Библиография
- Баден, Джоэл С. (2022). Композиция Пятикнижия: подтверждение документальной гипотезы. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300152647.CS1 maint: ref = harv (связь)
- Бандстра, Барри Л. (2004). Чтение Ветхого Завета: введение в Библию на иврите. Уодсворт. ISBN 9780495391050.
- Бирнбаум, Филипп (1979). Энциклопедия еврейских концепций. Уодсворт.
- Бленкинсопп, Джозеф (2004). Сокровища старые и новые: очерки богословия Пятикнижия. Эрдманс. ISBN 9780802826794.
- Кэмпбелл, Энтони Ф; О’Брайен, Марк А (1993). Источники Пятикнижия: тексты, введения, аннотации. Fortress Press. ISBN 9781451413670.
- Карр, Дэвид М (1996). Чтение разломов Книги Бытия. Вестминстерская пресса Джона Нокса. ISBN 9780664220716.
- Карр, Дэвид М. (2022). “Изменения в критике Пятикнижия”. In Saeboe, Magne; Ска, Жан Луи; Машинист, Питер (ред.). Еврейская Библия / Ветхий Завет. III: От модернизма к постмодернизму. Часть II: ХХ век – от модернизма к постмодернизму. Vandenhoeck & Ruprecht. ISBN 978-3-525-54022-0.CS1 maint: ref = harv (связь)
- Клинс, Дэвид А. (1997). Тема Пятикнижия. Шеффилдская академическая пресса. ISBN 9780567431967.
- Дэвис, Г.И. (1998). “Введение в Пятикнижие”. В Джоне Бартоне (ред.). Оксфордский библейский комментарий. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198755005.
- Эскенази, Тамара Кон (2009). «От изгнания и восстановления к изгнанию и восстановлению». In Grabbe, Lester L .; Кнопперс, Гэри Н. (ред.). Повторение изгнания и восстановления: очерки вавилонского и персидского периодов. Блумсбери. ISBN 9780567465672.CS1 maint: ref = harv (связь)
- Фрей, Питер (2001). «Персидская имперская санкция: краткое изложение». В Уоттс, Джеймс (ред.). Персия и Тора: теория имперского авторитета Пятикнижия. Атланта, Джорджия: SBL Press. п. 6. ISBN 9781589830158.
- Фридман, Ричард Эллиот (2001). Комментарий к Торе с новым английским переводом. Издательство Харпер Коллинз.
- Гейнс, Джейсон М. (2022). Поэтический священнический источник. Fortress Press. ISBN 978-1-5064-0046-4.CS1 maint: ref = harv (связь)
- Гмиркин, Рассел (2006). Беросс и Бытие, Манефон и Исход. Блумсбери. ISBN 978-0-567-13439-4.CS1 maint: ref = harv (связь)
- Гудер, Паула (2000). Пятикнижие: история начала. T&T Кларк. ISBN 9780567084187.
- Грайфенхаген, Франц В. (2003). Египет на идеологической карте Пятикнижия. Блумсбери. ISBN 978-0-567-39136-0.CS1 maint: ref = harv (связь)
- Куглер, Роберт; Хартин, Патрик (2009). Ветхий Завет между теологией и историей: критический обзор. Эрдманс. ISBN 9780802846365.
- Левин, Кристоф Л (2005). Ветхий Завет: краткое введение. Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691113944.
Ветхий Завет: краткое введение Кристоф Левин.
- Макинтайр, Марк (2008). Борьба с Богом: введение в Пятикнижие. Издательство Мерсерского университета. ISBN 9780881461015.
- Отто, Эккарт (2022). «Изучение закона и этики в еврейской Библии / Ветхом Завете». In Saeboe, Magne; Ска, Жан Луи; Машинист, Питер (ред.). Еврейская Библия / Ветхий Завет. III: От модернизма к постмодернизму. Часть II: ХХ век – от модернизма к постмодернизму. Vandenhoeck & Ruprecht. ISBN 978-3-525-54022-0.CS1 maint: ref = harv (связь)
- Ромер, Томас (2008). «Моисей вне Торы и построение идентичности диаспоры»(PDF). Журнал Еврейских Писаний. 8, статья 15: 2–12.CS1 maint: ref = harv (связь)
- Ска, Жан-Луи (2006). Введение в чтение Пятикнижия. Айзенбраунс. ISBN 9781575061221.
- Ска, Жан Луи (2022). «Вопросы« истории Израиля »в новейших исследованиях». In Saeboe, Magne; Ска, Жан Луи; Машинист, Питер (ред.). Еврейская Библия / Ветхий Завет. III: От модернизма к постмодернизму. Часть II: ХХ век – от модернизма к постмодернизму. Vandenhoeck & Ruprecht. ISBN 978-3-525-54022-0.CS1 maint: ref = harv (связь)
- Томпсон, Томас Л. (2000). Ранняя история израильского народа: из письменных и археологических источников. БРИЛЛ. ISBN 978-9004119437.CS1 maint: ref = harv (связь)
- Ван Сетерс, Джон (1998). «Пятикнижие». В Стивене Л. Маккензи, Мэтте Патрике Грэме (ред.). Еврейская Библия сегодня: введение в важнейшие вопросы. Вестминстерская пресса Джона Нокса. ISBN 9780664256524.
- Ван Сетерс, Джон (2004). Пятикнижие: комментарий по социальным наукам. Международная издательская группа «Континуум». ISBN 9780567080882.
- Уолш, Джером Т (2001). Стиль и структура в библейском повествовании на иврите. Литургическая пресса. ISBN 9780814658970.
В исламе
В исламе Тора называется Тауратом (араб.توراة). Таурат считается Священным писанием, ниспосланным Аллахом пророку Мусе (Моисею). Таурат упоминается в Коране почти всегда вместе с Евангелием (Инджилем).
Согласно исламу, пророки судили верующих по Таурату, а затем раввины и книжники стали судить по нему. Однако раввины и книжники запомнили только часть Таурата, исказили его[22] и приписали ему несуществующие запреты[23].
В спорах пророка Мухаммада с иудеями, Таурат как бы привлекается свидетелем в пользу пророка. Цитаты из Таурата в Коране иногда почти совпадают[24], иногда отдаленно напоминают псалмы (Забур)[25].
В исламском предании имеются сведения о том, что Таурат состоял из 40 частей (джузов), а в каждой части было 1000 аятов. Полностью наизусть Таурат знали только Муса (Моисей), Харун (Аарон), Юша ибн Нун (Иисус Навин)
, Узайр (Ездра) и Иса ибн Марьям (Иисус Христос). Исламское предание также сообщает о том, что оригинал Таурата был сожжён и утерян во время завоевания ИерусалимаНавуходоносором[27][28].
Оставшиеся отдельные повествования перемешались с иудейской народной традицией и, спустя много веков, были собраны в единую книгу. Эту книгу мусульмане не считают оригиналом Таурата, принесенного пророком Мусой. По учению ислама, после ниспослания Корана религиозные положения, которые содержались в Таурате, были Аллахом полностью отменены[28].
Средневековые исламские богословы широко использовали тексты современной Торы для комментирования коранических рассказов о библейских персонажах. Примерно с IX века исламские богословы начали приводить тексты современной Торы, которые мусульмане считают пророчеством о Мухаммаде[29].
Обычно они ссылались на Бытие 16:9—12; 17:20; 21:21;[30] Второзаконие 18:18, 33:2, 12[31] и пр.[26]
Значение и имена
Слово «Тора» в иврит происходит от корня ירה, который в хифилспряжение означает «направлять» или «учить» (ср. Лев 10:11). Следовательно, значение этого слова – «учение», «учение» или «наставление»; общепринятый «закон» производит неверное впечатление.[8] В Александрийские евреи кто перевел Септуагинта использовал греческое слово номос, что означает норму, стандарт, доктрину, а затем и «закон».
Затем в греческой и латинской Библии появился обычай называть Пятикнижие (пять книг Моисея) Законом. Другие переводческие контексты на английском языке включают обычай, теория, руководство,[9] или же система.[10]
Термин «Тора» используется в общем смысле и включает как Раввинистический иудаизмписаный закон и устный закон, охватывающий весь спектр авторитетных Еврейский религиозные учения на протяжении всей истории, в том числе Мишна, то Талмуд, Мидраш и многое другое, а также неточное перевод слова “Тора” как “Закон”[11] может быть препятствием к пониманию идеала, который выражается в термине Талмуд Тора (תלמוד תורה, «изучение Торы»).[2]
Вероятно, самым ранним названием первой части Библии было «Тора Моисея». Однако этого титула нет ни в самой Торе, ни в трудах до изгнания литературный пророки. Он появляется в Джошуа (8: 31–32; 23: 6) и Короли (3 Царств 2: 3; 4 Царств 14: 6; 23:25), но нельзя сказать, что это относится ко всему корпусу (согласно академической критике Библии).
Напротив, есть большая вероятность, что его использование в трудах после плена (Мал. 3:22; Дан. 9:11, 13; Ездра 3: 2; 7: 6; Неем. 8: 1; II Пар. 23). : 18; 30:16) должен был быть исчерпывающим. Другими ранними названиями были «Книга Моисея» (Ездра 6:18; Неем. 13: 1; 2 Пар. 35:12; 25: 4; ср. 4 Царств 14: 6)
Изготовление и использование свитка торы
Рукопись Тора свитки по-прежнему записываются и используются в ритуальных целях (т. е. религиозные службы); это называется Сефер Тора («Книга [Торы]»). Они написаны кропотливо и аккуратно высококвалифицированными писцами.
Считается, что каждое слово или пометка имеет божественное значение и что ни одна часть не может быть случайно изменена, чтобы это не привело к ошибке. Верность еврейского текста Танаха и, в частности, Торы, считается первостепенной, вплоть до последней буквы: переводы или транскрипции не одобряются для использования в официальных целях, а расшифровка выполняется с кропотливой тщательностью.
Ошибка в одной букве, орнаменте или символе из 304 805 стилизованных букв, составляющих текст Торы на иврите, делает свиток Торы непригодным для использования, поэтому требуется особый навык, а для написания и проверки свитка требуется значительное время.
Согласно еврейскому закону, Сефер Тора (множественное число: Сифрей Тора) является копией официального текста на иврите, написанного от руки на гевиль или же Клаф (формы пергамент) с помощью перо (или другие разрешенные письменные принадлежности), смоченные в чернилах.
Написано полностью на иврит, а Сефер Тора содержит 304 805 букв, все из которых должны быть точно продублированы обученным мягче («писец»), на выполнение которого может уйти до полутора лет. Большинство современных Сифрей Тора состоит из сорока двух строк текста на столбец (йеменские евреи используют пятьдесят) и очень строгих правил относительно расположения и внешнего вида Буквы иврита наблюдаются. См.
Завершение сефер Торы – повод для великого праздника, и это мицва для каждого еврея написать или написать для него Сефер Тора. Свитки Торы хранятся в святейший часть синагога в Ковчег известный как «Святой Ковчег» (
אֲרוֹן הקֹדשׁАрон Хакодеш
на иврите.)
Арон
на иврите означает «шкаф» или «кладовая», а кодеш происходит от слова «кадош» или «святой».
Примечания
- ↑ГРАМОТА.РУ — Проверка слова
- ↑Соферим, трактат // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- ↑Вавилонский Талмуд, Бава Кама, 82a
- ↑«Учитель поколений Рамбам», изд. «Амана»
- ↑мидраш — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑Тосефта — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑Пшат — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑Драш — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 марта 2008.Архивировано 3 июня 2007 года.
- ↑Новый еврейский язык: давайте напишем Мишну. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 октября 2007.Архивировано 22 декабря 2007 года.
- ↑ 12Талмуд, Санхедрин 21б
- ↑в стихе Втор. 31:19: «Итак, напишите себе эту песню», — слово «песня» трактуется как вся Тора
- ↑ 12Талмуд, Менахот 30а
- ↑Маймонид, Мишнэ Тора, Сефер Тора 10:2
- ↑Талмуд, Киддушин 33б
- ↑Талмуд, Шаббат 14а и др.
- ↑Талмуд, Меггила 27а
- ↑Талмуд, Шаббат 16:1
- ↑ср. Нав. 1:8 с Втор. 17:19—20; Нав. 8:32, 34 с Втор. 27:8 и 31:11—12; Нав. 23:6 с Втор. 5:29 и 17:20; II Цар. 14:6 с Втор. 24:16
- ↑Талмуд-Тора — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑См., например, Коран: 3:3, 5:43, 9:111 …
- ↑Коран 2:75, 5:13, 6:91, 2:146, 3:78, 2:79.
- ↑там же, 3:93.
- ↑там же, 5:44.
- ↑там же, 48:29.
- ↑ 12Ислам: ЭС, 1991, с. 232.
- ↑См. также 3Езд. 14:21.
- ↑ 12Али-заде, 2007.
- ↑Коран 7:157.
- ↑Быт. 16:9—12.
- ↑Втор. 18:18.
- ↑выходные данные издания
Рекомендации
- ^Нойснер, Джейкоб (2004). Возникновение иудаизма. Луисвилл: Вестминстерская пресса Джона Нокса. п. 57. “Еврейское слово Тора означает «обучение». Мы вспоминаем … наиболее знакомое значение слова: «Тора = пять книг Моисея», Пятикнижие … Тора может также относиться ко всей полноте Еврейских Писаний … Кроме того, Тора включает наставления в двух формах, письме и памяти …. [Устная часть] частично содержится в сборниках Мишны, Талмуда и мидрашей. Но есть еще кое-что: то, что мир называет «иудаизмом», верующие знают как « Тора.‘“
- ^ абБирнбаум (1979), стр. 630
- ^Vol. 11 Трума Раздел 61
- ^Страница 1, Бленкинсопп, Джозеф (1992). Пятикнижие: введение в первые пять книг Библии. Якорная Библия Справочная библиотека. Нью-Йорк: Doubleday. ISBN 978-0-385-41207-0.
- ^Финкельштейн И., Зильберман Н.А., Раскопанная Библия: новое видение древнего Израиля археологами и происхождение его священных текстов, с.68
- ^ абМакдермотт, Джон Дж. (2002). Чтение Пятикнижия: историческое введение. Полина Пресс. п. 21. ISBN 978-0-8091-4082-4. Получено 2022-10-03.
- ^Вавилонский Талмуд Бава Кама 82а
- ^Рабиновиц, Луи Исаак и Харви, Уоррен. «Тора». Энциклопедия иудаики. Эд. Майкл Беренбаум и Фред Скольник. Vol. 20. 2-е изд. Детройт: Справочник Macmillan USA, 2007. С. 39–46.
- ^Филип Бирнбаум, Энциклопедия еврейских концепций, Hebrew Publishing Company, 1964, стр. 630
- ^п. 2767, Алкалай
- ^стр. 164–165, Шерман, Исход 12:49
- ^Сарна, Наум М. и другие. «Библия». Энциклопедия иудаики. Эд. Майкл Беренбаум и Фред Скольник. Vol. 3. 2-е изд. Детройт: Справочник Macmillan USA, 2007. С. 576–577.
- ^Мир и Слово: Введение в Ветхий Завет, изд. Юджин Х. Меррилл, Марк Рукер, Майкл А. Гризанти, 2022, стр. 163: «Часть 4 Пятикнижие Майкла А. Гризанти: Термин« Пятикнижие »происходит от греческого пятикнижиебуквально … Греческий термин был популяризирован эллинизированными евреями Александрии, Египет, в первом веке нашей эры … “
- ^«Девдутт Паттанаик: увлекательный дизайн еврейской Библии».
- ^Гамильтон (1990), стр. 1
- ^Bandstra 2008, п. 35. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFBandstra2008 (помощь)
- ^Bandstra 2008, п. 78. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFBandstra2008 (помощь)
- ^Bandstra (2004), стр. 28–29.
- ^Джонстон, стр. 72.
- ^Финкельштейн, стр. 68
- ^Мейерс, стр. XV.
- ^Филлипс, стр. 1-2.
- ^Роджерсон, стр.153–154.
- ^Соммер, стр. 18.
- ^Бава Басра 14b
- ^Луи Джейкобс (1995). Еврейская религия: товарищ. Издательство Оксфордского университета. п. 375. ISBN 978-0-19-826463-7. Получено 27 февраля 2022.
- ^Талмуд, Бава Басра 14б
- ^Мишна, Санхедрин 10: 1
- ^Гинзберг, Луи (1909). Легенды евреевVol. IV: Эзра (Перевод Генриетты Сольд) Филадельфия: Еврейское издательское общество.
- ^Росс, Тамар (2004). Расширение Дворца Торы: Православие и феминизм. UPNE. п. 192
- ^Ромер 2008, п. 2 и fn.3.
- ^Ускоренный курс истории # 36: Хронология: от Авраама до разрушения храма, раввин Кен Спиро, Aish.com. Проверено 19 августа 2022.
- ^Берлин, Адель; Бреттлер, Марк Цви; Fishbane, Майкл, ред. (2004). Иудейская Библия. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр.3–7. ISBN 978-0195297515.
- ^Надлер, Стивен; Саэбо, Магне (2008). Еврейская Библия / Ветхий Завет: История его толкования, II: От Возрождения до Просвещения. Vandenhoeck & Ruprecht. п. 829. ISBN 978-3525539828. Получено 18 сентября 2022.
- ^Ибн Эзра, Второзаконие 34: 6
- ^Ор ха’хайим Второзаконие 34: 6
- ^Для получения дополнительной информации по этим вопросам с точки зрения ортодоксальных евреев см. Современная наука в изучении Торы: вклад и ограничения, Ред. Шалом Карми, и Справочник еврейской мысли, Том I, автор: Арье Каплан.
- ^Ларри Секавич (2022), Уникальность Библии, пп 19–30
- ^Гинзберг, Луи (1909). Легенды евреевТом III: Язычники отвергают Тору (Перевод Генриетты Сольд) Филадельфия: Еврейское издательское общество.
- ^Гинзберг, Луи (1909). Легенды евреевТом II: Иов и патриархи (Перевод Генриетты Сольд) Филадельфия: Еврейское издательское общество.
- ^Гинзберг, Луи (1909). Легенды евреевТом I: Первые вещи созданы (Перевод Генриетты Сольд) Филадельфия: Еврейское издательское общество.
- ^Книга Неемии, Глава 8
- ^Источник?
- ^Подлинный трехлетний цикл: лучший способ читать Тору?В архиве 2022-08-17 в Wayback Machine
- ^[1]В архиве 17 августа 2022 г. Wayback Machine
- ^Риетти, раввин Джонатан. Устный закон: сердце Торы
- ^Талмуд, Гиттин 60б
- ^“Часто задаваемые вопросы по гуманистическому иудаизму, реформистскому иудаизму, гуманистам, гуманистическим евреям, Конгрегации, Аризона, Аризона”. Oradam.org. Получено 2022-11-07.
- ^Мишнат Соферим Формы буквВ архиве 2008-05-23 на Wayback Machine перевод Джен Тейлор Фридман (geniza.net)
- ^Чилтон, Б.Д. (ред), Исайя Таргум: введение, перевод, аппаратура и примечания, Майкл Глейзер, Inc., стр. xiii
- ^Энциклопедия иудаики, запись на Тора, чтение
- ^Энциклопедия иудаики, запись на Библия: переводы
- ^Энциклопедия иудаики, т. 3, стр. 597
- ^Энциклопедия иудаики, т. III, стр. 603
- ^Джордж Робинсон (17 декабря 2008 г.). Основная Тора: Полное руководство к пяти книгам Моисея. Knopf Doubleday Publishing Group. С. 167–. ISBN 978-0-307-48437-6.
Самым большим вкладом Саадиа в Тору является его арабский перевод: Таргум Тафсир.
- ^Сион Зоар (июнь 2005 г.). Сефардское и мизрахское еврейство: от золотого века Испании до наших дней. NYU Press. С. 106–. ISBN 978-0-8147-9705-1.
Среди ученых существуют разногласия относительно того, был ли Расаг первым, кто перевел еврейскую Библию на арабский язык.
- ^Библия Божье СловоВ архиве 2008-05-13 на Wayback Machine Шейх Ахмед Дидат
Ритуальное использование
Чтение Торы (иврит: קריאת התורה, Криат а-Тора, «Чтение [] Торы») – еврейская религиозная ритуал который включает публичное чтение отрывков из Свиток Торы.
Этот термин часто относится ко всей церемонии удаления свитка (или свитков) Торы из ковчег, повторяя соответствующий отрывок традиционным кантилляция, и возвращение свитка (ов) в ковчег. Он отличается от академического Изучение Торы.
Регулярное публичное чтение Торы было введено Эзра Писец после возвращения еврейского народа из Вавилонский плен (ок. 537 г. до н. э.), как описано в Книга Неемии.[63] В современную эпоху приверженцы ортодоксального иудаизма практикуют чтение Торы в соответствии с установленной процедурой, которая, по их мнению, осталась неизменной за две тысячи лет после разрушения Храм в Иерусалиме (70 г. н.э.).
Часть Пятикнижия читается из Торы в рамках утренних молитвенных служб в определенные дни недели, в дни постов и праздников, а также в рамках полуденных молитв в Шаббат, Йом Кипур и в дни поста. прокрутка. На Шаббат (Суббота) утром, еженедельный раздел (“парашах”) читается, выбирается так, чтобы все Пятикнижие читалось последовательно каждый год. парашот найденные в современных свитках Торы всех еврейских общин (ашкеназских, сефардских и йеменских), основаны на систематическом списке, представленном Маймонидом в Мишне Тора, Законы тфилина, мезузы и свитков Торы, глава 8.
Маймонид обосновал свое разделение на парашот для Торы на Кодекс Алеппо. Консервативный и Реформа синагоги могут читать парашот по расписанию раз в три года, а не ежегодно,[64][65][66] В субботу после обеда, в понедельник и четверг читается начало следующей субботней части.
Евреи соблюдают ежегодный праздник, Симхат Тора, чтобы отметить завершение и новое начало годичного цикла чтений.
Свитки Торы часто украшены поясом, специальной крышкой Торы, различными украшениями и кетером (короной), хотя такие обычаи различаются в разных синагогах. Прихожане традиционно проявляют уважение, когда Тору выносят из ковчега для чтения, когда ее несут и поднимают, а также когда ее возвращают в ковчег, хотя они могут сидеть во время самого чтения.
Тора . общие сведения
…ЧТО ТАКОЕ ТОРА?
———————–
Еврейская Библия-Тора на иврите(“закон”) включает в себя Письменную Тору( Пятикнижие Моисея, Книги пророков и Писания),
и Устную Тору(Талмуд)-комментарий к Торе Письменной. К Торе в
широком смысле слова относят также Кодекс еврейских законов Шульхан Арух, книги Каббалы и комментарии к ним.
Тора Письменная ( Пятикнижие, Пророки и Писания) практически полностью вошла в Христианскую библию, и частично в виде искаженных пересказов, тем, идей и законов– в Коран.
Примерно 3300 лет назад Моисей в присутствии нескольких миллионов человек-рабов, вышедших из Египта-потомков Израиля и
примкнувших к ним, на горе Синай получили Тору письменную(Пятикнижие ) и Комментарий к ней -Тору устную, которую Б-г запретил записывать. Тора стала самой влиятельной книгой в истории человечества. Она легла в основу двух более молодых мировых религий (ислам и христианство), а ее идеи о Едином Б-ге, морали, нравственности, о справедливости и милосердии, о седьмом нерабочем дне недели, о судебном устройстве, любви к ближнему и т. д. и т п. коренным образом изменили облик человеческой цивилизации.
Каббала, кстати входящая сейчас в моду- мистический комментарий к Торе, раскрывающая нам цель творения, о духовных мирах, о душе ,
будущем мире ит.д.
===============================================
================================================
… СОСТАВ ТОРЫ
—————————————
Учение иудаизма – Тора в широком смысле этого слова – состоит из двух частей: переданной в письменной форме – Письменной Торы – и той, которую изначально не дано было записывать; ее носителем была память поколений, она передавалась от учителя ученику устно, и поэтому ее называют Устной Торой.
Хотя уже в III-VI вв. многие разделы Торы Устной были записаны, в том числе Гмара, а некоторые – и еще раньше, это произошло лишь в силу исторических и дидактических причин (см. Талмуд, «Гитин», 60б).
Та часть Учения, которую изначально следовало записать, составляет двадцать четыре книги. Этот канон был утвержден Советом великих мудрецов в IV-III вв. до н.э., которые записали последние из этих книг и окончательно отредактировали остальные.
Книги Письменной Торы делятся на три группы: Пятикнижие (Тора в узком смысле этого слова), Пророки и Писания.
Вся Письменная Тора называется также Танах – аббревиатура первых букв ивритских слов «Тора», «Невиим» («Пророки»), «Ктувим».
===========================================
===========================================
ТОРА ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ
————————————
::. Что такое Тора?
————————–
Тора – это еврейская Библия. Слово “Тора” можно перевести, как “закон”. На горе Синай 3312 лет назад Моисей получил Тору письменную – Хумаш (Пятикнижие Моисея) и Тору Устную – комментарии к Письменной, которая передавалась устно из поколения в поколение. Примерно в 200 году н. э. Устная Тора была записана и получила название “Мишна”. В 500 году н. э. был закончен комментарий к Мишне – Гемара. Мишна и комментарий к ней – Гемара вместе составляют Талмуд. В Письменную Тору (в широком смысле слова) входят также книги Пророков (Невиим на иврите) и Писания (Ктувим). Тора (Пятикнижие Моисея), Ктувим и Невиим вместе составляют Танах (по первым буквам слов Тора, Невиим, Ктувим).
Танах написан евреями о евреях и для евреев на еврейском языке. Тем не менее эта книга известна в мире более, чем любая другая, а возможно, и более всех написанных человечеством книг вместе взятых. Эта книга включена всеми христианскими течениями в список своих священных книг и считается священной и Б-годанной всеми мусульманскими течениями.
=============================
=============================
….О ТОРЕ
———————–
1) Тора дана Б-гом Моше ( Моисею).
2) Тора дана навечно, Б-г никогда не изменит ЕЕ. Все инсинуации более поздних аврамических религий о том, что якобы пришел кто-то и отменил, изменил или добавил ОНУЮ , противоречат словам Б-га о том, что она дана навечно, и нельзя ее изменять.
3) Суть Торы: Не делай другому того, чего ты не хотел, чтоб сделали тебе. Или, короче, Возлюби ближнего как… далее все знают, и думают, что это сказал Исус.
4)Б-г дал людям Тору , чтобы следуя ЕЙ, вышеозначенные обрели мир, изобилие, счастье, здоровье и т.д.( “” ЭТИ ЗАКОНЫ Я ДАЛ ДЛЯ ТОГО, ЧТО БЫ ВЫ ЖИЛИ, А НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УМИРАЛИ .)
5) Кроме буквального смысла в ТОРЕ закодирован скрытый, объяснение которому – в Устной Торе, также полученной на Синае Моисеем ( Мишна и Талмуд)
( см. компьютерную расшифровку текста ТОРЫ. Расшифровать за отсутствием кодов Коран,Новый завет, Войну и мир и т.д. не удалось)
==========================
==============================
::. Можно ли читать Тору, Пророков, Писания и другие священные Книги не на иврите?
————————————————————————————–
Можно, но при этом неизбежны большие потери и искажения. Иврит – священный, Б-жественный язык, на котором написаны книги Священного писания. Каждое слово многозначно и образно, при переводе Торы на другой язык искажается смысл и теряется масса информации, которую несут даже форма букв и числовое значение слов (гиматрия).
В Талмуде сказано: “кто делает литературный перевод – кощунствует, кто переводит дословно – лжет”. Поэтому читающий Тору в переводе получает искаженное представление о Ее содержании.(Можно вспомнить портреты и скульптуры Моисея, выполненные христианскими художниками, где он изображен с рогами на голове из-за неправильного перевода ивритского слова “керен” – луч, имеющего также значение “рог”.)
======================================
========================================
::. Можно ли в “двух словах” изложить суть Торы (еврейской Библии)?
—————————————————————–
Да, как сказал один великий еврейский мудрец, вся суть Торы (и, соответственно, иудаизма) заключена в словах: “не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали с тобой. А все остальное – комментарии к этому”.
Еще более кратко эту идею излагает Сама Тора: “возлюби ближнего своего как самого себя” (Ваикра 19:18). Кстати, эти слова приписывают Иисусу как основу христианского мировоззрения, но они были написаны за 1300 лет до его рождения.
Вторая идея, проходящая красной нитью через всю Тору, – мера за меру, т. е. идея высшей справедливости, требование Б-га, чтобы каждый отвечал за содеянное, сам и полной мерой.
Третья основа Торы – свод законов, исполнение которых направлено на улучшение жизни человека, его здоровья, на создание счастливой семьи и воспитание хороших детей.
=====================================
=====================================
::. Для чего Б-г дал людям Тору?
——————————————-
Тора была дана людям для того, чтобы, исполняя заповеди Творца и живя по Его законам, изложенным в Торе, люди смогли прожить долгую и счастливую жизнь, наслаждаясь здоровьем, миром, изобилием и семейным счастьем. Об этом говорит в Торе Сам Творец: “эти законы я даю не для того, чтобы вы умирали, а чтобы вы жили”.
=======================================
========================================
::. Можно ли читать Тору без комментариев?
————————————————-
Можно, но надо помнить, что Тора дана Сверхсуществом, обладающим Сверхразумом, и понять сверхкраткий слог Торы, по сути являющийся кодом, без комментариев, изложенных в Устной Торе, также данной Всевышним, невозможно. Попробуйте расшифровать следующий отрывок, не пользуясь комментариями: “И сказал Лемех женам своим: Ада и Циля! послушайте голоса моего, жены Лемеха. Внимайте речи моей. Разве человека убил я, ранив умышленно, и мальчика, ударив нарочно? Если Каин отомщен будет всемеро, то Лемех – в 77 раз”. (Брейшит (Бытие) 4:23, 24).
=======================================
==========================================
… Что считать иудаизмом и сколько ему лет? Что является неизменной его частью,
является ли эта неизменяющаяся основа иудаизмом?
——————————————————-
1) Основа и неизменная часть иудаизма- то, что дано Б-гом – ТАНАХ.
То есть то, что дал БОГ Сам или дал через Пророков.
2) Поэтому любые законы, положения и идеи проверяются на ТАНАХе Все должно соответствовать и НЕ ОТМЕНЯТЬ сказанного Богом и пророками…
ТАНАХ и есть неизменная , и как сказал сам Б-г, навечно данная людям истина. Данная всем, и не только евреям. В ТАНАХЕ есть то, что касается евреев
( большая его часть ) , и есть то, что касается всех .
==============================
================================
::. Можно ли считать, что Тора – не Б-гом данная Книга, а была написана человеком?
——————————————————————-
Можно привести тысячи примеров из написанного в Торе, ясно говорящих о ее Б-жественном происхождении. Все, что предсказывалось Торой более трех тысяч лет назад, или уже сбылось, или находится в процессе осуществления. История, палеонтология, физика, астрономия, медицина, диетология и другие науки, развиваясь, только подтверждали правильность написанного в Торе.
Тора сказала, что у человека есть душа. Сегодня мало кто в этом сомневается, так как есть научные факты, подтверждающие это.
Генетические исследования японских ученых (1994 год) показали, что все женщины мира имеют одну прародительницу (Еву – согласно Торе).
С точки зрения современной науки, в Торе совершенно правильно изложен порядок этапов Творения:
Начало (Большой взрыв).
Первозданная Земля, покрытая водой.
Ночь (отсутствие видимого излучения).
Свет.
Атмосфера.
Материки.
Растения.
Солнце и Луна, видимые с Земли.
Морские животные.
Птицы.
Млекопитающие.
Человек.
Гипотеза о том, что Моисей случайно расположил этапы в таком порядке – антинаучна, так как вероятность этого практически равна нулю.
==============================================
=================================================
::. Почему в Торе, где описывается сотворение человека, Б-г говорит о себе во множественном числе: “И сказал Всесильный: создадим человека по образу нашему, по подобию нашему…” (Брейшит (Бытие) 1:26)?
——————————————————————————————-
Во-первых, употребляя глагол “создадим” во множественном числе, Б-г дает понять что в создании человека участвует не только ОН – Создатель, но и сам человек.
Только сам человек, приложив определенные усилия, может из себя – самого себя! – сделать человека.
Во-вторых, Б-г обращается к своим помощникам, ангелам, что должно показать нам необходимость советоваться с окружающими при принятии решений, даже если это наши подчиненные.
================================================
===================================================
::. О чем говорят Десять заповедей, данных Моисею на горе Синай для народа Израиля?
—————————————————————————————-
Я – Б-г, Всесильный твой, Который вывел тебя из земли египетской.
Не поклоняйся идолам.
Не клянись именем Б-га ложно.
Соблюдай святую Субботу, шесть дней работай, а седьмой день – суббота, Б-гу ее посвяти.
Уважай отца своего и мать свою.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не лжесвидетельствуй.
Не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему.
Устная Тора говорит, что первые пять заповедей регламентируют отношения между Б-гом и людьми, а остальные пять – между людьми.
Заповедь “не убивай” имеет в виду невинного, но по решению справедливого суда человек может быть предан смерти.
Заповедь “не кради” имеет в виду в первую очередь кражу человека с целью выкупа, но кроме этого она запрещает другие виды кражи, например кражу надежды (когда мы просто так спрашиваем цену товара, не собираясь его купить, то тем самым крадем надежду у продавца).
=================================================
===================================================
::. Должны ли все народы Земли соблюдать Десять заповедей, написанных на Скрижалях Завета?
———————————————————————————————-
Нет, Десять заповедей (основных законов), как и все 613 заповедей Торы, даны народу Израиля. Б-г от остального человечества требует выполнение только семи законов, так называемых законов потомков Ноя:
Не поклоняться идолам.
Не хулить Б-га.
Не убивать невинного.
Не прелюбодействовать.
Не красть.
Быть милосердным ко всем живым существам.
Осуществлять справедливый суд.
=============================
==================================
::. Каковы законы обращения со святыми Книгами?
—————————————————–
Наибольшей святостью обладают рукописные свитки Священного Писания: Тора, Невиим (Пророки), Ктувим (Писания). Причем святость Торы выше святости Невиим, а святость Невиим выше святости Ктувим.
После них следуют печатные издания Торы, Невиим, Ктувим, Мишны, Талмуда. При пользовании священными книгами необходимо придерживаться следующих правил:
Книгу меньшей святости нельзя класть на книгу, обладающую большей степенью святости.
До свитка Торы обнаженной рукой дотрагиваться нельзя.
Нельзя священные книги класть на землю, садиться рядом с ними, если они не лежат выше сиденья более чем на 8 см, опираться на них, оставлять перевернутыми, ставить на полку “вверх ногами”.
Обветшалые священные книги запрещено выбрасывать, тем более сжигать. Такие книги необходимо сдать в “генизу” – специальное хранилище.
Запрещено любое использование святых книг не по назначению (например, прикрываться ими от солнца).
=====================================
======================================
::. Что сказано в Торе об изучении Торы?
————————————————
Одна из заповедей Торы предписывает изучать ее и днем и ночью. Еврейская традиция считает заповедь изучения Торы равноценной всем остальным заповедям вместе взятым. Логика здесь проста: как можно верить и исполнять не зная? Поэтому всегда среди евреев особым почетом пользовались и пользуются знатоки Торы, и всегда последний грош семья отдавала на обучение детей. На протяжении тысяч лет еврейский ребенок с 3-5 лет садился за книги. Когда многие народы не имели своей письменности, а короли и цари некоторых государств не умели писать и читать, последний нищий из народа Израиля все свое время тратил на изучение сложнейших юридических коллизий Талмуда.
============================================================
===========================================================
Правда ли, что Моисей переписал Тору с более ранних источников?
——————————————————————————————
С точки зрения современной науки, в космогонических представлениях древних стран Вавилона, Египта, Индии и Ассирии, – отсутствовали исторически и археологически достоверные данные, аналогичные доктрине о сотворении Вселенной, изложенной пророком Моисеем. Разобравшись в тонкостях космогонии древних цивилизаций, можно неизбежно прийти к заключению, что представленная в фантастических мифах и эпосах примитивная космогония, не выдерживает научно-философской критики современного мировоззрения.
Все помнят из школьных учебников, как представляли наш мир древние китайцы, ассирийцы и т. д.: море, три кита, плоский блин – земля на их спинах…
Кстати, вот как представляли возникновение неба и земли древние народы:
Вавилоняне :
——————-
В результате борьбы стихий и войн между богами, богинями и чудовищами, после побед одних над другими, из чудовищ делают созвекздия. Весь же космос вначале состоял из воды . Затем расстановка небесных светил, и наконец, сотворение земли и человека .Человек создается из крови богини Тиамат и земли.
Египтяне
—————
Египтяне верили, что первоначально существовал только океан, на котором появилось яйцо или цветок, из которого явился бог-солнце. У бога-солнца было четверо детей, из которых двое – Шу и Тефтун (земная атмосфера), поставили свои ноги на Гебе (земле) и подняли сестру Нут (небо) к небесам. Геб и Нут имели четверо детей: Озириса, Изиду, Нептису и Сета. Бог потустороннего мира Озирис и его супруга – богиня Изида совместно управляли миром. В годы Среднего царства Египта культ Озириса процветал.
Интересны также другие мифы космического и солнечного цикла, в которых повествуется о сотворении мира, об истреблении населения земли и животных богами, и о том, как богиня Изида хитростью выведала у верховного бога солнца Ра его тайное могущество и магическую силу великого бога
Древние индийцы
————————-
За 1500-1000 лет до н.э., то есть во времена от Моисея до Соломона, оформились Веды.. Большинство ведических гимнов посвящено возвеличиванию богов и обращено к ним с просьбой о достижении хозяйственных успехов и всевозможных жизненных благ.
В Ригведе, в гимнах сказано: “Тогда не было ничего существующего и несуществующего, не было ни воздушного круга, ни неба вверху. Что же двигалось? Где? Под Чьим покровом? Была ли вода бездонной? Не было тогда ни смерти, ни бессмертия, ни смены дня и ночи. Единое дышало по собственной силе, и кроме этого ничего другого не существовало. Была тьма, окутанная тьмой: и в начале вся эта масса вод была неразличима. Только громадное единое, заключенное в пустом пространстве, было создано силой искупления. Прежде всего пробудилась в нем воля; и это было первое появление духа; мудрецы, вопросившие о нем свои сердца, проницательно нашли родственное существующего в несуществующем. Кто знает наверное, кто может разъяснить, откуда произошло это творение? Через ее (Вселенной) эманацию произошли все божества, как ее следствие; кто же знает, откуда она сама проистекла?
=================================================
===============================================
Десять Заповедей : кому они даны?
———————————————-
Они даны евреям. Всего им даны 613 заповедей. Эти Десять- основные.
Неевреям Б-г дал т.н. ” Семь заповедей Ноя “.
Вот эти 10 заповедей:
1)”Я – БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЗ ДОМА РАБСТВА.
2)ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ИНЫХ БОГОВ, КРОМЕ МЕНЯ. /4/ НЕ ДЕЛАЙ СЕБЕ ИЗВАЯНИЯ И ВСЯКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ТОГО, ЧТО НА НЕБЕ НАВЕРХУ, И ТОГО, ЧТО НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ, И ТОГО, ЧТО В ВОДЕ НИЖЕ ЗЕМЛИ. НЕ ПОКЛОНЯЙСЯ ИМ И НЕ СЛУЖИ ИМ; ИБО Я – БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, БОГ-РЕВНИТЕЛЬ, КАРАЮЩИЙ ЗА ВИНУ ОТЦОВ ДЕТЕЙ ДО ТРЕТЬЕГО И ДО ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, ТЕХ, КТО НЕНАВИДИТ МЕНЯ И ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ НА ТЫСЯЧИ ПОКОЛЕНИЙ ЛЮБЯЩИМ МЕНЯ И СОБЛЮДАЮЩИМ ЗАПОВЕДИ МОИ.
3)НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ПОПУСТУ, ИБО НЕ ПРОСТИТ БОГ ТОГО, КТО ПРОИЗНОСИТ ИМЯ ЕГО ПОПУСТУ.
4)ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ ОСВЯТИТЬ ЕГО. ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ ВСЮ РАБОТУ СВОЮ, А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, СУББОТА, – БОГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ: НЕ СОВЕРШАЙ НИКАКОЙ РАБОТЫ НИ ТЫ, НИ СЫН ТВОЙ, НИ ДОЧЬ ТВОЯ, НИ РАБ ТВОЙ, НИ РАБЫНЯ ТВОЯ, НИ СКОТ ТВОЙ, НИ ПРИШЕЛЕЦ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВО ВРАТАХ ТВОИХ. ИБО ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ, МОРЕ И ВСЕ, ЧТО В НИХ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ; ПОЭТОМУ БЛАГОСЛОВИЛ БОГ ДЕНЬ СУББОТНИЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО.
5)ЧТИ ОТЦА СВОЕГО И МАТЬ СВОЮ, ДАБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ, КОТОРУЮ БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ.
6)НЕ УБИВАЙ;
7) НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ;
8) НЕ КРАДИ;
9) НЕ ОТЗЫВАЙСЯ О БЛИЖНЕМ СВОЕМ ЛОЖНЫМ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ.
10) НЕ ЖЕЛАЙ ДОМА БЛИЖНЕГО СВОЕГО; НЕ ЖЕЛАЙ ЖЕНЫ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, НИ РАБА ЕГО, НИ РАБЫНИ ЕГО, НИ БЫКА ЕГО, НИ ОСЛА ЕГО И НИЧЕГО, ЧТО У БЛИЖНЕГО ТВОЕГО”.
==========================================================
==============================================
::. Почему христианская традиция иногда называет Тору (Пятикнижие Моисея, Пророки, Писания) Ветхим заветом?
————————————————————————————-
Называя Тору Ветхим, Евангелие – Новым заветом, христианская традиция хочет подчеркнуть, что якобы Иисус Христос отменил Тору – еврейскую Библию и дал человечеству новый Закон – Евангелие. Но, во-первых, Б-г в Торе (Пятикнижии Моисея) сам, а в Пророках и Писаниях устами Пророков, многократно подчеркивает, что Тора дана на вечные времена. Во-вторых, сам Иисус в Евангелии утверждает: “Не нарушить Закон, Я пришел, но исполнить” (Евангелие от Матфея 5:17).
==============================
=================================
… Как понимать правильно Тору ?
———————————————–
Тору (или Библию) за последние 250 лет не критиковали только самые ленивые поборники прогресса. Но никто из критиков не приходил к евреям с вопросом: “Постойте, а откуда вы знаете, что Письменная Тора читается так, а не иначе?” Ведь что удивительно, все – огласовки, знаки препинания, перевод – берут у евреев, а затем, не обращая внимания на непонятность (неоднозначность) текста, говорят: “А дальше мы сами разберемся, без этих ваших фарисейских штучек”. В Торе вообще можно прочитать все что угодно.
Поэтому, как это ни печально, для нас (и всех остальных) существует только один способ ее познания – через устную традицию. Которая, хотите вы этого или нет, ортодоксальна.
======================================
=====================================
…. Некоторые считают, что научные факты и данные об окружающем мире более достоверны, чем то, что нам предлагает религия. Так ли это?
—————————————————————-
Теории, изучающие астрономические объекты(звезды и галактики) имеют большие проблемы. Информация, поступаемая к нам , двигалась миллиады лет, и что с ней происходило в пути, мы не знаем.Вторая проблема связана с правильной интерпретацией этой информации. Эти интерпретации, как правило неоднозначны, и толковать их можно по-разному, что разные ученые и делают.
Аналогичная ситуация возникает и при изучении элементарных частиц. Поэтому достоверность подобных теорий крайне сомнительна.
Еще более сомнительны теории, претендующие на научность., так как по сути своей являются только предположениями.К ним относятся теории, пытающиеся реконструировать процессы, происходившие во Вселенной в далеком прошлом.: всевозможные космогонические, геологические, а также теории эволюции жизни на земле. Метод, который используют авторы этих теорий-метод экстраполяций, уходящий далеко в прошлое на расстояние, исключающее возможность экспериментальной проверки., а также ни на чем не основанное допущение, что в прошлом все процессы протекали так -же, как сейчас. Самое интересное, что авторы подобных”теорий”и их распространители , адресуясь к тем, кто нуждается в научной базе для своих атеистических воззрений, никогда не говорят, что речь идет лишь о предположениях, не поддающихся экспериментальной проверке, а продают свои изыскания
в качестве полной и абсолютной истины.
===============================
====================================
Устная тора
Раввинистическая традиция утверждает, что Моисей выучил всю Тору, пока он жил на горе Синай в течение 40 дней и ночей, и устная и письменная Тора передавались параллельно друг другу. Если Тора оставляет слова и понятия неопределенными и упоминает процедуры без объяснения или инструкций, читатель должен искать недостающие детали в дополнительных источниках, известных как Устный Закон или Устная Тора.[67] Некоторые из наиболее известных заповедей Торы, требующие дальнейшего объяснения:
- Тфилин: Как указано во Второзаконии 6: 8 среди прочего, тфилин следует класть на руку и на голову между глазами. Однако подробностей о том, что такое тфилин и как их строить, не приводится.
- Кашрут: Как указано в Исходе 23:19, среди прочего, козленка нельзя варить в молоке его матери. Помимо множества других проблем с пониманием двусмысленной природы этого закона, в Торе нет гласных символов; они предоставлены устной традицией. Это особенно актуально для этого закона, поскольку на иврите слово молоко (חלב) идентично слову для животный жир когда гласные отсутствуют. Без устной традиции неизвестно, происходит ли нарушение в смешивании мяса с молоком или с жиром.
- Шаббат законы: Учитывая серьезность нарушения субботы, а именно смертную казнь, можно было бы предположить, что будет дано указание относительно того, как именно следует соблюдать такую серьезную и основную заповедь. Однако большая часть информации о правилах и традициях Шаббата продиктована Талмудом и другими книгами, основанными на устном еврейском законе.
Согласно классическим раввинским текстам, этот параллельный набор материалов первоначально был передан Моисею на Синае, а затем от Моисея в Израиль. В то время было запрещено писать и публиковать устный закон, так как любое письмо будет неполным и может быть неправильно истолковано и злоупотреблено.[68]
Однако после изгнания, рассредоточения и преследований эта традиция была отменена, когда стало очевидно, что письменная форма является единственным способом гарантировать сохранение Устного Закона. После многих лет усилий огромного количества таннаим, устная традиция была записана около 200 г. н.э. раввином Иуда ханаси, который занялся составлением номинально написанной версии Устного закона, Мишна (иврит: משנה).
После непрекращающихся преследований большая часть Устного Закона была записана. Гораздо больше уроков, лекций и традиций, упомянутых только на нескольких сотнях страниц Мишны, превратились в тысячи страниц, которые теперь называются Гемара.
Гемара написана на арамейском языке и была составлена в Вавилоне. Мишна и Гемара вместе называются Талмудом. Раввины в Земля Израиля также собрали свои традиции и собрали их в Иерусалимский Талмуд. Поскольку большее количество раввинов проживало в Вавилоне, Вавилонский Талмуд имеет приоритет на случай конфликта между ними.
Ортодоксальные и консервативные ветви иудаизма принимают эти тексты за основу всех последующих Галаха и кодексы еврейских законов, которые считаются нормативными. Реформистский и реконструкционистский иудаизм отрицают, что эти тексты или сама Тора в этом отношении могут использоваться для определения нормативного права (законы, принятые как обязательные), но принимают их как подлинную и единственную еврейскую версию для понимания Торы и ее развития на протяжении всей истории.[нужна цитата] Гуманистический иудаизм считает, что Тора является историческим, политическим и социологическим текстом, но не верит, что каждое слово Торы истинно или даже морально правильно. Гуманистический иудаизм готов подвергать сомнению Тору и не соглашаться с ней, полагая, что весь еврейский опыт, а не только Тора, должен быть источником еврейского поведения и этики.[69]
Чтение торы
Основная статья: Чтение Торы
Впервые публичное чтение священного текста упоминается в книге Исход: «…и взял (Моисей) книгу завета и прочитал вслух народу и сказали они: Всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.» (Исх. 24:7). Следующее упоминание о публичном чтении священного текста появляется в связи с реформой царя Иосии (Иошияху)
в 622 году до н. э. (4 Цар. 22:8 — 23:3; 2Пар. 34:14—33). Здесь употребляется название «Книга Торы», и контекст упоминания позволяет предположить, что речь идёт не о Пятикнижии в целом, а лишь об одной из его книг — о Второзаконии.
Точно так же, когда в литературе периода Вавилонского пленения говорится о «Книге Торы» или о «Книге Моисея», контекст может свидетельствовать о том, что подразумевается книга Второзаконие[19]. В самом Пятикнижии название «Книга Торы» встречается только во Второзаконии и всегда подразумевает само Второзаконие.