также есть эта история.

    Крышень — покровитель древней мудрости и ритуалов – 12

Купайло и кострома

Кострома –  славянская богиня являлась сестрой Купалы и издавна символизировала стихию первородной воды, плодородие, урожай, летнее тепло, помогая влюбленным встретить друг друга.

Купайло (Купала или Купайла) – солярное божество. Он является апофеозом всей энергии Солнца и аналогичен первородному стихийному огню. Купайло невозможно представить отдельно от Костромы, его сестры, олицетворяющей воду.

Во всех источниках указывается, что Кострома и Купайло – это неделимые образы. Согласно легенде Купайло и Кострома, не зная, что они брат и сестра, воспылали друг к другу настоящей любовью, но узнав о кровных узах, вместе покончили с собой.

Напиток знаний и безумия

Исследователь славянских обрядов, Юрий Боголюбов, отмечает, что ещё одним даром Крышеня стала сурья. Она представляла собой чудесный напиток, что мог согреть человека и открыть его сознание к постижению новых истин.

Увы, люди так и не научились правильно использовать сурью, а потому, стремясь постигнуть невозможное, превратили её в дурманящий напиток, который и вовсе лишал их разума. Однако от сурьи не отказывались боги, что прославляли Крышеня после его победы.

Сам же бог проявил скромность и не стал слушать хвалебные песни в свой адрес, а удалился на далёкий остров. Здесь я снова замечаю сходство с ещё одним героем мифов, на этот раз – греческим.

Заметьте, даром Крышеня стал огонь, что стали использовать люди для того, чтобы вернуть в дома тепло и развеять мрак. Подобный поступок очень походит на Прометея, однако Крышень не был наказан, а напротив – прославился своим поступком, который и люди, и боги считали великим подвигом.

Образ крышня

Образ Крышня у славян
Крышень подарил людям напиток -сурью.

В искусстве образ Крышня запечатлен как красивого сильного Бога светловолосого, молодого и веселого. Почитался как податель живого тепла и солнечного света во времена смертельной тьмы.

Часто можно встретить изображение светлого юношу парящего на птице Гамаюн, это связано с его функцией осмотра миров Яви, Прави и Нави. В спокойные времена мудрости людей учит, да следит за соблюдением ритуалов и заветов предков.

Перун громовержец

Если древние славяне слышали гром, то они знали, что это работа Перуна, покровителя доблестных воинов, сына Лады и Сварога, самый известный из рода Сварожичей. Он один из самых известных богов, которому поклонялись наши предки. Перун всегда был лоялен к людям и готов вступиться за них.

Победа крышеня над мраком

Крышень приходился братом самому Роду, однако разница в возрасте у этих богов была заметной – Крышень считался одним из самых младших божеств пантеона. Появление на свет нового бога было связано с событиями, что происходили в мире.

Позвизд

Позвизд (Погвизд, Похвист) – славянский бог воздуха, погоды и ненастья.

Позвизд, – свирепый бог бурь и непогод. С его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило Позвизду тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег.

Еще про Тора:  ОПИСАНИЕ СЛАВЯНСКОГО КАЛЕНДАРЯ, НАИБОЛЕЕ ДРЕВНЕГО ИЗ ИЗВЕСТНЫХ | Пикабу

Стремительно носясь по небесам, сопровождаемый свитою бурь и ураганов, он распространял вокруг шум и свист, и ничто: ни люди, ни звери, ни столетние деревья, ни горные кряжи – не могло устоять перед его стремительностью и натиском!

Позвизда почитали не только покровителем бурь, но и всяких воздушных перемен.

Помощники и символы крышеня

Наши предки верили, что Крышень каждый день обходит мир, восстанавливая справедливость и гармонию. Верной помощницей его является Гамаюн – волшебная птица с головой женщины, что может предсказывать будущее.

Среди животных символом этого бога является тур, что воплощал собой храбрость и благородство, а вот дерево Крышеня – осина, которая, согласно преданиям, могла наделить человека тайными знаниями.

Я бы назвала Крышеня не только богом-мудрецом, но и великим блюстителем порядка. Благодаря ему наш мир остался живым, а люди получили чудесный дар. Самой главной задачей человечества является умение научиться правильно использовать то, что есть у нас в руках.

Птица слава

Матерь-Сва-Слава – прародительница всех славян, покровительница Руси. Все РОДы которые были известны произошли от Сва-Славы.

Существует легенда, о том, кем же в человеческом мире была Матерь Сва.

Жил в далекие времена, когда боги еще достаточно близко общались с людьми, Богумир. И была у него жена Слава, или Славуня. Имели они 5 детей, дочери: Полева, Древа и Скрева, и сыновья: Сев и Рус. Своих дочерей Богомир отдал замуж за Утренника, Полуденника и Вечерника – трех небесных вестников, которых послал ему Даждьбог.

По своей сути Матерь-Сва-Слава – это воплощенный в образе птицы символ чести и славы Руси. В ней заключена память о подвигах отцов и пращуров, и слава каждого русича, павшего за свою землю, либо прославившего её иными благими деяниями, чудесным образом перетекает к Матери-Славе и становится вечной.

Род и рожаницы

Род – это больше, чем просто создатель мира. Именно благодаря ему появилось мироздание в том виде, который нам привычен. До появления Рода не было ни света, ни тьмы, не было ничего. Именно благодаря ему на земле появилось все живое. После сотворения мира Род разделил его на Явь, Правь, Навь.

Сварог

Сварог по праву считался первым земным образом Рода и являлся отцом первого поколения славянских богов. Ему приписывают образование суши, на которой обитают люди. Сварог издавна символизировал опытного воина-защитника, который в случае опасности собирал под своими знаменами всех светлых богов.

Символ Сварога – это всеразрушающий и одновременно дарящий жизнь огонь. В славянской мифологии он был покровителем труда, так как только труд позволяет сотворить что-то великое и значимое. Звезда с восемью лучами – это символ Сварога, которым очень часто обозначали священный камень Алатырь.

Святибор

Святибор – Бог лесов, боров, господин леших. Святобор — у западных и восточных славян – бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе.

Убеждение, что природе нельзя наносить – по глупости или жадности – невосполнимый урон, возникло еще в глубокой древности. Наши предки верили, что охотника, посягнувшего на зверя с детенышем, или рыбака, который ловит рыбу, когда она нерестится, покарает владыка чащоб Святобор. Верили, что всех охотников, прельщающихся на легкую, неправедную добычу, ждет грозная расплата.

Святобор – олицетворение вечно живой природы. Женою Святобора была Девана – славянская богиня охоты.

Стрибог

Стрибог относился к числу перворожденных из искр богов или же из дыхания Рода. Стрибог по праву считается одним из воинствующих богов, которые борются на стороне света. Он всегда символизировал ветер, он покровительствовал птицам и просто стихии воздуха.

Предки почитали Стрибога не менее, чем Перуна, так как он из старшего поколения божеств. Представляли его всего седовласым стариком с луком в руках, не особо разговорчивого, но при этом сильного и справедливого. Благодаря тому, что Стрибог считался богом ветра, его особенно почитали купцы и торговцы, так как их паруса наполнял именно он. Уважали этого бога еще и за то, что он может быть неподконтрольным, разрушить ураганом все, что ему не по душе.

Сурица

Сурица, это солнечная Богиня радости и света, она является дочерью Даждьбога.

Сурица символизирует жизнь, и покровительствует ей. Богиня не просто является символом жизни, но и помогает продлить её. Недаром Сурица подносит своим детям божественный напиток жизни – сурью. Богиня одета в белую славянскую одежду и на голове носит венок из полевых цветов. Её простая и скромная красота ярко свидетельствует о чистоте и невинности.

Сурья, это практически безалкогольный напиток на меду. Медовый напиток веселит, но не обладает опьяняющим действием и является питьём самого Солнца. Славянская культура возвращается именно через сурью, и именно этот напиток даёт славянам трехсотлетнюю жизнь. Только сурья, подаренная нам Сурицей, способна давать долголетие и здоровье.

Художник андрей алексеевич шишкин.славянские боги и славянская русь.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Хозяюшка.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Вишенка

Славянская культура отличалась великим своеобразием. Наши предки поражали представителей других рас силой своего духа и уникальной тягой к созиданию и познанию окружающего мира. Славянская мифология представляет своеобразную концепцию передачи сакральных знаний миропонимания и жизни в гармонии с природой, а также знаний об образе жизни предков.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Идиллия.

Боги занимали очень важное место в жизни славян. Отличительно то, что они славили их, а не молились им, вознося благодарственные гимны за их помощь и покровительство. Славяне воспринимали своих богов, как родителей и почитали их как родителей. Пантеон славянских богов обширен и каждый из них соответствует своей ипостаси.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Ярило.

Ярило – Яростный — в славянской мифологии значит неукротимый, яровать – неистовать забываясь. Сторона любви, которую поэты называют «страстью кипучей», и находилась «в веденье» славянского Бога Ярило. То есть его можно назвать в какой-то степени богом любви.
Ярило представляли себе юным мужчиной: пылким, влюбленным женихом одетым в белые одежды, босым, разъезжающим на белом коне (по другим поверьям Ярило изображался в виде женщины, одетой в мужской наряд: белые брюки и рубашку. В правой руке она держит чучело человеческой головы, в левой ржаные колосья. На голову Яриле надевали венок из первых полевых цветов.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Жива.

Жива — в славянской мифологии – Богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруга Даждьбога. Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях; подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым. Она – Богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов; покровительница юных девушек и молодых жен.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Белун.

Белун — по белорусским поверьям бог жатвы в образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того, кто ему услужит. Так же он помогает заблудившимся в лесу выводя их на тропу. Хотя сам в лес он не заходит, потому что это не его территория, своими окриками он помогает плутающим выйти к нему на поле.

Славянская вера представляет собой культ Солнца, олицетворяющего жизнь всего живого на всей на земле. Все славянские боги были солнечными. Были также и функциональные божества, которые помогали земледельцам и животноводам.

Белун нес в себе признаки бога-громовника и солнечного бога. Первый разгоняет темные тучи, а второй прогоняет темное время ночь. В представлениях славян он являлся старцем в белой одежде, с длинной белоснежной бородой и держащим в руках посох. Он может являться исключительно в дневное время и тех, кто заплутал в дремучих лесах, он выводит на торную дорогу. Недаром в те времена поговаривали – без Белуна в лесу темно.

Также Белуна почитают, как покровителя богатства и плодородия. Существует поверье, что Белун присутствует во время жатвы на полях и помогает в работе жнецам. Существует такое поверье: Белуна можно увидеть среди колосящейся пшеницы и сумой полной денег на носу. Он манит к себе бедного человека и просит утереть ему нос. Если малоимущий выполнит его прошение, то из сумы в руки человека начинают сыпаться монеты, а Белун исчезнет.

Белун считается добрым богом. Лишь наступает рассвет, он направляется в поля, ходит по меже и охраняет каждый колосок. В полдень Белун посещал пчельник, а после того как жара спадет снова возвращался на поля.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Квасура.

Квасура, Квасир — в славянской мифологии – Дух хмельной браги, бог веселья, радости и хмеля, таинства хмелеварения. Лада научила Квасуру готовить питный мед (сурью).
Почетание Квасуры восходит еще к временам праславянским, поскольку “сур” – близко к божеству солнца “Сурья”, квас осуривали, т.е. выдерживали на солнце.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Святибор.

Святибор — в славянской мифологии упоминаемый территориально – бог лесов, боров, господин леших. Его функции идентичны Велесу.

Святобор – бог леса. Внешне он выглядит как состарившийся богатырь, представляя собой старика крепкого телосложения, имеющего густую бороду и одетого в звериные шкуры.

Святобор яростно охраняет леса и нещадно наказывает тех, кто им вредит, в некоторых случаях наказанием может стать даже смерть или вечное заключение в лесу в облике зверя или дерева.

Женат Святобор на богине охоты Деване.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Девана.

Девана — богиня охоты, жена бога лесов Святобора и дочь Перуна. Славяне представляли богиню в виде красивой девушки, одетой в нарядную кунью шубу, отороченную белкой. Поверх шубы красавица надевала медвежью шкуру, а голова зверя служила ей шапкою. С собой дочь Перуна носила превосходный лук со стрелами, острый нож, который слушается только свою обладательницу, и рогатину, с какой ходят на медведя.

Лесная богиня опекает всех лесных обитателей — всех птиц и все зверье, обучает их избегать опасные места и переносить зимние морозы. Девана, это супруга Святобора, который является богом всех лесов и их обитателей.

Прекрасную Девану почитают все охотники и ловцы зверей. Они просят ее покровительства в охоте и приносят ей в благодарность дары — долю от охотничьих трофеев. Именно это богиня посылает охотникам удачу в схватках с волками или медведем. Девана и сама любит поохотиться в лунные ночи. В такие ночи ее можно увидеть на лесной опушке в компании ее свирепых друзей.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Перун Громовержец.

Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перуна считают покровителем воинов и витязей. Его славили в дни победы.

Перун, покровитель воинов, грома и молнии. О его высоком положении среди пантеона Богов говорит тот факт, что ему поклонялись русские послы, князья и его дружина. Силу и мощь Перуна древние славяне находили и в природе, наделяя его свойствами дубовые рощи и леса. Во времена засухи, люди взывали к Перуну, дабы он сослал на них свою благодать — напоил землю водой и избавил от нечистой силы.

Имя Перуна имеет отношение не только к истории древних славян. Также упоминание о нем существует в других народных сказаниях. Литва — Перкунас, Белоруссия — Пярун. Кельты именовали Перуна Таринис, скандинавы же дали ему имя Тора.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Матерь Птица Сва-Слава.

Птица Сва-Слава — Великая Мать Слава, покровительница земель Русских, прародительница всех Родов Русских.

Изначально Птица Сва Слава, это образ заботливой матери. Матерь Сва Слава, это воплощенная честь и слава Руси. Именно в ней заключается вся память о подвигах наших дедов и отцов, слава всех Русов, которые пали в великих битвах за свою землю.

Матерь-Сва напоминает русичам об их героических подвигах и мотивирует к новым свершениям. Она приходит к воинам на помощь и вдохновляет их, в образе птицы она накидывается на врагов и нещадно бьет их крыльями и разит клювом.

Современный образ Птицы-Сва представлен в виде возникающей энергии, которая аккумулирует волевые и образные импульсы в единый сплоченный сгусток, от которого воины получают мощнейшую зарядку. Образ Матери или Птицы-Сва Славы, это гармоничное соединение личного и общего, славы единичного человека и всего народа. В тоже время — это божество, своеобразное перетекание времени из прошлого через настоящее в будущее. Другими словами, можно сказать, что, помня о подвигах своих пращуров и умножая их сегодня, славяне и в будущем останутся такими же сильными и славными.

Еще про Тора:  Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

Птица-Сва-Слава представляла собой образ заботливой матери и грозной воительницы одновременно. Да и как иначе, ведь любая мать, защищая своих детей, превратится в настоящую валькирию. А поскольку славяне своих богов считали родителями, то и боги считали славян своими детьми и соответственно также их и защищали. И немало таких матерей знает история — это защитницы, победительницы и державницы. Матерь-Сва является покровительницей Руси и по сей день. Потому и обращаться к славянским богам можно везде, где бы ни находился человек, так как древние славянские боги находятся повсюду. Согласно ведическим традициям, славяне славили богов и пели благодарственные гимны в их честь за содействие во всех делах человеческих

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Вольга.

Волх Всеславьевич, Вольга, Вольха — славянская мифология. Князь, понимающий язык природы, зверей, птиц.

По славянским легендам, Вольга, это богатырь и оборотень, который был рожден от Марфы Всеславьевны и змея и представляет самый древний образ героя в русских былинах. Необычное рождение несет в себе тотемные представления наших далеких славянских предков. Его имя Вольга или Волх, указывает на рождение величайшего волшебника или кудесника.

В момент рождения Вольги содрогается земля, зверье, птицы и даже рыбы прячутся в страхе. Он маг и оборотень, который может подчинять себе силы природы и он герой тех далеких времен, когда людям еще не было знакомо земледелие, и только охота была единственным промыслом. Военные победы достаются Вольге благодаря больше магическим умениям, нежели физической силе. Одержав великую победу над врагом, он остается там правителем, а это несвойственно другим былинным богатырям.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Коляда.

Коляда — в славянской мифологии – противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного-молодого.

Бога Коляду знают многие по одноименному празднеству. Коляда, это славянский солнечный Бог, младший сын Даждьбога и потому его чествуют в день зимнего солнцестояния. В этот день солнышко отворачивается от зимы и поворачивается в сторону лета, наполняя каждый день летними силами. Коляда, это молодой, ретивый и сильный Бог, молодое Солнце, которое сменяет старое зимнее Солнце Световита. Именно Коляда начинает противостояние трескучим зимним морозам и зимней спячке.

В некоторых случаях Коляду представляют в образе новорожденного малыша, олицетворяя тем самым молодую ипостась зарождающегося летнего Солнца. Поэтому в этот день славяне славят Коляду и устраивают веселые празднества. Примечательно, что потеряв со временем связь со своими родичами и своими традициями, постепенно Бога Коляду стали считать Богом разгульного застолья и веселья. Однако Коляда олицетворял окончание зимних холодов и был предвестником скорого наступления весны.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Купало и Кострома

Купало — в славянской мифологии брат близнец Костромы. Оба они дети богини Ночи Купальницы и Семаргла. В славянских мифах рассказывается, что однажды, когда Купала со своей сестрой были еще маленькими то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала, проплывая мимо в лодке. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились не зная, что брат и сестра, а когда узнали решили утопиться. Косторма стала русалкой или мавкой. Но боги решили сжалиться над братом и сестрой и превратили их в цветок который мы сейчас знаем под названием Иван-да-Марья.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Лель.

Лель — это древне-славянский бог пламенной любви, который рожден богиней Ладой. Корень его имени дошел до современности и сохранился в таком слове как «лелеять», что означает «любить» или «нежить». Рождение Леля ассоциируется с привлекательностью, которая порождает истинные пламенные чувства.

В некоторых сохранившихся приданиях Лель представляется в виде красивого пастуха с вьющимися волосами русого цвета. Одно из самых знаменитых посвящено магической свирели, которая с тех самих пор стала считаться неотъемлемым атрибутом пастухов. Легенда гласит, что у Леля была магическая свирель, на которой он играл без устали, совершенно не замечая всего, что происходит вокруг него. В парня этого была влюблена прекрасная девушка, которая решила припрятать свирель для того, чтобы Лель обратил внимание на нее. Но, к сожалению, Лель не смог позабыть о своей свирели и умер от тоски. С того горестного момента пастухи играют на свирелях только печальные мелодии о любви, преданности и счастье между мужчиной и женщиной.

Лель также считался богом наступления весны, но не календарной, а видимой. Весна нередко ассоциировалась с молодостью, поэтому и Леля почитали как бога молодости. Считается, что он живет в светлом лесу вместе со своим братом Полелем, а каждое утро братья выходят на опушку, чтобы поприветствовать Ярило. Считалось, что услышать магическую свирель Леля можно только в Купальскую ночь, поэтому девицы часто прислушивались к лесным звукам — не зовет ли их Лель своей мелодией?

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Заря-заряница.

Заря-Заряница — в древней мифологии богиня, управительница зари. А так же была покровительницей хорошего урожая. Заря-Зарница, это богиня рассвета, очищения и здоровья.
Наиболее известный из заговоров на Заряницу против бессонницы.
Заря-Заряница, красная девица, возьми бессонницу, безугомонницу, а дай мне сон – угомон.
Зарю почитали многие знахари и знахарки, не даром сами заговоры и лечение проводилось на утренней заре, с восходом первых лучей солнца, в них вкладывалась особая сила.

Эту богиню почитали сельские жители, так как она могла поспособствовать скорейшему созреванию плодов. Очень часто в ее честь совершались богослужения, где просили о плодородном урожае. Ко всему прочему Заря-Зарница является покровительницей влюбленности. Молодые девушки, влюбляющиеся в юношей, обращались именно к ней. В славянской мифологи можно часто встретить упоминание этой богини.

В древние времена считали, что эта богиня имеет свое место под солнцем. То есть на второй земле от Солнца. В нашем мире это называется планетой Венерой. В легенде слагается о том, что существует две сестренки, Утренняя заря и вечерняя. Одна встречает солнце, а другая провожает его. Солнечные лучи прогоняли нечистую силу мрака, а Богиня Заря-Зарницы могла прогнать всякое зло. Люди верили этому и преклонялись перед ней.

Молодые девушки собирали дары богине самые разнообразные. Плетеные из бисера украшения, красивые букеты из самых разнообразных цветов. Все это осуществлялось лишь для того, чтобы распознать, какого милого им принесут Небесные Боги. Очень часто имя этой богини встречается в восточнославянских сказках и заговоров. Ее всегда изображали молодой девицей в злато-багряных одеждах с длинными золотистыми волосами, сверкающими на солнце.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Стрибог-хозяин ветров.

Стрибог — В восточнославянской мифологии бог ветра.

Стрибог — это один из самых древнейших славянских богов. Его считали покровителем ветров, ему подчинялось все воздушное пространство с его стихиями и духами. Этимология слова «Стрибог» имеет отношение к древнеславянскому корню «стрег», который можно перевести как «дядя по отцу» или «старший». Славянские мифы и предания повествуют о том, что он появился из дыхания Рода, поэтому считается одним из первых богов.

Стрибог обычно представлялся крепким стариком с густыми седыми волосами и бородой, а в некоторых преданиях он имел облик Разящего Лучника в лазурных одеяниях, неразлучного со своим луком и стрелами. Обителью Стрибога считалась удаленная лесная чащоба на самом краю света или же одинокий остров посреди грозного океана. Он также нередко изображался летящим на удивительном корабле по небу, а в его руках всегда был рог и копье. При необходимости Стрибог мог превращаться в мифическую птицу именуемую Стратим. Согласно преданиям, он редко контактировал с другими богами, но всегда приходил на помощь и яростно сражался с силами зла.

Стрибог был почитаемым богом во всей Руси, о чем говорит «повесть временных лет». В ней не раз упоминается словосочетание «стрибожьи внуки» — именно так именовались ветра. Считалось, что у Стрибога имелось четверо сыновей — Ветра четырех сторон света, от которых родились остальные ветры.

Стрибога почитали землепашцы, ведь они верили, что дождевые тучи придут на поле, только если их пригонит ветер, который назывался «дыханием Стрибога». Но больше всего почтения к этому богу испытывали мореходы, ведь для них попутный ветер был залогом плаванья. Именно поэтому больше храмов и святынь Стрибога были размещены именно на берегах рек и морей. Моряки и купцы перед походом в море всегда приносили дары Стрибогу и просили его о попутном ветре.

Стрибог управляет ветрами не в одиночку: в этом ему помогают сыновья и внуки, каждый из которых отвечает за свой ветер.

• Посвист – старший сын, повелитель бури.
• Подага – повелитель горячего, пустынного ветра.
• Погода – повелитель теплого легкого ветерка.
• Сиверко – повелитель холодного, сурового северного ветра.
• Полуденик – повелитель легкого теплого дневного ветерка.
• Полуночник — повелитель легкого прохладного ночного ветерка.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Числобог.

Числобог — в славянской мифологии – бог времени и звездочетства, букв, чисел, календаря и всем что с этим связано.

Один из высших богов у славян. Жрецы Числобога знали тайные древние науки счёта дней, месяцев и лет. Легенда гласит: «было у него два лица: одно – подобное солнцу, другое – полумесяцу, ибо Солнце отмеряет течение дня, а Луна – ночи. Числобог является хранителем Вселенских Весов, на которых отмеривается время и мера каждого Сущего, и Чаши Времени, испив из которой можно вернуть прошлое или же попасть в будущее. Символы Числобога – весы, счёты, измерительные приборы, числа и арифметические знаки. Сакральная птица – вещунья кукушка, которая в определенные дни и часы вещает людям об отпущенных им сроках».

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Позвизд.

Позвизд — Посвист, Похвист, Позвизд – в славянской мифологии – старший ветер, считается богом бури. Сын или внук Стрибога. Бог северного ветра.
Русский эпический поэт о нем так говорит: Там Посвист; бурями, как ризой, вкруг увитый…
И вот старинное о нем понятие:

С брады дожди льют проливные,
Из уст валят туманы злые.
Тряхнет ли Позвизд волосами?
Валит на землю полосами,
Нив истребитель, крупный град.
Махнет ли хладною полою?
Звездчат снег хлопьями валит.
Летит ли облачной страною?
Звездчат снег хлопьями валит.
Летит ли облачной страною?Пред ним предидет шум и свист;
Полк ветров, бурь за ним несется,
Взывая к небу прах и лист;
Столетний дуб трещит и гнется;
Бор клонится к земле травою,
Трепещут реки в берегах.
Крутится в голых он скалах?
Свистит, ревет, гулит, ярится.
Ударит ли в утес крылом?
Вздрогнет гора; утес валится:
И в пропастях катится гром.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Род и Рожаницы.

Род — Родитель всего живого и сущего у древних славян. Род породил все что мы видимо вокруг. Он отделил мир видимый, явный – Явь, от мира невидимого, духовного – Нави. Он отделил Правду от Кривды.
Род упоминает в летописях с главными божествами вместе с рожаницами, сопровождавшими его женскими божествами. (позднее) Род и рожаницы считались умершими предками патриархального рода, который сородичи считали своими покровителями. Они так же имели и древнее наименования щур, дед.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Сварог.

Сварог — в восточнославянской мифологии – Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин.

Еще про Тора:  Скачать ГТА 4 с модами через торрент на ПК

Сварог – бог небесного огня, сын Рода, и в то же время родоначальник второго круга славянского пантеона. Внешне Сварог выглядит как высокий старик крепкого телосложения, с рыжими волосами. Одет бог в яркие одежды красно-белого цвета, а вооружен копьем. Хотя Сварог способен мгновенно перемещаться по миру, в том числе и между мирами, передвигается он верхом на рыжем коне.

Как и Род, Сварог – бог-творец, он продолжил формирование этого мира, изменяя его изначальное состояние, совершенствуя и расширяя. Впрочем, излюбленным занятием Сварога является кузнечное дело.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Велес.

Велес, Волос, Власий — в славянской мифологии – Покровитель домашнего скота и богатства, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев. (Сын Рода, брат Хорса)

Велес – бог циклического движения, сын Рода. Его нельзя отнести ни к добрым, ни к злым богам. Циклическое движение приносит в этот мир и то и другое, заставляя добро и зло, постоянно сменять друг друга. С образом Велеса связано два животных: бык и медведь, в капищах посвященных божеству волхвы зачастую держали медведя, который играл ключевую роль в проводимых обрядах. Велес людям чаще является в облике огромного медведя. Вооружен Велес деревянным посохом, по сути, он не воин, скорее его можно назвать магом. Именно с помощью магии он и атакует и защищается.

Несмотря на большое распространение и массовое почитания этого бога, Велеса всегда отделяли от остальных богов, его идолы никогда не ставились в общих капищах (священных местах, в которых устанавливали изображения основных богов этой территории). Так в наиболее описанном историческом событии – объединении Руси князем Владимиром, в собранном им пантеоне отсутствовало изображение Велеса. Идол Велеса был установлен отдельно на берегу реки.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Хорс.

Хорс, Хорос — Славянский бог солнечного диска – Солнца – светила. Почитание отдельно солнца как планеты и солнечного света, встречается у многих народов.

Хорс – бог системного хаоса, сын Рода. По сути Хорс отвечает за движение и развитие всего мира: движение звезд и планет, смену дня и ночи, времен года и т.д. Хорс привносит в этот мир порядок, но порядок настолько сложный, что чаще всего он воспринимается как хаос. Образ Хорса в первую очередь ассоциируется с небесными светилами: солнцем, луной, звездами. Внешне Хорс выглядит как молодой мужчина, с золотыми кудрявыми волосами. Вооружен бог мечом и щитом, а передвигается верхом на золотом коне.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Даждьбог.

Даждьбог – Сварожич у языческих славян — бог плодородия и Солнца, живительной силы. Имя его не от слова “дождь”, как иногда ошибочно думают, оно означает – “дающий Бог”, “податель всех благ”.

Даждьбог – бог солнечного света, старший сын Сварога. У древних славян Даждьбог был одним из самых почитаемых богов из всего пантеона. Это и отразилось в его имени, которое, несмотря на созвучие, не имеет ничего общего с дождем. Частичка «Даждь» происходит от слов «давать», «дать», а краткое взывание к нему сохранилось и по сей день в форме «Дай, Боже!».

Даждьбог — это божество Солнца, плодородия, он является самым ярким олицетворением огненной стихии. Славянские летописи указывают на то, что Даждьбог был отцом Ария, который считается прародителем всей белой расы славян. Поэтому в дохристианскую эпоху все люди звали себя не иначе как Даждьбожьи внуки. Это говорит о том, что славянский народ имеет прямое родство с Богом.

В легендах Даждьбог описывается как мужчина с золотисто-солнечными развевающимися на ветру волосами. У него были ярко-синие глаза, а взгляд настолько проницательным, что перед ним раскрывалась вся ложь и нечистые мысли.

Даждьбог считается покровителем сирот и всех людей, которым требуется помощь. При правильном обращении к себе, он может подарить дождь в засуху, материальную помощь в нищете или дельный совет в трудном вопросе. Даждьбог также покровительствует всем землепашцам и другим людям, работающим на земле. Ведь для них цикл Небесного светила играет главную роль в сборе урожая.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Сурица.

Сурица — в славянской мифологии – солнечная Богиня радости, веселья и света (напиток сурья (мед питный)). Супруга Хмеля. Дочь Дажьбога.

Сурица, это солнечная Богиня радости и света и является дочерью Даждьбога. Она и символизирует жизнь, и покровительствует ей. Богиня не просто является символом жизни, но и помогает продлить ее. Недаром Сурица подносит своим детям божественный напиток жизни – сурью. Богиня одета в белую славянскую одежду и на голове носит венок из полевых цветов. Ее простая и скромная красота ярко свидетельствует о чистоте и невинности.

Сурья, это практически безалкогольный напиток на меду. Медовый напиток веселит, но не обладает опьяняющим действием и является питьем самого Солнца.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Русалки.

Русалка — персонаж славянской мифологии. Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке, бытующие на Русском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, существенно отличаются от западнорусских и южнорусских. Считалось, что русалки опекали поля, леса и воды.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Наречение именем.

Священный обряд имянаречения в Родной Православной Вере является обязательной составляющей духовного развития и самоусовершенствования Славян, это своеобразная отправная точка, с которой начинается жизнь человека в своем роде. Главной целью проведения имянаречения является приобщение человека к великому Роду Славянскому. Душа, прибыв в Явь, после перехода из одного состояния в другое еще остается связанной с иномирьем Нави. Лишь после имянаречения она действительно возобновляет свою духовную и телесную связь с Родными Богами, сотнями поколений Предков и земным родом.

Считалось, что лишь тот человек, который прошел священный Обряд Имянаречения, является действительно полноценным и имеет право занять соответствующее место в роде.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Травник.

Травник — в слав. миф. лесное божество.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Родник.

Родник. В древности родник наделяли волшебной силой и поклонялись ему, как божеству.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Волхв.

В славянском языческом обществе волхвы выделились как особая группа, связанная с проведением религиозных обрядов, предсказаниями и гаданиями. Волхвование это синоним колдовства, предсказания; волхв считался пророком, шаманом, целителем и составителем снадобий. В древнеславянской иерархии волхвы традиционно занимали высокое место рядом с правителем. Князья приходили к волхвам за предсказаниями.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Былина.

Были́ны (стáрины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Древопоклонник.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Лесной царь.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Птица вещая.

Она б весной жила и пела о любви…

Она б весной жила
И пела о любви,
Но не цветут сады там, где она гнездится,
Она судьбу поёт, о пролитой крови
Вещает голосом слегка надрывным птица…

И каково это,
Быть женщиной без рук,
Не обращая «в плоть» возможной страсти грёзы,
Переживая в день полсотни чьих-то мук,
Предвидя горести и бедствия, и слёзы?!..

Приходят старцы к ней,
Она же так юна,
Что ни морщинки нет на лике вдохновенном,
И вести требуют, мол, что ждёт племена,
Но – ничего о ней, о самом сокровенном!..

Они желают знать,
Кто создал этот мир,
Кто управляет им, добро лишь прославляя,
Но злу потворствуя, и отчего кумир
Лишь тот, кто силой взял, страданья добавляя…

Они узнать хотят,
Кто, где, когда и с кем,И ждать ли буйства им в времён теченье плавном;
Есть для неё у них числом несчётным тем,
А ей хотелось бы одну, о самом главном!..

А ей хотелось бы,
Но… им милей пытать
О звёздах на небе, о световом зачатье,
А ей хотелось бы хоть раз, да испытать
Простое девичье любви взаимной счастье!..

Волхвы к ней ластятся,
Мол, вельми ты мудра,
Поведай, вещая, откуда ветры веют,
И зори так горят, и дождь как из ведра,
И лишь о ней самой её спросить не смеют.

И что ответить ей,
Коль спросят вдруг они,
Ведь нет надежды ей, мечты её напрасны:
Лишь в предвещании проходят её дни,
Хоть лобызания могли быть очень страстны!..

Всех ждёт могильный мрак,
Бессмертна лишь она,
Ведь такова судьба у этой птицы вещей –
Жить в одиночестве, хоть… нанебе луна
И звёзды яркие над нею ночью блещут.

© Copyright: Владимир Котовский, 2021

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

На Купалу.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Девочка и лешак.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Схимник.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Прощание.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Нестор-летописец.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Поводырь.

Славянские Боги в живописи Андрея Шишкина

Хранители земли русской.

Андрей Алексеевич Шишкин, 1960 г.р. – родился и вырос в г. Москве. С пятнадцати лет занимается живописью, работает художником в частной студии. Основное направление в творчестве – портрет, историческая, жанровая живопись. Картины обладают большой энергетикой, глубиной и выразительностью. Художник работает в реалистичной манере, основанной на традициях академической живописи.

Не обходя вниманием пейзажи и натюрморты, Андрей отдает предпочтение психологическому портрету. Считает этот жанр наиболее подходящим для проявления мастерства.

Работы Андрея лишены пустой и бессмысленной яркости. Колорит живописи благородно сдержан, что помогает оценить смысл и глубину изображенного сюжета.

Особое место в работах художника занимает тема славянской истории, языческого многобожия, былин и сказок. Этот древний мир в картинах художника – более чем реконструкция образов, картины несут глубокий символический смысл, наполнены большим уважением к истории страны и некрикливым истинным патриотизмом.

Чем знаменит бог крышень у славян

Существует легенда по которой появление древнего бога относится к тяжелым временам для жителей мира яви. Захвачена земля была богом Чернобогом (по некоторым преданиям силами тьмы) и лишена света да тепла, погибали люди в холоде и голоде. В те времена и появился бог на своем коне волшебным.

Это событие описано в книге Коляды.

Победа была значима для всех миров, праздновали ее боги сурьей, тогда Крышень спросил богов: «почему вы не дадите священный напиток людям». Но так и не получил ответа.

Сел на птицу гамаюн и поднялся к богу Вышню в Синюю Сваргу где взял волшебного напитка для людей. Это событие также описано в книге Коляды.

Сурья — это напиток сваренный из зерна, трав, ягод и меда. Помогал от разных недугов и согревал в холоде. Хмельным напиток не был.

Крышень учит людей мудрости, помогает преодолеть трудности, помогает обездоленным, особенно малым да пожилым.

В мирное время помимо контроля над миром Крысень пасет небесную корову Зимун и Седунь. Под покровительством вышнего бога находится чертог тура, отвечающий за творческое начало.

Жрецами данного бога являлись скоморохи которые передавали знания в виде шутливых «балаболок».

Ярило

Ярила  или Ярило – достаточно часто этого бога называли Яромир и символизировал он страсть, неудержимую энергию и весну. Этот незаконнорожденный сын Велеса олицетворял весеннее тепло и искренние чувства. Ярило – это бог солнца в славянской мифологии, но Солнца весеннего – теплого и приятного.

Имя бога вошло в обиход славян как символ отступления холодов. Символ этого бога – пятиконечная звезда. Бог юности и плотских удовольствий, Ярило любит всех женщин, радуя их теплом весеннего солнца и искренними чувствами. Изображался Яромир всегда молодым парнем, который является мечтой всех девушек, земных и небесных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector