10 самых жутких монстров славянской мифологии

Боги в качестве основы славянской мифологии

Основа мифологии славян — славянские боги, удивительные создания, которым наши предки поклонялись на протяжении веков, возносили дары, воспевали хвалебные песни. Говорить о том, были ли за образами богов реальные люди, сложно, да и вопрос этот достаточно спорный.

Возможно, через несколько столетий тайна происхождения богов и будет открыта, но сейчас мы поговорим о пантеоне славянских богов в несколько ином контексте – их символах, сущности и идеях, которые были вложены нашими предками в каждый яркий и своеобразный образ.

Этот раздел посвящен всем богам, которые занимали определенное место в жизни и быте наших предков. Богам, которым поклонялись, которых боялись, которых славили и почитали. Если обратиться к результатам исследований летописей и археологических раскопок, то на территории Древней Руси в различные временные периоды боги славянской мифологии несколько меняли свои значения – Светлые (Ясуни)

и Темные (Дасуни) в разных частях Руси несколько отличались. Причиной этому являлись и междоусобные войны, и нападения внешних врагов, и переосмысление природы вещей, и неизбежный прогресс. Но при этом список славянских богов и схема славянских богов оставались практически неизменными – верховным богом был Род (хотя встречаются упоминания о Перуне в качестве мирового владыки)

, Лада – одно из воплощений Рода, в котором сочетаются жизненная энергия, верность и любовь. Стоит сказать, что список богов славянской мифологии в разное время несколько разнился и менял свой состав, поэтому однозначно утверждать о том, кто же был в этом списке, невозможно.

Стопроцентно утверждать то, что приведенные на нашем сайте данные о богах имеют реальные документальные подтверждения, нельзя, — мы собрали максимум информации не только из открытых источников, но из узкоспециализированных научных работ, поэтому надеемся, что эти данные придутся по душе и ценителям заповедей славянских богов, и всем интересующимся.

. Кикимора.

Злыдень.

Злыдень — злой дух, приносящий нищету дому, в котором поселился. Данные духи находятся в подчинении у навьи. Злыдень невидим, но его можно услышать, иногда он даже разговаривает с людьми, в чьем доме поселился. Злому духу тяжело попасть в дом, так как его туда не пускает домовой, но если уж ему удалось проскользнуть в жилище, то избавится от него очень непросто.

Если злыдень пробрался в дом, то он проявляет большую активность, помимо разговоров дух может залезать на обитателей дома и ездить на них. Часто злыдни селятся группами, так что в одном доме их может быть до 12 существ. Злыдни предпочитают селиться в человеческих домах за печкой, в сундуках или шкафах.

Волколак.

Волколак — человек, способный превращаться в волка (медведя). Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака, чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле.

Для этого колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие.

Человек может обратиться в волколака и после проклятья, тогда проклятый не способен сам вернуть себе человеческий облик. Однако ему можно помочь: для того чтобы снять с человека проклятие его надо накормить освященной едой и накинуть на него одеяние, сотканное из крапивы, при этом волколак будет всячески сопротивляться этому обряду.

Лихо.

Лихо — злое человекоподобное существо, встречаются как мужские, так и женские особи. Отличается лихо высоким ростом и худощавым телосложением, у него всего один глаз, поэтому видит оно в узком диапазоне. Питается лихо плотью и страданиями людей и животных, обычно оно старается не появляться в крупных поселениях, а большую часть жизни обитает в лесу, питаясь местным зверьем и птицами, чем часто злит лешего.

Но если лихо попадется одинокий человек или небольшая группа людей, то тут оно свой шанс не упустит. Пристав к одному человеку оно ввергает того в уныние и питается негативными эмоциями. Такой рацион делает существо еще сильнее, и чем больше негативных эмоций испытывает «носитель» тем сильнее лихо.

Если же ему не удается справиться с волей человека, то существо предпочтет съесть жертву, нежели отпустить. Когда попадается группа людей, лихо выбирает себе одного, а остальных убивает прямо у него на глазах, опять же чтобы сломить волю человека. Если лихо овладело человеком, то избавиться от него практически невозможно.

Алконост.

Белобог

Белобог в славянской мифологии имел много имен, которые символизировали его как светлого бога верховного пантеона. Белобог имеет четкую противоположность – Чернобога, но при этом воплощает в себе добро, честь и справедливость. Изображали его всегда седовласым, умудренным жизнью старцем в белом одеянии.

Это, пожалуй, единственный бог, не имеющий никакого отношения к военному делу – он не участвовал в битвах богов. В образе Белобога находят отражение основные принципы мироздания, строения мира и его назначения. По мифам древних славян он помогал тем, кто трудился в поле и дома, не ленился и шел к намеченной цели через препятствия. Хотите больше узнать о боге? То полное описание тут ➡ перейти.

Символ  ➡ Символ белобога1

Богиня карна

Богиня Карна неоднозначная фигура в славянской мифологии. Возможно эта богиня почиталась нашими Славянский праздник день карны 7 апреля.....предками, как ответственная за перерождение душ, за непрерывный круг бытия во вселенной. В историческом трактате » Слово Святого Григория» богиня Карна упоминается под именем Коруна. Там же есть упоминание о спутнице Карны, богини Желе. Вполне возможно они олицетворяли собой предназначение и рок в судьбе человека.
Богиня Карна присутствует и в римском пантеоне, и почиталась она древними римлянами, как богиня человеческой плоти. Эта версия подкреплена, тем что якобы этимология имени богини Карны уходит корнями к слову «corn», что означает «мясо», «плоть».

В более поздний период древние римляне почитали богиню Карну под именем Карда и даже Корделия. Она почиталась как, богиня дверных замков. Конечно немного странное предназначение для богини, но не стоит забывать, что воспринимаемые нами сегодня слова в прямом смысле, раньше воспринимались нашими предками более глубоко.

Если у славян богиня Карна была богиней перерождения души, значит она проводила души из одного мира в другой, и обратно. Для перехода необходимы были врата, двери называйте, как хотите. Возможно в понимании древних римлян Карна была богиней, что охраняли проходы в потусторонний мир. Хотите больше узнать о богине? То полное описание тут ➡ перейти.

Велес

Один из самых мудрых богов, который являлся оборотнем, покровительствовал искусствам. Велес властвовал чародейством, так как только ему удалось познать и светлые, и темные силы. О тайных знаниях, которыми он владел, можно говорить часами, тем более, что Велесу подчинялись стихии и он мог менять правила мироздания.

Еще про Тора:  Домовой - славянский дух-хранитель дома

В культуре древних славян Велес особо ценился в качестве покровителя семейного хозяйства, достатка и плодородия. Не меньше почитали этого бога путешественники, так как в дороге он приносил им удачу. Являлся людям он либо в облике седовласого старика, либо медведя.

Кстати, шестиконечная звезда, известная всем как Звезда Давида, всегда считалась символом Велеса. Молились древние славяне этому богу по многим поводам – просили удачу в пути, спокойного сна, благодарили за успех каких-то мероприятий. Хотите больше узнать о боге? То полное описание тут ➡ перейти.

Руна Бога велеса (ветер) Символ  ➡ Символ Бога Велес

Вышень

Вышень – это одно из воплощений великого Рода, который во все времена особо почитался славянами, любившими свободу духа, души и помыслов. Ассоциировался этот бог со вселенной и ее бескрайними просторами. Вышень по праву считался покровителем всех славян и ариев на земле.

Но при этом бог отличался особой строгостью к тем, кто пытался неправильно использовать путь Духовного развития в низменных целях. Особо благосклонен он к тем, кто ищет новые знания и старается постичь все непонятное. Честный и благородный человек всегда мог рассчитывать на поддержку этого бога.

Если обратиться к летописям и сказаниям, то Вышень – это символ мудрости, которая действует во всех мирах. Седобородый старик, держащий в руках меч, всегда готов помочь верующим и наказать тех, кто сошел с истинного пути. Хотите больше узнать о боге? То полное описание тут ➡ перейти.

Даждьбог

Даждьбог – это бог плодородия и бог солнца в славянской мифологии, причем упоминание о нем, как о солярном боге встречается во многих сохранившихся до наших времен источниках. Естественно, символизировал его всегда диск Солнца, от положения на небосводе которого зависит урожай.

Бог всегда считался миролюбивым, но в изначальной войне он принимал участие на стороне света. Его всегда представляли в виде могучего богатыря в золотистых доспехах. Даждьбог по праву считался одним из высших богов, поэтому его кумиры были расположены практически во всех поселениях, так как славянам было очень важно получить хороший урожай и благополучие.

Символ ➡ Символ Бога ДаждьбогаРуна ➡ Руна Даждьбог

Девана

Многие знают, что в римской мифологии богиня охоты Диана, а в славянской Девана. Эта молодая стройная охотница считалась покровительницей охотников и всего лесного мира. Но она не любила охоты ради забавы, а не пропитания (те, кто так делал, умирали от укусов ядовитых змей).

В руках у Деваны всегда был лук и стрелы, на плечах плащ с медвежьей или волчьей головой. Несмотря на близость к природе, Девана не символизировалась с тотемными животными, так как она была не воин, а охотник. Святилища этой богине до сих пор находят в старых лесах, в которые нельзя было заходить лунной ночью, когда она выходила на охоту.

При этом Девана помогает лесным зверям выживать зимой, избегать опасностей, не попадаться людям. Но и охотники были не обижены вниманием – те из них, которые любят природу и занимаются охотой ради пропитания, могли рассчитывать на помощь богини. Хотите больше узнать о богине? То полное описание тут ➡ перейти.

Зимцерла

Впервые Зимцерла упоминается в переводе труда далматинского историка XVII века Мауро Орбини; в России он был известен как Мавроурбин, и его «Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского» попала к российскому читателю в 1722 году.

Орбини тоже излагает сюжет Повести временных лет о кумирах на берегу Днепра — скорее всего, он переписывает Герберштейна, потому что в его списке богов есть Услад. Следующего за ним Семаргла Орбини записывает как Simaergla. Но тут делает ошибку переводчик: видимо, вместо первой «а» он видит «с», а «g» убирает ради благозвучия. Так на славянском Олимпе появляется Зимцерла.

В 1768 году Михаил Попов, автор одного из мифологических словарей, пишет о Зимцерле: «Богиня Киевская; какия ей качества приписывались, о том ничево неизвестно; разве изломанное ея название произвесть от имени «зима» и глагола «стерть», так назовется она Зимстерлою и будет походить на Аврору или Флору, богиню цветов».

Кабинетная мифология

В XVIII веке, когда российские историки и литераторы почувствовали себя равноправными участниками европейской истории, им захотелось переписать историю России по европейскому образцу. Молодой империи нужна была прежде всего своя античность: легендарные правители, эпос и мифологический пантеон.

Славянское язычество не успело развиться до уровня античного: не было ни сонма богов, ни устойчивых мифов об их иерархии, о деяниях и родственных отношениях. Но историкам XVIII века казалось, что можно и важно доказать, что все это было. Они по крупицам собирали сведения, и там, где оставались белые пятна, не стеснялись додумывать.

«И не лучше ли Фидасова Венера с подделанными во вкусе сего знаменитаго древняго мастера руками и ногами, нежели когда б осталось одно только ея туловище, и то, может быть, местами еще выбитое?» — писал в 1804 году в предисловии к своему мифологическому словарю поэт, прозаик и переводчик Григорий Глинка.

Так появилась русская «кабинетная мифология» — калейдоскоп никогда не существовавших или до неузнаваемости искаженных божеств, которых скроили по гомеровским фасонам за письменным столом.

Первые книги, посвященные российскому и славянскому язычеству, составляли писатели и историки-публицисты. В 1767 году выходит «Краткий мифологический лексикон» Михаила Чулкова, в 1768-м — «Описание древнего славянского языческого баснословия, собранного из разных писателей, и снабденного примечаниями» Михаила Попова.

В 1804 году публикует «Древнюю религию славян» Григорий Глинка, в том же году выходит «Славянская и российская мифология» филолога и поборника отмены крепостного права Андрея Кайсарова. Все они представляют собой словари, где в алфавитном порядке собраны все сведения о языческих божествах, которые удалось почерпнуть из источников:

трудов Татищева и Ломоносова, нескольких летописей, латинских хронистов и византийских географов, а также живого фольклора. Баба-яга превратилась под их пером в «адскую богиню», требующую кровавых жертвоприношений для своих внучек, а домовые и лешие стали «мечтательными полубогами».

В один ряд встали божества западных славян, описанные в средневековых источниках, киевские кумиры, масленичные чучела, Боян из «Слова о полку Игореве», волхв из поддельной Иоакимовской летописи и плоды бесчисленных ошибок историков. Вместе они заселили русский Олимп, сошли с него в литературу и идеологию, и многие живы до сих пор. Вот некоторые из них.

Как избежать стереотипов[править]

Что делать, если не хочется получить на выходе развесистую клюкву или слащавый ура-патриотический лубок? Универсальных рецептов не будет, но кое-что mytor.ru вам, конечно же, посоветует. Итак:

  • Не забывайте, что славяне — это не только русские, поляки, украинцы и белорусы, культура других славянских народов не менее самобытна. СФК южнославянских княжеств вполне может выглядеть как нечто вроде Алагейзии из Эрагона или Валирийской империи из ПЛиО — государство, опирающееся на драконов (помните про развитый культ добрых драконов-здухачей у сербов, хорватов и болгар?) в котором борются язычество и культ Хрустального дракона Иисуса. СФК поморян — как подобие викингов, вместе с которыми они составляли т. н. циркумбалтийскую культуру, и не забудьте их визитную карточку — многоглавых идолов с именами, почти не имеющими аналогов за пределами региона. Пограничные (и союзные) с кочевниками славянские страны и народы (анты, раннее Болгарское царство) — как аналог толкиновского Рохана, народ всадников. Можно еще вспомнить Русское королевство (такое, внезапно, было: в XII—XIV в. себя таким объявило Галицко-волынское княжество; его правитель даже короновался у папы римского), которое позже вошло в Великое княжество Литовское, по большей части славянское и православное. Почему-то, говоря о славянах обычно забывают, что в Европе живут чехи, хорваты, словенцы (!) со словаками (!).
  • Не надо изображать славян, особенно язычников:
    • Миролюбивыми. У автора правки этот стереотип уже в печёнках сидит, и не у него одного.
      • Правда где-то посередине. Да славяне может и были воинственными, но на фоне викингов они божие одуванчики. Скорее были хитрыми и прагматичными. Зачем разорять Византию, если можно брать дань и торговать? А какой-то менее развитый народ можно растворить или обложить данью. Вдобавок, чаще приходилось обороняться, чем нападать.
    • Целомудренными. По сообщениям источников, славянки вели довольно свободную сексуальную жизнь, по аль-Бакри девственность на момент вступления в брак у славян считалась позором.
    • Верными и честными. Славяне прославились своим коврством по всей Европе. Что там говорить, если и современные русские предпочитают смекалку и хитрость в военном деле. Так что не надо представлять древних славян, как преданных и честных. В те времена предательства и братоубийственные войны были в норме.
    • Слаборазвитыми по сравнению с другими варварскими народами. Славяне были скорее практичными и в известной мере консервативными. Зачем нужны длинные стальные мечи, если в привычном нашим предкам плотном строю пехоты куда удобнее топоры и рогатины? Для чего строить большие корабли, если для плавания по мелким речкам Восточной Европы идеально подходят небольшие лодки-однодеревки? Зачем воротить гончарный круг на селение в пару домов, если лепной керамики хватает за глаза? Для чего нам большой терем, который фиг отопишь 9 из 12 месяцев в году, если маленького сруба без окон вполне хватает, чтоб сладко поспать? И накой тебе сдался большой нож, резать же неудобно? Словом, славяне не любили троп Круто, но непрактично, что не мешало им строить камнемётные машины при осаде византийских городов или вполне боеспособный флот для походов на Адриатике и в Эгейском море.
      • Развитие славян опережало некоторых соседей. Часть фино-угров из-за этого бесследно растворилась в славянских племенах.
      • Ошибкой считать, что славяне не подарили миру никаких культурных достижений. Как минимум скандинавы переняли у нас срубную конструкцию. А в деревянном строительстве русским и остальным славянам не было равных.
      • Надо ещё учитывать особенности подсечно-огневого земледелия: деревни регулярно (примерно раз в 15-20 лет) приходилось переносить на новое место. В этих условиях нет никакого смысла строить основательные дома. А при угрозе нападения врага всё равно приходилось уходить в городища, бросая деревни на произвол судьбы. Так что большинству славян вполне хватало полуземлянок (в полном соответствии со свидетельствами арабских источников). А вот нормальные избы могли появиться только с дальнейшим развитием хозяйства: освоением производства железа и появлением железного сошника.
      • Вообще, справедливости ради, стереотип об отсталости славян в раннем средневековье всё же имеет под собой кое-какое обоснование: археология пражско-корчакской или колочинской культур весьма бедна. Однако следует понимать, что археологи имеют дело не с тем, что было, а с тем, что осталось и что смогли найти. Органика сохраняется плохо сама по себе, культурный слой может разрушаться под действием природных факторов[11], могли бытовать самые невероятные с точки зрения современности обычаи вроде сожжения мёртвых тел с последующим развеиванием их над водой. Также не следует забывать, что в случае с древностями таких бедных стран, как Украина или Босния банально бюджет пишет сюжет: например, на той же Украине w:Стольское городище никто сейчас не копает из-за нехватки денег, а ведь это один из крупнейших городов тогдашней восточной Европы, больше Киева и Старой Ладоги. Источники описывают славянские земли как весьма богатые и многолюдные, да и сам факт успешной экспансии славян на византийские земли[12] говорит о многом: если бы против катафрактов и тяжёлой пехоты вышла орава мужиков в лаптях с кольями и костяными стрелами [13], дело закончилось бы банальным избиением младенцев, как в войнах римлян с галлами и пиктами. По сути, этот спор в околонаучных кругах между «славянофилами» и «реконструкторами» — «это было у народов, близких славянам, значит, что-то подобное должно было быть и у нас, если обратное не противоречит научной картине прошлого» vs «не найдено — не было» — есть тривиальнейший спор о штанах Арагорна, и истина, скорее всего, где-то посередине. Разумеется, автор художественного произведения, да ещё если у него фэнтези в мире, отличном от нашего, имеет полное право игнорировать сии тонкости: всем всё равно не угодишь. В конце концов, вы не монографию пишете, а в литературе есть критерии поважнее того, правильно ли автор описал покрой нижней рубахи у незамужней женщины племени уличей в 950 году. И, разумеется, не нужно терять надежды на обретение новых источников и свидетельств, откопали же в 2000 году Новгородский кодекс с неизвестными дотоле текстами, доказывающими, в частности, достаточно высокий уровень книжной культуры на севере Руси уже в первые годы после крещения.
    • Бородатыми и длинноволосыми. У славян-язычников так выглядели только волхвы, массовое распространение подобной причёски среди остального населения произошло уже значительно позже крещения и связано с византийской модой. Славяне-воины и земледельцы, по описаниям источников, больше походили на запорожских казаков: брили головы, оставляя только одну прядь, и отращивали усы.[14]
    • И вообще не надо экстраполировать милый иным «почвенникам» быт русских крепостных крестьян XVIII—XIX веков на всё славянское общество, да ещё раннесредневековое. Скорее всего, персонажами вашего произведения, как и большинства фэнтези, станут представители правящих классов: князья, воины, волхвы или христианскоеСФК-шное духовенство. На крайний случай — купцы, вольные крестьяне или горожане. Вы действительно считаете, что эти люди будут ходить в лаптях и есть тюрю и щи из лебеды?
    • А и да, славяне — это родственные, но всё таки разные племена, и то, что абсолютно верно для киевлян, может быть неверным для древних поляков.
  • Пресловутый «ой ты гой еси»-стиль в его аутентичной, а не клюквенно-лубочной форме — это язык эпических сказаний. Не заставляйте ваших персонажей изъясняться таким образом в повседневной жизни. Вы же не будете заставлять персонажа-японца говорить исключительно хокку? Для стилизации «под славянскую старину» вполне достаточно, чтобы ваши персонажи избегали поздних заимствований (не алебардабердыш, а секира, не лошадь, а конь, не богатырь, а вой, хоробр, юнак или кметь, просто посмотрите по словарям, короче). В особо напряжённые моменты можете вложить им в уста крылатые обороты из сказаний или летописей («Земля велика и обильна», «мёртвые срама не имут», «погибли, как обры[15]», «щитами червлёными поле перегородили» или что-то в этом роде), но всё хорошо в меру.
  • Не суйте в своё произведение «извечное противостояние славян и германского Запада». Это миф, растиражированный сначала православной церковью в XIX веке, затем — в ХХ — советской пропагандой. Конфликты интересов — были (а у кого их не было?), религиозные войны — тоже были, чего только полабские славяне стоят. Но вот принципиальной ненависти между нашими предками и германцами именно по этническому признаку источники не знают: наравне с войнами были и союзы, славянские князья (в т. ч. и языческие) брали в жёны европейских принцесс, целый ряд западных источников прославляют подвиги славянских воинов. Что касается экспансии сначала франков, а потом СРИ на славянские территории — тут дело было не в национальности[16], а в религии (христианство против язычества)[17]. Наравне со славянами покорению и ассимиляции подлежали и германские племена, даже в бОльшей мере: саксы, тюринги, аллеманы, бавары.
  • «Полная чуждость западной культуры славянам» — точно такой же миф, растёт оттуда же, что и предыдущий. Народные обычаи, сказки и традиционный эпос славян перекликаются по множеству пунктов со всеми индоевропейскими народами от Ирландии до Индии. Если человек рассуждает о том, какие у нас добрые и милые сказкибылиныобычаи по сравнению с ужасным Западом — его знания о славянском фольклоре основаны на советских пересказах для детей. Отправляйте его учить матчасть, ежели будет упорствовать — стукните по голове любым академическим сборником былин. И да, Хэллоуин славяне праздновали. «Осенние деды» он у них назывался (вообще «деды/дзяды» (у южных славян — задушница) — это день поминания предков, и Осенние деды были последним в году). Правда, костюмированные гуляния с нечистой силой — это ближе к Рождеству. Однако и в Британии первые костюмы на Хэллоуин отмечены только в 18 веке.
    • Справедливости ради, данный стереотип возник как ответ на вестернизацию. Чтобы вместо того же хэллоуина праздновали святки. Просто не стоит терять лицо, культурных аналоговов Святого Валентина два (Иван Купала и День семьи, любви и верности).
  • Не думайте, что славянское язычество такое безобидное. Даже ныне живущие синто и вуду могут заставить кровь стыть в жилах, а славянское язычество и подавно. Конечно, оно может показаться таким на фоне скандинавских верований, но всё это материал скорее для хоррора, чем для детского мультфильма.
  • И вообще, когда изучаете источники — просто отбросьте все привычные суждения, представьте себе, что изучаете некий совершенно незнакомый вам до этого народ (печально, но факт — в 95 % случаев это так и есть, не повезло нашей культуре с пиарщиками). Будьте морально готовы к тому, что почувствуете себя заново севшим за школьную парту.
Еще про Тора:  Славяно-русы загадки истории | Тайны мира и человека

Купала

Солярное божество (еще возможные имена Купайло или Купайла)  но часто называли Купайло. Он является апофеозом всей энергии Солнца и аналогичен

первородному стихийному огню. Купалу невозможно представить отдельно от Костромы, его сестры, олицетворяющей воду. Согласно легенде Купала и Кострома, не зная, что они брат и сестра, воспылали друг к другу настоящей любовью, но узнав о кровных узах, вместе покончили с собой. В образе Купалы четко выражены понятия наших предков о чести и справедливости, о том, что правда всегда побеждает. Ночь на Ивана Купала перекочевал и в христианство, сочетая в себе язычество и библейские сюжеты. Неизменно символ этого бога помогал в любви, выздоровлении, очищении духовном и физическом.
Хотите больше узнать о боге? То полное описание тут перейти.Граница страницы, сайт славянских оберегов

Макошь

Макошь богиня Славянская СлавянБогиня Макошь является столь же древней, как и сам великий Род. Она самобытна и родила она боговСлавянские боги и жизнь. В таком случае, Род и Макошь рассматриваются, как две противоположности — мужское и женское, давшее начало всей вселенной.
Само имя богини Макоши происходит от слияния двух слов: «кош» или «кошт», что означает судьба, предначертанное, и приставка «ма», которое является сокращением от слова мать. Получается, что Макошь — это мать, что ведает судьбой всего ею порождённого. Стоит отметить, что образ судьбы у многих древних народов было связано с полотном, которые ткали три богини. В древнегреческой мифологии это были Мойры, а в славянском эпосе, эту нишу занимала Макошь и две её помощницы — Доля и Недоля. Они вместе с матерью всех судеб, богиней Макошью пряли полотно мироздания, и связывали они воедино жизнь прожитую и деяния совершённые. Только они были в праве решать кому жить, а кому умирать.  Славяне почитали богиню Макошь, как великую Прядильщицу Судеб. Хотите больше узнать о богине? То полное описание тут ➡ Перейти

Макошь для статьи символ оберега

СИМВОЛ 

Перун

Если древние славяне слышали гром, то они знали, что это работа Перуна, покровителя доблестных воинов, сына Лады и Сварога, самый известный из рода Сварожичей. Независимо от того, кем он приходится верховным богам (сыном или внуком), он один из самых известных богов, которому поклонялись наши предки.

Многие могут провести аналогию с древнегреческим Зевсом, но Перун всегда был более лоялен к людям и готов вступиться за них. Образу Перуна подражали многие славянские военачальники – красный плащ, могучий конь и палица. Символ этого бога – секира, которая является одновременно и оружием и оберегом для воинов, или свастика.

Молитвы Перуну всегда произносились защитниками родной земли, которые шли за правое дело. В христианстве о Перуне не забыли – его просто заменили на образ пророка Ильи. Хотите больше узнать о боге? То полное описание тут ➡ перейти. 

Руна  ➡ Руна Перуна

Пятиминутка истории[править]


Проблема этногенеза славян — один из самых запутанных вопросов истории. Наиболее обоснованно выглядит концепция советского археолога Седова, выводящего наших предков из балто-славянских племён

Еще про Тора:  Молот Тора для потенции - развод? Отзывы мужчин, инструкция, состав

пшеворской

культуры на юге современной Польши, где античные авторы помещают племена

лугиевставановвенедов

В начале нашей эры праславяне расселились по Припяти и в среднем течении Днепра, приняв участие в формировании т. н.

зарубинецкой

культуры и особенно её северной, «киевской» части. Также праславяне дошли и до Карпат. Во втором веке начинается движение на юг германских племён; в низовьях Днепра, Буга и Днестра возникает

черняховская

культура — полиэтническое образование, в котором жили готы, праславяне и сарматы. В это время праславяне заимствуют у готов понятие военной аристократии, на что указывают такие заимствования, как «витязь», «князь», «меч», «шлем». Другой слой заимствованных в ту эпоху слов относится к церковной жизни: готы приняли из Рима христианство арианского толка, обеспечив таким образом и первое знакомство праславян с этой верой.

Отсюда в славянских языках термины, восходящие к латыни и германским языкам, а греческому лишь опосредованно: «крест» (а не «ставрос»), церковь (а не «екклесия»). Впрочем, особого успеха среди праславян и сарматов новая вера тогда, судя по всему, не имела.

К этой же эпохе относится первый известный нам эпизод славянской истории — рассказ готского летописца Иордана о войне готского короля Визимера с князем Бусом и гибели последнего. Отдельные античные источники повествуют о том, что в лихих набегах готов на Рим участвовали также народы «споров» и «боран». В них можно предполагать праславян, но это уже

Разгром черняховских племён гуннами вызвал, с одной стороны, упадок праславянской культуры, с другой — заставил наших предков расселяться вверх по Днепру и на запад вдоль Карпат. Там возникли первые 100 % славянские археологические культуры (см. карту).

Радегаст

В конце XVIII — начале XIX века активно обсуждается происхождение славян, существование славянских рун и мифического города Ретра. В центре обсуждения — прильвицкие кумиры, бронзовые статуэтки, замеченные в 1768 году доктором в доме своей пациентки в деревне Прильвиц в немецком Мекленбурге.

Сын пациентки рассказал, что славянских богов, испещренных руническим письмом, его дед откопал в саду, пытаясь посадить грушу. Среди статуэток было изображение Радегаста — божества, известного по свидетельствам средневековых хронистов: его грудь покрывает подобие щита с бычьей головой, на шлеме — изображение птицы.

Статуэтки, конечно, довольно быстро были признаны подделкой. Кроме того, современная наука сомневается, что Радегаст когда-либо существовал: есть версия, что источник мифа о нем — текст немецкого хрониста XI века Титмара, в котором говорится о городе Радогоще в земле славянского племени редарей, где поклоняются божеству Сварожичу.

Постфикс -гост/-гощ действительно характерен для славянских топонимов, а Сварожич — подтвержденное многими источниками божество (Сварог в Повести временных лет). В сочинениях поздних историков этот отрывок был искажен настолько, что Сварожич пропал, название города превратилось в имя бога, а племени — в мифический город Ретра.  

Руевит

Руевит по праву считается покровителей воинов, которые защищают свои земли. Он охраняет звезды и земли Ярилы и Макоши. Основное предназначение бога – это борьба с темными силами, в которой ему помогают не менее воинствующие боги. Основное оружие Руевита – это меч и огонь, которое он готов применить в тот момент, когда необходимо защитить слабых и обиженных.

Защищал этот бог не все границы между Явью и Навью, а только определенные, самые сложные участки, давая возможность Перуну и его собратьям возможность больше внимания уделить другим участкам. Руевит – это идеализированный воин, который был примерам славянским мужчинам, начиная с рождения. Хотите больше узнать о боге? То полное описание тут ➡ перейти.  

Символ  ➡ Символ Бога Руевит

Сварог

Сварог по праву считался первым земным образом Рода и являлся отцом первого поколения славянских богов. Ему приписывают образование суши, на которой обитают люди. Сварог издавна символизировал опытного воина-защитника, который в случае опасности собирал под своими знаменами всех светлых богов.

Символ Сварога – это всеразрушающий и одновременно дарящий жизнь огонь. В славянской мифологии он был покровителем труда, так как только труд позволяет сотворить что-то великое и значимое. Звезда с восемью лучами – это символ Сварога, которым очень часто обозначали священный камень Алатырь.

Символ  ➡ Символ Сварога

Семаргл.

Этот бог всегда символизировал первородный огонь и плодородие. Под его предводительством все Сварожичи становились непобедимой силой, при этом он часто помогал Сварогу и Перуну в борьбе с тьмой. О силе Семаргла известно немного, но во всех источниках подчеркивается, что он являлся своеобразным катализатором для других богов.

По мнению многих именно он выступал в роли вестника богов, передававшего в Явь необходимую для всех информацию. Представлялся Семаргл по разному – то в виде воина, то в виде огненного пса, то в виде сказочной птицы (чаще всего сокола, приносещего победу на боле брани). Хотите больше узнать о боге? То полное описание тут ➡ перейти.

Символ ➡ Символ Семаргл (симаргл)Символ ➡ Символ Семаргл (симаргл)1

Стрибог

Стрибог относился к числу перворожденных из искр богов или же из дыхания Рода (версии несколько разняться, но все сходятся в одном – это один из высших богов). Стрибог по праву считается одним из воинствующих богов, которые борются на стороне света.

Он всегда символизировал ветер, он покровительствовал птицам и просто стихии воздуха. Предки почитали Стрибога не менее, чем Перуна, так как он из старшего поколения божеств. Представляли его всего седовласым стариком с луком в руках, не особо разговорчивого, но при этом сильного и справедливого.

Благодаря тому, что Стрибог считался богом ветра, его особенно почитали купцы и торговцы, так как их паруса наполнял именно он. Уважали этого бога еще и за то, что он может быть неподконтрольным, разрушить ураганом все, что ему не по душе. Хотите больше узнать о боге? То полное описание тут ➡ перейти.

Символ  ➡ Символ Стрибог

Чернобог

Чернобога древние славяне часто называли Черным Змеем, в котором собраны все темные силы. Его редко почитали и не ставили идолов. Если говорить об абсолютном зле, то его олицетворяет именно он, так его основная миссия – это разрушение всего живого.

Изображался он в различных ипостасях – и в виде василиска, и в виде змея, и в виде ворона. По своим способностям и силе он не уступает любого богу, поэтому боги Яви смогли его победить, только объединившись. Но при этом наши предки понимали, что часть Чернобога есть в каждом человеке – это его темная сторона.

Нельзя говорить однозначно, что деяния Чернобога были направлены только на разрушение, ведь без разрушения старого невозможно строительство нового. Стоит помнить, что добро существует только при наличии зла, именно поэтому победить Чернобога невозможно, ведь его часть есть в каждом человеке. Хотите больше узнать о боге? То полное описание тут ➡ перейти.

Символ  ➡ Символ ЧернобогаРуна ➡ Руна ЧернобогаГраница страницы, сайт славянских оберегов

Языческие праздники, дошедшие до нас[править]

  • Иван Купала, языческое название: Солнцеворот. Этот праздник дошёл до нас почти без изменений, кроме названия. В ночь солнцеворота парни и девушки собирались у реки, водили хороводы и устраивали вакханалии. Девушки поели венки, а под конец вечера отдавали его или пускали по воде. Венок был символом девичества, таким образом девушка выбирала пару. С праздником связанна легенда, которую вы возможно слышали немного искаженную. Так жили когда-то парень и девушка, полюбили они друг друга, собирались свадьбу играть. Но узнали, что они брат и сестра. Решили цветком стать, чтобы не разлучаться. Такой себе святой Валентин на славянский лад.
  • Масленица, языческое название: неизвестно. С масленицей всё очень сложно, она меняла своё значение трижды. Одно можно сказать точно – она языческого происхождения. Чучело масленицы – богиня Марена, она олицетворяет зиму. И по мнению Проппа содержала в элемент культа предков. Этот день был поминальным.
  • Ильин день, языческое название: Перунов день. В этот день приносились жертвоприношения Перуну, закалывали быка.
  • Святки/коляда, гипотетическое языческое название: Карачун. Этот праздник можно считать славянским Хэллоуином. По преданиям бог опускает всех грешников, в честь дня рождения своего сына. Нечисть в этот день гуляет, а чтобы её задобрить надо веселиться. На святки гадали, наряжались в страшные костюмы и шли колдовать. Но помимо веселья, праздник в народном сознании таит опасность. Нечисть может кого-то с собой утащить. Современная кульминация – крещение, когда нагрешившие люди перекрещиваются. Пожалуй, самый мистический праздник из всех славянских.

Ярила  или ярило

Достаточно часто этого бога называли Яромир и символизировал он страсть, неудержимую энергию и весну. Этот незаконнорожденный сын Велеса олицетворял весеннее тепло и искренние чувства. Ярило – это бог солнца в славянской мифологии, но Солнца весеннего – теплого и приятного.

Имя бога вошло в обиход славян как символ отступления холодов. Символ этого бога – пятиконечная звезда, которая в славянской мифологии находила не меньшее применение, чем в оккультных науках европейских культур. Бог юности и плотских удовольствий, Ярило любит всех женщин, радуя их теплом весеннего солнца и искренними чувствами.

Руна  ➡ Руна УД. Бога Ярила (Ярило)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector