Тор – Thor – abcdef.wiki

Бог тор: история и мифология

Рыжеволосый богатырь, которого народный эпос наделил едва ли не всеми чертами, которые присущи самым сильным, известным и почитаемым героям. Его имя отражает его сущность – Гром. Именно так оно переводится с германского языка. Матерью Тора была великанша Йорд – Богиня Земли, жена Одина. Отец бога Тора — сам Один. Жена – золотоволосая Богиня Сиф.

Что же могут рассказать нам о Торе, защитнике Асгарда и Мидгарда, древние северные мифы? Энергичный богатырь, повелитель грома и молний, разъезжающий на огромной колеснице из бронзы. Движущей силой этой колесницы были два козла: Тангниостр и Тангриснир (один скрежещущий зубами, а второй – скрипящий).

Каждый вечер Тор, обладающий отменным аппетитом, умудрялся съесть их обоих. Но он не прикасался к костям, и утром снова возрождал их к жизни посредством своего волшебного молота.

Внешность[]

У Тора голубые глаза, рыжие волосы по плечи, вьющаяся рыжая борода и сильно мускулистые руки, на одной есть татуировка с именем его жены Сиф. Он носит давно не стираную черную кожаную куртку без рукавов, темные железные рукавицы, напоминающие руки робота, и кольчужный жилет,кожаные брюки и волшебный пояс.

Детство

Верховный бог Один был рад рождению своего сына. В тот час не было мальчика красивее и сильнее его. Но лишь одно омрачало — Тор рос слишком капризным и задиристым. Очень любил крушить все, что попадалось под его шаловливые руки.

Пока Тор был еще мал, его преданными «няньками» были два волка Одина – Фреки и Гери. Они носили его в своих зубах, оберегали и приносили в отцовский дом.

Но громовержец взрослел и становился сильнее. Вскоре даже силы верных волков не хватало, чтобы удержать его. Однажды он украл у своего отца копье – Гунгнир. Пока верховный бог спал, Тор метнул оружие так, что пробил толстое дерево насквозь. В тот миг все боги поняли, что пора всерьез заняться его тренировками.

Вскоре Тор вырос настолько, что в двери домов Асгарда он мог проходить только боком, пригнув при этом голову. И не было ему равных по силе в 9 мирах. Если громовержец злился или был готов начать поединок – в его глазах играло синее пламя, а вокруг появлялись вспышки молнии.

Знаменитые деяния тора

Все подвиги бога грома сложно перечислить. Далее представлены самые известные из них.

Интересные факты о торе

Скандинавского Тора часто сравнивают с Зевсом Громовержцем, со славянским богом огня Перуном, со Сварогом и другими представителями древних мировых религий. Всех их объединяют общие черты: они считались покровителями людей, защитниками и стражами, которые охраняют границу между мирами.

Бытует мнение, что Тор, как и отец его Один, имеют вполне реальных прототипов из мира живых людей. Этой теории придерживался Тур Хейердал. Именно его перу принадлежит книга о скандинавском эпосе “Охота на Одина. По следам наших предков”. 

Многие исследователи считают, что скандинавский эпос и славянские древние предания рассказывают об одних и тех же мифических существах и богах. Скандинавские легенды имеют много общего со славянскими. У славян, например, Тор считался главным Богом, у которого было три сына:

Еще один из интересных фактов: у германских народов в честь Тора назван один из дней недели – четверг.

Тор является героем множества комиксов, а в знаменитом американском блокбастере “Мстители” роль скандинавского Бога Грома исполнил Крис Хемсворт.

Бог грома Тор — одна из самых ключевых фигур в скандинавской мифологии. С ним связана большая часть мифов и легенд. Среди ученых даже есть предположение, что у него был реальный прототип из людей. Правда это или вымысел — доказать сейчас сложно. Но даже не смотря на это, скандинавские мифы все также продолжают интересовать людей.

Интересные факты[]

  • Четверг в английском языке (Thursday) был назван в честь Тора.
  • Другие известные вещи Тора включают в себя пояс, пару железных перчаток (перчатки и пояс удваивают силу Тора) и посох (хотя последний редко встречается в мифах).
  • Асам достаточно было только произнести имя бога грома громким голосом – как он тот час являлся и без промедления вступал в бой с самым страшным врагом.

Использованная литература

  • Арнольд, Мартин (2021). Тор: Миф к Marvel . Континуум. ISBN 978-1-4411-3715-9.
  • Астос, Рейдар (1993). “Óláfr, St.”. В Pulsiano, Филипп (ред.). Средневековая Скандинавия, энциклопедия . Нью-Йорк и Лондон: Гарленд. ISBN 0-8240-4787-7.
  • Сильфоны, Генри Адамс (1923). Поэтическая Эдда . Американский скандинавский фонд.
  • Бирли, Энтони Р. (Пер.) (1999). Агрикола и Германия . Оксфордская мировая классика. ISBN 978-0-19-283300-6.
  • Chrisholm, Хью (редактор) (1910) Encyclopdia Britannica , vol. 9 . Британская энциклопедия Co.
  • Эллис Дэвидсон, HR (1965). «Молот Тора». Фольклор . Тейлор и Фрэнсис. 76 (1): 1–15. DOI : 10.1080 / 0015587X.1965.9716982 . JSTOR  1258087 .
  • Эллис Дэвидсон, HR (1975). Скандинавская мифология . Пол Хэмлин . ISBN 0-600-03637-5.
  • де Фрис, Ян (1962). Altnordisches Etymologisches Worterbuch (изд. 1977 г.). Брилл. ISBN 978-90-04-05436-3.
  • Деламар, Ксавье (2003). Словник голуазского языка: Une Approche linguistique du vieux-celtique continental . Заблуждение. ISBN 9782877723695.
  • Дюмезиль, Жорж (1973). Боги древних северян . Калифорнийский университет Press . ISBN 0-520-02044-8.
  • Грег, Роберт Филипс (1884). О значении и происхождении филфот и свастики . Вестминстер: Николс и сыновья.
  • Холландер, Ли Милтон (2007). Heimskringla: История королей Норвегии . Техасский университет Press . ISBN 978-0-292-73061-8.
  • Гримм, Джейкоб (1882). Тевтонская Мифология: В переводе с четвертым издания с примечаниями и добавления Джеймса Stallybrass тома I . Перевод Джеймса Стивена Сталлибрасса. Лондон: Джордж Белл и сыновья.
  • Джонстон, Ричард (24 июля 2021 г.). «У Землеройки есть хребет благочестивой силы». Природа . DOI : 10.1038 / nature.2021.13440 . S2CID  87150582 .
  • Ларрингтон, Кэролайн (1999). Поэтическая Эдда: новый перевод . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-283946-2.
  • Линдаль, Карл; Макнамара, Джон; Линдоу, Джон, ред. (2002). «Олаф, святой». Средневековый фольклор: Путеводитель по мифам, легендам, сказкам, верованиям и обычаям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195147711.
  • Линдоу, Джон (1978). Шведские сказки и легенды . Калифорнийский университет Press . ISBN 0-520-03520-8.
  • Линдквист, Суне (1933). «Готландс билдстенар» . Риг (на шведском языке). 16 (3). ISSN  0035-5267 .
  • Маклауд, Минди; Мис, Бернард (2006). Рунические амулеты и магические предметы . Бойделл Пресс . ISBN 1-84383-205-4.
  • Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361.
  • Маккиннелл, Джон; Симек, Рудольф; Дювель, Клаус (2004). Руны, магия и религия: Справочник (PDF) . Studia Medievalia Septentrionalia. 10 . Вена: Фассбендер. ISBN 978-3-900538-81-1.
  • Меуленграхт Соренсен, Пребен (1986). «Рыболовная экспедиция Тора». В Steinsland, Gro (ред.). Слова и предметы: к диалогу между археологией и историей религии . Осло: издательство Норвежского университета. ISBN 82-00-07751-9.
  • Моррис, Кристофер Г. (1992). Академический словарь науки и техники . Издательство Gulf Professional Publishing . ISBN 978-0-12-200400-1.
  • Орчард, Энди (1997). Словарь норвежских мифов и легенд . Кассел . ISBN 0-304-34520-2.
  • Орел, Владимир (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл . ISBN 9004128751.
  • Рейнольдс, Ричард (1994). Супергерои: современная мифология . Университетское издательство Миссисипи . ISBN 0-87805-694-7.
  • Робинсон, Джордж У. (Пер.) (1916). Житие святого Бонифация Виллибальда . Издательство Гарвардского университета . жизнь Бонифация.
  • Сойер, Биргит (2003). Рунические камни эпохи викингов: обычай и память в раннесредневековой Скандинавии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-820643-7.
  • Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. Д. С. Брюэр . ISBN 978-0-85991-513-7.
  • Торп, Бенджамин (1851). Северная мифология, компромисс с основными традициями и суевериями Скандинавии, Северной Германии и Нидерландов: составлено из оригинальных и других источников: Том II: скандинавские народные традиции и суеверия . Ламли.
  • Торп, Бенджамин (1907). Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона . Общество Норрин . Бенджамин Торп Старшая Эдда Сэмунда Сигфуссона.
  • Турвиль-Петре, EOG (1964). Миф и религия Севера: религия Древней Скандинавии . Лондон: Вайденфельд и Николсон. OCLC  460550410 .
  • Де Фриз, Ян (1957). Altgermanische Religionsgeschichte Том 2. 2-е изд. (копия 1970). Grundriß der germanischen Philologie, Том 12 / II. Де Грюйтер. (на немецком)
  • Worsaae, JJA (1882). Промышленное искусство Дании . Чепмен и Холл. свастика тор.

История[]

Тор, старший сын аса Одина, был рыжебородым богатырём и обладал невероятным аппетитом. Тор любил меряться со всеми силой. Он был женат на богине Сиф, обладательнице роскошных золотых волос, которые ей отрезал зловредный Локи.

Тор обладал волшебным снаряжением: волшебным молотом Мьёлльнир, лёгким, как перо, но абсолютно неотразимым и смертоносным, после метания он возвращался в руку метавшего, как бумеранг; железными рукавицами, без которых нельзя было удержать рукоять раскалённого докрасна молота; и поясом, удваивавшим силу. С этим снаряжением Тор был непобедим.

По небу Тор передвигался на колеснице, запряжённой двумя козлами, которых он вечером съедал на ужин. Утром Тор дотрагивался молотом до остатков животных, и они воскресали.

Тор отправляет Магнуса и его друзей в поиск, чтобы найти его “неофициально пропавший” молот.

Кулоны с молотками, монеты с молотками и статуя эйрарланда

Около 1000 подвесок отличительной формы, представляющих молот Тора, были обнаружены в странах Северной Европы, Англии, Северной Германии, странах Балтии и России. У большинства из них очень простой дизайн из железа или серебра. Около 100 имеют более продвинутый дизайн с орнаментом.

Eyrarland Статуя , фигура медного сплава находится рядом Акюрейри , Исландия , датируемой около 11 – го века, может изображать Тор сидит и сжимая свой молот.

Постримская эпоха

Тор - Thor - abcdef.wiki

Бонифаций

несет свое распятие после рубки дуба Тора в

Бонифациусе

(1905)

Эмиля Доплера.

Первый зарегистрированный случай имени бога появляется на фибулах Нордендорфа , ювелирном изделии, созданном в период миграции и найденном в Баварии . На изделии изображен Старший Футарк с надписью onar (то есть Донар ), южно-германской формой имени Тора.

Примерно во второй половине VIII века в древнеанглийских текстах упоминается Тунор ( unor ), что, вероятно, относится к саксонской версии бога. В связи с этим, Thunor иногда используется в древнеанглийских текстах, чтобы дать толкование Юпитеру , бог может быть упомянут в стихотворении « Соломон и Сатурн» , где гром поражает дьявола «огненным топором», а также в древнеанглийском выражении unnorad («громовая езда»). “) может относиться к грозной колеснице бога, ведомой козлом.

В кодексе 9-го века нашей эры из Майнца , Германия, известном как Старосаксонский обет крещения , записаны имена трех старосаксонских богов, Уодена (древнесаксонский « Водан »), Сакснота и Тунаэра , в результате их отречения от демонов в формула, которую должны повторить германские язычники, формально принявшие христианство .

Еще про Тора:  Мьельнир (молот Тора): описание, происхождение, как выглядит, сила, мифы | Мифолог

Согласно почти современному описанию, христианский миссионер Святой Бонифаций срубил дуб, посвященный «Юпитеру», в 8 веке на Донарском дубе в районе Гессена , Германия .

Kentish королевской легенда , вероятно , 11-го века, содержит рассказ о злодейском Риве из Ecgberht Кента под названием Thunor, который поглощен землей в месте с тех пор известен как þunores hlæwe (Старого Английского «Thunor кургана»).

Тор - Thor - abcdef.wiki

Изображение норвежских богов XVI века из «

Описания северных народов» Олауса Магнуса

; слева направо,

Фригг , Тор и Один

Поэтическая эдда

В поэтической Эдде , составленный в 13 веке из традиционного исходного материала , достигающий в период языческого, появляется Тор (или упоминается) в стихотворениях Völuspá , Grimnismal , Skírnismál , Hárbarðsljóð , Hymiskviða , Lokasenna , Þrymskviða , Alvíssmál и Hyndluljóð .

Тор - Thor - abcdef.wiki

Предсказанная смерть Тора, изображенная

Лоренцем Фрёлихом

(1895 г.)

Тор - Thor - abcdef.wiki

Тор и змей Мидгард

(

Эмиль Доплер

, 1905)

Прозаическая эдда , хеймскрингла и саги

В прологе к « Эдде» в прозе Тор восхваляется как князь Трои , а сын Менона – от Троаны, дочери Приама .

Говорят , что Тор, также известный как Трор , женился на пророчице Сивилле (отождествляемой с Сиф ). Далее здесь говорится, что Тор был воспитан во Фракии вождем по имени Лорикус , которого он позже убил, чтобы принять титул «короля Фракии», так как у него были волосы «светлее золота» и он был достаточно сильным, чтобы приподняться. десять медвежьих шкур.

Имя асов объясняется как «люди из Азии », а Асгард – «азиатский город» (то есть Троя). В качестве альтернативы, Троя находится в Тиркланде (Турция, то есть в Малой Азии), а Азиаленд – в Скифии , где Тор основал новый город под названием Асгард.

В Прозаической Эдде Тор упоминается во всех четырех книгах; Пролог , Gylfaginning , Skáldskaparmál и Háttatal .

В Heimskringla , состоят в 13 – м века Снорри Стурлусон , Тор или статуя Торы упоминается в Инглингах саге , Hákonar саги goða , Olafs саги Tryggvasonar и Olafs саги Helga .

В 5-й главе саги об Инглинге приводится сильно эвгемеризованный рассказ о богах, где Тор описывается как готи – языческий жрец, которого дал Один (который, как утверждается , сам был чрезвычайно сильным магом, владеющим магией). вождь с востока) жилище в мифическом месте Урувангр , на территории современной Швеции.

Происхождение, теории и интерпретации

Тор очень похож на других индоевропейских божеств, связанных с громом: кельтские Тарани , эстонские Таара (или Тарапита), балтийские Перкуны , славянские Перуны и, в частности, ведические Индры , чьи рыжие волосы и грозовое оружие – ваджра – очевидные параллели. отметил уже Макс Мюллер .

Ученые сравнили убийство Индрой Вритры с битвой Тора с Йормунгандом . Хотя в прошлом предполагалось, что Тор был коренным богом неба или импортированным из эпохи викингов в Скандинавию, эти индоевропейские параллели делают его общепризнанным сегодня как производное от протоиндоевропейского божества .

В Дюмезиле «s трифункционального гипотезы индоевропейской религии, Thor представляет собой вторую функцию, что силы. Дюмезиль отмечает, что в результате перемещений он не руководит армиями; большинство функций Индры фактически взял на себя Один.

Многие ученые отмечали ассоциацию Тора с плодородием, особенно в более позднем фольклоре и в его отражении, представленном Sami Hora galles («Хороший Тор»). Для Дюмезиля это сохранение крестьянами только побочного эффекта атмосферных битв бога: удобряющего дождя.

Культ Тора был связан с мужским жилищем и имуществом, а также с благополучием семьи и общества. Это включало плодородие полей, и Тор, хотя в мифах изображался в первую очередь как бог бури , также заботился о плодородии и сохранении сезонного раунда. В наше время маленькие каменные топоры из далекого прошлого использовались как символы плодородия и помещались фермерами в отверстия, сделанные сеялкой, чтобы получить первое весеннее семя. Брак Тора с Сиф, обладательницей золотых волос, о котором мы мало слышим в мифах, кажется, является воспоминанием о древнем символе божественного брака между богом неба и богиней земли , когда он приходит на землю во время грозы, и буря приносит с собой дождь, который делает поля плодородными. Таким образом, Тор, как и Один, можно рассматривать как продолжающие культ бога неба, который был известен в бронзовом веке .

Римская эпоха

Тор - Thor - abcdef.wiki

Тевтобургский лес

на северо – западе Германии

Самые ранние записи о германских народах были записаны римлянами, и в этих произведениях Тор часто упоминается – посредством процесса, известного как интерпретация романа (где характеристики, которые римляне воспринимают как похожие, приводят к идентификации неримского бога как Римское божество) – как римский бог Юпитер (также известный как Юпитер ) или греко-римский бог Геракл .

Первый наглядный пример этого встречается в работе римского историка Тацита « Германия » в конце первого века , где, говоря о религии свевов (конфедерации германских народов ), он комментирует, что «среди богов Меркурий – тот, кого они в основном поклоняются.

Они считают своим религиозным долгом приносить ему в определенные дни человеческие, а также другие жертвенные жертвы. Геракла и Марса они умилостивляют разрешенными подношениями животных “и добавляет, что часть свевов также почитает « Исида ».

В этом случае Тацит называет бога Одина « Меркурием », Тора – «Геркулесом», а бога Тира – « Марсом », а идентичность Исиды свебов обсуждалась.

В случае с Тором отождествление с богом Гераклом вероятно, по крайней мере частично, из-за сходства между молотом Тора и дубиной Геракла. В своих « Анналах» Тацит снова ссылается на почитание «Геракла» германскими народами; он пишет, что лес за рекой Везер (на территории современной северо-западной Германии ) посвящен ему.

В германских областях, оккупированных Римской империей , были обнаружены монеты и вотивные предметы, датируемые 2-м и 3-м веками нашей эры, с латинскими надписями, относящимися к «Гераклу», и поэтому на самом деле с разной степенью вероятности упоминается Тор как интерпретация романа .

Рождение

Бог родился во время сильного урагана, когда бушевала стихия, были слышны раскаты грома и видны вспышки молнии. Именно в этот час богиня земли Ёрд привела на свет своего сына Тора.

Ураган был чудовищной силы. Не только простые смертные, но и сами боги были неспокойны в ту ночь. Ветер сносил крыши с домов, ломал многовековые деревья. На полях и в лесах молния оставляла большие воронки – так она радовалась рождению нового бога.

Рыбалка тора

Рыжеволосый бог с великаном Хюмиром идут рыбачить. Но вместо хорошей рыбы, они вылавливают змея Ёрмунганда. Начинается бой, но гад рвет веревку и уплывает.

Свастики

Тор - Thor - abcdef.wiki

Деталь свастики на

Снолделевском камне IX века

Символ свастики был идентифицирован как представляющий молот или молнию Тора. Ученый Хильда Эллис Дэвидсон (1965) комментирует использование свастики как символа Тора:

Защитный знак молотка носили женщины, о чем мы знаем из того факта, что он был найден в женских могилах. Похоже, что воин также использовал его в форме свастики. … В первую очередь, кажется, что оно было связано со светом и огнем, а также с солнечным колесом. Возможно, из-за связи Тора с молнией этот знак использовался в качестве альтернативы молоту, поскольку он находится на мемориальных камнях в Скандинавии помимо надписей Тору. Когда мы находим его на рукояти меча воина и на его поясе с мечом, предполагается, что воин находился под защитой Бога Грома.

Свастики появляются на различных германских объектах , простирающихся от периода миграции в эпоху викингов, такие как 3 – го век Værløse Фибуле (DR EM85; 123) из Зеландии , Дания;

Gothic острие атаки из Брест-Литовске , Беларусь; многочисленные брактеаты периода миграции ; урны для кремации из ранней англосаксонской Англии ; меч Sæbø 8-го века из Согна , Норвегия; и камень Снолделев 9-го века (DR 248) из Рамсё , Дания.

Святой олаф

Тор - Thor - abcdef.wiki

Средневековые изображения святого Олафа переняли черты Тора. Эта деревянная статуя из Санкт-Олофс-Кирка в

Скании

.

Символ тора

Могущественный и добродушный с волосами цвета меди – бог Тор иногда высмеивается другими богами, они считают его простаком и недалекого ума, что не соответствует истине. Доннер вспыльчив, но честен, прямодушен и не терпит несправедливости. В защите от врага и устранении смуты ему нет равных. Со своим волшебным снаряжением Тор практически непобедим. Символика и атрибуты бога-громовика:

  • Меч Тора – в юности, бог пробовал сражаться на мечах, но это его не вдохновило, больше времени проводил в состязаниях и метании предметов.
  • Молот Тора (Мьёльнир) – искусное изделие карликов-цвергов из мира Свартальхейма. Сделан из железа, и настолько тяжелый, что поднять его только по силам Тору. Мьельнир – грозное оружие, всегда попадает в цель и возвращается, как бумеранг к своему хозяину. Во время метания, молот вызывает раскаты грома и высекает молнии.
  • Ярнгрейпр (волшебные рукавицы) – помогают удерживать раскаленную рукоять и метать Мьёльнир на далекие расстояния, в другие миры.
  • Мегингьерд – магический пояс. Сила Тора увеличивается в несколько раз, благодаря этому атрибуту, подаренному богу великаншей Грид.
  • Посох Гридаволь – помогает переходить глубокие реки с сильным течением.
  • Колесница, запряженная козлами (Тангниостр «скрежещущий зубами» и Тангриснир «скалящий зубы») – средство передвижения Тора по небу.

тор мифология

Современное влияние

Тор - Thor - abcdef.wiki

Тор бьет змея Мидгарда

(1790)

Генри Фузели

Тор - Thor - abcdef.wiki

Датский

значок на голову

велосипедиста начала ХХ века с изображением Тора.

В наше время Тор по-прежнему упоминается в художественной и художественной литературе. Начиная с оды Ф. Дж. Клопштока 1776 году Тору, Виру и Си , Тор был предметом стихов на нескольких языках, в том числе эпической поэмы Адама Готтлоба Оленшлегера 1807 года « Торс въезжает в Йотунхейм» и еще трех стихотворений того же автора ( Hammeren hentes , Thors fiskeri и Thor besøger Hymir ), собранные в его Nordens Guder 1819 года ;

«Багажник Торса» (1859 г.) Вильгельма Герца ; сатирическая поэма 1820 г. « Mythologierne eller Gudatvisten » Дж. М.

Штиернстолпа ; Nordens Mythologie eller Sinnbilled-Sprog (1832) Н. Ф. С. Грундтвига ; стихотворение « Хармен » Тора Торильда ;

“Der Mythus von Thor” (1836) Людвига Уланда ; Der Hammer Thors (1915 г.) В. Шульте против Брюля ; « Herr Dunnar und die Bauern» Ганса Фридриха Бланка (опубликовано в Märchen und Sagen , 1937); и Die Heimholung des Hammers (1977) Х.С.

Еще про Тора:  Верования доисламские башкир

Артманна . На английском языке он фигурирует, например, в «Вызове Тора» Генри Уодсворта Лонгфелло (1863) и в двух работах Редьярда Киплинга : Путевые письма:

1892–1913 и «Холодное железо» в « Наградах и фее» . Де Камп «s Дипломированный чародей встретился с Тором, как и с другими норвежскими богами, в первую из многих сказочных приключений Шей.

Художники также изображали Тора в живописи и скульптуре, в том числе в картине Генри Фузели 1780 года « Тор бьет змея Мидгарда» ; Статуя Его Превосходительства Фрейнда 1821–1822 гг.

Тор ; Мраморная статуя Тор 1844 г. Б.Е. Фогельберга ; Картина Мартена Эскила Винге «Битва Тора с гигантами » 1872 года ; Рисунок К. Эренберга 1883 г. Одина, Тора и Магни ; несколько иллюстраций Е.

Doepler , опубликованных в Вильгельме Ranisch «с 1901 годом Walhall ( Тор ; Thor унда умереть Midgardschlange ; Тор дена Хрунгнира bekämpfend ;

Тор Bei дем Riesen Трит ALS Braut verkleidet ; Тор Bei гимир ; Тор Bei Skrymir ; Тор ден FLUSS Wimur durchwatend ) ; Рисунки Дж. К. Доллмана 1909 года « Тор и гора» и « Сиф и Тор» ; Картина Г.

Поппе « Тор» ; Е. Pottner «ы 1914 рисунок THORS Schatten ; Мраморная статуя Х. Наттера Тор ; и иллюстрации У. Бремера 1977 г. к « Die Heimholung des Hammers » Х. К. Артмана .

В области науки и техники шведский химик Йенс Якоб Берцелиус (1779–1848) открыл химический элемент , названный им в честь Тора – торий . Thor также является тезкой ракеты PGM-17 Thor .

В 1962 году американский художник комиксов Джек Кирби , редактор Marvel Comics Стэн Ли и его брат Ларри Либер создали особенность в серии комиксов « Путешествие в тайну», в которой Тор был супергероем .

Эта версия Тора изображается как длинноволосая блондинка, а не рыжеволосая. Вскоре в журнал был добавлен дополнительный материал «Сказки Асгарда», в котором Кирби иллюстрировал истории из скандинавской мифологии; в конце концов журнал был переименован в Тор .

Ли и Кирби включили Тора в число основателей своей супергеройской команды Мстителей . Тор был изображен в кинематографической вселенной Marvel австралийским актером Крисом Хемсвортом , появляющимся в фильмах Тор , Мстители , Тор:

Темный мир , Мстители: Эра Альтрона , Доктор Стрэндж , Команда Тор , Тор: Рагнарок , Мстители: Война бесконечности и Мстители:

Финал . Тор также фигурировал в комиксах других издателей. В комиксах « Дикий дракон» Тор изображается как злодей. В комиксе Нила Геймана « Песочный человек» Тор изображен как шут, который владеет крохотным молоточком из ириски.

Впервые описанная в 2021 году землеройка Тора ( Scutisorex thori ) – это вид землероек, произрастающий в Демократической Республике Конго . Он и его родственные виды , землеройка-герой ( Scutisorex somereni ), являются единственными известными видами млекопитающих, у которых есть взаимосвязанные позвонки . Команда назвала землеройку в честь Тора из-за связи бога с силой.

С 2021 по 2021 год, беллетризованной версия Тор был характером поддержки в Magnus Чейза и Боги Асгарда , трилогия из фантастических романов , написанных американским автором Рик Риордан и опубликованных Диснея – Гиперион , набор в той же вымышленной вселенной , как лагерь Серия Half-Blood Chronicles и The Kane Chronicles того же автора.

В январе 2020 года стриминговый сервис Netflix произвел Ragnarok . В сериале старшеклассница Магне Зайер получает силы и способности Тора сражаться с гигантами, которые загрязняют Норвегию и убивают людей. Netflix выпустил второй сезон 27 мая 2021 года. Тор / Магне изображает Дэвид Стэкстон .

Тор также фигурирует в ряде видеоигр. В игре Age of Mythology от Ensemble Studios 2002 года Тор – один из трех основных богов, которым могут поклоняться скандинавские игроки. В видеоигре God of War от студии Santa Monica Studio 2021 года Тор упоминается повсюду, а его сыновья Магни и Моди – второстепенные антагонисты.

Тор появляется в конце основной сюжетной линии, если игрок соблюдает определенные условия сложности. Он снова появится в сиквеле игры 2022 года God of War Рагнарок как антагонист, озвученный Райаном Херстом .

Тор также упоминается в игре Ubisoft Assassin’s Creed Valhalla 2021 года , где его предметы, такие как Мьёльнир, могут быть найдены и использованы игроком в бою. Тор также является одним из играбельных богов в многопользовательской онлайн- игре Smite на боевой арене от третьего лица .

Современный фольклор

Рассказы о Торе или под влиянием местных традиций, касающихся Тора, продолжались и в современный период, особенно в Скандинавии. В 19 веке ученый Якоб Гримм записал различные фразы, сохранившиеся на германских языках, которые относятся к богу, такие как норвежское Thorsvarme («тепло Тора») для молнии и шведское godgubben åfar («старый добрый (товарищ) принимает поездка “), а также слово tordön (” грохот Тора “или” гром Тора “), когда он гремит.

Гримм отмечает, что иногда скандинавы «больше не любили произносить настоящее имя бога или хотели превозносить его отцовскую доброту». В Швеции, вероятно, в качестве эвфемизма люди называли гром «поездкой бога» – * ās-kia (СОБСТВЕННЫЙ: * áss-ekja ), что привело к современному шведскому слову грома – åska .

Тор по-прежнему изображался в виде рыжебородой фигуры, о чем свидетельствует датская рифма, в которой он все еще упоминается как Thor med sit lange skæg («Тор с длинной бородой») и северо-фризское проклятие diis ruadhiiret donner regiir! («Да позаботится об этом рыжий гром!»).

Скандинавское народное поверье, что молния отпугивает троллей и йотнаров, встречается во многих скандинавских сказках и может быть поздним отражением роли Тора в борьбе с такими существами.

В Нидерландах в «Сагах о Велюве» есть рассказ под названием « Онтстаан ван хет Удделерен Блик меер», в котором рассказывается о Торе и о том, как он сражается с великанами.

Сокровища богов

Как-то раз бог огня и коварства Локи украл у прекрасной жены Тора ее волосы. Громовержец повелел ему немедля вернуть их, но тот не смог этого сделать, так как пряди были им срезаны с корнями. Локи обращается за помощью к карликам Свартальвхейма. Они соглашаются помочь, и кроме золотых волос создают еще 5 предметов, наделенных магическими свойствами:

  •  молот Мьёльнир;
  •  копье Гунгнир;
  • кольцо Драупнир;
  •  золотого вепря для Фрейра;
  • корабль Скидбладнир.

Способности[]

  • Тор очень хорошо метает свой молот.
  • Тор, как бог грома, может управлять молниями.

Спутники

Самыми главными своими врагами Тор считал великанов. По иронии судьбы ему были присущи многие черты этих мифических существ. В бесконечной борьбе с великанами Тора сопровождал бог огня и коварства – Локи. Умный и изворотливый спутник частенько помогал богатырю в его битвах. Скандинавская мифология упоминает ещё двух спутников: Тьяльви и Рёскву, которые стали вечными слугами бога.

Основной задачей Тора была, конечно же, защита богов и людей от Истинных Великанов – Ётунов. Впоследствии скандинавские сказания и легенды наделили его способностью защищать мир от любых темных сил.

Сражение с великанами

Существует легенда, в которой рассказывается о том, как в одном из своих приключений Тор потерпел поражение от великанов. Это не было битвой, это было состязанием, где Локи не смог быстрее всех съесть предложенную ему еду, Тьяльви  не удалось обогнать конкурентов в состязании на скорость бега, а сам Тор не сумел оторвать от земли обычную кошку, осушить сосуд, наполненный вином и побороть очень-очень старую женщину.

Тор был вынужден признать своё поражение. Но и великаны сознались, что игра была не честной, а своей победой они обязаны магии. Локи соревновался со своей сущностью – с огнём. Тьяльви пытался обогнать свои мысли. Тор не смог выпить океан, поднять змея Ёрмунганда и победить старость. Всё это было иллюзией – даже крепость, в которой проходили соревнования.

Строительство стены

Однажды великан решил прикинуться строителем возвести на спор вокруг всего Асгарда стену. Если он успеет в срок – заберет солнце, луну и Фрею. Богам этот спор не понравился. За помощью они обратились к Локи. Тот превращается в жеребца и отвлекает кобылу великана, которая помогала ему в строительстве.

Сын тора

Тор скандинавский бог, олицетворял также и мужской принцип. В этом качестве, ему взывали, чтобы земля плодоносила и младенцы рождались. Сам Тор был дважды женат. Первая жена- великанша Ярнсакса подарила ему двух сыновей Магни и Моди. Сиф, вторая жена родила ему дочь Труд.

Тор – кто это?

В скандинавской мифологии Тор это бог грома и молний, один из любимых людьми. Относится к высшим богам – асам. Величается «триждырожденным». Его матерями, по разным версиям считаются: богиня земли Ёрд, великанши Фьёргюн, либо Хлодюн. Отец – Один, верховный бог всех 9 миров во Вселенной.

С детства, Тор славился неуемным и задиристым характером, швырялся камнями и медвежьими шкурами во время вспышек гнева. Повзрослев, Тор взял на себя функцию охраны Асгарда (город богов) и Мидгарда (Земля) от враждебных инеистых и огненных великанов (турсов) и йотунов.

Тор – мифология

«Старшая Эдда» – литературный памятник древней скандинавской культуры включает в себя сказания о богах, и Доннер является одним из ключевых персонажей. Миф «Песнь о Трюме» гласит, как однажды, Тор бог грома отправился вызволять Мьёльнир, который похитил злобный великан.

Трюм согласился отдать орудие взамен женитьбы на прекрасной богине Фрейе. Тор, переодевшись в свадебное платье, прибыл к великанам. Во время свадебного пира, Трюм положил молот «невесте» на колени, чтобы освятить брачный союз, бог Грома только этого и ждал, схватил молот и нанес смертельный удар Трюму.

Тор | скандинавские боги

Назад к разделу

Тор | Скандинавская мифология

Тор — в германо-скандинавской мифологии один из асов, бог грома и бури, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ. «Триждырожденный» старший сын Одина и богини земли Ёрд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн). В области распространения германских языков Тору посвящен день недели — четверг (англ. thursday, нем. Donnerstag). Возможно, с именем Тора также связано имя Нуми-Торума — бога неба обских угров.

В скандинавской мифологии бог грома, дождя, бурь и плодородия, второй по значению после Одина. Рыжебородый богатырь обладал могучей силой, которой он любил мериться со всеми, и невероятным аппетитом — за один присест съедал быка. Тор защитник людей (живут в Мидгарде) и богов (живут в Асгарде) от великанов-ётунов и чудовищ.

Согласно и Старшей, и Младшей Эдде, Тор был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли, великанши Ёрд или Фьёргюн. Он женат на Сиф, о которой известно лишь то, что у неё были золотые волосы, которые отрезал Локи.

Еще про Тора:  Тату финиста ясного сокола

От своей хозяйки, великанши Ярнсаксы (др.-нор. Járnsaxa) Тор имел двух сыновей Магни и Моди. От Сиф у него была дочь Труд.

В прологе Младшей Эдды так же сказано, что Тор имел сына от Сиф по имени Луриди (др.-нор. Lóriði). Сын Сиф Улль был пасынком Тора. Скальдскапармаль упоминает некую Хлору (др.-нор. Hlóra), приёмную мать Тора, которую можно соотнести с Лорей или Глорей из пролога Снорри Стурлусона.

Снаряжение Тора:
В волшебное снаряжение Тора входили: молот Мьёлльнир, железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскаленного докрасна орудия, и пояс, удваивающий силу. С раскаленным молотом и поясом силы Тор был практически непобедим. Правда, в мифах он не в силах предотвратить Рагнарёк, день гибели богов, но сможет избавить мир от мирового змея Ёрмунганда ценой своей жизни.

Колесница Тора:
Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла, которых звали Тангниостр («скрежещущий зубами») и Тангриснир («скрипящий зубами»). Согласно Младшей Эдде, если Тор проголодался, он мог зажарить козлов себе на угощение. Чтобы продолжить путь, все что нужно было сделать Тору так это благословить останки козлов своим молотом Мьёльниром, и они сразу же воскресали в целости и сохранности, при условии, что их кости были не тронуты. Когда Тор остался на ночлег у Тьяльфи и его сестры Рёсквы, те нарушили запрет и вместе с мясом стали грызть кости, после чего один из козлов охромел. В виде выкупа Тьяльфи и Рёсква стали слугами Тора.

Скальдическая песнь «Хаустлёнг» (др.-нор. Haustlöng) указывает, что земля обугливалась и горы раскалывались, когда Тор ехал на своей колеснице.

Название боевого молота Тора, Мьёлльнир, могло некогда означать слово «молния». Железный молот Мьёлльнир, выкованный для бога братьями-карликами — цвергами, символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел массивный боёк, короткую ручку и всегда попадал в цель, при этом возвращался к владельцу, как бумеранг.

Мьёлльнир служил богам и людям защитой от великанов и обладал многими волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота; подобно индийскому богу грома и молнии Индре, или же славянскому Перуну, Тор был сокрушителем зла, которое в скандинавской мифологии олицетворяли великаны-ётуны. Они стремились похитить молот либо добиться того, чтобы Тор прибыл в их страну без него и без пояса силы.

Путники Тора:
Тора часто сопровождал самый хитрый из АсовЛоки, который обычно держался за пояс громовника. Вместе они испытали множество приключений, причем Тор не мог отрицать, что в некоторых случаях изворотливость и ловкость Локи заставляли великанов быть настороже. Иногда к ним присоединялись слуга и посланник Тора Тьяльфи и его сестра Рёсква.

Мифы о Торе:
Большинство мифов повествуют о борьбе Тора с великанами-ётунами и его походах в их страну Ётунхейм.

Великан Трим похитил у Тора его молот Мьёлльнир, Тор отправился за ним в Ётунхейм в сопровождении Локи. Переодевшись в одежду богини Фрейи, Тор обманывает Трима и убивает его молотом.

В Младшей Эдде рассказывается, как великан Гейррёд потребовал от пойманного им Локи, чтобы тот привел к нему Тора без молота Мьёлльнира и без пояса силы. Тор перебирается через реку Вимур, ухватившись в последний момент за рябиновый куст. С помощью волшебного посоха он удерживается на чудесной скамье и давит ей дочерей великана. После чего он железными рукавицами ловит брошенный в него раскаленный брусок железа и убивает Гейррёда.

В Старшей Эдде рассказывается, что Тор для пира богов добыл котел для варки пива у великана Хюмира.

В последний день перед концом мира (Рагнарёк) Тор сражается с мировым змеем Ёрмундандом, порождением Локи. Громовник снес уродливую голову чудовища и, отойдя от него всего на девять шагов, утонул в потоке яда, изрыгавшегося из разверстой пасти мертвой твари. Молот Тора поднял его сын, Магни, который продолжил борьбу за отца.

Назад к разделу

Тор и локи

В любой мифологии мира есть «темная лошадка», в мифологии скандинаво-германских народов – это Локи, бог плутовства и хитрости. Тор и Локи кровные братья, не совсем верное трактование. В одной версии, Локи предстает как побратим Одина, в другой пасынком Всеотца.

Лодур другое его имя, является представителем природных великанов йотунов, но за неординарный ум, изворотливость и чувство юмора, ему разрешено жить в Асгарде. Локи частый спутник Тора и постоянно, то подставляет бога грома в силу своей двойственной природы, то выручает из различных передряг.

Тор и один

Тор в мифологии, его отец Один, и все асы – вместе выйдут на священный финальный бой в день Рагнарек. Волк Фенрир (сын Локи), съест солнце, затем в битве убьет и проглотит Одина. Тор сразится с другим сыном Локи, чудовищным змеем Ермунгандом (мировым змеем)

Эпонимия и топонимия

Тор - Thor - abcdef.wiki
Тор - Thor - abcdef.wiki

Многочисленные топонимы в Скандинавии содержат древнескандинавское название órr . Идентификация этих топонимов как указывающих на религиозное значение осложняется вышеупомянутым обычным использованием órr в качестве элемента личного имени.

Культовое значение может быть обеспечено только в географических названиях, содержащих элементы -vé (обозначающие местонахождение vé , разновидность языческого германского святилища), -hóf (сооружение, используемое для религиозных целей, см.

Языческие hofs ) и -lundr (a святая роща ). Название места órslundr записывается с особой частотой в Дании (и имеет прямые родственники в норвежских поселениях в Ирландии , таких как Coill Tomair ), тогда как órshof особенно часто встречается в южной Норвегии . Торсё ( Остров Тора ) появляется на западном побережье Швеции. Тор также появляется во многих топонимах Уппланда .

В английских топонимах древнеанглийский Thunor (в отличие от древнескандинавской формы имени, позже введенной в Danelaw ) оставил сравнительно мало следов. Примеры включают Thundersley , от * Thunores hlæw и Thurstable (древнеанглийский « Столп Тунора »). Ф. М.

На территории современной Германии места, названные в честь Тора, редко упоминаются, но ряд мест, называемых Доннерсберг (нем. «Гора Доннера»), возможно, получил свое название от божества Доннера , южногерманской формы имени бога.

Еще в 19 ​​веке в Исландии особая порода лисиц была известна как holtaþórr («Тор Холт »), вероятно, из-за красной шерсти породы. В Швеции в 19 веке гладкие клиновидные камни, найденные в земле, назывались Торвиггар («клинья Тора»), согласно народному поверью, что когда-то их швырял в тролля бог Тор.

(Сравните громовые камни .) Точно так же метеориты могут считаться памятниками Тору в народных традициях из-за их огромного веса. На шведском острове Готланд в честь бога был назван вид жука ( Scarabæus stercorarius );

Thorbagge . Когда жука находят перевернутым и перевернутым, можно добиться благосклонности Тора. В других регионах Швеции имя жука, по-видимому, было демонизировано с христианизацией, когда насекомое стало известно как Тордедьефвул или Тордифвел (оба означают «Тор-дьявол»).

На северо-западе Испании в муниципалитете Карменес ( Леон ) протекает река Торио, названная в честь бога Тора.

Эпоха викингов

В 11 – м веке, летописец Адам из Бремена записей в его Деяния архиепископов гамбургской церкви , что статуя Thor, который Адам описывает как «могущественная», сидит в храме в Уппсале в центре тройного трона ( по бокам Одина и «Fricco “), расположенный в Гамла Уппсала , Швеция .

Адам подробно описывает, что «Тор, как они считают, правит небом; он управляет громом и молниями, ветрами и штормами, хорошей погодой и плодородием» и что «Тор со своей булавой похож на Юпитера». Адам подробно описывает, что жители Упсалы назначили священников каждому из богов и что священники должны были приносить жертвы .

В случае с Тором, продолжает он, эти жертвы приносились, когда угрожала чума или голод. Ранее в том же произведении Адам сообщает, что в 1030 году собравшиеся германские язычники линчевали английского проповедника Вульфреда за «осквернение» изображения Тора.

Два объекта с руническими надписями Тора датируются XI веком, один из Англии, а другой из Швеции. Первое, Кентерберийское заклинание из Кентербери , Англия , призывает Тора залечить рану, изгнав турса . Второй, амулет Квиннеби , вызывает защиту Тора и его молота.

На четырех (или, возможно, пяти) рунических камнях появляется обращение к Тору с надписью «Да здравствует Тор (эти руны / этот памятник)!» Призыв появляется трижды в Дании ( DR 110 , DR 209 и DR 220 ) и один раз в Вестергётланде ( VG 150 ), Швеция.

Иллюстрированные изображения молота Тора встречаются в общей сложности на пяти рунических камнях, найденных в Дании ( DR 26 и DR 48 ) и в шведских графствах Вестергётланд ( VG 113 ) и Сёдерманланд ( Sö 86 и Sö 111 ).

Считается, что этот рисунок является языческим ответом на христианские рунические камни, у которых часто есть крест в центре. Один из камней, Sö 86 , показывает лицо или маску над молотком. Андерс Хултгард утверждал, что это лицо Тора.

По крайней мере три камня изображает Thor промысла змеи ёрмунганд : в Hørdum камень в Твоем , Дании, Altuna Runestone в Altuna , Швеции и Госфорт Кресте в Госфорте , Англия.

Суне Линдквист утверждала в 1930-х годах, что на камне с изображением Ардре VIII на Готланде изображены две сцены из истории: Тор, раздирающий голову быку Хаймира, и Тор и Хаймир в лодке, но это оспаривается.

Эпоха пост-викингов

В XII веке, более чем через столетие после того, как Норвегия была «официально» христианизирована, население все еще использовало Тор, о чем свидетельствует посох с руническим посланием, найденный среди надписей Брюгген в Бергене , Норвегия . На палке и Тор, и Один призываются на помощь; Тора просят «принять» читателя, а Одина «владеть» ими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector