Зольная кукла: значение славянского оберега, для чего ее мастерили.

: мастер-класс «мордовская кукла столбушка»

Светлана Николаевна Уварова
Мастер-класс «Мордовская кукла Столбушка»

Мастер – класс по изготовлению мордовской куклы Столбушки.

Материалы для изготовления:

1. Ткань (белый хлопок).

2. Ленточки с мордовскими узорами.

3. Тонкие атласные ленточки (красного, зелёного, чёрного, синего цвета).

4. Широкая красная атласная лента.

5. Разноцветная тесьма.

6. Бисер разного цвета.

7. Нитки белые, красные, синие (в цвет ленточкам, тесьме).

8. Пластиковая бутылка из-под йогурта (маленькая)

9. Крупа.

10. Вата (синтепон).

11. Иголка.

12. Ножницы.

Последовательность работы:

1. Берем бутылку из-под йогурта и наполняем крупой, сверху закручиваем крышечкой, чтобы крупа не высыпалась и куколка была устойчивой.

2. Теперь формируем головку нашей куколки. Для этого скатываем плотный шар ваты (синтепона) и кладем его в центр кусочка белой ткани 25х25 см. Делаем кукле голову таким образом, чтобы на “лице” было как можно меньше складок, все складки должны остаться на “затылочной” части: перевязываем нитками, узел лучше оставить сзади.

3. Делаем “ручки”. С правой и с левой стороны от головы остался материал. Складываем уголки материала и перевязываем ниткой, формируя “ладошки”.

4. Далее, нашу заготовочку насаживаем на бутылку и привязываем ниткой само туловище к бутылке (для того чтобы туловище выглядело плотнее, а руки выглядели аккуратнее и кукла могла стоять).

5. Берем ткань из белого хлопка и делаем выкройку платья. Вырезаем и сметаем. Далее нужно прострочить на швейной машине.

6. Выворачиваем платье и украшаем подол и рукава ленточками с мордовским узором, тесьмой, атласными ленточкам. С помощью утюга нужно проглотить платье.

7. Полученное платье одеваем на куклу.

8. Берем широкую атласную ленту красного цвета длиною равной объёму головы куклы. Прошиваем край и верх. А сзади пришиваем ещё один кусочек ленты. Так у нас получился мордовский головной убор – сорока. Её так же украшаем ленточками, тесьмой, бисером. Всё зависит от вашей фантазии.

9. Надеваем головной убор на куклу.

10. Из широкой красный атласный ленты делаем пояс (пулай). К верху ленты пришиваем тесьму так, чтобы потом можно было завязать на талии куклы, а низ украшаем яркими элементами (ленточками, тесьмой).

11. Пояс завязываем в районе талии на нашей куколке.

12. Из бисера делаем бусы и одеваем на нашу куклу.

Всё, наша мордовская кукла столбушка готова.

Мастер-класс «Мордовская кукла Столбушка»

Спасибо всем за внимание!

Авторские куклы мордовских мастериц

В последние десятилетия в России стала очень модной авторская кукла. В Москве, например, существует не один «кукольный дом», где обучают ремеслу их изготовления из самых различных материалов, проводится даже ежегодный Международный кукольный салон. А в Центральном доме художника на Крымском Валу есть целая галерея современной авторской художественной куклы, первая в России и крупнейшая в Европе.

За «несерьезным» занятием куклой были замечены такие известные люди, как Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Алена Бабенко, Никас Сафронов, Татьяна Толстая. Их портретные куклы были проданы на благотворительном аукционе и обрели свое место в частных коллекциях.

Когда три года назад в Саранске (Республика Мордовия) состоялась первая Республиканская выставка авторской куклы, горожане с удивлением узнали, что этим делом «балуются» многие взрослые не по-детски и у нас. Но это была скорее перекличка для всех, кто не равнодушен к кукольному делу.

Выставка же, открывшаяся на минувшей неделе в Музее национальной культуры, наглядно демонстрирует, как далеко шагнули наши мастерицы в освоении новых материалов и технологий, а главное, как выросли в своем мастерстве. Практически все работы, собранные вместе под крышей музея, никогда раньше не демонстрировались.

Всего на выставке представлено около 200 работ, и почти две-трети экспозиции составляют куклы. Есть на выставке игрушек и свой медвежий угол в прямом смысле этого слова. Медведи, вылезающие из чемоданов, шагают навстречу посетителям или даже едут на велосипедах.

Нельзя пройти равнодушно мимо домашних игрушек Валентины Семеновой. Автор с большой любовью и юмором посмотрела на известные темы, а в итоге появились «Семья кроликов», «Купание красного коня», «Бычки в томате». Целый зал занимает национальная кукла: вязаная, резная — разная.

Главное здесь — национальный костюм, выполненный в точности до мельчайших деталей. А еще на этой выставке можно встретить персонажей любимых мультфильмов, талисманы года и даже доселе невиданных зверушек, таких как «пуговичники» или «абракадабра» Елены Елистратовой.

Над изготовлением этих экспонатов трудились более 20 мастеров, используя самые разные техники. Здесь представлены и текстильная игрушка, и вязаная, и соломенная. Но наибольший интерес вызывают куклы из паперклея, эфопласта, цирнита. Эти материалы, совсем неизвестные нам до недавнего времени, прочно заняли свое место в ряду традиционно используемых. А куклы из них неизменно вызывают наибольший интерес у посетителей выставок.

Первопроходцами в освоении новых материалов являются в первую очередь профессиональные художники — Наталья Кочнева и Маргарита Седойкина. Наталья — главный художник кукольного театра. И кукла для нее стала профессией, но на эту выставку она принесла не театральную куклу.

Преподаватель детской школы искусства поселка Луховка Маргарита Седойкина, три года назад представившая свою первую куклу из паперклея, в мастерстве своем шагнула далеко вперед и на эту выставку привезла целую коллекцию своих работ. Ее нынешние работы — это уже коллекционные куклы.

Все — от туфелек до трона, зеркальца и перстней у ее дам — настоящее. Несколько ее работ посвящены зиме. «Зимняя ночь», например, предстает в черном бархате, парящей над заснеженной деревенькой и сыплющей снег из рукавов, а «Зимушка-зима» на коньках.

Отдельную группу составляют волшебники и феи, отдельную — ангелы: Снежный, Лунный, Рождественский. Есть даже ангел Печали. По-соседству с ними расположились клоуны. Они получились разные, веселые и не очень. Своим появлением клоуны обязаны любви автора к Юрию Никулину.

Кукла — вещь хрупкая, падение для нее — гибель. Поэтому и отношение к ней соответствующее, как к музейным экспонатам, — смотреть можно, трогать строго воспрещается! Этому правилу подчиняется даже маленькая внучка мастера Седойкиной. Удивительно, но она даже не тянет к ним ручки, понимая, что с такими куклами играть нельзя.

Откуда приходят образы новых персонажей, Маргарита Седойкина и сама понять не может. Как и «завязать» с этим кукольным делом. Каждый раз говоря себе «ну все, больше не буду», долго не выдерживает. Снова на ее столе появляются эскизы новых кукол, закупается материал для них в Москве, и по ночам художница начинает колдовать над новыми персонажами.

Паперклей и цирнит — материалы быстро застывающие, а потому надо очень быстро слепить ручки, лицо, придать ему нужное выражение. Сама художница о своих бессонных ночах говорит с улыбкой: «Это уже болезнь. Но я не понимаю, как люди живут без хобби, без какого-то любимого дела. Это жизнь впустую. Я лучше не съем, но куплю материал для новой куклы. Каждая из них любимая.

Они же как дети — долгожданные, выстраданные. Их появления ждешь, как рождения ребенка, с душевным подъемом. Я не делаю кукол на продажу, я самоучка, поэтому никогда даже не оценивала свои работы в денежном эквиваленте. Могу только сказать, что такие авторские куклы в Москве стоят по несколько тысяч долларов.

Я стараюсь каждый год попасть в Москву на Международный кукольный салон. Какие там куклы! Это просто невозможно, не верится, что они созданы руками человека. Я же пока только учусь. Но выставить свою куклу на таком салоне три года назад мне стоило бы 14 тысяч рублей».

Каждая из ее кукол индивидуальна и неповторима, а потому расставаться с ними автору совсем не хочется. Хотя, если честно, в нашей республике мало найдется людей, готовых выложить приличную сумму за игрушку, даже если это произведение искусства. Нет, как говорил Бродский, искусства есть искусство. Зато есть возможность у всех желающих любоваться авторской игрушкой все лето в залах национального музея.

Виды кукол в русском стиле

Народные куклы были в каждом доме, семейные обереги передавались в наследство из поколения в поколение. Считались очень ценным подарком, но принимать их следовало только от тех людей, которым доверяли.

  • День-ночь. Древняя кукла по лучила широкое распространение на территории Поволжья, в Тамбовской, Пензенской губернии. Две одинаковые куколки отличались между собой цветом. Одну делали белой – день, вторую черной – ночь. Эти обереги защищали дом от нечистой силы, злых людей, врагов, недоброжелателей. Куколки соединялись между собой нитью, представляли собой единое целое. Но днем вперед выдвигали белую ляльку, ночью черную.
  • Неразлучники. Парные обереги в виде мужчины, женщины. Соединялись между собой ниткой либо руки делались слитно. Олицетворяли влюбленную пару. Дарили на свадьбу для счастливой семейной жизни.
  • Московка или Беременная. Делала женщина, если не получалось обзавестись ребеночком. Тряпичная кукла с большим животом была оберегом для женщины, помогала осуществить желание. Прятали оберег от посторонних глаз до самых родов. Потом тайно сжигали.
  • Пеленашка. Одна из разновидностей мотанок. Заворачивали ткань в форме младенца, укладывали в кроватку незадолго до родов либо непосредственно после рождения малыша. Оберег защищал младенца от посторонних глаз, дурных мыслей, магического воздействия, болезней.
  • Кубышка. Русские мощные обереги не обходилось без использования целебного зелья. Кубышка сидела на мешочке с целебными травами. Они охраняла жителей дома от болезней. Если недуг заходил в дом, с оберегом несколько раз обходили все комнаты, потирали зелье.
  • Крупеничка. Эта кукла создавалась для поклонения матушке земле, чтобы получить хороший урожай. Внутри ляльки находилась разная крупа. Усаживали на почетном месте, благодарили за плодородие.
  • Желанница. Делали, чтобы исполнилось заветное желание. В процессе работы мысленно программировали талисман на достижение поставленной цели. В завершение дарили подарочек – бусы, цветочек, любое красивое украшение. Прятали от посторонних глаз.
  • Десятиручка. Оберег помогал хозяйке справиться с большим количеством работ. Делали обычную тряпичную ляльку, но было у нее 10 рук. Для усиления эффекта читали специальный заговор.
  • Банщица. Народная кукла банщица оберегала комнаты, где проводились банные процедуры. Ее одевали в халат, заворачивали голову в полотенце. В современном мире эту куклу используют для украшения интерьера. В древние времена сильный оберег защищал обнаженного человека от темной силы, черной магии, негативного воздействия.
  • Удмуртская. Делалась удмуртская кукла из разных материалов – соломы, глины, дерева, ткани. Выполняла разные функции – защищала дом, помогала женщинам в быту, исполняла желания, обогащала, исцеляла, придавала уверенности в своих силах.

Делали кукол мотанок для исцеления человека от страшной болезни. Мысленно перебрасывали недуг на амулет, читали заговор, бросали в огонь.

Женский костюм

Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2 — 3 помощницы.

Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай — сложное набедренное украшение. По нему можно было определить региональную принадлежность женщины и ее материальное положение: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток и т.д. В первый раз девушки надевали пулай в день совершеннолетия и носили его до самой старости.

Еще про Тора:  Талисманы, амулеты, обереги: в чем разница, как узнать свой и какие они бывают, как правильно выбрать, значения символов, возможная опасность

В мокшанском костюме поясными украшениями служили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти — подвески из бус, шелка, жетонов, меха.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь — крда, сарафан.

Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар — у эрзи, мушказ, балахон — у мокши). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.

Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.

В XIX веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник.

Повседневной обувью были лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, а мокшанки — белыми и черными. В праздники модницы надевали сапоги.

Особое место в убранстве мордовских женщин играли украшения — бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок — нагрудники. Главным украшением являлась брошь сюлгам.

Традиционный мордовский костюм еще сохранился у мокши как повседневный, так и праздничный. Эрзянки же надевают его лишь по праздникам или на концерты.

Список использованной литературы:

Мельников п.и. (Печерский А.) Очерки мордвы — М: Директ — Медиа, 2022. – 181 с. Прокина т.п. Мордовский народный костюм — Мордовское книжное издательство, 1990. – 391 с. Мордовский народный костюм (электронный ресурс).

История возникновения кукол оберегов

Первые куклы появились в древние времена, в период зарождения земледелия. Предки верили, что мир разделяется на материальное и духовное существование. С духовным аспектом отождествляли силу природы, которую люди боялись из-за неизвестности. Так появилось язычество, которое объясняло на то время жителям земли, что за каждый природный «феномен» отвечает конкретное божество (светит солнце – им управляет дух солнца, идет дождь – им повелевает бог дождя).

История кукол оберегов у славян

Чтобы человек не боялся, ему нужна была духовная защита. Так и появились обереги, амулеты в виде куколок. Люди разделяли мир на черное и белое. Сами поклонялись светлым богам, а темных духов боялись. Мелкие ритуальные предметы служили защитой от зла, ненависти и зависти окружающих. Куклы служили для создания семейного достатка. Они помогали счастливо жить без бедности и рожать много здоровых детей.

Изначально ритуальные предметы изготавливались из простых подручных предметов – веток дерева, сухой соломы. Когда появилась ткань, начали делать талисман из мотков лыка, полотна. Иногда изготавливали кукол для исцеления больных, ложа внутрь предмета ритуальные травы. Реже делали предметы из лозы.

Изготавливали талисманы специально обученные люди. Куклами занимались адепты женского пола, так как ляльки отождествлялись с источником женской энергии. Это могли быть целительницы, бабки-повитухи, беременные женщины. Во время выполнения ритуала создания талисмана нельзя было мешать девушке. Мужчин к обряду не допускали.

Ей требовалась максимальная концентрация внимания и особое расположение духа, без перерыва на другие дела. Закончить изготовление амулета нужно было в этот же день. Также существовали родовые куклы-обереги, передававшиеся в наследство от матери к дочери.

Как расстаются с куклой

На Руси куклы обереги утилизировались через ритуал. Каждый магический предмет имеет срок действия. Если кукла охранная, то через некоторое время ее заменяют новой (владелец должен сам заметить «ненадобность», когда предмет кажется грязным, неприятным).

Кукла талисман

Методы расставания со славянской куклой оберегом – закапывание предмета на пустыре или ритуальное сжигание. Обычно утилизация сопровождалась чтением заклинания или проведением обряда. Есть также родовые куклы, которые передаются в наследство по женской линии. Такие вещи не нужно сжигать, иначе прервется мощная родовая защита.

В каких случаях по внешним признакам стоит расстаться с куколкой:

  1. Изнашивание. Этот нюанс относится лишь к тряпичным вещам. Соломенные игрушки не распадались, а материя со временем пачкалась, тускнела и рвалась. Если куколка приходила в негодный вид, его нужно было сжечь.
  2. Прекратил работать. Обычно хозяин вещи это чувствовал или замечал по изменившимся положениям дел в худшую сторону. Это указывает на то, что талисман переполнился негативом или принял на себя сильный удар. Для этого нужно было провести ритуал очищения – на сутки положить оберег в соль. После чего остатки соли развеивались над перекрестком в полночь или закапывались на пустыре.
  3. Загаданное сбылось. Для этого берут куклу, прощаются с ним, благодарят за помощь и сжигают.

Предметы для лечения или отвода порчи обязательно сжигают. Амулеты для благополучия и счастья утилизируются на другие нужды. Если перед сжиганием становится жалко куклу, значит еще не пришло время избавления.

Как сшить куклу в русском стиле (выкройки, мастер-класс) в закладки 28

Как можно сшить куклу и сшить для неё наряд в русском стиле. Мастер-класс от Наташи Пахомовой

Для мастер-класса нам потребуются:

– кукла тыковка ростом 36-38 см (голову и ручки не пришиваем!);

– ткань х/б разных цветов, кружева, тесьма, бисер;

– бумага, карандаш для выкройки;

– кисть синтетика круглая №2 или №3 , монтажная лента, акриловые краски для ткани;

– и отличное настроение.

Шьем кукле наряд в русском стиле.

Мою куклу зовут Любава и сегодня мы будем для нее шить русский сарафан, делать кокошник и украшать платочек!

Сперва сделаем выкройку для сарафана.

На чистом листе бумаги по центру проводим ось. Сейчас мы будем делать выкройку сарафана, используя выкройку тела куклы.

Проводим горизонтальную линию в области горловины на самой выкройке тела куклы.

Подгибаем по этой линии нашу выкройку.

Совмещаем оси бумаги и тела. Обводим карандашом выкройку тела куклы.

Измеряем у нашей куклы отрезок от горловины до точки, где наш сарафан будет немного переходить в клеш. И отмечаем эту линию красным карандашом. Измеряем общую длину сарафана.

Так как сарафан симметричный, делаем чертеж с одной стороны от оси. И необходимо от края выкройки тела куклы отступить примерно на 1 см. Этот отступ вы можете сами рассчитать, измерив обхват по окружности своей малышки. Одежда не должна быть слишком впритык и сильно свободной тоже!

Складываем лист пополам по оси и вырезаем нашу выкройку сарафана.

Выкройка сарафана готова! Приступим к раскрою сарафана на ткани.

Складываем ткань вдвое лицом к лицу и обводим нашу выкройку. Выкройка дана без припусков на швы!

И по центру с одной стороны по лицу пришьем декоративную кайму.

Теперь складываем нашу ткань пополам лицом к лицу и фиксируем ее булавками.

Сострачиваем боковые швы прямой строчкой и строчкой зигзаг и вырезаем, оставив 1-1,5 см снизу и сверху сарафана для обработки края.

Пришьем к подолу сарафана волан.

Фиксируем каждую складку волана булавкой.

Пришиваем прямой строчкой и строчкой зигзаг на машинке. Лишнюю ткань отрезаем.

Проглаживаем наш сарафан.

Сделаем для сарафана нижнюю юбку.

Используем выкройку сарафана, подогнув ее сверху по линии талии. Измеряем длину нижней юбки. Она должна быть чуть-чуть видна из под волана сарафана.

Делаем выкройку, сложив бумагу пополам.

Выкройка нижней юбки готова. Выкройка дана без припусков на швы. Выкраиваем ее на ткани и сшиваем боковые швы прямой строчкой и строчкой зигзаг. Отрезаем лишнюю ткань по бокам после строчек.

По подолу юбки пришиваем строчкой зигзаг гипюровую кружевную ленту.

Сошьем рукава для сарафана. Каждый прямоугольник ткани равен 11х16 см. Длину рукава можно выбрать разной.

По низу рукава пришиваем кружево. Верх рукава обрабатываем строчкой зигзаг.

Складываем рукав пополам лицом к лицу и фиксируем булавками.

Сострачиваем прямой строчкой и строчкой зигзаг. Обрезаем излишки ткани. Выворачиваем. Отутюживаем.

Все детали нашей несъемной одежды готовы и мы сейчас будем собирать и наряжать нашу куклу!

Пришиваем нижнюю юбку к телу куклы. Для этого подгибаем верх юбки и делаем по окружности прямую строчку.

Одеваем юбку на куклу и стягиваем на талии нашу строчку, фиксируя ее узлом. И этой же ниткой пришиваем юбку к телу по кругу строчкой иглой назад.

Затем пришиваем сам сарафан. Подгибаем верх сарафана и прошиваем прямой строчкой этот край.

Одеваем сарафан на тело куклы, совместив боковой шов сарафана со швом тела куклы.

Фиксируем булавками сарафан и пришиваем его к телу.

Пришиваем ручки потайным швом, захватывая иглой сразу ткань сарафана и тело куклы.

Одеваем рукава на ручки и пришиваем их к сарафану потайным швом.

Сделаем для Любавы кокошник на голову и в руку дадим красивый платочек! Ведь Любава очень любит танцевать!

Измерим сантиметровой лентой размер дуги по голове кокошника.

Из бумаги сделаем выкройку кокошника и примерим кукле. Если размер подходит, то выкраиваем его из плотной пластиковой корочки любой тетради.

Складываем ткань для кокошника вдвое лицом к лицу и обводим нашу форму.

Прострачиваем прямой строчкой на машинке, оставив отверстие для выворачивания, как на рисунке.

Завязываем концы нитей строчки, обрезаем лишнюю ткань, делаем надсечки и выворачиваем.

Вкладываем форму кокошника в отверстие, которое потом зашиваем потайным швом.

Украшаем наш головной убор кружевом, оставив с двух сторон концы кружев для завязывания на голове бантом.

Пришьем на кокошник бисер.

Вот теперь у нас получилась самая настоящая русская красавица! Оденем Любаве серьги и сделаем кружевной расписной платок!

Квадрат шелка обрабатываем по краю, пришив кружева. Закрепляем платок к рабочей поверхности липкой лентой и расписываем его узором! Я делала узоры красной, зеленой и золотой акриловой краской по ткани.

Сушим феном нашу роспись. Теперь платок можно освободить от монтажной ленты.

И готовый платок за уголок пришиваем телесными нитками к ручке Любавы!

Теперь можно прочитать эти стихи:

Ой ты, Любушка, Любава! Почему со мной лукава? Сыпешь бисер на словах, Да с улыбкой на устах.

Почему со мной лукава? Словно тихая дубрава. Знать характер не простой, Девка с русою косой.

Ой ты, Любушка, Любава! В сарафане, словно пава. На платке узор резной, Красотою не земной.

В сарафане ,словно пава И видать крутого нрава. Ходит парень к ней простой, Не женатый, холостой.

Ой ты, Любушка, Любава! Тройкой мчится её слава. Скоро девке под венец, Сватал паву молодец.

Олег Владимирович Бояркин

Спасибо всем за внимание! Буду рада, если было интересно и полезно!

Этот мастер-класс участвует в конкурсе “Русский стиль”

Девочка со снежком, автор Алеся ПустоваяОчаровательная куколка!

Коллекция кукол мордовского края

Обложка книги. Народная кукла. Коллекция кукол Мордовского края.

Книга Валентины Семёновой о мордовской кукле, смотрите статью-заметку об этой книге с адресом Валентины (для заказа книги).

В книге собрано более 40 кукол, с фотографиями и схемами изготовления, описаниями (а также фотографиями мастериц, кто передал кукол, рассказал о них). Большая часть этих кукол — удивительны, они оказываются открытиями даже для тех, кто давно занимается народными куклами.

Ниже на фото — несколько страничек книги, для примера.

Еще про Тора:  Триглав - самый необычный из славянских богов

Прекрасный сборник, огромное спасибо автору, художнику, и всем тем, кто рассказал о куклах. Они душевные, замечательные. Очень хочется надеяться, что такие сборники выйдут и в других регионах России, тогда со временем наконец-то можно будет составить более-менее цельное представление о народных куклах нашей страны.

Автор книги — Валентина Семёнова.

СОДЕРЖАНИЕКуклы из природных материаловКуклы из соломы, травы, мочалаКуклы из подорожникаКуклы из растений семейства зонтичныхКуклы из цветов одуванчикаКуклы из веточекКуклы из палочекКуклы из чурбачковЗольные куклыТекстильные куклыКуклы бесшитьевыеКуклы шитыеКуклы из других материалов

Куклы из веточек. Мордовская свадьба.

СаранскИздатель Константин ШапкаринДом народных ремесел

Книга прекрасно издана: обложка мягкая, но плотная, и странички внутри — плотные, иллюстрации — цветные фото и рисованные схемы, с понятными описаниями, как делать куклу.

Куклы из чурбачков. Зольные куклы.

Куклы из села Поводимова.

В последнее время заметно возрос интерес к народной кукле. И если о русских куклах собрано достаточно много информации, изданы книги, то куклы народов, проживающих на территории Мордовии, практически не изучены. Но ведь они были. Девочки, как и положено, играли рукотворными куклами. Так какими же куклами играли девочки народов, населявших Мордовию? Как они выглядели и как их мастерили?

Познакомившись с книгой, Вы узнаете об основных конструкциях кукол, а используя представленные схемы, сможете легко смастерить их своими руками.

Книга адресована людям, увлеченным народным творчеством, и читателям, впервые соприкоснувшимся с миром народной куклы. И тем и другим она поможет окунуться в мир детства, даст возможность попробовать самим смастерить кукол и навсегда полюбить их.

Куклы-обереги мордвы представили в городском пресс-центре саранска

В городском пресс-центре Саранска представили самодельные куклы-обереги народности мордва. Мастерица из Рузаевки, второго по величине города в Республике Мордовия после Саранска, Светлана Сараева продемонстрировала, каким образом национальный орнамент можно использовать в современном быту.

Самыми используемыми изделиями из шерсти в быту, конечно, являются носки. Светлана практикует двухцветное мокшанское вязание, рисунок для которого она взяла со старинных национальных наколенников. Мастерица рассказала, что каждая фигура в рисунке представляет собой элемент старинной письменности.

«Жизнь не стоит на месте, идёт вперёд, поэтому нужны вещи, которыми можно пользоваться. Но в то же время, чтобы был национальный колорит, орнамент, чтобы его не забывали», — подчеркнула мастерица.

Светлана представила журналистам всё многообразие кукол-оберегов мордвы — возникло такое ощущение, что ими были заполнены все дома в Мордовии. Одни из них, травницы, как показалось журналистам, были наиболее способны исцелять — пышные куклы набивались лечебными травами, и когда ребёнок в них играл, он вдыхал этот запах и не болел. А куклы-мешочки, набитые мятой или мелиссой, действовали ещё и успокаивающе.

Были и денежные куклы — внутри каждой лежала монетка. В старину их дарили с пожеланиями семейного благосостояния и хранили дома или носили с собой в мешочке с деньгами.

По старинным мордовским поверьям в каждом доме жил домовой, звали его Куд-атя — это сочетание слов «дом» и «мужчина», или «старик». Мастерица выполнила эти куклы в виде старичков с белыми бородами, а внутри заполнила их мятой. По её словам, считалось, что если такому домовому как-то не угодить, то он мог и навредить хозяевам. Поэтому хозяева старались его ублажать: ставили блюдце с молоком и клали кусочек хлеба, чтобы не проказничал.

Ещё одним оберегом у мордвы служили куколки-скруточки. Они изображали девушек в национальных костюмах в кокошнике или с косой, а внутри был вставлен столбик из скрученной ткани, коры дерева или кусок полена. Форму такая кукла имела в виде креста, которую им придавали ручки-палочки. Лица у куклы не было, чтобы она не приобрела душу и не навредила хозяевам.

Наверное, самая простая кукла, в которую играли без какой-либо таинственной подоплёки, была сделана из лыка. Это мог быть и человечек, а могла быть и коза, которая считалась символом озорства и веселья. Вообще, как рассказала мастерица, кукол делали из того, что было в доме. Лыко, например, оставалось после плетения лаптей, и из него ещё делали мочала и кисти.

Возвращаясь к национальному орнаменту на современных вещах, Светлана продемонстрировала подушку-игольницу. Орнамент она взяла со старинных рубах, но обыграла его в других цветах, чтобы смотрелось более современно. Если раньше преобладал только кирпично-красный цвет с вкраплениями зелёного, жёлтого и синего, то сейчас можно добавить и фиолетовый, и бежевый.

Мастер-класс для детей и родителей «куклы-обереги»

Алена Богданова

Мастер-класс для детей и родителей «Куклы-обереги»

Вот опять наступила суббота, но детский сад не приемлет тишины и приветливо распахивает свои двери для полных сил и энергии ребятишек и их мам. Какой сюрприз ожидает их на этот раз? Оказывается, в детском саду открыта мастерская по изготовлению древнеславянских кукол-оберегов.

Обереги – это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые, наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил.Обереги бывают разные:бусы, браслеты, обережные вышивки, куклы.Вообще -то существует такой закон: по-настоящему сильный оберег нельзя купить. Его можно сделать самому.

Существует множество видов кукол — оберегов, которые делались для разных этапов жизни человека, но с одной целью – защитить.

Чем богаче была семья, тем больше в ней было кукол. По традиции, освященной ткани нельзя было касаться ножом или ножницами, поэтому материю просто рвали. Это распространилось и на использование иголок. Так что, чаще всего, кукол сворачивали из нескольких лоскутов и перетягивали нитками. Так же поступили и мы, соблюдая древнерусские обычаи.

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным,недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка.

Вот и первая кукла готова. Это Утешница. Ее изготавливали из ярких лоскутков, к ленточкам привязывали леденцы или карамельки. Эта кукла должна была успокоить и отвлечь даже самого капризного малыша. Вот такую Утешницу сделали Полина и ее мама.

Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Может быть именно поэтому наши мальчишки, соорудив первую куклу, потеряли к этому делу интерес и увлеклись рисованием на доске.

А эта куколка — Благополучница. Сделать ее немного сложнее, но мы справились. Внутри у этой куколки лежат монетки, они должны привлечь в дом благополучие и достаток.

Итак…Оберег – не просто занятная вещичка, он имеет конкретный практический и мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание наших далёких предков. Особая прелесть оберегов в том, что они открывают простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой, которую вы можете создать своими руками.

Спасибо за внимание!

Мастер— класс подготовили и провели:

воспитатель Шакурова Валия Шайхсултановна

учитель-логопед Богданова Алена Владимировна

помощник воспитателя Быкова Светлана Анатольевна

Мордовская кукла: способы изготовления и материалы

Ну и конечно, сама куколка-оберег, которую держат в каждом мордовском доме. Создается она из льняной ткани.

Выкройку для создания этого оберега делают из пяти деталей в двойном экземпляре. Правда, руки и ноги некоторые делают из четырех деталей. Детали сшивают по заданной схеме. В ней нет ничего сложного, потому что все детали в основном кроятся по прямой или слегка скругленной линией.

Только туловище имеет овальную и округлую форму. Все детали сшиваются и набиваются любым подходящим материалом. В древности эти куклы набивались шерстью или соломой, сейчас можно обойтись синтепоном или любым другим материалом, придающем объемность изделию.

Не нужно забывать, что национальный костюм мордовского народа украшаются в основном четырьмя цветами. Черный и синий являются доминирующими. А вот зеленым и желтый цвета рисунки просто расцвечивают. Доминирующие рисунки строго геометрического характера: ромбы, квадраты- излюбленный орнамент мордовского народа.

Не забывайте о том, что в мордовском национальном костюме всегда привалировали яркие краски. Если выкройки были не слишком яркими, то сами украшения и аксессуары бывают ярких цветов и самых необыкновенных оттенков. Шапочка костюма в некоторых селениях украшается яркими помпонами, которые делают ее объемной и нарядной.

Затылок мордовской женщины в такой шапочке закрыт полностью по самую шею. Это особенность эрзянского костюма мордовской женщины. Обязательным условием наряда кроме ярких украшений будет еще и ярко красная обувь, красные аксессуары и украшения. Даже сутаж и кружево, что отдельно нашивается на детали наряда мордовской куклы-оберега делаются алого цвета, несмотря что сама основная вышивка выдерживается в черном, синем, зеленом и желтом цветах.

Да и рисунок вышивки довольно однообразен: сплетение ромбов и квадратов в плотной вышивке. Эти сакральные рисунки всегда считались оберегами для семейного очага и дома, хранительницей которого всегда считалась женщина. По поверьям именно они помогали мордовской женщине вести домашнее хозяйство, Содержать его на должном уровне в достойном состоянии.

Помогало быть хорошей хозяйкой и хорошей женой. Куколка в национальной одежде являлась тем символом и оберегом женщины и хозяйки в мордовском жилище. Потому соблюдение всех тонкостей создания куклы в мордовском наряде способно укрепить семейный очаг любой семьи.

Мордовский летний костюм

Куклы в народных костюмах 59. Мордовский летний костюм, кукла в упаковке.

Куклы в народных костюмах №59 — в России номер выходит 17.04.2022 — Мордовский летний костюм.

Кукла в Мордовском летнем костюме.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса — мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Их национальные костюмы различались , но были в костюмах и общие черты: белый холст рубахи, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Основной частью женской одежды являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника.

Куклы в народных костюмах №59 — Мордовский летний костюм. Панго — высокий головной убор, конусообразный. Височные украшения в виде пуховых шариков.

Вид куклы сбоку. Куклы в народных костюмах №59, Мордовский костюм. Туникообразная рубаха — панар.

Куклы в народных костюмах №59, вид сзади — коса куклы. Мордовский летний костюм. Набедренное украшение из плотной ткани — пулай.

Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде — это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками. (Источник).

Ворот рубахи — конусообразный вырез.

Рубахи-панар эрзянского населения Симбирской и Пензенской губерний характеризовались общими принципами оформления ворота, рукавов, подола: два полотнища холста, перегнутые поперек и сшитые между собой, составляли стан рубахи с четырьмя швами (посередине груди и спины и два – по бокам).

Вдоль переднего шва рубахи холст подгибался внутрь на 5–7 см с обеих сторон от шва, поэтому задняя часть рубахи получалась несколько шире, чем передняя.

Спереди сверху оставляли незашитым разрез примерно в 30 см, подгибая к плечам на глубину 5–6 см таким образом, что образовывался конусообразный вырез.

На подоле рубахи спереди оставляли незашитым разрез 15–20 см, потому что длинная и узкая одежда иначе была бы неудобной при ходьбе.

Рукава эрзянской рубашки шили прямыми, без клиньев; длина их равнялась ширине холста (около 29–32 см). Они были сравнительно короткими – до локтя или чуть ниже, это было удобно для физической работы дома и в поле. Прямой рукав без проймы пришивался к краю холста в области плеча, по нижней границе соединения его со станом вшивали квадратные ластовицы для облегчения движений руки.

Еще про Тора:  Талисманы, амулеты, обереги: в чем разница, как узнать свой и какие они бывают, как правильно выбрать, значения символов, возможная опасность

У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь-крда, сарафан. Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста.

Куклы в народных костюмах №58 — Праздничный костюм Нижегородской губернии.

Мужской костюм

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха — панар и штаны — понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные — из более тонкого льняного. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.

Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями.

К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне — различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы.

Летом мужчины поверх рубахи — панар надевали еще одну — белую распашную (мушкас — у мокши, руця — у эрзи). Весной и осенью носили сумань — приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.

Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник.

Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы — ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.

Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки — ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.

На ногах мордва носила лапти, летом — с портянками, а зимой — с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.

Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.

Создание народного костюма для игровой куклы своими руками. мастер класс

Мастер класс. Создание упрощенной версии (русского) народного костюма для игровой куклы своими руками 35-55см. Много букв и фото.

Доброго времени суток всем читателям! Я часто шью для кукол, особенно детсадовских. Один из последних «заказов» поначалу меня несколько озадачил. — Нам нужна кукла в красном народном костюме с кокошником для уголка. Ну сшейте из каких-нибудь обрезков.

Конечно, я не удержалась и ввернула про медведя с балалайкой))) Медведя, сказали, не обязательно, а вот красное платье с кокошником — надо.

Понятно, что настоящие костюмы на народную куклу 45-50см не шьются из «кусочков», а один только кокошник можно вышивать месяцами… Поэтому задачу требовалось максимально упростить и удешевить. Бюджет — 0руб 00коп.

Мне была выдана будущая “русская красавица”. Крепенькая советская куколка ростиком около 50-55см, с заигранной прической и без белья. Бельё в нашем саду не в почете вообще, даже будучи надетым на куклу, оно исчезает самым загадочным образом ровно через неделю. Я проверяла)))

Для начала куклу помыли, проленорили волосы и накрутили бигуди. Самые обыкновенные человеческие от известной сетевой компании)) Люблю их (эти бигуди) беззаветно, честно.

Куклу сфотографировала рядом со своей итальянкой (45см) просто из любопытства и на память.

Наш народный костюм будет состоять из нижнего платья (белой сорочки с вышивкой и оборками) и верхнего красного (как заказывали)). Кокошник делаем последним.

Начинаем с нижней сорочки. Это будет белое платье отрезное по линии талии.

Выкройки я чаще всего рисую сначала на бумаге. Самая важная деталь — верхняя часть сорочки (от шеи до пояса). Сначала чертим отдельно 1/2 детали полочки (переда) и 1/2 детали спинки. Затем детали полочки и спинки складываем друг к другу плечевыми швами и объединяем в одну общую деталь. Получилась половина верха готового изделия.

Мдямс… извиняюсь, но выкройку делала «одноразовую» на ненужной бумаге)))

Затем накладываем эту детальку на ткань и обводим, создавая уже на ткани один единый элемент.

Справа детальку уже обвели, затем перевернули бумажную выкройку и в зеркальном отражении обвели левую часть. Карандаш у меня исчезающий, поэтому на лишние линии (на фото совсем слева) внимания не обращаем)).

Вырезали детальку. Застежка будет сзади. Примеряем на куклу. Деталь единая, сшивать будем только боковые швы. Не сейчас.

Корректируем посадку на фигуре перед стачиванием. Ничего пока не сшиваем! Теперь занимаемся рукавами. В облегченном варианте — это просто прямоугольники. Размеры вычисляем «по кукле». Нам нужна длина рукава и ширина с учетом сборок. Можно разметить по линейке и вырезать.

Для предварительной оценки результата прокладываем на каждой детали рукава по верху машинные строчки для создания сборок. Стягиваем строчки, прикладываем заготовки рукавов к заготовке платья.

Если всё устраивает — можно проложить по деталям рукавов отделочные строчки на произвольной высоте и в произвольном количестве. Сразу же оформляется низ рукава — кружева, резиночка… всё, что подскажет фантазия. Рукава притачиваются к проймам, срез обрабатываем.

Затем совмещаем и стачиваем боковой шов сорочки и рукава одним швом. Обрабатываем срез. Можно оформить горловину. Самый простой способ — воротник-стойка из кружева. Юбку делаем также, как и рукава — замеряем, вырезаем прямоугольник, декорируем низ (оборки, кружева, рюши), обрабатываем боковые срезы. Прикладываем к кукле.

Регулируем длину. Это нужно делать именно сейчас, т.к. низ юбки мы уже обработали. Соединяем нижнюю и верхнюю части нашего белого (нижнего) платья.

Теперь обрабатываем застежку. Она сзади. Варианты разные. Можно верхнюю часть сделать на пуговках, а половину юбки (начиная от нижнего края застрочить в единую деталь).

Красная часть наряда. Выбираем цветовую гамму украшений. В упрощенном варианте все украшения юбки можно свести к жаккардовой тесьме и паре декоративных строчек. Накладываем имеющиеся в наличии (и более-менее подходящие по цветовой гамме) тесёмочки и ленточки.

Делаем окончательный выбор. Декоративные строчки (если не шьёте часто и не уверены в результате) лучше порепетировать на кусочках ткани. В нашем случае ткань тонковата, шьём по бумаге. Результаты тренировки выглядят примерно так:

Для максимального упрощения задачи я решила отказаться от традиционного исполнения верхнего платья в виде сарафана, заменив его юбкой. Юбку сшить проще и быстрее. На кукле такого размера это будет смотреться вполне «народно». Примеряем почти готовую юбку с обработанными нижними и боковыми срезами.

Регулируем длину. Опять «начисто», т.к. нижний край уже обработан. Делаем необходимые складочки/сборочки для хорошей посадки по фигуре. Притачиваем к верху юбки пояс. Я взяла готовую косую бейку подходящего цвета. Юбку сделала «с запАхом», т.е. она оборачивается вокруг талии (под грудью) и завязывается на бантик.

Переходим к кокошнику.

Форма рисуется произвольно от руки на бумаге, вырезается, примеряется к голове куклы, откладывается в сторону, рисуется новая… и так пока результат не понравится изготовителю))) Я сделала штук 5 вариантов, остановилась на наименее громоздком и простом в исполнении.

(Я в курсе, что головной убор девочек (а судя по телу, наша модель — девочка лет 7) на Руси выглядел иначе))) но мне чётко дали понять, что администрацию детского сада сей исторический факт не волнует ни разу. Поэтому у нас — кокошник)))

По одобренной нами же выкройке вырезаем заготовки из основной ткани (из которой шили платье). В количестве 2 штуки.

Заставить данную конструкцию держать форму можно разными способами. Самое простое — плотная ткань на клеевой основе (дублерин). Флизелин слишком тонкий, его не берем. Я дублировала только ту деталь кокошника, которая будет снаружи, задняя часть без усиления.

Затем на «лицевой» части нашего головного убора рисуем узор. Я не стала усложнять дело загонкой элемента под вышивальный аппарат. Поэтому просто от руки нарисовала финтифлюшку исчезающим мелом и вышила металлизированными нитками на обычной швейной машине одной из жирненьких декоративных строчек.

Не пугаемся обилия мела на лицевой стороне изделия. Мел исчезнет через 24 часа, он специальный))) Самое сложное — соединить две детали нашего кокошника. В идеале нижняя часть должна быть чуть-чуть меньше верхней. Один из вариантов достижения данного результата — декатировать нижнюю часть уже после стачивания.

Стачиваем, сложив лицевыми сторонами внутрь. Обрезаем края на разумную высоту, надсекаем лишнее в швах. Выворачиваем налицо и проглаживаем утюгом с паром (да, это и есть декатировка в домашних условиях, можно еще сбрызнуть водичкой)) Недублированная нижняя часть кокошника даёт усадку и мы получим тот самый нужный нам изгиб.

Естественно, это сработает только в случае с новой полностью натуральной тонкой хлопковой тканью. Синтетика усадку почти не дает. Нижний срез обрабатываем той же косой бейкой, которую использовали для завершения красной юбочки. Кокошник почти готов. Можно расшить его бусинками. Но быстрее всего наклеить стразы)))

«Красный народный костюм с кокошником» готов. Гладим себя по головке))) Мы выполнили главную поставленную задачу — сшили несложный недорогой наряд в рамках озвученного заказа. Забегая наперед, скажу — администрация осталась очень довольна, пообещала памятник попросила «из остатков» сшить такое же для другой группы. Услышав, что всё было сделано исключительно на личные средства, разочарованно потупила глазки…

Садик у нас муниципальный, непафосный, без поборов «на евроремонт и евромебеля», мы и наши дети его искренне любим и поэтому, сделайте вид, что нижеследующее фото вас не шокировало)))

Надеюсь, что сий трактат вдохновит вас на более масштабные проекты, даст какие-то идеи для воплощения в совершенно других изделиях.

Огромное спасибо всем, кто осилил до конца или хотя бы посмотрел картинки)))

Вы можете найти выкройки одежды для кукол в нашем разделе на Бэйбиках

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector