Из бабушкиных сундуков. В Алтайском крае возрождают народные промыслы

: конспект музейного занятия «знакомство с культурой и бытом, обычаями алтайского народа»

Гайни Нугуманова
Конспект музейного занятия «Знакомство с культурой и бытом, обычаями алтайского народа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Акташская средняя общеобразовательная школа имени. Станислава Мохова филиал детский сад «Солнышко»

Конспект музейного занятия: «Знакомство с культурой и бытом, обычаями алтайского народа»

Старший воспитатель: Г. С. Нугуманова

с. Акташ, 2020г.

Цель: Познакомить детей с бытом, обрядами и обычаями алтайского народа.Задачи: – Вызвать интерес к предметам быта алтайского народа. – Прививать детям чувства уважения к быту, обрядам и обычаям народов проживающих в нашем селе. – Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой народ.

Материалы и оборудования: Все музейные предметы с экспозиции «Алтайский аил», аудиозапись.Словарная работа: Аил, чадыр – аил, от – эне (огонь – матерь, очок, казан.Предварительная работа: Рассматривание папки – передвижки «Приготовление талкана», иллюстрации с изображением занятий алтайцев.

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Наше очередное занятие началось с музыки – легкой, приятной мелодией топшура. Она поможет нам настроиться на приятное общение.

Чему же сегодня будет посвящено это занятие? Какую же историю мы услышим сегодня? Ребята, как называется наше село, в котором мы живем? (Акташ)В нашем Акташе проживают люди разных национальностей: русские, алтайцы, казахи, и другие национальности. – А как было бы здорово заглянуть в прошлое и посмотреть, как жили наши предки на нашей с вами земле много – много лет тому назад. А как можно узнать обо всем этом?Дети: Посмотреть и почитать книги, энциклопедии, можно посмотреть фильмы, спросить бабушек и дедушек об их жизни, посмотреть в интернете, сходить в музей. – А что такой музей?

Дети: Музей – это место, где собирают, изучают, хранят и демонстрируют разные старинные предметы. Предметный мир, представленный в нашем музее «Родничок», своеобразный, яркий и информативный. Экспонаты красноречиво рассказывают нам историю жизни наших далеких предков.Основная часть:

Сегодня я расскажу о быте, обрядах и обычаях алтайского народа. В старые времена алтайский народ вел кочевой образ жизни. Охота и скотоводство были древним и главным их занятием. Люди кочевали со скотом, перегоняя его на новые пастбища. Они давали им пищу, одежду и обувь. Суровая природа не баловала людей, в поисках подножного корма, приходилось вступать в единоборство с буранами и метелями. Преодолевали – бурные реки, непроходимую тайгу, переваливали через высокие горы. И, поэтому алтайский народ по своим убеждениям обожествлял землю, солнце, горы и реки, верил в добрых и злых духов. Для этого привязывались на деревья полоски ткани. А чтобы изгнать злых духов, жгли можжевельник (арчын). Произносили благопожелания хозяину горы. Жили они в разборных решетчатых юртах, в конусообразных аилах – чадырах, шестигранный агаш – аил, они часто встречаются и сейчас. В середине аила ставили очок на него казан. Самым популярным напитком у алтайцев был и остается чай. Пьют чай со свежим молоком или сливками, с талканом, чуть подсаливая. Алтайцы народ гостеприимный, приветливый. Физкультминутка:игра: «Солнце, воздух и вода»(Алтайская игра). У алтайцев особо соблюдался культ огня. Огонь считался хранителем рода. Огню поклонялись, люди чтили свой очаг. Огонь в юрте поддерживался с того момента, когда складывалась семья. Когда семья собиралась за трапезой, хозяйка или хозяин должны были прежде угостить огонь. Очаг охранялся женщиной и поэтому домашний очаг олицетворялся в женском образе. От -эне (Огонь-Матерь). И в наши дни с помощью огня окуриваются, очищаются предметы домашнего обихода, люлька новорожденного.Например: нельзя напрасно проливать воду на огонь, плевать, сыпать мусор и грязь.

Итог занятия: – Ребята, мы с вами сегодня познакомились с бытом, обрядами, обычаями какого народа?

– Что интересного вы узнали?

-Чем нравятся вам музейные занятия?

Ребята, спасибо за работу вашу, за старание.

Литература:

1. Г. Н. Огнева «Детям о культуре и искусстве алтайского народа».

2. Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с культурой алтайского народа и обучению алтайскому языку «Мой Алтай».

: конспект нод по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «алтайская юрта»

Айана Боронбоевна Акчинова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Алтайская юрта»

Тема: «Алтайская юрта».

Цель: Знакомство дошкольников с алтайской юртой.

Задачи: Дать представление об обычаях и традициях алтайского народа.

Обогатить знания детей об алтайском быте в прошлом.

Воспитывать интерес к алтайскому народному творчеству.

Материалы: макет юрты, посуда, краски, бумага, кисти,

непроливашки, салфетки.

Методы: наглядные, словесные, игровые.

Интеграция: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: чтение алтайских народных сказок, рассматривание иллюстраций, беседы.

1.Организационный момент:

В. Ребята, как называется наша республика?

Д. Республика Алтай.

В. А вы, знаете, почему она так называется?

В. В нашей республике живут представители разных народов, а коренные жители нашей республики – это алтайцы. Сегодня мы поговорим о жилище алтайцев.

2.Основная часть:

Издавна алтайцы занимались скотоводством (разведением скота) и часто перекочёвывали (переходили) с места на место искали пастбища для скота. В связи с этим им необходимо, жильё, которое легко разобрать и перевести на новое место. Таким жильём и была юрта.

1. Рассказ о юрте с презентацией.

Еще про Тора:  Капли для потенции Молот Тора в Мурманске в Аптеке №38. Цена на Капли Молота Тора в Мурманске 990 рублей

Юрта состояла из отдельных деревянных разборных частей решетчатых звеньев. Все детали юрты заготавливались заранее. Из жердей делали решётки для стен скрепляли их сухожильными нитками на верху устанавливали деревянный круг для опоры крыши, через него выходил дым из юрты. Юрта покрывалась войлочными пластинами, которые изготавливались из шерсти овец. Для изготовления одной юрты использовалась, шерсть более 50 овец. А это самая маленькая юрта.

В переднем углу юрты обычно ставились сундуки (кайырчак, в которых хранились продукты и дорогие вещи. Обязательным атрибутом юрты является очаг и таган, на котором готовят пищу. Очаг устанавливали в центре юрты.

Юртаделилась на две половины: женскую и мужскую.На мужской половине находились мужские предметы: снаряжения для верховой езды, оружие. Также стояли подставки сумы, сшитые из кожи и холста в них хранили одежду, ковры, покрывала, украшения.На женской половине находилась вся посуда: казаны, деревянные вёдра подвешанные на крюк, большой кожаный сосуд, чайные чашки (айак, деревянные блюда (тепши,ступа (сокы). Основным убранством алтайской юрты считалась кровать, красиво убранная восьмью слоями хорошо скатанного войлока и одеяла (дьюркана, сшитого из козьих шкур. Поверх одеяла клалась кожаная подушка, которую шили из выделанной кожи, набивали конским волосом, для вентиляции в левой стороне подушки оставляли отверстие. Лицевая сторона всегда украшалась вышитым орнаментом. Деревянная кровать стояла на женской половине. Под кроватью хранилось снаряжение для верховой езды женщины.

Юрты были верными помощниками в кочевой жизни алтайцев. Они согревали в морозные зимние ночи и укрывали от ливневых дождей, спасали от летнего зноя и пронзительных горных ветров.

Лазарь Кокышев с любовью вспоминает, как провёл детство вот в таком аиле.

2. Чтение стихотворения Л. Кокышева «Моему старому аилу».

В. Как автор называет аил?

Д. Старый друг.

В. Чем угощали друзей?

Д. Пили чай, чегень.

3. Подвижная алтайская игра «Подкидывание шапок».

Ведущий подкидывает шапку и называет имя ребёнка для кого шапка. Он ловит шапку, если ловит другой, названный ребёнок отдаёт свою вещь. В конце игры дети выкупают свои вещи (рассказывают сказку, поют, песню, танцуют).

4. Алтайские загадки.

Алтайская юрта и её предметы быта отражены в алтайских загадках. С некоторыми из них я вас хочу познакомить.

Сто сорок клюют землю. (Жерди аила).

У хорошего парня челюсти крепкие. (Сундук и его замок).

Конь мой железный, сам я железный, не сойду с коня без бича. (Сундук и замок к нему).

4. С четырьмя ушами, с четырьмя вёдрами еды. (Котёл).

5. Однорукий крепкий богатырь. (Вешалка илмек).

Рисование.

Нарисовать алтайскую юрту.

Итог образовательной деятельности:

В. Вот вы закончили рисовать юрту. Посмотрим, что у вас получилось.

Чей рисунок понравился больнее всего.

Что нового вы сегодня узнали?

Как называется жилище алтайцев?

Почему они часто перевозили своё жильё?

Взрослые игры против нечисти: куклы-обереги и костюмные куклы алтая

Однако на самом деле такие изделия ручной работы – больше, чем «простая сувенирка». Это и хранитель родовых традиций, и живая история, и даже талисман, который всегда напоминает о том, что для вас важно. Л

юдмила Усольцева

, руководитель творческого объединения «Куклы Берегини» рассказала ИА «1-LINE» о том, чем отличаются куклы-обереги и какую силу они в себе несут.

(34).jpg

«Сначала мы занимались только традиционными небольшими куклами-оберегами, которые помещаются в ладошку. Но, после очередной успешной выставки сотрудники краеведческого музея подсказали, что можно создавать и большие куклы, с акцентом на костюмах. Конкретно нас заинтересовали переселенцы на Алтай с европейской части. Эта идея совпала с моим желанием узнать свою родословную. Впоследствии, помимо меня, и другие мастерицы подключились к работе: каждая отслеживала свои родственные связи и линии по бабушкам и дедушкам, и создавали «родовые» куклы. То есть куклы, которые с исторической точностью повторяли одежду наших предков. Мы посещали места, где родились, ездили на Солонешное, Красногорское, Тобольское, Верхний Уймон, чтобы из первых уст узнавать, какую одежду носили старообрядцы. Эти ниточки протягивались через своих близких и дальних родственников. А вот потом снова обратились в музей, чтобы уточнить доподлинно – с каких районов и губерний приезжали в Бийск (а губерний очень много было: там и Амурские, и Вятские, и из Тамбовской, Московской губернии и другие)».

(4).jpg

«Интернет в создании таких кукол – не помощник. Конечно, каким-то источникам можно доверять, но нужно иметь базу, чтобы разобраться. Для меня такой базой всегда были книги. Например, мне по родовой линии нужно было сделать для куклы костюм мордвы. Смотрю в интернете, и не складывается в голове картинка. Все не нравится, кажется, ерунда какая-то: всего много, все блестит, гремит. И тут одна женщина приносит мне книжку «Мордовский национальный костюм», а там такое великолепие!


Еще одна знакомая ходила на занятия в «Куклы Берегини», и говорит раз: «Людмила Ивановна, у нас какие-то рубахи лежат, не знаю, надо вам или нет?» А это оказались настоящие, мордовские рубахи изо льна. Нам и их подарили, позже принесли и рушник, которому больше ста лет, подзоры. И так у каждой женщины в нашем окружении – что-то да найдется
».

Еще про Тора:  Мастер-класс "Кукла-Берестушка своими руками" —

(16).jpg

«Для меня создание кукол-оберегов это не деятельность, не работа, а жизнь. В каждую куклу мастерица вкладывает очень многое. Обереговые куклы можно делать и самим себе, и в подарок. А костюмные – только с кем-то, кто понимает и умеет. Например, когда я начинала кукол делать, не понимала многих тонкостей. Например, мне надо сделать рубаху. Написано – «рукава». Я так думаю, рукава и рукава. А оказалось, что так назывались специальные рубахи: они отрезались по грудь, сверху, на рукава, ставилась хорошая ткань, а внизу более грубая, домотканная. Чтобы носилось дольше. Как таковых выкроек такой одежды нет, восстанавливать приходится по мелочам, из исторических источников. И таких моментов очень много. Вот, например, поясочек, которым рубахи подвязывали, называется гашник. «Загашник» это небольшой напуск за пояском, который делали специально, чтобы можно было что-то туда спрятать».

(19).jpg

«Нужно ли прятать куклу-берегиню? А я так скажу, что для каждой из них – особое место в доме. Например, куклу-оберег на удачное замужество надо хранить так, чтобы ее никто не видел и не трогал. А вот, например, куклу-колокольчик «на добрые вести», наоборот, надо вешать прямо в прихожей. И чем больше ее будешь дергать, тем лучше. Или кукла для кухни, для благополучия семьи – ее ставят на видное место, чтобы все видели и прикладывали к ней руку. Есть детская кукла, называется «каша», по ней девочка могла приготовить кашу: сколько насыпать крупы, сколько воды и вот какая вкусная каша получится. Ее, конечно, всегда под рукой надо держать на кухне».

(9).jpg

«Ткани, которые используются в изготовлении кукол – это тоже очень важно. Даже по цветам иногда надо очень четко все соблюдать. Для изготовления лучше использовать лоскутки старой одежды – платков, рубах, юбок. Вещей, которые имели определенное значение для человека. А после создания оберега они должны служить уже в новом образе.


В одной кукле я задействовала даже украшение из старинной мальчиковой рубахи, которой больше ста лет. Здесь настоящая кружевная вышивка. Такие раритетные ткани иногда в прямом смысле по клочкам собираются
».

(32).jpg

«Традиционные куклы-обереги – всегда без лица. Они считаются предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него недобрых сил, а значит, и безвредным для владельца. А вот костюмным куклам лица можно делать, освоение этого мастерства – одна из новых задач, которые я для себя ставлю».

(29).jpg

Анна Сабанова

Фото автора

Из бабушкиных сундуков. в алтайском крае возрождают народные промыслы

Авторский проект возрождения народных промыслов Троицкого района, разработанный преподавателем фольклорного отделения местной ДШИ и руководителем общественной организации «Народное достояние» Татьяной Медведевой, удостоен краевой субсидии.

«В кругу друзей» не первый успешный проект в пятилетней истории «Народного достояния». Выигранные средства помогают обзавестись цифровой техникой, материалами для мастер-классов, обувью и костюмами для фольклорного ансамбля «Большеречье». Надеясь на нынешнюю субсидию по программе «Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае» на 2021 – 2021 годы, общественники мечтают приобрести хорошую видеокамеру.

– Собираемся снять фильм о том, что удалось сделать не только за пять лет нашего пути, но и за весь период изучения фольклорного материала начиная с 90-х годов, когда в районе работал Народный дом, – уточняет Татьяна Валерьевна. – Действуем в комплексе – ДШИ, общеобразовательная школа, музей, детский сад «Родничок». Концертов, мастер-классов и праздников проводим много, но направление одно – сохранение традиционной культуры.

Собеседница вспоминает, с чего все начиналось. Будучи еще молодым специалистом, она ездила в этнографические экспедиции, общалась со старожилами – носителями исконных традиций. Так накопился благодатный материал, который используется по сию пору.

Работается энтузиастам не просто. Из-за того, что район заселял пестрый народ, выходцы из нескольких губерний Центральной и Южной России, трудно найти материал, который с полным основанием можно назвать аутентичным. Такова троицкая глиняная игрушка – ее лепку ребятишки в «Мастерской народных ремесел» осваивают с детсадовского возраста.

Словно зеницу ока берегут воронежский костюм, переданный «Народному достоянию» жительницей Усть-Гавриловки Александрой Павловной Серкиной. Это потом уже участники фольклорных коллективов нашили себе сарафанов и кичек по образу и подобию.

– Если бы можно было открыть бабушкин сундук и достать нужный костюм, было бы проще. Но материальная культура в Троицком районе сохранена хуже, чем, скажем, в Солонешенском, где жили староверы, весьма трепетно относящиеся к своему наследию. К нам же каждая группа переселенцев ехала со своей субкультурой, здесь всё перемешивалось и постепенно утрачивалось. Именно поэтому фестивальные выступления представителей Воронежской области нам бывают понятнее, чем материал, с которым работают местные коллективы, – так Татьяна Валерьевна говорит о проблеме, характерной, в принципе, для всей России.

Утраченное и забытое теперь приходится восстанавливать и изучать уже в ранге грантовых проектов по сохранению и возрождению культуры народа. А ведь все это должно быть у нас в крови – колыбельные над люлькой,  узоры вышитых поясов, обряды старинных праздников…

Выход есть, он – в детях. На фольклорном отделении Троицкой детской школы искусств занимаются сорок ребятишек, и часто бывает так, что после очередного занятия они приносят то чудом сохранившийся в семье свадебный рушник прабабушки, как было с Полиной Караченцевой, то легенду – ее Настя Ельчина из села Белого записала со слов своей бабушки.

Еще про Тора:  Народные куклы обереги | Журнал Ярмарки Мастеров

– Мы наладили контакт с детьми, а они стали интересоваться прошлым своих бабушек и дедушек. Это главное, что мы сделали за пять лет жизни общественной организации «Народное достояние», – считает Медведева.

Национальный акцент

В канун Международного дня защиты детей “НацАкцент” подготовил обзор самых необычных традиционных игрушек народов России. Когда-то у каждого народа существовали свои игрушки. Например, ненецкие женщины изготавливали для своих дочерей кукол из утиного клюва, а у народов Кавказа первой игрушкой для ребенка становилась погремушка, сделанная из бараньего мочевого пузыря.

На Руси вместо слова “игрушка” говорили “потешка”. Славянские дети играли тряпичными, соломенными и деревянными куклами, тканными мячами, глиняными свистульками и фигурками животных. Первой игрушкой в руках ребенка становилась погремушка. Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Славяне верили, что трещотка своими звуками отгоняет злых духов и тем самым оберегает ребенка.Погремушка из бересты

Ханты и манси для маленьких детей делали погремушки из бересты и мелких камешков, из кости оленя или лося, из горла тетерева с вложенными туда дробинками. К игрушкам относились бусы из рыбьих костей позвонков, нанизанных на нитку, из сухих ягод рябины и шиповника. Игрушками служили также корешки и сучья, напоминающие зверьков и птиц.

У народов Кавказа первой игрушкой, с которой сталкивался ребенок, независимо от пола, была погремушка, которую делали из бараньего или козьего мочевого пузыря: мочевой пузырь свежезарезанного животного промывали и, предварительно вложив в него горсть бобов или зерен какого-нибудь злака, надували и просушивали. После просушки бобы или зерна, стукаясь о стенки задубевшего пузыря, гремели – получалась погремушка. Погремушки такого типа были распространены практически у всех народов Дагестана.

Традиционной игрушкой в быту многих народов России с давних времен была тряпичная кукла. Ее особенность была в том, что она была безликой. Считалось, что если кукле нарисовать лицо, то у нее может появиться дуСоломенная кукла ша, причем не всегда добрая, что для ребенка небезопасно. У славян куклы изготавливались из природных материалов: солома, глина, зола, лоскуты и древесная кора. Популярностью пользовались и “стригушки”, сделанные из пучка стриженой травы, а девочки постарше любили играть куклами из лоскутов: кусок ткани, свернутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.

Традиционные куклы удмуртов делали из глины, а также из лоскутков, при этом не используя ни ниток, ни иголок. Основой таким куклам служили скрученная ткань, щепки, бруски, ветки с сучками. Для набивки использовали зерно, опилки, древесную золу.

Ненецкая кукла нухуко (“нухуко” — по-ненецки значит “игрушка”) изготавливалась из утиного клюва, который заменял голову. К клюву пришивалась одежда из меха и ткани. Голова-клюв украшалась накосниками — национальным головным убором.Ненецкая кукла нухуко

На Алтае, заселенном разными народами, часто встречались куклы, плетеные из рогозы, особенностью которых была пропорциональная фигура. Это отличало их от кукол других регионов России, например Поволжья, где создавались лоскутные куклы с большими головами и вытянутым телом.

И конечно же много было на территории России игрушек деревянных и глиняных. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Деревянные игрушки делали из бересты, из осиновых и березовых чурочек. Изготавливали резных кукол, конников и другие диковинные игрушки. У народов Дагестана издавна в чести были деревянные пистолеты и кинжалы, которые также стали украшением мужского костюма.Глиняные игрушки

Детский мир народов России был очень разнообразен, в играх ребенок постоянно общался с природой, а в этом ему помогали народные игрушки. Игрушки из природных материалов отражали все то, чем жили народы их быт, уклад жизни, нравы и обычаи. Жаль, что сегодня самой популярной игрушкой у детей разных народов России является не имеющий никаких особенностей смартфон.  

При написании материала использовались научные работы “Игрушки обских угров и алтайцев…”, “Символика и образ народной игрушки”, “Игрушка в культуре России” и другие.

Тэги

More from my site

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector