Боги, богини – Словарь библейских образов, Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.

Аполлон

Аристократичный и утонченный, бог целительства, солнечного света, душевной чистоты и художественной красоты. Став покровителем творчества, он считается главой 9-ти муз, а также отцом бога врачей Асклепия.

Аполлон

Артемида

Богиня лесов и охоты, сестра Аполлона. Покровительница растительности и плодородия. Девственность богини тесно связана с идеей рождения и половых отношений.

Помимо 12 главных олимпийских богов среди греческих небожителей имелось множество не менее значимых и авторитетных имен.

Дионис. Бог виноделия и всех природных сил, делающих человека счастливым.

Дионис

Морфей. В его объятиях был каждый. Греческий бог сновидений, сын Гипноса — бога сна. Морфей умел принимать любую форму, точно копировать голос и являться людям во снах.

Эрот. Сын Афродиты и по совместительству бог любви. Милый мальчик с колчаном и луком метко бросает в людей стрелы, которые зажигают в сердцах богов и людей нерушимую любовь. В Риме ему соответствовал Амур.

Эрот

Персефона. Дочь Деметры, похищенная Аидом, который утащил ее в свое подземное царство и сделал своей женой. Часть года она проводит наверху с матерью, остальное время живет под землей. Персефона олицетворяла зерно, которое посеяно в землю и оживает в то время, когда выходит на свет.

Гестия. Покровительница домашнего очага, семьи и жертвенного огня.

Гестия

Пан. Греческий бог лесов, покровитель пастухов и стада. Представлен с козлиными ногами, рогами и бородой со свирелью в руках.

Ника. Богиня победы и постоянная спутница Зевса. Божественный символ успеха и счастливого исхода всегда изображается в позе быстрого движения или с крыльями. Ника принимает участие во всех музыкальных состязаниях, военных предприятиях и религиозных торжествах.

Ника

И это еще не все греческие имена богов:

  • Асклепия — греческий бог врачевания.
  • Протей — сын Посейдона, морское божество. Обладал даром предсказывать будущее и менять обличие.
  • Тритон — сын Посейдона, приносил новости из глубин морских, трубя в раковину. Изображен как смесь коня, рыбы и человека.
  • Эйрена — богиня мира, стоит у олимпийского трона Зевса.
  • Дике — покровительница правды, богиня, не терпящая обмана.
  • Тюхе — богиня удачи и успешного случая.
  • Плутос — древнегреческий бог богатства.
  • Энио — богиня яростной войны, вызывающая бешенство в бойцах, вносящая смуту в битву.
  • Фобос и Деймос — сыновья и спутники Ареса, бога войны.

Афина

Богиня справедливой войны, мудрости, покровительница духовных занятий, искусства, земледелия и ремесел. Афина Паллада была рождена из головы Зевса в полном обмундировании. Благодаря ей течет государственная жизнь и строятся города. За свои знания и ум среди пантеона греческих богов была самой уважаемой и авторитетной небожительницей.

Афина

Афродита

Дочь Зевса, прекрасная богиня любви, которая запросто влюбляла в себя и влюблялась сама. В ее руках была сосредоточена большая сила любви, чистая и искренняя, которую она даровала богам и людям.

Афродита

Боги древней греции (олимп)

Древнегреческий божественный пантеон невозможно представить без главных его персонажей — богов Олимпа. Это не первое поколение божественных сущностей в представлении древних греков. Боги зародились не сами по себе. У них были Мать-Земля и Отец-Небо, породившие Титанов.

Все 12 греческих богов состояли друг с другом в родстве (причем довольно тесном):

  • Зевс (Юпитер) — глава династии.
  • Два его брата: Посейдон (Нептун) и Аид (Плутон).
    Сестра: Гестия (Веста).
  • Гера (Юнона) — жена Зевса.
  • Арес (Марс) — сын Зевса и Геры.
  • Другие дети Зевса:
    Афина (Минерва), Аполлон, Афродита (Венера), Гермес (Меркурий) и Артемида (Диана).
  • Сын Геры:
    Гефест (Вулкан). Является ли он так же сыном Зевса — вопрос спорный.

Греческие боги нередко вступали в разные взаимоотношения с людьми, такие «смешанные» союзы нередко становились причинами трагедий, которыми полна древнегреческая мифология.

Самым главным богом считался Зевс. В «Илиаде» отец семейства не стесняется хвалить себя:

…дерзайте, изведайте, боги, да все убедитесь: Цепь золотую теперь же спустив от высокого неба, Все до последнего бога и все до последней богини Свесьтесь по ней; но совлечь не возможете с неба на землю Зевса, строителя вышнего, сколько бы вы ни трудились!

Это не мешает Зевсу выступать в роли изменщика, быть мстительным богом, кроме того, его всемогущество под большим сомнением: другие боги постоянно его обманывают.

Его жена Гера — покровительница брака одновременно приходилась Зевсу сестрой. Ее воспитали титаны Океан и Тефида. Помимо мести многочисленным любовницам Зевса, она карает и их детей. Правда в мифе о золотом руне показывает и свои положительные качества — покровительствует героям.

Боги, богини – словарь библейских образов, райкен л., уилхойт д., лонгман т.

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.

Господь, крепкой рукой выведший Израиль из Египта и заботившийся о нем как сострадательная мать, встречал в Своей любви соперников. Широкое распространение поклонения богам явствует из того, что сказал Бог Иеремии об отступническом Израиле: «Сколько у тебя городов, столько и богов у тебя», – и сколько улиц в Иерусалиме, столько и идолопоклоннических жертвенников (Иер. 11:13). Реальным противником истинного познания Бога был не атеизм («Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога», Пс. 13:1, 52:2). Реальным противником были иные боги, и решающий вопрос стоял так: «Изберите себе ныне, кому служить» (Нав. 24:15). По словам Библии, Яхве – Бог богов: «Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров» (Втор. 10:17; ср. Пс. 81:1; Исх. 15:11; Пс. 95:4). Павел признавал, что действительно «есть много богов и господ много» (1Кор. 8:5).

В библейской оценке не проявляется никакого интереса к сочувственному рассмотрению характера иноземных богов и нюансов их богословия. Это ничего не стоящие лжебоги. Их сущность, когда она выходит за рамки созданных человеческими руками идолов, бесовская. Сами идолы не способны сделать ничего сверх того, что в них вложили их создатели. Они не могут перемещаться с места на место, не говоря уже о том, чтобы приносить какую-то пользу своим создателям. Но безумство поклонения идолам не идет ни в какое сравнение с трагедией детей Авраама, блудодействовавших с лжебогами, которые причиняли им только вред, в то время как истинный Бог предлагал любовь и радость.

Поклонение лжебогам вызывало у Бога сильные чувства. Курения и возлияния иным богам возбуждали гнев Бога (4Цар. 22:17; Иер. 7:18). «Как они смеют!» – возмущался Бог поразительной наглостью Своего народа, совершавшего мерзкие дела и поклонявшегося лжебогам, а затем приходившего в дом истинного Бога, полагая, что находится под Его защитой (Иер. 7:9–11). Призывая израильтян не поклоняться иным богам, Моисей напомнил им, что их Бог есть Бог ревнитель и что они вызовут Его гнев, если будут совершать такие грехи (Втор. 6:15, 32:16).

Боги, не похожие на Яхве и стоящие ниже Его. Бог есть дух и не подобен «золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян. 17:29). Другие боги не могут претендовать на роль творца (Иер. 10:11). В случаях, когда иным богам не удается помочь своим поклонникам, Яхве преодолевает все препятствия. Это получило яркое подтверждение в рассказах о споре Илии с пророками Ваала (3Цар. 18:38) и о том, как Господь защитил Иерусалим в ответ на молитву Езекии (2Пар. 32). Лейтмотивом служит тема, что боги языческих народов по сути своей «не боги» (Иер. 2:11, 5:7, 16:20; Ис. 37:19; 4Цар. 19:18).

Когда сон царя истолковал Даниил, а не царские мудрецы, Навуходоносор воскликнул: «Истинно Бог ваш есть Бог богов» (Дан. 2:47). Впоследствии Навуходоносор заявил, что спасать людей из раскаленной печи может только Бог Седраха, Мисаха и Авденаго (Дан. 3:28). Бог изображается превознесенным «над всеми богами» (Пс. 94:3, 96:9, 134:5, 135:2; 1Пар. 16:25–26; 2Пар. 2:5), и бояться надо только Его (Пс. 95:4; 1Пар. 16:25). Когда филистимляне принесли захваченный ковчег Яхве в храм Дагона, на следующее утро они нашли Дагона лежащим ниц перед ковчегом Господним. Филистимляне поставили его на место. Но на следующий день он опять лежал ниц, на этот раз с отсеченными головой и руками (1Цар. 5:1–5). Очевидный смысл этого эпизода заключается в том, что Дагон показан обладающим гораздо меньшей силой или вообще мошенником. На языке, в достаточной степени чуждом современным представлениям о научной точности, ветхозаветные авторы говорили о Яхве как о «Боге богов и Владыке владык» (Втор. 10:17). Библейские авторы позволяли себе даже насмешливые высказывания, в которых выражалась мысль о крайней ограниченности идолов, которым люди так широко поклонялись: «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят, и они не издают голоса гортанью своею» (Пс. 113:12–15; ср. Пс. 134:15–18; Ис. 14:12–21; Иер. 10:1–6).

Одно из самых наглядных обвинений в адрес идолопоклонства выражалось в изображении того, как создаются идолы. И при этом подразумевался вопрос: откуда они черпают силу? Навуходоносор воздвиг истукана и заставил людей поклоняться ему (Дан. 3). В этой истории есть юмористические и даже сатирические оттенки. Во дни Иеремии израильтяне «поклонялись делам рук своих» (Иер. 1:16), что пророк считал просто абсурдным. Иронический взгляд на поклонение созданному руками выразил Исаия: «А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо» (Ис. 40:20; см. ДРЕВЕСИНА). Объясняя, почему боги соседних народов не спасли их от Ассирии, Езекия сказал, что «это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень» (Ис. 37:19).

Далекие боги. Тем, кто поклонялся этим богам, они казались далекими. Когда Навуходоносор попросил мудрецов истолковать его сон, они ответили, что это могут сделать только боги, «которых обитание не с плотью» (Дан. 2:11), то есть они недоступны мудрецам. Таким образом, язычники считали своих богов сильными, но недоступными для оказания помощи. Близость же и открытость истинного Бога проявились немедленно, когда Он раскрыл и истолковал сон Даниилу. Во время противостояния Ваала и Яхве на горе Кармил, когда Ваал не отвечал ни на какие просьбы его жрецов, Илия насмехался над лжепророками: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а, может быть, и спит, так он проснется» (3Цар. 18:27). Ранее Моисей задал риторический вопрос: «Есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» (Втор. 4:7).

Боги ложной любви и ложного спасения. В Книге Осии прелюбодеяния Гомери сравниваются с идолопоклонством израильтян (Ос. 3:1). Когда половина колена Манассии проявила неверность по отношению к Богу, о них было сказано, что они «стали блудно ходить вслед богов народов той земли» (1Пар. 5:25; см. БЛУДНИЦА). В трудные времена израильтяне обращались за помощью к Богу, демонстрируя тем самым бессилие своих так называемых богов (Иер. 2:28). Идолы не смогут спасти народ от Божьего наказания (Иер. 11:12).

Боги, обреченные на уничтожение. Идолы были военными мишенями для древнего Израиля, и в библейских текстах они изображаются подлежащими уничтожению. Когда израильтяне вошли в обетованную землю, они получили указание уничтожать все, связанное с идолопоклонством (Втор. 7:5– 6). Царь Аса разбил статуи лжебогов и их жертвенники, возведенные в Иудее (2Пар. 14:2–6). Давид повелел сжечь богов, которых оставило разгромленное войско филистимлян (1Пар. 14:12). В день Господень Яхве «истребит всех богов земли» (Соф. 2:11; ср. Наум. 1:14). В то время все народы будут поклоняться истинному Богу (Соф. 2:11). Их уничтожение предсказывалось также в Иер.10:11. В Пс. 81 мы видим воображаемую сцену небесного собрания. Яхве выступил перед сонмом богов и обвинил их в отсутствии заботы о слабых и нуждающихся перед лицом несправедливости. Божий приговор заключался в том, что «сыны Всевышнего» умрут, «как человеки», и падут, «как всякий из князей» (Пс. 81:7).

Еще про Тора:  Капли Молот Тора для потенции: инструкция по применению

Боги подложной и обольстительной веры. Устраивая новые храмы в Северном Царстве, Иеровоам сделал идола в виде двух золотых тельцов (возможно, связанных с поклонением Ваалу) и сказал народу: «Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3Цар. 12:28). Бог ответил Иеровоаму: «Ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя» (3Цар. 14:9). В соответствии с синкретизмом, характерным для Древнего мира, когда ассирийцы переселили язычников на землю Израиля, те начали поклоняться и Яхве, и языческим богам (4Цар. 17:27–40).

Местные боги. В Древнем мире боги связывались с определенной территорией (см. ЗЕМЛЯ) и конкретным местом, и современный читатель должен учитывать этот факт. На этом фоне претензии Израиля, что его Бог есть Бог всего мира, могли казаться возмутительными. По сути, распределение богов по территориям, населенным разными народами, приписывалось изначальной верховной воле Яхве. Он поставил «сынов Божьих» в качестве небесных покровителей народов земли, а Израиль сделал Своим народом: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу богов Израилевых [или сынов Божьих]. Ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его» (Втор. 32:8–9 {«сынов Израилевых»}).

Господь разгневался, что Его территория считается ограниченной горами, и человек Божий заявил: «Так говорит Господь: за то, что Сирияне говорят: «Господь есть Бог гор, а не Бог долин», Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я – Господь» (3Цар. 20:28). Суть вопроса хорошо видна на примере Неемана. Нееман хотел поклоняться Яхве, но считал это невозможным, если он не будет стоять на земле Израиля даже в родной Сирии: «Пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака; потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа» (4Цар. 5:17). Горы считались также местом обитания богов, и это представление не было чуждым еврейской мысли. Псалмопевец вопрошал: «Что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?» (Пс. 67:17). В последние дни «гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис. 2:2).

Боги позора и наказания. За поклонение чужим богам наказание израильтян заключалось в служении «чужим в земле не вашей» (Иер. 5:19). Псалмопевец взывал: «Да постыдятся все, служащие истуканам» (Пс. 96:7). Ваал характеризовался как «постыдный» (Иер. 11:13). Служение иным богам фигурировало в числе дел, которыми израильтяне нарушали завет, заключенный с ними Богом (Иер. 10:11; 2Пар. 7:19). За это Он навлечет на них бедствие, в частности в виде плена (Иер. 16:10–11; 3Цар. 11:33). Бог призывал Свой народ не идти «во след иных богов на беду себе» (Иер. 7:6).

Боги, расставляющие сети. Недопущение поклонения идолам в обетованной земле – одна из тем рассказов о завоевании Ханаана. Идолов надо было истреблять, чтобы Израиль не попал в ловушку (Втор. 7:16). Любого, кто продолжал заниматься идолопоклонством, следовало побивать камнями до смерти на основании показаний двух или трех свидетелей, ибо земля должна была быть очищена от зла и осквернения (Втор. 17:2–7). Необходимо было уничтожить все предметы идолопоклонства. Израильтянам нельзя было даже брать серебра и золота с идолов, дабы не попасть в сеть (Втор. 7:25). Израильтяне не должны были вступать в браки с язычниками, ибо это могло завлечь их в ловушку идолопоклонства (Втор. 7:3–4). Израильтяне не должны были даже интересоваться, как соседние народы поклоняются своим богам, – таким образом они тоже могли попасть в сеть (Втор. 12:29–31). Эти боги были хозяевами рабов и, следовательно, представляли собой опасность для поклонявшихся им и служивших им. Данная тема нашла выражение в Послании к галатам, где Павел пишет, что галаты, прежде чем познать Бога, были рабами тех, «которые в существе не боги» (Гал. 4:8).

Боги ветхозаветного мира. Изложенное выше обсуждение вопроса вращалось вокруг общих библейских тем, связанных с языческими богами/богинями и поклонением им. Но у божеств разных народов были отличительные характерные черты, большую часть сведений о которых мы черпаем из внебиблейских исторических источников древнего Ближнего Востока. В Библии поименно называются немногие иноземные божества, но некоторые из богов и богинь играют в библейских рассказах заметную роль. Нижеследующее рассмотрение характеристик некоторых наиболее видных божеств поможет пониманию природы этих богов и причин их появления на страницах Ветхого Завета.

Астарта была женским божеством, считалась богиней-матерью, и ей поклонялись во всей Палестине. Она была известна как богиня плодородия, любви и войны. Точность еврейской терминологии в значительной степени утрачена при переводе, поэтому в современных переводах слово Астарта используется для обозначения как самой богини, так и культовых мест поклонения ей, в частности, рощ (напр., Исх. 34:13). В хананейской мифологии Астарта часто изображается супругой Ваала. В период судей израильтяне обратились к служению «Ваалу и Астартам» (Суд. 2:13, 10:6). Поклонение Астарте было в Израиле серьезной проблемой и во дни Самуила (1Цар. 7:3–4, 12:10). Ее значение в израильской культуре, на которую она оказывала значительное влияние, явствует из факта, что Соломон устроил ей храм (3Цар. 11:5; 4Цар. 23:13). Ее называли «богиней неба» (Иер. 7:18, 44:17).

Ваал – языческое божество, чаще других появляющееся в Библии. Слово báal означает «господин», «хозяин» или «муж» и часто встречается в Библии в географических названиях, таких как Вамоф-Ваал, Ваал-Меон, Ваал-Фегор, Кириаф-Ваал. В качестве имени собственного его соотнесение с конкретным богом не вполне определено. В принципе Ваал – это бог бури и плодородия, и известным Ваалом является западносемитский бог, именуемый также Хаддадом. Но вообще-то наименование «Ваал» довольно расплывчатое, и Ваалами называли нескольких местных ханаанских божеств. Ваалвериф, или «Ваал союза», был ханаанским божеством, которому поклонялись в Сихеме (Суд. 8:33, 9:4), и, по-видимому, тем же самым Ваал-Верифом, о котором упоминается в Суд. 9:46. Веельзевул был богом, который, по поверьям, мог наводить и исцелять болезни. Охозия, заболевший после падения и обратившийся за консультацией к Веельзевулу, а не к Яхве, получил за это порицание: «Разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское?» (4Цар. 1:6).

Поскольку это божество уже существовало в более ранних культурах Палестины и ассоциировалось с плодородием, поклонение Ваалу было постоянным соблазном для израильтян. Мог ли Яхве, Бог Синая и пустыни, производить урожай и обеспечивать плодотворную жизнь на земле Ханаана? На страницах Ветхого Завета мы видим непрекращающийся конфликт между поклонением Яхве и Ваалу, яркое выражение нашедший в истории о споре Илии с пророками Ваала на горе Кармил (3Цар. 18:16–46). Вопрос стоял так: какое божество пошлет дождь, чтобы положить конец засухе и голоду на земле? Сможет ли Яхве ответить на вызов или же проявится хваленая сила Ваала, бога бури и плодородия, и он выиграет спор? В рассказе показано классическое противоборство между двумя божествами и их последователями, в котором Яхве одержал победу. Многие образы, использованные для изображения Яхве в Ветхом Завете, особенно связанные с бурей (гром, молнии, явление на облаках), находят аналогию в мифах о Ваале (как показывают угаритские тексты, найденные в северной Сирии). В демонстрации этих образов Яхве подразумевается, что Яхве выше Ваала и что Яхве способен совершать любые могущественные дела, которые приписываются Ваалу. По сути это война мифов, богословская апологетика против ханаанского язычества. Пс. 28, в частности, с образами бури и грома может служить примером перенаправленности в нужную сторону ханаанского восхваления Ваала.

Хамос (Кемош) был моавитским богом. Из внебиблейских источников о нем известно очень мало, возможно, он был богом войны. Хамос сыграл определенную роль в войне, описанной в 4Цар. 3. В момент, когда битва с израильтянами начала оборачиваться против него, царь Моава принес своего сына в жертву Хамосу: «И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него, и возвратились в свою землю» (4Цар. 3:27; Иер. 48:7, 13, 46). Соломон построил капище Хамосу (3Цар. 11:7), которое впоследствии разрушил Иосия (4Цар. 23:13).

Дагон был главным божеством филистимлян. Первоначально (третье тысячелетие до P. X.) он был богом-покровителем средней Месопотамии, где считался божественным правителем земли. Позднее ему начали поклоняться в Сирии, а затем в Палестине. Дагон считался отцом Ваала, и во времена Самсона ему поклонялись в Газе (Суд. 16:21–23). При Самуиле ему поклонялись в Беф-сане (1Цар. 5:2–7). В известной истории о захвате филистимлянами ковчега завета они принесли его в храм Дагона. Как уже упоминалось в начале статьи, два утра подряд статую Дагона находили лежавшей лицом вниз перед ковчегом Господа. Тем самым Дагон признавал господство Яхве. Когда Саул погиб на горе Гелвуйской, филистимляне повесили его голову в храме Дагона (1Пар. 10:10) как кровавый символ победы своего бога.

Мардук был богом-покровителем Вавилона и в месопотамской космологии считался верховным божеством. Роль Мардука, объясняющая его возвышение до положения главы вавилонского пантеона, хорошо показана в эпической поэме «Энума элиш». В Библии его имя встречается только один раз. Иеремия пророчествовал, что когда наступит суд над Вавилоном, в ужас придет даже Мардук: «Возвестите и разгласите между народами, и поднимите знамя, объявите, не скрывайте, говорите: Вавилон взят, Вил посрамлен, Меродах сокрушен, истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены» (Иер. 50:2). Вил на аккадском языке, как и Ваал на хананейском, – почетный титул, означающий «господин». Как таковой, он не относился конкретно ни к какому божеству, но в конце концов закрепился за Мардуком, которого могли называть Вил Мардук или просто Вил. В Иер. 51:44 Яхве обещает: «И посещу Вила в Вавилоне, и исторгну из уст его проглоченное им». Вавилон скоро отдаст своих иудейских пленных. Исаия сатирически описывает религиозные шествия в Вавилоне, в которых истуканы Вила и его сына Нево выставлены на спинах животных:

Пал Вил, низвергся Нево; истуканы их – на скоте и вьючных животных;

ваша ноша сделалась бременем для усталых животных (Ис. 46:1).

Молох был ханаанским божеством, которому Израиль во времена Отступничества приносил в жертву детей. Точное значение Молоха является предметом широких обсуждений, и было выдвинуто предположение, что Молох представлял собой бога преисподней, ведущего происхождение из пунической религии. В Ветхом Завете Молох появляется около пятнадцати раз и являет собой яркий образ того, что в Библии осуждается как самое отвратительное в идолопоклонстве. Израилю было строго запрещено приносить детей в жертву Молоху (Лев. 18:21, 20:3–5). Наказанием за это было «истребление» из народа Израиля. В адрес Молоха употребляется масса презрительных эпитетов, он характеризуется как «мерзость Аммонитская» (3Цар. 11:5, 7; 4Цар. 23:13). Во время произведенных Иосией в Иерусалиме реформ места в долине Енномовой, где Израиль приносил в жертву Молоху своих сыновей и дочерей, были осквернены (4Цар. 23:10; ср. Иер. 32:35). С Молохом связывается прежде всего именно этот ужасный образ бога, пожирающего сыновей и дочерей – самое дорогое, что есть в жизни.

Еще про Тора:  Инструкция молота тора

Боги новозаветного мира. В Новом Завете мы встречаем всего несколько имен богов. При изучении Нового Завета, разумеется, полезно иметь представление о многих богах, входящих в пантеон греко-римской религии (напр., о богине Афродите), но мы остановимся лишь на основных божествах, упомянутых в Новом Завете.

Артемида (или Диана) почиталась в Греции как дочь Зевса и близнец Аполлона. Ее храм в Ефесе, одном из центров миссионерской деятельности Павла на побережье Эгейского моря, был одним из семи чудес света. Согласно местному мифу, ее изображение упало с неба (Деян. 19:35). Поклонение Артемиде в Ефесе сопровождалось совершением мистических обрядов, связанных с магией и волшебством. В Книге Деяний рассказывается, что ремесленники, изготовлявшие культовые серебряные изделия, взбунтовались, когда проповедь Павла и его успехи в привлечении последователей Иисуса поставили под угрозу их заработки (Деян. 19:23–20:1). А в Послании к ефесянам, где речь идет о победе Христа над начальствами и властями, мы видим надлежащий ответ злобным силам ефесской магии.

Гермес или Меркурий, был помощником и глашатаем Зевса (см. ниже) и считался проводником душ живых и умерших, покровителем путников и богом изобилия и благоденствия. В Деян. 14 говорится, что когда Павел и Варнава находились в Листре, Павел исцелил хромого. Увидев совершенное Павлом чудо, пришедшие в изумление присутствовавшие воскликнули: «Боги в образе человеческом сошли к нам» (Деян. 14:11). Они приняли Павла за Гермеса, а Варнаву за Зевса и хотели уже поклониться им. Павел показался Гермесом, глашатаем Зевса, вероятно, потому, что в этом эпизоде он выступал в роли «основного оратора».

Неведомый бог с посвященным ему жертвенником в Афинах (Деян. 17:23) послужил основанием для знаменитой проповеди Павла в ареопаге. Древние авторы Паузания и Филострат пишут о жертвенниках неведомым божествам, возводившихся в Афинах. А Диоген Лаэртий упоминает о случае, когда «безымянные» жертвенники устраивались, чтобы отвести эпидемию, угрожавшую Афинам. В политеистском мире, где боги имели разные сферы влияния, жертвенник «неведомому Богу» был мерой предосторожности и молчаливым признанием, что мир богов выше человеческого понимания.

Зевс был верховным божеством греков и богом неба. В Листре (см. «Гермес» выше) после совершенного им чудесного исцеления Павла приняли за Гермеса, а Варнаву за Зевса (Деян. 14:12). Почему Варнаву приняли за Зевса, не ясно, если не считать факта, что там был местный храм Зевса и что Зевс и Гермес были образами странников. Поэтому, когда один из посетителей города совершил чудесное исцеление, идентификация могла показаться вполне очевидной.

См. также: БОГ, ДРЕВЕСИНА, ИДОЛЫ, НАСМЕШКА, ПОКЛОНЕНИЕ, САТИРА, ЯЗЫЧНИКИ.

Библиография:

W.F. Albright, Yahweh and the Gods of Hanaan: An Historical Analysis of Two Conflicting Faiths (Garden City, NY: Doubleday, 1968);

F.M. Cross, Canaanite Myth and Hebrew Epic: Essays in the History of the Religion of Israel (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1973);

E. Ferguson, Backgrounds of Early Christianity (2d ed.; Grand Rapids: Eerdmans, 1993);

R.MacMullen, Paganism in the Roman Empire (New Haven, CT: Yale University Press, 1981);

M.S. Smith, The Early History of God: Yahweh and the Other Deities in Ancient Israel (San Francisco: Harper-Row, 1987).

БОГОЯВЛЕНИЕ. См. Теофания.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ. См. битвы; войско; доспехи; небесный воитель; оружие; триумф.

БОЖЬЯ СТРЕЛА. См. Стрела.

БОЛЕЕ НИЗКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. См. Нижнее, более низкое положение.

Гермес

Древнейший бог дорог и путешествий, покровитель торговли и купцов. Этот небожитель с крыльями на пятках ассоциировался с тонким умом, изворотливостью, хитростью и прекрасным знанием иностранных языков.

Гермес

Гефест

Покровитель кузнечного, гончарного и других ремесел, ассоциирующихся с огнем. Еще в эпоху глубокой старины Гефеста связывали с вулканической деятельностью, грохотом и пламенем.

Гефест

Греческие боги – список и значение мифологии в древней греции.

Согласно греческим верованиям, первыми существами в мире были титаны. Важной фигурой здесь является Кронос, правитель, который пожирал своих новорожденных детей, опасаясь, что кто-то из них отнимет у него власть. Единственным спасенным был самый молодой Зевс, которого спасла его мать — Рея (жена, но и сестра Кроноса; инцест — один из постоянных элементов греческой мифологии), отдав мужу камень, завернутый в пеленку. Зевс воспитывался скрытно, но когда подрос, навестил отца и подал ему напиток, заставивший того выплюнуть съеденных им богов. Тогда началась борьба за власть греческих титанов с богами. Победили последние, и отныне именно они владели миром.

Мифология древней Греции, которая известна сегодня, является заслугой двух гигантов эпоса — Гомера и Гесиода. Именно они создали мир и пантеон греческих богов, описав их происхождение, поместив их на Олимп, дав им прозвища и определив масштабы их власти. Среди греческих богов очень важна была иерархия.

Деметра

Покровительница земледелия и богиня плодородия. Она хранительница жизни, научившая человека крестьянскому труду. Она наполняет амбары и пополняет запасы. Деметра — воплощение первобытной энергии творчества, великая мать, порождающая все живое.

Деметра

Древняя греция | боги древней греции список

Предлагаем список самых известных древнегреческих богов с краткими описаниями и ссылками на полные статьи с иллюстрациями.

  • Боги, богини – Словарь библейских образов, Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.Аид – бог – владыка царства мертвых, а также само царство. Один из старших богов-олимпийцев, брат Зевса, Геры, Деметры, Посейдона и гестии, сын Кроноса и Реи. Муж богини плодородия Персефоны
  • Антей Антей – герой мифов, великан, сын Посейдона и Земли Геи. Земля давала своему сыну силу, благодаря которой никто не мог совладать с ним. Но Геракл победил Антея, оторвав его от Земли и лишив помощи Геи.
  • аполлон, древнегреческий богАполлон – бог солнечного света. Греки изображали его в виде прекрасного юноши. Аполлон (другие эпитеты – Феб, Мусагет) – сын Зевса и богини Лето, брат Артемиды. Обладал даром предвидеть будущее и считался покровителем всех искусств. В поздней античности Аполлона отождествляли с богом солнца Гелиосом.
  • арес, древнегреческий богАрес – бог вероломной войны, сын Зевса и Геры. Греки изображали его в виде сильного молодого мужчины.
  • артемида, древнегреческая богиняАртемида – сестра-близнец Аполлона, богиня охоты и природы, считалось, что облегчает роды. Иногда считалась богиней луны и отождествлялась с Селеной. Центр культа Артемиды находился в городе Эфесе, где в ее честь был воздвигнут грандиозный храм – одно из семи чудес света.
  • АсклепийАсклепий – бог врачебного исскуства, сын Аполлона и нимфы Корониды. Грекам он представлялся в виде бородатого мужчины с посохом в руке. Посох обвивала змея, ставшая впоследствии одним из символов врачебного ремесла. Асклепий был убит Зевсом за то, что пытался своим искусством воскрешать мертвых. В римском пантеоне Асклепию соответствует бог Эскулап.
  • мойра АнтропосАтропос («неотвратимая») — одна из трех мойр, перерезающая нить судьбы и обрывающая человеческую жизнь.
  • афина палладаАфина ( Афина Паллада) — дочь Зевса и Метиды, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний. Афина обучила людей множеству ремесел, учредила на земле законы, даровала смертным музыкальные инструменты. Центр почитания Афины находился в Афинах. Римляне отождествили Афину с богиней Минервой.
  • богиня АфродитаАфродита (Киферея, Урания) — богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде — вышла из морской пены, отсюда ее титул Анадиомена, «пенорожденная»). Афродите соответствуют шумерская Инанна и вавилонская Иштар, египетская Исида и Великая матерь богов, и наконец, римская Венера.
  • борей, греческий богБорей — бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством.
  • бог вакх, бахусВакх ( Бахус) — в мифологии называемый иногда греками Дионисом, а римлянами Либером, был первоначально фракийским или фригийским богом, культ которого был греками перенят очень рано. Вакх, по одним преданиям, считается сыном дочери фиванского царя, Семелы, и Зевса. По другим — сыном Зевса и Деметры или Персефоны.
  • Геба, древнегреческая богиняГеба (Гебея) — дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах, поднося им нектар и амб-розию. В римской мифологии Гебе соответствует богиня Ювента.
  • гекатаГеката — богиня мрака, ночных видений и чародейства, покровительница колдунов. Нередко Геката считалась богиней луны и отождествлялась с Артемидой. Греческое прозвище Гекаты «Триодита» и латинское имя «Тривия» берут начало от предания, будто эта богиня обитает на перекрестках дорог.
  • ГекатонхейрыГекатонхейры — сторукие пятидесятиголовые великаны, олицетворение стихий, сыновья Урана (Неба) и богини Геи (Земли).
  • Боги, богини – Словарь библейских образов, Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т.Гелиос (Гелий) — бог Солнца, брат Селены ( Луны) и Эос (утренней зари). В поздней античности отождествлялся с Аполлоном. Согласно греческим мифам, Гелиос каждый день объезжает небо в колеснице, запряженной четырьмя огненными конями. Основной центр культа располагался на острове Родос, где в его честь была воздвигнута гигантская статуя, считавшаяся одним из семи чудес света (колосс Родосский).
  • picГемера — богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.
  • гераГера — верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера считалась покровительницей брака. От Зевса она родила Ареса, Гебу, Гефеста и Илифию (богиню рожениц, с которой нередко отождествляли и саму Геру.
  • гермес, греческий богГермес — сын Зевса и Майи, один из самых значимых греческих богов. Покровитель странников, ремесел, торговли, воров. Обладающий даром красноречия, Гермес покровительствовал школам и ораторам. Исполнял роль вестника богов и проводника душ умерших. Изображался, как правило, в виде молодого мужчины в простой шляпе и крылатых сандалиях, с магическим жезлом в руках. В римской мифологии отождествлялся с Меркурием.
  • гестия, богиняГестия — богиня домашнего очага и огня, старшая дочь Кроноса и Геи, сестра Аида, Геры, Деметры, Зевса и Посейдона. В римской мифологии ей соответствовала богиня Веста.
  • гефестГефест — сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников (в особенности кузнецов). Греки изображали Гефеста широкоплечим, низкорослым и хромым чело-веком, работающим в кузнице, где он кует оружие для богов-олимпийцев и героев.
  • Гея, греческая богиняГея — мать-земля, праматерь всех богов и людей. Выйдя из Хаоса, Гея породила Урана-Небо, и от брака с ним произвела на свет титанов и чудовищ. Соответствующая Гее римская богиня-праматерь — Теллус.
  • гипнос, бог снаГипнос — бог сна, сын Никты и Эреба, младший брат-близнец бога смерти Танатоса, любимец муз. Живет в Тартаре.
  • деметраДеметра — богиня плодородия и земледелия. Дочь Кроноса и Реи, принадлежит к числу старших богов-олимпийцев. Мать богини Коры-Персефоны и бога богатства Плутоса.
  • Дионис, вакхДионис (Вакх) — бог виноградарства и виноделия, объект целого ряда культов и мистерий. Изображался то в виде тучного пожилого мужчины, то в виде юноши с венком из виноградных листьев на голове. В римской мифологии ему соответствовал Либер (Бахус).
  • дриадыДриады — низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях. Жизнь дриады была тесно связана с ее деревом. Если дерево погибало или было срублено, умирала и дриада.
  • загрейЗагрей — бог плодородия, сын Зевса и Персефоны. В мистериях отождествлялся с Дионисом.
  • зевс, громовержец, олимпийский богЗевс — верховный олимпийский бог. Сын Кроноса и Реи, отец многих младших богов и людей (Геракла, Персея, Елены Троянской). Владыка гроз и громов. Как правитель мира обладал множеством различных функций. В римской мифологии Зевсу соответствовал Юпитер.
  • ЗефирЗефир — бог западного ветра, брат Борея и Нота.
  • Иакх, богИакх — бог плодородия, иногда отождествлявшийся с Дионисом и Загреем.
  • ИлифияИлифия — богиня-покровительница рожениц (римская Луцина).
  • ИнахИнах — бог одноименной реки в Аргосе и древнейший аргосский царь, сын Тефиды и Океана.
  • ИакхИакх — божество великих мистерий, введенное в элевсинский культ Орфиками и связанное с Деметрой, Персефоной, Дионисом.
  • ИридаИрида — олицетворение и богиня радуги, крылатая вестница Зевса и Геры, дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра Гарпий и Арки.
  • керыКеры — демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.
  • рисКой — титан, сын Урана и Геи, был сброщен Зевсом в Тартар
  • кроносКронос — титан, младший сын Геи и Урана, отец Зевса. Правил миром богов и людей и был свергнут с престола Зевсом. В римской мифологии известен как Сатурн — символ неумолимого времени.
  • лета, река забвенияЛета — дочь богини раздора Эриды, мать харит (согласно Гесиоду). А также река Забвения в подземном царстве (Вергилий).
  • летоЛето — титанида, мать Аполлона и Артемиды.
  • МетидаМетида (Метис) — богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.
  • МнемозинаМнемозина — мать девяти муз, богиня памяти, дочь Урана и Геи.
  • МойрыМойры — дочери Никты-Ночи, богини судьбы Лахесис, Клото, Атропос.
  • МомМом — бог насмешки, злословия и глупости. Сын Нюкты и Эреба, брат Гипноса.
  • МорфейМорфей — один из сыновей Гипноса, крылатый бог сновидений.
  • МузыМузы — богини-покровительницы искусств и наук, девять дочерей Зевса и Мнемосины.
  • НаядыНаяды — нимфы-хранительницы вод — божества рек, озер, источников, ручьев и родников.
  • НемезидаНемезида — дочь Никты, богиня, олицетворявшая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.
  • нереидыНереиды — пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.
  • Нерей ,juНерей — сын Геи и Понта, кроткий морской бог.
  • Ника богиняНике (Ника) — персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.
  • НиктaНиктa — богиня Ночи, порождение Хаоса. Мать множества богов, среди которых — Гипнос, Танатос, Немесида, Мом, Керы, мойры, геспериады, Эрида.
  • НимфыНимфы — низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы и были тесно связаны с местами своего обитания. Речные нимфы именовались наядами, древесные — дриадами, горные — орестиадами, морские — нереидами. Зачастую нимфы сопровождали кого-либо из богов и богинь в качестве свиты.
  • picНот — бог южного ветра, изображался с бородой и крыльями.
  • picОкеан — титан, сын Геи и Урана, праотец богов моря, рек, ручьев и источников.
  • picОрион — божество созвездия Орион, сын Посейдона и океаниды Эвриалы, дочери Миноса. По другому сказанию, он произошел из оплодотворенной бычьей шкуры, зарытой на девять месяцев в землю царем Гириеем.
  • picОры (Горы) — богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды. Всего их было трое: Дике (или Астрея, богиня справедливости), Эвномия (богиня порядка и справедливости), Эйрена (богиня мира).
  • picПан — бог лесов и полей, сын Гермеса и Дриопы, козлоногий мужчина с рогами. Считался покровителем пастухов и мелкого скота. Согласно мифам, Пан изобрел свирель. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).
  • picПейто — богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.
  • picПерсефона — дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти. Римляне почитали Персефону под именем Прозерпины.
  • picПифон (Дельфиний) — чудовищный змей, порождение Геи. Сторожил древнее прорицалище Геи и Фемиды в Дельфах.
  • picПлеяды — семь дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. Наиболее яркие из них носят имена Атлантид, подруг Артемиды: Алкиона, Келено, Майя, Меропа, Стеропа, Тайгета, Электра. Все сестры сочетались в любовном союзе с богами, за исключением Меропы, которая стала женой Сизифа.
  • picПлутон — бог подземного царства, до V века до н.э. носивший имя Аид. В дальнейшем Аид упоминается только Гомером, в остальных поздних мифах — Плутон.
  • picПлутос — сын Деметры, бог, дарующий людям богатство.
  • picПонт — один из древнейших греческих богов, сын Геи (рожден без отца), бог Внутреннего Моря. Является отцом Нерея, Тавманта, Форкия и его сестры-жены Кето (от Геи или Тефиды); Еврибии (от Геи; тельхинов (от Геи или Талассы); родов рыб (от Талассы.
  • посейдонПосейдон — один из богов-олимпийцев, брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. Посейдону были также подвластны земные недра, он повелевал бурями и землетрясениями. Изображался в виде мужчины с трезубцем в руке, обычно — в сопровождении свиты из низших морских божеств и морских животных.
  • picПротей — морское божество, сын Посейдона, покровитель тюленей. Обладал даром перевоплощения и пророчества.
  • picРея — титанида, дочь Урана и Геи, мать богов-олимпийцев, жена Кроноса.
  • picСатиры — духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса, в культе которого они играли решающую роль. Эти падкие на вино создания бородаты, покрыты шерстью, длинноволосы, с торчащими рожками или лошадиными ушами, хвостами и копытами; однако торс и голова у них человеческие. Хитрые, задиристые и похотливые, сатиры резвились в лесах, гонялись за нимфами и менадами, устраивали злые каверзы людям.
  • picТанатос (Фанат) — олицетворение смерти, брат-близнец Гипноса.
  • picТартар — темная бездна, ниже Аида.
  • picТефида (Тёфия) — дочь Геи и Урана, жена Океана и мать нереид и океанид.
  • picТитон — божество света, полдень. Был сыном Лаомедона, братом Приама, отцом Мемнона и Фаэтона, муж Эос.
  • picТихе (Тиха) — богиня случая и удачи у греков, спутница Персефоны. Ее изображали в виде крылатой женщины, стоящей на колесе и держащей в руках рог изобилия и корабельный руль. Римляне почитали Тихе как Фортуну.
  • picТритон — сын Посейдона, одно из морских божеств, человек с рыбьим хвостом вместо ног, держащий в руках трезубец и витую раковину — рог.
  • picУран — бог Неба, рожденный Геей-Землей и ставший ее мужем. Детьми Урана и Геи стали титаны и чудовища. Сын Урана, Кронос, сверг отца и занял его трон.
  • picФемида — титанида, богиня правосудия и закона, вторая жена Зевса, мать гор и мойр.
  • picХаос — бесконечное пустое пространство и персонификация изначального состояния мира до появления чего бы то ни было.
  • picХарон — Сын Эреба и Нюкты, перевозчик души умерших через реку Ахерон (у римлян — Стинкс) в Аид, подземное царство мертвых.
  • picХариты — богини женской красоты, воплощение доброго, радостного и вечно юного начала жизни (в римской мифологии — Грации).
  • picХтонические боги — термин хтонического божества в историческое время сохранился лишь за теми богами, деятельность которых была связана с обителью Аида. Сюда относились Гадес (Аид), Гея (Земля), Персефона (Кора), Геката, Евмениды.
  • picЦиклопы (киклопы, «круглоглазые») — великаны с одним глазом посредине лба, дети Урана и Геи, олицетворение грозовой тучи с молнией.
  • picЭвмениды — более поздняя ипостась эриний, богинь мщения. Почитались как богини порядка и законности, подробнее в статье — Эринии.
  • picЭвр (Евр) — бог юго-восточного ветра, один из сыновей Эола.
  • picЭол — повелитель ветров.
  • picЭос — богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены. Греки именовали ее «розовоперстой». У римлян Эос соответствовала Аврора.
  • picЭреб — Согласно Гесиоду, родился из Хаоса, брат Ночи (Никты), которая родила от него Гемеру (день) и Эфира (воздух). В изложении Гигина, первозданная стихия, зародившаяся от Мглы и Хаоса.
  • picЭрида — дочь Никты, сестра Ареса, богиня раздора.
  • picЭринии — богини мщения, порождения подземного царства, каравшие несправедливость и преступления. Особенно безжалостно они мстили убийцам, повсюду преследуя их. Обычно эриний было трое — Алекто (Непрощающая), Мегера (Завистница) и Тисифона (Мстящая за убийство). Греки изображали эриний в виде косматых старух со змеями в волосах. В руках эриний несли факелы и бичи. Их приближение сопровождалось ужаcным шумом. В римской мифологии эриний носили имя фурий.
  • picЭрот (Эрос) — бог любви, сын Афродиты и Ареса. В древнейших мифах — самовозникшая в Хаосе сила, способствовавшая упорядочению мира. У римлян — Амур и Купидон.
  • picЭфир — божество неба
Еще про Тора:  Молот Тора — Славянская культура

Древняя Греция

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Греция

Другие боги олимпа

Кроме двенадцати верховных богов на Олимпе обитали еще менее влиятельные боги:

  • Бог любви Эрот (мы его чаще знаем в роли Купидона);
  • Бог страсти Гимерот;
  • Бог свадьбы Гименей;
  • Богиня юности Геба;
  • Богиня радуги Ирида;
  • Три сестры Хариты, опекающие музыку, изящество, искусство;
  • Прелестные музы.

Зачем читать про богов древней греции?

Боги Древней Греции — интересные литературные персонажи, каждый со своей уникальной противоречивой историей и судьбой. Кроме того, мифология стала основой развития общества не только Древней Греции и Рима. Она отображала историю и развитие одной из первых древних цивилизаций.

Кем были боги древней греции?

Боги Древней Греции — это мифические герои, которых стоит воспринимать, как интересных литературных персонажей и, разумеется, важную часть мировой истории и культуры. Со временем отношение к мифологии трансформировалось и, если Гесиод и Пиндар считали все, что они пишут о греческих богах истиной, а древнегреческие трагики относились к своим произведениям, как к религиозным текстам, претендующим на истинность, то позже мифология переходила в разряд литературных произведений.

Боги Древней Греции очень похожи на людей. Они ревнуют и страдают, бывают мстительными и жестокими, совершают нелепые ошибки и от человека их часто отличает лишь ряд сверхъестественных способностей. Именно так высших существ часто представляет пантеизм. Сразу много богов совершенными быть не могут.

Обо многих античных богах мы узнали благодаря дошедшим до нас литературным произведениям Античных времен. Список авторов, с которыми мы можем ознакомиться краток, что и неудивительно. Многие рукописи могли просто не дойти до нас. Всем известен Гомер — «Илиада» и «Одиссея».

И даже путешественник и писатель Павсаний, живший во II в. н. э. все еще вполне серьезно относится к мифам, описывая их, как некую религиозную истину.

Посейдон

Брат Зевса, повелитель моря, рек, озер и океанов. Он олицетворял мужество, бурный нрав, вспыльчивый характер и неземную силу. Будучи покровителем мореплавателей он мог накликать голод, переворачивать и топить корабли и вершить судьбы рыбаков в открытых водах. Посейдон тесно связан с землетрясениями и извержениями вулканов.

Посейдон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector