Еврейские праздники в 2020 году

3 траурные недели 9 – 30 июля

Более восьмисот лет в Иерусалиме стоял Храм, который служил точкой соприкосновения Земли и Неба. Его разрушение стало одной и самых крупных трагедий еврейского народа.

Целых 3 недели посвящены трауру по разрушению Храма, и событиям изгнания, которые продолжаются и до сих пор. Они приходится между постами на Тамуза (17) и на Ава (9). Недели траура идут друг за другом. Первая начинается 9 июля, а окончание последней приходится на вечер 30 июля. Пост, который соблюдают в этот период посвящён несчастьям, которые постигли еврейский народ во время его изгнания.

Високосные годы в 19-летнем цикле [↑]

Если разделить 235 месяцев на 19 лет, мы получим 12 месяцев в году и остаток в 7 месяцев.

Значит, чтобы закрепить месяцы по временам года (как это получается в солнечном календаре), надо установить 12 обычных лет по 12 месяцев и 7 високосных — по 13 месяцев. 144 (12 X 12) и 91 (7 X 13) в сумме — 235. На 19 солнечных лет будут приходиться 12 обычных и 7 високосных лунных лет.

Как распределить 7 високосных лет в девятнадцатилетнем периоде с минимальной погрешностью?

Разница между продолжительностью обычного солнечного года (примерно 365 дней и 6 часов) и обычного лунного года (примерно 354 дня) — около 11 дней. За 3 года она составит 33 дня, то есть около месяца. В течение 6 лет разница составит 11 X 6=66 дней (точнее, 65 с небольшим).

Так евреи и поступили — третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы они сделали високосными. И праздник Песах всегда остается весенним месяцем.

В високосном году добавляется тринадцатый месяц — «Адар бет» — дополнительный месяц Адар. В этом случае первый Адар («Адар Алеф») содержит 30 дней, а второй («Адар бет») — 29.

Но если мы можем пользоваться такими расчетами, зачем нам свидетели?

Это сложный вопрос, на который мы сейчас отвечать не будем. Отметим только, что эти два процесса: наблюдения и расчеты — всегда велись параллельно, а результат утверждался Большим Санhедрином.

Согласно Рамбану, тот, основанный на расчетах календарь, которым мы пользуемся сегодня, был утвержден последним действовавшим судом.

Кстати, цифра, которой рабан Гамлиэль определяет продолжительность лунного месяца, — обобщенная, поскольку промежуток между двумя новолуниями не всегда одинаков. По ряду причин он колеблется между 29,25 и 29,83 дня. Как ни ничтожна эта разница, за тысячелетия, однако, набежит немало!

День иерусалима – 22 мая

Йом-Йерушалаим, или день Иерусалима – это праздник, который отмечается в честь объединения Иерусалима. В этот день проходит Марш Иерусалима, который можно наблюдать на улицах города. Процессия направляется к Стене Плача.

В стенах храмов произносят праздничные молитвы. Часто можно услышать поздравления от друзей, коллег. Молодёжь также может поучаствовать в митинге, или в других мероприятиях, посвящённых данному дню. Разделение государства Палестины на арабскую и еврейскую землю также послужили началом перестройки существующих государственных решений. В каком-то смысле, день Иерусалима – это ещё молодой, но очень значимый праздник.

Но у этого дня есть и множество трагичных нот. Например, множество людей были задеты событиями Шестидневной войны, были погибшие, которым посвящён также отдельный день памяти павших воинов. Это историчный праздник для Израиля.

Традиционно отмечается на 28-день ияра согласно еврейскому календарю. Само историческое событие, к которому и приурочен праздник, произошло 7 июня 1967 года.

День независимости израиля — 29 апреля 2020 года.

День независимости Израиля не имеет фиксированной даты, а высчитывается каждый год в зависимости от дат. Начальной точкой отсчёта установлен 5-й день месяца ияр (еврейский календарь). Ближайший вторник, среда или четверг назначаются датой Дня независимости.

5 ияра была подписана декларация о провозглашении независимости государства Израиль. Главным государственным символом страны является флаг, поэтому его можно увидеть повсюду уже за несколько дней до начала праздника. По религиозным обычаям, в это время в синагоге читают «Галель», а также проводятся службы в честь защиты и процветания государства.

День независимости – государственный праздник, сопровождается официальной символикой.Пикник, который проводят с семьёй в этот день стал неформальной традицией для многих жителей Израиля.

В разгар Дня независимости люди собираются на улицах. Последнее время самая заметная традиция ударять друг друга надувными молотками и распылять пену – аэрозоль (или «снег»). А ещё, события, составляющие историческую, а также идеологическую суть праздника, отражаются не только в культуре Израиля. В Нью-Йорке ежегодно проходит парад «Салют, Израиль!», который связан с этой датой.

День памяти йом а-шоа — 21 апреля

Этот день ещё называют Днём Катастрофы. Это трагичный период в истории иудейского народа, и связан он с событиями Холокоста. Йом а-Шоа, таким образом, можно причислить к дням памяти. В это время проходит национальный траур. День памяти жертв Холокоста был закреплён на государственном уровне и приобрёл национальное значение в 1951 году.

Дата — 27 нисана по еврейскому календарю. Если Йом а-Шоа приходится на пятницу, то её переносят на 26-е число месяца нисан. Если 27-е число – это суббота, то день памяти переносят на 28-е число соответственно.

Еврейские месяцы [↑]

Ниже приводим список еврейских месяцев с обозначением их «созвездий» (места на небосводе, где находится солнце в данном месяце) и примерным (очень примерным) соответствием грегорианскому календарю:

Месяц НИСАН — Овен (ТАЛЕ) — апрель

Месяц ИЯР — Бык (ШОР) — май

Месяц СИВАН — Близнецы (ТЕОМИМ) — июнь

Месяц ТАМУЗ — Рак (САРТАН) — июль

Месяц АВ — Лев (АРЬЕ) — август

Месяц ЭЛУЛЬ — Дева (БЕТУЛА) — сентябрь

Месяц ТИШРЕЙ — Весы (МОЗНАИМ) — октябрь

Месяц ХЕШВАН — Скорпион (АКРАВ) — ноябрь

Месяц КИСЛЕВ — Стрелец (КЕШЕТ) — декабрь

Месяц ТЕВЕТ — Козерог (ГДИ) — январь

Месяц ШВАТ — Водолей (ДЛИ) — февраль

Месяц АДАР — Рыбы (ДАГИМ) — март

Еврейский календарь — солнечно-лунный [↑]

В основу еврейского года положены два принципа — цикл луны и цикл солнца.

Уже несколько тысяч лет назад еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).

По солнцу отсчитывают дни, при этом день — это промежуток времени между заходами солнца. В каждых сутках — по определению — двадцать четыре часа.

По солнцу отсчитываются и годы. Помимо суточного цикла, у него есть годичный цикл.

Оно представляется нам удаляющимся от точки зенита в течение полугода — с середины лета до середины зимы, когда дни сокращаются, а ночи удлиняются, — и поднимающимся к зениту, начиная с середины зимы и до середины лета, когда удлиняются дни, а сокращаются ночи.

Понятие месяца связано исключительно с понятием «фаз луны». С момента, когда на небе появляется новый месяц, и до того момента, когда, став полной и вновь ущербной, луна «рождается» вновь, проходит ровно месяц.

Понятие «солнечный месяц» не имеет смысла — солнечные «месяцы» ничем не отделены один от другого. Аналогично, для луны не существует «года».

Еврейский год состоит из 12-ти месяцев, начало которых устанавливается по новолунию («молад»). Продолжительность месяца определяется средним промежутком времени между новолуниями и составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа (29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3 и 2/3 секунды).

Первый день каждого месяца — новомесячье — называется «Рош Ходеш».

В эти дни в молитвы добавляют просьбу, чтобы месяц принес добро и счастье. Стараются провести эти дни радостно; принято устраивать семейные трапезы.

Итак, в еврейском календаре за основу приняты лунные месяцы, но приведены они к солнечному году, чтобы сезоны (зима, весна и т.д.) не смещались по месяцам, как это происходит в чисто лунных календарях (например, у мусульман).

Когда Тора заповедала Израилю освящать начала месяцев и первым месяцем сделать Нисан («Этот месяц для вас — глава месяцев», см. книгу Шмот, 12:2), она указала также: «Оберегай этот весенний месяц и совершай Песах Г-споду Б-гу твоему» (Дварим, 16).

Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны также следить за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.

Однако, как уже говорилось, солнечный год равен приблизительно 365 дням и 6 часам. Лунный месяц равен 29 дням 12 часам 44 минутам и 3 и 2/3 секунды. Если умножить это число на двенадцать, получится 354 дня, 8 часов, 48 минут и 40 секунд. До полного солнечного года не хватает 10 дней 21 часа 11 минут и 20 секунд.

Чтобы компенсировать накопившийся сдвиг, в еврейском календаре предусмотрены «високосные» года: после нескольких обычных лет к году прибавляют тринадцатый месяц.

Еврейский новый год или рош-а-шана – 19 – 20 сентября

Время «еврейского Нового года» приходится на 19 число (вечер) – и заканчивается в 20 (ночь) сентября. В это время можно услышать, как трубят в шофар – духовой инструмент, сделанный из бараньего рога. По легенде также известно, что образ овна связан с тем самым овном, который был принесён в жертву от Авраама Богу, хотя должен был быть отправлен его сын (Исаак).

Праздник длится 2 дня, и приходится на новолуние месяца тишрей. В это время совершается праздничное богослужение, проводятся и другие обряды и традиции – культурные, семейные, общественные и т. д. Освящение, которое делают над бокалом вина – тоже одна из узнаваемых черт праздника.

Все люди в этот день желают друг другу быть вписанными в «Книгу Жизни». Продукты для праздничного стола также подбираются особенные – например, симаним (знаки) выбираются особого качества. К концу праздника завершается как само торжество, так и духовные практики, которые с ним связаны. Читают благословение.

Йом кипур – 28 сентября

Этот день называют Судным днём, иногда – днём Искупления грехов. Согласно традиции, считается, что Бог выносит человеку определённый вердикт, который наиболее объективно оценивает его деяния. В это же время назначается пост, и можно попросить отпустить свои грехи.

Сам праздник приходится на 28-е число (вечер) и проходит по 29-е число (ночь) сентября. По еврейскому календарю, отсчитывается как 10-й день нового года.

  • Ранее был распространен капарот – иначе, обряд искупления.
  • В это время также отпускают грехи, желают для себя лучшей записи в «Книге Жизни», а также просят прощения у других людей.
  • Синагоги посещают гораздо больше прихожан, чем во время других праздников – за счет того, что даже светские евреи предпочитают приходить в храм в этот день.

Как возникло деление торы на недельные главы? [↑]

Заповедь публично читать Тору изначально связана с заповедью «Акель» («собрание»): согласно Торе (Дварим 31:10-13), раз в семь лет в праздник Суккот весь народ Израиля — мужчины, женщины и дети,— должны собираться в Иерусалиме и слушать чтение Дварим — пятой книги Хумаша. Читать ее должен был царь, стоя на специальном деревянном возвышении («Сота» 41а).

Недельная глава — принятое разделение Торы
цикл прочтения Торы составлял три года

Обычай публично читать все Пятикнижие восходит к пророку Эзре, возглавившему еврейский народ после возвращения из Вавилонского изгнания: роль царя как-бы приняла на себя община, а чтение начало носить регулярный характер. Чтение недельной главы никак не отменяло и не заменяло собой заповедь «Акель», но способствовало усилению связи народа с Торой.

Широкое распространение получил трехлетний цикл публичного чтения Торы, предполагавший разделение Хумаша на 141, 154 или 167 глав. Вавилонский Талмуд («Мегила» 29б) упоминает об этом обычае как о принятом в Земле Израиля, пишет о нем и Рамбам. Из заметок, которые оставили «баалей а-масора», следует, что до прибытия на Ближний Восток изгнанников из Испании и возникновения там сефардских общин, у еврейского населения Земли Израиля господствовал обычай прочитывать Тору за 3 года, каждый из отрывков носил название «седер» («порядок»).

Еще про Тора:  КАССИЯ ТОРА - свойства, лечебные свойства и применение

Тем не менее, в эпоху Вавилонских гаонов трехлетний цикл чтения начал повсеместно вытесняться однолетним, и с тех пор большинство евреев придерживалось обычая завершать полный круг чтения Торы ежегодно, в праздник Симхат Тора, и тогда же начинать следующий цикл.

Каждая недельная глава получила название по первому самому значимому слову, входящему в нее. Согласно Рамбаму («Законы тфилин, мезузы и Свитков Торы», гл.8), весь Хумаш разделен на 54 недельные главы.

Как читают недельную главу? [↑]

Полностью недельная глава прочитывается в синагоге по Свитку Торы раз в неделю — во время утренней службы («Шахарит») в Шабат, в присутствии миньяна — минимум 10 совершеннолетних еврейских мужчин. Если на Шабат выпадает праздник, то вместо недельной главы читается специальный праздничный отрывок.

Глава разделяется на семь частей, и к их чтению габай синагоги поочередно вызывает семь человек. Также допускается дальнейшее разделение этих частей, с целью вызова к Торе большего числа людей. Вызов к Торе и отрывок, который читает сам вызванный или чтец («бааль корэ»), называются словом «алия» (дословно «подъем»).

Согласно законам скромности («цниют») женщины не должны выполнять публичных функций в синагоге, связанных с привлечением мужского внимания. Поэтому они не вызываются к Торе, не выступают в роли габаев и чтецов, но могут слушать чтение из «эзрат нашим» — отгороженного помещения, предназначенного специально для женщин.

Восьмая «алия» носит название «мафтир» (от слова «афтара»): повторяются несколько последних стихов недельной главы, а после этого читают «афтару» (дословно «завершение») — особый отрывок, взятый из книги одного из еврейских пророков, установленный в качестве особого дополнения для текущей недельной главы.

Чтение недельной главы со свитка Торы
недельную главу Торы со свитка

Недельная глава — читать онлайн | иудаизм и евреи на толдот.ру

15 июня 2020 года, Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о мятеже против Моше и Аарона, поднятом Корахом. Корах — один из самых богатых людей в истории, еврей знатного происхождения, двоюродный брат Моше, знаток Торы — недовольный скромным положением, которое он занял в общине, обвинил Моше в узурпации власти и заявил, что все евреи равно святы и потому не только коэны, но все сыны Израиля имеют право на служение в Храме. К «борцу за справедливость» присоединились двести пятьдесят человек, «начальники общины… люди именитые» (Бемидбар, 16:2). Моше предложил, чтобы Корах и его сторонники вознесли перед Всевышним курения, каждый — на своем совке, и чтобы то же сделал Аарон, а Б-г укажет, кто из них делает это по праву. Всевышний разгневался и хотел уничтожить всю общину, но благодаря мольбам Моше и Аарона наказание пало только на мятежников и их семьи: «раскрыла земля уста свои, и поглотила их и домочадцев их, и всех людей Кораха, и все имущество» (там же, 16:32). Евреи обвинили в гибели Кораха и его единомышленников Моше и Аарона и за это были наказаны мором. «И было умерших от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших из-за Кораха» (там же, 17:14). Всевышний приказывает Моше взять по посоху от каждого колена, написать на посохах имена глав колен и положить в Мишкане у ковчега со скрижалями. На следующий день посох Аарона «расцвел цветами, пустил почки, и созрел на нем миндаль» (там же, 17:23). Так Всевышний показал евреям, что для службы в Храме им выбраны Аарон и его потомки и что недовольство евреев Моше и Аароном необоснованно. Всевышний возлагает ответственность за соблюдение святости Мишкана на коэнов и левитов. В заключение глава излагает законы даров от сынов Израиля для коэнов и левитов.
Далее

§

11 марта 2021 года, Рав Бенцион Зильбер

«И призвал Моше Г-сподь» и повелел ему передать народу законы жертвоприношений, которые являются частью служения Всевышнему в Храме, который евреи уже построили. Глава называет пять видов «частных» жертв, от отдельного человека: ола, минха, шламим, хатат, ашам — и один вид «общественной» жертвы (хатат), приносимой от имени всей общины. Нынешняя суббота предшествует празднику Пурим, поэтому после чтения недельной главы Торы в бейт-кнессете читают отрывок «Захор» из «Дварим», пятой книги Пятикнижия: «Помни (захор), что сделал тебе Амалек…» Слушание отрывка заповедано Торой. На этой неделе в качестве афтары — отрывка из книг пророков, следующего за чтением недельной главы Торы , — читают эпизод из книги пророка Шмуэля. Пророк передает царю Шаулю приказ Всевышнего выйти на войну с Амалеком, потому что, говорит Всевышний, «Помню Я, что сделал Амалек Израилю, как он противостоял ему на пути при его выходе из Египта» (I Шмуэль, 15:2). Шаулю приказано полностью истребить амалекитян и их скот, не оставив от них ничего живого.
Далее

§

12 января 2021 года, Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.
Далее

Недельные главы торы

  • 18.11.2021

  • 12.11.2021

  • 12.11.2021

  • 05.11.2021

  • 05.11.2021

  • 01.11.2021

  • 31.10.2021

  • 25.10.2021

  • 20.10.2021

  • 15.10.2021

  • 11.10.2021

  • 10.10.2021

  • 24.10.2021

  • 07.10.2021

  • 03.10.2021

  • 05.09.2021

  • 29.08.2021

  • 24.08.2021

  • 23.08.2021

  • 16.08.2021

  • 15.08.2021

  • 09.08.2021

  • 01.08.2021

  • 26.07.2021

  • 19.07.2021

  • 11.07.2021

  • 04.07.2021

  • 27.06.2021

  • 20.06.2021

  • 13.06.2021

  • 07.06.2021

  • 30.05.2021

  • 23.05.2021

  • 16.05.2021

  • 10.05.2021

  • 02.05.2021

  • 25.04.2021

  • 19.04.2021

  • 12.04.2021

  • 08.03.2021

  • 15.02.2021

  • 08.02.2021

  • 31.01.2021

  • 25.01.2021

  • 18.01.2021

  • 13.01.2021

  • 05.01.2021

  • 28.12.2020

  • 21.12.2020

  • 13.12.2020

  • 06.12.2020

  • 30.11.2020

  • 23.11.2020

  • 17.11.2020

  • 10.11.2020

  • 01.11.2020

  • 25.10.2020

  • 19.10.2020

  • 11.09.2020

  • 09.09.2020

  • 08.09.2020

  • 31.08.2020

  • 31.08.2020

  • 26.08.2020

  • 16.08.2020

  • 11.08.2020

  • 26.07.2020

  • 20.07.2020

  • 14.07.2020

  • 06.07.2020

  • 29.06.2020

  • 22.06.2020

  • 12.06.2020

  • 06.06.2020

  • 26.05.2020

  • 18.05.2020

  • 11.05.2020

  • 01.05.2020

    Еще про Тора:  Когда у евреев появился праздник Симхат Тора?
  • 23.04.2020

  • 23.03.2020

  • 17.03.2020

  • 09.03.2020

  • 02.03.2020

  • 24.02.2020

  • 18.02.2020

  • 11.02.2020

  • 03.02.2020

  • 29.01.2020

  • 21.01.2020

  • 02.01.2020

  • 23.12.2021

  • 16.12.2021

  • 09.12.2021

  • 02.12.2021

  • 25.11.2021

  • 19.11.2021

  • 11.11.2021

  • 04.11.2021

  • 28.10.2021

  • 13.10.2021

  • 07.10.2021

  • 27.09.2021

  • 24.09.2021

  • 17.09.2021

  • 10.09.2021

  • 03.09.2021

  • 26.08.2021

  • 09.08.2021

  • 06.08.2021

  • 31.07.2021

  • 17.07.2021

  • 10.07.2021

  • 03.07.2021

  • 25.06.2021

  • 17.06.2021

  • 12.06.2021

  • 05.06.2021

  • 28.05.2021

  • 22.05.2021

  • 15.05.2021

  • 08.05.2021

  • 15.04.2021

  • 08.04.2021

  • 02.04.2021

  • 12.03.2021

  • 04.03.2021

  • 26.02.2021

  • 20.02.2021

  • 12.02.2021

  • 07.02.2021

  • 04.02.2021

  • 20.01.2021

  • 13.01.2021

  • 08.01.2021

  • 27.12.2021

  • 14.12.2021

  • 11.12.2021

  • 07.12.2021

  • 02.12.2021

  • 26.11.2021

  • 19.11.2021

  • 12.11.2021

  • 05.11.2021

  • 30.10.2021

  • 23.10.2021

  • 14.10.2021

  • Песах – 9–15 апреля

    Песах, или как его ещё называют, Еврейская Пасха — один из древнейших, центральных праздников иудейского народа. Песах уделяют очень большое внимание, так как исторически он связан с Исходом (выходом из Египта) угнетённого еврейского народа, предводителем которого стал Моисей.

    По еврейскому календарю отмечается в месяц Нисана, 14 числа, то есть считается согласно лунному календарю.

    На Песах разрешён только один вид хлеба, который называется маца. Перед праздником обязательно проводят уборку, хозяйки особенное внимание уделяют кухне.

    Первый и последний день праздничной недели – это официальные выходные, в то время как дни между ними считаются «праздничными буднями». За пределами Израиля время праздника несколько сместилось и в некоторых областях первые и последние 2 дня остаются праздничными, остальные – праздничными буднями.

    • Начинается праздник с торжественного ужина, которая называется седера.
    • Приступают к еде только после захода солнца.
    • Тогда, когда последние лучи солнца скрылись за горизонтом, в кругу семьи начинают читать молитву на Песах.
    • В это время также принято благословлять друг друга.
    • Ранее, в больших домах приглашали всех нуждающихся, и тех, кто не мог встретить праздник Песах в кругу семьи.

    Незадолго до этого совершается пост мужчин-первенцев, в память о предшествующих событиях Песах;Седер – центральная часть праздника, которая заключается в большом застолье.

    Считается обязательным читать Пасхальную Агаду, которая рассказывает об Исходе из египетских земель.

    Есть несколько продуктов, которые разрешено принимать в пищу, и тем более ставить на стол нельзя. Среди них любые квасные продукты, например, квас и хлеб, пиво, сорта макарон и т. д. Перед праздником подобная пища должна быть полностью съедена или выброшена.

    Считается, что этот день не должен быть частью рутины, ведь у него особенное значение. В Песах нужно входить обновлёнными – нередко перед торжеством семьи проводят генеральную уборку, избавляются от всего лишнего. И только после того, как основные традиции праздника соблюдены, начинается праздничная неделя, посвящённая Песах.

    Полные и неполные месяцы [↑]

    Полные и неполные месяцы обычно следуют друг за другом, чередуясь.

    Если месяц — неполный, он продолжается 29 дней, а следующий за ним день — новомесячье, Рош Ходеш. В таком случае Рош Ходеш празднуется один день.

    Если месяц «полный» (т.е. в нем 30 дней), то последний его день (30-й) тоже объявляется «Рош Ходеш» следующего месяца, у которого, таким образом, будет два дня «Рош Ходеш».

    Обычно Тишрей — полный месяц, а Хешван — неполный, Кислев — полный, Тевет — неполный, Шват — полный, Адар — неполный, Нисан полный, Ияр — неполный, Сиван полный, Тамуз — неполный, Ав — полный, Элул — неполный.

    Почти всегда за полным месяцем следует неполный. Все праздники, кроме одного, приходятся на полные месяцы. Осенние праздники — на Тишрей, праздник Ханука — на Кислев, Новый год деревьев (Ту би Шват) — на Шват, Песах — на Нисан, праздник Шавуот — на Сиван. На полный месяц приходится и Девятое Ава — день, который в будущем превратится в праздник.

    Только Пурим празднуют в неполном месяце Адаре, но он установлен в память о событиях, происшедших за пределами Эрец Исраэль.

    Почему полные и неполные месяцы чередуются? Вспомним, что продолжительность лунного месяца — 29 дней 12 часов 44 минуты и три с лишним секунды. А поскольку месяц, как требует того Тора, состоит из целого числа дней (она называет его «месяцем дней»), то, чередуя полные и неполные месяцы, мы восполняем двенадцать часов до суток, отнимая эти часы у неполного месяца и присоединяя их к полному.

    Поскольку и в этом случае все же остается избыток — лишние сорок четыре минуты с лишком — с течением времени он накапливается и становится сравнимым с сутками. Чтобы уравновесить этот накопившийся избыток, два месяца подряд — Хешван и Кислев — дважды на протяжении девятнадцатилетнего цикла объявляются полными.

    Что же касается високосных лет, то первый месяц Адар всегда бывает полным, а второй — Адар шени — всегда неполный. Новомесячье первого Адара, соответственно, продолжается один день, а второго — два дня. Рош Ходеш месяца Нисан всегда празднуется один день.

    Поразительная точность еврейской традиции [↑]

    Надо сказать, что эту величину можно установить эмпирически. Разумеется, простое зрительное наблюдение за временем появления новой луны здесь не годится, потому что при этом нельзя ручаться за точность.

    Ученые воспользовались двумя полными солнечными затмениями, совпавшими с новолунием и выбранными так, чтобы их разделял большой временной интервал (статистически значимое число месяцев).

    Время появления новой луны в момент полного солнечного затмения можно указать точно. Такое случалось в истории пятнадцать раз. Тринадцать раз никто не уделил этому событию внимания. Но четырнадцатое затмение было предсказано Фалесом. Оно произошло в точно известное время:

    Разделив первую цифру на вторую, мы получим среднюю продолжительность лунного месяца. Она равняется 29,53059 дня, или 29 дням 12 часам 44 минутам 3 секундам.

    Переведя часы, названные рабаном Гамлиэлем, в доли суток, мы получим цифру 29,5305941 — в точности равную цифре, названной в «Истории календаря и хронологии», из которой исходили ученые, рассчитывая полет на Луну!

    Листая эту книгу, можно поразиться: всем народам без исключения время от времени приходится календарь «поправлять». И только у евреев ничто в календаре не меняется уже свыше 3300 лет. Это единственный такой календарь в мире!

    У римлян каждые три-четыре года добавляли месяц мерцедоний, состоявший из 23 или из 24 дней. Это делалось произвольно и зависело от решения жрецов-понтификов, исходивших при этом из каких-то своих интересов.

    Из современных календарей более или менее точен григорианский.

    Пост 10 тевета в 2020 году – 25 декабря

    В хронологии особо печальных событий еврейской истории 10-е Тевета является первым, а затем следуют 17-е Тамуза, 9-е Ава и Пост Гедалии. В 3336 году по еврейскому летоисчислению (в 424 году до н.э.) 10-го Тевета началась осада Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором.

    Пророки того времени постановили, что этот день будет днем молитвы и поста для будущих поколений. В еврейской традиции события исторического плана практически всегда трактуются, как имеющие духовную, мистическую или религиозную предпосылку.

    В недавнее время Десятое Тевета было выбрано в качестве “Дня общего Каддиша” в память о погибших в Холокосте, чья дата гибели зачастую неизвестна.

    Пост 10 тевета в 2020 году – 7 января

    В хронологии особо печальных событий еврейской истории 10-е Тевета является первым, а затем следуют 17-е Тамуза, 9-е Ава и Пост Гедалии. В 3336 году по еврейскому летоисчислению (в 424 году до н.э.) 10-го Тевета началась осада Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором.

    Пророки того времени постановили, что этот день будет днем молитвы и поста для будущих поколений. В еврейской традиции события исторического плана практически всегда трактуются, как имеющие духовную, мистическую или религиозную предпосылку.

    Еще про Тора:  Молот Тора: символика, использование, изготовление своими руками

    Пост гедалии в 2020 году – 21 сентября

    На следующий день после Рош а-Шана — праздника нового года — иудеи отмечают пост Гедалии. Этот пост был установлен в память об убийстве Гедалии бен Ахикама, который был последним наместником Иудеи после разрушения Первого Храма.

    В память об убийстве Гедалии был установлен день траура и поста, но поскольку в праздник нельзя поститься, его перенесли на 3 число месяца тишрей, следующий день после Рош а-Шана. Пост начинается на восходе солнца и заканчивается с появлением первых звезд.

    Если пост Гедалии приходится на субботу (Шабат), его переносят на воскресенье, потому что поститься в субботу можно только на Йом-Кипур. В Израиле этот пост не является нерабочим днем.

    Пурим

    В 2020 году отмечается в ночь с 9 марта

    Это праздник в честь освобождения иудеев от гнета персидского царства. По легенде, приближенным к царю Аманом по жребию (в Израиле его называют Пурим) было решено истребить всех евреев. Но, как оказалось, жена Артаксеркса (собственно самого царя) была израильтянкой, а потому вместе со своим дядей смогла спасти своих земляков, а Аман был наказан за свои интриги.

    Пурим – 10 марта

    14 числа, в месяц адар по иудейскому календарю, отмечают Пурим. Праздник связан с днём освобождения еврейского народа из-под гнёта персидского царя Амана. Этот день считается одним из знаковых в ветхозаветной истории. Теперь это праздник «веселья и пиршества». Торжественные традиции включают в себя чтение книги (Свитка) Эстер.

    Важны и другие традиции:

    • Приготовление праздничного стола – с гоменташ (треугольное печенье, «уши царя Амана»).
    • Подаяние, или угощение – сладкая выпечка для всех нуждающихся.
    • «Пуримские представления», или карнавалы – важная часть торжества, эпицентр веселья для всех празднующих.

    Симхат тора — праздник «недельной главы» [↑]

    Праздник недельной главы — Симхат Тора
    недельных глав Торы в праздник Симхат Тора

    Празднование Симхат Тора (дословно «Радость Торы») установлено Вавилонскими гаонами и наполнило новым смыслом праздник Шмини Ацерет особый праздничный день, следующий сразу же за праздником Суккот. В Земле Израиля все обычаи Симхат Тора исполняются прямо в Шмини Ацерет, а в диаспоре, где праздники удваиваются, «акафот» (обходы)

    Кульминацией праздника является новое возвращение к циклу недельных глав: когда читается «Везот абраха» — последняя недельная глава в Торе. К Свитку вызываются все присутствующие мужчины, и даже несовершеннолетние мальчики, и сразу после этого начинают читать главу «Берешит» — самую первую недельную главу Торы.

    Сфират а-омер – 9 апреля

    Вторая ночь Песах есть начало отсчёта между праздниками Песах и Шавуот. Имя этому отсчёту – Сфират а-омер, название восходит к древней мере ячменной муки. Эту муку приносили в качестве дара Всевышнему. Наконец, именно с начала Сфират а-омер, можно есть продукты зернового происхождения, нового урожая.

    Философский смысл праздника – отметить превосходство духовной свободы над физической. Фактически евреи уже были освобождены от египетского гнёта, но существенной части освобождения – а именно духовного – не хватало до того момента, получения Тора.

    Заповеди Торы были обретены сынами Израиля спустя 49 дней после того, как был совершён Исход. Поэтому основной традицией стал сам отсчёт – народ с нетерпением ждал, когда именно будет получена Тора. Обязательным элементом праздника сейчас является чтение молитвы, соответственно ведению отсчёта Сфират а-омер.

    Точность календаря: передача по традиции [↑]

    Как известно, пока существовал Санhедрин [Синедрион — Великий суд], начало нового месяца устанавливалось по свидетельству двух очевидцев, заметивших момент появления новой луны.

    Люди, которые видели новую луну, приходили в бейт-дин [еврейский суд] в Иерусалим и сообщали об этом. Требовалось не менее двух таких свидетелей. Их подробно расспрашивали, и, если ответы были убедительны, бейт-дин объявлял Рош Ходеш — начало нового месяца.

    С другой стороны, в Талмуде, в трактате «Рош hа-Шана» (25а) сказано:

    «Однажды двадцать девятого числа [одного] месяца небеса были закрыты облаками и показалось что-то вроде лунного серпа. Народ думал, что это начало месяца, и раввинский суд хотел объявить Рош Ходеш. Сказал рабан Гамлиэль: “Такое предание у меня от дома отца моего отца.

    Не может быть новой луны раньше, чем прошло двадцать девять с половиной дней и две трети часа и семьдесят три тысяча восьмидесятых части часа [половина дня — это полсуток, а в сутках — двадцать четыре часа, отсчитываемые по солнцу, ибо, как сказано, “солнце знает свой заход” — в отличие от луны]. Поэтому я не принимаю свидетелей — облачко им показалось луной”.

    В тот день умерла мать у Бен-Заза, и рабан Гамлиэль держал большую речь. Не потому, что она была великим человеком, а для того, чтобы народ знал, что новый месяц не объявлен, — в новомесячье не говорят траурных речей».

    Рабан Гамлиэль ясно сказал: «Такое предание… от дома отца моего отца». А откуда знали это отец его отца и их предки? От Моше. Моше же это знание получил прямо от Всевышнего.

    Итак, у нас есть предание, гласящее, что Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29 дней 12 целых и 793 / 1080 часа (2 / 3 73 / 1080 = 793 / 1080).

    Кроме того, у нас же есть предание, что за время, когда Земля совершит 19 оборотов вокруг Солнца (то есть за 19 солнечных лет) Луна сделает 235 оборотов (то есть пройдут 235 лунных месяцев). Сегодня эти 19 лет называют циклом Метона (по имени греческого ученого, впоследствии пришедшего к этой цифре в результате расчетов).

    На этих двух преданиях и строится еврейский календарь.

    Получается, что каждые 19 лет солнечное и лунное время как бы совпадают, то есть каждые 19 лет на ту же дату европейского календаря приходится определенная дата календаря еврейского.

    Так, каждые 19 лет первый день Тамуза приходится на 13 июня (скажем, 1972 года, 1991 года и т. п.).

    Иногда возникает смещение на день из-за того, что мы все время оперируем долями суток, а в действительности живем полными сутками.

    По этой же причине и лунные, и солнечные месяцы бывают разной длины — не 29 дней с дробью, а 29 ровно — в одном месяце и 30 — в другом [в еврейском календаре первые называются «неполными», вторые — «полными»].

    Традиции праздника

    В день Йом Кипур нельзя ни работать, ни готовить и заниматься домашними делами тоже. Это, по преданиям, Судный день, когда жизнь каждого человека анализируется, взвешиваются все его поступки и так далее. Человек в этот день должен также вспомнить весь прошлый год и переосмыслить весь год, вспомнить хорошие дела и плохие, сделать выводы и так далее.

    Конечно же, читают молитвы и вспоминают усопших, не забывают и за тех, кто погиб за независимость Израиля. В день Йом Кипур принято осуществлять “разделяющую трапезу”, после которой целый день ничего не употребляют пищу. Обязательно стараютя попасть в Синагогу, даже те, кто весь год не ходил туда.

    Оставшийся день принято молиться о прощении или багословении, последняя же завершающая осуществляется уже после захода солнца, после которой считается врата милосердия закрыты.

    Традиции праздника пост 10 тевета

    Десятое Тевета (Асара-Бэтевет) отмечается как день траура, поста и раскаяния. Еда и питье запрещены с рассвета до наступления ночи. Как и в другие дни постов, продолжающихся только в дневное время (Пост Гедалии, 17 Тамуза и Пост Эстер), разрешено умываться, умащаться и носить кожаную обувь – все это запрещено только 9 Ава и в Йом-Кипур.

    Больные (даже неопасно), беременные и кормящие женщины, которым трудно поститься, а также дети освобождены от обязанности поститься. Однако они не должны есть при всех и в этот день им следует ограничиться простой пищей.

    Ту-бишват (новый год деревьев)

    В 2020 году отмечается в ночь 10 февраля

    У евреев 4 праздника, посвященных Новому году и Ту-Бишват один из них. Каждый подобный праздник отмечается, как символ чего-либо. Этот посвящен деревьям, а именно по традиции именно на Ту-Бишват подсчитывали возраст деревьев. Также Тора предписывает иудеям отделять десятину, чтобы помочь священнослужителям.

    Поэтому это еще и день, когда подсчитывали эту самую десятую часть от всего урожая. Когда же все счета готовы, евреи исполняют так называемый седер – выпивают 4 бокала вина и съедают десять определенных фруктов. Все это делается в определенной последовательности. Вечером же все родные собирается для праздничного семейного ужина.

    Ханука

    В 2020 году отмечается с 22 по 30 декабря

    Как вы уже поняли по датам, праздник отмечают восемь дней. И, по традиции, все это время зажигают специальные свечи. В первый день одну, во второй две, в третий три и так далее. Добавлять свечи важно именно слева направо и никак иначе. Все эти дни иудеи гуляют с размахом, а поститься и вовсе запрещено.

    Хануку чаще всего называют именно детским праздником, так как многие традиции связаны именно с ними. Детям принято дарить подарки, деньги, при этом часть своего дохода ребята должны пожертвовать на благотворительность. Эта традиция была введена специально, чтобы научить их не только правильно распоряжаться деньгами, но также добру и состраданию. Часто семьи, где много детей, вечерами играют в детскую игру “Волчок”.

    Ханука – 11 – 18 декабря

    День, который традиционно связан с очищением Храма, и обновлением жертвенника. Хануке дают и другие названия, например, «праздник огней», или «праздник Маккавеев».

    • Проходит Ханука — с 11 декабря (вечер) по 18-е число (ночь) декабря.
    • Длится период празднования 8 дней.
    • Согласно еврейскому календарю, его начало приходится на 25 число месяца кислев.

    Почему праздник длится именно 8 дней? Во времена войны, Иехуда Маккавей и его люди вошли в Храм и очистили его, осмотрели, но так и не нашли масла, чтобы зажечь менору на несколько дней, до следующего ее приготовления. Было найдено только чуть-чуть масла, чтобы зажечь ее. И, случилось чуда – такого небольшого количества масла хватило, чтобы менора простояла 8 дней.

    Нет никаких предписаний к тому, чтобы не работать на Хануку. Иногда сокращенный день проводится в школах, так же, как и на Пурим, например.

    Шушан пурим в 2020 году – 11 марта

    В большинстве стран и городов мира евреи отмечают праздник Пурим 14 адара. Однако есть города, где этот праздник отмечается на день позже, 15 адара. В таком случае его называют Шушан Пурим. Шушан — это название столицы Персии во времена событий праздника, в русском языке этот город называется Сузы.

    Также есть несколько городов, где отмечают и сам Пурим, и Шушан Пурим, потому что древность этих городов дает основания для сомнения. Это древние израильские города Яффо, Цфат, Тверия и Хеврон, а также современное поселение Шило, которое построили на месте старого еврейского города.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector