Тор – бог грома в скандинавской мифологии: описание, рождение, детство, молот, мифы | Мифолог

Происхождение и описание тора

Тор сражается с Ёрмунгандом
Тор сражается с Ёрмунгандом

Бог чего Тор в мифологии древних скандинавов? В первую очередь это бог-громовник. Некоторые ошибочно полагают, что Тор бог войны. Это не так: Тор воюет только с великанами и с чудовищами. Богом войны у скандинавов является Тюр.

Древнейшее изображение Тора
Древнейшее изображение Тора

История бога Тора очень богата. Относительно его происхождения до сих пор ведутся споры. По некоторым данным, его матерью является Ёрд, воплощение земли. По другим данным, его матерью является некая Фьергюн, чье имя совпадает с именем отца Фригг. Кстати, это имя объединяет Тора с именами других громовержцев, в том числе и Перуна.

Отец бога Тора по умолчанию Один, однако Снорри Стурлусон в прологе к “Младшей эдде” писал о том, что Тор (там он называется иначе — Трор) был первопредком всех богов. Однако, здесь легко запутаться: Трором также называет себя и Один.

Другие имена Тора:

Асабраг (Ásabragr)

Асатор (Ásaþórr, «Тор асов»)

Атли (Atli)

Бьёрн (Bjǫrn, «медведь»)

Веор (Véorr, «защитник»)

Вингнир (Vingnir)

Вингтор (Vingþórr)

Рюм (Rymr)

Сённунг (Sǫnnungr)

Тор (Þórr)

Хардвеор (Harðvéorr)

Хлорриди (Hlórriði)

Эйндриди (Eindriði)

Эку-Тор (Ǫku-Þórr, «Тор с колесницей»)

Энниланг (Ennilangr)

(По «Спискам имен» Снорри Стурлусона и другим источникам).

Тор едет на своей колеснице
Тор едет на своей колеснице

В эпоху викингов скандинавский “Олимп” возглавил Один со своей Вальхаллой, хотя культ Тора также был очень популярен. Например, его идол стоял в середине храма в Упсале.

Бог грома и молнии Тор является самым сильным божеством. У него на небесах есть владения, которые именуются Трудвангар, что в переводе с древнескандинавского означает “Поля силы”. У Тора есть свой чертог, который именуется Бильскирнир, что в переводе означает “Сверкающий как молния”. Этот чертог такой же огромный, как и Вальхалла: в Эддах говорится, что там находится пять сотен палат и сорок еще.

Рыбалка Тора
Рыбалка Тора

Описание бога Тора дано в тех же Эддах. Это очень высокий, статный бог могучего телосложения. У него огненно-рыжие волосы, синие глаза и относительно короткая борода, которая доходит ему до груди.

Само имя Тор (по-германски оно звучит как Донар) означает “Гром”, или “Громовержец”. Рыжая борода божества символизировала небесный огонь — молнии.

Тор рыбачит
Тор рыбачит

Когда-то было много изображений бога Тора. До наших дней дожила интересная исландская статуэтка, которая относится к эпохе “ниспровержения идолов”. Эта статуэтка изображает древнего бога Тора, который держит себя за бороду. Его борода имеет форму знаменитого атрибута бога Тора — молота Мьёлльнира.

Древняя статуэтка бога Тора
Древняя статуэтка бога Тора

Сам бог Тор и его жена Сив обладали чудесными волосами, которые, как гласят миф, изготовили для них чудесные. непревзойденные ювелиры — альвы.

Вообще, волосы в народной традиции воспринимались как символ плодородия: их постоянный рост был символом залога вечной жизни.

В некоторых, очень древних источниках, говорится о том, что Тор — бог земли. Это не совсем так: он является богом плодородия, но в союзе с Сив, которая также является богиней плодородия, он все-таки является “небесным” божеством.

Старинная статуэтка
Старинная статуэтка

Брак Тора и Сив — священный брак неба и земли. Становится понятным, почему Тор разгневался так сильно, когда Локи похитил волосы Сив: дело было не только в чем-то постыдном и непотребном, но и в посягательстве на залог плодородия.

Символ бога Тора — его великий молот, которым он сокрушает великанов. Также у него есть пояс силы, который вдвое прибавляет божеству силы, и железные рукавицы. Этими рукавицами бог Тора и держит в руках свой Мьельнир.

Молот Тора
Молот Тора

Великаны чувствуют силу Мьёлльнира уже тогда, когда он только заносится над их головами. По этой причине они постоянно пытаются похитить его.

Тор — бог молнии. Также громовержца называют Эку-Тором, или Тором-Колесничим. Такое имя дано неспроста, поскольку божество ездит на колеснице. Вообще, колесница является обычным атрибутом громовников, и появление грома древние объясняли грохотом ее колес.

Тор - бог грома
Тор — бог грома

Когда Тор скачет на битву с великанами, пылает небо, а горы крошатся. Интересно, что в свою колесницу Тор запрягает не благородных боевых скакунов, а козлов. Одного из них зовут Скрипящий зубами, другого — Скрежещущий зубами. Эти козлы добавляли шума к грохоту колесницы.

Еще одно, не слишком известное имя Тора — Хлориди, что в переводе с древнескандинавского означает “Скачущий в шуме”. Но главная роль этих животных, конечно же, заключалась вовсе не в шуме, который они производили.

В одном из мифов рассказывается о том, как однажды скандинавский бог грома Тор отправился на своей колеснице в страну великанов. С собой он взял Локи. Он, вообще, довольно часто приглашал его с собой, и вдвоем они представляли замечательный тандем физической мощи и интеллекта.

На ночь боги остановились в доме, который принадлежал великану Эгилю. Тор там приготовил ужин: зарезал своих козлов и бросил их мясо вариться в котел.

Древнее изображение громовника
Древнее изображение громовника

На ужин Тор пригласил хозяев дома с детьми, и при этом предупредил, чтобы они не разгрызали кости, а бросали их на расстеленные шкуры. Но сын владельцев дома по коварному совету Локи все-таки расколол бедренную кость.

На следующее утро Тор при помощи своего молота воскресил козлов, но один при этом сильно хромал. Пришлось громовнику идти дальше пешком, а непослушный юнец вынужден был стать его слугой.

Скандинавский лес
Скандинавский лес

Козлы Тора — такие же воскресающие звери, как и вепрь в Вальхалле. Одновременно они являются символом плодородия.

Хороший урожая больше всего зависел от воли норвежского бога Тора. Древние скандинавы даже заплетали ему последний сноп “на бородку”. Козлы являются бородатыми животными — они были символом громовержца.

Тор, бог Асгарда, сам был воплощением плодородного дождя. В одном древнеанглийском заговоре Тора называют “Громом благодатным, вечным для народа”.

Тор был воителем-громовержцем. Это было главное божество, которое обеспечивало жизнь людей и богов-асов. Тор был единственным защитником от великанов, которые символизировали собой в частности первобытный холод и мрак, а также зиму, которая отступала под ударами первого грома.

Есть большое количество мифов о боге Торе. Вот некоторые из них.

Альвис

Тор и Ёрмунганд
Тор и Ёрмунганд

Тора ждало еще одно брачное испытание. В этой легенде жених сам пришел к нему и посватался к его дочери. В роли жениха выступил не великан, а карлик. Его звали Альвис, что в переводе означало “Всеведущий”. Он пришел, когда Тора не было дома, и настойчиво объяснился Труд в любви. Он готов был забрать ее в свой хтонический мир, но в этот момент пришел Тор.

Он увидел, что лик жениха очень бледен — ведь Альвис был жителем преисподней. Тор сразу понял, что Альвис — плохая кандидатура в мужья, однако карлик согласился на брачное испытание, и громовник не мог ему отказать.

Тор пообещал ему любовь своей дочери, если карлик расскажет ему обо всем, что происходит во всех девяти мирах. Альвис с готовностью начал отвечать на вопросы, и Тор удивился тому, что тот, действительно, все знает. И ему удалось перехитрить хтоническое создание: пока Альвис показывал свою мудрость, взошло солнце и он превратился в камень.

Бог грома: добрый и грозный

Тор сражается с великанами
Тор сражается с великанами

К каким богам относится Тор? Тор — скандинавский бог грома, бури, молний, защитник богов и людей от великанов и разных чудовищ. Также Тор является древнейшим богом плодородия. День бога Тора — четверг: Thur’s day.

Сильнейший среди скандинавских богов, бог грома Тор был сыном Одина и Едр (земли). Жена бога тора по имени Сив, богиня с чудесными волосами, считалась богине плодородия.

Среди детей бога Тора важнейшая роль в скандинавской мифологии принадлежит дочери по имени Труд, а также сыновьям Моди (Смелый) и Магни (Сильный). После Рагнарёка Магни и Моди вернутся из царства мертвых и принесут молот Тора. И это не странно: смелость и сила не могут погибнуть.

Детство тора

Один невероятно сильно радовался появлению на свет сына, тем более такого удачного. Уже в раннем детстве стало ясно, что малыш станет великим воином, а также будет обладать невероятной силой. Более того, малыш Тор был еще и невероятно красивым, и в этом плане уступал он лишь одному Бальдру.

Одна только вещь омрачала око Одина. Рос маленький Тор тем еще задирой, причем задирой капризным и с буйным характером. Не проходило и дня, чтобы маленький Тор чего-нибудь не сломал и не разрушил. Более того, в раннем детстве Тор соорудил себе мощную дубинку из какой-то ножки от скамьи.

Еще про Тора:  В Швеции археологи нашли древний артефакт : настоящий "молот Тора". | Краткие новости

При помощи этой дубинки он лупил не только мебель, предметы и деревья, но и животных, и других, более взрослых богов, которые пытались утихомирить маленького сорванца. И это не говоря уже о других малолетних богах, которые постоянно огребали от буйного Тора.

Родители Тора, как бы они не радовались сыну, были слишком заняты, чтобы целиком и полностью посвятить себя сорванцу. Поэтому Один нашел отличный выход. Он приказал своим мощным северным волкам следить за Тором, пока он еще несмышленыш, чтобы он не натворил бед и чтобы сам не попал в серьезную передрягу.

Изначально волки следили за Тором по очереди, а когда Тор немного подрос – то вдвоем, ибо в одиночку сдержать сильного малыша им было не по силам. Но вскоре и сил обоих волков не хватало, дабы сдержать сорванца.

Легенда гласит, что однажды Тор сбежал из-под охраны волков и похитил знаменитое копье Одина, Гунгнир, не знавшее промаха. Более того, он так сильно метнул копье в дерево, что оно проткнуло его насквозь. Тогда-то асы и поняли, что пришла пора тренировать Тора, дабы он защищал Асгард от нападок великанов и других врагов.

В этой истории существует небольшая неувязка, т.к. Один получил свое копье тогда же, когда и Тор – молот. Эти оружия «выторговал» у мастеров-кузнецов Локи, за что чуть не поплатился своей головой. Однако мифологии характерны временные неувязки, поэтому не стоит обращать на это серьезного внимания.

Но даже во время тренировок, маленький Тор впадал в такое боевое бешенство, что был опасен не только для сверстников, но и для других богов. Одна из легенд гласит, что мать Тора не могла с ним справиться и отдала Тора на попеченье Вингнира и Хлоры, олицетворявших молнию.

Как выглядел мьельнир

Точный внешний вид легендарного молота, к сожалению, совсем не сохранился до наших дней, поэтому мы можем только представлять, как он на самом деле выглядел. Известно, что он обладал непропорционально короткой рукоятью, по сравнению с навершием, ибо Локи ужалил кузнеца в руку, когда тот ковал предмет, и кузнец ошибся. Более того, известно также, что центр тяжести молота был сильно смещен.

Из-за этих изъянов только такие силачи, как Тор и его сын Магни могли управляться с Мьельниром, которым это оружие пришлось по душе. Однако, известно, что Тор носил магический пояс силы, который увеличивал собственную силу бога грома. Кроме того, он также носил рукавицы Ярнгрипер, без которых просто не мог взять молот руками.

Ни одна из легенд не говорит о том, что Тор использовал Мьельнир, не надевая рукавиц и пояса, но, к сожалению, никаких фактов о том, кто выковал эти артефакты для Тора нет.

Также известно, что Мьельнир был невероятно тяжелым. Однако это не мешало Тору легко с ним управляться.

Колесница тора

Легенда гласит, что Тор всегда путешествовал либо пешком, либо в своей бронзовой колеснице запряженной двумя массивными козлами, имена которых Тангниостр или Тангриснир (скрежущий и скрипящий зубами). Легенда гласит, что Тор очень любил своих животных, однако нередко потреблял своих козлов в качестве пищи, особенно когда бывал в походах. А покушать Тор любил.

Но, как известно, одно из чудодейственных свойств молота Тора заключалось в том, что он обладал способностью воскрешать животных. И вот, после очередной пирушки, Тор взмахивал своим чудодейственным молотом и воскрешал своих любимцев, после чего он спокойно продолжал свое путешествие.

Однако силы Мьелльнира были не безграничны. Воскрешать животных он мог только в том случае, если кости животных не были тронуты. Однажды спутники Тора нарушили запрет и вместе с мясом козлов стали грызть и их кости. После этого один из козлов Тора остался хромым.

Почитание тора

Знак Тора в Германии
Знак Тора в Германии

На территории современной Германии есть несколько мест, названных в честь бога грома. Есть такое название, как гора Доннера — вероятно, она получила свое название в честь Тора (в южногерманском произношении — Доннера).

Еще один знак Тора
Еще один знак Тора

В Исландии в 19 столетии вывели особую породу лис, и назвали ее Тор холт. Вероятно, все дело было в красной шерстке животных.

В том же 19 столетии в почве были обнаружены гладкие клиновидные камни, которые назывались Торвиггар, или клинья Тора. Народное поверье гласит, что некогда эти камни бросали в тролля.

Метеориты, по причине их огромного веса, также считались камнями Тора. На шведском острове Готланд обнаружили жука, и назвали его в честь Тора. Предание гласит, что если этого жука найти перевернутым, можно добиться благосклонности этого сурового, но доброго бога.

Согласно древним легендам, Тору суждено погибнуть от яда своего вечного врага, Ёрмунганда. Но это произойдет только в конце времен.

Пока же Тор бдительно охраняет границы Мидгарда и вторгается в Утгард. Так он сдерживает хаос и отдаляет Рагнарёк.

Рождение тора

Родословная Тора, пожалуй, одна из самых впечатляющих. Дело в том, что он был сыном верховного бога асов, и их предводителя – Одина. Матерью его была Йорд (Хлодюн или Фьергун). Очень часто Тора называют «триждырожденным», ибо Йорд почиталась викингами, как мать-священная земля, а Хлодюн и Фьергун считались великаншами. Кроме того, матерью Тора часто называют и Фригг, богиню богинь.

О рождении Тора, древние скандинавы сложили целую легенду. Она гласит, что в день рождения Тора разыгралась ужасная буря, настолько сильная, что бушующий ураган с корнями вырывал деревья, в Мидгарде он сносил дома и ограждения. Не пощадил ураган и многовековые деревья Йотунхейма.

Кстати, очень похож Тор на славянского Перуна и Сварога, а также на греческого Зевса. Более того, исследование скандинавской мифологии позволило ученым выдвинуть гипотезу, будто бы славяне и скандинавы – это один и тот же народ, впоследствии расселившийся по Европе.

Для скандинавов непогода – не новость, но события, происходившие в ту ночь, были ужасающими. Ужас испытывали не только люди, но даже и животные. Более того, даже великаны Йотунхейма испытывали благоговейный ужас, перед подобной грозой, да и сами боги-асы настороженно отнеслись к подобным событиям.

А объяснялось все просто – гром и молнии радовались рождению Тора. Возможно, именно поэтому малыша назвали именно Тором, ибо имя его в прямом смысле означает гром, которому всегда сопутствует молния.

Рыбная ловля тора

Атрибуты Тора
Атрибуты Тора

В скандинавской мифологии Тор, бог грома, часто представлен, как силач, не наделенный особым интеллектом. Но это было не так.

Однажды он, обратившись в юношу и не взяв с собой спутников, отправился в Утгард. Он остановился в доме великана Хюмира, и когда тот стал собираться на рыбалку, попросился пойти вместе с ним.

Великан не очень-то хотел брать его с собой, но Тор был настойчив, и тот, поворчав, велел ему взять наживку.

Тор вышел на улицу и увидел стадо коров, а среди них — огромного быка, которого звали Вспоровший Небеса. Громовник отрубил быку голову: это и была его наживка.

Мьёльнир
Мьёльнир

Рыбаки сели в лодку, и поплыли. Великан сказал, что дальше они не поплывут, потому что там, в глубине, сидел Мировой змей. Но Тор не слушал его и только налегал на весла. Наконец громовник насадил наживку, и ему попался сам Ёрмунганд, позарившийся на бычью голову.

Молот Тора
Молот Тора

В этот момент из воды поднялась огромная голова Мирового змея, который изрыгал яд. Громовник уже поднял было свой молот, но Хюмир изрядно струсил и перерезал леску.

По некоторым источникам, Тор метнул в змея молот, и даже ранил его. Тот погрузился на дно океана, ожидая своего часа.

По мнению мифологов, этот сюжет является прелюдией к трагедии, которая разыграется в последние времена. Во время Рагнарёк Мировой змей сам выберется на сушу, и будет искать Тора, чтобы сразиться с ним.

Словарь

Тор (THorr), нем. Донар (Donar, возможно от древнегерм. THunrа, букв. «громовник», ср. современное нем. Donner, «гром») — в германо-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия, божественный богатырь, защищающий богов и людей от великанов и страшных чудовищ. Тацит (I в. н. э.)

описывает Донара под римским именем Геркулеса. В области распространения германских языков Донару был посвящён тот же день недели, что в Риме Юпитеру (т. е. четверг; нем. Donnerstag). Однако, если римский Юпитер объединял все основные функции бога неба, то в германской мифологии (так же как в индо-иранской, кельтской и др.) эти функции оказались разделёнными (рядом с Донаром-Тором был Тиу-Тюр, впоследствии сильно потеснённый Одином).

Еще про Тора:  Обережная кукла домовушка, как сделать своими руками.

Донара-Тора справедливо сравнивают, с одной стороны, с индоевропейскими богами Индрой, Таранисом, Перкунасом (Перуном), а с другой — с финно-угорскими богами грома и неба (Укко, Таара и т. д.); финно-угорские параллели позволяют предположить, что Тор первоначально мыслился и как бог неба. А.

Ольрик считает, что «громовой старик» в верованиях скандинавских саамов, которому приносят в жертву миниатюрные молоты, непосредственно отражает скандинавский культ Тора эпохи бронзы. О более широком диапазоне функций Тора в прошлом как будто свидетельствуют и наскальные изображения в Южной Скандинавии бога с топором (иногда — с молотом) и колесом (солярный знак), рядом — предполагаемое изображение козла.

У западных германцев имеются следы культа Донара: кроме названия дня недели, упоминание Thunaer рядом с Wodan (Воданом) в саксонской заклинательной формуле, Wigithonar рядом с Wodan в надписи, происходящей из земли франков, топонимика у франков и в Англии, где имя громовника большей частью связано с обозначением поля, что указывает на функцию плодородия.

Весьма обильна топонимика Тора, следы культовых мест, отражение его имени в личных именах и т. п. в Скандинавии, особенно в Норвегии. Имеются явные следы связи Тора с культом дуба, указывающие на первоначальную связь громовника с мировым древом (существуют балтославянские параллели). По-видимому, от мирового древа его постепенно оттеснил Один.

В скандинавской мифологии Тор (выступающий также под прозвищем Веор, Вингнир, Хлорриди и другими именами) — бог из рода асов, второй по значению (после Одина), сын Одина и Ёрд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн). Ёрд — буквально «земля», а Фьёргюн этимологически тождественно Перкунасу-Перуну и указывает на генетическую связь Тора с балто-славянским громовником.

Тор — муж Сив, богини с золотыми волосами (что подчёркивает отношение Тора к плодородию), матери бога Улля. У Тора — дочь Труд и сыновья Магни и Моди, причём Магни рождён великаншей Ярнсаксой. По-видимому, имена сыновей (Магни — букв. «сильный», Моди — букв. «смелый») персонифицируют «силу» Тора.

Небесное жилище Тора — Трудхейм. Тор рисуется рыжебородым богатырём, вооружённым боевым молотом Мьёлльниром. Тор ездит в повозке, запряжённой козлами. Молот (Мьёлльнир) — исконное оружие громовника (др.-исл. Mjollnir имеет тот же корень, что и русское слово «молния») — первоначально мыслился каменным, но в «Младшей Эдде» в истории изготовления кузнецами-двергами (карликами) сокровищ асов речь идёт уже о железном молоте.

В мифах — это главным образом боевой топор (возвращающийся к владельцу, как бумеранг), которым Тор побивает ётунов (великанов). Молот — специфическое оружие Тора, как копьё Одина, меч Тюра. Великаны стремятся похитить молот (или добиться того, чтобы Тор прибыл в их страну без молота и пояса силы).

В основе — мотив похищения громового инструмента демонами, известный также финскому и эстонскому фольклору. Имена козлов Тора — Таннгньостр (Tanngnjostr) и Таннгриснир (Tanngrisnir) указывают на скрежетание зубов и явно восходят к самому феномену грозы, но козёл одновременно имеет отношение и к плодородию.

В «Младшей Эдде» козлы выступают не только в роли «коней» Тора, но и служат источником неисчерпаемой пищи (ср. аналогичную ситуацию с вепрем, которым питаются в Вальхалле павшие воины — эйнхерии). Тор, останавливаясь на ночлег, убивает и жарит на ужин козлов (оставляя нетронутыми только кости), а затем возвращает их к жизни.

Когда Тьяльви и его сестра Рёсква, у которых Тор остановился на ночлег, лакомились мясом, Тьяльви нарушил запрет и стал грызть кости, из-за чего один из козлов слегка охромел; в виде выкупа Тьяльви с сестрой вынуждены были стать слугами Тора. Тьяльви часто фигурирует в качестве спутника Тора, иногда вместо Тьяльви в этой роли выступает Локи, а один раз даже Тюр.

В скандинавской мифологии Тор — прежде всего культурный герой или богатырь, защищающий Мидгард (мир людей) и Асгард (небесное селение богов) от великанов (ётунов); он противник мирового змея Ёрмунганда. Тор выполняет, таким образом, и воинскую функцию в защите «своих» от «чужих», людей от великанов и чудовищ, как бы моделируя при этом вооружённый народ, в отличие от Одина — покровителя воинской дружины.

Излюбленная тема т. н. щитовых драп (стихотворений, в которых описываются картины, воспроизведенные на дорогом щите, подаренном конунгом скальду) скальдов — описание т. н. «рыбной ловли» Тора, т. е. его борьба с мировым змеем; «рыбная ловля» Тора упоминается и в эддической поэзии и прозе.

Согласно «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда»), в последней битве перед концом мира (Рагнарёк) Тор сражается с Ёрмунгандом, убивает его и после этого, успев сделать девять шагов, сам умирает от его ядовитых укусов. Борьба громовника со змеем, драконом — классический сюжет в индоевропейской мифологии. Возможно, что драконоборство Тора — прообраз драконоборства германских эпических героев — Беовульфа, Сигмунда и Сигурда.

Судьба тора

Не смог Тор предотвратить Рагнарек – гибель миров, спровоцированный Локи и его детьми. В том великом сражении сражался Тор с мировым змеем Йормунгандом. Наконец-то им удалось встретиться по настоящему, в честном бою. И победил Тор. Однако и сам он нашел свою судьбу на поле боя.

Вот такой он был, настоящий Тор, о котором викинги слагали легенды, кого боялись и почитали, кого любили и уважали. И действительно, в те давние времена, грубая сила ценилась превыше всего, наряду с честностью, прямолинейностью и справедливостью. А именно такими качествами и обладал великий бог грома и молнии.

Тор и гейрред

Однажды случилось так, что Локи попал в плен к великану Гейрреду. За свою свободу он пообещал привести Тора к великану без его снаряжения. Но по дороге тор заглянул к великанше Грид, которая недолюбливала Гейрреда. Отдала она Тору свои рукавицы, свой пояс силы и свой волшебный посох.

На пути Тора чуть было не снес потом, устроенный дочерью Гейрреда, однако Тор удержался, благодаря новому поясу силы, поднял камень со дна и убил им великанью дочку. Прибыв, его посадили на лавку, которая стала подниматься к потолку. Тогда уперся тор посохом в потолок, вернул лавку на пол, а под ней увидел 2 раздавленных дочерей Гейрреда.

Войдя в дом великана, последний кинул в Тора раскаленным железом. Однако Тор был в рукавицах Грид. Схватил он раскаленное железо и так бросил его в Гейрреда, что оно пробило стену и поразило великана в грудь, пройдя ее насквозь.

Тор и трюм

Древняя статуэтка
Древняя статуэтка

Не только асы пытались поживиться чем-нибудь в стране великанов: ётуны также облизывались на сокровища Асгарда.

Однажды Тор, проснувшись поутру, обнаружил, что его великий молот исчез. Земля и небо остались без защиты, и, всерьез рассердившись, Тор отправился к Локи: по его мнению, только такой хитрец, как он, мог помочь найти Мьёлльнир.

Локи одолжил у Фрейи крылатый наряд, облачился с него, и полетел в Ётунхейм. Там он встретился с правителем, Трюмом, и после недолгих обменов любезностями, спросил, не он ли украл молот. Великан признался в воровстве, и тут же добавил, что Локи, несмотря на всю его хитрость и изворотливость, нипочем не достать его: молот лежит очень глубоко под землей.

Изображение молота Тора
Изображение молота Тора

Трюм отметил, что отдаст молот Тору. Но только взамен на Фрейю: он давно уже мечтал на ней жениться.

Локи полетел назад, и сообщил обо всем Тору. Вдвоем они отправились к Фрейе, прекрасно зная, какой ответ получат. Они не ошиблись: красавица-богиня, услышав это предложение, рассердилась так, что застряслись скалы. Она сказала, что никогда и ни за что не согласится стать женой великана.

Боги собрались на совет, и тут провидец Хеймдалль дал им добрый совет: асам следовало нарядить невестой самого Тора и отправить его в Ётунхейм.

Культовая статуэтка Тора
Культовая статуэтка Тора

Громовержец с большим трудом принял это решение: в отличие от Локи, который не видел ничего зазорного в том, чтобы превратиться в кобылу и родить, он считал, что переодевание в женщину покроет его позором.

Но делать было нечего: ётуны готовились захватить Асгард. Чтобы подбодрить Тора, Локи сам переоделся в женскую одежду: он готов был представиться служанкой невесты.

Еще про Тора:  Боги Аравии и Востока

так боги отправились в Ётунхейм. Трюм, обрадовавшись, что Фрейя, наконец-то едет к нему, тут же созвал пир на весь мир. И тут “невеста” продемонстрировала недюжинный аппетит, съев целого быка и восемь лососей, и запив все это тремя бочками меда.

Трюм изумился: никогда еще он не видел таких прожорливых дев. На выручку подоспел Локи, сказав, что невеста так долго была в пути, что изголодалась. Тут Трюм решил поцеловать невесту, но, увидев горящие глаза Тора, отшатнулся. Локи поспешил успокоить великана, сказав, что глаза Фрейи горят от страсти к нему.

Неизвестно, чем бы все кончилось, но в какой-то момент Трюм велел принести Мьёлльнир. Оказывается, этот молот освящал брачные узы и скреплял договор. Разумеется, Тор не собирался освящать брачный союз. Молот опустился на голову незадачливого жениха, а потом под его ударами пали и остальные великаны.

Тор у утгарда-локи

Скандинавские божества
Скандинавские божества

Оставшись без своих волшебных козлов, Тор вместе с Локи и слугами переправился через море и углубился в лес. там он и был вынужден сделать очередную остановку.

Путники нашли достаточно большое жилище, но стоило только им разместиться там с возможным комфортом, как началось землетрясение. дом начал содрогаться так сильно, что Тор и его спутники бросились с небольшую пристройку. Взяв в руки свой молот, Тор встал в дверях, готовый защищаться. Но никто на них не нападал.

Древние надписи на камне
Древние надписи на камне

Забрезжили сумерки, и Тор, выйдя из своего укрытия, обнаружил великана, который лежал неподалеку и храпел во всю мощь.

Тор опоясался своим поясом силы и поднял было Мьелльнир, но тут великан проснулся, сел и заговорил.

Бог Тор в скандинавских мифах — существо решительное, особенно в отношении своих злейших врагов — великанов. Но он почему-то никак не мог решиться нанести удар. Он спросил великана, как его зовут. Тот Назвался Скрюмниром, что означало “Хвастун”. Это было явно ненастоящее имя гиганта.

Древний памятник с рунами
Древний памятник с рунами

Скрюмнир прекрасно знал, с кем имеет дело, и спросил Тора, не он ли уволок его рукавицу. Тут Тор понял, что за дом он принял огромную рукавицу, а отдел для пальца — за пристройку.

Скрюмнир вел себя достаточно добродушно и дружелюбно. Он поинтересовался, куда идут путники, и предложил пойти с ними. Всю еду он свалил в свой мешок.

Когда сгустились сумерки, великан отправился спать, и попросил разбудить его к ужину. Тор попробовал развязать мешок великана, но у него ничего не получилось.

Старинная культовая надпись на камне
Старинная культовая надпись на камне

Разъярившись, Тор изо всех сил ударил спавшего великана молотом по голове. Тот проснулся и спросил, не листок ли упал с дерева. Тор ничего не сказал, и боги и их слуги вынуждены были лечь спать голодными.

Тор не мог уснуть. Он ворочался с бока на бок и все ломал голову: почему великан не погиб? Наконец, он встал, подхватил свой молот, подкрался к спящему великану, и еще сильнее ударил его по голове. Так сильно, что молот глубоко ушел в великанью голову.

Спящий Тор
Спящий Тор

Тот пробудился и поинтересовался, не желудь ли упал с дерева. Посрамленный Тор дождался, когда спутник уснет, и снова хватил его молотом по голове. Тот пробудился и спросил, не сучок ли упал с дерева. Не дожидаясь ответа, он пошел спать в другое место.

Наутро великан предложил своим спутникам продолжить путь, и как бы невзначай сказал, что он еще не настолько огромен. Вот когда они войдут в Утгард, то встретят великанов и повыше.

Тор и Ёрмунганд
Тор и Ёрмунганд

Он добродушно предупредил их, чтобы вели себя там скромнее, потому что Утгардские великаны не выносят мелюзги. А потом он пошел на север, в горы. Тор мрачно проводил его взглядом. Он точно знал, что ни за что на свете не пожелает встретиться с этим великаном снова.

Громовник продолжил свой путь, и вскоре перед ним вырос город среди поля, окруженный огромными стенами.

Открыть закрытые ворота путники не смогли, зато прошли прямо сквозь решетку. Они увидели людей, которые были воистину гигантского роста — настолько гигантского, что давешний спутник показался им не настолько огромным. Правил этим городом конунг Утгарда-Локи. Это имя интересно тем, что оно совмещает в себе имена всех противников божественного мира.

Тор идет вброд
Тор идет вброд

Путники вежливо поздоровались с конунгом, а тот, ответив на приветствие, тут же предложил им посостязаться.

Тут вышел вперед Локи, и сказал, что в его мире никто не смог бы сравниться с ним в прожорливости. На это конунг вызвал человека по имени Логи, и между двумя противниками поставили огромное корыто, до краев наполненное мясом. Они начали есть, и встретились посередине.

Тор осматривает свою колесницу
Тор осматривает свою колесницу

Сконфуженный, Локи предпочел спрятаться за широкую спину Тора, а поучаствовать в состязании вызвался слуга Тора, тот самый мальчик, по воле которого громовник лишился своей повозки с козлами. Юноша сказал, что во всем мире нет такого бегуна, как она.

Трижды пытался слуга Тора обогнать Хуги, но это ему не удалось, хотя сам конунг нехотя признал, что не было еще в Утгарде такого бегуна. Этот проигрыш тоже понятен: Хуги означает “мысль”.

Тор прогоняет Локи
Тор прогоняет Локи

Наступил черед самому Тору показать, на что он способен. Он сказал, что нет на свете никого, кто мог бы потягаться с ним в питье. На это конунг велел принести рог, и сказал, что даже юнец сможет осушить этот рог с одного глотка, а уж зрелый муж — и подавно.

Тор очень сильно хотел пить, и полагал, что справится в полглотка. Но не тут-то было. Только с третьего раза удалось ему отпить заметную часть воды. Тор с досады бросил рог и насупился. Он чувствовал, что во всем этом есть какой-то подвох, но понять, в чем дело, не мог.

Переодетый Тор
Переодетый Тор

Тогда конунг предложил громовнику пустячное состязание: он должен был оторвать от земли кошку. Громовник поднатужился и поднял ее так высоко, как мог, но тут животное выгнулось, и у бога грома получилось оторвать от земли только одну его лапку.

Утгарда-Локи смотрел на громовника с лукавым прищуром, и тот, расправив плечи, сказал, что теперь он готов помериться силами с любым, кто только пожелает. Конунг на это вызвал древнюю старуху Элли, и сказал, что если Тор одолеет ее, то он большой молодец.

Началась борьба, но чем больше сил прилагал Тор, чтобы свалить старуху с ног, тем крепче она стояла на земле. В конце-концов, обессилевший громовник упал на одно колено, и конунг прекратил поединок. В том, что Тор проиграл бой, не было ничего удивительного: настоящее имя старухи было Старость.

Тор и Сив
Тор и Сив

Конунг проявил гостеприимство, и предоставил путникам ночлег. Наутро, провожая гостей, он признался в обмане: именно он встретил Тора в лесу. И одного удара легендарного молота скандинавского бога Тора хватило бы, чтобы убить его, но он подсунул вместо себя скалу.

Кошкой, которую он попытался оторвать от земли, был мировой змей, опоясавший землю.

Разъяренный Тор хотел было ударить конунга молотом, то тот вдруг исчез, а вместе с ним исчез и весь город.

Тор отправился к себе, и думы его были невеселыми: Мировой змей, с которым ему еще предстояло встретиться, не мог исчезнуть, как Утгарда-Локи…

Вот, что написано об этом в книге “Прорицание вёльвы”:

“Тут славный приходит

Хлодюн потомок,

со змеем идет

биться сын Одина,

в гневе разит

Мидгарда страж,

все люди должны

с жизнью расстаться, —

на девять шагов

отступает сын Фьёргюн,

змеем сраженный —

достоин он славы.”

А вот так говорится в книге “Речи Гримнира”:

“Кермт и Эрмт

и Керлауг обе

Тор вброд переходит

в те дни, когда асы

вершат правосудье

у ясеня Иггдрасиль;

в ту пору священные

воды кипят,

пламенеет мост асов.”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector